Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке)» для 2 класса разработана на основании ФГОСНОО, в соответствии с ООПНОО МОУ СОШ № 5; на основе примерной программы по учебному предмету «Родной язык (русский)» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования.
На основании учебного плана и основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ №5, на изучение учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке)» во 2 классе отводится 17 часов в год, 1 час в неделю (при 34 учебных неделях).
Основные цели изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке)»:
формирование первоначальных представлений о единстве языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;
развитие умений читать тексты, понимать содержащуюся в них информацию, использовать читательскую деятельность как средство самообразования;
воспитание гражданина и патриота своей страны России, ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка
Задачи:
понимание содержания: определять и выделять основную событийную или иную линию произведения, выделять тематику и проблематику;
извлечение художественной информации: выделять основную мысль автора, понять образное мышление писателя;
понимание формальных признаков произведения: определять жанр текста, главных и второстепенных героев;
формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре;
формирование языковой эрудиции школьника, его интереса к родному (русскому) языку и речевому творчеству;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи на родном языке, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты языка;
пробуждение познавательного интереса к родному языку, стремления совершенствовать свою речь.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке)»
Предметные результаты освоения предмета на конец 2 класса
Обучающийся научится:
- различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица и др.), приводить примеры этих произведений;
- читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
- составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов);
- передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (для всех видов текстов);
- участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов);
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов).
Обучающийся получит возможность научиться:
- читать произведения фольклора по ролям, участвовать в их драматизации;
- участвовать в дискуссиях со сверстниками на литературные темы, приводить доказательства своей точки зрения;
- выполнять творческие работы на фольклорном материале (продолжение сказки, сочинение загадки, пересказ с изменением действующего лица;
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
- устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
- составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий на конец 2 класса
Личностные результаты освоения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке)»
У обучающегося будут сформированы:
- принятие патриотических ценностей, ощущение себя гражданином многонационального государства России;
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- овладение знаниями о культуре русского народа, уважительное отношение к культурам и традиционным религиям народов России;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре всех народов;
- уважительное отношение к семейным ценностям, проявление доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- эмоциональная отзывчивость на прочитанное;
- высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
- знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;
- восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Метапредметные результаты освоения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке)» на конец 2 класса
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления с помощью учителя;
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств еѐосуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Обучающийсяполучит возможностьнаучиться:
- воспринимать художественную литературу как особый вид искусства (искусство слова);
- соотносить произведения словесного творчества с произведениями других видов искусств (живопись, музыка, фотография, кино);
- иметь первоначальные представления о взаимодействии, взаимовлиянии литератур разных народов, о роли фольклора и художественной литературы родного народа в создании культурного, морально-этического и эстетического пространства республики Российской Федерации; - находить общее и особенное при сравнении художественных произведений народов Российской Федерации, народов мира.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- понимать информацию, представленную в виде текста, рисунка, схемы;
- использование знаково-символических средств представления информации;
- ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании);
- передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа;
Обучающийсяполучит возможностьнаучиться:
- самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
- устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
использовать в общении правила вежливости, соблюдать простейшие нормы речевого этикета, работая фронтально, в группах и парах.
Обучающийсяполучит возможностьнаучиться:
- слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий;
- определять общие цели и путиеѐ достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Содержание программы (17 ч)
Россия - наша Родина (2 ч)
В. Степанов «Что мы Родиной зовѐм», К. Паустовский «Моя Россия»
«Фольклор нашего народа» (5 часов)
Календарные народные праздники и обряды. «Мир фольклора – мир народной мудрости». «Мир пословиц и поговорок». «Загадки и народные приметы о временах года». Проект. Сборник «Фольклор нашего народа»
«О братьях наших меньших» (5 часов)
Г.А. Скребицкий«Пушок». К.Д. Ушинский «Чужое яичко». Н.И. Сладков«Топик и Катя». А.Л. Барто«Бедняга крот». Е.И. Чарушин«Рябчонок». (Из цикла «Про Томку»)
«Времена года» (5 часов)
В.Бианки «Как животные к холодам готовятся». Г.Х.Андерсен «Снеговик». А.Блок «Весенний дождь»./Загадки про весну. И. С. Соколов-Микитов «Бурундук». И.С. Соколов-Микитов «Лето в лесу». А. Фет «Летний вечер».
Тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов |
1 | Россия - наша Родина | 2 |
2 | Фольклор нашего народа | 5 |
3 | О братьях наших меньших | 5 |
4 | Времена года | 5 |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | Россия - наша Родина | Требования к результатам освоения ООПНОО В. Степанов «Что мы Родиной зовѐм» | 1 | |
2 | | К. Паустовский «Моя Россия» | 1 | |
3 | Фольклор нашего народа | Календарные народные праздники и обряды. | 1 | |
4 | | «Мир фольклора – мир народной мудрости» | 1 | |
5 | | «Мир пословиц и поговорок» | 1 | |
6 | | «Загадки и народные приметы о временах года» | 1 | |
7 | | Проект. Сборник «Фольклор нашего народа» | 1 | |
8 | О братьях наших меньших | Г.А. Скребицкий «Пушок» | 1 | |
9 | | К.Д. Ушинский «Чужое яичко» | 1 | |
10 | | Н.И. Сладков «Топик и Катя» | 1 | |
11 | | А.Л. Барто «Бедняга крот» | 1 | |
12 | | Е.И. Чарушин «Рябчонок» | 1 | |
13 | Времена года | В.Бианки «Как животные к холодам готовятся» | 1 | |
14 | | Г.Х.Андерсен «Снеговик» | 1 | |
15 | | А.Фет «Весенний дождь».Загадки про весну | 1 | |
16 | | И. С. Соколов-Микитов « Бурундук» | 1 | |
17 | | И.С. Соколов-Микитов «Лето в лесу». А. Фет «Летний вечер». | 1 | |
8