Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза Ивана Даниловича Черняховского»
(МАОУ «СОШ № 5 им. И.Д.Черняховского»)
Рабочая программа
адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями 8.1.) муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза Ивана Даниловича Черняховского»
образовательная область «Окружающий мир»
предмет «Окружающий социальный мир»
1 класс
на 2020 – 2021 учебный год
Составитель:
Казко М.Ю.
учитель – дефектолог
город Черняховск
2020 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий социальный мир» разработана на основе адаптированной образовательной программы для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью МАОУ "СОШ № 5 им. И.Д. Черняховского", базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (II вариант) из Приказа Минобразования РФ от 10.04.2002 N 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»
Образовательная область «Окружающий мир» представлена программой «Окружающий социальный мир».
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.
Основными задачами программы «Окружающий социальный мир» являются:
знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения), формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
Программа представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор», «Одежда», «Продукты питания», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи». В процессе обучения по программе у ребенка формируются представления о родном городе, в котором он проживает, о России, ее культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы
по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни
и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе. Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей. Важно сформировать у ребенка типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте, покупок в магазине, во время пожара и др. Содержание материала по программе «Окружающий социальный мир» является основой формирования представлений, умений и навыков по предметам «Изобразительная деятельность», «Домоводство», «Труд» и др. Так знания, полученные ребенком в ходе работы по разделу «Посуда», расширяются и
дополняются на занятиях по домоводству, где ребенок учится готовить, сервировать стол и т.д. Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но и во дворе, в местах общего пользования (парк, магазин, кафе, вокзал и т.д.) Ребенок выходит в город, знакомится с различными организациями, предоставляющими услуги населению, с транспортом, наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения.
В учебном плане предмет представлен на каждой ступени обучения. Кроме того, в рамках курса «Коррекционно-развивающие занятия» также возможно проведение занятий по обществознанию с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе. Тем обучающимся, для которых материал предмета недоступен, содержание «Окружающий социальный мир» не включается в индивидуальную образовательную программу и данный предмет не вносится в их индивидуальный учебный план.
Общая характеристика учебного предмета
Школа.
Ориентация в классе, его зонах и в местах расположения учебных принадлежностей. Ориентация в помещениях школы, в школьной территории; в распорядке школьного дня. Представления о профессиях людей, работающих в школе, о школьных принадлежностях (школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка,
фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, кисточка, пластилин и т.д.). Представление о себе как обучающемся в коллективе одноклассников. Представление о дружеских взаимоотношениях. Соблюдение правил учебного поведения. Соблюдение очередности. Следование правилам игры. Обращение за разрешением к взрослым, когда ситуация этого требует. Соблюдение общепринятых норм поведения дома, на улице, в общественных местах.
Квартира, дом, двор.
Представление о частях дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Ориентация в помещениях своего дома. Представление о типах домов (одноэтажные /многоэтажные, каменные/ деревянные). Представление о местах общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт). Представление о помещениях квартиры (комната, прихожая, кухня, ванная комната, туалет, балкон). Представление об убранстве дома. Представление о предметах мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод). Представление о предметах посуды, предназначенных для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож) и для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник,
половник, нож). Представление об электроприборах (телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, магнитофон, видеоплеер, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен). Представление о часах. Представление об электронных устройствах (телефон, компьютер, планшет). Использование предметов домашнего обихода в повседневной жизни. Представление о территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон). Ориентация во дворе. Представление о благоустройстве квартиры (отопление, канализация, водоснабжение, электроснабжение). Умение
вести себя в случаях чрезвычайной ситуации (отсутствие света, воды и т.д.).
Предметы и материалы, изготовленные человеком.
Представление о бумаге, стекле, резине, металле, ткани, керамике, пластмассе и др. Представление об основных свойствах материалов и изготовленных из них предметов: стекло, керамика – хрупкие, могут разбиться; бумага – рвется, режется и т.д. Представления о применении различных материалов.
Транспорт.
Представление о наземном транспорте. Соблюдение правил дорожного движения. Представление о воздушном транспорте. Представление о водном транспорте. Представление о космическом транспорте. Представление о профессиях людей, работающих на транспорте. Представление об общественном транспорте. Соблюдение правил пользования общественным транспортом. Представление о специальном транспорте. Представление о профессиях людей, работающих на специальном транспорте.
Город.
Представление о районах, улицах, площадях, зданиях родного города. Ориентация в городе: умение находить остановки общественного транспорта, магазины и др. места. Представление о профессиях людей, работающих в городских учреждениях. Соблюдение правил поведения в общественных местах. Соблюдение правил поведения на улице. Представление об истории родного города.
Традиции, обычаи.
Представление о празднике. Представление о школьных традициях: День знаний, последний учебный день, день рождения школы и др., участие в школьных мероприятиях. Представление о национальных, о религиозных атрибутах, традициях, праздниках.
Страна.
Представление о государстве Россия и государственной символике. Представление о правах и обязанностях гражданина России. Представление о некоторых значимых исторических событиях России. Представление о выдающихся людях России. Представление о странах мира. Представление о выдающихся людях мира.
Основные содержательные линии
Основные содержательные линии курса «Окружающий социальный мир» представлены разделами:
«Квартира, дом, двор»
«Школа»
«Предметы и материалы, изготовленные человеком»
«Город»
«Транспорт»
«Страна»
«Традиции и обычаи»
Цель обучения
Формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.
Место предмета в базисном учебном плане
Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по курсу: «Окружающий социальный мир». В базисном учебном плане на изучение предмета отводится 1 час в неделю, всего на изучение программного материала отводится 34 часа.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Возможные результаты образования данной категории обучающихся
1) Представления о мире, созданном руками человека
Иметь представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.
жизнедеятельности.
2) Расширение представлений об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.
Иметь представления о профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.).
Иметь представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальной роли.
Уметь определять круг своих социальных ролей, уметь вести себя в конкретной ситуации соответственно роли.
3) Освоение навыков учебной деятельности и накопление опыта продуктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка.
4) Стремление находить друзей, участвовать в коллективных играх, мероприятиях, занятиях, организовывать личное пространство и время (учебное и свободное).
Уметь находить друзей на основе личностных симпатий.
Уметь строить дружеские отношения, оказывать поддержку и взаимопомощь, сопереживать, сочувствовать.
Уметь взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой и доступной трудовой деятельности.
Уметь организовывать свободное время с учетом своих интересов.
5) Накопление положительного опыта сотрудничества, участия в общественной жизни.
Принимать участие в праздничных мероприятиях, получать положительные впечатления от взаимодействия в процессе совместной деятельности.
Использовать простейшие эстетические ориентиры/эталоны в быту, дома и в школе.
Уметь соблюдать традиции государственных, семейных, школьных
праздников.
6) Представления об обязанностях и правах ребенка.
Иметь представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на
неприкосновенность личности и достоинства и др.
Иметь представления об обязанностях обучающегося, сына/дочери, гражданина.
7) Формирование представления о России.
Иметь представления о государственной символике.
Иметь представления о значимых исторических событиях и выдающихся людях России.
Календарно - тематический план по предмету: «Окружающий социальный мир»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1 | Квартира, дом, двор | 10 |
2 | Школа | 6 |
3 | Предметы и материалы, изготовленные человеком | 4 |
4 | Город | 4 |
5 | Транспорт | 4 |
6 | Страна | 3 |
7 | Традиции и обычаи | 3 |
| Итого | 34 |
Учебно-тематическое планирование по предмету: «Окружающий социальный мир» 1 класс компенсирующего обучения
№ темы | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Вид контроля |
| 1 четверть Школа | 9 6 | | |
1 | Моя классная комната | 1 | Комбинированный | Текущий |
2 | Распорядок школьного дня | 1 | Комбинированный | Текущий |
3 | Профессии людей, работающих в школе, | 1 | Комбинированный | Текущий |
4 | Школьные принадлежности | 1 | Комбинированный | Текущий |
5 | Правила учебного поведения | 1 | Комбинированный | Текущий |
6 | Общение со взрослыми | 1 | Комбинированный | Текущий |
7 | Квартира, дом, двор. Мой дом | 6 1 | Комбинированный | Текущий |
8 | Места общего пользования в доме | 1 | Комбинированный | Текущий |
9 | Помещения квартиры (комната, прихожая, кухня, ванная комната, туалет, балкон) | 1 | Комбинированный | Текущий |
| Итого: | 9 | | |
| 2 четверть Квартира, дом, двор. | 7 7 |
10 | Предметы мебели | 1 | Комбинированный | Текущий |
11 | Предметы посуды, предназначенные для приготовления пищи | 1 | Комбинированный | Текущий |
12 | Электроприборы | 1 | Комбинированный | Текущий |
13 | Часы | 1 | Комбинированный | Текущий |
14 | Электронные устройствах (телефон, компьютер, планшет). | 1 | Комбинированный | Текущий |
15 | Предметы домашнего обихода и их использование в повседневной жизни | 1 | Комбинированный | Текущий |
16 | Поведение в случаях чрезвычайной ситуации (отсутствие света, воды и т.д.) | 1 | Комбинированный | |
| Итого: | 7 | | |
| 3 четверть. Предметы и материалы, изготовленные человеком. | 10 4 |
1 | Свойства бумаги, ее применение | 1 | Комбинированный | Текущий |
2 | Свойства стекла, его применение | 1 | Комбинированный | Текущий | |
3 | Свойства металла, его применение | 1 | Комбинированный | Текущий |
4 | Свойства ткани, ее применение | 1 | Комбинированный | Текущий |
5 | Транспорт Виды транспорта | 4 1 | Комбинированный | Текущий |
6 | Правила дорожного движения | 1 | Комбинированный | Текущий |
7 | Профессии людей, работающих на транспорте | 1 | Комбинированный | |
8 | Общественный транспорт. Правила поведения | 1 | Комбинированный | |
9 | Город Районы, улицы, площади, здания родного города | 4 1 | Комбинированный | |
10 | Ориентация в городе: остановки транспорта, магазины и др. места | 1 | Комбинированный | |
| Итого: | 10 | | |
| 4 четверть. | 8 | | |
1 | Профессии людей, работающих в городских учреждениях | 1 | Комбинированный | |
2 | Правила поведения в общественных местах, на улице | 1 | Комбинированный | |
| Традиции, обычаи. | 3 |
3 | Праздники | 1 | Комбинированный | Текущий |
4 | Школьные традиции | 1 | Комбинированный | Текущий |
5 | Национальные атрибуты, традиции, праздники | 1 | Комбинированный | Текущий |
6-8 | Страна Государство Россия, государственная символика | 3 3 | Комбинированный | Текущий |
| Итого: За год: | 8 34 | | |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Проектор
Ноутбук, мышь, колонки
Диск «Большая детская энциклопедия»
Диск «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»
Презентации по темам, видеоматериалы, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах
натуральные объекты, муляжи, макеты, предметные и сюжетные картинки, пиктограммы с изображением объектов (в школе, во дворе, в городе), действий, правил поведения и т.д.
рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал;
Плакаты: «Профессии людей»
«Транспорт»
«Город»
«Правила дорожного движения