Рабочая программа
по учебному курсу
«Введение в естественно – научные предметы. Природа неживая и живая»
(наименование рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов)
5 класс
(класс, параллель, для которого составлена программа)
Программа составлена на основании ГОС 2004 года, ФГОС НОО, ФГОС ООО,
образовательных программ школы
Тимофеевой Еленой Геннадиевной ___________________________________________________________________________________________________
(ФИО педагога или группы педагогов, участвующих в разработке рабочей программы)
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____ от
«____» _________ 20__г.
Саратов
Пояснительная записка
Согласно действующему учебному плану, рабочая программа для 5-го класса предусматривает 1 час в неделю, 34 часа в год, (1 час – резерв).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой «Природа неживая и живая 5 класс», М.,»Дрофа» 2015г.
Изучение предмета на ступени основного общего и полного среднего образования направленно на достижение следующих целей:
освоение знаний истории развития современных представлений о живой природе, выдающихся открытиях в современной науке, роли науки в формировании картины мира, о жизнедеятельности растений и животных.
овладение умениями применять полученные знания для объяснения процессов и явлений живой природы, работать с биологическими приборами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, проводить эксперименты.
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, гипотез в ходе работы с различными источниками информации.
воспитание экологической культуры у подрастающего поколения, проявляющегося в его духовной жизни, поступках, быту.
использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, рационального природопользования, как проявление экологического сознания.
Задачи курса:
создание у учащихся понятийного аппарата и знакомство с основными закономерностями общей экологии;
овладение умениями применять экологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, справочниками;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Перечень нормативных документов,
используемых при составлении рабочей программы.
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», зарегистрирован Минюстом России 6 октября 2010 г., рег. №18638.
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях», зарегистрировано Минюстом России 3 марта 2011 г., рег. №19993, опубликовано 16 марта 2011 г.
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 ноября 2015 года №81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»
5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
6. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под.ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова – 4 е изд. – М 2011.
7. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков – 3 –е изд. – М., 2012.
8. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
9. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
10.Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
11. Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «Основная общеобразовательная школа № 81»
12. Примерная программа основного общего образования по экологии (базовый уровень).
В основу данной рабочей программы положена программа по биологии для 5–9 классов авторского коллектива В.В. Пасечника, на основе программно-методического материала Экология 5-11кл. Автор - Акифьева Е. В.. Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», в соответствии с Примерной программой по биологии и подпрограммами «Природоведение», «Экология растений», «Экология животных», «Экология человека», «Экология» для обучающихся 5 – 9 классов.
Учебно-методический комплект по курсу «Введение в естественно – научные предметы. Природа неживая и живая»
1.Пакулова В.М.,Иванова Н.В. Природа неживая и живая (Учебник). - М.:
Дрофа, 2016.
2.Пакулова В.М.,Иванова Н.В. Природа неживая и живая (Рабочая тетрадь).
-М.: Дрофа, 2017.
3.Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа неживая и живая. 5 класс, М.:Дрофа, 2017 (рабочая тетрадь для учителя);
4.Парфилова Л.Д. Тематическое и поурочное планирование по
природоведению. К учебнику В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой « Природа неживая и живая. 5 класс», М.: изд-во «Экзамен»
Список дополнительной литературы:
1.Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. -М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
2.Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: Дрофа, 2005.
3. Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир –мой дом. Рабочая тетрадь. - М.: Тайдекс Ко, 2011.
4.Планета – наш дом. Учебник – хрестоматия по основам экологии. М., Лайда, 2008.
Электронное сопровождение
1.Библиотека электронных наглядных пособий «Природоведение 5 класс»,
Дрофа, Физикон
2.Электронное учебное издание «Природоведение 5 класс»,
«Мультимедийное приложение к учебнику А.А. Плешакова и Н.И. Сонина» , Дрофа, Физикон
Планируемые результаты освоения
основной образовательной программы основного общего образования
по курсу «Введение в естественно – научные предметы. Природа неживая и живая»
Личностные результаты:
овладение на уровне общего образования законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира;
формирование устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека;
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Метапредметные результаты: основаны на формировании универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
умения управлять своей познавательной деятельностью;
умение организовывать свою деятельность;
определять её цели и задачи;
выбирать средства и применять их на практике;
оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
формирование и развитие средствами экологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта.
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Предметные результаты:
называть методы изучения, применяемые в экологии;
определять роль в природе различных групп организмов;
объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
перечислять отличительные свойства живого;
определять основные органы растений (части клетки);
понимать смысл биологических терминов;
проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; уметь пользоваться лабораторным оборудованием и иметь простейшие навыки работы с микропрепаратами.
Содержание учебного курса
«Введение в естественно – научные предметы. Природа неживая и живая» 5 класс
(35 часов, 1 час в неделю)
Глава 1. Введение. Вселенная (3 ч.)
Звёзды, оболочки Земли, Луна. Солнце, Солнечная система.
Глава 2. Строение и свойства вещества (8 ч.)
Тела и вещества. Свойства тел и веществ. Смеси. Молекулы, атомы, элементы. Движение частиц вещества. Физические и химические явления. Горение. Окисление.
Практическая работа «Свойства веществ и тел»
Контрольная работа «Свойства веществ»
Глава 3. Воздух (4 ч.)
Свойства воздуха, вес воздуха, атмосферное давление, изменение давления воздуха с высотой.
Глава 4. Вода (3 ч.)
Три состояния воды, тепловое расширение воды. Вода – растворитель. Вода в природе.
Глава 5.Горные породы (3 ч.)
Внутреннее строение Земли. Горные породы. Разрушение горных пород. Полезные ископаемые. Металлы.
Глава 6. Почва – особое тело Земли (3 ч.)
Образование почв и их разнообразие. Состав и свойства почв. Влияние растений на почву. Разрушение почв.
Практическая работа «Изучение свойств почвы»
Глава 7. Организмы: что это такое? (2 ч.)
Организм и его свойства, где живут организмы. Увеличительные приборы. Строение организма.
Самостоятельная работа «Строение организмов»
Глава 8. Растения – посредники между небом и Землёй (3 ч.)
Признаки и разнообразие растений. Строение цветковых растений. Места обитания дикорастущих растений. Красная книга. Многообразие культурных растений.
Глава 9. Грибы – растения ли это? (1 ч.)
Разнообразие грибов. Шляпочные грибы.
Глава 10. Животные – братья наши меньшие (2 ч.)
Признаки животных. Условия жизни и многообразие диких животных. Домашние животные. Связи живого и неживого.
Глава 11. Человек. Его здоровье и безопасность жизни (1 ч.)
Человек и окружающая среда. Вредные привычки и их предупреждение.
Итоговое тестирование.
Повторение изученного материала (1 ч).
Резерв (1 ч).
раздел | формы организации учебных занятий | Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий) |
Глава 1. Введение. Вселенная (3 ч.) | урок «открытия» нового знания, урок отработки умений и рефлексии, комбинированный урок | Определяют понятия «звёзды, оболочки Земли, Луна. Солнце, Солнечная система». Характеризуют основные методы исследования. Регулятивные: составлять план текста; под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы; Формирование умения самостоятельно обнаруживать |
| | и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). Познавательные: владеть таким видом изложения текста, как повествование; под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение; получать информацию из различных источников; определять отношения объекта с другими объектами; определять существенные признаки объекта. Коммуникативные: уметь самостоятельно определять общие цели и распределять роли при совместной работе. Умение сотрудничать с учителем в поиске и сборе информации. |
Глава 2. Строение и свойства вещества (8 ч.) | уроки «открытия» нового знания, уроки отработки умений и рефлексии, уроки развивающего контроля, урок-практикум, комбинированные уроки. | Определяют понятия «тела и вещества. Свойства тел и веществ. Смеси. Молекулы, атомы, элементы. Движение частиц вещества. Физические и химические явления. Горение. Окисление. Выделяют существенные признаки тел и веществ, Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Р. работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; Составляют сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы. П. работать с текстом и иллюстрациями учебника, формируют умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий). К. уметь распределять роли при выполнении работ в парах, уметь договариваться друг с другом. |
Глава 3. Воздух (4ч.) | уроки «открытия» нового знания, уроки отработки умений и рефлексии. | Определяют понятия «свойства воздуха, вес воздуха, атмосферное давление, изменение давления воздуха с высотой». Объясняют роль воздухав природе и жизни человека. Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Р. работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы. П. выполнять лабораторные работы под руководством учителя; делать выводы на основе сравнения; находить информацию о воздухев научно-популярной литературе, словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую. К. уметь распределять роли при выполнении заданий в парах, уметь договариватьс, вести диалог с учителем и другими учащимися. |
Глава 4. Вода (3 ч.) | урок «открытия» нового знания, урок отработки умений и рефлексии, комбинированный урок | Выделяют существенные признаки состояния воды, свойства воды. Объясняют роль воды в природе и жизни человека. Р. работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы. П. выполнять лабораторные работы под руководством учителя; делать выводы на основе сравнения; находить информацию о воде в научно-популярной литературе, словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую. К. уметь распределять роли при работе в парах,уметь договариваться друг с другом. |
Глава 5.Горные породы (3 ч.) | урок «открытия» нового знания, урок отработки умений и рефлексии, урок-исследование | Определяют понятие «горные породы, полезные ископаемые, металлы. Объясняют роль полезных ископаемых в жизни человека, готовят сообщение «Разнообразие горных пород и минералов». Выделяют существенные признаки горных пород и минералов. Работают с таблицами, образцами горных пород и минералов, полезных ископаемых. Р. работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы. П. выполнять лабораторные работы под руководством учителя; сравнивать горные породы и минералы, делать выводы на основе сравнения; находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую. К. уметь распределять роли при выполнении л.р. в парах, уметь договариваться друг с другом. Формирование умения слушать учителя, вести диалог с учителем и другими учащимися. |
Глава 6. Почва – особое тело Земли (3 ч.) | комбинированные уроки | Определяют понятия «почва, свойства и состав почвы, Объясняют влияние растений на почву. Р. работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы. П. выполнять лабораторные работы под руководством учителя; делать выводы на основе сравнения; находить информацию в научно-популярной литературе, словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, формировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию. К. уметь распределять роли при выполнении заданий в парах, уметь договариватьс, вести диалог с учителем и другими учащимися, формировать умение слушать и понимать речь других людей. |
Глава 7. Организмы: что это такое? (2 ч.) | урок «открытия» нового знания, урок отработки умений и рефлексии | Выделять существенные свойства живого организма, объяснять их взаимосвязь и значение. Характеризовать причины многообразия живых организмов. Объяснять причины приспособленности живых организмов. Р. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). П. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа по анализу схем и иллюстраций из учебника) Вычитывать все уровни текстовой информации. К. формировать умение слушать и понимать речь других людей. . |
Глава 8. Растения – посредники между небом и Землёй (3 ч.) | урок «открытия» нового знания, комбинированные уроки | Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности растений разных систематических групп. Различать (по таблице) основные группы растений: водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые. Определять основные органы растений. Находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками. Р. работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы. П. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете, анализировать и оценивать её. К. уметь договариваться друг с другом, формирование умения слушать учителя, вести диалог с учителем и другими учащимися. |
Глава 9. Грибы – растения ли это? (1 ч.) | Урок «открытия» нового знания | Определяют понятия «грибы, шляпочные грибы, ядовитые и съедобные грибы». Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Р: составлять план текста; под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы; формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). П: владеть таким видом изложения текста, как повествование; под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение; получать информацию из различных источников; определять отношения объекта с другими объектами; определять существенные признаки объекта. К: уметь самостоятельно определять общие цели и распределять роли при совместной работе. Умение сотрудничать с учителем в поиске и сборе информации. |
Глава 10. Животные – братья наши меньшие (2 ч.) | Урок «открытия» нового знания, комбинированный урок | Выделять существенные признаки животных, Характеризовать условия жизни и многообразие диких и домашних животных. Определять связи живого и неживого. Р. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). П. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа по анализу схем и иллюстраций из учебника) Вычитывать все уровни текстовой информации. К. формировать умение слушать и понимать речь других людей, уметь самостоятельно определять общие цели и распределять роли при совместной работе. |
Глава 11. Человек. Его здоровье и безопасность жизни (1 ч.) | комбинированный урок | Определяют понятия «здоровье человека, безопасность жизни, вредные привычки» Р: выявляют влияние вредных привычек на здоровье человека, влияние окружающей среды на здоровье человека, составлять план текста; под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы; формирование умения самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). П: владеть таким видом изложения текста, как повествование; под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение; получать информацию из различных источников. К: уметь самостоятельно определять общие цели. Умение сотрудничать и слушать других. |