Муниципальное казённое образовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Одинцовская общеобразовательная школа «Надежда»
Рабочая программа
По предмету: «Математика»
Класс: 1
АООП НОО с ЗПР (вариант 7.2) в соответствии с ФГОС
для детей с ОВЗ
Составитель: Малынова Э.С., учитель начальных классов
2019-2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2.). Программа отражает содержание обучения предмету «Математика» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР). Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании.
Учебный предмет «Математика» в начальной школе является ведущим, обеспечивающим формирование общеучебных умений и познавательной деятельности обучающихся с ЗПР.
Место предмета в учебном плане
Приведенная примерная программа составлена на 132 часа (по 4 часа в неделю при 33 учебных неделях). При определении продолжительности в 1 классе используется ступенчатый режим обучения: в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре, декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; в январе, мае – по 4 урока по 40 минут каждый).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Математика» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по следующим параметрам:
расширение сферы жизненной компетенции за счет возможности отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы, поддерживать диалог, высказываться, регулировать собственное речевое поведение;
развитие возможностей знаково-символического опосредствования, повышающих общий уровень сформированности учебно-познавательной деятельности (в качестве средств выступают символические обозначения количества предметов, условия задачи);
улучшение мелкой моторики, зрительно-моторной координации;
совершенствование зрительно-пространственных представлений (ориентировка в тетради на листе, размещение цифр, геометрических фигур и т.п.);
улучшение качества учебного высказывания за счет расширения словарного запаса математическими терминами, предъявления «эталонных» речевых образцов;
развитие самоконтроля при оценке полученного результата.
Личностные результаты освоения ПРП для 1 класса по учебному предмету «Математика» могут проявляться:
в принятии и освоении социальной роли обучающегося, формировании и развитии социально значимых мотивов учебной деятельности;
в формировании навыков сотрудничества со сверстниками (на основе работы в парах);
в развитии доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей (одноклассников);
в развитии адекватных представлений о собственных возможностях;
в овладении навыками коммуникации (с учителем, одноклассниками);
в овладении социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (на основе овладения арифметическим счетом, составления и решения задач из житейских ситуаций).
Метапредметные результаты освоения ПРП для 1 класса по учебному предмету «Математика» включают осваиваемые обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться).
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом.
Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее достижения (ориентировка на заданный образец);
кодировать и перекодировать информацию (заменять предмет символом, читать символическое изображения (в виде рисунка и/или схемы условия задач и пр.);
осуществлять разносторонний анализ объекта (геометрическая фигура, графическое изображение задачи и т. п.);
сравнивать геометрические фигуры, предметы по разным классификационным основаниям (больше – меньше, длиннее – короче и т.п.);
обобщать (самостоятельно выделять признаки сходства).
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
понимать смысл предъявляемых учебных задач (проанализировать, написать и т.п.);
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации (например, рисование рисунка к условию задачи, сравнить полученный ответ с условием и вопросом);
различать способы и результат действия (складывать или вычитать);
вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов под руководством учителя и самостоятельно.
Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью:
адекватно использовать речевые средства при обсуждении результата деятельности;
использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и учителем.
Учебный предмет «Математика» имеет большое значение для формирования сферы жизненной компетенции, мониторинг становления которой оценивается по ниже перечисленным направлениям.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях:
– организовать себя на рабочем месте (правильная посадка при письме в тетради, удержание ручки, расположение тетради и т.п.);
– задать вопрос учителю при неусвоении материала урока или его фрагмента;
– распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем отрезок времени;
– словесно обозначать цель выполняемых действий и их результат.
Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия проявляется:
– в умении слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь;
– в умении отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и порицание, критику со стороны одноклассников.
Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно- временной организации проявляется в понимании роли математических знаний в быту и профессии.
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей проявляется в стремлении научиться правильно считать, решать задачи.
Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются в ПрАООП как:
формирование начальных математических знаний о числах, геометрических фигурах для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом;
исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с выделенными в ПрАООП направлениями изучение предмета «Математика» в 1 классе включает следующие разделы:
Числа и величины. Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до 10. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Измерение величин (см).
Арифметические действия. Сложение, вычитание. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Алгоритмы письменного сложения.
Работа с текстовыми задачами. Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…». Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (схема, рисунок).
Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше – ниже, слева – справа, сверху – снизу, ближе – дальше, между и пр.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, овал. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире.
Геометрические величины. Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (см).
Работа с информацией. Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом); фиксирование, анализ полученной информации. Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов. Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, геометрических фигур по правилу. Чтение и заполнение таблицы. Создание простейшей информационной модели (схема).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов | Кол-во часов |
Оценка сформированности элементарных математических представлений. | 9 часов |
Подготовительный период. | 8 часов |
Изучение геометрических фигур | 8 часов |
Числа от 1 до 10, нумерация. | 30 часов |
Повторение: числа и величины. Счет предметов. | 6 часов |
Арифметические действия. | 39 часов |
Работа с текстовыми задачами. Работа с информацией. | 32 часа |
Итого | 132 часа |
КАЛЕНДАРНО — ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Планируемые сроки прохождения тем | Фактические сроки прохождения тем | Примечание |
| Оценка сформированности элементарных математических представлений (9 часов) | | | |
1 | Количественный счет. | 03.09 | | |
2 | Порядковый счет (прямой и обратный, от заданного числа). | 04.09 | | |
3 | Порядковый счет (прямой и обратный, от заданного числа). | 05.09 | | |
4 | Счет вне видимости. | 06.09 | | |
5 | Сравнение множеств. | 10.09 | | |
6 | Геометрические фигуры. | 11.09 | | |
7 | Арифметические задачи на сложение. | 12.09 | | |
8 | Арифметические задачи на сложение. | 13.09 | | |
9 | Арифметические задачи на сложение и вычитание. | 17.09 | | |
| Подготовительный период (8 часов). | | | |
10 | Признаки предметов: цвет, форма, размер. | 18.09 | | |
11 | Пространственные представления. | 19.09 | | |
12 | Временные представления. Части суток, их последовательность. | 20.09 | | |
13 | Сходство и различия предметов по размеру. | 24.09 | | |
14 | Составление и сопоставление групп предметов по одному или нескольким признакам. | 25.09 | | |
15 | Счет прямой и обратный. Порядковый и количественный счет. | 26.09 | | |
16 | Соотнесение числа и количества предметов. | 27.09 | | |
17 | Уроки повторения изученного. | 01.10 | | |
| Изучение геометрических фигур (8 часов). | | | |
18 | Линия. Отрезок. | 02.10 | | |
19 | Прямая и кривая линии. | 03.10 | | |
20 | Квадрат и прямоугольник. | 04.10 | | |
21 | Прямоугольник и многоугольник. | 15.10 | | |
22 | Точка. Построение отрезка по точкам. Построение геометрической фигуры. | 16.10 | | |
23 | Точка. Построение отрезка по точкам. Построение геометрической фигуры. | 17.10 | | |
24 | Овал и круг. Распознавание геометрических фигур. | 18.10 | | |
25 | Квадрат, треугольник, прямоугольник. | 22.10 | | |
| Числа от 1 до 10, нумерация (30 часов). | | | |
26 | Число и цифра 1. | 23.10 | | |
27 | Число и цифра 2. | 24.10 | | |
28 | Число и цифра 3. | 25.10 | | |
29 | Число и цифра 3. | 29.10 | | |
30 | Математические знаки: «+», «–» , «=». Понятия «прибавить», «вычесть», «получится». | 30.10 | | |
31 | Математические знаки: «+», «–» , «=». Понятия «прибавить», «вычесть», «получится». | 31.10 | | |
32 | Число и цифра 4. | 01.11 | | |
33 | Длиннее, короче, одинаковое по длине. | 05.11 | | |
34 | Число и цифра 5. | 06.11 | | |
35 | Ломаная линия. | 07.11 | | |
36 | Арифметические действия в пределах 5. | 08.11 | | |
37 | Арифметические действия в пределах 5. | 12.11 | | |
38 | Математические знаки «˃», «˂», «=». | 13.11 | | |
39 | Математические знаки «˃», «˂», «=». | 14.11 | | |
40 | Понятия «равенство», «неравенство». | 15.11 | | |
41 | Многоугольник. Понятия «углы», «стороны», «вершины». | 26.11 | | |
42 | Многоугольник. Понятия «углы», «стороны», «вершины». | 27.11 | | |
43 | Число и цифра 6. | 28.11 | | |
44 | Число и цифра 7. | 29.11 | | |
45 | Закрепление изученного. | 03.12 | | |
46 | Число и цифра 8. | 04.12 | | |
47 | Число и цифра 8. | 05.12 | | |
48 | Число и цифра 9. | 06.12 | | |
49 | Число и цифра 10. | 10.12 | | |
50 | Число и цифра 10. | 11.12 | | |
51 | Чтение и запись цифры 0. | 12.12 | | |
52 | Странички для любознательных. | 13.12 | | |
53 | Закрепление пройденного. | 17.12 | | |
54 | Закрепление пройденного. | 18.12 | | |
55 | Уроки повторения изученного. | 19.12 | | |
| Повторение: числа и величины. Счет предметов (6 часов). | | | |
56 | Сходство и различие предметов по признаку величины и формы. | 20.12 | | |
57 | Счет предметов. | 24.12 | | |
58 | Сантиметр | 26.12 | | |
59 | Странички для любознательных. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | 27.12 | | |
60 | Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» | 09.01 | | |
61 | Повторение пройденного. | 25.12 | | |
| Арифметические действия (39 часов). | | | |
62 | Решение задач. | 10.01 | | |
63 | Названия компонентов математических действий при сложении. | 14.01 | | |
64 | Решение задач. | 15.01 | | |
65 | Задачи на сложение и вычитание на основании рисунка. | 16.01 | | |
66 | Присчитывание, отсчитывание по два. | 17.01 | | |
67 | Решение текстовых задач арифметическим способом. | 21.01 | | |
68 | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. | 22.01 | | |
69 | Закрепить изученный материал, решать задачи. | 23.01 | | |
70 | Сложение и вычитание числа 3. Показать приемы вычисления на схеме. | 24.01 | | |
71 | Закрепление изученного: сложение и вычитание числа 3. Приемы вычисления на схеме. | 28.01 | | |
72 | Решение текстовых задач. | 29.01 | | |
73 | Создание таблицы сложения и вычитания на 3. | 30.01 | | |
74 | Решение задач. Составные части задачи в таблице. | 31.01 | | |
75 | Текстовые задачи. Различные способы оформления частей задачи. | 04.02 | | |
76 | Закрепление вычислительных навыков. Вычитание от большего числа число 3. Прибавление числа 3. | 05.02 | | |
77 | Решение текстовых задач. | 06.02 | | |
78 | Закрепление: прибавления и вычитания чисел 1, 2, 3. Решение задач. | 07.02 | | |
79 | Задачи на увеличение числа на несколько единиц. | 11.02 | | |
80 | Задачи на уменьшение числа на несколько единиц. | 12.02 | | |
81 | Задачи на сложение и вычитание на основании рисунка. | 13.02 | | |
82 | Таблица сложения и вычитания на 4. Решение задач. | 14.02 | | |
83 | Прибавление и вычитание числа 4 по частям. Алгоритм приемов вычислений. | 25.02 | | |
84 | Прибавление и вычитание числа 4 по частям. Алгоритм приемов вычислений. | 26.02 | | |
85 | Закрепление. Решение текстовых задач. | 27.02 | | |
86 | Задачи на разностное сравнение чисел. | 28.02 | | |
87 | Решение задач на разностное сравнение. | 03.03 | | |
88 | Математический закон о перестановке слагаемых. | 04.03 | | |
89 | Математический закон о перестановке слагаемых. | 05.03 | | |
90 | Переместительное свойство сложения. | 06.03 | | |
91 | Таблица сложения и вычитания на 5. | 10.03 | | |
92 | Таблица сложения и вычитания на 6. | 11.03 | | |
93 | Таблица сложения и вычитания на 7. | 12.03 | | |
94 | Таблица сложения и вычитания на 8. | 13.03 | | |
95 | Таблица сложения и вычитания на 9. | 17.03 | | |
96 | Таблица сложения и вычитания на 10. | 18.03 | | |
97 | Задачи на разностное сравнение | | | |
98 | Уроки повторения изученного. | 19.03 | | |
99 | Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» | 20.03 | | |
100 | Странички для любознательных. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | 24.03 | | |
| Работа с текстовыми задачами. Работа с информацией (32 часа). | | | |
101 | Составление ряда геометрических фигур по правилу. | 25.03 | | |
102 | Составление ряда геометрических фигур по правилу. | 26.03 | | |
103 | Составление ряда геометрических фигур по правилу. | 27.03 | | |
104 | Составление ряда геометрических фигур по правилу. | 31.03 | | |
105 | Решение задач. Решение текстовых задач арифметическим способом. | 01.04 | | |
106 | Решение задач. Решение текстовых задач арифметическим способом. | 02.04 | | |
107 | Решение задач. Решение текстовых задач арифметическим способом. | 03.04 | | |
108 | Решение задач. | 14.04 | | |
109 | Решение задач. | 15.04 | | |
110 | Решение текстовых задач, выделяя составные части задачи, используя рисунок, схему, таблицу. | 16.04 | | |
111 | Решение текстовых задач, выделяя составные части задачи, используя рисунок, схему, таблицу. | 17.04 | | |
112 | Решение текстовых задач, выделяя составные части задачи, используя рисунок, схему, таблицу. | 21.04 | | |
113 | Решение текстовых задач, выделяя составные части задачи, используя рисунок, схему, таблицу. | 22.04 | | |
114 | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. | 23.04 | | |
115 | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. | 24.04 | | |
116 | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. | 28.04 | | |
117 | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. | 29.04 | | |
118 | Решение задач. Распределение частей задачи в таблицу. | 30.04 | | |
119 | Решение задач. Распределение частей задачи в таблицу. | 01.05 | | |
120 | Решение задач. Распределение частей задачи в таблицу. | 05.05 | | |
121 | Решение задач. Распределение частей задачи в таблицу. | 06.05 | | |
122 | Задачи на разностное сравнение чисел. | 07.05 | | |
123 | Задачи на разностное сравнение чисел. | 08.05 | | |
124 | Задачи на разностное сравнение чисел. | 12.05 | | |
125 | Задачи на разностное сравнение чисел. | 13.05 | | |
126 | Решение задач. | 14.05 | | |
127 | Итоговая контрольная работа. | 15.05 | | |
128 | Уроки повторения изученного. | 19.05 | | |
129 | Уроки повторения изученного. | 20.05 | | |
130-131 | Странички для любознательных. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | 21.05 | | |
132 | Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 1 классе». | 22.05 | | |