СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Музыка"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Музыка"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза Ивана Даниловича Черняховского»

(МАОУ «СОШ № 5 им. И.Д.Черняховского»)








Рабочая программа

адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями 8.1.) муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза Ивана Даниловича Черняховского»

образовательная область «Искусство»

предмет «Музыка и движения»

1 класс

на 2020 – 2021 учебный год




Составитель:

Казко М.Ю.

учитель – дефектолог












город Черняховск

2020 год


Рабочая программа по предмету «Музыка» разработана на основе адаптированной образовательной программы для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью МАОУ "СОШ № 5 им. И.Д. Черняховского",  базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (II вариант) из Приказа Минобразования РФ от 10.04.2002 N 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»

Образовательная область «Искусство» представлена программой «Музыка и движение».

Музыкальное воспитание и обучение является неотъемлемой частью учебного процесса. Средствами музыкального воспитания у учащихся с нарушением интеллекта формируются вкусы, представление о прекрасном, воспитывается эмоциональное познание окружающей действительности, нормализуются многие психические процессы, что является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных учащимся специальных учреждений.

Цель музыкального воспитания и образования – формирование музыкальной культуры детей, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки как в процессе активного участия в хоровом и сольном исполнении музыкальных произведений, так и во время слушания музыкальных произведении.

Занятия музыкой способствуют развитию нравственных качеств школьника, адаптации его в обществе.

В связи с этим в основе обучения музыки и пению заложены следующие принципы:

– коррекционная направленность обучения;
– индивидуализация и дифференциация процесса обучения; 
– комплексное обучение на основе передовых психолого-медико-педагогических технологий.

Задачи образовательные:

  • формировать знания о музыке с помощью изучения произведений

  • различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;

  • формировать музыкально-эстетический словарь;

  • формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;

  • совершенствовать певческие навыки;

  • развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.

Задачи воспитывающие:

  • помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия музыкальной деятельностью;

  • способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;

  • содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и

  • свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;

  • активизировать творческие способности.

Задачи коррекционно-развивающие:

  • корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;

  • корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.

Педагогу необходимо разбираться в структуре аномального развития личности ребёнка; оценивать уровень развития музыкальных, творческих возможностей, характер эмоциональных нарушений.

Программа по пению и музыке состоит из следующих разделов: «Пение», «Слушание музыки», и «Элементарной музыкальной грамоты». В зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы используются доминантные, комбинированные, тематические и комплексные типы уроков.

Основной задачей подготовительной части урока является уравновешение деструктивных нервно-психических процессов, преобладающих у детей. Для этого подбирают наиболее адекватные виды музыкальной деятельности, обладающие либо активизирующим, либо успокаивающим эффектом. Тонизирующее воздействие оказывает на воспитанников прослушивание бодрой, веселой музыки, танцевального характера, выполнение танцевально-ритмической разминки. Совместное пение любимой песни, не сложная игра на простейших музыкальных инструментах.

Содержание музыкального материала состоит из произведений для исполнения и слушания, вокальных упражнений; включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений учащихся в зависимости от уровня певческого развития. Классика, фольклор, современная (отечественная) песня – основа содержания программы.

Раздел “Пение” включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений учащихся в зависимости от уровня певческого развития по годам обучения. Пение воспитывает привычку к слуховому самоконтролю. Задача раскрытия образа песни является главной и подчиняет себе вокально-технические приёмы исполнения . В формировании устойчивого интереса к хоровому пению значительную роль играет “концертное” исполнение песен. Во время одного урока обычно исполняются 1-3 песни. Продолжая работу над одним произведением, обучающиеся знакомятся с другими и заканчиваются изучением третьего. В течении учебного года обучающиеся выучивают от 10 до 15 песен.

В разделе “Слушание музыки” важным является создание благоприятных условий для восприятия музыки: атмосфера концертного зала, доверительное общение со сверстниками и учителем. Опыт слушания учащимися музыки, накопленный в начальной школе, является основой, на которой осуществляется дальнейшее изучение музыкального материала. Раздел «слушание музыки» включает в себя прослушивание и дальнейшее обсуждение 1-3 произведений.

Объем для раздела «Элементы музыкальной грамоты» сводится к минимуму. Это связано с ограниченными возможностями усвоения умственно отсталыми детьми отвлеченных понятий, таких, как изображение музыкального материала на письме и др., опирающихся на абстрактно-логическое мышление

При разучивании хоровых произведений, в процессе слушания музыки учитель прививает и развивает связь музыкального искусства с жизнью, формирует знания о жанрах музыкального искусства, о непреходящем значении народного творчества, используя при этом яркие примеры звучания музыки различных эпох и стилей, особенности творчества различных композиторов.

Наряду с новым материалом важнейшей задачей учителя становится повторение и закрепление ранее изученного. Это поможет развитию памяти и внимания учащихся.

В соответствии с выдвинутой концепцией музыкального образования основная задача занятий состоит в пробуждении у учащихся интереса к музыке и на основе этого развитии у них умения чувствовать, понимать, любить и оценивать музыкальные произведения. В связи с чем через все годы обучения проходят основные познавательные темы, развитие которых предполагает знакомство с образцами профессиональной и народной музыки; с музыкальными жанрами, формами, стилями; с различными средствами музыкальной выразительности, которые помогают созданию музыкального образа; с музыкальными инструментами и оркестрами, певческими голосами и хорами.

Наряду с освоением учащимися нового материала важнейшей задачей учителя становится вспоминать полюбившиеся ученикам песни, сохранить их в репертуаре, включить в программу выступлений на школьных вечерах, праздниках и в дальнейшем возвращаться к их исполнению.

Уроки музыки должны проводиться в специально оборудованных музыкальных кабинетах. Примерный музыкальный материал дан в виде списка музыкальных произведений для различных видов музыкальной деятельности в программе.


Общая характеристика учебного предмета

1 четверть: “Музыка вокруг меня”.

Учить детей: слушать музыкальное произведение до конца, рассказывать о чём поётся в песни; понимать характер музыки (весёлая, бодрая, спокойная).

Формирование навыка различать звуки по высоте; замечать изменения в звучании (тихо, громко); различать звучание детских инструментов (барабан, погремушка).

Воспитывать у детей желание слушать музыку.

Учить узнавать знакомые песни и пьесы.

Формирование навыка совместного пения.

Учить петь с музыкальным сопровождением бодро, весело, напевно, протяжно, ласково без напряжения в диапазоне ре-(ми)-ля-(си).

Учить петь в одном темпе, не отставая и не опережая друг друга, внятно произносить слова.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны знать:
– музыкальные инструменты.

Учащиеся должны уметь:
– слушать музыкальное произведение до конца; 
– узнавать знакомые песни; различать звуки по высоте; 
– петь, не отставая и не опережая друг друга.

2 четверть: «Музыкальная азбука»

Комплексная дидактическая цель: в результате изучения данной темы, ученики должны:

Знать:

Жанры музыкальных произведений.

Особенности творчества изученных композиторов.

Роль музыки в жизни, трудовой деятельности и отдыхе людей;

Уметь:

Называть музыкальные профессии по признакам, перечисленным педагогом.

Развивать музыкальный кругозор.

Воспитывать любовь и интерес к музыке.

Самостоятельно начинать пение после вступления;

Осмысленно и эмоционально исполнять песни ровным свободным звуком на всем диапазоне;

Контролировать слухом пение окружающих;

Применять полученные навыки при художественном исполнении музыкальных произведений.

3 четверть: “Музыка и человек”.

Учить внимательно, заинтересованно слушать музыку, чувствовать её характер, узнавать песни, пьесы по мелодии.

Учить слушать окружающие звуки, соотносить их.

Учить различать звуки по высоте (высокий – низкий), различать динамику музыкальных произведений.

Продолжать воспитывать у детей любовь к музыке, желание слушать её, обогащать музыкальные впечатления, развивать музыкально-сенсорные способности, развивать творческие проявления в музыкальной деятельности.

Продолжать формировать навыки в пении.

Учить петь выразительно, без напряжения, согласованно (в пределах ре 1 – си 1), брать дыхание между короткими музыкальными фразами, произносить слова четко.

Учить передавать правильно мелодию, вместе начинать и заканчивать песню, петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны знать и уметь:
– внимательно слушать музыку, чувствовать её характер;
– узнавать песни по мелодии;
– различать звуки по высоте;
Петь протяжно, чётко произносить слова;
Вместе начинать и заканчивать песни.

4 четверть: «Музыкальная палитра»

Комплексная дидактическая цель: в результате изучения данной темы, ученики должны знать:

Средства музыкальной выразительности.

Музыкальные инструменты.

Роль музыки в жизни, трудовой деятельности и отдыхе людей;

Уметь:

Называть музыкальные профессии по признакам, перечисленным педагогом.

Развивать музыкальный кругозор.

Воспитывать любовь и интерес к музыке.

Самостоятельно начинать пение после вступления;

Осмысленно и эмоционально исполнять песни ровным свободным звуком на всем диапазоне;

Контролировать слухом пение окружающих;

Применять полученные навыки при художественном исполнении музыкальных произведений.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЕПЕРТУАР 1 полугодие:

СЛУШАНИЕ:

«Праздничная» муз. Л.Сидельникова сл. И.Михайловой

«Осенняя песенка» муз. Ан.Александрова сл. Н.Френкель

«Моя лошадка» муз. А. Гречанинова

«Славный праздник» муз. М.Стемпневского сл. В.Викторова

«Колыбельная» муз. С.Разорёнова

«Заинька» муз. М.Красева сл. Л.Некрасовой

«Лошадка» муз. Н.Потоловского

«Зима прошла» муз. Н.Метлова сл. М.Клоковой

«Дождик» рус. нар. мелодия, обработка Г.Лобачева

«Есть у солнышка друзья» муз. Е.Тиличеевой сл. Е.Каргановой

«Будем кувыркаться» муз. И.Саца

«Жук» муз. В.Иванникова сл. Ж.Агаджановой

«Пастухи играют на свирели» муз. К.Сорокина

ПЕНИЕ:

«В огороде заинька» муз. В.Карасёвой сл. Н.Френкель

«Солнышко-вёдрышко» муз. В.Карасёвой слова народные

«Ладушки» рус. нар. мелодия, обработка Г.Фрида

«Урожайная» муз. А.Филиппенко сл. Т.Волгиной

«Петушок» рус. нар. прибаутка, обработка М.Красева

«Дождик» рус. нар. мелодия, обработка Т.Попатенко

«Ёлочка» муз. М.Красева сл. З.Александровой

«Зима» муз. В.Карасёвой сл. Н.Френкель

«Самолёт» муз. М.Магиденко сл. С.Баруздина

«Машина» муз. Т.Попатенко сл. Н.Найдёновой

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЕПЕРТУАР 2 полугодие:

СЛУШАНИЕ:

«Колыбельная» муз. А.Гречанинова

«Обидели» муз. В.Агафонникова

«Урожайная» муз. А.Филиппенко сл. Т.Волгиной

«Ах ты, берёза» » рус. нар. мелодия, обработка М.Раухвергера

«Колокольчики звенят» муз. В.Моцарт

«Детский альбом» П.И. Чайковский

«Петрушка» муз. И.Брамса

«Песенка зайчиков» » муз. М.Красева сл. Н.Френкель

«Песенка о весне» муз. Г.Фрида сл. Н.Френкель

«Солнышко» муз. Т.Кравченко

«Воробушки» муз. М.Красева

«Гроза» муз. А.Жилинского

«Петушок» муз. В.Витлина сл. А.Пассовой

«Конь» муз. М.Красева сл. М.Клоковой

«Скакалки» муз. А.Хачатуряна

ПЕНИЕ:

«Зима прошла» муз. Н.Метлова сл. М.Клоковой

«Две тетери» рус. нар. мелодия, обработка В.Агафонникова

«Колыбельная» муз. и сл. Е.Тиличеевой

«Барабанщик» муз. М.Красева сл. М.Чарной и Н.Найдёновой

«Мы солдаты» муз. Ю.Слонова сл. В.Малкова

«Гуси» муз. Е.Тиличеевой сл. Н.Найдёновой

«Заинька» муз. М.Красева сл. Л.Некрасовой

«Мы запели песенку» муз. Р.Рустамова сл. Л.Мироновой

«Строим дом» муз. М.Красева сл. С.Вышеславцевой

«Паровоз» муз. З.Компанейца сл. О.Высотской










Учебно-тематическое планирование

по музыке в 1 классе компенсирующего обучения

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Пред-пола-гаемая дата прове-дения

Факти-

ческая дата прове-дения

Тип урока

Вид

контроля

Примечания

1 четверть

Музыка с нами.

18






1

Музыка вокруг меня

4



Изучение нового материала.

Текущий


2

Мотивы осени.

4



Изучение нового материала.

Текущий


3

Музыка в нашей жизни.

4



Изучение нового материала.

Текущий


4

Что может музыка?


2



Изучение нового материала.

Текущий


5

Музыка изобразительная и выразительная.

2



Изучение нового материала.

Текущий


6

Угадай мелодию

2



Изучение нового материала.

Текущий


Итого: 18 часов

2 четверть

Музыкальная азбука.

14






1

У каждого свой звук

4



Изучение нового материала.

Текущий


2

Оркестр народных инструментов

4



Изучение нового материала.

Текущий


3

Народная музыка. Песни.

2



Изучение нового материала.

Текущий


4-5

Праздники в нашем доме.

2



Изучение нового материала.

Текущий


6-7

Новый год у ворот

2



Изучение нового материала.

Текущий


Итого: 14часов

3 четверть

Музыка и человек.

20






1

Люди, создающие музыку

2



Изучение нового материала.

Текущий


2

П. Чайковский «Детский альбом»

3



Изучение нового материала.

Текущий


3

Я - музыкант

2



Изучение нового материала.

Текущий


4

Я играю и пою

2



Изучение нового материала.

Текущий


5

День защитника отечества.

3



Изучение нового материала.

Текущий


6

Поздравляем с 8 марта.

3



Изучение нового материала.

Текущий


7

Здравствуй, весна!

2



Изучение нового материала.

Текущий


8

Угадай мелодию.

3



Изучение нового материала.

Текущий


Итого: 20 часов

4 четверть

Музыкальная палитра.

16






1

Музыка утра и

музыка вечера.

2



Изучение нового материала.

Текущий


2

Музыка природы

2



Изучение нового материала.

Текущий


3

Весенние голоса.

2



Изучение нового материала.

Текущий


4

Дню Победы посвящается.

2



Изучение нового материала.

Текущий


5

Музыка кино и мультфильмов.

2



Изучение нового материала.

Текущий


6

Настроение в музыке

2



Изучение нового материала.

Текущий


7

Я рисую музыку

2



Изучение нового материала.

Текущий


8

Угадай мелодию

2



Изучение нового материала.

Текущий


Итого: 16 часов

Всего: 68 часа


Материально- техническое обеспечение образовательного процесса

Портреты композиторов

Музыкальные инструменты и их изображения

Иллюстрации

Компьютер

Записи музыкальных произведений



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!