Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
«Московский индустриальный колледж»
(МИК № 41)
Подразделение «Давыдково»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(адаптированная, для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью)
ПО ПРЕДМЕТУ
«Математика»
Основное общее образование, 9 З класс
Учитель – составитель Кыкова-Чехвадзе А.М.
2020 / 2021 уч. год
Математика
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Математика» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 9 класса детализирует и раскрывает содержание общего образования в образовательной области «Математика», для ОВЗ (вариант 2) в образовательной области «Математика», определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета, в соответствии с целями изучения предмета «Математика».
УМК: Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития вызывают необходимость специального подбора, изготовления и размножения учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения по всем предметным областям.
Цель:
Расширение у учащихся с нарушением интеллекта жизненного опыта, наблюдений о количественной стороне окружающего мира; использование математических знаний в повседневной жизни при решении конкретных практических задач.
Задачи:
формирование начальных временных, пространственных, количественных представлений, которые помогут учащимся в дальнейшей трудовой деятельности;
повышение уровня общего развития учащихся, коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств;
воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости любознательности, формирование умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Место и роль предмета:
В обучении предмет «Математика»занимает ведущее место, так как направлен на формирование:
овладением началами математики (понятием «числа», вычислениями, решением простых арифметических задач и др.);
овладением способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. в различных видах обыденной практической деятельности, разумно пользоваться карманными деньгами и т.д.).
Количество учебных часов:
В Федеральном базисном образовательном плане для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отводится на изучение предмета «Математика» в 9 классе отводится 102 часов в год (34 недели по 3 часа в неделю).
Формы организации учебного процесса:
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Технологии обучения:
Игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного подхода; приемы рефлексивных технологий.
Методы обучения:
а) общепедагогические методы:
словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;
наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;
практические – упражнения.
б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения:
задания по степени нарастающей трудности;
метод самостоятельной обработки информации;
специальные коррекционные упражнения;
задания с опорой на несколько анализаторов;
включение в уроки современных реалий;
развёрнутая словесная оценка;
призы, поощрения.
Виды и формы контроля:
Знания и умения учащихся оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, самостоятельных и контрольных работ.
Место предмета в системе других предметов:
Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками. Предмет «Математика» неразрывно связан с предметом "Чтение", "Физкультура". Содержание учебников строится на основе универсальных математических способов познания закономерностей окружающего мира, позволяющей начать формировать у обучающихся целостное восприятие мира и выстраивать модели его отдельных процессов и явлений.
Планируемый результат: Итоговые достижения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) принципиально отличаются от требований к итоговым достижениям детей с легкой умственной отсталостью (вариант 1). Они определяются индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции. Овладение знаниями, умениями и навыками в различных образовательных областях («академический» компонент) регламентируется рамками полезных и необходимых инструментов для решения задач повседневной жизни. Накопление доступных навыков коммуникации, самообслуживания, бытовой и доступной трудовой деятельности, а также перенос сформированных представлений и умений в собственную деятельность (компонент «жизненной компетенции») готовят обучающегося к использованию приобретенных в процессе образования умений для активной жизни в семье и обществе.
Критерии оценки:
Отметка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
«4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
«3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.
«2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большой или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом допускает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
Оценка «1» за устные ответы не ставится.
Оценка письменных работ учащихся
Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам повседневных письменных работ учащихся.
Материально - техническое обеспечение образовательного процесса
1. Наглядные пособия
Натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители).
Раздаточный материал: разрезные карточки, лото, счетные палочки, раздаточный геометрический материал, карточки с моделями чисел.
Демонстрационные пособия:
- наборное полотно, набор цифр, образцы письменных цифр;
- таблицы к основным разделам предметного материала;
- наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе по математике, счетный материал;
- набор геометрических фигур в соответствии с программой по математике;
- изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы);
- измерительные приборы.
2. Оборудование для мультимедийных демонстраций: компьютер, медиапроектор.
Содержание учебного предмета
Ведущие принципы обучения математике в классах — органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.
Свойства предметов
Предметы, обладающие определенными свойствами: форма, размер (величина), назначение.
Сравнение предметов
Сравнение двух предметов, серии предметов.
Сравнение предметов, имеющих объем, площадь, по величине: большой, маленький, больше, меньше, равные, одинаковые по величине; равной, одинаковой, такой же величины.
Положение предметов в пространстве, на плоскости
Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре); верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, левая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы.
Единицы измерения и их соотношения
Единица времени — сутки. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Сегодня, завтра, вчера, на следующий день, рано, поздно, вовремя, давно, недавно, медленно, быстро.
Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.
Геометрический материал
Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, трапеция.
Нумерация. Счет предметов. Чтение и запись чисел в пределах 30. Разряды. Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Единицы измерения и их соотношения. Величины и единицы их измерения. Единица массы (килограмм), времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год), стоимости (рубль, копейка), длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин.
Арифметические действия. Сложение, вычитание. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Числовое выражение. Арифметические задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Простые арифметические задачи на нахождение суммы и разности.
Геометрические фигуры. Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дуга. Ломаные линии — замкнутая, незамкнутая. Граница многоугольника — замкнутая ломаная линия. Использование чертежных инструментов для выполнения построений.