ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«УСПЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №3 ЛУТУГИНСКОГО РАЙОНА»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей общественно-гуманитарного цикла Протокол от «30» августа 2022г. № 1 | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР _________ Е.В. Жарикова «30» августа 2022 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ____________ И.Р. Стрелковак Приказ от «31» августа 2022 г. № 85 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ: «МАТЕМАТИКА»
(ВАРИАНТ II)
« МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»
1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель: Матевосян Н.Н..
учитель начальных классов
2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и т.д.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является важным приемом в обучении. Ребенок учится использовать математические представления для решения жизненных задач: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплачиваться в магазине за покупку, брать необходимое количество продуктов для приготовления блюда (например, 2 помидора, 1 ложка растительного масла) и т.п. Примерная программа построена на основе следующих разделов: «Количественные предс-тавления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».
Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д. Умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда, при отсчитывании заданного количества листов в блокноте, при определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов и т.д. Изучая цифры, у ребенка закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое
Программа составлена в соответствии с основными положениями системно-деятельностного подхода в обучении, конкретизирует содержание тем и дает примерное распределение часов по разделам. Планирование указывает тему урока, виды контроля, содержит описание видов деятельности, ориентирующих учителя на формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий обучающихся, а также указывает ведущие технологии (их элементы), обеспечивающие эффективность деятельности учителя и обучающихся на уроке. Она является примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.
Развитие интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Освоение начальных математических знаний; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики.
Математическое развитие младшего школьника- формирование способности к математической деятельности, пространственного воображения, математической речи, умение строить рассуждения и вести поиск информации.
Формирование начальных пространственно-временных понятий, представлений о размере, форме, цвете предметов окружающей среды (на доступном уровне восприятий), умения применять их в повседневной жизни в соответствии с возможностями ребенка.
Описание возможных результатов обучения:
- умение определить по одному или двум сенсорным эталонам; найти, подать названный предмет, выбрав из ряда объектов;
- ориентировка в пространстве и узнавание объектов учебной комнаты, помещения
столовой, туалетной комнаты;
- понимание простых предлогов с пространственным значением (в, на, под).
- формирование у обучающихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
- приобретение опыта самостоятельной математической деятельности с целью получения новых знаний;
- формирование математического языка как средства описания и исследования окружающего мира;
- овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для повседневной жизни и для продолжения образования в средней школе.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В учебном плане на изучение курса математики отведено 66 часов, 2часа в неделю, 33 учебные недели. Основными формами организации учебной деятельности являются фронтальная и индивидуальная.
.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание курса состоит из следующих разделов:
«Представления о форме»
«Представления о величине»
«Пространственные представления»
- «Временные представления»
«Количественные представления»
Задачи и направления
-Умение различать и сравнивать предметы по форме,величине;
- Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;
- Умение различать, сравнивать и прообразовывать множества один- много;- Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежуткам, составлять и прослеживать последовательность событий.
ПАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Коммуникативные:
слушать и понимать партнера по коммуникации, задавать вопросы; выражать в речи свои мысли и действия;
использовать речь для регуляции своей деятельности.
умение договариваться и приходить к общему мнению.
использование речи для регуляции своего действия, демонстрация своего понимания высказывания партнёра по общению.
Регулятивные:
понимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя; планировать свое действие.
различать способ и результат действий; принимать практическую задачу; проговаривать последовательность действий на уроке.
выполнение действий в сотрудничестве с учителем по предложенному плану; учатся высказывать своё предположение.
адекватно оценивать результат своей работы.
принимать решение в проблемной ситуации на основе переговоров..
Познавательные:
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
уметь осуществлять сравнение; строить речевое высказывание в устной форме.
владеть приемами решения примеров данного типа; понимать базовые предметные понятия.
построение речевых высказываний в устной форме, умение обобщать понятия и перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.
осуществление синтеза как составление целого из частей, самостоятельное достраивание и восполнение недостающих компонентов.
нахождение и формулирование решения задачи с помощью простейших моделей (рисунков).
понимать базовые предметные понятия; устанавливать аналогии.
тренироваться в использовании слов: задача, рисунок, пример.
Личностные:
проявление готовности преодолевать учебные затруднения и уметь сотрудничать.
наличие готовности оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя.
добывание новых знаний, используя учебник и познавательного интереса к математической науке.
владение устной и письменной речью; владение основами коммуникативной рефлексии.
поиск информации в рисунках для ответа на поставленный вопрос; проявление познавательного интереса на уровне реакции на новизну;
формирование навыков самоанализа и самоконтроля.
Программа обеспечивает достижение обучающимися определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по инструкционным картам;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги;
- цветной бумаги;
- пластилина.
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемы педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;
- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
3) с заданными качественными параметрами:
- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д:
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Дата проведения |
по плану | фактич |
1-2 | Обследование обучающихся. | 2 | 03.10 | |
3-4 | Подбор фигур к образцу по форме, цвету и величине. Прикладывание и накладывание. | 2 | 05.10 | |
5-6 | Группировка элементов строительных наборов по двум образцам. | 2 | 10.10 | |
7-8 | Тренировочные упражнения с крупным и мелким строительным материалом. | 2 | 12.10 | |
9-10 | Тренировочные упражнения со сборно-разборными игрушками. | 2 | 17.10 | |
| Понятия о величине. | 14 | | |
11 | Большой – маленький. | 1 | 19.10 | |
12 | Больше – меньше. | 1 | 24.10 | |
13 | Короткий – длинный. | 1 | 26.10 | |
14 | Длиннее – короче. | 1 | 07.11 | |
15 | Высокий – низкий. | 1 | 09.11 | |
16 | Выше – ниже. | 1 | 14.11 | |
17 | Широкий – узкий. | 1 | 16.11 | |
18 | Шире – уже. | 1 | 21.11 | |
19 | Толстый – тонкий. | 1 | 23.11 | |
20-21 | Сравнение предметов по величине, способом приложения (приставления и наложения). | 2 | 28.11 | |
22-23 | Закрепление по теме «Величина». | 2 | 30.11 | |
| Понятия о количестве. | 2 | | |
24-25 | Много – мало. | 2 | 05.12 | |
| Пространственные представления. | 12 | | |
26-27 | Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображения). | 2 | 07.12 | |
28-29 | Месторасположение в пространстве: сверху (вверху), снизу (внизу). | 2 | 12.12 | |
30-31 | Перемещение в пространстве с заданным направлением: вверх, вниз. | 2 | 14.12 | |
32 | Верхний – нижний. | 1 | 19.12 | |
33 | Посередине. | 1 | 21.12 | |
34 | Рядом. | 1 | 26.12 | |
35 | Дальше – ближе. | 1 | 28.12 | |
36 | Вперед – назад. | 1 | | |
37 | Впереди – позади. | 1 | | |
| Понятия веса. | 3 | | |
38 | Тяжелый – легкий. | 1 | | |
39 | Тяжелее – легче. | 1 | | |
40 | Закрепление. | 1 | | |
| Геометрический материал. | 9 | | |
41-43 | Соотнесение фигур, не называя их. | 3 | | |
44-45 | Круг. | 2 | | |
46 | Квадрат. | 1 | | |
47 | Треугольник. | 1 | | |
48-49 | Закрепление. | 2 | | |
| Понятие о величине. | 6 | | |
50 | Понятие о величине: большой – маленький. | 1 | | |
51 | Понятие о величине: длинный – короткий, длиннее – короче. | 1 | | |
52 | Понятие о величине: высокий – низкий, выше – ниже. | 1 | | |
53 | Понятие о величине: толстый – тонкий. | 1 | | |
54 | Понятие о величине: шире – уже. | 1 | | |
55 | Повторение ранее изученных понятий. | 1 | | |
| Понятие о количестве. | 5 | | |
56 | Понятие о количестве: больше – меньше, поровну. | 1 | | |
57-58 | Понятие о количестве: много – мало, один. | 2 | | |
59 -60 | Повторение, закрепление изученных понятий. | 2 | | |
| Понятие веса. | 3 | | |
61 | Понятие веса: тяжелый – легкий, тяжелее – легче. | 1 | | |
62-63 | Повторение понятий величины, пространства, веса. | 2 | | |
| Геометрический материал. | 3 | | |
64 | Повторение. Круг. | 1 | | |
65 | Повторение. Квадрат. | 1 | | |
66 | Повторение. Треугольник. | 1 | | |