Муниципальное казенное образовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Одинцовская общеобразовательная школа «Надежда»
УТВЕРЖДАЮ Директор_______ К.С. Махнач |
Приказ № от_______2022 г. |
Рабочая программа
по предмету: «Физическая культура»
8 класс (надомное обучение)
Составитель: Малынова Э.С., учитель 1 КК
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету: «Физическая культура» для обучающихся 8 классов с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на основе:
письма МО РФ от 03.04.2003г. номер 27/27 22-6;
программно-методического материала «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И. М. Бгажноковой.
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа составлена 34 часа (по 1 часу в неделю при 34 учебных неделях).
Описание методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса
Учебное оборудование:
спортивный инвентарь.
Учебные средства:
Программно-методические материалы под ред. И.М. Бгажноковой./ «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта», Москва, ВЛАДОС, 2016;
Результаты изучения учебного предмета
Требования к уровню подготовки выпускников 8 класса.
Обучающиеся должны знать:
правила поведения в физкультурном зале, на спортивной площадке; подготовка спортивной формы к занятиям, переодевание;
- название гимнастических элементов;
- понятие о правильной осанке, ходьбе, беге, метании, прыжках;
- правила безопасности при занятиях физическими упражнениями;
- правила изучаемых игр;
Обучающиеся должны уметь:
- осуществлять построение и перестроение в шеренгу, колонну, повороты вправо, влево, кругом.
- лазать по наклонной гимнастической скамейке, гимнастической стенке.
- выполнять бег с преодолением небольших препятствий; специальные беговые упражнения;
- выполнять прыжки в длину с места;
- метать мяч в цель;
- играть в подвижные игры.
Содержание программы
Гимнастика.
Строевые упражнения. Размыкание на вытянутые руки вперед по команде учителя. Повороты направо, налево, кругом с указанием направления учителем. Равнение по носкам в шеренге. Выполнение команд: «Становись!», «Разойдись!», «Равняйсь!», «Смирно!».
Общеразвивающие упражнения без предметов. Основные положения и движения рук, ног, туловища, головы, выполняемые на месте и в движении. Сочетание движений ног, туловища с одноименными и разноименными движениями рук. Простые комплексы общеразвивающих и корригирующих упражнений.
Общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами. Комплексы упражнений с гимнастическими палками, флажками, малыми обручами, большими и малыми мячами. Комплексы упражнений со скакалками. Комплексы с набивными мячами. Комплексы с обручами.
Элементы акробатических упражнений. Кувырок вперед, назад (строго индивидуально), перекаты, «мостик» с помощью учителя, стойка на лопатках (индивидуально). Полушпагат.
Лазанье. Повторение ранее пройденных способов лазания по гимнастической стенке. Лазание по наклонной гимнастической скамейке на четвереньках с переходом на гимнастическую стенку (скамейка висит на 3-4 рейке, ноги ставить на 1-ю рейку). Подлезание под препятствие высотой 40-50 см. ограниченное с боков. Элементы лазания по канату в три приема(индивидуально).
Равновесие. Ходьба по гимнастической скамейке с предметом (мяч, палка, флажки, обруч). Поворот кругом переступанием на гимнастической скамейке. Расхождение вдвоем при встрече на полу в коридоре 20-30 см.
Лёгкая атлетика.
Ходьба и бег. Ходьба, начиная с левой ноги. Ходьба с носка. Ходьба на пятках, на наружной стороне стопы. Бег в медленном темпе с соблюдением строя. Бег с высоким подниманием бедра, с захлестом голени назад. Ускорения с высокого старта.
Прыжки. Прыжки на одной ноге с продвижением вперед. Прыжок в длину с места. Прыжок в высоту с шага. Прыжок в глубину с высоты 50 см с поворотом на 45 градусов. Прыжок, наступая, через гимнастическую скамейку. Прыжок боком через гимнастическую скамейку с опорой на руки.
Броски, ловля, передача предметов, переноска груза. Подбрасывание мяча перед собой и ловля его. Метание мяча в горизонтальную цель. Метание мяча из-за головы с места на дальность. Высокое подбрасывание большого мяча и ловля его после отскока от пола. Броски большого мяча друг другу в парах двумя руками снизу, от груди. Удары мяча об пол двумя руками. Переноска одновременно нескольких предметов различной формы. Перекладывание палки из одной руки в другую. Подбрасывание палки вертикально вверх и ловля ее двумя руками. Переноска гимнастического мата (4 человека) на руках.
Корригирующая гимнастика.
Упражнения на осанку. Упражнения с удерживанием предмета на голове, ходьба с предметом на голове с перешагиванием через веревочку, кубики, мячи, скамейки и т.д. Ловля и передача мяча с сохранением правильной осанки, стараясь не уронить предмет с головы. Выполнение различных заданий с предметом на голове (присесть, ходьба с высоким подниманием коленей, ходьба боком, приставным шагом и др.)
Упражнения для развития гибкости, растяжения мышц и связок позвоночника. Смешанные и полные висы на гимнастической стенке, перекладине, кольцах. Выполнение специального комплекса упражнений для растяжения мышц на ковриках в И.П. сидя, лежа на спине и животе, и др.
Развитие выносливости. Ритмическая гимнастика, аэробика, подвижные игры, бег средней интенсивности до 5 минут. Развитие общей выносливости путем увеличения интенсивности и количества упражнений за урок. Развитие специальной выносливости путем длительного удержания статических поз. В зимнее время – ходьба и бег по снегу, с преодолением препятствий, ходьба на лыжах в аэробном режиме, подвижные игры на воздухе. Бег в чередовании с ходьбой, медленный бег до 1,5 – 2 минут; упражнения для развития специальной выносливости в непродолжительном удержании статических поз.
Развитие силы. Подтягивания на высокой и низкой перекладинах, отжимания от пола (на коленях), от скамейки; отжимания от скамейки в упоре сзади. Упражнения с гантелями; приседы и полуприседы. Выполнение комплекса упражнений с медицинболами. Развитие статической силы в удержании различных поз, сопряженных с напряжением различных мышечных групп. Статическое напряжение мышц лопаток, шеи, спины, упражнения для укрепления диафрагмы.
Развитие координации движений. Комплексы ритмической гимнастики, с обручами, гимнастическими палками, лентами, мячами, другими предметами и без. Выполнение упражнений с разноименными одновременными движениями рук и ног. Упражнения около гимнастической стенки. Начальные элементы классической и танцевальной аэробики: базовые шаги. Начальные элементы степ-аэробики. Подвижные игры тренирующего и целенаправленного характера: «Мяч с четырех сторон», «Снайперы», «Прыгуны и пятнашки» и др.
Профилактика плоскостопия. Упражнения на уменьшенной площади опоры в виде ходьбы по узкой рейке скамьи, гимнастической палке, по канату или шесту, положенному на пол. Ходьба на пятках или наружных сторонах стопы с шариками, захваченными пальцами ног. Захватить пальцами правой ноги ручку скакалки, поднять ее и взять рукой; затем пальцами левой ноги взять ее из рук и положить на пол; то же выполнить в обратном порядке.
Упражнения для расслабления мышц. Элементы самомассажа. Простейшие элементы самомассажа: растирание ладоней, ушных раковин, поясничного отдела позвоночника, надплечий, поглаживания живота, шеи, постукивания кулаком по грудине, по крупным мышцам конечностей. Упражнения с гимнастической палкой: растирание палкой лопаточной, поясничной, грудной областей, похлопывание гимнастической палкой крупных мышц конечностей. Выполнение упражнений с массажным мячом, массажным валиком и кольцами.
Укрепление вестибулярного аппарата. Упражнения в равновесии: ходьба выпадами; ходьба спиной вперед перекатом с носка на всю ступню; переменные шаги вперед. Ходьба приставными шагами вдвоем (втроем). Упор присев на правой (левой), левая (правая) нога назад из стойки поперек на бревне, гимнастической скамье. То же, из стойки продольно. Упражнения в равновесии, стоя на медицинболе. Выполнение упражнений на фитболах и физиороллах: удержание равновесие в И.П. сидя на снаряде, со сменой положения рук, отрывом одной ноги от пола, двух ног.
Подвижные игры.
Подвижные игры: «Охотники и утки», «Два мяча через сетку», «Кто быстрее», «Гонка мячей по кругу», «Мяч капитану». Элементы игры в пионербол и волейбол. Эстафеты с мячами и предметами. Игровые упражнения с баскетбольными мячами.
Игры зимой: «Снежком по мячу», «Крепость».
Тематическое планирование
| Тема | Количество часов |
1 | Легкая атлетика | 8 |
2 | Гимнастика, акробатика | 6 |
3 | Подвижные и спортивные игры | 6 |
4 | Корригирующая гимнастика | 14 |
| Итого: | 34 |
Календарно- тематическое планирование
№ | Тема урока | Плановая дата | Фактическая дата | Примечание |
| Легкая атлетика. 8 ч. | | | |
| Инструктаж по технике безопасности на уроке легкой атлетики. Виды бега, ходьбы. Специальные беговые упражнения | 7.09 | | |
| Равномерный бег 500 м, в сочетании с ходьбой. ОРУ на развитие выносливости | 14.09 | | |
| Бросок набивного мяча (1 кг) двумя руками из положения сидя. Метание малого мяча (150 гр.) в цель с 10-12 м | 21.09 | | |
| Наклон вперед из положения сидя | 28.09 | | |
| Сгибание и разгибание туловища из положения лёжа за 30 секунд | 5.10 | | |
| Прыжки в длину с места. Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги» | 19.10 | | |
| Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа | 26.10 | | |
| Толкание набивного мяча 1 кг с места 1 рукой | 2.11 | | |
| Гимнастика. 6 ч. | | | |
| Правила поведения учащихся на уроках гимнастики. ОРУ с гимнастическими палками | 9.11 | | |
| Повороты налево, направо, кругом, ходьба по диагонали. Кувырок вперед из упора присев | 16.11 | | |
| Понятие интервал, ходьба «змейкой». Кувырок вперед с шага | 30.11 | | |
| «Мост» из положения лежа на спине. Обучение технике выполнения | 7.12 | | |
| Разбег и толчок ногами, приземление. Обучение технике выполнения. | 14.12 | | |
| Ходьба с перешагиванием через палку (на полу и бревне). | 21.12 | | |
| Подвижные игры. 6 ч. | | | |
| Инструктаж по технике безопасности на уроке подвижных игр. Элементы игры в баскетбол. Обучение подвижной игре «Борьба за мяч» | 28.12 | | |
| Элементы игры в баскетбол. Обучение подвижной игре «Борьба за мяч» | 11.01 | | |
| Ловля и передача мяча двумя руками. Передача мяча двумя руками от груди | 18.01 | | |
| Ведение мяча на месте правой и левой рукой. Ведение мяча бегом правой, левой рукой | 25.01 | | |
| Бросок мяча в корзину двумя руками с места, с отскоком от щита с правой и левой стороны | 1.02 | | |
| Элементы игры в волейбол. Основные способы перемещения игроков по площадке. Приставные шаги с изменением направления. | 8.02 | | |
| Корригирующая гимнастика. 14 ч. | | | |
| Упражнения на равновесие, стимулирующие вестибулярный аппарат. Упражнения на «Диске здоровья» | 15.02 | | |
| Упражнения для профилактики плоскостопия. Упражнения на массажерах для стоп | 1.03 | | |
| Упражнения на формирование правильной осанки. Комплекс упражнений для укрепления мышц пресса и спины | 8.03 | | |
| Обучение скандинавской ходьбе. Техника работы рук и ног | 15.03 | | |
| Упражнения для профилактики плоскостопия. Круговое движение в голеностопном суставе. Полуприседания и приседания на носках и скрестив ноги. Упражнения: «Ходьба», «Лошадка», «Гусеница», «Медвежонок» | 22.03 | | |
| Упражнения на равновесие, стимулирующие вестибулярный аппарат | 29.03 | | |
| Упражнения для профилактики плоскостопия. Ходьба по ребристой дорожке, захват пальцами стопы предметов | 12.04 | | |
| Упражнения на формирование правильной осанки Ходьба с предметом на голове (книга, мешочек). Упражнения для укрепления мышц спины: «Самолет», «Крокодил», «Кошка» | 19.04 | | |
| Развитие координации движений: подвижные игры тренирующего и целенаправленного характера. | 26.04 | | |
| Упражнения на равновесие, стимулирующие вестибулярный аппарат. Стойка на носках на гимнастической скамейке. Ходьба по гимнастической скамейке с перешагиванием через предметы | 3.05 | | |
| Упражнения на формирование правильной осанки. Упражнения для укрепления мышц спины: «Маятник», «Лисичка», «Морская звезда», «Месяц», «Ежик» | 10.05 | | |
| Упражнения для укрепления мышц спины и брюшного пресса: статическое напряжение мышц | 17.05 | | |
| Развитие выносливости к умеренным нагрузкам. Медленный бег в сочетании с ходьбой | 24.05 | | |
| Упражнения для профилактики плоскостопия. Ходьба по ребристой дорожке, захват пальцами стопы предметов | 24.05 | | |
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
От ______2022г. №________
__________________ Д.Н. Трубецкая
СОГЛАСОВАНО
Протокол методического объединения
От _________2022. №_______
Председатель ШМО____________А.Л. Денисова