ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«АЛЧЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6»
УТВЕРЖДАЮ:
директор ГБОУ ЛНР «АСОШ № 6»
________Федоренко В.И.
31.08. 2018 г.
УТВЕРЖДАЮ:
директор ГБОУ ЛНР «АСОШ № 6»
________Федоренко В.И.
«_____» _____ 2019 г.
УТВЕРЖДАЮ:
директор ГБОУ ЛНР «АСОШ № 6»
________Федоренко В.И.
«_____» _____ 2020 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
базовый уровень
для 1-4 классов
Составитель рабочей программы
учитель начальных классов:
Лубяная Людмила Николаевна
2018 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 1-4 классов разработана на основе:
Примерной программы для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по окружающему мир для I-IV классов, базовый уровень (приказ МОН ЛНР №483 от 27.12.2016);
авторской программы: Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2014. – 205с. (Базовый уровень) (приказ МОН ЛНР №483 от 27.12.2016 «Об утверждении примерных программ для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по общеобразовательным предметам базового, углубленного и профильного уровней преподавания»);
учебного плана ГБОУ ЛНР «АСОШ № 6».
РОЛЬ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В ДОСТИЖЕНИИ
РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Предмет «Окружающий мир» реализует следующие цели и задачи:
формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира и осознание места в нем человека на основе рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
формирование культурологической и экологической грамотности,
нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми;
создание условий для развития у младшего школьника опыта общения с людьми, обществом и природой, стремления активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности;
воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности гражданина, любящей свою Родину, осознающей свою принадлежность к ней, уважающей образ жизни, нравы и традиции своего народа, природное и культурное достояние родной страны и всего человечества
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он выполняет интегрирующую функцию, соединяя в равной степени природоведческие, географические, обществоведческие, исторические и другие знания и даёт учащемуся возможность ознакомления с естественными и социально-гуманитарными науками. Это обеспечивает целостное и системное видение природного и социокультурного мира в его важнейших взаимосвязях отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознание своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования гражданской идентичности личности.
В ходе изучения предмета «Окружающий мир» школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо-и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с традициями духовности и нравственности своего народа.
Существенная особенность предмета «Окружающий мир» состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках литературного чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, основ православной культуры и занятий внеурочной деятельности, приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт учащемуся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как свое личное, так и социальное благополучие.
Предмет «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметов: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма. Таким образом, предмет создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
– природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
– культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;
– наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
– искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы общества;
– международное сотрудничество как основа мира на Земле;
– патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к Родине, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству;
– социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям;
– гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия;
– семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов родного края от поколения к поколению и жизнеспособности общества;
– труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
– здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно-и социально-нравственное;
– нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» представлены в примерной программе содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».
Согласно учебного плана ГБОУ ЛНР «АСОШ № 6» на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 часов, из них в 1 классе – 66 часов (2 часа в неделю, 33 учебные недели), во 2, 3 и 4 классах по 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Для реализации программы используются учебники для общеобразовательных организаций:
Окружающий мир. 1 класс Учеб.для общеобразоват. организаций. В 2-х ч./Плешаков А.А, Крючкова Е.А..- 5-е изд._М.: Просвещение, 2016 . (Школа России);
Окружающий мир. 2 класс Учеб.для общеобразоват. организаций. В 2-х ч./ Плешаков А.А, Крючкова Е.А..- 5-е изд._М.: Просвещение, 2016 . (Школа России);
Окружающий мир. 3 класс Учеб.для общеобразоват. организаций. В 2-х ч./ Плешаков А.А, Крючкова Е.А..- 5-е изд._М.: Просвещение, 2016 . (Школа России);
Окружающий мир. 4 класс Учеб.для общеобразоват. организаций. В 2-х ч./ Плешаков А.А, Крючкова Е.А..- 5-е изд._М.: Просвещение, 2016 . (Школа России).
Рекомендованы к использованию методические пособия:
Методические материалы для проведения уроков-экскурсий по предмету «Окружающий мир» 1-4 классах (Серия: В помощь учителю начальных классов) под общей редакцией Чорной Е.В. (приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 22.12.17 № 930);
Методические материалы для проведения практических работ на уроках по предмету «Окружающий мир» в 1 классе (Серия: В помощь учителю начальных классов) под общей редакцией Е.В.Чорной (Решение Научно-методического совета ГУ ЛНР «Научно-методический центр развития образования Луганской Народной Республики» протокол №7 от 28.06.2016 года).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
– осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение ее природы;
– осознание себя членом общества и республики (самоопределение своей гражданской идентичности); чувство любви к своему краю, выражающееся в интересе к его природе, сопричастности к его истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной жизни;
– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
– уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
– расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли учащегося, понимании образования как личностной ценности;
– способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
– установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.
Выпускник получит возможность для формирования:
– внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
– устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
– адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
– адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
– морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются:
– способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
– умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
– освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);
– способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо-и - культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Выпускник научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде, пользоваться реакцией среды решения задачи);
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
– различать способ и результат действия;
– вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Выпускник получит возможность научиться:
– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Выпускник научится:
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе, в том числе при возможности с помощью инструментов ИКТ;
– использовать знаково-символические средства, в том числе овладеет действием моделирования;
– строить сообщения в устной и письменной форме;
– ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач;
– воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;
– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов) на основе выделения сущностной связи;
– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например, мир – государства – республика, область (край) – город (село) и т.д.) на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
– устанавливать аналогии.
Выпускник получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
– выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;
– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая недостающие компоненты;
– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
– строить рассуждение, включая установление причинно-следственных связей;
– произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
КОММУНИКАТИВНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Выпускник научится:
– строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
– допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов;
– задавать вопросы;
– контролировать действия партнера;
– использовать речь для регуляции своего действия;
– адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате.
Выпускник получит возможность научиться:
– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
– аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
– с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
– осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
– адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
– усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
– сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
– владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественнонаучных и социально-гуманитарных дисциплин;
– умение наблюдать, фиксировать, исследовать явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных в социальных объектов; описывать и характеризовать факты в события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
– владение навыками устанавливать и выявлять причинно- следственные связи в окружающем мире природы и социума;
– овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
– понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии республики, в её современной жизни;
– понимание места своей семьи в прошлом и настоящем, в истории и культуре своего края;
– знание примеров национальных свершений, открытий, побед.
Содержательный блок «Человек и природа»
Выпускник научится:
– узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
– описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
– сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
– проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные
приборы;
– следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
– использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
– использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
– использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
– обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
– определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
– понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
– использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
– моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
– осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
– пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
– выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
– планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Содержательный блок «Человек и общество»
Выпускник научится:
– узнавать государственную символику Республики и своего региона; описывать достопримечательности родного края; находить на карте свой регион и его главный город;
– различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
– используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
– оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
– использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
– осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
– ориентироваться в важнейших для республики и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
– наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, республики;
– проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения с взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
– определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Класс: 1
Предмет: Окружающий мир
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Содержание программного материала (разделы, темы программы) | Кол-во часов | Практические работы | Экскур- сии | Проектные работы |
1 | Введение | 4 | | 2 | |
2 | Что и кто? | 19 | 8 | 2 | 1 |
3 | Как, откуда и куда? | 13 | 7 | 1 | 1 |
4 | Где и когда? | 11 | 2 | | 1 |
5 | Почему и зачем? | 19 | 3 | | 1 |
| Всего | 66 | 20 | 5 | 4 |
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
№ п/п | Содержание программного материала (Практические работы) | Количество часов |
1 | Что и кто? | 8 |
| 1.Знакомство с разнообразием камней, определение образцов камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя | 1 |
| 2. Нахождение у растений их частей, определение и их название | 1 |
| 3. Определение комнатных растений с помощью атласа- определителя | 1 |
| 4. Определение растений на школьной клумбе с помощью атласа-определителя | 1 |
| 5. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения, определение деревья по листьям | 1 |
| 6. Сравнительное исследование сосны и ели (по общему виду, хвоинкам, шишкам) | 1 |
| 7. Знакомство с компьютером и простейшими приемами работы с ним | 1 |
| 8. Знакомство с глобусом | |
2 | Где, откуда и куда и когда? | 7 |
| 1. Проведение опытов, показывающих загрязнение воды и ее очистку | 1 |
| 2. Сборка простейшей электрической цепи | 1 |
| 3. Приготовление «морской воды | 1 |
| 4. Изучение свойств снега и льда | 1 |
| 5. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями | 1 |
| 6.Отработка простейших приемов ухода за животными живого уголка | 1 |
| 7. Изготовление простейшей кормушки для птиц | 1 |
3. | Где и когда? | 2 |
| 1. Определение на глобусе холодных районов Земли | 1 |
| 2. Определение на глобусе жарких районов Земли; знакомство с экватором | 1 |
4 | Почему и зачем? | 3 |
| 1. Изучение возникновения и распространения звуков | 1 |
| 2. Предметы ухода за кошкой и собакой, как ими пользоваться | 1 |
4 | 3. Простейшие правила гигиены (чистка зубов, мытье рук и др.) | 1 |
| Итого | 20 |
Класс: 2
Предмет: Окружающий мир
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Содержание программного материала(разделы, темы программы) | Количество часов | Практические работы | Экскурсии | Проектные работы |
1 | Где мы живем | 2 | | 1 | 1 |
2 | Природа | 21 | 6 | 2 | 1 |
3 | Жизнь города и села | 12 | | 2 | 1 |
4 | Здоровье и безопасность | 10 | 1 | | |
5 | Общение | 5 | 1 | | 1 |
6 | Путешествия | 17 | 2 | 3 | 2 |
7 | Заключение | 1 | | | |
| Итого | 68 | 10 | 8 | 6 |
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
№ п/п | Содержание программного материала (Практические работы) | Количество часов |
1 | Природа | 6 |
| 1.Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека | 1 |
| 2. Знакомство с горными породами и минералами | 1 |
| 3. Распознавание деревьев, кустарников и трав | 1 |
| 4. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений | 1 |
| 5. Отработка приемов ухода за комнатными растениями | 1 |
| 6. Отработка приемов ухода за животными живого уголка | 1 |
2 | Здоровье и безопасность | 1 |
| 1. Отработка правил перехода улицы | 1 |
3 | Общение | 1 |
| 1. Отработка основных правил этикета | 1 |
4 | Путешествия | 2 |
| 1. Определение сторон горизонта по компасу | 1 |
| 2.Освоение основных приемов чтения карты. | 1 |
| Всего | 10 |
Класс: 3
Предмет: Окружающий мир
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Содержание программного материала (разделы, темы программы) | Количество часов | Практические работы | Экскурсии | Проектные работы |
1 | Как устроен мир | 6 | | 1 | 1 |
2 | Эта удивительная природа | 17 | 6 | 2 | 1 |
3 | Мы и наше здоровье | 9 | 2 | | 1 |
4 | Наша безопасность | 8 | 1 | 1 | 1 |
5 | Чему учит экономика | 11 | 3 | | 1 |
6 | Путешествие по городам и странам | 15 | 1 | | 1 |
7 | Заключение | 2 | | | |
| Итого | 68 | 13 | 4 | 6 |
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
№ п/п | Содержание программного материала(Практические работы) | Количество часов |
1 | Эта удивительная природа | 6 |
| 1.Исследование продуктов на содержание в них крахмала | 1 |
| 2. Изучение свойств воздуха | 1 |
| 3. Изучение свойств воды | 1 |
| 4. Изучение состава почвы | 1 |
| 5. Рассматривание плодов и семян растений | 1 |
| 6. Изготовление кормушек | 1 |
2 | Мы и наше здоровье | 2 |
| 1Знакомство с внешним состоянием кожи | 1 |
| 2.Измерение пульса | 1 |
3 | Наша безопасность | 1 |
| 1. Знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды | 1 |
4 | Чему учит экономика | 3 |
| 1.Рассматривание и определение образцов полезных ископаемых | 1 |
| 2.Знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений | 1 |
| 3. Знакомство с современными монетами | 1 |
5 | Путешествие по городам и странам | 1 |
| 1. Поиск и показ на карте изучаемых географических объектов | 1 |
| Всего | 13 |
Класс: 4
Предмет: Окружающий мир
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Содержание программного материала (разделы, темы программы) | Количество часов | Практические работы | Экскурсии | Проектные работы |
1 | Земля и человечество | 10 | 4 | 1 | 1 |
2 | Природные зоны | 12 | 9 | 1 | |
3 | Родной край | 10 | 4 | 3 | |
4 | Страницы всемирной истории | 8 | | 2 | 1 |
5 | Страницы истории | 17 | | 1 | |
6 | Луганщина – мой край родной | 11 | | 2 | 1 |
| Итого | 68 | 17 | 10 | 3 |
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
№ п/п | Содержание программного материала (Практические работы) | Количество часов |
1 | ЗЕМЛЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО | 4 |
| 1. Смена дня и ночи, времён года, используя глобус и источник света | 1 |
| 2. Знакомство с картой звездного неба | 1 |
| 3. Знакомство с географическими картами | 1 |
| 4. Знакомство с историческими картами | 1 |
2 | ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ | 9 |
| 1. Равнины и горы на физической карте | 1 |
| 2. Моря, озёра и реки на физической карте | 1 |
| 3. Знакомство с картой природных зон | 1 |
| 4. Зона арктических пустынь на карте | 1 |
| 5. Зона тундры на карте | 1 |
| 6. Лесные зоны на карте | 1 |
| 7. Зона степей на карте | 1 |
| 8. Зоны полупустынь и пустынь на карте | 1 |
| 9. Зона субтропиков на карте | 1 |
3 | РОДНОЙ КРАЙ | 4 |
| 1.Знакомство с картой края | 1 |
| 2. Рассматривание образцов полезных ископаемых края | 1 |
| 3. Построение модели цепи питания пресноводного сообщества | 1 |
| 4. Рассматривание гербария растений края | 1 |
| Итого | 17 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на ….. учебный год
1- класс
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
(66 часов)
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
по плану | по факту |
| | ВВЕДЕНИЕ (4 часа) | | | |
1 | 1 | Мир вокруг нас, его многообразие | | | |
2 | 2 | Урок-игра. Задавайте вопросы! с. 3-8 | | | |
3 | 3 | Экскурсия. Знакомство со школой | | | |
4 | 4 | Экскурсия. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути. | | | |
| | ЧТО И КТО? (18 часов) | | | |
5 | 1 | Что такое Родина? стр. 10-13 | | | |
6 | 2 | Проектная работа «Моя малая Родина» с. 16-17 | | | |
7 | 3 | Урок-игра Что у нас над головой? с.18-19 | | | |
8 | 4 | Урок-игра. Что у нас под ногами? Практическая работа№1 с. 20-21 | | | |
9 | 5 | Что общего у разных растений? Практическая работа №2 с. 22-23 | | | |
10 | 6 | Урок-сказка. Что растет на подоконнике? Практическая работа№3 с. 24-25 | | | |
11 | 7 | Экскурсия. Что растет на клумбе? Практическая работа№4 с.26-27 | | | |
12 | 8 | Экскурсия. Что это за листья? Практическая работа №5 с. 28-29 | | | |
13 | 9 | Что такое хвоинки? Практическая работа№6 с.30-31 | | | |
14 | 10 | Урок-сказка. Кто такие насекомые? с.32-33 | | | |
15 | 11 | Кто такие рыбы? с.34-35 | | | |
16 | 12 | Урок-игра. Кто такие птицы? с.36-37 | | | |
17 | 13 | Кто такие звери? с.38-39 | | | |
18 | 14 | Урок-путешествие. Что такое зоопарк? с.40-41 | | | |
19 | 15 | Что нас окружает дома? Что умеет компьютер? Практическая работа №7 с. 44-45 | | | |
20 | 16 | Что вокруг нас может быть опасным? с.46-47 | | | |
21 | 17 | Урок-путешествие. На что похожа наша планета? Практическая работа №8 | | | |
22 23 | 18 19 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» Презентация проекта «Моя малая Родина» с.50-54 | | | |
| | КАК, ОТКУДА И КУДА? (13 часов) | | | |
24 | 1 | Как живет семья? Проектная работа «Моя семья». с.56-59 | | | |
25 | 2 | Урок-путешествие «Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?» Практическая работа №9 с.60-61 | | | |
26 | 3 | Откуда в наш дом приходит электричество? Практическая работа №10 с.62-63 | | | |
27 | 4 | Урок-путешествие. Как путешествует письмо? с.64-65 | | | |
28 | 5 | Урок-путешествие. Куда текут реки? Практическая работа №11 с.66-67 | | | |
29 | 6 | Откуда берутся снег и лед? Практическая работа №12 с.68-69 | | | |
30 | 7 | Как живут растения? Практическая работа №13 с.70-71 | | | |
31 | 8 | Экскурсия. Как живут животные? Практическая работа №14 с.72-73 | | | |
32 | 9 | Как зимой помочь птицам? Практическая работа №15 с.74-75 | | | |
33 | 10 | Откуда берутся шоколад, изюм и мед? с. 76-77 | | | |
34 | 11 | Откуда берется и куда девается мусор? с. 78-79 | | | |
35 | 12 | Откуда в снежках грязь? с.80-81 | | | |
36 | 13 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья» с.82-87 | | | |
| | ГДЕ И КОГДА? (11 часов) | | | |
37 | 1 | Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа» с.4-7 | | | |
38 | 2 | Когда придет суббота? с. 8-9 | | | |
39 | 3 | Когда наступит лето? с. 10-11 | | | |
40 | 4 | Урок-путешествие. Где живут белые медведи? Практическая работа №16 с.12-13 | | | |
41 | 5 | Урок-путешествие. Где живут слоны? Практическая работа №17 с.14-15 | | | |
42 | 6 | Где зимуют птицы? с.16-17 | | | |
43 | 7 | Урок-путешествие. Когда жили динозавры? с.18-19 | | | |
44 | 8 | Путешествие в историю. Когда появилась одежда? с.20-21 | | | |
45 | 9 | Путешествие в историю. Когда изобрели велосипед? с.22-23 | | | |
46 | 10 | Когда ты станешь взрослым? с.24-25 | | | |
47 | 11 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа» с. 26-30 | | | |
| | ПОЧЕМУ И ЗАЧЕМ? (19 часов) | | | |
48 | 1 | Почему Солнце светит днем, а звезды - ночью? с.32-33 | | | |
49 | 2 | Почему Луна бывает разной? с.34-35 | | | |
50 | 3 | Почему идет дождь и дует ветер? с.36-37 | | | |
51 | 4 | Почему звенит звонок? Практическая работа №18 с.38-39 | | | |
52 | 5 | Почему радуга разноцветная? с.40-41 | | | |
53 | 6 | Почему мы любим кошек и собак? Практическая работа №19 с.42-45 Проект «Мои домашние питомцы» | | | |
54 | 7 | Почему мы не будем рвать цветы, и ловить бабочек? с.46-47 | | | |
55 | 8 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Почему их так назвали? с.48-51 | | | |
56 | 9 | Зачем мы спим ночью? с.52-53 | | | |
57 | 10 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? с.54-55 | | | |
58 | 11 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа №20 с.56-57 | | | |
59 | 12 | Зачем нам телефон и телевизор? с.58-59 | | | |
60 | 13 | Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? с.60-63 | | | |
61 | 14 | Зачем строят корабли? Зачем строят самолеты? с.64-67 | | | |
62 | 15 | Почему в автомобиле, поезде, корабле и на самолете нужно соблюдать правила безопасности? с.68-71 | | | |
63 | 16 | Зачем люди осваивают космос? с.72-73 | | | |
64 | 17 | Почему мы часто слышим слово «экология»? с.74-75 | | | |
65 66 | 18 19 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы» с. 76-83 | | | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на …. учебный год
2- класс
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
(68 часов)
№ п.п | № урока в теме | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
по плану | по факту |
Где мы живем (2 часа) |
1 | 1 | Родная страна. Город и село. Проектная работа «Родной город» с. 4-13 | | | |
2 | 2 | Природа и рукотворный мир. Экскурсия. Что нас окружает с. 14-22 | | | |
Природа (21 час) |
3 | 1 | Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце — источник тепла и света с. 23-27 | | | |
4 | 2 | Явления природы. Температура и термометр. Практическая работа с. 28-31 | | | |
5 | 3 | Что такое погода. Экскурсия. Живая и неживая природа осенью с. 32-39 | | | |
6 | 4 | Звездное небо. Представление о зодиакальных созвездиях. с. 40-43 | | | |
7 | 5 | Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Практическая работа. с. 44-47 | | | |
8 | 6 | Воздух. Защита воздуха от загрязнения с. 48-51 | | | |
09 | 7 | Вода. Защита воды от загрязнения с. 52-55 | | | |
10 | 8 | Растения и их существенные признаки. Практическая работа с. 56-59 | | | |
11 | 9 | Животные и их существенные признаки. с. 60-63 | | | |
12 | 10 | Экологические связи между растениями и животными. с. 64-67 | | | |
13 | 11 | Природа. Тематическая контрольная работа № 1 | | | |
14 | 12 | Дикорастущие и культурные растения. Практическая работа с. 65-71 | | | ТЕМА |
15 | 13 | Дикие и домашние животные с. 72-75 | | | |
16 | 14 | Комнатные растения и уход за ними. Практическая работа с. 76-79 | | | |
17 | 15 | Животные живого уголка. Практическая работа с. 80-83 | | | |
18 | 16 | Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами с. 84-87 | | | |
19 | 17 | Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экскурсия. Осенние изменения в природе | | | |
20 | 18 | Красная книга. с. 88-91 | | | |
21 | 19 | Охрана растений и животных своего края. с. 92-97 | | | |
22 | 20 | Правила поведения в природе. Проектная работа «Возьмем под свою защиту» | | | |
23 | 21 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». Презентация проекта «Родной город» с.98-102 | | | |
Жизнь города и села (12 часов) |
24 | 1 | Город, где мы живем. Экскурсия. Знакомство с достопримечательностями. родного города | | | |
25 | 2 | Наш дом (городской). Соблюдение чистоты и порядка. | | | |
26 | 3 | Что такое экономика. с.104-107 | | | |
27 | 4 | Из чего что сделано. Промышленные предприятия своего города с.108-111 | | | |
28 | 5 | Как построить дом. Строительство в нашем городе с.112-115 | | | |
29 | 6 | Какой бывает транспорт. Пассажирский транспорт нашего города. с.116-119 | | | |
30 | 7 | Жизнь города и села. Тематическая контрольная работа № 2 | | | ТЕМА |
31 | 8 | Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы с.120-123 | | | |
32 | 9 | Профессии людей. с.124-129 | | | |
33 | 10 | Проектная работа «Профессии родителей» | | | |
34 | 11 | Сезонные изменения в природе. Экскурсия: Зимние явления в природе. с.130-132 | | | |
35 | 12 | Презентация проекта «Возьмем под свою защиту» с.98-102 | | | |
Здоровье и безопасность (10 часов) |
36 | 1 | Строение тела человека с.4-7 | | | |
37 | 2 | Режим дня. Правила личной гигиены с.8-11 | | | |
38 | 3 | Правила безопасного поведения на улицах и дорогах с.12-13 | | | |
39 | 4 | Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Практическая работа с.14-17 | | | |
40 | 5 | Меры безопасности в домашних условиях с.18-21 | | | |
41 | 6 | Противопожарная безопасность с.22- 25 | | | |
42 | 7 | Правила безопасного поведения на воде и в лесу с.26-29 | | | |
43 | 8 | Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми с.30-35 | | | |
44 | 9 | Здоровье и безопасность Тематическая контрольная работа № 3 | | | |
45 | 10 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». Презентация проекта «Профессии родителей» с.36-40 | | | ТЕМА |
Общение (5 часов) |
46 | 2 | Труд и отдых в семье с.42-47 | | | |
47 | | Проектная работа «Родословная» | | | |
48 | 3 | В школе с.48-51 | | | |
49 | 4 | Правила вежливости. Практическая работа с.52-59 | | | |
50 | 5 | Культура поведения в общественных местах. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение » с.60-68 | | | |
Путешествия (17 часов) |
51 | 1 | Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта с.70-73 | | | |
52 | 2 | Ориентирование на местности. Практическая работа с.74-77 | | | |
53 | 3 | Экскурсия. Формы земной поверхности родного края: равнины и горы, холмы, овраги с.78-81 | | | |
54 | 4 | Разнообразие водоемов. Части реки, притоки с.82-85 | | | |
55 | 5 | Путешествия. Тематическая контрольная работа № 4 | | | |
56 57 | 6 7 | Экскурсия. Водоёмы родного края Сезонные изменения в природе. Экскурсия. Весенние изменений в природе. | | | ТЕМА |
58 | 8 | Карта. Как читать карту Изображение нашей республики на карте. Практическая работа с.94-95 | | | |
59 | 9 | Путешествие по Луганской Народной Республике. Проектная работа «Наш край» | | | |
60 | 10 | Путешествие по России. Москва — столица России с.90-93; 98-113 | | | |
61 | 11 | Карта мира. Материки и океаны с.114-117 | | | |
62 | 12 | Путешествие по материкам. Евразия с.118-119 | | | |
63 | 13 | Путешествие по материкам. Северная и Южная Америка с.120-121 | | | |
64 | 14 | Путешествие по материкам. Африка и Австралия с.122-123 | | | |
65 | 15 | Страны мира. Проектная работа «Страны мира». с.124-129 | | | |
66 | 16 | Тематическая контрольная работа № 5 (итоговая). | | | ТЕМА |
67 | 17 | Презентация проектов: «Страны мира», «Наш край».Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествие». с.134-139 | | | |
Заключение (1 час) |
68 | 1 | Что мы узнали и чему научились за год. Бережное отношение к природе летом с.130-133 | | | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на …. учебный год
3- класс
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
(68 часов)
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
по плану | по факту |
Как устроен мир (6 часов) |
1 | 1 | Природа. Разнообразие природы. Экскурсия с.4-9 | | | |
2 | 2 | Человек. Проект «Богатства, отданные людям» с.10-17 | | | |
3 | 3 | Общество с.18-23 | | | |
4 | 4 | Что такое экология с.24-28 | | | |
5 | 5 | Природа в опасности. с.29-34 | | | |
6 | 6 | Презентация проекта «Богатства, отданные людям» | | | |
Эта удивительная природа (17 часов) |
7 | 1 | Тела, вещества, частицы с.36-40 | | | |
8 | 2 | Разнообразие веществ Практическая работа с.41-45 | | | |
9 | 3 | Воздух и его охрана Практическая работа с.46-50 | | | |
10 | 4 | Вода Практическая работа с.51-54 | | | |
11 | 5 | Превращения и круговорот воды в природе. Берегите воду! с.55-63 | | | |
12 | 6 | Что такое почва Практическая работа №4 с.64-68 | | | |
13 | 7 | Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами. Экскурсия в краеведческий музей (виртуальная) с.69-77 | | | |
14 | 8 | Размножение и развитие растений Практическая работа с.78-81 | | | |
15 | 9 | Эта удивительная природа Тематическая контрольная работа № 1 | | | ТЕМА |
16 | 10 | Охрана растений с.82-86 | | | |
17 | 11 | Разнообразие животных Экскурсия в краеведческий музей (виртуальная) с.87-93 | | | |
18 | 12 | Кто что ест. Проект «Разнообразие природы родного края» с.94-99 | | | |
19 | 13 | Размножение и развитие животных с.100-105 | | | |
20 | 14 | Охрана животных. Практическая работа с.106-111 | | | |
21 | 15 | В царстве грибов с.112-117 | | | |
22 | 16 | Великий круговорот жизни с.118-120 | | | |
23 | 17 | Презентация проекта «Разнообразие природы родного края» | | | |
Мы и наше здоровье (9 часов) |
24 | 1 | Организм человека с.122-125 | | | |
25 | 2 | Органы чувств с.126-130 | | | |
26 | 3 | Надежная защита организма Практическая работа с.130-133 | | | |
27 | 4 | Опора тела и движения с.134-137 | | | |
28 | 5 | Наше питание. Проект «Школа кулинаров» с.138-143 | | | |
29 | 6 | Дыхание и кровообращение Практическая работа с.144-146 | | | |
30 | 7 | Мы и наше здоровье Тематическая контрольная работа № 2 | | | ТЕМА |
31 | 8 | Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни с.147-153 | | | |
32 | 9 | Презентация проекта «Школа кулинаров» | 27.12 | | |
Наша безопасность (8 часов) |
33 | 1 | Огонь, вода и газ с.4-7 | | | |
34 | 2 | Чтобы путь был счастливым с.8-13 | | | |
35 | 3 | Дорожные знаки. Экскурсияс.14-17 | | | |
36 | 4 | Опасные места. Проект «Кто нас защищает» с.18-24 | | | |
37 | 5 | Природа и наша безопасность с.25-30 | | | |
38 | 6 | Экологическая безопасность Практическая работа с.31-36 | | | |
39 | 7 | Презентация проекта «Кто нас защищает» | | | |
40 | 8 | Наша безопасность Тематическая контрольная работа № 3 | | | ТЕМА |
Чему учит экономика (11 часов) |
41 | 1 | Для чего нужна экономика с.38-41 | | | |
42 | 2 | Природные богатства и труд людей – основа экономики с.42-45 | | | |
43 | 3 | Полезные ископаемые Практическая работа с.46-50 | | | |
44 | 4 | Растениеводство Практическая работа с.51-55 | | | |
45 | 5 | Животноводство с.56-59 | | | |
46 | 6 | Какая бывает промышленность Проект «Экономика родного края» с.60-65 | | | |
47 | 7 | Что такое деньги. Практическая работа с.66-70 | | | |
48 | 8 | Государственный бюджет. Семейный бюджет с.71-78 | | | |
49 | 9 | Экономика и экология с.79-84 | | | |
50 | 10 | Чему учит экономика Тематическая контрольная работа № 4 | | | |
51 | 11 | Презентация проекта «Экономика родного края» | | | ТЕМА |
Путешествие по городам и странам (15 часов) |
52 | 1 | Путешествие по Луганской Народной Республике | | | |
53 | 2 | Наши ближайшие соседи | | | |
54 | 3 | Проект «Музей путешествий» с.98-99 | | | |
55 56 | 4 5 | Путешествие по России. Соседи России с.86-107 | | | |
57 | 6 | На севере Европы с.108-117 | | | |
58 | 7 | Что такое Бенилюкс с.118-124 | | | |
59 | 8 | В центре Европы с.125-131 | | | |
60 | 9 | По Франции и Великобритании с.132-141 | | | |
61 | 10 | На юге Европы с.142-148 | | | |
62 | 11 | По знаменитым местам мира с. 149-153 | | | |
63 | 12 | По знаменитым местам мира. Практическая работа | | | |
64 65 | 13 14 | Презентация проекта «Музей путешествий» | | | |
66 | 15 | Итоговая контрольная работа | | | ТЕМА |
Заключение (2 часа) |
67 | 1 | Что мы узнали и чему научились за год. Проверим себя и свои достижения с. 154-164 | | | |
68 | 2 | Урок-экскурсия по городу Подведем итоги. Учимся наблюдать | | | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на ….. учебный год
4- класс
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
(68 часов)
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
по плану | фактически |
Земля и человечество(6 часов) |
1 | 1 | Мир глазами астронома с. 3-8 | | | |
2 | 2 | Планеты Солнечной системы. Практическая работа: смена дня и ночи, времён года, используя глобус, источник света с. 9-15 | | | |
3 | 3 | Звёздное небо – Великая книга Природы. Практическая работа: знакомство с картой звёздного неба с. 16-21 | | | |
4 | 4 | Мир глазами географа. Практическая работа: знакомство с географическими картами с. 22-28 | | | |
5 | 5 | Мир глазами историка. Экскурсия в исторический музей с.29-35 | | | |
6 | 6 | Когда и где? Практическая работа: знакомство с историческими картами с. 36-40 | | | |
7 | 7 | Мир глазами эколога с. 41-47 | | | |
8 | 8 | Сокровища Земли под охраной человечества с. 48-56 | | | |
9 | 9 | Земля и человечество Тематическая контрольная работа № 1 с. 206-209 | | | |
10 | 10 | Проект «Всемирное наследие» с. 56 | | | |
ТЕМА |
Природные зоны (12 часов) |
11 | 1 | Равнины и горы. Практическая работа: равнины и горы на физической карте с. 57-65 | | | |
12 | 2 | Моря, озёра и реки. Практическая работа: моря, озёра и реки на физической карте с. 66-70 | | | |
13 | 3 | Природные зоны. Практическая работа: знакомство с картой природных зон с. 71-75 | | | |
14 | 4 | Зона арктических пустынь. Практическая работа: зона арктических пустынь на карте. с. 76-83 | | | |
15 | 5 | Тундра. Практическая работа: зона тундры на карте с. 84-94 | | | |
16 | 6 | Леса. Практическая работа: лесные зоны на карте с. 95-102 | | | |
17 | 7 | Лес и человек. Экскурсия в лесную зону с. 103-109 | | | |
18 | 8 | Зона степей. Практическая работа: зона степей на картес.110-117 | | | |
19 | 9 | Пустыни. Практическая работа: зоны полупустынь и пустынь на картес.118-125 | | | |
20 | 10 | Зона субтропиков. У Чёрного моря. Практическая работа: зона субтропиков на картес.126-130 | | | |
21 | 11 | Природные зоны Тематическая контрольная работа № 2 с. 209-213 | | | |
22 | 12 | Человек у моря с. 131-134 | | | |
ТЕМА |
Родной край (10 часов) |
23 | 1 | Наш край. Поверхность нашего края. Экскурсия с. 135-144 | | | |
24 | 2 | Водные богатства нашего края Практическая работа: знакомство с картой края с. 145-148 | | | |
25 | 3 | Наши подземные богатства. Практическая работа: рассматривание образцов полезных ископаемых края с. 149-159 | | | |
26 | 4 | Земля-кормилица с.160-163 | | | |
27 | 5 | Жизнь леса. с. 164-169 | | | |
28 | 6 | Жизнь луга. Практическая работа: рассматривание гербария растений края с. 170-177 | | | |
29 | 7 | Жизнь в пресных водах. Практическая работа: построение модели цепи питания пресноводного сообщества с. 178-186 | | | |
30 | 8 | Родной край Тематическая контрольная работа № 3 с. 214-218 | | | |
31 | 9 | Растениеводство в нашем крае. с. 187-194 | | | |
32 | 10 | Животноводство в нашем крае. с. 195-203 | | | |
ТЕМА |
Страницы всемирной истории (8 часов) |
33 | 1 | Начало истории человечества с.3-7 | | | |
34 | 2 | Начало истории человечества. с.3-7 | | | |
35 | 3 | Мир древности: далёкий и близкий Виртуальная экскурсия с.8-14 | | | |
36 | 4 | Средние века: время рыцарей и замков с.15-21 | | | |
37 | 5 | Новое время: встреча Европы и Америки с.22-27 | | | |
38 | 6 | Новейшее время: история продолжается сегодня с.28-31 | | | |
39 | 7 | Проект «Научные открытия ХХ века»с.32 | | | |
40 | 8 | «Путешествие в историю по городам мира» | | | |
ТЕМА |
Страницы истории (17 часов) |
41 | 1 | Жизнь древних славян с.33-39 | | | |
42 | 2 | Во времена Древней Руси. Виртуальная экскурсия. с.40-45 | | | |
43 | 3 | Страна городов. с.46-54 | | | |
44 | 4 | Из книжной сокровищницы Древней Руси. Мастера печатных дел с.55-64, с.82-86 | | | |
45 46 | 5 6 | Трудные времена на Русской земле. Русь расправляет крылья с.59-69 | | | |
47 | 7 | Куликовская битва с.70-74 | | | |
48 | 8 | Великие имена с.75-81, с.87-93 | | | |
49 | 9 | Пётр Великий с.94-100 | | | |
50 | 10 | Михаил Васильевич Ломоносов с.101-104 | | | |
51 | 11 | Екатерина Великая с.105-111 | | | |
52 | 12 | Отечественная война 1812 года с.112-121 | | | |
53 | 13 | Страницы истории ХІХ века с.122-126 | | | |
54 | 14 | Страницы истории ХХ века с.127-139 | | | |
55 | 15 | Великая Отечественная война и Великая Победа с.140-146 | | | |
56 | 16 | Путь в космос с.147-152 | | | |
57 | 17 | Страницы истории Тематическая контрольная работа № 4 с. 206-216 | | | |
ТЕМА |
Луганщина – мой край родной (11 часов) |
58 | 1 | Основной закон республики и права человека с.159-163 | | | |
59 | 2 | Мы – граждане ЛНР | | | |
60 | 3 | Славные символы | | | |
61 | 4 | Известные земляки | | | |
62 | 5 | Наш край в годы Великой Отечественной войны | | | |
63 | 6 | Проект «Великая Отечественная война в воспоминаниях ветеранов» | | | |
64 | 7 | Такие разные праздники с.175-179 | | | |
65 | 8 | Путешествие по ЛНР. | | | |
66 | 9 | Итоговая контрольная работа | | | |
ТЕМА |
67 | 10 | Инженерно-технические сооружения родного края. | | | |
68 | 11 | Подведем итоги. Учимся наблюдать | | | |
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов от «_____» _____ 201. г. № ..
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР _______________ Р.П. Витвицкий
«_____» _____ 201. г.