СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" 6 класс Вариант 2

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" для 6 класса Вариант 2.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" 6 класс Вариант 2»


Областное казенное общеобразовательное учреждение «Тёткинская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»



«Рассмотрена и принята»

на заседании педагогического совета Протокол № 6

от 07.06.2024 г





«Согласована»

Зам. директора по УР


__________Сергиенко Н.И.

«Утверждаю»

Директор ОКОУ «Тёткинская школа-интернат»

_____________Бабкина Н.Н.

Приказ №12/1 от «05» 07.2024г







Рабочая программа учебного предмета

«Окружающий природный мир»















Учитель: Тарасова Е.А.

Класс: 6 А

Всего часов в год: 102

Всего часов в неделю: 3

Срок реализации: 1 год











пгт. Тёткино, 2024 г.

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» для 6 А класса

разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе следующих документов:

1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273-ФЗ.

2. Приказ Министерства просвещения РФ от 24.11.22г. №1026 «Об утверждении ФАООП УОИН»;

3. Приказ МО РФ №1599 от 19.12.14г. «Об утверждении ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями»;

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к исполнению при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями на 26 января 2016 года. Документ с изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки России от июня 2015 года № 576; приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 года № 1529; приказом Минобрнауки России от 26 января 2016 года № 38, от 05.07.2017г.; приказом Минобрнауки России от 23 декабря 2020 года № 766.

5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28. 09. 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

6. АООП ОКОУ «Тёткинская школа-интернат».

7. Положение о рабочей программе учебного предмета ОКОУ «Тёткинская школа интернат».

8. Учебный план ОКОУ «Тёткинская школа-интернат» на 2024-2025 учебный год.

В учебном плане предмет представлен с расчетом 3 часа в неделю, 34 учебные недели, 102 часа.


Цель уроков – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире

Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».


  1. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения программы по окружающему природному миру в 3 классе II вариант включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки:

Возможные личностные результаты:

  • Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»

  • Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности

  • Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей

  • Формирование уважительного отношения к окружающим

  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

  • Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери, пассажира, покупателя и т.д.) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах

  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

  • Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс.

Возможные предметные результаты:

  • Интерес к исследованию природных объектов, осуществляемых с помощью взрослого, с использованием различных анализаторов (тактильный, зрительный, слуховой и др.).

  • Осуществлять с помощью взрослого варианты действий: погружение рук в материал, ощупывание, захват, удержание, отпускание, перекладывание, пересыпание, переливание.

  • Указывать жестами, узнавать предметы и явления природы (яблоко, груша, картофель, морковь, 2-х животных диких и домашних)

  • Проявление интереса к природным объектам.

  • Узнавание природного объекта, показывание.

  • Производить практические действия с различными природными материалами

Узнавание и называние фруктов, овощей, диких и домашних животных


3.Основное содержание предмета

Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется следующим образом:

Тема

Количество часов

Сезонные изменения

12

Неживая природа

22

Живая природа. Растения и животные

51

Человек. Безопасное поведение

12

Повторение пройденного материала

5

Итого

102


Неживая природа

Представления о явлениях и объектах неживой природы (Неживая природа, солнце в разные времена года, восход и закат солнца, календарь, воздух, значение воздуха,

термометр, день, ночь, сутки)


Растительный мир

Представления о явлениях и объектах неживой природы. Узнавание (различение)

части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок. Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев. Знание значения деревьев в природе и жизни человека. Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, слива) по внешнему виду (вкусу, запаху).

Узнавание (различение) ягод (смородина, крыжовник, малина, клубника) по внешнему виду (вкусу, запаху).

Узнавание (различение) растений сада, леса.

Различение и называние овощей: моркови и картофеля, помидоров и огурцов, а так же фруктов: яблока, груши, сливы, банана, лимона. Различение сада и огорода, сравнение и показ по картинкам.

Продуктивная деятельность в процессе взаимодействия с окружающей средой. Сбор природного материала, знакомство с его свойствами. Выполнение игрушек из природного материала, подбор деталей игрушки, сборка больших игрушек из деталей, заготовленных учащимися.

Животный мир

Представления о животном мире, их значении в жизни человека.

Знание строения животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога). Знание основных признаков животного. Узнавание (различение) домашних животных (лошадь, корова, свинья, овца). Знание питания домашних животных. Объединение животных в группу «домашние животные». Узнавание (различение) диких животных (медведь, волк, лось, кабан, заяц). Знание питания диких животных. Объединение диких животных в группу «дикие животные». Сравнение жизни диких и домашних животных.


Знание строения птицы (голова, крылья, тело, глаз, клюв, лапы, хвост). Объединение животных в группу «птицы». Знание перелетных, зимующих, хищных, певчих птиц. Узнавание (различение) перелётных птиц (грач, скворец, ласточка, соловей).

Узнавание (различение) водоплавающих птиц (гусь, утка, лебедь).

Человек. Безопасное поведение

Формирование элементарных представлений о значении мозга человека, о правильной организации своей жизни. Показать взаимосвязь человека и окружающей природы. Рассказать о необходимости бережного отношения к природе как среде обитания человека, её охране.

4.Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

По плану

фактически

1

Введение. Живая и неживая природа.

02.09


2

Земля и Солнце.

04.09


3

День и ночь.

06.09


4

Небо днём и ночью.

09.09


5

Сутки. Восход, закат.

11.09


6

Занятия людей в течение суток.

13.09


7

Значение Солнца.

16.09


8

Солнце и жизнь растений.

18.09


9

Времена года. Осень.

20.09


10

Признаки осени.

23.09


11

Осенние месяцы.

25.09


12

Занятия и одежда детей осенью.

27.09


13

Растения осенью.

30.09


14

Насекомые осенью.

02.10


15

Дикие животные осенью.

04.10


16

Домашние животные осенью.

07.10


17

Птицы осенью.

09.10


18

Труд людей осенью.

11.10


19

Обобщение знаний по теме «Осень».

14.10


20

Живая природа. Растения. Огород.

16.10


21

Лес.

18.10


22

Сад.

21.10


23

Растения культурные.

23.10


24

Растения дикорастущие.

25.10


25

Лекарственные растения (календула, зверобой).

06.11


26

Красная книга.

08.11


27

Парки.

11.11


28

Растения поля в разное время года.

13.11


29

Растения поля. Части растений.

15.11


30

Рожь и пшеница весной.

18.11


31

Рожь и пшеница летом.

20.11


32

Рожь и пшеница осенью.

22.11


33

Поля зимой.

25.11


34

Части полевых растений.

27.11


35

Домашние животные (лошадь).

29.11


36

Лошадь. Скакуны, тяжеловозы.

02.12


37

Корова, свинья.

04.12


38

Овца.

06.12


39

Птицы. Строение птицы.

09.12


40

Водоплавающие птицы.

11.12


41

Дикие птицы. Утка.

13.12


42

Дикие птицы. Гусь.

16.12


43

Дикие птицы. Лебедь.

18.12


44

Домашние птицы (утки и гуси.)

20.12


45

Дикие и домашние птицы. Сходство и различие.

23.12


46

Домашние птицы. Куры.

25.12


47

Певчие птицы.

27.12


48

Хищные птицы.

28.12


49

Покормите птиц зимой.

10.01


50

Насекомые. Их разнообразие.

13.01


51

Насекомые. Пчелы.

15.01


52

Насекомые. Бабочки.

17.01


53

Времена года. Зима. Сезонные изменения в природе.

20.01


54

Признаки зимы.

22.01


55

Зимние месяцы.

24.01


56

Растения зимой.

27.01


57

Дикие животные зимой.

29.01


58

Птицы зимой.

31.01


59

Домашние животные зимой.

03.02


60

Труд людей зимой.

05.02


61

Обобщение знаний по теме «Зима».

07.02


62

Человек. Части тела человека.

10.02


63

Органы чувств человека.

12.02


64

Мозг человека.

14.02


65

Режим дня.

17.02


66

Для чего людям нужны часы?

19.02


67

Охрана природы (воздух).

21.02


68

Охрана природы (водоемы).

24.02


69

Охрана природы (заповедник).

26.02


70

Охрана природы (зоопарки).

28.02


71

Красная книга.

03.03


72

Безопасное поведение. Правила поведения дома.

05.03


73

Правила поведения в школе.

07.03


74

Правила безопасного поведения на дороге.

10.03


75

Пешеходный переход.

12.03


76

Светофор.

14.03


77

Транспорт. Мы – пассажиры.

17.03


78

Времена года. Весна. Сезонные изменения в природе.

19.03


79

Признаки весны.

21.03


80

Весенние месяцы.

24.03


81

Растения весной (первоцветы).

26.03


82

Растения весной (семена и рассада).

07.04


83

Животные весной.

09.04


84

Птицы весной.

11.04


85

Перелётные птицы: грач, скворец.

14.04


86

Обобщение знаний по теме «Весна».

16.04


87

Неживая природа. Почва

18.04


88

Песок.

21.04


89

Глина.

23.04


90

Камни.

25.04


91

Рельеф (горы, холмы).

28.04


92

Рельеф (равнины, овраги).

30.04


93

Вода, водоёмы.

05.05


94

Времена года. Лето. Сезонные изменения в природе.

07.05


95

Признаки лета.

12.05


96

Летние месяцы.

14.05


97

Растения летом.

16.05


98

Животные летом.

19.05


99

Насекомые летом.

21.05


100

Труд людей летом.

23.05


101

Одежда и занятия детей летом.

26.05


102

Обобщение знаний по теме «Лето».





5.Методические материалы

1. Мир природы и человека. 4 класс.  Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в 2 ч./ [Н. Б. Матвеева, И. А. Ярочкина, М. А. Попова, Т.О. Куртова ] М.: Просвещение 2018 г.

2. Н.Б. Матвеева, М.А. Попова. Мир природы и человека.  Рабочая тетрадь 4 класс Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва «Просвещение» 2018 г.