СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету: «математика»  (вариант II) « математические представления»                        1 дополнительный класс на 2022-2023 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ: «МАТЕМАТИКА»  (ВАРИАНТ II) « МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»

                       1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету: «математика»  (вариант II) « математические представления»                        1 дополнительный класс на 2022-2023 учебный год»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«УСПЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №3 ЛУТУГИНСКОГО РАЙОНА»






РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей

общественно-гуманитарного цикла

Протокол от «30» августа 2022г.

№ 1

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР

_________ Е.В. Жарикова

«30» августа 2022 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор

____________ И.Р. Стрелковак

Приказ от «31» августа 2022 г.

№ 85





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ: «МАТЕМАТИКА»

(ВАРИАНТ II)

« МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»

1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД










Составитель: Матевосян Н.Н..

учитель начальных классов









2022



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и т.д.

У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является важным приемом в обучении. Ребенок учится использовать математические представления для решения жизненных задач: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплачиваться в магазине за покупку, брать необходимое количество продуктов для приготовления блюда (например, 2 помидора, 1 ложка растительного масла) и т.п. Примерная программа построена на основе следующих разделов: «Количественные предс-тавления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».

Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач. Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого-то общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д. Умение пересчитывать предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда, при отсчитывании заданного количества листов в блокноте, при определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов и т.д. Изучая цифры, у ребенка закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе, номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта, каналах телевизионных передач и многое другое

Программа составлена в соответствии с основными положениями системно-деятельностного подхода в обучении, конкретизирует содержание тем и дает примерное распределение часов по разделам. Планирование указывает тему урока, виды контроля, содержит описание видов деятельности, ориентирующих учителя на формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий обучающихся, а также указывает ведущие технологии (их элементы), обеспечивающие эффективность деятельности учителя и обучающихся на уроке. Она является примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

      В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др.

      У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.


ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.

  1. Развитие интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

  2. Освоение начальных математических знаний; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики.

  3. Математическое развитие младшего школьника- формирование способности к математической деятельности, пространственного воображения, математической речи, умение строить рассуждения и вести поиск информации.

  4. Формирование началь­ных пространственно-временных понятий, представле­ний о размере, форме, цвете предметов окружающей среды (на доступном уровне восприятий), умения применять их в повседневной жизни в соответствии с возможностями ребенка.

  5. Описание возможных результатов обучения:

- умение определить по одному или двум сенсорным эталонам; найти, подать названный предмет, выбрав из ряда объектов;

- ориентировка в пространстве и узнавание объектов учебной комнаты, помещения

столовой, туалетной комнаты;

- понимание простых предлогов с пространственным значением (в, на, под).

- формирование у обучающихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;

- приобретение опыта самостоятельной математической деятельности с целью получения новых знаний;

- формирование математического языка как средства описания и исследования окружающего мира;

- овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для повседневной жизни и для продолжения образования в средней школе.



МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

      В учебном плане на изучение курса математики отведено 66 часов, 2часа в неделю, 33 учебные недели. Основными формами организации учебной деятельности являются фронтальная и индивидуальная.

.








СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Содержание курса состоит из следующих разделов:

  • «Представления о форме»

  • «Представления о величине»

  •   «Пространственные представления»

  • - «Временные представления»

  • «Количественные представления»

Задачи и направления

-Умение различать и сравнивать предметы по форме,величине;

- Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;

- Умение различать, сравнивать и прообразовывать множества один- много;- Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежуткам, составлять и прослеживать последовательность событий.






































ПАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Коммуникативные:

  • слушать и понимать партнера по коммуникации, задавать вопросы; выражать в речи свои мысли и действия;

  • использовать речь для регуляции своей деятельности.

  • умение договариваться и приходить к общему мнению.

  • использование речи для регуляции своего действия, демонстрация своего понимания высказывания партнёра по общению.

Регулятивные:

  • понимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя; планировать свое действие.

  • различать способ и результат действий; принимать практическую задачу; проговаривать последовательность действий на уроке.

  • выполнение действий в сотрудничестве с учителем по предложенному плану; учатся высказывать своё предположение.

  • адекватно оценивать результат своей работы.

  • принимать решение в проблемной ситуации на основе переговоров..

Познавательные:

  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

  • уметь осуществлять сравнение; строить речевое высказывание в устной форме.

  • владеть приемами решения примеров данного типа; понимать базовые предметные понятия.

  • построение речевых высказываний в устной форме, умение обобщать понятия и перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.

  • осуществление синтеза как составление целого из частей, самостоятельное достраивание и восполнение недостающих компонентов.

  • нахождение и формулирование решения задачи с помощью простейших моделей (рисунков).

  • понимать базовые предметные понятия; устанавливать аналогии.

  • тренироваться в использовании слов: задача, рисунок, пример.

Личностные:

  • проявление готовности преодолевать учебные затруднения и уметь сотрудничать.

  • наличие готовности оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя.

  • добывание новых знаний, используя учебник и познавательного интереса к математической науке.

  • владение устной и письменной речью; владение основами коммуникативной рефлексии.

  • поиск информации в рисунках для ответа на поставленный вопрос; проявление познавательного интереса на уровне реакции на новизну;

  • формирование навыков самоанализа и самоконтроля.

Программа обеспечивает достижение обучающимися определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.


Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- организовывать рабочее место;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

- фиксирует взгляд на яркой игрушке;

- фиксирует взгляд на движущей игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении;

- фиксирует взгляд на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию;

- понимает инструкцию по инструкционным картам;

- понимает инструкцию по пиктограммам;

- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

3) использование по назначению учебных материалов:

- бумаги;

- цветной бумаги;

- пластилина.

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом рука-в-руке;

- подражает действиям, выполняемы педагогом;

- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;

- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

3) с заданными качественными параметрами:

ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д:

- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;

- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Дата проведения

по плану

фактич

1-2

Обследование обучающихся.

2

03.10


3-4

Подбор фигур к образцу по форме, цвету и величине. Прикладывание и накладывание.

2

05.10


5-6

Группировка элементов строительных наборов по двум образцам.

2

10.10


7-8

Тренировочные упражнения с крупным и мелким строительным материалом.

2

12.10


9-10

Тренировочные упражнения со сборно-разборными игрушками.

2

17.10



Понятия о величине.

14





11

Большой – маленький.

1

19.10


12

Больше – меньше.

1

24.10


13

Короткий – длинный.

1

26.10


14

Длиннее – короче.

1

07.11


15

Высокий – низкий.

1

09.11


16

Выше – ниже.

1

14.11


17

Широкий – узкий.

1

16.11


18

Шире – уже.

1

21.11


19

Толстый – тонкий.

1

23.11


20-21


Сравнение предметов по величине, способом приложения (приставления и наложения).

2

28.11


22-23


Закрепление по теме «Величина».

2

30.11



Понятия о количестве.

2



24-25

Много – мало.

2

05.12



Пространственные представления.

12



26-27

Ориентация в пространственном расположении частей тела на себе (другом человеке, изображения).

2

07.12


28-29

Месторасположение в пространстве: сверху (вверху), снизу (внизу).

2

12.12


30-31

Перемещение в пространстве с заданным направлением: вверх, вниз.

2

14.12


32

Верхний – нижний.

1

19.12


33

Посередине.

1

21.12


34

Рядом.

1

26.12


35

Дальше – ближе.

1

28.12


36

Вперед – назад.

1



37

Впереди – позади.

1




Понятия веса.

3



38

Тяжелый – легкий.

1



39

Тяжелее – легче.

1



40

Закрепление.

1




Геометрический материал.

9



41-43

Соотнесение фигур, не называя их.

3



44-45

Круг.

2



46

Квадрат.

1



47

Треугольник.

1



48-49

Закрепление.

2




Понятие о величине.

6



50

Понятие о величине: большой – маленький.

1



51

Понятие о величине: длинный – короткий, длиннее – короче.

1



52

Понятие о величине: высокий – низкий, выше – ниже.

1



53

Понятие о величине: толстый – тонкий.

1



54

Понятие о величине: шире – уже.

1



55

Повторение ранее изученных понятий.

1




Понятие о количестве.

5



56

Понятие о количестве: больше – меньше, поровну.

1



57-58

Понятие о количестве: много – мало, один.

2



59 -60

Повторение, закрепление изученных понятий.

2




Понятие веса.

3



61

Понятие веса: тяжелый – легкий, тяжелее – легче.

1



62-63

Повторение понятий величины, пространства, веса.

2




Геометрический материал.

3



64

Повторение. Круг.

1



65

Повторение. Квадрат.

1



66

Повторение. Треугольник.

1