Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена на основании ФГОСНОО, в соответствии с ООПНОО МОУ СОШ № 5; на основе авторской программы Л. Ф. Климановой и В. Г. Горецкого «Литературное чтение» (учебно-методический комплект «Школа России»; издательство «Просвещение»). Согласно учебному плану на 2020-2021 учебный год на изучение литературного чтения во 2 классе отведено 136 часов в год (4 ч в неделю). На основании методического письма СКИПРО ПК и ПРО в программу включены часы регионального компонента.
• развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
• учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
• формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
• развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
• формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
•обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
•формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
•обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
• расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
•обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную(авторскую) сказку;
находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
| Содержание предмета «Литературное чтение» во 2 | классе | | | | | | | |
| | | |
Тема | Содержание | Характеристика деятельности учащихся | |
| | | |
Самое великое чудо на | Проект «О чем может рассказать школьная библиотека». | Ориентироваться в учебнике по литературному | |
свете (5 ч) | Высказывания о книгах К. Ушинского, М. Горького, Л. | чтению, | применять | | систему | условных | |
| Толстого. | обозначений, предполагать на основе названия | |
| Напутствие читателю Р. Сеф. | содержание текста или главы. | | | |
Устное народное | Русские народные песни. Потешки и прибаутки. Считалки и | Прогнозировать | содержание раздела, | читать, | |
творчество | небылицы. Загадки. | выражая | настроение | произведения. Находить | |
(15 ч) | Русские народные сказки «Петушок и бобовое зернышко», | слова, которые помогают представить героя | |
| «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и | произведения устного | народного | творчества. | |
| журавль», «Каша из топора», «Гуси - лебеди». | Находить | различие в | потешках и | прибаутках, | |
| сходных по теме созвучные окончания в тексте. | |
| | |
| | Объяснять смысл пословиц, соотносить смысл | |
| | пословиц с содержанием и жизненным опытом. | |
| | Придумывать рассказ по пословице и соотносить | |
| | содержание | рассказа | с | пословицей. | |
| | Анализировать загадки, соотносить загадки и | |
| | отгадки. Моделировать загадки. Читать вслух с | |
| | постепенным переходом на чтение про себя. | |
| | Придумывать | свои | собственные | сказочные | |
| | сюжеты. Исправлять допущенные ошибки при | |
| | повторном | чтении. | Читать | по | ролям. | |
| | Рассказывать сказку, используя иллюстрации в | |
| | книге. Составлять план сказки. Пересказывать | |
| | по | составленному | | плану. | Соотносить | |
| | пословицы со сказками. Систематизировать и | |
| | проверить свои знания по данной теме. | |
| | Отвечать на вопросы, формулировать выводы по | |
| | теме | | | | | | | | |
| | | | |
Люблю природу русскую. | Осенние загадки. | Прогнозировать | содержание раздела. Отвечать | |
Осень (8 ч) | Лирические стихотворения Ф. Тютчева, К. Бальмонта, А. | на вопросы, используя свои наблюдения. | |
| Плещеева, А. Фета, А. Толстого, С. Есенина | Формулировать | ответы. | Составлять | загадки, | |
природе. Работать в парах. Читать
интонации настроение поэта. Сравнивать стихи
разных поэтов на одну тему. Объяснять
интересные выражения в лирическом тексте.
произведении. Представлять картины осенней
природы. Иллюстрировать стихотворения.
тексте. Объяснять интересные выражения в
лирическом тексте. Проверять свои знания.
| Житкова, В. Бианки. | их. Воспринимать на слух прочитанное. | |
| Научно-популярный текст Н. Сладкова. | Участвовать в обсуждении. Выражать своё | |
| | собственное отношение к героям, давать | |
| | нравственную оценку поступкам. Видеть красоту | |
| | природы, | изображённую | в | художественном | |
| | произведении, составлять план и пересказывать. | |
| | Выбирать книги по темам и по авторам. | |
| | Оценивать свой ответ, планировать возможный | |
| | вариант исправления допущенных ошибок | |
Из детских журналов (9 ч) | Игра в стихах Д. Хармс, Ю. Владимиров, А. Введенский | Отличать журнал от книги. Придумывать свои | |
| Проект «Мой любимый детский журнал» | вопросы по содержанию, сравнивать их с | |
| | необычными вопросами из детских журналов. | |
| | Находить интересные и нужные статьи в | |
| | журнале, создавать свой журнал и устно его | |
| | описывать. | Выразительно | читать. | Подбирать | |
| | заголовок в соответствии с содержанием, | |
| | главной мыслью. Рисовать иллюстрации к | |
| | прочитанному и своему журналу. Писать свои | |
| | рассказы и стихи для детского журнала. | |
| | Оценивать свой ответ, планировать возможный | |
| | вариант исправления допущенных ошибок | |
| | | |
Люблю природу русскую. | Зимние загадки. | Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного | |
Зима | Лирические стихотворения И. Бунина, К. Бальмонта, Я. | текста. Находить | средства | художественной | |
(9 ч) | Акима, Ф. Тютчева, С. Есенина, С. Дрожжина. | выразительности. | Объяснять | | интересные | |
| Русская народная сказка «Два Мороза». | выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать | |
| Новогодняя быль С. Михалкова. | стихотворение. | Читать | вслух | с постепенным | |
| переходом | на | чтение | про себя. | Различать | |
| Веселые стихи о зиме А. Барто, А. Прокофьева. | |
| стихотворный и прозаический текст. Находить | |
| | |
| | авторские сравнения и подбирать свои. | |
| | Определять главных героев произведения. Читать | |
| | стихотворения, | | передавая | с | помощью | |
| | интонации настроение поэта. Сравнивать стихи | |
| | разных поэтов на одну тему. Объяснять | |
| | интересные выражения в лирическом тексте. | |
| | Понимать | особенности | сказочного текста. | |
Составлять рассказ по иллюстрации. Выбирать
книги по заданной учителем теме. Ранжировать
произведения по тематике, жанру.
№ урока | Раздел | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | Самое великое чудо на свете(5ч.) | Требования к результатам освоения ООПНОО Знакомство с учебником. | 1 | |
2 | | Самое великое чудо на свете. | 1 | |
3 | | Проект №1 «О чем может рассказать школьная библиотека» | 1 | |
4 | | Введение в краеведение. Экскурсия в библиотеку. Р.К. | 1 | |
5 | | Напутствие читателю Р.Сеф. | 1 | |
6 | Устное народное творчество (15ч.) | Диагностическая контрольная работа | 1 | |
7 | | Устное народное творчество. Русские народные песни. | 1 | |
8 | | Потешки и прибаутки | 1 | |
9 | | Считалки и небылицы. | 1 | |
10 | | Загадки. | 1 | |
11 | | Пословицы и поговорки. | 1 | |
12 | | Сказки. Ю.Мориц «Сказка по лесу идет» | 1 | |
13 | | Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко». | 1 | |
14 | | Русская народная сказка «У страха глаза велики» | 1 | |
15 | | Сказка ложь, да в ней намек. Р.К. Сказки писателей Ставропольского края | 1 | |
16 | | Русская народная сказка«Лиса и журавль». | 1 | |
17 | | Русская народная сказка«Каша из топора» | 1 | |
18 | | Русская народная сказка«Гуси-лебеди» | 1 | |
19 | | Русская народная сказка«Гуси-лебеди». А. Шибаев «Вспомни сказку» | 1 | |
20 | | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу №2 | 1 | |
21 | Люблю природу русскую. Осень. (8 ч.) | Люблю природу русскую. Осенние загадки. | 1 | |
22 | | Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», К. Бальмонт «Поспевает брусника…» | 1 | |
23 | | А. Плещеев «Осень наступила…», А. Фет «Ласточки пропали» | 1 | |
24 | | А. Толстой «Осень», С. Есенин «Закружилась листва золотая…» | 1 | |
25 | | В. Брюсов «Сухие листья…», И.Токмакова «Опустел скворечник…» | 1 | |
26 | | В. Берестов «Хитрые грибы». «Грибы» | 1 | |
27 | | М.Пришвин «Осеннее утро» | 1 | |
28 | | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу №3 | 1 | |
29 | Русские писатели (14ч.) | А.С. Пушкин – великий русский писатель. | 1 | |
30 | | Вступление к поэме «Руслан и Людмила» | 1 | |
31 | | А.С.Пушкин «Вот север, тучи…», «Зима..» | 1 | |
32 | | А.С.Пушкин Сказка о рыбаке и рыбке | 1 | |
33 | | А.С.Пушкин Сказка о рыбаке и рыбке. | 1 | |
34 | | А.С.Пушкин Сказка о рыбаке и рыбке | 1 | |
35 | | И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука» | 1 | |
36 | | И.А.Крылов «Стрекоза и муравей» | 1 | |
37 | | Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек» | 1 | |
38 | | Л.Н.Толстой «Филипок» | 1 | |
39 | | Л.Н.Толстой «Филипок». «Правда всего дороже» | 1 | |
40 | | Л.Н.Толстой «Котенок» | 1 | |
41 | | Фольклор народов Северного Кавказа. Р.К. Конкурс творческих работ. | 1 | |
42 | | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу №4 | 1 | |
43 | О братьях наших меньших (12 ч.) | Н.Сладков «Они и мы», А.Шибаев «Кто кем становится?» | 1 | |
44 | | Б.Заходер «Плачет киска..», И.Пивоварова «Жила-была собака» | 1 | |
45 | | В.Берестов «Кошкин щенок» | 1 | |
46 | | М.Пришвин «Ребята и утята» | 1 | |
47 | | М.Пришвин «Ребята и утята». Подробный пересказ на основе плана. | 1 | |
48 | | Е.Чарушин «Страшный рассказ» | 1 | |
49 | | Б.Житков «Храбрый утенок» | 1 | |
50 | | В.Бианки «Музыкант» | 1 | |
51 | | В.Бианки «Сова» | 1 | |
52 | | В.Бианки «Сова» | 1 | |
53 | | Разноцветные страницы. С.Брезкун, М. Бородицкая «Стихи» | 1 | |
54 | | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу №5 | 1 | |
55 | Из детских журналов (9ч.) | Вопросы из детских журналов. Подготовка к проекту №2 «Мой любимый детский журнал». Конкурс стихов о школе | 1 | |
56 | | Промежуточная контрольная работа | 1 | |
57 | | Д.Хармс «Игра» Д.Хармс «Вы знаете» | 1 | |
58 | | Д.Хармс, С.Маршак «Веселые стихи» | 1 | |
59 | | Д.Хармс «Что это было?», Н.Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог» | 1 | |
60 | | Ю.Владимиров «Чудаки», А.Введенский «Ученый Петя» | 1 | |
61 | | Защита проекта «Мой любимый детский журнал». Проверка техники чтения. | 1 | |
62 | | А.Введенский «Лошадка» | 1 | |
63 | | Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу №6. | 1 | |
64 | Люблю природу русскую. Зима (9ч.) | Зимние загадки. | 1 | |
65 | | И.Бунин «Зимним холодом», К.Бальмонт «Снежинка» | 1 | |
66 | | Я.Аким «Утром кот принес на лапках» | 1 | |
67 | | Ф.Тютчев «Чародейкою зимою..», С.Есенин «Поет зима…» | 1 | |
68 | | Красивы русские просторы! Р.К.. Конкурс стихов о Ставрополье. | 1 | |
69 | | Русская народная сказка «Два мороза» | 1 | |
70 | | С.Михалков «Новогодняя быль» | 1 | |
71 | | А.Барто «Дело было в январе», С.Дрожжин «Улицей гуляет» | 1 | |
72 | | Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу №7 | 1 | |
73 | Писатели детям (17ч.) | К.И.Чуковский «Путаница» | 1 | |
74 | | К.И.Чуковский «Радость» | 1 | |
75 | | К.И.Чуковский «Федорино горе» | 1 | |
76 | | К.И.Чуковский «Федорино горе». Урок- театр. | 1 | |
77 | | С.Я.Маршак «Кот и лодыри» | 1 | |
78 | | С.В.Михалков «Мой секрет» | 1 | |
79 | | Дети Кавказа – за мир на Кавказе. Р.К. Урок- концерт. | 1 | |
80 | | С.В.Михалков «Мой щенок» | 1 | |
81 | | А.Л.Барто «Веревочка» | 1 | |
82 | | А.Л.Барто «Мы не заметили жука», «В школу», «Вовка – добрая душа» | 1 | |
83 | | Н.Носов «Затейники» | 1 | |
84 | | Н.Носов «Живая шляпа» | 1 | |
85 | | Н.Носов «Живая шляпа» | 1 | |
86 | | Урок-викторина «Мой край». Р.К. | 1 | |
87 | | Н.Носов «На горке» | 1 | |
88 | | Разноцветные страницы | 1 | |
89 | | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу №8 | 1 | |
90 | Я и мои друзья (10 ч) | Стихи о дружбе и друзьях В.Берестова, Э. Мошковской | 1 | |
91 | | В.Лунин «Я и Вовка» | 1 | |
92 | | Н.Булгаков «Анна, не грусти!» | 1 | |
93 | | Ю.Ермолаев «Два пирожных» | 1 | |
94 | | В.Осеева «Волшебное слово» | 1 | |
95 | | Творчество писателей Ставропольского края. Р.К. Экскурсия в школьную библиотеку. | 1 | |
96 | | В.Осеева «Почему» | 1 | |
97 | | В.Осеева «Почему». Составление плана рассказа. | 1 | |
98 | | Разноцветные страницы. Е.Благинина «Простокваша» | 1 | |
99 | | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу №9 | 1 | |
100 | Люблю природу русскую. Весна (9 ч.) | «Мое село, ты капелька России». Р.К. Урок- путешествие. | 1 | |
101 | | Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды» | 1 | |
102 | | А.Плещеев «Весна», «Сельская песенка» | 1 | |
103 | | А.Блок «На лугу», С.Маршак «Снег теперь уже не тот» | 1 | |
104 | | Женский день. И.Бунин «Матери», А.Плещеев «В бурю» | 1 | |
105 | | Е.Благинина «Посидим в тишине», Э.Мошковская «Я маму мою обидел» | 1 | |
106 | | С.Васильев «Белая береза» | 1 | |
107 | | Проект №3 Газета «День Победы – 9 мая» | 1 | |
108 | | Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу №10 | 1 | |
109 | И в шутку и всерьез (14 ч.) | Веселые стихи Б.Заходера | 1 | |
110 | | Б.Заходер «Что красивей всего?» | 1 | |
111 | | Наш край богат талантами. Р.К. Конкурс- творческих работ. | 1 | |
112 | | Э.Успенский «Чебурашка» | 1 | |
113 | | Э.Успенский «Чебурашка» | 1 | |
114 | | Э.Успенский «Если был бы я девчонкой…» | 1 | |
115 | | Э.Успенский «Над нашей квартирой», «Память» | 1 | |
116 | | В.Берестов «Знакомый, «Путешественники» | 1 | |
117 | | В.Берестов «Кисточка», И.Токмакова «Плим», «В чудной стране» | 1 | |
118 | | Юные поэты и писатели моего района. Р.К. | 1 | |
119 | | Г.Остер «Будем знакомы» | 1 | |
120 | | В.Драгунский «Тайное становится явным» | 1 | |
121 | | Годы, опаленные войной. Р.К. Литературно- музыкальная композиция. | 1 | |
122 | | Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу №11. | 1 | |
123 | Литература зарубежных стран (14 ч.) | Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог». Подготовка к проекту «Мой любимый писатель-сказочник» | 1 | |
124 | | История моего села. Р.К. Урок - литературная викторина | 1 | |
125 | | Французская и немецкая народные песенки «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети» | 1 | |
126 | | Итоговая контрольная работа | 1 | |
127 | | Шарль Перро «Кот в сапогах» | 1 | |
128 | | Шарль Перро «Красная шапочка» | 1 | |
129 | | Ганс Христиан Андерсен «Принцесса на горошине» | 1 | |
130 | | Эни Хогарт «Мафин и паук» | 1 | |
131 | | Эни Хогарт «Мафин и паук». Соотнесение смысла сказки с русской пословицей. | 1 | |
132 | | Эни Хогарт «Мафин и паук». Составление плана сказки для подробного пересказа. | 1 | |
133 | | Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу №12. Проверка техники чтения | 1 | |
134 | | Защита проекта №4 «Мой Любимый писатель-сказочник» | 1 | |
135 | | Ура, каникулы! Р.К.Урок- соревнование. | 1 | |
136 | | О чем мы будем читать летом. Урок-рекомендация. | 1 | |