Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»
УТВЕРЖДАЮ: Приказ № 100 от «30» августа 2024 г. И.о. директора Центра: ________________ О.В. Панасенкова | СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УВР _____________ Е.А. Мальцева | ПРИНЯТА: на педагогическом совете Протокол №1 от «28» августа 2024 г. | РАССМОТРЕНО: на МО начальных классов Протокол № 1 от «28» августа 2024 г. руководитель МО: __________ Е.В. Николаева |
Рабочая программа по учебному предмету
«Изобразительная деятельность» предметная область «Искусство»
для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
тяжелыми и множественными нарушениями развития (II вариант)
1 «Б» класса
на 2024 – 2025 учебный год
Программу составила: Мартыненкова Лариса Викторовна учитель начальных классов высшей квалификационной категории |
Смоленск 2024
Пояснительная записка
Изобразительная деятельность как учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительной деятельности оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого обучающегося, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Используя различные многообразные виды деятельности (изобразительная деятельность, игровая, действия с разборными игрушками и т. д.) корригируются недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления обучающихся, а также их речи и связи с практической деятельностью. Формируются элементарные специфические манипуляции, которые со временем преобразуются в целенаправленные действия с инструментами и материалами в изобразительной деятельности.
Цель учебного предмета: используя различные многообразные виды деятельности (изобразительная деятельность, игровая, действия с разборными игрушками и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью.
Задачи учебного предмета:
- формирование положительного отношения к занятиям;
- развитие собственной активности;
- развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
- развитие зрительного восприятия;
- развитие зрительного и слухового внимания;
- развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
- формирование и развитие реципрокной координации;
- развитие пространственных представлений;
- развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Учебный предмет «Изобразительная деятельность» относится к предметной области «Искусство» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Изобразительная деятельность» в 1 классе рассчитана на 33 учебные недели и составляет 99 часов в год (3 часа в неделю).
Содержание учебного предмета
Выделяются следующие разделы:
- Подготовительные занятия;
- Декоративное рисование;
- Рисование с натуры;
- Рисование на темы;
- Беседы об изобразительном искусстве.
Подготовительные занятия.
Их главная задача — формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать), являющегося необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности школьников. На этом этапе важно также сформировать первичные навыки работы с материалами и инструментами, показать, что рисунки отражают свойства предметов и их отношения, привить интерес к изобразительной деятельности.
В подготовительный период обучения учитель, используя разнообразный игровой и графический материал, проводит работу, направленную на развитие у учащихся зрительного внимания, восприятия предметов и их свойств (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению друг к другу), на формирование представлений. Большое внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков. При этом необходимо добиваться, чтобы учащиеся могли осознанно выполнять движения карандашом (фломастером) в заданном направлении, изменять направление движения, прекращать движение в нужной точке.
Все занятия, как правило, проводятся в игровой, занимательной форме. Для этого необходимо иметь соответствующие дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, плакаты с образцами несложных рисунков, геометрическое лото, а также различные игрушки.
Эти игры и упражнения на каждом уроке должны заканчиваться графическими действиями учащихся, выполнением простейших рисунков, отражающих решение той или иной задачи.
Декоративное рисование.
На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.
Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определенной степени формированию у учащихся эстетического вкуса.
Рисование с натуры.
Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места.
Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах — научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также элементарную конструкцию предметов.
На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.
Рисование на темы.
Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.
В 1—2 классах задача тематического рисования сводится к тому, чтобы учащиеся смогли изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске. Например, дети рисуют елочные игрушки, снеговика, рыбок в аквариуме, выполняют рисунки к сказкам «Колобок», «Три медведя» и др.
Беседы об изобразительном искусстве.
Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников.
В 1- 2 классах занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественны произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки для такой работы не отводятся, а выделяется 10-15 минут в начале или в конце урока.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- определяет возрастную группу – ребенок;
- понимает жестовую, вербальную инструкцию учителя;
- проявляет эмоции (положительные, отрицательные);
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия с педагогом;
- наблюдает за окружающими предметами и явлениями;
- принимает помощь.
Базовые учебные действия.
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Предметные результаты:
- организовывать свое рабочее место с помощью учителя, правильно сидеть за партой (столом);
- правильно держать тетрадь для рисования и карандаш;
- выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;
- обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;
- ориентироваться на плоскости листа бумаги;
- закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и
направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось);
- различать и называть цвета (находить среди основных цветов – заданный);
- узнавать и показывать основные геометрические фигуры;
- передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя;
- узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой;
- участвовать в игровых действиях.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов/тем программы | Цель/ направление деятельности/основные виды деятельности/ | Кол-во часов |
1. | Подготовительные занятия | Осуществлять сенсорное воспитание: учить их различать форму предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки, узнавать и показывать основные геометрические фигуры; определять разницу по величине между предметами одной и той же формы; ориентироваться на плоскости листа бумаги; находить середину, верхний, нижний, правый и левый края; формировать графические представления формы (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), различать круг и овал. Воспитывать интерес к рисованию и рисункам. Развивать моторику руки, формировать графические навыки и умения; навыки и умения владения карандашом; навык произвольной регуляции силы нажима; навык произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), навык прекращения движения в нужной точке; навык удержания направления движения. | 27 |
2. | Декоративное рисование | Выработать умение свободно, без напряжения проводить от руки прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии; упражнять детей в аккуратной закраске элементов орнамента с соблюдением контура рисунка; развивать умение пользоваться трафаретами-мерками; учить различать и называть цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый. | 20 |
3. | Рисование с натуры | Учить различать предметы по форме, величине, цвету и передавать в рисунке основные их свойства. Правильно размещать рисунки на листе бумаги. Аккуратно закрашивать изображения, соблюдая контуры. | 14 |
4. | Рисование на темы | Учить объединять предметы по признаку формы; развивать умения передавать в рисунке наиболее простой для изображения момент из прочитанной сказки; размещать элементы рисунка на листе бумаги, передавая пространственные и величинные отношения несложных предметов (наверху, внизу, рядом, около; большой, маленький, самый маленький). | 28 |
5. | Беседы | Обогащение словаря и развитие речи учащихся. | 10 |
Календарно-тематическое планирование
по предмету «Изобразительная деятельность» на 2024-2025 учебный год
1 «Б» класс
Количество часов: 99 | на первое полугодие всего: 48 ч., в неделю 3 ч | на второе полугодие всего: 51 ч., в неделю 3 ч. |
Административных контрольных работ -
Плановых контрольных (самостоятельных) работ -
Планирование составлено по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Бгажноковой И.М. Москва, «Просвещение» 2014 год Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации
Учебник: ________________________________________________________
Дополнительная литература_________________________________________
№ | Содержание (раздел, тема) | Кол-во часов | Дата проведения |
по плану | по факту |
I четверть – 27 часов |
1. 2. | Упражнения на различение предметов по форме и цвету. Рисование (на одном листе) предметов разной формы и окраски (после наблюдения и показа учителем). | 2 | 02.09 03.09 | |
3. 4. | Упражнения на различение предметов по форме и размерам; рисование (на одном листе) предметов разной формы и величины (после наблюдения и показа учителем). | 2 | 05.09 09.09 | |
5. 6. | Игровые графические упражнения — рисование прямых линий в различных направлениях (по показу). Высокие столбы, заборчик и др. (прямые вертикальные линии). | 2 | 10.09 12.09 | |
7. 8. | Игровые графические упражнения — рисование прямых линий в различных направлениях (по показу). Провода, дорожки, цветные веревочки и др. (прямые горизонтальные линии). | 2 | 16.09 17.09 | |
9. 10. | Игровые графические упражнения — рисование прямых линий в различных направлениях (по показу). Идет косой дождь, высокие горы, туристические палатки и др. (наклонные линии). | 2 | 19.09 23.09 | |
11. 12. | Игровые графические упражнения — рисование прямых вертикальных и горизонтальных линий (по показу): лесенки, окошки, рамки, шахматная доска, качели и др. | 2 | 24.09 26.09 | |
13. 14. 15. | Игровые графические упражнения — рисование дугообразных линий (по показу): дым идет, бьет фонтанчик, самолет летит, плывет кораблик по волнам, скачет мяч, прыгает лягушка, бабочка перелетает с цветка на цветок и др. | 3 | 30.09 01.10 03.10 | |
16. 17. 18. | Игровые графические упражнения — рисование замкнутых круговых линий (по показу): намотаем несколько клубков ниток, воздушные шарики, много колечек — цепочка, тележка с разноцветными колесами, ветка с ягодами и др. | 3 | 07.10 08.10 10.10 | |
19. 20. 21. | Игровые графические упражнения — рисование (по показу) знакомых детям предметов разной величины (размеров): разноцветные шары — большие и маленькие, клубки ниток — большие и маленькие, ленты — длинные и короткие, карандаши — толстые и тонкие, елочки — высокие и низкие и др. | 3 | 14.10 15.10 17.10 | |
22. 23. 24. | Игровые графические упражнения — рисование (по показу) предметов круглой, овальной и квадратной формы: арбузы, апельсины, яблоки, огурцы, лимоны, сливы, рамки, кубики, коробки и др. | 3 | 21.10 22.10 24.10 | |
25. 26. 27. | Игровые графические упражнения — рисование (по показу) предметов прямоугольной и треугольной формы: альбомы, линейки, книги, флажки, чертежные треугольники, дорожные знаки и др. | 3 | 28.10 29.10 31.10 | |
II четверть – 21 час |
28. 29. | Беседа «Времена года. Осень». Рассматривание иллюстраций по теме к детским книгам. | 2 | 11.11 12.11 | |
30. 31. | Рисование по опорным точкам. Овощи: огурец, помидор, свёкла, картофель и др. | 2 | 14.11 18.11 | |
32. 33. | Рисование по опорным точкам. Фрукты: яблоко, груша, апельсин, банан и др. | 2 | 19.11 21.11 | |
34. 35. 36. | Листья в осенней окраске (по трафарету или шаблону). Коллективная работа «Осенний букет». | 3 | 25.11 26.11 28.11 | |
37. 38. | Рисование растительного узора в полосе с трафаретом. | 2 | 02.12 03.12 | |
39. 40. | Игрушки. Пирамидка (по шаблону). | 2 | 05.12 09.12 | |
41. 42. | Игрушки. Машинка (по шаблону). | 2 | 10.12 12.12 | |
43. 44. | Рисование по опорным точкам. Знакомые предметы: дом, скворечник, кораблик, лесенка и др. | 2 | 16.12 17.12 | |
45. 46. | Рисование (по показу) несложных по форме предметов, состоящих из нескольких частей (флажки и бусы для украшения новогодней ёлки). | 2 | 19.12 23.12 | |
47. 48. | Рисование в полосе узора из повторяющихся растительных элементов (веточки ели). | 2 | 24.12 26.12 | |
III четверть – 31 час |
49. 50. | Беседа «Времена года. Зима». Рассматривание иллюстраций по теме к детским книгам. | 2 | 09.01 13.01 | |
51. 52. | Рисование с натуры ёлочных игрушек. | 2 | 14.01 16.01 | |
53. 54. | Рисование на тему «Снеговик». | 2 | 20.01 21.01 | |
55. 56. | Рисование с натуры зимних вещей (шарф и вязаная шапочка). | 2 | 23.01 27.01 | |
57. 58. | Рисование зимнего орнамента с образца по опорным точкам. | 2 | 28.01 30.01 | |
59. 60. | Беседа «Правила дорожного движения. Наш друг светофор». Рисование с натуры игрушки-светофора. | 2 | 03.02 04.02 | |
61. 62. | Рисование с натуры связки воздушных шаров. | 2 | 06.02 10.02 | |
63. 64. | Беседа на тему «Дымковские узоры». Составление в полосе узора для закладки. | 2 | 11.02 13.02 | |
65. 66. | Рисование узора для открытки ко дню защитника Отечества. | 2 | 24.02 25.02 | |
67. 68. 69. | Рисование узора для открытки ко дню 8 Марта. | 3 | 27.02 03.03 04.03 | |
70. 71. | Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала. | 2 | 06.03 10.03 | |
72. 73. | Рисование по замыслу «Что бывает круглое?». | 2 | 11.03 13.03 | |
74. 75. 76. | Рассматривание иллюстраций к книге Е. Рачева «Колобок». Рисунок к сказке («Колобок лежит на окошке», «Колобок катится по дорожке»). | 3 | 17.03 18.03 20.03 | |
77. 78. 79. | Беседа «Времена года. Весна». Рассматривание иллюстраций по теме к детским книгам. | 3 | 24.03 25.03 27.03 | |
IV четверть - 19 часов |
80. 81. | Беседа «Времена года. Весна». Рассматривание иллюстраций по теме к детским книгам. | 2 | 07.04 08.04 | |
82. 83. | Декоративное рисование — узор в круге (круг - готовая форма). | 2 | 10.04 14.04 | |
84. 85. | Геометрический узор в полосе из треугольников. | 2 | 15.04 17.04 | |
86. 87. | Тематический рисунок «Я ракету нарисую». | 2 | 21.04 22.04 | |
88. 89. | Рисование узора для открытки к 1 Мая. | 2 | 24.04 28.04 | |
90. 91. | Рисование узора для открытки к 9 Мая. | 2 | 29.04 05.05 | |
92. 93. | Рисование с натуры праздничного флажка. | 2 | 06.05 12.05 | |
94. 95. | Рассматривание иллюстраций к сказке «Три медведя». Рисунок к этой сказке (три чашки разной величины и расцветки). | 2 | 13.05 15.05 | |
96. 97. | Беседа «Времена года. Лето». Рассматривание иллюстраций по теме к детским книгам. | 2 | 19.05 20.05 | |
| 98. | Итоговая беседа по временам года. Определение настроения иллюстраций, основного цвета каждого времени года. | 1 | 22.05 ---- | |