СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 1-4 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" для 1-4 классов разработана на основе: Примерной программы для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по окружающему миру для I-IV классов, базовый уровень.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру для 1-4 классов»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«АЛЧЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6»


УТВЕРЖДАЮ:

директор ГБОУ ЛНР «АСОШ № 6»

________Федоренко В.И.

31.08. 2018 г.









УТВЕРЖДАЮ:

директор ГБОУ ЛНР «АСОШ № 6»

________Федоренко В.И.

«_____» _____ 2019 г.









УТВЕРЖДАЮ:

директор ГБОУ ЛНР «АСОШ № 6»

________Федоренко В.И.

«_____» _____ 2020 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

базовый уровень

для 1-4 классов



Составитель рабочей программы

учитель начальных классов:

Лубяная Людмила Николаевна













2018 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 1-4 классов разработана на основе:

  • Примерной программы для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по окружающему мир для I-IV классов, базовый уровень (приказ МОН ЛНР №483 от 27.12.2016);

  • авторской программы: Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2014. – 205с. (Базовый уровень) (приказ МОН ЛНР №483 от 27.12.2016 «Об утверждении примерных программ для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по общеобразовательным предметам базового, углубленного и профильного уровней преподавания»);

  • учебного плана ГБОУ ЛНР «АСОШ № 6».


РОЛЬ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В ДОСТИЖЕНИИ

РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ



Предмет «Окружающий мир» реализует следующие цели и задачи:

  • формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира и осознание места в нем человека на основе рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;

  • формирование культурологической и экологической грамотности,

  • нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми;

  • создание условий для развития у младшего школьника опыта общения с людьми, обществом и природой, стремления активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности;

  • воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности гражданина, любящей свою Родину, осознающей свою принадлежность к ней, уважающей образ жизни, нравы и традиции своего народа, природное и культурное достояние родной страны и всего человечества


Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он выполняет интегрирующую функцию, соединяя в равной степени природоведческие, географические, обществоведческие, исторические и другие знания и даёт учащемуся возможность ознакомления с естественными и социально-гуманитарными науками. Это обеспечивает целостное и системное видение природного и социокультурного мира в его важнейших взаимосвязях отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознание своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования гражданской идентичности личности.

В ходе изучения предмета «Окружающий мир» школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо-и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с традициями духовности и нравственности своего народа.

Существенная особенность предмета «Окружающий мир» состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках литературного чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, основ православной культуры и занятий внеурочной деятельности, приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт учащемуся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как свое личное, так и социальное благополучие.

Предмет «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметов: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма. Таким образом, предмет создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

– природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;

– культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;

– наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;

– искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы общества;

– международное сотрудничество как основа мира на Земле;

– патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к Родине, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству;

– социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям;

– гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия;

– семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов родного края от поколения к поколению и жизнеспособности общества;

– труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;

– здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно-и социально-нравственное;

– нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» представлены в примерной программе содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».


Согласно учебного плана ГБОУ ЛНР «АСОШ № 6» на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 часов, из них в 1 классе – 66 часов (2 часа в неделю, 33 учебные недели), во 2, 3 и 4 классах по 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).


Для реализации программы используются учебники для общеобразовательных организаций:

  • Окружающий мир. 1 класс Учеб.для общеобразоват. организаций. В 2-х ч./Плешаков А.А, Крючкова Е.А..- 5-е изд._М.: Просвещение, 2016 . (Школа России);

  • Окружающий мир. 2 класс Учеб.для общеобразоват. организаций. В 2-х ч./ Плешаков А.А, Крючкова Е.А..- 5-е изд._М.: Просвещение, 2016 . (Школа России);

  • Окружающий мир. 3 класс Учеб.для общеобразоват. организаций. В 2-х ч./ Плешаков А.А, Крючкова Е.А..- 5-е изд._М.: Просвещение, 2016 . (Школа России);

  • Окружающий мир. 4 класс Учеб.для общеобразоват. организаций. В 2-х ч./ Плешаков А.А, Крючкова Е.А..- 5-е изд._М.: Просвещение, 2016 . (Школа России).


Рекомендованы к использованию методические пособия:

  • Методические материалы для проведения уроков-экскурсий по предмету «Окружающий мир» 1-4 классах (Серия: В помощь учителю начальных классов) под общей редакцией Чорной Е.В. (приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 22.12.17 № 930);

  • Методические материалы для проведения практических работ на уроках по предмету «Окружающий мир» в 1 классе (Серия: В помощь учителю начальных классов) под общей редакцией Е.В.Чорной (Решение Научно-методического совета ГУ ЛНР «Научно-методический центр развития образования Луганской Народной Республики» протокол №7 от 28.06.2016 года).


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


ЛИЧНОСТНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:


– осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение ее природы;

– осознание себя членом общества и республики (самоопределение своей гражданской идентичности); чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе, сопричастности к его истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной жизни;

– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

– уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

– расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли учащегося, понимании образования как личностной ценности;

– способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;

– установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.

Выпускник получит возможность для формирования:

– внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

– устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

– адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

– адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

– морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.


Метапредметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются:

– способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;

– умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

– освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);

– способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо-и - культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.


РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Выпускник научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде, пользоваться реакцией среды решения задачи);

– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

– различать способ и результат действия;

– вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Выпускник получит возможность научиться:

– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;

– преобразовывать практическую задачу в познавательную;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.


ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Выпускник научится:

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;

– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе, в том числе при возможности с помощью инструментов ИКТ;

– использовать знаково-символические средства, в том числе овладеет действием моделирования;

– строить сообщения в устной и письменной форме;

– ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач;

– воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов) на основе выделения сущностной связи;

– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например, мир – государства – республика, область (край) – город (село) и т.д.) на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

– устанавливать аналогии.

Выпускник получит возможность научиться:

– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач;

– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

– выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;

– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая недостающие компоненты;

– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

– строить рассуждение, включая установление причинно-следственных связей;

– произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.


КОММУНИКАТИВНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Выпускник научится:

– строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

– допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов;

– задавать вопросы;

– контролировать действия партнера;

– использовать речь для регуляции своего действия;

– адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате.

Выпускник получит возможность научиться:

– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

– аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

– с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

– осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

– адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.


ПРЕДМЕТНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

– усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);

– сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

– владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественнонаучных и социально-гуманитарных дисциплин;

– умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных в социальных объектов; описывать и характеризовать факты в события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;

– владение навыками устанавливать и выявлять причинно- следственные связи в окружающем мире природы и социума;

– овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

– понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии республики, в её современной жизни;

– понимание места своей семьи в прошлом и настоящем, в истории и культуре своего края;

– знание примеров национальных свершений, открытий, побед.


Содержательный блок «Человек и природа»

Выпускник научится:

– узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

– описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

– сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

– проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные

приборы;

– следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

– использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

– использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

– использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

– обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

– определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

– понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Выпускник получит возможность научиться:

– использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

– моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

– осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

– пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

– выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

– планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.


Содержательный блок «Человек и общество»

Выпускник научится:

– узнавать государственную символику Республики и своего региона; описывать достопримечательности родного края; находить на карте свой регион и его главный город;

– различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

– используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

– оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

– использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Выпускник получит возможность научиться:

– осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

– ориентироваться в важнейших для республики и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

– наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, республики;

– проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения с взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

– определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Класс: 1

Предмет: Окружающий мир


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Содержание программного материала

(разделы, темы программы)


Кол-во

часов


Практические работы


Экскур-

сии


Проектные

работы

1

Введение

4


2


2

Что и кто?

19

8

2

1

3

Как, откуда и куда?

13

7

1

1

4

Где и когда?

11

2


1

5

Почему и зачем?

19

3


1


Всего

66

20

5

4


ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ


п/п

Содержание программного материала (Практические работы)

Количество часов

1

Что и кто?

8


1.Знакомство с разнообразием камней, определение образцов камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя

1


2. Нахождение у растений их частей, определение и их название

1


3. Определение комнатных растений с помощью атласа- определителя

1


4. Определение растений на школьной клумбе с помощью атласа-определителя

1


5. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения, определение деревья по листьям

1


6. Сравнительное исследование сосны и ели (по общему виду, хвоинкам, шишкам)

1


7. Знакомство с компьютером и простейшими приемами работы с ним

1


8. Знакомство с глобусом


2

Где, откуда и куда и когда?

7


1. Проведение опытов, показывающих загрязнение воды и ее очистку

1


2. Сборка простейшей электрической цепи

1


3. Приготовление «морской воды

1


4. Изучение свойств снега и льда

1


5. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями

1


6.Отработка простейших приемов ухода за животными живого уголка

1


7. Изготовление простейшей кормушки для птиц

1

3.

Где и когда?

2


1. Определение на глобусе холодных районов Земли

1


2. Определение на глобусе жарких районов Земли; знакомство с экватором

1

4

Почему и зачем?

3


1. Изучение возникновения и распространения звуков

1


2. Предметы ухода за кошкой и собакой, как ими пользоваться

1

4

3. Простейшие правила гигиены (чистка зубов, мытье рук и др.)

1


Итого

20


Класс: 2

Предмет: Окружающий мир


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Содержание программного материала(разделы, темы программы)

Количество часов

Практические работы

Экскурсии

Проектные работы

1

Где мы живем

2


1

1

2

Природа

21

6

2

1

3

Жизнь города и села

12


2

1

4

Здоровье и безопасность

10

1



5

Общение

5

1


1

6

Путешествия

17

2

3

2

7

Заключение

1





 Итого

68

10

8

6

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ


п/п

Содержание программного материала (Практические работы)

Количество часов

1

Природа

6


1.Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека

1


2. Знакомство с горными породами и минералами

1


3. Распознавание деревьев, кустарников и трав

1


4. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений

1


5. Отработка приемов ухода за комнатными растениями

1


6. Отработка приемов ухода за животными живого уголка

1

2

Здоровье и безопасность

1


1. Отработка правил перехода улицы

1

3

Общение

1


1. Отработка основных правил этикета

1

4

Путешествия

2


1. Определение сторон горизонта по компасу

1


2.Освоение основных приемов чтения карты.

1


Всего

10


Класс: 3

Предмет: Окружающий мир


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Содержание программного материала (разделы, темы программы)

Количество часов

Практические работы

Экскурсии

Проектные работы

1

Как устроен мир

6


1

1

2

Эта удивительная природа

17

6

2

1

3

Мы и наше здоровье

9

2


1

4

Наша безопасность

8

1

1

1

5

Чему учит экономика

11

3


1

6

Путешествие по городам и странам

15

1


1

7

Заключение

2





 Итого

68

13

4

6





ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ


п/п

Содержание программного материала(Практические работы)

Количество часов

1

Эта удивительная природа

6


1.Исследование продуктов на содержание в них крахмала

1


2. Изучение свойств воздуха

1


3. Изучение свойств воды

1


4. Изучение состава почвы

1


5. Рассматривание плодов и семян растений

1


6. Изготовление кормушек

1

2

Мы и наше здоровье

2


1Знакомство с внешним состоянием кожи

1


2.Измерение пульса

1

3

Наша безопасность

1


1. Знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды

1

4

Чему учит экономика

3


1.Рассматривание и определение образцов полезных ископаемых

1


2.Знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений

1


3. Знакомство с современными монетами

1

5

Путешествие по городам и странам

1


1. Поиск и показ на карте изучаемых географических объектов

1


Всего

13


Класс: 4

Предмет: Окружающий мир


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Содержание программного

материала

(разделы, темы программы)


Количество часов

Практические работы

Экскурсии

Проектные

работы

1

Земля и человечество

10

4

1

1

2

Природные зоны

12

9

1


3

Родной край

10

4

3


4

Страницы всемирной истории

8


2

1

5

Страницы истории

17


1


6

Луганщина – мой край родной

11


2

1

 

 Итого

68

17

10

3



ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ


п/п

Содержание программного материала

(Практические работы)

Количество часов

1

ЗЕМЛЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

4


1. Смена дня и ночи, времён года, используя глобус и источник света

1


2. Знакомство с картой звездного неба

1


3. Знакомство с географическими картами

1


4. Знакомство с историческими картами

1

2

ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ

9


1. Равнины и горы на физической карте

1


2. Моря, озёра и реки на физической карте

1


3. Знакомство с картой природных зон

1


4. Зона арктических пустынь на карте

1


5. Зона тундры на карте

1


6. Лесные зоны на карте

1


7. Зона степей на карте

1


8. Зоны полупустынь и пустынь на карте

1


9. Зона субтропиков на карте

1

3

РОДНОЙ КРАЙ

4


1.Знакомство с картой края

1


2. Рассматривание образцов полезных ископаемых края

1


3. Построение модели цепи питания пресноводного сообщества

1


4. Рассматривание гербария растений края

1


Итого

17



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

на ….. учебный год

1- класс

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

(66 часов)


п/п

урока

в теме



Тема урока

Дата проведения

Примечание

по плану

по факту



ВВЕДЕНИЕ (4 часа)




1

1

Мир вокруг нас, его многообразие




2

2

Урок-игра. Задавайте вопросы!

с. 3-8




3

3

Экскурсия. Знакомство со школой




4

4

Экскурсия. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.






ЧТО И КТО? (18 часов)




5

1

Что такое Родина? стр. 10-13




6

2

Проектная работа «Моя малая Родина» с. 16-17




7

3

Урок-игра Что у нас над головой?

с.18-19




8

4

Урок-игра. Что у нас под ногами?

Практическая работа№1 с. 20-21




9

5

Что общего у разных растений?

Практическая работа №2

с. 22-23




10

6

Урок-сказка. Что растет на подоконнике? Практическая работа№3

с. 24-25




11

7

Экскурсия. Что растет на клумбе?

Практическая работа№4

с.26-27




12

8

Экскурсия. Что это за листья?

Практическая работа №5

с. 28-29




13

9

Что такое хвоинки?

Практическая работа№6

с.30-31




14

10

Урок-сказка. Кто такие насекомые? с.32-33




15

11

Кто такие рыбы? с.34-35




16

12

Урок-игра. Кто такие птицы?

с.36-37




17

13

Кто такие звери?

с.38-39




18

14

Урок-путешествие. Что такое зоопарк? с.40-41




19

15

Что нас окружает дома? Что умеет компьютер? Практическая работа №7 с. 44-45




20

16

Что вокруг нас может быть опасным? с.46-47




21

17

Урок-путешествие. На что похожа наша планета? Практическая работа №8




22

23

18

19

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»

Презентация проекта «Моя малая Родина»

с.50-54






КАК, ОТКУДА И КУДА? (13 часов)




24

1

Как живет семья?

Проектная работа «Моя семья».

с.56-59




25

2

Урок-путешествие «Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?» Практическая работа №9

с.60-61




26

3

Откуда в наш дом приходит электричество? Практическая работа №10 с.62-63




27

4

Урок-путешествие. Как путешествует письмо? с.64-65




28

5

Урок-путешествие. Куда текут реки?

Практическая работа №11 с.66-67




29

6

Откуда берутся снег и лед?

Практическая работа №12

с.68-69




30

7

Как живут растения?

Практическая работа №13

с.70-71




31

8

Экскурсия. Как живут животные?

Практическая работа №14

с.72-73




32

9

Как зимой помочь птицам?

Практическая работа №15 с.74-75




33

10

Откуда берутся шоколад, изюм и мед? с. 76-77




34

11

Откуда берется и куда девается мусор? с. 78-79




35

12

Откуда в снежках грязь?

с.80-81




36

13

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья»

с.82-87






ГДЕ И КОГДА? (11 часов)




37

1

Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа»

с.4-7




38

2

Когда придет суббота?

с. 8-9




39

3

Когда наступит лето? с. 10-11




40

4

Урок-путешествие. Где живут белые медведи? Практическая работа №16

с.12-13




41

5

Урок-путешествие. Где живут слоны?

Практическая работа №17 с.14-15




42

6

Где зимуют птицы? с.16-17




43

7

Урок-путешествие. Когда жили динозавры?

с.18-19




44

8

Путешествие в историю. Когда появилась одежда?

с.20-21




45

9

Путешествие в историю. Когда изобрели велосипед?

с.22-23




46

10

Когда ты станешь взрослым?

с.24-25




47

11

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу

«Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа»

с. 26-30






ПОЧЕМУ И ЗАЧЕМ? (19 часов)




48

1

Почему Солнце светит днем, а звезды - ночью?

с.32-33




49

2

Почему Луна бывает разной?

с.34-35




50

3

Почему идет дождь и дует ветер?

с.36-37




51

4

Почему звенит звонок?

Практическая работа №18

с.38-39




52

5

Почему радуга разноцветная?

с.40-41




53

6

Почему мы любим кошек и собак?

Практическая работа №19 с.42-45

Проект «Мои домашние питомцы»




54

7

Почему мы не будем рвать цветы, и ловить бабочек? с.46-47




55

8

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Почему их так назвали?

с.48-51




56

9

Зачем мы спим ночью?

с.52-53




57

10

Почему нужно есть много овощей и фруктов? с.54-55




58

11

Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа №20

с.56-57




59

12

Зачем нам телефон и телевизор?

с.58-59




60

13

Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда?

с.60-63




61

14

Зачем строят корабли? Зачем строят самолеты? с.64-67




62

15

Почему в автомобиле, поезде, корабле и на самолете нужно соблюдать правила безопасности?

с.68-71




63

16

Зачем люди осваивают космос?

с.72-73




64

17

Почему мы часто слышим слово «экология»?

с.74-75




65

66

18

19

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы»

с. 76-83




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

на …. учебный год

2- класс

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

(68 часов)


п.п

урока

в теме

Тема урока

Дата проведения


Примечание

по плану

по факту

Где мы живем (2 часа)

1

1

Родная страна. Город и село.

Проектная работа «Родной город» с. 4-13




2

2

Природа и рукотворный мир.

Экскурсия. Что нас окружает с. 14-22




Природа (21 час)

3

1

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце — источник тепла и света

с. 23-27




4

2

Явления природы. Температура и термометр. Практическая работа

с. 28-31




5

3

Что такое погода. Экскурсия. Живая и неживая природа осенью с. 32-39




6

4

Звездное небо. Представление о зодиакальных созвездиях. с. 40-43




7

5

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Практическая работа.

с. 44-47




8

6

Воздух. Защита воздуха от загрязнения

с. 48-51




09

7

Вода. Защита воды от загрязнения

с. 52-55




10

8

Растения и их существенные признаки.

Практическая работа с. 56-59




11

9

Животные и их существенные признаки.

с. 60-63




12

10

Экологические связи между растениями и животными. с. 64-67




13

11

Природа. Тематическая контрольная работа № 1




14

12

Дикорастущие и культурные растения.

Практическая работа с. 65-71



ТЕМА

15

13

Дикие и домашние животные с. 72-75




16

14

Комнатные растения и уход за ними.

Практическая работа с. 76-79




17

15

Животные живого уголка.

Практическая работа с. 80-83




18

16

Кошки и собаки различных пород.

Уход за домашними питомцами с. 84-87




19

17

Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экскурсия. Осенние изменения в природе




20

18

Красная книга. с. 88-91




21


19


Охрана растений и животных своего края. с. 92-97




22

20

Правила поведения в природе.

Проектная работа «Возьмем под свою защиту»




23

21

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа».

Презентация проекта «Родной город»

с.98-102




Жизнь города и села (12 часов)

24

1

Город, где мы живем. Экскурсия. Знакомство с достопримечательностями. родного города




25

2

Наш дом (городской). Соблюдение чистоты и порядка.




26

3

Что такое экономика. с.104-107




27

4

Из чего что сделано. Промышленные предприятия своего города с.108-111




28

5

Как построить дом. Строительство в нашем городе с.112-115




29


6

Какой бывает транспорт. Пассажирский транспорт нашего города. с.116-119




30

7

Жизнь города и села. Тематическая контрольная работа № 2



ТЕМА

31

8

Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы с.120-123




32

9

Профессии людей. с.124-129




33

10

Проектная работа «Профессии родителей»




34

11

Сезонные изменения в природе.

Экскурсия: Зимние явления в природе. с.130-132




35

12

Презентация проекта «Возьмем под свою защиту» с.98-102




Здоровье и безопасность (10 часов)

36

1

Строение тела человека с.4-7




37

2

Режим дня. Правила личной гигиены

с.8-11




38

3

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах с.12-13




39

4

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Практическая работа

с.14-17




40

5

Меры безопасности в домашних условиях с.18-21




41

6

Противопожарная безопасность

с.22- 25




42

7

Правила безопасного поведения на воде и в лесу с.26-29




43

8

Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми с.30-35




44

9

Здоровье и безопасность

Тематическая контрольная работа

3




45

10

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». Презентация проекта «Профессии родителей» с.36-40



ТЕМА

Общение (5 часов)

46

2

Труд и отдых в семье с.42-47




47


Проектная работа «Родословная»




48

3

В школе с.48-51




49

4

Правила вежливости. Практическая работа с.52-59




50

5

Культура поведения в общественных местах. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение »

с.60-68




Путешествия (17 часов)

51

1

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта с.70-73




52

2

Ориентирование на местности.

Практическая работа с.74-77




53

3

Экскурсия. Формы земной поверхности родного края: равнины и горы, холмы, овраги с.78-81




54

4

Разнообразие водоемов. Части реки, притоки с.82-85




55

5

Путешествия. Тематическая контрольная работа № 4




56

57

6

7

Экскурсия. Водоёмы родного края

Сезонные изменения в природе.

Экскурсия. Весенние изменений в природе.



ТЕМА

58

8

Карта. Как читать карту Изображение нашей республики на карте.

Практическая работа с.94-95




59

9

Путешествие по Луганской Народной Республике. Проектная работа

«Наш край»




60

10

Путешествие по России. Москва — столица России с.90-93; 98-113




61

11

Карта мира. Материки и океаны

с.114-117




62

12

Путешествие по материкам. Евразия

с.118-119




63

13

Путешествие по материкам.

Северная и Южная Америка с.120-121




64

14

Путешествие по материкам.

Африка и Австралия с.122-123




65

15

Страны мира. Проектная работа «Страны мира». с.124-129




66

16

Тематическая контрольная работа

5 (итоговая).



ТЕМА

67

17

Презентация проектов: «Страны мира»,

«Наш край».Проверим себя и оценим свои достижения по разделу

«Путешествие». с.134-139




Заключение (1 час)

68

1

Что мы узнали и чему научились за год.

Бережное отношение к природе летом

с.130-133






КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

на …. учебный год

3- класс

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

(68 часов)



п/п

урока

в теме

Тема урока

Дата проведения


Примечание

по плану

по факту

Как устроен мир (6 часов)

1

1

Природа. Разнообразие природы.

Экскурсия

с.4-9




2

2

Человек.

Проект «Богатства, отданные людям»

с.10-17




3

3

Общество

с.18-23




4

4

Что такое экология с.24-28




5

5

Природа в опасности.

с.29-34




6

6

Презентация проекта

«Богатства, отданные людям»




Эта удивительная природа (17 часов)

7

1

Тела, вещества, частицы

с.36-40




8

2

Разнообразие веществ

Практическая работа

с.41-45




9

3

Воздух и его охрана

Практическая работа

с.46-50




10

4

Вода

Практическая работа

с.51-54




11

5

Превращения и круговорот воды в природе. Берегите воду!

с.55-63




12

6

Что такое почва

Практическая работа №4

с.64-68




13

7

Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами.

Экскурсия в краеведческий музей

(виртуальная) с.69-77




14

8

Размножение и развитие растений

Практическая работа

с.78-81




15

9

Эта удивительная природа

Тематическая контрольная работа № 1



ТЕМА

16

10

Охрана растений

с.82-86




17

11

Разнообразие животных

Экскурсия в краеведческий музей

(виртуальная) с.87-93




18

12

Кто что ест.

Проект

«Разнообразие природы родного края»

с.94-99




19

13

Размножение и развитие животных

с.100-105




20

14

Охрана животных.

Практическая работа

с.106-111




21

15

В царстве грибов

с.112-117




22

16

Великий круговорот жизни

с.118-120




23

17

Презентация проекта

«Разнообразие природы родного края»




Мы и наше здоровье (9 часов)

24

1

Организм человека

с.122-125




25

2

Органы чувств

с.126-130




26

3

Надежная защита организма

Практическая работа

с.130-133




27

4

Опора тела и движения

с.134-137




28

5

Наше питание.

Проект «Школа кулинаров»

с.138-143




29

6

Дыхание и кровообращение

Практическая работа

с.144-146




30

7

Мы и наше здоровье

Тематическая контрольная работа № 2



ТЕМА

31

8

Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни

с.147-153




32

9

Презентация проекта «Школа кулинаров»

27.12



Наша безопасность (8 часов)

33

1

Огонь, вода и газ

с.4-7




34

2

Чтобы путь был счастливым

с.8-13




35

3

Дорожные знаки. Экскурсияс.14-17




36

4

Опасные места.

Проект «Кто нас защищает»

с.18-24




37

5

Природа и наша безопасность

с.25-30




38

6

Экологическая безопасность

Практическая работа с.31-36




39

7

Презентация проекта «Кто нас защищает»




40

8

Наша безопасность

Тематическая контрольная работа № 3



ТЕМА

Чему учит экономика (11 часов)

41

1

Для чего нужна экономика

с.38-41




42

2

Природные богатства и труд людей – основа экономики

с.42-45




43

3

Полезные ископаемые

Практическая работа с.46-50




44

4

Растениеводство

Практическая работа с.51-55




45

5

Животноводство

с.56-59




46

6

Какая бывает промышленность

Проект «Экономика родного края»

с.60-65




47

7

Что такое деньги.

Практическая работа с.66-70




48

8

Государственный бюджет. Семейный бюджет

с.71-78




49

9

Экономика и экология

с.79-84




50

10

Чему учит экономика

Тематическая контрольная работа № 4




51

11

Презентация проекта

«Экономика родного края»



ТЕМА

Путешествие по городам и странам (15 часов)

52

1

Путешествие по

Луганской Народной Республике




53

2

Наши ближайшие соседи




54

3

Проект «Музей путешествий»

с.98-99




55

56


4

5

Путешествие по России.

Соседи России

с.86-107




57

6

На севере Европы

с.108-117




58

7

Что такое Бенилюкс

с.118-124




59

8

В центре Европы

с.125-131




60

9

По Франции и Великобритании

с.132-141




61

10

На юге Европы

с.142-148




62

11

По знаменитым местам мира

с. 149-153




63

12

По знаменитым местам мира.

Практическая работа




64

65

13

14

Презентация проекта

«Музей путешествий»




66

15

Итоговая контрольная работа



ТЕМА

Заключение (2 часа)

67

1

Что мы узнали и чему научились за год.

Проверим себя и свои достижения

с. 154-164




68

2

Урок-экскурсия по городу

Подведем итоги.

Учимся наблюдать






КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

на ….. учебный год

4- класс

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

(68 часов)


п/п

урока

в

теме

Тема урока

Дата проведения


Примечание

по плану

фактически

Земля и человечество(6 часов)

1

1

Мир глазами астронома

с. 3-8




2

2

Планеты Солнечной системы. Практическая работа:

смена дня и ночи, времён года, используя глобус, источник света

с. 9-15




3

3

Звёздное небо – Великая книга Природы. Практическая работа:

знакомство с картой звёздного неба

с. 16-21




4

4

Мир глазами географа. Практическая работа:

знакомство с географическими картами

с. 22-28




5

5

Мир глазами историка. Экскурсия в исторический музей

с.29-35




6

6

Когда и где? Практическая работа:

знакомство с историческими картами с. 36-40




7

7

Мир глазами эколога

с. 41-47




8

8

Сокровища Земли под охраной человечества

с. 48-56




9

9

Земля и человечество

Тематическая контрольная работа № 1

с. 206-209




10

10

Проект

«Всемирное наследие»

с. 56





ТЕМА

Природные зоны (12 часов)

11

1

Равнины и горы.

Практическая работа:

равнины и горы на физической карте

с. 57-65




12

2

Моря, озёра и реки.

Практическая работа:

моря, озёра и реки на физической карте

с. 66-70




13

3

Природные зоны. Практическая работа:

знакомство с картой природных зон

с. 71-75




14

4

Зона арктических пустынь. Практическая работа:

зона арктических пустынь на карте.

с. 76-83




15

5

Тундра. Практическая работа:

зона тундры на карте

с. 84-94




16

6

Леса. Практическая работа:

лесные зоны на карте

с. 95-102




17

7

Лес и человек.

Экскурсия в лесную зону

с. 103-109




18

8

Зона степей. Практическая работа:

зона степей на картес.110-117




19

9

Пустыни. Практическая работа:

зоны полупустынь и пустынь на картес.118-125




20

10

Зона субтропиков. У Чёрного моря. Практическая работа:

зона субтропиков на картес.126-130




21

11

Природные зоны

Тематическая контрольная работа № 2

с. 209-213




22

12

Человек у моря с. 131-134




ТЕМА

Родной край (10 часов)

23

1

Наш край. Поверхность нашего края. Экскурсия

с. 135-144




24

2

Водные богатства нашего края

Практическая работа:

знакомство с картой края

с. 145-148




25

3

Наши подземные богатства. Практическая работа:

рассматривание образцов полезных ископаемых края

с. 149-159




26

4

Земля-кормилица

с.160-163




27

5

Жизнь леса.

с. 164-169




28

6

Жизнь луга.

Практическая работа:

рассматривание гербария растений края

с. 170-177




29

7

Жизнь в пресных водах. Практическая работа:

построение модели цепи питания пресноводного сообщества

с. 178-186




30

8

Родной край

Тематическая контрольная работа № 3

с. 214-218




31

9

Растениеводство в нашем крае.

с. 187-194




32

10

Животноводство в нашем крае.

с. 195-203




ТЕМА

Страницы всемирной истории (8 часов)

33

1

Начало истории человечества

с.3-7




34

2

Начало истории человечества. с.3-7




35

3

Мир древности: далёкий и близкий

Виртуальная экскурсия

с.8-14




36

4

Средние века: время рыцарей и замков с.15-21




37

5

Новое время: встреча Европы и Америки с.22-27




38

6

Новейшее время: история продолжается сегодня

с.28-31




39

7

Проект

«Научные открытия ХХ века»с.32




40

8

«Путешествие в историю по городам мира»




ТЕМА

Страницы истории (17 часов)

41

1

Жизнь древних славян

с.33-39




42

2

Во времена Древней Руси.

Виртуальная экскурсия.

с.40-45




43

3

Страна городов.

с.46-54




44

4

Из книжной сокровищницы Древней Руси. Мастера печатных дел

с.55-64, с.82-86




45

46

5

6

Трудные времена на Русской земле.

Русь расправляет крылья

с.59-69




47

7

Куликовская битва

с.70-74




48

8

Великие имена

с.75-81, с.87-93




49

9

Пётр Великий

с.94-100




50

10

Михаил Васильевич Ломоносов

с.101-104




51

11

Екатерина Великая

с.105-111




52

12

Отечественная война 1812 года

с.112-121




53

13

Страницы истории ХІХ века

с.122-126




54

14

Страницы истории ХХ века

с.127-139




55

15

Великая Отечественная война и Великая Победа

с.140-146




56

16

Путь в космос

с.147-152




57

17

Страницы истории

Тематическая контрольная работа № 4

с. 206-216




ТЕМА

Луганщина – мой край родной (11 часов)

58

1

Основной закон республики и права человека

с.159-163




59

2

Мы – граждане ЛНР




60

3

Славные символы




61

4

Известные земляки




62

5

Наш край в годы Великой Отечественной войны




63

6

Проект

«Великая Отечественная война в воспоминаниях ветеранов»




64

7

Такие разные праздники

с.175-179




65

8

Путешествие по ЛНР.




66

9

Итоговая контрольная работа




ТЕМА

67

10

Инженерно-технические сооружения родного края.




68

11

Подведем итоги.

Учимся наблюдать





РАССМОТРЕНО

Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов от «_____» _____ 201. г. № ..


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР _______________ Р.П. Витвицкий

«_____» _____ 201. г.