СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному курсу «Введение в естественно – научные предметы. Природа неживая и живая».

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по экологии в 5 классе "Введение в естественно - научные предметы. Природа неживая и живая".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному курсу «Введение в естественно – научные предметы. Природа неживая и живая».»

Рабочая программа

по учебному курсу

«Введение в естественно – научные предметы. Природа неживая и живая»

(наименование рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов)


5 класс

(класс, параллель, для которого составлена программа)


Программа составлена на основании ГОС 2004 года, ФГОС НОО, ФГОС ООО,

образовательных программ школы

Тимофеевой Еленой Геннадиевной ___________________________________________________________________________________________________

(ФИО педагога или группы педагогов, участвующих в разработке рабочей программы)






Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____ от

«____» _________ 20__г.



Саратов


Пояснительная записка


Согласно действующему учебному плану, рабочая программа для 5-го класса предусматривает 1 час в неделю, 34 часа в год, (1 час – резерв).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой «Природа неживая и живая 5 класс», М.,»Дрофа» 2015г.

Изучение предмета на ступени основного общего и полного среднего образования направленно на достижение следующих целей:

освоение знаний истории развития современных представлений о живой природе, выдающихся открытиях в современной науке, роли науки в формировании картины мира, о жизнедеятельности растений и животных.

овладение умениями применять полученные знания для объяснения процессов и явлений живой природы, работать с биологическими приборами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, проводить эксперименты.

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, гипотез в ходе работы с различными источниками информации.

воспитание экологической культуры у подрастающего поколения, проявляющегося в его духовной жизни, поступках, быту.

использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, рационального природопользования, как проявление экологического сознания.

Задачи курса:

создание у учащихся понятийного аппарата и знакомство с основными закономерностями общей экологии;

овладение умениями применять экологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, справочниками;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.


Перечень нормативных документов,

используемых при составлении рабочей программы.


1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», зарегистрирован Минюстом России 6 октября 2010 г., рег. №18638.

3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях», зарегистрировано Минюстом России 3 марта 2011 г., рег. №19993, опубликовано 16 марта 2011 г.

4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 ноября 2015 года №81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»

5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».

6. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под.ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова – 4 е изд. – М 2011.

7. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков – 3 –е изд. – М., 2012.

8. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

9. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

10.Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

11. Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «Основная общеобразовательная школа № 81»

12. Примерная программа основного общего образования по экологии (базовый уровень).

В основу данной рабочей программы положена программа по биологии для 5–9 классов авторского коллектива  В.В. Пасечника, на основе программно-методического материала Экология 5-11кл. Автор - Акифьева Е. В.. Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», в соответствии с Примерной программой по биологии и подпрограммами «Природоведение», «Экология растений», «Экология животных», «Экология человека», «Экология» для обучающихся 5 – 9 классов.

Учебно-методический комплект по курсу «Введение в естественно – научные предметы. Природа неживая и живая»


1.Пакулова В.М.,Иванова Н.В. Природа неживая и живая (Учебник). - М.:

Дрофа, 2016.

2.Пакулова В.М.,Иванова Н.В. Природа неживая и живая (Рабочая тетрадь).

-М.: Дрофа, 2017.

3.Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа неживая и живая. 5 класс, М.:Дрофа, 2017 (рабочая тетрадь для учителя);

4.Парфилова Л.Д. Тематическое и поурочное планирование по

природоведению. К учебнику В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой « Природа неживая и живая. 5 класс», М.: изд-во «Экзамен»

Список дополнительной литературы:

1.Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. -М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

2.Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: Дрофа, 2005.

3. Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир –мой дом. Рабочая тетрадь. - М.: Тайдекс Ко, 2011.

4.Планета – наш дом. Учебник – хрестоматия по основам экологии. М., Лайда, 2008.

Электронное сопровождение

1.Библиотека электронных наглядных пособий «Природоведение 5 класс»,

Дрофа, Физикон

2.Электронное учебное издание «Природоведение 5 класс»,

«Мультимедийное приложение к учебнику А.А. Плешакова и Н.И. Сонина» , Дрофа, Физикон


Планируемые результаты освоения

основной образовательной программы основного общего образования

по курсу «Введение в естественно – научные предметы. Природа неживая и живая»

Личностные результаты:

овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира;

формирование устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека;

осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

Метапредметные результаты: основаны на формировании универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

умения управлять своей познавательной деятельностью;

умение организовывать свою деятельность;

определять её цели и задачи;

выбирать средства и применять их на практике;

оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

формирование и развитие средствами экологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.

уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Предметные результаты:

называть методы изучения, применяемые в экологии;

определять роль в природе различных групп организмов;

объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

перечислять отличительные свойства живого;

определять основные органы растений (части клетки);

понимать смысл биологических терминов;

проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; уметь пользоваться лабораторным оборудованием и иметь простейшие навыки работы с микропрепаратами.


Содержание учебного курса

«Введение в естественно – научные предметы. Природа неживая и живая» 5 класс

(35 часов, 1 час в неделю)


Глава 1. Введение. Вселенная (3 ч.)

Звёзды, оболочки Земли, Луна. Солнце, Солнечная система.

Глава 2. Строение и свойства вещества (8 ч.)

Тела и вещества. Свойства тел и веществ. Смеси. Молекулы, атомы, элементы. Движение частиц вещества. Физические и химические явления. Горение. Окисление.

Практическая работа «Свойства веществ и тел»

Контрольная работа «Свойства веществ»

Глава 3. Воздух (4 ч.)

Свойства воздуха, вес воздуха, атмосферное давление, изменение давления воздуха с высотой.

Глава 4. Вода (3 ч.)

Три состояния воды, тепловое расширение воды. Вода – растворитель. Вода в природе.

Глава 5.Горные породы (3 ч.)

Внутреннее строение Земли. Горные породы. Разрушение горных пород. Полезные ископаемые. Металлы.

Глава 6. Почва – особое тело Земли (3 ч.)

Образование почв и их разнообразие. Состав и свойства почв. Влияние растений на почву. Разрушение почв.

Практическая работа «Изучение свойств почвы»

Глава 7. Организмы: что это такое? (2 ч.)

Организм и его свойства, где живут организмы. Увеличительные приборы. Строение организма.

Самостоятельная работа «Строение организмов»

Глава 8. Растения – посредники между небом и Землёй (3 ч.)

Признаки и разнообразие растений. Строение цветковых растений. Места обитания дикорастущих растений. Красная книга. Многообразие культурных растений.

Глава 9. Грибы – растения ли это? (1 ч.)

Разнообразие грибов. Шляпочные грибы.

Глава 10. Животные – братья наши меньшие (2 ч.)

Признаки животных. Условия жизни и многообразие диких животных. Домашние животные. Связи живого и неживого.

Глава 11. Человек. Его здоровье и безопасность жизни (1 ч.)

Человек и окружающая среда. Вредные привычки и их предупреждение.

Итоговое тестирование.

Повторение изученного материала (1 ч).

Резерв (1 ч).






раздел

формы организации учебных занятий

Основные виды деятельности обучающихся

(на уровне универсальных учебных действий)

Глава 1. Введение. Вселенная (3 ч.)





урок «открытия» нового знания, урок отработки умений и рефлексии, комбинированный урок


Определяют понятия «звёзды, оболочки Земли, Луна. Солнце, Солнечная система».

Характеризуют основные методы исследования.

Регулятивные: составлять план текста; под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы; Формирование умения самостоятельно обнаруживать
























и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Познавательные:  владеть таким видом изложения текста, как повествование; под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение; получать информацию из различных источников; определять отношения объекта с другими объектами; определять существенные признаки объекта.

Коммуникативные: уметь самостоятельно определять общие цели и распределять роли при совместной работе. Умение сотрудничать с учителем в поиске и сборе информации.

Глава 2. Строение и свойства вещества (8 ч.)



уроки «открытия» нового знания, уроки отработки умений и рефлексии, уроки развивающего контроля, урок-практикум, комбинированные уроки.

Определяют понятия «тела и вещества. Свойства тел и веществ. Смеси. Молекулы, атомы, элементы. Движение частиц вещества. Физические и химические явления. Горение. Окисление.

Выделяют существенные признаки тел и веществ, Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы.

Р. работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

Составляют сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

П. работать с текстом и иллюстрациями учебника, формируют умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

К. уметь распределять роли при выполнении работ в парах, уметь договариваться друг с другом.

Глава 3. Воздух (4ч.)


уроки «открытия» нового знания, уроки отработки умений и рефлексии.

Определяют понятия «свойства воздуха, вес воздуха, атмосферное давление, изменение давления воздуха с высотой».

Объясняют роль воздухав природе и жизни человека. Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы.

Р. работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

П. выполнять лабораторные работы под руководством учителя; делать выводы на основе сравнения;

находить информацию о воздухев научно-популярной литературе, словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

К. уметь распределять роли при выполнении заданий в парах, уметь договариватьс, вести диалог с учителем и другими учащимися.

Глава 4. Вода (3 ч.)


урок «открытия» нового знания, урок отработки умений и рефлексии, комбинированный урок

Выделяют существенные признаки состояния воды, свойства воды. Объясняют роль воды в природе и жизни человека.

Р. работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

П. выполнять лабораторные работы под руководством учителя; делать выводы на основе сравнения; находить информацию о воде в научно-популярной литературе, словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

К. уметь распределять роли при работе в парах,уметь договариваться друг с другом.

Глава 5.Горные породы (3 ч.)


урок «открытия» нового знания, урок отработки умений и рефлексии, урок-исследование

Определяют понятие «горные породы, полезные ископаемые, металлы. Объясняют роль полезных ископаемых в жизни человека, готовят сообщение «Разнообразие горных пород и минералов».

Выделяют существенные признаки горных пород и минералов. Работают с таблицами, образцами горных пород и минералов, полезных ископаемых.

Р. работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

П. выполнять лабораторные работы под руководством учителя; сравнивать горные породы и минералы, делать выводы на основе сравнения; находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

К. уметь распределять роли при выполнении л.р. в парах, уметь договариваться друг с другом. Формирование умения слушать учителя, вести диалог с учителем и другими учащимися.

Глава 6. Почва – особое тело Земли

(3 ч.)

комбинированные уроки

Определяют понятия «почва, свойства и состав почвы,

Объясняют влияние растений на почву.

Р. работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

П. выполнять лабораторные работы под руководством учителя; делать выводы на основе сравнения;

находить информацию в научно-популярной литературе, словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, формировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

К. уметь распределять роли при выполнении заданий в парах, уметь договариватьс, вести диалог с учителем и другими учащимися, формировать умение слушать и понимать речь других людей.

Глава 7. Организмы: что это такое? (2 ч.)


урок «открытия» нового знания, урок отработки умений и рефлексии

Выделять существенные свойства живого организма, объяснять их взаимосвязь и значение.

Характеризовать причины многообразия живых организмов. Объяснять причины приспособленности живых организмов.

Р. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

П. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа по анализу схем и иллюстраций из учебника)

Вычитывать все уровни текстовой информации.

К. формировать умение слушать и понимать речь других людей. .

Глава 8. Растения – посредники между небом и Землёй

(3 ч.)


урок «открытия» нового знания, комбинированные уроки

Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности растений разных систематических групп.

Различать (по таблице) основные группы растений: водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые.

Определять основные органы растений.

Находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками.

Р. работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

П. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете, анализировать и оценивать её.

К. уметь договариваться друг с другом, формирование умения слушать учителя, вести диалог с учителем и другими учащимися.

Глава 9. Грибы – растения ли это?

(1 ч.)


Урок «открытия» нового знания

Определяют понятия «грибы, шляпочные грибы, ядовитые и съедобные грибы». Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов.

Р: составлять план текста; под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы; формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

П:  владеть таким видом изложения текста, как повествование; под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение; получать информацию из различных источников; определять отношения объекта с другими объектами; определять существенные признаки объекта.

К: уметь самостоятельно определять общие цели и распределять роли при совместной работе. Умение сотрудничать с учителем в поиске и сборе информации.

Глава 10. Животные – братья наши меньшие (2 ч.)


Урок «открытия» нового знания, комбинированный урок

Выделять существенные признаки животных, Характеризовать условия жизни и многообразие диких и домашних животных. Определять связи живого и неживого.

Р. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

П. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа по анализу схем и иллюстраций из учебника)

Вычитывать все уровни текстовой информации.

К. формировать умение слушать и понимать речь других людей, уметь самостоятельно определять общие цели и распределять роли при совместной работе.

Глава 11. Человек. Его здоровье и безопасность жизни (1 ч.)


комбинированный урок

Определяют понятия «здоровье человека, безопасность жизни, вредные привычки»

Р: выявляют влияние вредных привычек на здоровье человека, влияние окружающей среды на здоровье человека, составлять план текста; под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы; формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

П:  владеть таким видом изложения текста, как повествование; под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение; получать информацию из различных источников.

К: уметь самостоятельно определять общие цели. Умение сотрудничать и слушать других.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!