Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы «Математика» автора Моро М.И (М.: Просвещение, 2018г.) и в соответствии со следующими нормативно-правовыми, инструктивно-методическими документами:
Закон РФ «Об образовании» от 21 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2018 г. № 345 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2019/2020 учебный год» ;
Приказ №1576 от 31.12.2015 «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования и науки Р.Ф. от 6 октября 2009 г. №373»
Основная образовательная программа начального общего образования (ОП НОО) и учебный план МОУ СОШ №15.
В соответствии с учебным планом МОУ СОШ № 15 предмет "математика" изучается в 3 классе 4 часа в неделю. Данная программа составлена на 136 часов. С учетом Годового календарного графика МОУ СОШ № 15 и календаря праздничничных дат на 2019-2020 учебный год программа по предмету будет пройдена полностью за 34 недели.
Результаты изучения (предметные, метапредметные, личностные)
Личностные результаты:
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные:
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные:
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).
Содержание учебного предмета
Повторение. Числа от 1 до 1000
Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2 - 4 действия. Письменные приемы вычислений.
Числа больше 1000. Нумерация
Новая счетная единица - тысяча. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Числа больше 1000. Величины
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними. Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Числа больше 1000. Сложение и вычитание
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания. Решение уравнений вида: х + 312 = 654 + 79, 729 - х = 217 + 163, х - 137 = 500 -140. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное - в остальных случаях. Сложение и вычитание значений величин.
Числа больше 1000. Умножение и деление
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): Задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления. Решение уравнений вида 6 × х = 429 + 120, х - 18 = 270- 50, 360 : х – 630 : 7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000. Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное, числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления). Умножение и деление значений величин на однозначное число. Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).
Итоговое повторение
Повторение изученных тем за год.
Тематическое планирование курса
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Контрольные работы |
1 | Числа от 1 до 1000 (14 ч) | 14 | 1 |
2 | Числа, которые больше 1000 (112 ч) | 112 | 8 |
3 | Итоговое повторение (10 ч) | 10 | 1 |
Литература
1. М.И.Моро, М.А.Бантова и др. Математика: Учебник. 4 класс: в 2-х частях. М., «Просвещение», 2018 год.
2. М.И.Моро, М.А.Бантова и др. Математика: Рабочая тетрадь. 4 класс: в 2-х частях. М., «Просвещение», 2015 год.
Приложение №1
Календарно – тематическое планирование по математике
в 4 классе на 2020-2021 уч. г.
№ п/п | Тема урока | Дата |
План. | Факт. |
Числа от 1 до 1000 (14 ч) |
1 | Повторение. Нумерация чисел | | |
2 | Порядок действия в числовых выражениях. Сложение и вычитание | | |
3 | Нахождение суммы нескольких слагаемых | | |
4 | Алгоритм письменного вычитания трехзначных чисел | | |
5 | Умножение трехзначного числа на однозначное | | |
6 | Свойства умножения | | |
7 | Алгоритм письменного деления | | |
8 | Приемы письменного деления | | |
9 | Входная контрольная работа | | |
10 | Приемы письменного деления | | |
11 | Приемы письменного деления | | |
12 | Диаграммы | | |
13 | Что узнали. Чему научились | | |
14 | Страничка для любознательных | | |
Числа, которые больше 1000 (112 ч) |
Нумерация (12 ч) |
15 | Класс единиц и класс тысяч | | |
16 | Чтение многозначных чисел | | |
17 | Запись многозначных чисел | | |
18 | Разряды слагаемых | | |
19 | Сравнение чисел | | |
20 | Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз | | |
21 | Закрепление изученного | | |
22 | Класс миллионов. Класс Миллиардов | | |
23 | Страничка для любознательных. Что узнали. Чему научились | | |
24 | Наши проекты. Что узнали. Чему научились | | |
25 | Контрольная работа по теме «Числа, которые больше 1000. Нумерация» | | |
26 | Анализ контрольной работы. Закрепление изученного | | |
Величины (11 ч) |
27 | Единицы длины. Километр | | |
28 | Единицы длины. Закрепление изученного | | |
29 | Единицы площади. Квадратный километр, квадратный миллиметр | | |
30 | Таблица единиц площади | | |
31 | Измерение площади с помощью палетки | | |
32 | Единицы массы. Тонна, центнер | | |
33 | Единицы времени. Определение времени по часам | | |
34 | Определение начала, конца и продолжительности события. Секунда | | |
35 | Век. Таблица единиц времени | | |
36 | Что узнали. Чему научились | | |
37 | Контрольная работа по теме «Величины» | | |
Сложение и вычитание (12 ч) |
38 | Анализ контрольной работы. Устные и письменные приемы вычислений | | |
39 | Нахождение неизвестного слагаемого | | |
40 | Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого | | |
41 | Нахождение нескольких долей целого | | |
42 | Решение задач | | |
43 | Решение задач | | |
44 | Сложение и вычитание величин | | |
45 | Решение задач | | |
46 | Что узнали. Чему научились | | |
47 | Страничка для любознательных. Задачи-расчеты | | |
48 | Что узнали. Чему научились | | |
49 | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание» | | |
Умножение и деление (77 ч) |
50 | Анализ контрольной работы. Свойства умножения | | |
51 | Письменные приемы умножения | | |
52 | Письменные приемы умножения | | |
53 | Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями | | |
54 | Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя | | |
55 | Деление с числами 0 и 1 | | |
56 | Письменные приемы деления | | |
57 | Письменные приемы деления | | |
58 | Задачи на уменьшение и увеличение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме | | |
59 | Закрепление изученного. Закрепление задач | | |
60 | Письменные приемы деления. Решение задач | | |
61 | Закрепление изученного | | |
62 | Что узнали. Чему научились | | |
63 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление на однозначное число» | | |
64 | Анализ контрольной работы. Закрепление изученного | | |
65 | Умножение и деление на однозначное число | | |
66 | Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием | | |
67 | Решение задач на движение | | |
68 | Решение задач на движение | | |
69 | Решение задач на движение | | |
70 | Страничка для любознательных. Проверочная работа | | |
71 | Умножение числа на произведение | | |
72 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями | | |
73 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями | | |
74 | Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями | | |
75 | Решение задач | | |
76 | Перестановка и группировка множителе | | |
77 | Что узнали. Чему научились | | |
78 | Контрольная работа «Письменные приемы умножения» | | |
79 | Анализ контрольной работы. Закрепление изученного | | |
80 | Деление числа на произведение | | |
81 | Деление числа на произведение | | |
82 | Деление с остатком на 10, 100, 1000 | | |
83 | Решение задач | | |
84 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | | |
85 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | | |
86 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | | |
87 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | | |
88 | Решение задач | | |
89 | Закрепление изученного | | |
90 | Что узнали. Чему научились | | |
91 | Контрольная работа по теме «Умножение и деление на числа оканчивающиеся нулями» | | |
92 | Наши проекты | | |
93 | Анализ контрольной работы, умножение числа на сумму | | |
94 | Умножение числа на сумму | | |
95 | Письменное умножение на двухзначное число | | |
96 | Письменное умножение на двухзначное число | | |
97 | Решение задач | | |
98 | Решение задач | | |
99 | Письменное умножение на трехзначное число | | |
100 | Письменное умножение на трехзначное число | | |
101 | Закрепление изученного | | |
102 | Закрепление изученного | | |
103 | Что узнали. Чему научились | | |
104 | Контрольная работа по теме «Умножение на двузначное и трехзначное число» | | |
105 | Анализ контрольной работы. Письменное деление на двузначное число | | |
106 | Письменное деление с остатком на двузначное число | | |
107 | Алгоритм письменного деления на двузначное число | | |
108 | Письменное деление на двузначное число | | |
109 | Письменное деление на двузначное число | | |
110 | Закрепление изученного | | |
111 | Закрепление изученного. Решение задач | | |
112 | Закрепление изученного | | |
113 | Письменное деление на двузначное число | | |
114 | Закрепление изученного. Решение задач | | |
115 | Закрепление изученного. Решение задач | | |
116 | Контрольная работа по теме «Деление на двузначное число | | |
117 | Анализ контрольной работы. Письменное деление на трехзначное число | | |
118 | Письменное деление на трехзначное число | | |
119 | Письменное деление на трехзначное число | | |
120 | Закрепление изученного | | |
121 | Деление с остатком | | |
122 | Деление на трехзначное число. Закрепление | | |
123 | Что узнали. Чему научились | | |
124 | Что узнали. Чему научились | | |
125 | Контрольная работа по теме «Деление на трехзначное число | | |
126 | Анализ контрольной работы | | |
Итоговое повторение (10 ч) |
127 | Нумерация | | |
128 | Выражение уравнения | | |
129 | Арифметические действия: сложение и вычитания | | |
130 | Арифметические действия: умножение и деление | | |
131 | Правила о порядке выполнения действий | | |
132 | Величины | | |
133 | Геометрические фигуры | | |
134 | Задачи | | |
135 | Контрольная работа за 4 класс | | |
136 | Обобщающий урок. «Игра в поисках клада» | | |