СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету «изобразительная деятельность»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Цель: – возможное овладение элементарными знаниями по рисованию, аппликации и лепке, приобретение практических навыков мелкой и крупной моторики, воспитание интереса к художественному творчеству.

 

Задачи  обучения:

  1. по возможности научить учащихся  правильно и осмысленно держать карандаши и проводить различные линии, выполнять рисунок по опорным точкам; расплющивать, сдавливать, отрывать пластилин, раскатывать, получать округлые формы.
  2. по возможности выработать элементарные навыки  и воспроизводить по образцу заданную элементарную   фигуру.
  3. по возможности повысить  уровень общего развития учащихся;
  4. по возможности научить последовательно и правильно следовать инструкции взрослого

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету «изобразительная деятельность»»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

г. Миасс



СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора по УВР Директор школы

_______Л.А.Берсенева _______ А.В.Макридин

« » __________ 2019 г. « » ________ 2019г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

ДЛЯ 1 КЛАССА IIВАРИАНТ

НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД









Составитель рабочей программы

учитель домашнего обучения

Деревскова Светлана Сергеевна



Рассмотрено на заседании ШМО

Протокол № _ от « » _______ 2019 г.

Руководитель ШМО: _________/Бозова Л. Н./

Структура программы по предмету «Изобразительная деятельность» предусматривает следующие разделы:

  1. Пояснительная записка;

  2. Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения учащимися;

  3. Описание места учебного предмета в учебном плане;

  4. Возможные личностные и предметные результаты освоения учебного предмета;

  5. Содержание учебного предмета;

  6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

  7. Описание материально- технического обеспечения образовательной деятельности;

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Изобразительная деятельность» составлена в соответствии с нормативно – правовыми и инструктивно – методическими документами:

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. №1599 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ТМНР;


-АООП (2 вариант) образования обучающихся с тяжёлой и глубокой умственной отсталостью, ТМНР;


-Планируемыми результатами освоения обучающимися с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ТМНР, программы;


-Программой обучения глубоко умственно отсталых детей. (НИИ Дефектологии АПН СССР).- М.,1983 г.

- Приказом Министерства образования и науки Российской федерации № 629 от 05.07.2017г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. № 253»


-Учебным планом для детей с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью, ТМНР СКО школы-интерната VIII вида на 2019-2020 учебный год.





Цель: – возможное овладение элементарными знаниями по рисованию, аппликации и лепке, приобретение практических навыков мелкой и крупной моторики, воспитание интереса к художественному творчеству.


Задачи обучения:

  1. по возможности научить учащихся правильно и осмысленно держать карандаши и проводить различные линии, выполнять рисунок по опорным точкам; расплющивать, сдавливать, отрывать пластилин, раскатывать, получать округлые формы.

  2. по возможности выработать элементарные навыки и воспроизводить по образцу заданную элементарную фигуру.

  3. по возможности повысить уровень общего развития учащихся;

  4. по возможности научить последовательно и правильно следовать инструкции взрослого


Реализация программы (вариант 2) осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся VIII вида. Компенсация недостатков психофизического развития достигается путем организации разноуровнего обучения, с учетом возможностей воспитанников, с использованием индивидуального и дифференцированного подхода. Присутствует эмоционально благоприятный климат в классе, разнообразие форм учебной деятельности, ситуация успеха, различные видов помощи, стимуляция познавательной активности, использование игровых приемов, дидактических игр.


Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения учащимися.


«Лепка, аппликация и рисование» как учебный предмет является не менее важным, так как от его усвоения во многом зависит возможная успешность коррекционной направленности обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения лепке - рисованию, обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции моторики рук и познавательной активности, а так же речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения своеобразием их общего недоразвития, имеющихся психофизических функций.

Главным принципом, организующим все программы по основным разделам, является возможное развитие познавательных процессов.

Содержание программы отражено в трех разделах: лепка, аппликация, рисование по заданному образцу.



Описание места учебного предмета в учебном плане.

Рабочая программа по предмету «Изобразительная деятельность» составлена в соответствии с АООП (2 вариант) и в соответствии с учебным планом СКО школы – интернат VIII вида рассчитана на 33 учебных недели (33 часа, по 1 часу в неделю).

Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется следующим образом:


Тема

Количество часов

Рисование по заданному образцу


11

Аппликация


10

Лепка


12

Итого

33



Планирование коррекционной работы по предмету «Изобразительная деятельность» в 1 классе.


1. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти:

- возможное развитие зрительного и слухового восприятия;

2. Развитие слухового восприятия :

- возможное развитие слухового восприятия на задания со слов учителя ;

3. Развитие импрессивной речи:

- возможное формирование умений слушать речь учителя;

4. Формирование экспрессивной речи:

- возможное формирование навыков альтернативной коммуникации;

5. Коррекция мышления.

- возможное обучение приемам умственной работы (сравнение признаков, группировка материала, анализу изученного);

6. Коррекция познавательной деятельности:

- возможное вовлечение в работу всего класса с учетом дифференцированного подхода к учащимся;

- использование ИКТ;

7. Коррекция нарушений и развитие эмоционально-личностной сферы:

- возможные релаксационные упражнения для мимики мышц и снятия эмоционального напряжения;





Возможные личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП (вариант 2) для обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учётом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Возможные личностные результаты (жизненные компетенции) освоения включают в себя:

 1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;

 2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

 3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

4) формирование уважительного отношения к окружающим;

5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

 6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери, пассажира, покупателя и т.д.) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

 7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Возможные предметные результаты освоения обучающимися АООП

Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, аппликация, рисование; использование различных изобразительных технологий.

  • Интерес к доступным видам изобразительной деятельности.

  • Умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация).

2)Способность к самостоятельной изобразительной деятельности.

  • Положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности.

  • Стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты работы.

  • Умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.

3)Готовность к участию в совместных мероприятиях.

  • Готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми.

  • Умение использовать полученные навыки для изготовления творческих работ, для участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок.

Содержание учебного предмета.

Лепка.

Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто, глина. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп. Разминание пластилина (теста, глины). Раскатывание теста (глины)

скалкой. Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка материала от целого куска. Отрезание кусочка материала стекой. Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура). Катание колбаски на доске (в руках). Катание шарика на доске (в руках). получение формы путем выдавливания формочкой. Вырезание заданной формы по шаблону стекой (ножом, шилом и др.). Сгибание колбаски в кольцо. Закручивание колбаски в жгутик. Переплетение: плетение из 2-х (3-х) колбасок. Проделывание отверстия в детали. Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами). Скручивание колбаски (лепешки, полоски). Защипывание краев детали. Соединение деталей изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием). Лепка предмета из одной (нескольких) частей.

Выполнение тиснения (пальцем, штампом, тканью и др.). Нанесение декоративного материала на изделие. Дополнение изделия мелкими деталями. Нанесение на изделие рисунка. Лепка изделия с нанесением растительного (геометрического) орнамента. Лепка нескольких предметов,


объединённых сюжетом.


Аппликация.

Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др. Сминание бумаги. Отрывание бумаги заданной формы (размера). Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали). Скручивание листа бумаги. Намазывание всей (части)поверхности клеем. Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Конструирование объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой.

Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации: заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации:

заготовка деталей, сборка орнамента способом чередования объектов,

намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлении сюжетной аппликации:

придумывание сюжета, составление эскиза сюжета аппликации, заготовка деталей, сборка изображения, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону.


Рисование.

Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, мольберт, кисти,

емкость для воды. Оставление графического следа. Освоение приемов рисования карандашом. Соблюдение последовательности действий при работе с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д. Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием примакивания, прием наращивания массы. Выбор цвета для рисования. Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов. Рисование точек. Рисование вертикальных (горизонтальных, наклонных) линий. Соединение точек. Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура). Заполнение контура точками. Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка. Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению). Дорисовывание части (отдельных деталей, симметричной половины) предмета. Рисование растительных (геометрических) элементов орнамента. Дополнение готового орнамента растительными (геометрическими) элементами. Рисование орнамента из растительных и геометрических форм в полосе (в круге, в квадрате). Дополнение сюжетного рисунка отдельными предметами (объектами), связанными между собой по смыслу. Расположение объектов на поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка. Рисование приближенного и удаленного объекта. Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка.








Календарная план - сетка



Дни недели

Кол-во часов

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь



I

II

III

IV

V

I

II

III

IV

V

I

II

III

IV

V

I

II

III

IV

V

Пт.

1





















Всего

1




























Дни недели

Кол-во часов

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май



I

II

III

IV

V

I

II

III

IV

V

I

II

III

IV

V

I

II

III

IV

V

I

II

III

IV

V

Пт.

1


























Всего

1










































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Виды деятельности

Оборудование

Словарь

1

Правила безопасной работы. Упражнение на различение предметов по форме и цвету. Знакомство с учебными принадлежностями.

1


Использование учебных принадлежностей


Цветные полоски, геометрические фигуры

Цвет.

Форма.


2

Аппликация. Панно из засушенных листьев «Осень».

1


Повторение цвета –жёлтый, красный. Работа с клеем. Правильное расположение листа бумаги.

Картон, засушенные листья, клей

Картон.

3

Лепка. Изготовление бубликов баранок способом раскатывания.

1


Раскатывание пластилина.

Пластилин, стека, доска для пластилина.

Пластилин, стека

4

Рисование прямых линий. Игровые графические упражнения.

1


Черчение коротких и длинных линий цветными карандашами.

Альбом, цветные карандаши.

Линия

5

Аппликация «Узор из листьев на полосе».

1


Повторение цвета –жёлтый, красный. Работа с клеем.


Шаблон листьев, картон, клей



Аппликация

6

Лепка. Изготовление огурца способом размазывания на заготовках.

1


Формирование умения правильно выбирать цвета

Пластилин, заготовка с рисунком

Огурец, заготовка

7

Рисование дождя красками.

1


Выбор цвета. Приём примакивания.

Альбом, краски, кисть, баночка с водой, тряпочка.

Баночка.

8

Наклеивание композиции: «Дождь идет».

1


Работа с клеем. Приклеивание полосок бумаги в вертикальном направлении.

Цветная бумага, клей – карандаш, лист картона. Образец аппликации.

Клей.

9

Отщипывание пластилина. Осеннее дерево.

1


Называть цвета: красный жёлтый. Изготовление осеннего дерева пошагово, повторяя за учителем. Приём отщипывание пластилина. Изготовление ствола(катание колбаски).

Пластилин, стека, доска для пластилина. За готовка изделия.

Дерево.

10

Листопад, рисование кисточкой (примакивание).

1


Выбор цвета. Называние цветов жёлтый, красный, оранжевый.

Картинки, альбом, краски, кисть, баночка с водой, тряпочка.



Приём примакивания

11

Наклеивание композиции: «Осень в лесу».

1


Повторение цвета -жёлтый, красный. Работа с клеем. Правильно расположение листа бумаги. Приклеивание полосок бумаги к нарисованному дереву.

Маленькие полоски бумаги красного и жёлтого цвета, клей картон, с изображением дерева без листьев. Образец аппликации.

Осень

12

Отщипывание пластилина. Гроздь рябины.

1


Выбор нужного цвета. Определение формы ягод. Отщипывание пластилина, катание шариков.

Пластилин, стека, доска для пластилина.

Заготовка изделия.





Гроздь Рябина

13

Кисть рябины с помощью ватных палочек (примакивание).

1


Выбор нужного цвета. Рисование с помощью ватных палочек. Приём примакивания.

Альбом, краски, ватные палочки, баночка с водой, тряпочка.

Кисть

14

Нарядный мухомор в травке. Приклеивание шляпки, ножки, рисование травки.

1


Приклеивание шляпки и ножки по образцу. Рисование травки.

Образец аппликации. Лист картона, заготовка шляпки и ножки, клей, зелёный карандаш.





Мухомор, шляпка, ножка

15

Лепка. Изготовление улиток.

1


Раскатывать столбики разной длины. Сравнивать столбики по длине.


Улитка

16

Рисование. Полосатый коврик для игрушек (вертикальные цветные полоски).

1




Вертикальны линии

17

Аппликация «Ёжик».

1


Приклеивание заготовки ёжика, приклеивание к нему полосок бумаги (иголок.)

Картон, заготовки, клей. Образец аппликации.

Ёж.

18

Отщипывание пластилина. Изготовление иголок для ёжика.

1


Изготовление иголок.

Пластилин, стека, доска для пластилина, крылатки

Крылатки

19

Рисование сказки «Колобок».

1


Рисование колобка в движении


Колобок.

20

Изготовление складыванием бумаги летающих игрушек (самолетик).

1





21

Лепка. Изготовление композиции «Самолеты над лесом» способом размазывания.

1



Пластилин, стека.

Самолёт

22

Рисование ягод на силуэте банки. «Вишнёвый компот»

1


Повторение формы круг. Рисование двух кругов, их соединение.



23

Аппликация «Заготовка овощей».

1


Называние овощей, приклеивание заготовок овощей к нарисованной банке.

Образец аппликации. Заготовки, клей, лист бумаги с нарисованной банкой.

Клей.

24

Лепка шариков. Составление композиции «Гусеницы на листочке».

1


Повторение формы –

круг.


Лист.

25

Рисование солнца.

1


Обводка круга по шаблону, рисование лучиков.

Альбом, краски, кисть, баночка с водой, тряпочка. Шаблон - круг.

Круг.

26

Изготовление из пластилина лучиков для солнца.

1


Лепка колбасок, сравнение их по толщине. Соединение с кругом.

Пластилин, стека, доска для пластилина. Заготовка изделия.

Луч.

27

Наклеивание композиций: «Цветной ковер».

1



Квадрат, круг, овал

Круг

28

Рисование. Цветные клубочки большие и маленькие

(слитные замкнутые линии).

1




Клубок.

29

Аппликация предметов из геометрического материала.

1


Называние геометрических фигур, их приклеивание по образцу.

Образец аппликации. Геометрические фигуры. Лист картона, клей.

Квадрат.

30

Лепка по образцу яблока, помидора.

1



Образец

Яблоко

31

Рисование дерева.

1


Рисование дерева- ладошкой, ствола –кисточкой.

Альбом, краски, кисть, баночка с водой, тряпочка.

Дерево.

32

Изготовление стаканчика способом складывания

1


Повторение действий за учителем.

Лист бумаги А-4.

Стакан

33

Лепка «Блюдечко и чашечка».

1




Чашка.


Итого

33






7.Описание материально- технического обеспечения образовательной деятельности


Учебно-методическое обеспечение учебного курса:

1. Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд. 1 класс Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Изд. «Просвещение». Москва 2013 г.


2. Щеблыкин И.К., Романина В.И., Когакова И.И. Аппликационные работы в начальных классах. Книга для учителя. Изд. «Просвещение» Москва 1990 г.




Материально-техническое обеспечение

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Кол-во

Примечание

Печатные пособия

Образцы изделий, пооперационные карты

30


Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе

2

Игры и игрушки

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.).

3


Настольные развивающие игры

5










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!