СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 1 класс 2 вариант

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Изобразительная деятельность" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 1 класс 2 вариант»

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»



УТВЕРЖДАЮ:

Приказ № 100

от «30» августа 2024 г.

И.о. директора Центра:

________________

О.В. Панасенкова

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

_____________

Е.А. Мальцева


ПРИНЯТА:

на педагогическом совете

Протокол №1

от «28» августа 2024 г.

РАССМОТРЕНО:

на МО начальных классов

Протокол № 1

от «28» августа 2024 г.

руководитель МО:

__________ Е.В. Николаева







Рабочая программа по учебному предмету

«Изобразительная деятельность» предметная область «Искусство»

для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),

тяжелыми и множественными нарушениями развития (II вариант)

1 «Б» класса

на 2024 – 2025 учебный год






Программу составила:

Мартыненкова Лариса Викторовна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории













Смоленск 2024



Пояснительная записка

Изобразительная деятельность как учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительной деятельности оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого обучающегося, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Используя различные многообраз­ные виды деятельности (изобразительная деятельность, игровая, действия с разборными игрушками и т. д.) корригируются недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления обучающихся, а также их речи и связи с практической деятельностью. Формируются элементарные специфические манипуляции, которые со временем преобразуются в целенаправленные действия с инструментами и материалами в изобразительной деятельности.

Цель учебного предмета: используя различные многообраз­ные виды деятельности (изобразительная деятельность, игровая, действия с разборными игрушками и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью.

Задачи учебного предмета:

- формирование положительного отношения к занятиям;

- развитие собственной активности;

- развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

- развитие зрительного восприятия;

- развитие зрительного и слухового внимания;

- развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

- формирование и развитие реципрокной координации;

- развитие пространственных представлений;

- развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Учебный предмет «Изобразительная деятельность» относится к предметной области «Искусство» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Изобразительная деятельность» в 1 классе рассчитана на 33 учебные недели и составляет 99 часов в год (3 часа в неделю).


Содержание учебного предмета

Выделяются следующие разделы:

- Подготовительные занятия;

- Декоративное рисование;

- Рисование с натуры;

- Рисование на темы;

- Беседы об изобразительном искусстве.

Подготовительные занятия.

Их главная задача — формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать), являющегося необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности школьников. На этом этапе важно также сформировать первичные навыки работы с материалами и инструментами, показать, что рисунки отражают свойства предметов и их отношения, привить интерес к изобразительной деятельности.

В подготовительный период обучения учитель, используя разнообразный игровой и графический материал, проводит работу, направленную на развитие у учащихся зрительного внимания, восприятия предметов и их свойств (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению друг к другу), на формирование представлений. Большое внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков. При этом необходимо добиваться, чтобы учащиеся могли осознанно выполнять движения карандашом (фломастером) в заданном направлении, изменять направление движения, прекращать движение в нужной точке.

Все занятия, как правило, проводятся в игровой, занимательной форме. Для этого необходимо иметь соответствующие дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, плакаты с образцами несложных рисунков, геометрическое лото, а также различные игрушки.

Эти игры и упражнения на каждом уроке должны заканчиваться графическими действиями учащихся, выполнением простейших рисунков, отражающих решение той или иной задачи.

Декоративное рисование.

На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.

Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определенной степени формированию у учащихся эстетического вкуса.

Рисование с натуры.

Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места.

Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах — научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также элементарную конструкцию предметов.

На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.

Рисование на темы.

Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.

В 1—2 классах задача тематического рисования сводится к тому, чтобы учащиеся смогли изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске. Например, дети рисуют елочные игрушки, снеговика, рыбок в аквариуме, выполняют рисунки к сказкам «Колобок», «Три медведя» и др.

Беседы об изобразительном искусстве.

Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников.

В 1- 2 классах занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественны произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки для такой работы не отводятся, а выделяется 10-15 минут в начале или в конце урока.


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

- определяет возрастную группу – ребенок;

- понимает жестовую, вербальную инструкцию учителя;

- проявляет эмоции (положительные, отрицательные);

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия с педагогом;

- наблюдает за окружающими предметами и явлениями;

- принимает помощь.

Базовые учебные действия.

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Предметные результаты:

- организовывать свое рабочее место с помощью учителя, правильно сидеть за партой (столом);

- правильно держать тетрадь для рисования и карандаш;

- выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;

- обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;

- ориентироваться на плоскости листа бумаги;

- закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и

направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось);

- различать и называть цвета (находить среди основных цветов – заданный);

- узнавать и показывать основные геометрические фигуры;

- передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя;

- узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой;

- участвовать в игровых действиях.


Тематическое планирование


п/п

Наименование разделов/тем программы

Цель/ направление деятельности/основные виды деятельности/

Кол-во часов

1.

Подготовительные занятия

Осуществлять сенсорное воспитание: учить их различать форму предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки, узнавать и

показывать основные геометрические фигуры; определять разницу по величине между предметами одной и той же формы;

ориентироваться на плоскости листа бумаги; находить середину, верхний, нижний, правый и левый края; формировать графические представления формы (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), различать круг и овал.

Воспитывать интерес к рисованию и рисункам. Развивать моторику руки, формировать графические навыки и умения; навыки и умения владения карандашом; навык произвольной регуляции силы нажима; навык произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), навык прекращения движения в нужной точке; навык удержания направления движения.

27

2.

Декоративное рисование

Выработать умение свободно, без напряжения проводить от руки прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии; упражнять детей в аккуратной закраске элементов орнамента с соблюдением контура рисунка; развивать умение пользоваться трафаретами-мерками; учить различать и называть цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый.

20

3.

Рисование с натуры

Учить различать предметы по форме, величине, цвету и передавать в рисунке основные их свойства. Правильно размещать рисунки на листе бумаги. Аккуратно закрашивать изображения, соблюдая контуры.

14

4.

Рисование на темы

Учить объединять предметы по признаку формы; развивать умения передавать в рисунке наиболее простой для изображения момент из прочитанной сказки; размещать элементы рисунка на листе бумаги, передавая пространственные и величинные отношения несложных предметов (наверху, внизу, рядом, около; большой, маленький, самый маленький).

28

5.

Беседы

Обогащение словаря и развитие речи учащихся.

10



Календарно-тематическое планирование

по предмету «Изобразительная деятельность» на 2024-2025 учебный год

1 «Б» класс

Количество часов: 99

на первое полугодие всего: 48 ч., в неделю 3 ч

на второе полугодие всего:

51 ч., в неделю 3 ч.


Административных контрольных работ -

Плановых контрольных (самостоятельных) работ -

Планирование составлено по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Бгажноковой И.М. Москва, «Просвещение» 2014 год Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации

Учебник: ________________________________________________________

Дополнительная литература_________________________________________


Содержание (раздел, тема)

Кол-во

часов

Дата проведения

по плану

по факту

I четверть – 27 часов

1.

2.

Упражнения на различение предметов по форме и цвету. Рисование (на одном листе) предметов разной формы и окраски (после наблюдения и показа учителем).

2

02.09

03.09


3.

4.

Упражнения на различение предметов по форме и размерам; рисование (на одном листе) предметов разной формы и величины (после наблюдения и показа учителем).

2

05.09

09.09


5.

6.

Игровые графические упражнения — рисование прямых линий в различных направлениях (по показу). Высокие столбы, заборчик и др. (прямые вертикальные линии).

2

10.09

12.09


7.

8.

Игровые графические упражнения — рисование прямых линий в различных направлениях (по показу). Провода, дорожки, цветные веревочки и др. (прямые горизонтальные линии).

2

16.09

17.09


9.

10.

Игровые графические упражнения — рисование прямых линий в различных направлениях (по показу). Идет косой дождь, высокие горы, туристические палатки и др. (наклонные линии).

2

19.09

23.09


11.

12.

Игровые графические упражнения — рисование прямых вертикальных и горизонтальных линий (по показу): лесенки, окошки, рамки, шахматная доска, качели и др.

2

24.09

26.09


13.

14.

15.

Игровые графические упражнения — рисование дугообразных линий (по показу): дым идет, бьет фонтанчик, самолет летит, плывет кораблик по волнам, скачет мяч, прыгает лягушка, бабочка перелетает с цветка на цветок и др.

3

30.09

01.10

03.10


16.

17.

18.

Игровые графические упражнения — рисование замкнутых круговых линий (по показу): намотаем несколько клубков ниток, воздушные шарики, много колечек — цепочка, тележка с разноцветными колесами, ветка с ягодами и др.

3

07.10

08.10

10.10


19.

20.

21.

Игровые графические упражнения — рисование (по показу) знакомых детям предметов разной величины (размеров): разноцветные шары — большие и маленькие, клубки ниток — большие и маленькие, ленты — длинные и короткие, карандаши —

толстые и тонкие, елочки — высокие и низкие и др.

3

14.10

15.10

17.10


22.

23.

24.

Игровые графические упражнения — рисование (по показу) предметов круглой, овальной и квадратной формы: арбузы, апельсины, яблоки, огурцы, лимоны, сливы, рамки, кубики, коробки и др.

3

21.10

22.10

24.10


25.

26.

27.

Игровые графические упражнения — рисование (по показу) предметов прямоугольной и треугольной формы: альбомы, линейки, книги, флажки, чертежные

треугольники, дорожные знаки и др.

3

28.10

29.10

31.10


II четверть – 21 час

28.

29.

Беседа «Времена года. Осень». Рассматривание иллюстраций по теме к детским книгам.

2

11.11

12.11


30.

31.

Рисование по опорным точкам. Овощи: огурец, помидор, свёкла, картофель и др.

2

14.11

18.11


32.

33.

Рисование по опорным точкам. Фрукты: яблоко, груша, апельсин, банан и др.

2

19.11

21.11


34.

35.

36.

Листья в осенней окраске (по трафарету или шаблону). Коллективная работа «Осенний букет».

3

25.11

26.11

28.11


37.

38.

Рисование растительного узора в полосе с трафаретом.

2

02.12

03.12


39.

40.

Игрушки. Пирамидка (по шаблону).

2

05.12

09.12


41.

42.

Игрушки. Машинка (по шаблону).

2

10.12

12.12


43.

44.

Рисование по опорным точкам. Знакомые предметы: дом, скворечник, кораблик, лесенка и др.

2

16.12

17.12


45.

46.

Рисование (по показу) несложных по форме предметов, состоящих из нескольких частей (флажки и бусы для украшения новогодней ёлки).

2

19.12

23.12


47.

48.

Рисование в полосе узора из повторяющихся растительных элементов (веточки ели).

2

24.12

26.12


III четверть – 31 час

49.

50.

Беседа «Времена года. Зима». Рассматривание иллюстраций по теме к детским книгам.

2

09.01

13.01


51.

52.

Рисование с натуры ёлочных игрушек.

2

14.01

16.01


53.

54.

Рисование на тему «Снеговик».

2

20.01

21.01


55.

56.

Рисование с натуры зимних вещей (шарф и вязаная шапочка).

2

23.01

27.01


57.

58.

Рисование зимнего орнамента с образца по опорным точкам.

2

28.01

30.01


59.

60.

Беседа «Правила дорожного движения. Наш друг светофор». Рисование с натуры игрушки-светофора.

2

03.02

04.02


61.

62.

Рисование с натуры связки воздушных шаров.

2

06.02

10.02


63.

64.

Беседа на тему «Дымковские узоры». Составление в полосе узора для закладки.

2

11.02

13.02


65.

66.

Рисование узора для открытки ко дню защитника Отечества.

2

24.02

25.02


67.

68.

69.

Рисование узора для открытки ко дню 8 Марта.

3

27.02

03.03

04.03


70.

71.

Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала.

2

06.03

10.03


72.

73.

Рисование по замыслу «Что бывает круглое?».

2

11.03

13.03


74.

75.

76.

Рассматривание иллюстраций к книге Е. Рачева «Колобок». Рисунок к сказке («Колобок лежит на окошке», «Колобок катится по дорожке»).

3

17.03

18.03

20.03


77.

78.

79.

Беседа «Времена года. Весна». Рассматривание иллюстраций по теме к детским книгам.

3

24.03

25.03

27.03


IV четверть - 19 часов

80.

81.

Беседа «Времена года. Весна». Рассматривание иллюстраций по теме к детским книгам.

2

07.04

08.04


82.

83.

Декоративное рисование — узор в круге (круг - готовая форма).

2

10.04

14.04


84.

85.

Геометрический узор в полосе из треугольников.

2

15.04

17.04


86.

87.

Тематический рисунок «Я ракету нарисую».

2

21.04

22.04


88.

89.

Рисование узора для открытки к 1 Мая.

2

24.04

28.04


90.

91.

Рисование узора для открытки к 9 Мая.

2

29.04

05.05


92.

93.

Рисование с натуры праздничного флажка.

2

06.05

12.05


94.

95.

Рассматривание иллюстраций к сказке «Три медведя». Рисунок к этой сказке (три чашки разной величины и расцветки).

2

13.05

15.05


96.

97.

Беседа «Времена года. Лето». Рассматривание иллюстраций по теме к детским книгам.

2

19.05

20.05



98.

Итоговая беседа по временам года. Определение настроения иллюстраций, основного цвета каждого времени года.

1

22.05

----