СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 4 класс (68 часов)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 4 класс (68 часов). 2 часа в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 4 класс (68 часов)»

Пояснительная записка

Рабочая программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы «Окружающий мир» автора Плешакова А.А. (М.: Просвещение, 2018г.) и в соответствии со следующими нормативно-правовыми, инструктивно-методическими документами:

  • Закон РФ «Об образовании» от 21 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования».

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2018 г. № 345 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2020/2021 учебный год» ;

  • Приказ №1576 от 31.12.2015 «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования и науки Р.Ф. от 6 октября 2009 г. №373»

  • Основная образовательная программа начального общего образования (ОП НОО) и учебный план МОУ СОШ №15

В соответствии с учебным планом МОУ СОШ № 15 предмет "окружающий мир" изучается в 4 классе 2 часа в неделю. Данная программа составлена на 68 часов. С учетом Годового календарного графика МОУ СОШ № 15 и календаря праздничничных дат на 2020-2021 учебный год программа по предмету будет пройдена полностью за 34 недели.


Результаты изучения (предметные, метапредметные, личностные)


Личностные результаты:

• более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя русского языка – государственного языка Российской Федерации;

• умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;

• целостный взгляд на мир через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;

• формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;

• уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;

• формирование начальных навыков адаптации в мире через изучение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;

• осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;

• способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, умение прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;

• установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (квартира, дом, улица, природа), правилах экологической безопасности в повседневной жизни;

• мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики;

• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, занятиям по курсу «Окружающий мир»;

• познавательные мотивы учебной деятельности;

• представление о личной ответственности за свои поступки через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям в меняющихся природных и социальных условиях жизни в течение года;

• эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, выразительных средств русского (и родного) языка;

• этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий;

• представление об этических нормах через формулирование норм экологической этики;

• потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через соблюдение правил поведения на уроке;

• выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, в том числе в процессе освоения сезонных игр народов России, умение прислушиваться к мнению одноклассников, в том числе при обсуждении вопросов организации и проведения календарных праздников по традициям народов своего края.


Метапредметные

Регулятивные:

• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

• сохранять учебную задачу урока (воспроизводить ее на определенном этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);

• выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

• планировать свое высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);

• планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;

• фиксировать в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неудачам;

• оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;

• соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;

• контролировать и корректировать свое поведение по отношению к сверстникам в ходе сов- местной деятельности.

Познавательные:

• понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях, для передачи информации;

• находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;

• использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;

• понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;

• анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;

• классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

• сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);

• осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;

• устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

• строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

• проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;

• моделировать различные явления природы (смена дня и ночи, смена времен года).

Коммуникативные:

• включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

• формулировать ответы на вопросы;

• слушать собеседника, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл сказанного;

• договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;

• поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;

• признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

• употреблять вежливые слова в случае неправоты («извини, пожалуйста», «прости, я не хотел тебя обидеть», «спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.);

• понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;

• строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм);

• готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;

• составлять небольшие рассказы на заданную тему;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.


Предметные

• определять место человека в мире;

• распознавать тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;

• объяснять круговорот воды в природе;

• определять основные группы живого, растений, животных, съедобные и несъедобные грибы;

• устанавливать взаимосвязи между живой и неживой природой, внутри живой природы;

• устанавливать взаимосвязи между природой и человеком;

• характеризовать системы органов человека;

• изучать правила гигиены, основы здорового образа жизни;

• изучать правила безопасного поведения в быту и на улице;

• распознавать основные дорожные знаки;

• изучать правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;

• называть потребности людей, товары и услуги;

• определять роль природных богатств и денег в экономике, основы семейного бюджета.


Содержание учебного предмета

Земля и человечество (9 ч)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая«книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние наживую природу.

Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Природа России (10 ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны  нашей  страны:  зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Экскурсия: Лес и человек.

Родной край – часть большой страны (15 ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Страницы всемирной истории (5 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории Отечества (20 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской.

Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв.

Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.

Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Современная Россия (9 ч)

Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.


Тематическое планирование


п/п

Тема урока

Кол-во часов

1

Раздел 1. Земля и человек

9

2

Раздел 2. Природа России

10

3

Раздел 3. Родной край – часть большой страны

15

4

Раздел 4. Страницы всемирной истории

5

5

Раздел 5. Страницы истории России

20

6

Раздел 6. Современная России (9 ч.)

9


Литература


Автор

Название

Издательство

Год

1

Плешаков А. А.

Мир вокруг нас: учебник для 4 кл

Просвещение

2015

2

Плешаков А. А

Рабочие тетради № 1, № 2 к учебнику для 4 класса «Мир вокруг нас» ФГОС

Просвещение

2016

3

http://school-russia.prosv.ru/

Методическое пособие. Окружающий мир. «Технологические карты» для 4 класса

Просвещение

2015

4

Плешаков А.А.

Дневник наблюдений

Просвещение

2015


Приложение №1

Календарно – тематическое планирование по окружающему миру

в 4 классе на 2020-2021 уч. г. (68 часов, 2 часа в неделю)

п/п

Тема урока

Дата

План.

Факт.

Раздел 1. Земля и человек (9 ч.)

1

Мир глазами астронома



2

Планеты Солнечной системы



3

Звездное небо – великая книга Природы



4

Мир глазами географа



5

Мир глазами историка



6

Когда и Где?



7

Мир глазами эколога



8

Сокровища Земли под охраной человечества



9

Сокровища Земли под охраной человечества



Раздел 2. Природа России (10 ч.)

10

Проверка и оценка своих достижений по разделу «Земля и человечество». Равнины и горы России



11

Моря, озера и реки России



12

Природные зоны России



13

Зона арктических пустынь



14

Тундра



15

Леса России



16

Лес и человек



17

Зона степей



18

Пустыни



19

У Черного моря



20

Проверка и оценка своих достижений



Раздел 3. Родной край – часть большой страны (15 ч.)

21

Наш край



22

Поверхность нашего края



23

Поверхность нашего края



24

Водные богатства нашего края



25

Наши подземные богатства



26

Земля-кормилица



27

Экскурсия в лес и на луг



28

Жизнь леса



29

Жизнь луга



30

Жизнь в пресных водах



31

Экскурсия к водоему



32

Растениеводство в нашем крае



33

Животноводства в нашем крае



34

Проверка и оценка своих достижений по разделу «Родной край – часть больной страны». Презентация проектов



Раздел 4. Страницы всемирной истории (5 ч.)

35

Начало истории человечества



36

Мир древности: далекий и близкий



37

Средние века: время рыцарей и замков



38

Новое время: встреча Европы и Америки



39

Новейшее время: история продолжается сегодня



Раздел 5. Страницы истории России (20 ч.)

40

Проверка и оценка своих достижений по разделу «Страницы всемирной истории». Жизнь древних славян



41

Во времена Древней Руси



42

Страна городов



43

Из книжной сокровищницы Древней Руси



44

Трудные времена на Русской земле



45

Русь расправляет крылья



46

Куликовская битва



47

Иван Третий



48

Мастера печатных дел



49

Патриоты России



50

Петр Великий



51

Михаил Васильевич Ломоносов



52

Екатерина великая



53

Отечественная война 1812 года



54

Страницы истории XIX



55

Россия вступает в XX век



56

Страницы истории 1920-1930-х годов



57

Великая Отечественная Война и Великая Победа



58

Великая Отечественная Война и Великая Победа



59

Страна открывает путь в космос



Раздел 6. Современная России (9 ч.)

60

Проверка и оценка своих достижений по разделу «Страницы истории России». Основной закон России и права человека



61

Мы – граждане России



62

Славные символы России



63

Такие разные праздники



64

Путешествие по России



65

Путешествие по России



66

Путешествие по России



67

Проверка и оценка своих достижений за второе полугодие



68

Презентация проектов






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!