СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза Ивана Даниловича Черняховского»

(МАОУ «СОШ № 5 им. И.Д.Черняховского»)








Рабочая программа

адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями 8.1.) муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза Ивана Даниловича Черняховского»

образовательная область «Окружающий мир»

предмет «Окружающий природный мир»

1 класс

на 2020 – 2021 учебный год




Составитель:

Казко М.Ю.

учитель – дефектолог












город Черняховск

2020 год


Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» разработана на основе адаптированной образовательной программы для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью МАОУ "СОШ № 5 им. И.Д. Черняховского",  базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (II вариант) из Приказа Минобразования РФ от 10.04.2002 N 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»

Образовательная область «Окружающий мир» представлена программой «Окружающий природный мир».

Важным аспектом обучения детей с ТМНР является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

Основными задачами программы являются: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире. Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы». В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив и другой уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.

Формирование представлений у детей с ТМНР должно происходить по принципу «от частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные / несъедобные грибы). Ребенок получает представление о значении грибов в природе и жизни человека, о способах их переработки (варка, жарка, засол, консервирование). Формирование представления о грибах предполагает постановку следующих задач в СИОП: узнавание гриба, различение частей гриба, различение грибов (подосиновик, сыроежка и др.),

различение съедобных и несъедобных грибов, значение грибов, способы переработки грибов. В учебном плане предмет представлен на каждой ступени обучения. Тем обучающимся, для которых материал предмета недоступен, содержание «Окружающий природный мир» не включаются в индивидуальную образовательную программу и данный предмет не вносится в их индивидуальный учебный план.

Общая характеристика учебного предмета

Растительный мир.

Представление о растениях (дерево, куст, трава). Представление о деревьях (берѐза, дуб, клѐн, ель, осина, сосна, ива, каштан). Представление о фруктах (яблоко, слива, вишня, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви). Представление об овощах (помидор, огурец, капуста, лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец). Представление о ягодах (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква). Представление о грибах (белый гриб, мухомор, шампиньон, вешенка, подберёзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка). Представление о травянистых растениях (цветах) (астра, гладиолус, тюльпан, нарцисс, фиалка, роза, лилия, пион). Представление о пряных травянистых растениях (петрушка, укроп, базилик, кориандр, мята (мелисса, перечная)). Представление о комнатных растениях (герань, кактус, фиалка, фикус), особенностях ухода за ними, значением в жизни человека (украшение помещения, очищение воздуха в помещении). Представление о зерновых культурах (пшеница, просо, ячмень, рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы), хлебе. Различение растений природных зон

холодного пояса (мох, карликовая береза). Различение растений природных зон жаркого пояса (кактус, верблюжья колючка, пальма, лиана, бамбук). Представление о значении растений в жизни человека: сборе урожая овощей, фруктов, ягод, грибов, способами их переработки (изготовление сока, варенья, джема, варка, жарка, засол и др.).

Животный мир.

Представление о животном. Представление о домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Представление о диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр). Представление о животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж). Представление о диких животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, питон, крокодил). Представление о птице. Представление о домашних птицах (курица (петух), утка, гусь, индюк). Представление о перелетных и зимующих птицах (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова, аист, ласточка). Представление о водоплавающих птицах (лебедь, утка, гусь). Представление о рыбе. Представление о речных рыбах (сом, окунь, щук). Представление о морских рыбах (акула, сельдь, камбала, рыба-ёж, скат). Представление о насекомом. Представление о насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан). Представление о морских обитателях (кит, дельфин, морская звезда, медуза, морской конек, осьминог, креветка). Представление о значении животных в жизни человека (источник питания, из шкур и шерсти изготавливают одежду и др.).

Объекты природы.

Представление о почве. Представление о воде. Представление об огне. Представление о воздухе. Представление о земле и небе. Представление о реке. Представление о водоеме. Представление о лесе. Представление о луге. Представление о формах земной поверхности. Представление об изображении земной поверхности на карте. Представление о полезных ископаемых (уголь, нефть, газ, известняк, гранит, золото, серебро и др.) с учетом местных природных ресурсов. Представление о значении объектов природы в жизни человека.

Временные представления.

Представление о частях суток. Представление о неделе. Представление

о годе. Представление о временах года (осень, зима, весна, лето). Представление о сезонных явлениях природы (дождь, снег, гроза, радуга, туман, ветер). Представление о погоде текущего дня.

Представления о деятельности человека в контексте течения времени:

в разное время года, в разную погоду. Измерение времени (календарь, часы).

Основные содержательные линии

Основные содержательные линии курса «Окружающий природный мир» представлены разделами:

  • «Растительный мир»

  • «Животный мир»

  • «Временные представления»

  • «Объекты неживой природы»

Цель обучения

Формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Место предмета в базисном учебном плане

Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по курсу: «Окружающий природный мир». В базисном учебном плане на изучение предмета отводится 2 часа в неделю, всего на изучение программного материала отводится 68 часов.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Возможные результаты образования данной категории обучающихся

1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умения адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.

  • Интересоваться объектами и явлениями неживой природы.

  • Иметь представления об объектах неживой природы (огне, почве, земле, воздухе, лесе, луге, реке, водоемах, формах земной поверхности, полезных ископаемых).

  • Иметь представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.

  • Уметь учитывать изменения в окружающей среде для выполнения

определенных действий (идет дождь – открываем зонт).

2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.

  • Интересоваться объектами живой природы.

  • Иметь представления о животном и растительном мире (грибах, ягодах, птицах, рыбах и т.д.).

  • Бережно относиться к растениям и животным, уметь ухаживать за ними.

  • Соблюдать правила поведения в природе (в лесу, у реки и др.).

3) Элементарные представления о течении времени.

  • Уметь различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.

  • Иметь представления о течении времени: смена событий дня, суток, в течение недели, месяца и т.д.

Календарно - тематический план по предмету: «Окружающий природный мир»

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Примечания

1

Растительный мир

16


2

Животный мир

18


3

Временные представления

19


4

Объекты неживой природы

15



Итого

68


Учебно-тематическое планирование по предмету: «Окружающий природный мир» 1

№ темы

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Вид

контроля

3

1 четверть

Временные представления.

18

2

1

Времена года. Осень.

1

Комбинированный

Текущий

2

Сезонные явления природы, деятельность человека.

1

Комбинированный

Текущий

1


3

Растительный мир. Растения: дерево, куст, трава.

16

1

Комбинированный

Текущий

4

Деревья (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива, каштан).

1

Комбинированный

Текущий

5-6

Фрукты (яблоко, слива, вишня, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви).

2

Комбинированный

Текущий

7

Овощи (помидор, огурец, капуста, лук, картофель, морковь).

1

Комбинированный

Текущий

8

Овощи (свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец).

1

Комбинированный

Текущий

9

Ягоды (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква).

1


Комбинированный

Текущий

10

Грибы (белый гриб, мухомор, шампиньон, вешенка, подберёзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка).

1

Комбинированный

Текущий

11

Травянистые растения, цветы (астра, гладиолус, тюльпан, нарцисс, фиалка, роза, лилия, пион).

1

Комбинированный

Текущий

12

Пряные травянистые растениях (петрушка, укроп, базилик, кориандр, мята, мелисса, перечная).

1

Комбинированный

Текущий

13

Комнатные растения (герань, кактус, фиалка, фикус), особенности ухода за ними, значение в жизни человека.

1

Комбинированный

Текущий

14

Зерновые культуры (пшеница, просо, ячмень, рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы).

1

Комбинированный

Текущий

15

Хлеб – всему голова.

1

Комбинированный

Текущий

16

Растения природных зон

холодного пояса (мох, карликовая береза).

1

Комбинированный

Текущий

17

Растения природных зон жаркого пояса (кактус, верблюжья колючка, пальма, лиана, бамбук).

1

Комбинированный

Текущий

18

Значение растений в жизни человека: сбор урожая овощей, фруктов, ягод, грибов, способы их переработки.

1

Комбинированный

Текущий


Итого:

18



2

2 четверть

Животный мир.

14

5

1

Разнообразный мир животных.

1

Комбинированный

Текущий

2

Домашние животные (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака).

1

Комбинированный

Текущий

3

Дикие животные (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан).

1

Комбинированный

Текущий

4

Животные, обитающие в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень).

1

Комбинированный

Текущий

5

Дикие животные, обитающие в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, обезьяна).

1

Комбинированный

Текущий

6

Временные представления.

Времена года. Зима.

2

1


Комбинированный

Текущий

7

Сезонные явления природы, деятельность человека.

1

Комбинированный

Текущий

8

Животный мир.

Птицы.

7

1

Комбинированный

Текущий

9

Домашние птицы: курица, петух, утка, гусь, индюк.

1

Комбинированный

Текущий

10

Перелетные и зимующие птицы.

1


Комбинированный

Текущий

11

Водоплавающие птицы (лебедь, утка, гусь).

1

Комбинированный

Текущий

12

Рыбы.

1

Комбинированный

Текущий

13

Речные рыбы (сом, окунь, щук).

1

Комбинированный

Текущий

14

Морские рыбы (акула, сельдь, рыба-ёж, скат).

1

Комбинированный

Текущий


Итого:

14



2

3 четверть.

Животный мир.

20

6

1

Насекомые.

1

Комбинированный

Текущий

2-3

Виды насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан).

2

Комбинированный

Текущий


4-5

Морские обитатели (кит, дельфин, морская звезда, медуза, морской конек, осьминог, креветка).

2

Комбинированный

Текущий

6

Значение животных в жизни человека.

1


Комбинированный

Текущий

7

Объекты неживой природы.

Почва.

3

1

Комбинированный

Текущий

8

Вода.

1

Комбинированный

Текущий

9

Огонь.

1

Комбинированный

Текущий

10

Временные представления.

Времена года. Весна.

4

1


Комбинированный

Текущий

11

Сезонные явления природы.

1

Комбинированный

Текущий

12

Погода текущего дня.

1

Комбинированный

Текущий

13

Деятельность человека в контексте течения времени:

в разное время года, в разную погоду.

1

Комбинированный

Текущий

14

Объекты неживой природы.

Воздух.

7

1

Комбинированный

Текущий

15

Земля и небо.

1

Комбинированный

Текущий

16

Река.

1

Комбинированный

Текущий

17

Водоем.

1

Комбинированный

Текущий

18

Лес.

1

Комбинированный

Текущий

19

Луг.

1

Комбинированный

Текущий

20

Формы земной поверхности.

1

Комбинированный

Текущий


Итого:

20



4

4 четверть.

Объекты неживой природы.

16

5

1-2

Изображение земной поверхности на карте.

2

Комбинированный

Текущий

3-4

Полезные ископаемые.

2

Комбинированный

Текущий

5

Значение объектов природы в жизни человека.

1

Комбинированный

Текущий

6

Временные представления.

Части суток.

11


1

Комбинированный

Текущий

7-8

Неделя.

2

Комбинированный

Текущий

9

Год.

1

Комбинированный

Текущий

10

Времена года. Лето.

1

Комбинированный

Текущий

11-12

Сезонные явления природы.

2

Комбинированный

Текущий

13-14

Погода текущего дня.


2

Комбинированный

Текущий

15

Деятельность человека в контексте течения времени:

в разное время года, в разную погоду.

1

Комбинированный

Текущий

16

Измерение времени (календарь, часы).


1

Комбинированный

Текущий


Итого:

За год:

16

68




Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  • Ноутбук, проектор, колонки

  • Диск «Большая детская энциклопедия»

  • Диск «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»

  • Презентации по темам

  • Объекты природы: камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала (в т.ч. собранного вместе с детьми в ходе экскурсий);

  • Наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся);

  • муляжи овощей, фруктов;

  • пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными;

  • календари;

  • изображения сезонных изменений в природе;

  • рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал;

  • обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о природе;

  • аудио- и видеоматериалы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!