Рабочая программа по литературному чтению на родном языке для 1 класса разработана на основе примерной программы учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» 1- 4 классы Ф.Ш.Гарифуллина, И.Х.Мияссарова. Для образовательных организаций начального общего образования с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык как родной), г. Казань, «Мегариф Вакыт» 2016г.
Учебники: 1) «Алифба». 1 класс. Авторы: Гарифуллина Ф.Ш., Мияссарова И.Х. Для образовательных организаций начального общего образования с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык как родной), Ф.Ш.Гарифуллина, И.Х.Мияссарова. г. Казань, «Мегариф Вакыт» 2019г.
2) «Литературное чтение на родном языке». 1 класс. Для образовательных организаций начального общего образования с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык как родной), Ф.Ш.Гарифуллина, И.Х.Мияссарова. г. Казань, «Мегариф Вакыт» 2019г.
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
Закон « Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
Список учебников ОУ, соответствующий Федеральному перечню учебников, утверждённых рекомендованных(допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования;
Основная образовательная программа начального общего образования МКОО «Старомостякская средняя школа»;
Учебный план МКОО «Старомостякская средняя школа» на 2020-2021 учебный год.
В соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта начального общего образования предмет «Литературное чтение на родном языке» изучается с 1 по 4 классы и относится к учебной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке». В соответствии с учебным планом школы, уроки литературного чтения на родном языке в 1 классе рассчитаны на 1 час в неделю. Следовательно, общее количество часов в год составило – 33 часа.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Литературное чтение на родном языке»
в 1 классе
Личностные результаты
по заданию учителя, выделяя слоги, готовиться к чтению слов, трудных по слоговой структуре;
спрашивать о значении незнакомых слов;
соблюдать основные правила общения на уроке, пользоваться типовыми этикетными формулами (в ситуациях приветствия, извинения, просьбы, благодарности);
понимать вопросы и задания, инструкции учителя, адекватно реагировать на них;
под руководством учителя создавать короткие устные высказывания на основе различных источников, в том числе деловые на основе моделей букваря.
слышать интонацию конца предложения, определять количество произнесённых предложений; выделять из предложения слова, определять их количество;
разграничивать звуки и буквы, правильно называть их;
применять при письме правила оформления границ предложений, раздельного написания слов.
различать два вида чтения: «как говорим» (орфоэпическое) и «как написано» (орфографическое);
под руководством учителя писать под диктовку и списывать с печатного текста слова и короткие предложения (по освоенной технологии), проверять написанное.
строить небольшие монологические высказывания на основе картинок букваря, собственных впечатлений.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
использовать выделенные учителем ориентиры действия;
осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией, устной или письменной, в том числе схематичной; использовать внешнюю речь для регуляции своих действий;
выполнять действия проверки.
Познавательные:
слушать учителя и понимать прочитанное, находить в речи учителя, в сообщении учебника нужные сведения;
выявлять непонятные слова, спрашивать об их значении;
.понимать информацию учебника, представленную в модельном виде, переводить её в словесную форму;
в ходе коллективной работы наблюдать за фактами языка и речи, выполнять действия анализа, сравнения, классификации, группировки с учётом указанных критериев, делать умозаключения, выводы, использовать освоенные условные знаки.
Коммуникативные:
– участвовать в коллективной беседе, высказывать свои мысли, говорить о своих впечатлениях, слушать одноклассников, соблюдать основные правила общения на уроке.
Большая часть универсальных учебных действий выполняется учащимися под наблюдением учителя, при его участии.
Предметные результаты
читать правильно и плавно по слогам, в простых случаях целыми словами, понимать читаемое (приблизительный темп
чтения вслух – 25 слов в минуту);
различать звуки гласные и согласные, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие; слышать наличие в слове звука [й’];
выделять и характеризовать отдельные звуки слова, определять их последовательность, обозначать звуковой состав слова в виде модели;
выделять слоги, различать ударные и безударные;
различать буквы гласных, обозначающие твёрдость или мягкость согласных; различать позиции, когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука или один.
соблюдать правила посадки, положения тетради, ручки в руке;
правильно, аккуратно, разборчиво и по возможности красиво писать буквы и оформлять их соединение; сравнивать с образцом и оценивать каллиграфическую сторону своей записи;
обнаруживать по освоенным признакам имеющиеся в слове, в предложении «опасные при письме места»;
Ученик получит возможность научиться:
читать правильно и плавно целыми словами, в трудных случаях по слогам, в темпе, близком к темпу устной речи;
понимать читаемое преимущественно по ходу чтения;
самостоятельно готовиться к чтению слов, трудных по слоговой структуре;
при повторном чтении использовать некоторые средства создания выразительности, в частности окраску голоса (интонацию), мимику;
под руководством учителя выбирать заголовок текста с учётом его темы или главной мысли (без терминов), восстанавливать нарушенную последовательность предложений;
участвовать в коллективном устном общении, вступать в диалог, соблюдая при этом основные правила речевого поведения: слушать говорящего, смотреть на него, обращаться к собеседнику по имени (имени и отчеству) и т. п.;
2.Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»
Добуквенный период
Формирование первоначальных умений и навыков устной речи. Освоение определённого объёма активного словаря, активизация сформированного до поступления в школу пассивного запаса лексикона. Развитие связной речи. Составление сочетаний слов, предложений, текстов; участие в учебном диалоге, умение поддержать диалог по предложенной в программе тематике: «Здравствуй, школа», «День знакомства», «Сказки», «Семья», «Город», «Правила дорожного движения».
Учить ребёнка высказываться в соответствии с ситуацией или заданной темой. Учить организации речи как связного целого: логически последовательному развитию мыслей, способам связи между отдельными частями высказывания, правильному русскому произношению и употреблению грамматических форм.
Номинативная функция слова. Слова, которые обозначают предмет, действие, признак предмета. Различение слов с помощью вопросов. Служебные слова. Сочетания слов: слово, обозначающее предмет и действие данного предмета; слово, обозначающее действие и признак данного действия. Роль слова в речи. Графические схемы слов, обозначающие предмет, его действие и признак.
Звук. Звук и слово. Гласные звуки. Согласные звуки. Парные и непарные согласные звуки по мягкости-твёрдости. Парные и непарные согласные звуки по звонкости-глухости. Ударение. Слог. Деление слов на слоги. Ударный слог. Звуковая модель слова.
Предложение. Связь слов в предложении. Изменение слов для связи с другими словами (сочетания слов). Связь слов в сочетании и в предложении с помощью служебных слов (предлогов). Графическая схема предложения.
Предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Особенности их интонирования. Интонационное различие повествовательных, вопросительных, восклицательных предложений. Знаки препинания в конце предложений.
Самостоятельный чертёж графических схем слов, сочетаний слов, словосочетаний, предложений, составление звуковых моделей слов.
Первоначальное устное усвоение доступных для первоклассника синтаксических конструкций (сочетаний слов, небольших предложений), выбор языкового материала и правильное оформление речи в соответствии с типовыми конструкциями русского языка.
Практическое усвоение типовых синтаксических конструкций:
— «существительное + глагол»: ученик пишет, кот пьёт, мама стирает;
— «существительное + прилагательное (определение)», «прилагательное + существительное»: класс уютный, кукла красивая, первый класс, красная роза;
— «существительное + существительное (подлежащее)»: Кукла — игрушка. Волк — животное. Мальчик — ученик. Девочка — ученица. Первоклассники — ученики;
— «существительное + существительное (определение)»: страница учебника, учитель музыки, мама девочки, мебель класса;
— «глагол + существительное (обстоятельство)» с предлогами с (со): иду с папой, пою с подругой, искали с соседом;
— «существительное + притяжательные местоимения в роли согласованных определений к существительным (мой, моя, моё, мои; наш, наша, наше, наши)»: мой мяч, моя парта, моё ведро, мои книги; наш, дом, наша комната, наше село, наши реки;
— «глагол + существительное (дополнение)»: пишу письмо, читаю сказку, люблю маму, пою песню, строю дом;
— «глагол + существительное (дополнение)» с предлогами на, к, о: катаюсь(-ешься, -ется, -ются) на роликах, подъеду (-ешь, -ет) к лесу, подойдём(-ёте, -ут) к дому; читаю(-ешъ, -ет) о природе, говорим(-ите, -ят) о лесе;
— «существительное + существительное (дополнение)» с предлогом у: у утки утята, у овцы ягнята, у дома гусята;
— «глагол + наречие (обстоятельство)»: встаю(-ёшь, -ёт) утром, готовим(-ите, -ят) вечером, скажу(-ешь, -ут) сейчас, сделаем(-ете, -ют) потом;
— «местоимение + глагол (сказуемое) настоящего времени единственного и множественного числа в 1, 2, 3 лицах»: я рисую, ты рисуешь, он рисует; мы рисуем, вы рисуете, они рисуют;
— «личное местоимение + глагол (сказуемое) несовершенного вида прошедшего времени в 3 лице единственного и множественного числа»: он играл (мальчик играл), она играла (девочка играла), оно играло (солнце «играло»), они играли (дети играли);
— «местоимение + глагол (сказуемое) совершенного вида прошедшего времени мужского и женского рода единственного и множественного числа»: я написал(-а), ты закрыл(-а), он (она) прочитал(-а), мы спели, вы станцевали, они нарисовали;
— «наречие + глагол»: быстро шагаю, красиво пишу, тихо говорю, громко плачу, долго едет;
— различение глаголов настоящего, прошедшего, будущего времени: пишу — написал — напишу (буду писать); — «числительное + существительное»: один кот, одна цифра, одно число; два торта, две конфеты;
— употребление слов сам, сама, сами: сам оделся, сама помыла, сами написали;
Буквенный период. Обучение чтению.
Буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Чтение слов. Механизм позиционного чтения. Чтение слова по его буквенной модели. Гласные буквы как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Штрихование, раскраска рисунков. Письмо. Поэтапное изучение букв:
1) гласные буквы Аа,Әә, Яя, Оо,Өө, Её, Уу,Үү, Юю, Ее, Ээ, Ии, ы; парные гласные буквы-знаки, которые обозначают твёрдость-мягкость согласных а-ә, о-ө, у-ү, э-е, и-ы;
2) согласные Мм, Нн, Ңң, Лл, Рр,Һһ, Йй;
3) парные по звонкости-глухости согласные Гг-Кк, Бб-Пп, Зз-Сс, Дд-Тт, Вв-Фф, Жж-Шш, Җҗ-ЧЧ
4) мягкий и твёрдый знаки ь-ъ;
5) непарные согласные Хх, Цц, Чч, Щщ;
6) татарский алфавит.
Звуковая модель слова. Буквенная модель слова. Соотнесение предметного рисунка и буквенной (звуковой) модели слова. Расшифровка слова по предметному рисунку и звуковой модели. Преобразование звуковой и буквенной модели. Смыслоразличительная функция звука (буквы). Подбор слов, соответствующих заданной модели. Чтение текстов произведений разных жанров. Осознанность восприятия содержания текста.
Литературное чтение
Текстовой материал для чтения и обсуждения распределен по темам:
Родина одна.
Г.Тукай. Родной язык;Р.Валиев. Родной край;
Сказки. Татарская народная сказка “Куркак юлдаш”,Татарская народная сказка “Алма,пеш!”,Татарская народная сказка “Өч кыз”.
Детские писатели.
А.Алиш “ Бикбатыр белән Биккуркак”, “Куян кызы”, Й. Шарапова “ Икәүләшеп укыйбыз”, Р.Валиев “ Әлифба”.
3.Тематическое планирование учебного предмета « Литературное чтение на родном языке»
№ | Тема | Всего часов |
1 | Добукварный период | 2 ч |
2 | Буквенный период. Обучение чтению. | 21 ч |
3 | Литературное чтение | 10 ч |
| ИТОГО | 33 часа |
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование уроков «Литературное чтение на родном языке»
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание |
план | факт |
Раздел 1: Добукварный период |
1. | «Здравствуй, школа», «День знакомства», «Сказки» | 1 | 04.09 | | |
2. | «Семья», «Город», «Правила дорожного движения». | 1 | 11.09 | | |
Раздел 2: Букварный период |
1. | Гласный звук (а). Буквы А,а. Гласный звук (ә). Буквы Ә,ә. | 1 | 18.09 | | |
2. | Гласный звук [И] . Буквы И и. Гласный звук [Ы]. Буквы Ы ы . | 1 | 25.09 | | |
3. | . Гласный звук [Ү] . Буквы Ү, ү . Гласный звук [У]. Буквы У, у . | 1 | 02.10 | | |
4. | Согласный звук [Л] . Буквы Л, л.Согласный звук [Т] . Буквы Т, т . | 1 | 23.10 | | |
5. | Согласный звук [Н]. Буквы Н, н.Согласный звук [С]. Буквы С, с. | 1 | 30.10 | | |
6. | Согласные звуки [К, къ]. Буквы К, к .Согласный звук [Р]. Буквы Р, р. | 1 | 06.11 | | |
7. | Гласный звук [Е] . Буквы Е, е хәрефләре Гласные звуки [Э-е]. Буквы Э, э . | 1 | 13.11 | | |
8. | Согласные звуки [Г, гъ] .Буквы Г, г. | 1 | 27.11 | | |
9. | Согласный звук [Д].Буквы Д, д. Согласный звук [Б]. Буквы Б, б . | 1 | 04.12 | | |
10. | Согласный звук [Ч] . Буквы Ч, ч Согласный звук [Ш]. Буквы Ш, ш. | 1 | 11.12 | | |
11. | Согласный М м | 1 | 18.12 | | |
12. | Согласный звук [М] . Буквы М, м. Согласный звук [Й]. Буквы Й, й. | 1 | 25.12 | | |
13. | . Гласный звук [О] . Буквы О, о. Согласный звук [П]. Буквы П, п. | 1 | 15.01 | | |
14. | Согласный звук [З]. Буквы З, з. Согласный звук [ң]. Буква ң . | 1 | 22.01 | | |
15. | Гласный звук [Ө].Буквы Ө, ө. Гласные буквы Я,я, Ю,ю. | 1 | 29.01 | | |
16. | Согласные звуки [w], [в]. Буквы В, в хәрефләре | 1 | 05.02 | | |
17. | Согласный звук [Х]. Буквы Х, х.Согласный звук [Ф]. Буквы Ф, ф. | 1 | 12.02 | | |
18. | Буква ь. Чтение слов с буквой ь. Согласный звук [ж]. Буквы Ж, ж. | 1 | 26.02 | | |
19. | Согласный звук [җ]. Буквы Җ, җ. | 1 | 05.03 | | |
20. | Согласный звук [һ]. Буквы Һ,һ. Согласный звук [ц]. Буквы Ц, ц. | 1 | 12.03 | | |
21. | Согласный зыук [щ]. Буквы Щ, щ. Чтение слов с ъ . | 1 | 19.03 | | |
Раздел 3: Литературное чтение |
1. | Знания полученные в детстве, как слово, написанное на камне. | 1 | 26.03 | | |
2. | Колыбельные песни. Пословицы. Загадки. Сказки. | 2 | 02.03 09.03 | | |
3. | . Буква смотрит на меня, я - на букву | 1 | 16.03 | | |
4. | Знаем ли мы о птицах и животных? | 2 | 23.03 30.03 | | |
5. | Человеком стать не трудно, человечным стать - труд | 1 | 07.05 | | |
6. | Весна идет, улыбается. Проверь себя. 1 ч | 2 | 14.05 21.05 | | |
Приложение 2
Лист коррекции
Дата | Содержание изменений | Причина | Примечание |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
11