Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы «Окружающий мир» автора Плешакова А.А. (М.: Просвещение, 2018г.) и в соответствии со следующими нормативно-правовыми, инструктивно-методическими документами:
Закон РФ «Об образовании» от 21 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2018 г. № 345 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2019/2020 учебный год» ;
Приказ №1576 от 31.12.2015 «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования и науки Р.Ф. от 6 октября 2009 г. №373»
Основная образовательная программа начального общего образования (ОП НОО) и учебный план МОУ СОШ №15
В соответствии с учебным планом МОУ СОШ № 15 предмет "окружающий мир" изучается в 3 классе 2 часа в неделю. Данная программа составлена на 68 часов. С учетом Годового календарного графика МОУ СОШ № 15 и календаря праздничничных дат на 2019-2020 учебный год программа по предмету будет пройдена полностью за 34 недели.
Результаты изучения (предметные, метапредметные, личностные)
Личностные результаты:
• более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя русского языка – государственного языка Российской Федерации;
• умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
• целостный взгляд на мир через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
• формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
• уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
• формирование начальных навыков адаптации в мире через изучение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
• осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
• способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, умение прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
• установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (квартира, дом, улица, природа), правилах экологической безопасности в повседневной жизни;
• мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики;
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, занятиям по курсу «Окружающий мир»;
• познавательные мотивы учебной деятельности;
• представление о личной ответственности за свои поступки через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям в меняющихся природных и социальных условиях жизни в течение года;
• эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, выразительных средств русского (и родного) языка;
• этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий;
• представление об этических нормах через формулирование норм экологической этики;
• потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через соблюдение правил поведения на уроке;
• выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, в том числе в процессе освоения сезонных игр народов России, умение прислушиваться к мнению одноклассников, в том числе при обсуждении вопросов организации и проведения календарных праздников по традициям народов своего края.
Метапредметные
Регулятивные:
• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
• сохранять учебную задачу урока (воспроизводить ее на определенном этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
• выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
• планировать свое высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
• планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
• фиксировать в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неудачам;
• оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
• соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
• контролировать и корректировать свое поведе- ние по отношению к сверстникам в ходе сов- местной деятельности.
Познавательные:
• понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях, для передачи информации;
• находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
• использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
• понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
• анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
• классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
• сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
• осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
• устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
• строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
• проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
• моделировать различные явления природы (смена дня и ночи, смена времен года).
Коммуникативные:
• включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
• формулировать ответы на вопросы;
• слушать собеседника, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл сказанного;
• договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
• поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
• признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
• употреблять вежливые слова в случае неправоты («извини, пожалуйста», «прости, я не хотел тебя обидеть», «спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.);
• понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
• строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм);
• готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
• составлять небольшие рассказы на заданную тему;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Предметные
• определять место человека в мире;
• распознавать тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
• объяснять круговорот воды в природе;
• определять основные группы живого, растений, животных, съедобные и несъедобные грибы;
• устанавливать взаимосвязи между живой и неживой природой, внутри живой природы;
• устанавливать взаимосвязи между природой и человеком;
• характеризовать системы органов человека;
• изучать правила гигиены, основы здорового образа жизни;
• изучать правила безопасного поведения в быту и на улице;
• распознавать основные дорожные знаки;
• изучать правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
• называть потребности людей, товары и услуги;
• определять роль природных богатств и денег в экономике, основы семейного бюджета.
Содержание учебного предмета
Как устроен мир? (6 ч)
Природа. Человек. Общество. Что такое экология? Природа в опасности!
Экскурсия «Наблюдение отрицательного и положи- тельного воздействия человека на природу».
Проект «Богатства, отданные людям».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как устроен мир?»
Эта удивительная природа (18 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Воздух и его охрана. Вода. Превращения и круговорот воды. Берегите воду! Как разрушаются камни? Что такое почва? Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений. Охрана растений. Разнообразие животных. Кто что ест? Размножение и развитие животных. Охрана животных. В царстве грибов. Великий круговорот жизни.
Практические работы «Обнаружение крахмала в продуктах питания», «Свойства воздуха», «Свойства воды», «Состав почвы», «Рассматривание плодов и семян растений».
Проект «Разнообразие природы родного края».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Эта удивительная природа».
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы чувств. Надежная защита организма. Опора тела и движение. Наше питание. Дыхание и кровообращение. Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни.
Практические работы «Первая помощь при небольших повреждениях кожи», «Изучение содержания питательных веществ в различных продуктах по информации на упаковках», «Подсчет ударов пульса».
Проект «Школа кулинаров».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Мы и наше здоровье».
Наша безопасность (7 ч)
Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. Опасные места. Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность.
Экскурсия «Дорожные знаки в окрестности школы».
Практическая работа «Знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды».
Тест № 1 «Чтобы путь был счастливым», тест № 2 «Дорожные знаки».
Проект «Кто нас защищает?»
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Наша безопасность».
Чему учит экономика? (12 ч)
Для чего нужна экономика? Природные богатства и труд людей – основа экономики. Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство. Какая бывает промышленность? Что такое деньги? Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экология.
Практические работы «Рассматривание и определение образцов полезных ископаемых», «Рассматривание культурных растений», «Знакомство с современными российскими монетами».
Проект «Экономика родного края».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Чему учит экономика?»
Путешествие по городам и странам (15 ч)
Золотое кольцо России. Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что такое Бенилюкс? В центре Европы. По Франции и Великобритании. На юге Европы. По знаменитым местам мира.
Практические работы «Работа с картой (2 урока)», «Работа с физической и политической картами, таблицами (4 урока)».
Проект «Музей путешествий».
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествие по городам и странам».
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Раздел 1. Как устроен мир? | 6 |
2 | Раздел 2. Эта удивительная природа | 18 |
3 | Раздел 3. Мы и наше здоровье | 10 |
4 | Раздел 4. Наша безопасность. | 7 |
5 | Раздел 5. Чему учит экономика? | 12 |
6 | Раздел 6. Путешествие по городам и странам | 15 |
Литература
№ | Автор | Название | Издательство | Год |
1 | Плешаков А. А. | Мир вокруг нас: учебник для 3 кл | Просвещение | 2015 |
2 | Плешаков А. А | Рабочие тетради № 1, № 2 к учебнику для 3 класса «Мир вокруг нас» ФГОС | Просвещение | 2019 |
3 | Плешаков А.А. | Дневник наблюдений | Просвещение | 2019 |
4 | Плешаков А.А. | От земли до неба. Атлас определитель | Просвещение | 2018 |
5 | Плешаков А.А. | Зеленые страницы | Просвещение | 2018 |
6 | Плешаков А.А. | Великан на поляне или первые уроки экологической этики | Просвещение | 2018 |
Приложение №1
Календарно – тематическое планирование по окружающему миру
в 3 классе на 2019-2020 уч. г.
(68 часов, 2 часа в неделю)
№ п/п | Тема урока | Дата |
План. | Факт |
Раздел 1. Как устроен мир? (6 ч) |
1 | Природа. Ценность природы для людей | | |
2 | Человек | | |
3 | Проект «Богатства, отданные людям» | | |
4 | Общество | | |
5 | Что такое экология? | | |
6 | Природа в опасности! | | |
7 | Проверим в себя и оценим свои достижения по разделу «Как устроен мир» | | |
Раздел 2. Эта удивительная природа (18 ч) |
8 | Тела, вещества, частицы | | |
9 | Разнообразие веществ | | |
10 | Воздух и его охрана | | |
11 | Вода | | |
12 | Превращения и круговорот воды | | |
13 | Берегите воду! | | |
14 | Что такое почва? | | |
15 | Разнообразие растений | | |
16 | Солнце, растения и мы с вами | | |
17 | Размножение и развитие растений | | |
18 | Охрана растений | | |
19 | Разнообразие животных | | |
20 | Кто что ест? | | |
21 | Проект «Разнообразие природы родного края» | | |
22 | Размножение и развитие животных | | |
23 | Охрана животных | | |
24 | В царстве грибов | | |
25 | Великий круговорот жизни | | |
26 | Проверим себя и проверим свои достижения по разделу «Эта удивительная природа» | | |
Раздел 3. Мы и наше здоровье (10 ч) |
27 | Организм человека | | |
28 | Органы чувств | | |
29 | Надежная защита организма | | |
30 | Опора тела и движение | | |
31 | Наше питание | | |
32 | Проект «Школа кулинаров» | | |
33 | Дыхание и кровообращение | | |
34 | Умей предупреждать болезни | | |
35 | Здоровый образ жизни | | |
36 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Мы и наше здоровье» | | |
37 | Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров» | | |
Раздел 4. Наша безопасность. (7 ч) |
38 | Огонь, вода и газ | | |
39 | Тест №1 «Что бы путь был счастливым» | | |
40 | Тест №2 «Дорожные знаки» | | |
41 | Проект «Кто нас защищает» | | |
42 | Опасные места | | |
43 | Природа и наша безопасность | | |
44 | Экологическая безопасность | | |
45 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Наша безопасность» | | |
Раздел 5. Чему учит экономика? (12 ч) |
46 | Для чего нужна экономика? | | |
47 | Природные богатства и труд людей основа экономики | | |
48 | Полезные ископаемые | | |
49 | Растениеводство | | |
50 | Животноводство | | |
51 | Какая бывает промышленность? | | |
52 | Проект «Экономика родного края» | | |
53 | Что такое деньги? | | |
54 | Государственный бюджет | | |
55 | Семейный бюджет | | |
56 | Экономика и экология | | |
57 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что такое экономика» | | |
Раздел 6. Путешествие по городам и странам (15 ч) |
58 | Золотое кольцо России | | |
59 | Золотое кольцо России | | |
60 | Проект «Музей путешествий» | | |
61 | Наши ближайшие соседи | | |
62 | На севере Европы | | |
63 | Что такое Бенилюкс? | | |
64 | В центре Европы | | |
65 | По Франции и Великобритании | | |
66 | На Юге Европы | | |
67 | По знаменитым местам мира. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия по городам и странам» | | |
68 | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», музей путешествий» | | |
6