СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «География» (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) 7 класс НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «География» (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) 7 класс НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД»

Областное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат №2 им. Г.А. Карманова» г. Курска



Обсуждена

на заседании МО

учителей естественно-

математического цикла

протокол №____

от«____»___________20___г

Руководитель МО

__________О.В. Михайлова


Принята

на заседании МС



протокол №____

от«____» ____________20___г

председатель МС

_____________Н.В. Филимонова



Утверждаю

Директор ОБОУ «Школа-интернат №2» г. Курска


_____________М.А. Хмелевская



Введена в действие приказом по школе-интернату №_____

от «____» ____________20 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по предмету «География»

(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

7 класс

НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД













Разработана учителем

географии

БОБРОВОЙ А.А.

Высшая квалификационная категория




  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой (раздел «География 6-9 классы» автор Т.Г. Лифанова).

Программа рассчитана на 68 ч. в год (2 часа в неделю).

География как учебный предмет имеет большое значение для всестороннего развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции позна­вательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья: они учатся ана­лизировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости, наблюдать за изменениями в природе. Работа с символическими пособиями, каким является географическая карта, способствует развитию абстрактного мыш­ления. Систематическая словарная работа на уроках географии рас­ширяет словарный запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть природные и социально-экономические явления и процессы во взаимосвязи.

География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся. Программа составлена с учетом психофизиологических особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Программа 8 класса полностью посвящена ознакомлению с природой и хозяйством России. Здесь изучение вопросов физической, элементов экономической и социальной географии своей страны должно рассматриваться в тесной взаимосвязи, а природа должна изучаться как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства. Особое внимание уделяется экологическим проблемам.

Цели и задачи обучения географии:

Цель: всестороннее развитие обучающихся со сниженной мотивацией к познанию, расширить кругозор об окружающем мире.

Задачи:

Образовательные:

Дать элементарные научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве России, зарубежных стран, своего края.

Показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов.

Помочь усвоить правила поведения в природе.

Воспитательные:

Содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию.

Содействовать профессиональной ориентации, путём знакомства с миром профессий, распространенных в нашем регионе.

Корреционно - развивающие:

Учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости.

Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.

Расширять лексический запас. Развивать связную речь.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «География» являются умения:

- пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюст­рациях учебника;

- пересказывать материал с опорой на нагляд­ность, по заранее составленному плану;

- соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;

- логические умения (сравнение, обобщение, абстрагирование);

- понимать и устанавливать причинно-следственные зависимости.


Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны знать:

  • Положение России на физической карте, карте полушарий и глобусе;

  • Пояса освещенности, в которых расположена наша страна;

  • Природные зоны России, зависимость их размещения от климатических условий и высоты над уровнем моря;

  • Природные условия и богатства России, возможности использования их человеком;

  • Типичных представителей животного и растительного мира в каждой природной зоне;

  • Хозяйство, основное население, его занятия и крупные города в каждой природной зоне;

  • Экологические проблемы и основные мероприятия по охране природы в России;

  • Правила поведения в природе;

  • Расположение географических объектов на территории России, указанных в рабочей программе.

Учащиеся должны уметь:

  • Показывать границы России на глобусе, карте полушарий, физической карте, карте природных зон России, давать элементарное описание природы по зонам, пользуясь картами;

  • Показывать по картам (физической и природных зон России) географические объекты, указанные в программе, наносить их названия на контурную карту;

  • Устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;

  • Делать несложные макеты изучаемых природных зон;

  • Принимать простейшие меры по охране окружающей среды, правильно вести себя в природе.


  1. Содержание учебного предмета

  1. Особенности природы и хозяйства России (13 часов)

Географическое положение России на карте мира. Морские и сухопутные границы. Европейская и Азиатская части России. Административное деление России: Центральный федеральный округ (центр — Москва), Северо-Западный федеральный округ (центр — Санкт-Петербург), Северо-Кавказский федеральный округ (центр — Ростов-на-Дону), Приволжский федеральный округ (центр — Нижний Новгород), Уральский федеральный округ (центр — Екатеринбург), Сибирский федеральный округ (центр — Новосибирск), Дальневосточный федеральный округ (центр — Хабаровск). Разнообразие рельефа. Острова и полуострова России. Полезные ископаемые, их основные месторождения. Пути рационального использования. Типы климата. Сравнительная характеристика климатических условий, жизнедеятельности людей в разных частях России. Водные (гидроэнергетические) ресурсы России, их использование. Экологические проблемы. Численность населения России. Размещение по территории России. Различия по плотности населения. Народы России. Промышленность — основа хозяйства, ее отрасли. Особенности развития сельского хозяйства и транспорта. Экологические проблемы. Уровни экономического развития Европейской и Азиатской частей России. Пути решения экологических проблем.

2. Природные зоны России (55 часов).

Природные зоны России. Значение зональных различий для специализации сельского хозяйства и жизни людей. Карта природных зон России.

Зона арктических пустынь

Положение на карте. Моря и острова. Климат. Особенности природы. Растительный и животный мир. Охрана природы. Население и его основные занятия. Северный морской путь.

Зона тундры

Положение на карте. Острова и полуострова. Поверхность. Полезные ископаемые. Климат. Водоемы тундры. Особенности природы. Растительный мир. Животные тундры. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города: Мурманск, Нарьян-Мар, Салехард, Норильск, Анадырь. Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры.

Лесная зона

Положение на карте. Поверхность, полезные ископаемые. Экологические проблемы. Климат. Особенности природы. Реки, озера, каналы. Экологические проблемы водных ресурсов. Природные богатства лесной зоны. Растительный мир. Хвойные леса. Смешанные леса. Лиственные леса. Животный мир лесной зоны. Пушные звери. Значение леса. Лесной промысел, охота. Промышленность и сельское хозяйство Центральной России. Города Центральной России. Особенности развития хозяйства Северо-Западной России. Города: Архангельск, Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Калининград. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток. Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса. Правила поведения в лесу.

Степи

Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Реки. Проблема водоснабжения. Растения зоны степей. Животный мир степей. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города лесостепной и степной зоны: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск. Города степной зоны: Волгоград, Саратов, Ростов-на-Дону, Краснодар, Ставрополь, Самара, Охрана природы зоны степей.

Полупустыни и пустыни

Положение на карте. Поверхность. Полезные ископаемые. Климат. Реки. Охрана природы. Растительный мир и его охрана. Животный мир. Охрана животных. Хозяйство. Основные занятия населения. Города зоны полупустынь и пустынь (Астрахань, Элиста).

Субтропики

Положение на карте. Поверхность. Климат. Растительный и животный мир влажных субтропиков. Охрана природы . Курортное хозяйство. Население, занятия населения. Города-курорты: Анапа, Геленджик, Туапсе, Сочи, Новороссийск.

Высотная поясность в горах

Положение на карте (Северный Кавказ, Урал, Алтай, Саяны). Поверхность. Полезные ископаемые. Климат. Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа. Хозяйство, города, экологические проблемы Урала. Алтайские горы. Население. Хозяйство. Кузнецкий угольный бассейн. Города. Горы Восточной Сибири. Хозяйство Восточной Сибири. Население. Города. Охрана природы. Обобщающий урок по географии России.

Практические работы

Работа с физической картой и картой природных зон России. Нанесение на контурные карты изученных объектов и надписывание их названий. Запись названий и зарисовки в тетрадях наиболее типичных для изучаемой природной зоны растений и животных.



3.Тематическое планирование.



№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Из них

практических, лабораторных

контрольных работ

1

Особенности природы и хозяйства России

13

2

2

Природные зоны России

55

8

итого


68

10




















4.Календарно – тематическое планирование по географии. 7В

№ урока


Название раздела. Тема урока.


Кол-во часов

Дата проведения


Д/З

Стр

План

Факт


Особенности природы и хозяйства России (13 ч.)

13




1.

Что изучает география России.

1




2.

Географическое положение России на карте мира.

1



4-6

3.


Европейская и азиатская части России. П.р.№1 Нанесение изученных объектов на к/к России.

1



6-9

4.


Административное деление России.


1



9-11

5.


Разнообразие рельефа.


1



11-13

6.


Полезные ископаемые, их основные месторождения.

1



14-16

7.

Климат России

1



17-19

8.

Водные ресурсы России, их использование.

1



19-23


9.


Население России. Народы России

1



23-25

10.


Промышленность- основа хозяйства, её отрасли.

П.р. №2. Составление таблицы «Промышленность»

1



25-27

11.

Сельское хозяйство, его отрасли.


1



27-30

12.

Транспорт. Экономическое развитие европейской и азиатской частей России.

1



30-32

13.

Обобщающий урок по теме: Особенности природы и хозяйства России.

1





Природные зоны России (55 ч. )


55




14.

Размещение природных зон на территории России.

1



33-35

15.

Карта природных зон.

П.р.№3 Работа с физической картой, картой природных зон.

1



35-36


Зона арктических пустынь (4ч.)

(4)




16.

Зона арктических пустынь. Положение на карте.

1



37-39

17.

Климат. Особенности природы.

1



40-41

18.


Растительный и животный мир.

1



41-45

19.


Население и его основные занятия. Северный морской путь.

1



45-48


Зона тундры (9 ч.)

(9)




20.


Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые.

1



49-51

21.


Климат. Водоёмы тундры.


1



51-53

22.

Растительный мир.


1



53-55

23.

Животный мир тундры.

П.р. №4. Работа с картой.

1



56-58

24.


Хозяйство. Население и его основные занятия.

1



58-61

25.

Города: Мурманск, Нарьян-Мар.


1



61-63

26.


Города: Салехард, Норильск, Анадырь.

1



63-65

27.


Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры

1



65-67

28.

Обобщающий урок по темам: Зона арктических пустынь, зона тундры.

1





Лесная зона. (17 ч.)


(17)




29.

Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые.

1



67-70

30.

Климат. Особенности климата.

1



70-72

31.

Реки, озёра, каналы.

1



72-75


32.


Растительный мир. Хвойные леса.

1



75-77

33.

Смешанные и лиственные леса


1



78-81

34.

Животный мир лесной зоны. П.р.№5. Запись в тетрадь типичных животных лесов.

1



81-85

35.

Пушные звери.


1



85-88

36.

Значение леса

1



88-89

37.

Промышленность и с/х Центральной России.

1



90-92

38.

Города Центральной России.

П.р. № 6. Нанесение городов на контурные карты.

1



93-96

39.


Особенности развития Северо-Западной России.

1



96-98

40.

Города: Архангельск, Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Калининград.

1



98-101

41.

Западная Сибирь.


1



101-103

42.

Восточная Сибирь.


1



103-106

43.

Дальний Восток. П.р. №7. Нанесение на контурные карты изучаемых объектов.

1



106-109

44.

Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса.

1



109-112

45.


Обобщающий урок по теме: Лесная зона.

1





Зона степей. (8 ч.)


(8)




46.

Зона степей. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Реки.

1



113-115

47.

Растения зоны степей.


1



116-117

48.


Животный мир степей.

(комбинированный)


1



118-119



49.

Хозяйство. Население и его основные занятия.

1



119-121

50

Города лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск. П.р.№8. Нанесение городов на контурную карту.

1



121-123

51.

Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград.

1



124-126

52.

Города степной зоны: Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар

1



126-128

53.

Охрана природы зоны степей.

1



129-130



Зона полупустынь и пустынь.

(6 ч.)


(6)




54.

Зона полупустынь и пустынь. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые.

1



131-132

55.

Климат. Реки.

1



133-135

56.

Растительный мир и его охрана.


1



135-137

57.

Животный мир. Охрана животных.


1



138-140

58.

Хозяйство. Основные занятия населения. Города зоны пустынь и полупустынь.

(комбинированный)

1



140-143

59.


Обобщающий урок по темам: Зона степей, полупустыни и пустыни.

1






Зона субтропиков. (2ч.)

(2)




60.

Зона субтропиков. Положение на карте.

1



144-148

61.

Курортное хозяйство. Население и его основные занятия. П.р.№9. Нанесение на контурную карту городов.

1



148-150


Высокая поясность в горах. (7 ч.)


(7)




62.

Высотная поясность в горах. П.р. № 10. Работа с картой.

1



151-155

63.

Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа.

1



156-159


64.


Города и экологические проблемы Урала.

1




159-162

65.

Алтайские горы. Хозяйство. Население. Города.

1



163-165


66.


Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население. Города.

1




166-169

67.

Итоговое тестирование.

1




68.

Повторение

1














  1. Список литературы:

Основная учебная литература:

    1. Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. География . 7 класс. Учебник для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида. М.: «Просвещение», 2013 г.

    2. Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. Приложение к учебнику «География» для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 7 класс. - М.: Просвещение, 2013 г.

Дополнительная литература:

  1. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, допущенная Министерством образования РФ, Москва «ВЛАДОС» 2011, под редакцией В. В. Воронковой.

  2. Знаешь ли ты географию? Программированные задания для проверки знаний по географии для обучающихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. – М.: Просвещение, 2002. - Лифанова Т.М., Пшеничная Н.Б.;

  3. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 4 класс. – М.: ВАКО, 2004. – Дмитриева О.И., Мокрушина О.А.

  4. Митрофанов И.В. Тематические игры по географии. Методика проведения игр: вопросы, задания, ключи. М.: «Сфера», 2002