СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена в соответствии с ФГОС НОО второго поколения; примерной основной образовательной программой начального общего образования, внесенной в реестр основных общеобразовательных программ от 08.04.2015 года №1-15; авторской программой по литературному чтению 1 – 4 классы, авторы Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В., Виноградская Л. А., Бойкина М. В. Рабочая программа расчитана на 3 часа в неделю, 102 часа в год

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Литературное чтение"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Свердликовская средняя общеобразовательная школа» Суджанского района Курской области


Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов

Протокол №____

От ____________2021г.

Руководитель МО

____________ /Березовская Т.П./

Согласована

Заместитель директора по УВР

__________ /Стоянова О.Ф./

От _________________2021г.


Принята на педагогическом совете

Протокол № ___

От ______________2021г.


Утверждена

Приказ № _____


От ______________2021г.

Директор школы

____________ / Шуличенко А.Н. /





Рабочая программа по предмету

«Литературное чтение»

ФГОС НОО

4 класс

2021-2022 учебный год



Разработала учитель Лузанова Любовь Яковлевна







с. Свердликово

2021 год


Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена в соответствии

с ФГОС НОО второго поколения;

примерной основной образовательной программой начального общего образования, внесенной в реестр основных общеобразовательных программ от 08.04.2015 года №1-15;

авторской программой по литературному чтению 1 – 4 классы, авторы Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В., Виноградская Л. А., Бойкина М. В.;

учебным планом МКОУ «Свердликовская средняя общеобразовательная школа» для учащихся 1 – 4 классов, обучающихся по ФГОС на 2021 – 2022 учебный год согласно которому рабочая программа для 4 класса предусматривает обучение литературному чтению в объеме 3 часа в неделю, 102 часа в год;

учебником «Литературное чтение» для 4 класса: в 2 частях/ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. – М.: Просвещение, 2017.













Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные

Обучающиеся научатся:

  • понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;

  • собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);

  • составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;

  • принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • познавать национальные традиции своего народа, сохранять их;

  • рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины;

  • находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;

  • создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине.

Метапредметные

Регулятивные УУД

Обучающиеся научатся:

  • формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;

  • читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);

  • осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;

  • принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;

  • выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;

  • оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;

  • определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;

  • фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);

  • фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений».

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата;

  • свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений;

  • самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;

  • владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;

  • пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей.

Познавательные УУД

Обучающиеся научатся:

  • находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;

  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;

  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;

  • сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;

  • сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;

  • находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;

  • сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

  • создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9 – 10 предложений;

  • понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

  • предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;

  • определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;

  • определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;

  • создавать свои собственные произведения с учётом специфики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств.

Коммуникативные УУД

Обучающиеся научатся:

  • высказывать свою точку зрения (9 – 10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

  • формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;

  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;

  • участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;

  • создавать 5 – 10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

  • способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);

  • демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);

  • предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;

  • определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;

  • использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;

  • отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;

  • определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;

  • определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;

  • оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;

  • искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;

  • обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;

  • находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;

  • находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;

  • самостоятельно готовить презентацию из 9 – 10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;

  • использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;

  • озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;

  • договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;

  • интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы.

Предметные

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающиеся научатся:

  • понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;

  • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);

  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;

  • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;

  • формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;

  • делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;

  • находить в произведениях средства художественной выразительности;

  • готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам;

  • приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы;

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;

  • осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно-эстетическую оценку;

  • соотносить нравственно-эстетические идеалы автора,раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле;

  • на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героя);

  • работать с детской периодикой.

Творческая деятельность

Обучающиеся научатся:

  • пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;

  • составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);

  • подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;

  • писать отзыв на прочитанную книгу.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.).

Литературоведческая пропедевтика

Обучающиеся научатся:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • определять позиции героев и позицию автора художественного текста;

  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.



















Содержание учебного предмета

Название раздела. темы.

Основное содержание по темам

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Летописи. Былины Жития

О былинах.

«Ильины три поездочки».

Летописи. Жития.

«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда...»

«И вспомнил Олег коня своего...»

«Житие Сергия Радонежского».


7

Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Прогнозировать содержание раздела. Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебни­ка; знать фамилии, имена и отчества писателей, произведения которых читали в 1—3 классах. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника. Планировать работу на уроке.

Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры. Читать отрывки из древнерусских летописей, былины, жития о Сергии Радонежском. Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах. Сравнивать текст летописи с художественным текстом. Сравнивать поэтический и прозаический текст былины. Пересказывать  былину от лица её героя. Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст. Сравнивать былины и волшебные сказки. Находить в тексте слова, описывающие внешний вид героя, его харак­тер и поступки. Составлять рассказ по репродукциям картин известных художников. Описывать скульптурный памятник известному человеку. Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека. Описывать характер человека, высказывать своё отношение.

Рассказать об известном историческом событии на основе опорных слов и других источников информации. Участвовать в проектной деятельности. Составлять летопись современных важных событий (с помощью учителя). Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, про­являть к нему внимание. Проверять себя и самостоятельно  оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника.

Чудесный мир классики

П. П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); А. С. Пуш­кин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; А. П. Чехов. «Мальчики».


18

Знать произведения разных жанров. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание. Наблюдать за развитием событий в сказке. Сравнивать начало и конец сказки. Составлять самостоятельно план. Пересказывать большие по объёму произведения. Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, своим героям. Характеризовать героев разных жанров. .Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства. Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей. Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям про­изведений. Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на ос­нове диагностической работы, представленной в учебнике.

Поэтическая тетрадь

Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как не­ожиданно и ярко...»; А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; А. Н. Плещеев. «Дети и птичка»; И. С. Никитин. «В синем небе плывут над поля­ми...»; Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; И. А. Бунин. «Листопад».


8

Знать средства художественной выразительности в лирическом тексте. Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать вырази­тельно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть. Наслаждаться поэзией, понимать и любить её. Определять самостоятельно интонацию. Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах. Размышлять, всегда ли совпадают они с собственными, личными пере­живаниями и отношениями к жизни, природе, людям. Высказывать своё мнение о герое стихотворных произведений; определять, принадлежат ли мысли, чувства, настроение только автору или они выражают личные чувства других людей. Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженных автором. Самостоятельно оценивать своё чтение.

Литературные сказки

В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; П. П. Ба­жов. «Серебряное копытце»; С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»; В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».


11

Знать отличительные особенности литературной сказки. Прогнозировать  содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух прочитанное. Сравнивать народную и литературную сказки. Определять виды текстов. Рассказывать о герое с опорой на текст сказки. Определять главную мысль произведения и смысл заглавия. Делить текст на части. Составлять план сказки с опорой на главные события. Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно. Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приёмы.

Делу время – потехе час

Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени».

В. Ю. Дра­гунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».


7

Знать произведения разных жанров Воспринимать на слух художественное произведение. Читать без оши­бок, в темпе разговорной речи. Определять нравственный смысл произведения. Определять жанр произведения. Анализировать заголовок произведения, соотносить его с темой и глав­ной мыслью произведения. Определять прямое и переносное значение слов. Понимать, как поступки характеризуют героев произведения; опреде­лять их нравственный смысл. Пересказывать текст от лица автора или одного из героев. Узнавать, что произведения могут рассказать о своём авторе. Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя.  Готовить сообщение о писателе. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Пересказывать текст на основе плана. Придумывать смешные рассказы о школьной жизни, не обижая своих друзей.

Страна далекого детства

Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»; К. Г. Паус­товский. «Корзина с еловыми шишками»; М. М. Зощенко. «Елка»


6

Знать произведения разных жанров Воспринимать на слух художественное произведение. Читать без оши­бок, в темпе разговорной речи. Определять нравственный смысл произведения. Анализировать заголовок произведения, соотносить его с темой и глав­ной мыслью произведения. Понимать, как поступки характеризуют героев произведения; опреде­лять их нравственный смысл. Инсценировать произведения, распределяя роли, выбирать режиссёра. Пересказывать текст от лица автора или одного из героев. Узнавать, что произведения могут рассказать о своём авторе. Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя.  Готовить сообщение о писателе. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Составлять план текста.

Поэтическая тетрадь

В. Я. Брюсов. «Опять сон», «Детская»; С. А. Есенин. «Бабушкины сказки»; М. И. Цветаева. «Бежит тропинка с бугорка...», «Наши царства».


4

Знать любимые стихи к теме. Прогнозировать содержание   раздела.

Воспринимать на слух художественное произведение; размышлять над его содержанием. Сравнивать стихотворения разных поэтов.

Определять тему, объединяющую разные произведения поэтического творчества. Определять особенности поэтического творчества разных поэтов, вы­ражать своё отношение. Рассказывать об эпизодах из своего детства. Участвовать в конкурсе чтецов со своим любимым стихотворением

Страна далекого детства

Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»; К. Г. Паус­товский. «Корзина с еловыми шишками»; М. М. Зощенко. «Елка»


6

Знать произведения разных жанров Воспринимать на слух художественное произведение. Читать без оши­бок, в темпе разговорной речи. Определять нравственный смысл произведения. Анализировать заголовок произведения, соотносить его с темой и глав­ной мыслью произведения. Понимать, как поступки характеризуют героев произведения; опреде­лять их нравственный смысл. Инсценировать произведения, распределяя роли, выбирать режиссёра. Пересказывать текст от лица автора или одного из героев. Узнавать, что произведения могут рассказать о своём авторе. Находить необходимую информацию в справочной литературе для подготовки сообщения о творчестве изучаемого писателя.  Готовить сообщение о писателе. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Составлять план текста.

Поэтическая тетрадь

В. Я. Брюсов. «Опять сон», «Детская»; С. А. Есенин. «Бабушкины сказки»; М. И. Цветаева. «Бежит тропинка с бугорка...», «Наши царства».


4

Знать любимые стихи к теме. Прогнозировать содержание   раздела.

Воспринимать на слух художественное произведение; размышлять над его содержанием. Сравнивать стихотворения разных поэтов.

Определять тему, объединяющую разные произведения поэтического творчества. Определять особенности поэтического творчества разных поэтов, вы­ражать своё отношение. Рассказывать об эпизодах из своего детства. Участвовать в конкурсе чтецов со своим любимым стихотворением

Природа и мы



Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»; А. И. Куприн. «Барбос иЖулька»; М. Пришвин. «Выскочка»; К. Г. Па­устовский. «Скрипучие половицы»; Е. И. Чарушин. «Ка­бан»; В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».


9

Знать произведения разных жанров Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение; высказывать своё мнение. Читать текст вслух и про себя, понимать смысл прочитанного. Анализировать заголовок произведения. Характеризовать героя произведения на основе поступка. Определять отношение автора к героям на основе текста. Наблюдать, как авторы передают красоту природы с помощью слова. Объяснять нравственный смысл рассказа. Определять тему, которая объединяет рассказы в разделе, формулиро­вать основную мысль темы. Делить текст на части.

Пересказывать текст подробно и выборочно. Находить необходимую информацию в разных источниках для подго­товки выступления по теме. Составлять самостоятельно текст для энциклопедического словаря. Читать выразительно диалоги из текста. Проверять себя и оценивать свои достижения уметь придумывать свои вопросы по содержанию, подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью; ориентироваться в дополнительной литературе, находить нужную информацию по заданной теме.

Поэтическая тетрадь

Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»; С. А. Клычков. «Весна в лесу»;. Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»; Н. М. Руб­цов. «Сентябрь»; С. А. Есенин. «Лебедушка».


5

Знать любимые стихи к теме. Прогнозировать содержание раздела. Подобрать сборники стихов к выставке книг. Заучивать стихи наизусть. Воспринимать на слух художественное произведение, читать стихи выразительно. Определять настроение поэта и лирического героя. Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять. Сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, опреде­лять общее настроение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на ос­нове диагностической работы, представленной в учебнике

Родина

И. С. Никитин «Русь»; С. Д. Дрожжин. «Родине»;

А. В. Жигулин. «О, Родина! В неярком блеске...»; Б. А. Слуцкий. «Лошади в океане».


6

Знать прочитанные произведения, их авторов; ориентироваться в тексте изученного произведения; воспринимать на слух художественное произведение; определять и характеризовать героев произведений; придумывать окончание произведения; пересказывать подробно по составленному плану. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, подбирать книги по теме. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать стихи выразительно, передавая чувство гордости за своих пред­ков.

Понимать особенности поэтического текста. Рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения. Предполагать содержание произведения по его названию. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу. Писать сценарий поэтического вечера. Составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства, своё отношение к Родине. Участвовать в работе проекта; распределять роли; находить нужную информацию; представлять её в соответствии с заданной тематикой. Проверять  себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Страна Фантазия

Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». К. Булычев. «Путешествие Алисы».


5

Знать прочитанные произведения, их авторов; ориентироваться в тексте изученного произведения; воспринимать на слух художественное произведение; определять и характеризовать героев произведений; придумывать окончание произведения; пересказывать подробно по составленному плану. Прогнозировать содержание раздела. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Определять особенности фантастического жанра. Сравнивать и характеризовать героев произведения. Придумывать фантастические истории (с помощью учителя или само­стоятельно). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Зарубежная литература

Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; Г. X. Андер­сен. «Русалочка»; М. Твен. «Приключения Тома Сойера»; С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете»


15

Знать прочитанные произведения, их авторов; ориентироваться в тексте изученного произведения; воспринимать на слух художественное произведение; определять и характеризовать героев произведений; придумывать окончание произведения; пересказывать подробно по составленному плану. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Подготовить к выставке книги зарубежных писателей. Читать и воспринимать на слух художественное произведение, Читать диалоги выразительно. Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений. Составлять рассказ о герое, используя авторский текст. Высказывать своё мнение о прочитанном произведении. Характеризовать поступки героев произведения. Пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книги. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения





Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Название разделов и тем уроков

Кол-во часов

к/р и п/р

План.

Факт.



Введение. Знакомство с учебником.






Летописи. Былины. Жития.

7




Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».





«И вспомнил Олег коня своего»





Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки»





«Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы





«Житие Сергия Радонежского»





Проект: «Создание календаря исторических событий»





Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития».






Чудесный мир классики

18




Знакомство с названием раздела. Подготовка сообщения о П.П. Ершове





П.П.Ершов «Конёк- Горбунок»





П.П.Ершов «Конёк- Горбунок»





А.С.Пушкин. Подготовка сообщения о А.С. Пушкине





А.С. Пушкин «Няне» «Туча», «Унылая пора!»





А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»





А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»





А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»





Подготовка сообщения о М.Ю. Лермонтове. М.Ю. Лермонтов «Дары Терека»





М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»





М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»





М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»





Подготовка сообщения о Л.Н. Толстом. Л.Н. Толстой «Детство»





Л.Н.Толстой «Как мужик камень убрал»





Подготовка сообщения о А.П. Чехове





А.П. Чехов «Мальчики».





А. П.Чехов «Мальчики»





Проверка навыка чтения. Обобщение по разделу «Чудесный мир классики».






Поэтическая тетрадь

8




Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…»





А.А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»





Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот...»





А.Н. Плещеев «Дети и птичка»





И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...»





Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»





И.А. Бунин «Листопад».





Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».






Литературные сказки

11




В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»





В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»





В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»





В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»





П.П. Бажов «Серебряное копытце»





П.П. Бажов «Серебряное копытце»





С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»





С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»





С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»





Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».





Административная контрольная работа (тест)


1




Дулу время – потехе час

7




Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»





Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»





В.Ю. Драгунский «Главные реки»





В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка»





В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел»





В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел»





Обобщение по разделу «Делу время – потехе час».






Страна детства

6




Б.С. Житков «Как я ловил человечков»





Б.С. Житков «Как я ловил человечков»





К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»





К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»





М.М. Зощенко «Елка».





Обобщение по разделу «Страна детства»






Поэтическая тетрадь

4




В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»





С.А. Есенин «Бабушкины сказки»





М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка» «Наши царства»





Обобщение по разделу «Страна детства».






Природа и мы

9




Д.Н. Мамин -Сибиряк «Приёмыш»





Д.Н. Мамин -Сибиряк «Приёмыш»





А.И. Куприн «Барбос и Жулька»





А.И. Куприн «Барбос и Жулька»





М.М. Пришвин «Выскочка»





Е.И. Чарушин «Кабан»





В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»





В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип»





Обобщение по разделу «Природа и мы».






Поэтическая тетрадь

5




Б.Л. Пастернак «Золотая осень»





С.А. Клычков «Весна в лесу»





Д.Б. Кедрин «Бабье лето» Н.М. Рубцов «Сентябрь»





С.А. Есенин «Лебедушка»





Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».






Родина

6




И.С. Никитин «Русь»





С.Д. Дрожжин «Родине»





А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске»





Проект: «Они защищали Родину»





Обобщение по разделу «Родина».





Комплексная контрольная работа


1




Страна фантазия

5




Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»





Е. С. Велтистов «Приключения Электроника»





Кир Булычёв «Путешествие Алисы»





Кир Булычёв «Путешествие Алисы»





Обобщение по разделу «Страна Фантазия».






Зарубежная литература

15




Д. Свифт «Путешествие Гулливера»





Д. Свифт «Путешествие Гулливера»





Проверка техники чтения





Г.Х. Андерсен «Русалочка»





Г.Х. Андерсен «Русалочка»





Г.Х. Андерсен «Русалочка»





М. Твен «Приключения Тома Сойера»





М. Твен «Приключения Тома Сойера»





Итоговая контрольная работа (тест)


1



С. Лагерлеф «Святая ночь»





С. Лагерлеф «Святая ночь»





С. Лагерлеф «В Назарете»





Обобщение по разделу «Зарубежная литература»





Резерв





Резерв







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!