МБОУ «Учхозская средняя общеобразовательная школа» Краснослободского муниципального района Республики Мордовия
Рассмотрена и одобрена на заседании ШМО естественно-научного цикла Руководитель ШМО _____________ /___________________/ Протокол №____ от __ ________________2018 г. | Согласована Заместитель директора по учебно- воспитательной работе ____________________ / « 1 » августа 20___ г. | Утверждена Директор МОУ Учхозская СОШ Краснослободского муниципального района Республики Мордовия _____________/ ________________ / « 1 » августа 20___ г. |
Рабочая программа
по предмету
по предмету Физика 7 класс
на 2018-2019 учебный год
Составитель(ли): Буралкин Я.А.
п. Преображенский
Пояснительная записка
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях — личностном, метапредметном и предметном.
Школьный курс физики — системообразующий для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.
Рабочая программа по физике определяет цели изучения физики в основной школе, содержание тем курса, дает распределение учебных часов по разделам курса, перечень демонстрационных экспериментов учителя, опытов и лабораторных работ, выполняемых учащимися, а также планируемые результаты обучения физике.
Цели изучения физики в основной школе следующие:
развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
формирование у учащихся представлений о физической картине мира.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Данная рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по физике. 7-9 классы.» под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др., авторской программы «Физика. 7-9 классы» под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г, с учетом актуальных положений ФГОС нового поколения
Нами внесены следующие изменения в распределении количества часов по темам. Уменьшено количество учебных часов на изучение темы «Давление твердых тел,
жидкостей и газов, Работа и мощность. Энергия» в связи необходимостью создания резерва учебного времени, с учетом вводной и итоговых контрольных работ. Внесение данных изменений позволит охватить весь изучаемый материал по программе, более эффективно осуществить индивидуальный подход к обучающимся.
Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 14 лабораторных работ, 6 контрольных работ.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов(2 часа в неделю) для обязательного изучения физики в 7 классе.
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:
знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических
устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
При реализации рабочей программы используется УМК Перышкина А. В, Гутник Е. М., входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.
Тематическое планирование (учебно-тематический план)
№ п/п | | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | Из них | |
Теоретическое обучение, ч. | Лабораторные и практические работы, ч. | Контрольная работа, ч. | Самостоятельная работа, ч. |
I. | Физика и физические методы изучения природы. | 4 | 1 | | 2 | |
II. | Первоначальные сведения о строении вещества. | 5 | 2 | 4 | 2 | |
III. | Взаимодействие тел. | 22 | 21 | 2 | 2- | |
IV | Давление твердых тел, газов, жидкостей. | 21 | 8 | 2 | 1 | |
| Работа и мощность. Энергия. | 12 | | | | |
V | Резерв | 4 | | | | |
| ИТОГО | 68 | | | | |
| | | | | | |
Содержание программы учебного предмета.
(68 часов)
Планируемые результаты обучения.
7 класс (68 ч, 2 ч в неделю)
Физика и физические методы изучения природы. (4 ч)
Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.
Демонстрации.
Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. Физические приборы.
Лабораторные работы и опыты.
Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности. Измерение длины. Измерение температуры.
Требования к уровню подготовки учащихся.
—иметь представление о методах физической науки, ее целях и задачах; знать и понимать такие термины, как материя, вещество, физическое тело, физическая величина, единица физической величины. При изучении темы у учащихся должны сформироваться первоначальные знания об измерении физических величин.
—уметь объяснять устройство, определять цену деления и пользоваться простейшими измерительными приборами (мензурка, линейка, термометр).
Первоначальные сведения о строении вещества. (5 ч)
Строение вещества. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.
Демонстрации.
Диффузия в газах и жидкостях. Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда. Сцепление свинцовых цилиндров.
Лабораторная работа. Измерение размеров малых тел.
Требования к уровню подготовки учащихся.
-иметь представление о молекулярном строении вещества, явлении диффузии, связи между температурой тела и скоростью движения молекул, силах взаимодействия между молекулами. Знать и понимать сходства и различия в строении веществ в различных агрегатных состояниях.
- уметь применять основные положения молекулярно-кинетической теории к объяснению диффузии в жидкостях и газах, явления смачивания и несмачивания, капиллярности, а также различий между агрегатными состояниями вещества.
Взаимодействие тел. (22 ч)
Механическое движение. Относительность механического движения. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Неравномерное движение. Явление инерции. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил, действующих по одной прямой. Сила упругости. Закон Гука. Методы измерения силы. Динамометр. Графическое изображение силы. Явление тяготения. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой. Вес тела. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники. Центр тяжести тела.
Демонстрации.
Равномерное прямолинейное движение. Относительность движения. Явление инерции. Взаимодействие тел. Сложение сил. Сила трения.
Лабораторные работы.
Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости. Измерение массы тела на рычажных весах. Измерение объема твердого тела. Измерение плотности твердого тела. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления. Определение центра тяжести плоской пластины.
Требования к уровню подготовки учащихся.
-знать физические явления, их признаки, физические величины и их единицы (путь, скорость, инерция, масса, плотность, сила, деформация, вес, равнодействующая сила);
-знать законы и формулы (для определения скорости движения тела, плотности тела, давления, формулы связи между силой тяжести и массой тела).
-уметь решать задачи с применением изученных законов и формул; изображать графически силу (в том числе силу тяжести и вес тела); рисовать схему весов и динамометра; измерять массу тела на рычажных несах, силу — динамометром, объем тела — с помощью мензурки; определять плотность твердого тела; пользоваться таблицами скоростей тел, плотностей твердых тел, жидкостей и газов.
Давление твердых тел, газов, жидкостей. (21 ч)
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.
Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Методы измерения давления. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.
Закон Архимеда. Условие плавания тел. Плавание тел. Воздухоплавание.
Демонстрации. Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры. Обнаружение атмосферного давления. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом. Закон Паскаля. Гидравлический пресс. Закон Архимеда.
Лабораторные работы.
Измерение давления твердого тела на опору. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело. Выяснение условий плавания тела в жидкости.
Требования к уровню подготовки учащихся.
-знать физические явления и их признаки; физические величины и их единицы (выталкивающая и подъемная силы, атмосферное давление; фундаментальные экспериментальные факты (опыт Торричелли), законы (закон Паскаля, закон сообщающихся сосудов) и формулы (для расчета давления внутри жидкости, архимедовой силы).
-уметь применять основные положения молекулярно-кинетической теории к объяснению давления газа и закона Паскаля; экспериментально определять выталкивающую силу и условия плавания тел в жидкости; решать задачи с применением изученных законов и формул; объяснять устройство и принцип действия барометра-анероида, манометра, насоса, гидравлического пресса.
Работа и мощность. Энергия. (12 ч)
Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Кинетическая энергия движущегося тела. Потенциальная энергия тел. Превращение одного вида механической энергии в другой. Методы измерения работы, мощности и энергии.
Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия.
Демонстрации. Простые механизмы.
Лабораторные работы.
Выяснение условия равновесия рычага. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
Требования к уровню подготовки учащихся.
-знать физические величины и их единицы (механическая работа, мощность, плечо силы, коэффициент полезного действия);
-знать формулировки законов и формулы (для вычисления механической работы, мощности, условия равновесия рычага, «золотое правило» механики, КПД простого механизма);
- уметь объяснять устройство и чертить схемы простых механизмов (рычаг, блок, ворот, наклонная плоскость); решать задачи с применением изученных законов и формул; экспериментально определять условия равновесия рычага и КПД наклонной плоскости
Резервное время (4 ч)
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Количество часов | Характеристика видов деятельности учащихся | Дата проведения занятия | |
п/п | т | План. | Факт. | |
| | Физика и физические методы изучения природы | | 4 | | | | |
1 | 1 | Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Что изучает физика. Физические термины. Наблюдения и опыты. | Урок изуче ния нового материала | 1 | —Объяснять, описывать физические явления, отличать физические явления от химических; —проводить наблюдения физических явлений, анализировать и классифицировать их, различать методы изучения физики | | | |
2 | 2 | Физические величины и их измерение. Точность и погрешность измерений. | Комбинированный урок | 1 | —Измерять расстояния, промежутки времени, температуру; —обрабатывать результаты измерений; —определять цену деления шкалы измерительного цилиндра; —определять объем жидкости с помощью измерительного цилиндра; —переводить значения физических величин в СИ, определять погрешность измерения, записывать результат измерения с учетом погрешности | | | |
3 | 3 | Лабораторная работа №1 «Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности». | Комбинированный урок | 1 | —Находить цену деления любого измерительного прибора, представлять результаты измерений в виде таблиц; —анализировать результаты по определению цены деления измерительного прибора, делать выводы; —работать в группе | | | |
4 | 4 | Физика и техника | Комбинированный урок | 1 | —Выделять основные этапы развития физической науки и называть имена выдающихся ученых; —определять место физики как науки, делать выводы о развитии физической науки и ее достижениях; —составлять план презентации | | | |
№ урока | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Количество часов | Характеристика видов деятельности учащихся | Дата проведения занятия | |
п/п | т | План. | Факт. | |
5 | 1 | Строение вещества. Молекулы. Проверочная работа по теме «Физические величины» | Комбинированный урок | 1 | — Объяснять опыты, подтверждающие молекулярное строение вещества, броуновское движение; —схематически изображать молекулы воды и кислорода; —определять размер малых тел; —сравнивать размеры молекул разных веществ: воды, воздуха; —объяснять: основные свойства молекул, физические явления на основе знаний о строении вещества | | | |
6 | 2 | Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел». | Урок практикум | 1 | —Измерять размеры малых тел методом рядов, различать способы измерения размеров малых тел; —представлять результаты измерений в виде таблиц; —выполнять исследовательский эксперимент по определению размеров малых тел, делать выводы; —работать в группе | | | |
7 | 3 | Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимное притяжение и отталкивание молекул. | Комбинированный урок | 1 | —Объяснять явление диффузии и зависимость скорости ее протекания от температуры тела; —приводить примеры диффузии в окружающем мире; —анализировать результаты опытов по движению молекул и диффузии; —проводить исследовательскую работу по выращиванию кристаллов, делать выводы -Проводить и объяснять опыты по обнаружению сил взаимного притяжения и отталкивания молекул; | | | |
8 | 4 | Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении газов, жидкостей и твердых тел | Комбинированный урок | 1 | —Доказывать наличие различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов; —приводить примеры практического использования свойств веществ в различных агрегатных состояниях; —выполнять исследовательский эксперимент по изменению агрегатного состояния воды, анализировать его и делать выводы | | | |
9 | 5 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества». | Комбинированный урок | | | | | |
№ урока | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Количество часов | Характеристика видов деятельности учащихся | Дата проведения занятия |
п/п | т | План. | Факт. |
| | Взаимодействие тел | | 21 | | | |
10 | 1 | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движения. Проверочная работа по теме «Строение вещества» | Комбинированный урок | 1 | Определять траекторию движения тела; —переводить основную единицу пути в км, мм, см, дм; —различать равномерное и неравномерное движение; —доказывать относительность движения тела; —определять тело, относительно которого происходит движение; —использовать межпредметные связи физики, географии, математики; —проводить эксперимент по изучению механического движения, сравнивать опытные данные, делать выводы | | |
11 | 2 | Скорость. Единицы скорости | Урок практикум | 1 | —Рассчитывать скорость тела при равномерном и среднюю скорость при неравномерном движении; —выражать скорость в км/ч, м/с; —анализировать таблицу скоростей движения некоторых тел; —определять среднюю скорость движения заводного автомобиля; —графически изображать скорость, описывать равномерное движение; | | |
12 | 3 | Расчет пути и времени движения. | Урок изучения нового материала | 1 | —Представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков; —определять: путь, пройденный заданный промежуток времени, скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени | | |
№ урока | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Количество часов | Характеристика видов деятельности учащихся | Дата проведения занятия |
п/п | т | План. | Факт. |
13 | 4 | Решение задач по теме «Строение вещества», «Механическое движение» | Комбинированный урок | 1 | ——определять: путь, пройденный заданный промежуток времени, скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени | | |
14 | 5 | Контрольная работа №1 по теме «Строение вещества», «Механическое движение» | Урок контроля знаний и умений. | 1 | —определять: путь, пройденный заданный промежуток времени, скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени | | |
15 | 6 | Инерция | Комбинированный урок | 1 | Находить связь между взаимодействием тел и скоростью их движения; —приводить примеры проявления явления инерции в быту; —объяснять явление инерции; —проводить исследовательский эксперимент по изучению явления инерции; анализировать его и делать выводы | | |
16 | 7 | Взаимодействие тел. Масса тел. | Комбинированный урок | 1 | —Описывать явление взаимодействия тел; —приводить примеры взаимодействия тел, приводящего к изменению их скорости; —объяснять опыты по взаимодействию тел и делать выводы | | |
17 | 8 | Измерение массы тела на весах. Лабораторная работа №4 «Измерение массы тела на рычажных весах». | Урок-практикум | 1 | —Устанавливать зависимость изменения скорости движения тела от его массы; —переводить основную единицу массы в т, г, мг; —работать с текстом учебника, выделять главное, систематизировать и обобщать полученные сведения о массе тела; —различать инерцию и инертность тела | | |
№ урока | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Количество часов | Характеристика видов деятельности учащихся | Дата проведения занятия |
п/п | т | План. | Факт. |
18 | 9 | Понятие объема. Лабораторная работа №5 «Измерение объема тела». | Урок-практикум | 1 | —Взвешивать тело на учебных весах и с их помощью определять массу тела; —пользоваться разновесами; —применять и вырабатывать практические навыки работы с приборами; —работать в группе | | |
19 | 10 | Плотность вещества. Лабораторная работа №6 «Определение плотности твердого тела». | Урок-практикум | 1 | —Определять плотность вещества; —анализировать табличные данные; —переводить значение плотности из кг/м3 в г/см3; — применять знания из курса природоведения, математики, биологии; -Измерять объем тела с помощью измерительного цилиндра; —измерять плотность твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра; —анализировать результаты измерений и вычислений, делать выводы; —представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц; —работать в группе | | |
20 | 11 | Расчет массы и объема тела по его плотности. | Комбинированный урок | 1 | —Определять массу тела по его объему и плотности; —записывать формулы для нахождения массы тела, его объема и плотности вещества; —работать с табличными данными | | |
№ урока | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Количество часов | Характеристика видов деятельности учащихся | Дата проведения |
п/п | т | План. | Факт. |
21 | 12 | Сила. Самостоятельная работа по теме «Плотность» | Урок обобщения | 1 | —Графически, в масштабе изображать силу и точку ее приложения; —определять зависимость изменения скорости тела от приложенной силы; —анализировать опыты по столкновению шаров, сжатию упругого тела и делать выводы | | |
22 | 13 | Явление тяготения. Сила тяжести. | Урок контроля знаний и умений | 1 | —Приводить примеры проявления тяготения в окружающем мире; —находить точку приложения и указывать направление силы тяжести; —выделять особенности планет земной группы и планет-гигантов (различие и общие свойства); —работать с текстом учебника, систематизировать и обобщать сведения о явлении тяготения и делать выводы | | |
23 | 14 | Сила упругости. Закон Гука. Вес тела | Урок изучения нового материала | 1 | —Отличать силу упругости от силы тяжести; —графически изображать силу упругости, показывать точку приложения и направление ее действия; —объяснять причины возникновения силы упругости; —приводить примеры видов деформации, встречающиеся в быту | | |
24 | 15 | Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. | Комбинированный урок | 1 | —Графически изображать вес тела и точку его приложения; —рассчитывать силу тяжести и вес тела; —находить связь между силой тяжести и массой тела; —определять силу тяжести по известной массе тела, массу тела по заданной силе тяжести | | |
№ урока | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Количество часов | Характеристика видов деятельности учащихся | Дата проведения занятия |
| | | |
25 | 16 | Динамометр. Лабораторная работа №7 «Исследование зависимости силу упругости от удлинения пружины» | Урок-практикум | 1 | —Градуировать пружину; —получать шкалу с заданной ценой деления; —измерять силу с помощью силомера, медицинского динамометра; —различать вес тела и его массу; —работать в группе | | |
26 | 17 | Сложение двух сил. Равнодействующая сила. | Комбинированный урок | 1 | —Экспериментально находить равнодействующую двух сил; —анализировать результаты опытов по нахождению равнодействующей сил и делать выводы; —рассчитывать равнодействующую двух сил | | |
27 | 18 | Центр тяжести тела. Лабораторная работа №8 «Определение центра тяжести плоской пластины» | Комбинированный урок | 1 | —Измерять силу трения скольжения; —называть способы увеличения и уменьшения силы трения; —применять знания о видах трения и способах его изменения на практике; —объяснять явления, происходящие из-за наличия силы трения, анализировать их и делать выводы | | |
28 | 19 | Сила трения. Трение покоя. Лабораторная работа №9 «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления». | Комбинированный урок | 1 | —Объяснять влияние силы трения в быту и технике; —приводить примеры различных видов трения; —анализировать, делать выводы; —измерять силу трения с помощью динамометра | | |
29 | 20 | Трение в природе и технике. Решение задач по теме «Взаимодействие тел» | Комбинированный урок | 1 | —Применять знания из курса математики, физики, географии, биологии к решению задач; —переводить единицы измерения | | |
№ урока | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Количество часов | Характеристика видов деятельности учащихся | Дата проведения занятия |
п/п | т | План. | Факт. |
30 | 21 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Взаимодействие тел». | | | — Применять знания к решению задач | | |
31 | 22 | Контрольная работа №2 по теме «Взаимодействие тел». | Урок контроля знаний и умений | 1 | — Применять знания к решению задач | | |
| | Давление твердых тел, жидкостей и газов | | 21 | | | |
32 | 21 | Давление. | Комбинированный урок | | —Приводить примеры, показывающие зависимость действующей силы от площади опоры; —вычислять давление по известным массе и объему; —переводить основные единицы давления в кПа, гПа; —проводить исследовательский эксперимент по определению зависимости давления от действующей силы и делать выводы | | |
33 | 1 | Способы увеличения и уменьшения давления. Лабораторная работа №10 «Измерение давления твердого тела на опору» | Урок-практикум | 1 | —Приводить примеры увеличения площади опоры для уменьшения давления; —выполнять исследовательский эксперимент по изменению давления, анализировать его и делать выводы | | |
34 | 2 | Давление газа. Самостоятельная работа по теме «Давление» | Урок-практикум | 1 | —Отличать газы по их свойствам от твердых тел и жидкостей; —объяснять давление газа на стенки сосуда на основе теории строения вещества; —анализировать результаты эксперимента по изучению давления газа, делать выводы | | |
№ урока | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Количество часов | Характеристика видов деятельности учащихся | Дата проведения |
п/п | т | План. | Факт. |
35 | 4 | Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. | Комбинированный урок | 1 | —Объяснять причину передачи давления жидкостью или газом во все стороны одинаково; —анализировать опыт по передаче давления жидкостью и объяснять его результаты | | |
36 | 5 | Давление в жидкости и в газе. Расчет давления на дно и стенки сосуда. | Комбинированный урок | 1 | —Выводить формулу для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда; —работать с текстом учебника; —составлять план проведения опытов | | |
37 | 6 | Решение задач | Комбинированный урок | | — Решать задачи на расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда | | |
38 | 7 | Сообщающиеся сосуды. | Комбинированный урок | 1 | —Приводить примеры сообщающихся сосудов в быту; —проводить исследовательский эксперимент с сообщающимися сосудами, анализировать результаты, делать выводы | | |
39 | 8 | Решение задач по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел» | Комбинированный урок | 1 | —Вычислять массу воздуха; —сравнивать атмосферное давление на различных высотах от поверхности Земли; —объяснять влияние атмосферного давления на живые организмы; | | |
№ | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Количество часов | Характеристика видов деятельности учащихся | Дата проведения |
п/п | т | План. | Факт. |
40 | 9 | Контрольная работа №3 по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел» | Урок контроля знаний и умений | 1 | | | |
41 | 10 | Вес воздуха. Атмосферное давление. | Комбинированный урок | 1 | —Вычислять атмосферное давление; —объяснять измерение атмосферного давления с помощью трубки Торричелли; — наблюдать опыты по измерению атмосферного давления и делать выводы | | |
42 | 11 | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. | Урок обобщения | 1 | —Измерять атмосферное давление с помощью барометра-анероида; —объяснять изменение атмосферного давления по мере увеличения высоты над уровнем моря; —применять знания из курса географии, биологии | | |
43 | 12 | Атмосферное давление на различных высотах. Манометры. | Комбинированный урок | 1 | —Измерять давление с помощью манометра; —различать манометры по целям использования; —определять давление с помощью манометра | | |
44 | 13 | Поршневой и жидкостный насос. Гидравлический пресс. | Комбинированный урок | 1 | —Приводить примеры применения поршневого жидкостного насоса и гидравлического пресса; —работать с текстом учебника | | |
№ | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Количество часов | Характеристика видов деятельности учащихся | Дата проведения |
п/п | Т | План. | Факт. |
45 | 14 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Самостоятельная работа по теме «Атмосферное давление» | Комбинированный урок | 1 | —Доказывать, основываясь на законе Паскаля, существование выталкивающей силы, действующей на тело; —приводить примеры, подтверждающие существование выталкивающей силы; —применять знания о причинах возникновения выталкивающей силы на практике | | |
46 | 15 | Архимедова сила | Комбинированный урок | 1 | Выводить формулу для определения выталкивающей силы; —рассчитывать силу Архимеда; —указывать причины, от которых зависит сила Архимеда; —работать с текстом учебника, обобщать и делать выводы; —анализировать опыты с ведерком Архимеда | | |
47 | 16 | Лабораторная работа №11 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» | Урок-практикум | 1 | Опытным путем обнаруживать выталкивающее действие жидкости на погруженное в нее тело; —определять выталкивающую силу; —работать в группе | | |
48 | 17 | Плавание тел. Самостоятельная работа по теме «Архимедова сила» | Комбинированный урок | 1 | —Объяснять причины плавания тел; —приводить примеры плавания различных тел и живых организмов; —конструировать прибор для демонстрации гидростатического давления; —применять знания из курса биологии, географии, природоведения при объяснении плавания тел | | |
№ | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Количество часов | Характеристика видов деятельности учащихся | Дата проведения |
п/п | Т | План. | Факт. |
49 | 18 | Лабораторная работа №12 «Выяснение условий плавания тела в жидкости» | Урок-практикум | 1 | — На опыте выяснить условия, при которых тело плавает, всплывает, тонет в жидкости; —работать в группе | | |
50 | 19 | Плавание судов. Воздухоплавание. Тест по теме «Архимедова сила, плавание тел» | Урок изуче ния нового материала | | —Объяснять условия плавания судов; —приводить примеры плавания и воздухоплавания; —объяснять изменение осадки судна; —применять на практике знания условий плавания судов и воздухоплавания | | |
51 | 20 | Решение задач по теме «Архимедова сила, плавание тел» | Урок контроля знаний и умений | 1 | —Рассчитывать силу Архимеда; —анализировать результаты, полученные при решении задач | | |
52 | 21 | Контрольная работа №4 по теме «Давление газов, жидкостей и твердых тел» | Урок контроля знаний и умений | 1 | — Применять знания из курса математики, географии при решении задач | | |
| | Работа, мощность, энергия. | | 12 | | | |
53 | 1 | Механическая работа. | Комбинированный урок | 1 | —Вычислять механическую работу; —определять условия, необходимые для совершения механической работы | | |
54 | 2 | Мощность. | Комбинированный урок | 1 | —Вычислять мощность по известной работе; —приводить примеры единиц мощности различных приборов и технических устройств; —анализировать мощности различных приборов; —выражать мощность в различных единицах; —проводить исследования мощности технических устройств, делать выводы | | |
№ | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Количество часов | Характеристика видов деятельности учащихся | Дата проведения |
п/п | Т | План. | Факт. |
55 | 3 | Решение задач по теме. «Работа. Мощность». | Урок-практикум | 1 | — Применять знания из курса математики, географии при решении задач | | |
56 | 4 | Простые механизмы. Рычаги. | Комбинированный урок | 1 | — Применять условия равновесия рычага в практических целях: подъем | | |
57 | 5 | Момент силы. Рычаги в природе, технике, быту. | Комбинированный урок | 1 | —Приводить примеры, иллюстрирующие, как момент силы характеризует действие силы, зависящее и от модуля силы, и от ее плеча; —работать с текстом учебника, обобщать и делать выводы об условиях равновесия рычага | | |
58 | 6 | Лабораторная работа №13 «Выяснение условий равновесия рычага». | Урок-практикум | | —Проверять опытным путем, при каком соотношении сил и их плеч рычаг находится в равновесии; —проверять на опыте правило моментов; —применять знания из курса биологии, математики,технологии; —работать в группе | | |
59 | 7 | Блоки. Применение закона равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики». | Комбинированный урок | 1 | —Приводить примеры применения неподвижного и подвижного блоков на практике; —сравнивать действие подвижного и неподвижного блоков; | | |
60 | 8 | Центр тяжести | Комбинированный урок | | Находить центр тяжести плоского тела; —работать с текстом учебника; —анализировать результаты опытов по нахождению центра тяжести плоского тела и делать выводы | | |
№ урока | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Количество часов | Характеристика видов деятельности учащихся | Дата проведения |
п/п | т | План. | Факт. |
61 | 9 | Условия равновесия тел. | Комбинированный урок | | Устанавливать вид равновесия по изменению положения центра тяжести тела; —приводить примеры различных видов равновесия, встречающихся в быту; —работать с текстом учебника; —применять на практике знания об условии равновесия тел | | |
62 | 10 | КПД. Лабораторная работа №14 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости» | Урок-практикум | 1 | —анализировать КПД различных механизмов; —работать в группе | | |
63 | 11 | Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия. | | 1 | —Приводить примеры тел, обладающих потенциальной, кинетической энергией; —работать с текстом учебника | | |
64 | 12 | Превращение одного вида механической энергии в другой. Энергия рек и ветра. | Комбинированный урок | 1 | —Приводить примеры: превращения энергии из одного вида в другой; тел, обладающих одновременно и кинетической и потенциальной энергией; —работать с текстом учебника | | |
65 | | Контрольная работа №5 по теме «Работа, мощность, энергия» | Урок контроля знаний и умений | 1 | Применять знания из курса математики, биологии; —анализировать результаты, полученные при решении задач | | |
66-68 | Резерв | | | | | |
Материально-техническое обеспечение учебного предмета.
Оборудование и приборы.
Номенклатура учебного оборудования по физике определяется стандартами физического образования, минимумом содержания учебного материала, базисной программой общего образования.
Для постановки демонстраций достаточно одного экземпляра оборудования, для фронтальных лабораторных работ не менее одного комплекта оборудования на двоих учащихся.
Перечень демонстрационного оборудования:
демонстраций достаточно одного экземпляра оборудования, для фронтальных лабораторных работ не менее одного комплекта оборудования на двоих учащихся.
Приборы метр демонстрационный, штатив физический универсальный, барометр БР – 52, насос воздушный ручной, пистолет баллистический, прибор для демонстрации давления внутри жидкости, цилиндры свинцовые со стругами, шар с кольцом, штатив изолирующий ШТИЗ - 1 (пара), цилиндры свинцовые со стругами.
Демонстрационные наборы: набор тел прибор по инерции, динамометр двунаправленный (демонстрационный), объёма (демонстрационный), набор тел равной массы, рычаг - линейка демонстрационная, комплект блоков демонстрационный (мет), манометр демонстрационный, манометр жидкостный, шар Паскаля, набор капилляров, огниво воздушное, пластина биметаллическая со стрелкой,
Перечень оборудования для лабораторных работ.
Весы учебные с гирями до 200 гр., динамометр лабораторный l Н, динамометр лабораторный 5Н, комплект блоков лабораторный (мет), лабораторный набор «Гидростатика. Плавание тел»., лабораторный набор «Механика, простые механизмы», набор грузов по механике (10 х 50 г), набор тел равной массы и равного объёма (лабор). , рычаг - линейка лабораторная, стакан отливной лабораторный, трибометр лабораторный, цифровой измерительный прибор, штатив для фронтальных работ, набор химической посуды и принадлежностей для кабинета физики, набор тел для калориметрических работ. Комплект
Учебно-методическое обеспечение предмета
Основная и дополнительная литература:
Гутник Е. М. Физика. 7 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 7 класс» / Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова. Под ред. Е. М. Гутник. – М.: Дрофа, 2008. – 96 с. ил.
Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты. 7-9 классы.: Учебн.-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2000. – 96 с. ил.
Лукашик В. И. Сборник задач по физике: Учебное пособие для учащихся 7-8 кл. сред. шк.
Лукашик В. И. Физическая олимпиада в 6-7 классах средней школы: Пособие для учащихся.
Перышкин А. В. Физика. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведений. М.: Дрофа, 2012
Дидактические карточки-задания М. А. Ушаковой, К. М. Ушакова,
Дидактические материалы по физике (А. Е. Марон, Е. А. Марон),
Тесты (Н К. Ханнанов, Т. А. Ханнанова)
Информационно-компьютерной поддержки
учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
CD «Кирилл и Мифодий»-7
CD «Открытая физика»
CD «Программы Физикона» - 7-11 классы
CD «Физика 7-11 классы».
Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих Интернет – ресурсов:
http://www.fipi.ru/view/sections/171/docs/338.html
http://www.vlib.ustu.ru/vest_obr/
http://www.uraledu.ru/odoc
http://edu.ru/index.php
4