СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза Ивана Даниловича Черняховского»

(МАОУ «СОШ № 5 им. И.Д.Черняховского»)








Рабочая программа

адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями 8.1.) муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени дважды Героя Советского Союза Ивана Даниловича Черняховского»

образовательная область «Окружающий мир»

предмет «Окружающий социальный мир»

1 класс

на 2020 – 2021 учебный год




Составитель:

Казко М.Ю.

учитель – дефектолог












город Черняховск

2020 год


Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Окружающий социальный мир» разработана на основе адаптированной образовательной программы для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью МАОУ "СОШ № 5 им. И.Д. Черняховского",  базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (II вариант) из Приказа Минобразования РФ от 10.04.2002 N 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»

Образовательная область «Окружающий мир» представлена программой «Окружающий социальный мир».

Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.

Основными задачами программы «Окружающий социальный мир» являются:

знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения), формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).

Программа представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор», «Одежда», «Продукты питания», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи». В процессе обучения по программе у ребенка формируются представления о родном городе, в котором он проживает, о России, ее культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы

по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни

и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе. Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей. Важно сформировать у ребенка типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте, покупок в магазине, во время пожара и др. Содержание материала по программе «Окружающий социальный мир» является основой формирования представлений, умений и навыков по предметам «Изобразительная деятельность», «Домоводство», «Труд» и др. Так знания, полученные ребенком в ходе работы по разделу «Посуда», расширяются и

дополняются на занятиях по домоводству, где ребенок учится готовить, сервировать стол и т.д. Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но и во дворе, в местах общего пользования (парк, магазин, кафе, вокзал и т.д.) Ребенок выходит в город, знакомится с различными организациями, предоставляющими услуги населению, с транспортом, наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения.

В учебном плане предмет представлен на каждой ступени обучения. Кроме того, в рамках курса «Коррекционно-развивающие занятия» также возможно проведение занятий по обществознанию с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе. Тем обучающимся, для которых материал предмета недоступен, содержание «Окружающий социальный мир» не включается в индивидуальную образовательную программу и данный предмет не вносится в их индивидуальный учебный план.

Общая характеристика учебного предмета


Школа.

Ориентация в классе, его зонах и в местах расположения учебных принадлежностей. Ориентация в помещениях школы, в школьной территории; в распорядке школьного дня. Представления о профессиях людей, работающих в школе, о школьных принадлежностях (школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка,

фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, кисточка, пластилин и т.д.). Представление о себе как обучающемся в коллективе одноклассников. Представление о дружеских взаимоотношениях. Соблюдение правил учебного поведения. Соблюдение очередности. Следование правилам игры. Обращение за разрешением к взрослым, когда ситуация этого требует. Соблюдение общепринятых норм поведения дома, на улице, в общественных местах.

Квартира, дом, двор.

Представление о частях дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Ориентация в помещениях своего дома. Представление о типах домов (одноэтажные /многоэтажные, каменные/ деревянные). Представление о местах общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт). Представление о помещениях квартиры (комната, прихожая, кухня, ванная комната, туалет, балкон). Представление об убранстве дома. Представление о предметах мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод). Представление о предметах посуды, предназначенных для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож) и для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник,

половник, нож). Представление об электроприборах (телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, магнитофон, видеоплеер, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен). Представление о часах. Представление об электронных устройствах (телефон, компьютер, планшет). Использование предметов домашнего обихода в повседневной жизни. Представление о территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон). Ориентация во дворе. Представление о благоустройстве квартиры (отопление, канализация, водоснабжение, электроснабжение). Умение

вести себя в случаях чрезвычайной ситуации (отсутствие света, воды и т.д.).

Предметы и материалы, изготовленные человеком.

Представление о бумаге, стекле, резине, металле, ткани, керамике, пластмассе и др. Представление об основных свойствах материалов и изготовленных из них предметов: стекло, керамика – хрупкие, могут разбиться; бумага – рвется, режется и т.д. Представления о применении различных материалов.

Транспорт.

Представление о наземном транспорте. Соблюдение правил дорожного движения. Представление о воздушном транспорте. Представление о водном транспорте. Представление о космическом транспорте. Представление о профессиях людей, работающих на транспорте. Представление об общественном транспорте. Соблюдение правил пользования общественным транспортом. Представление о специальном транспорте. Представление о профессиях людей, работающих на специальном транспорте.

Город.

Представление о районах, улицах, площадях, зданиях родного города. Ориентация в городе: умение находить остановки общественного транспорта, магазины и др. места. Представление о профессиях людей, работающих в городских учреждениях. Соблюдение правил поведения в общественных местах. Соблюдение правил поведения на улице. Представление об истории родного города.

Традиции, обычаи.

Представление о празднике. Представление о школьных традициях: День знаний, последний учебный день, день рождения школы и др., участие в школьных мероприятиях. Представление о национальных, о религиозных атрибутах, традициях, праздниках.

Страна.

Представление о государстве Россия и государственной символике. Представление о правах и обязанностях гражданина России. Представление о некоторых значимых исторических событиях России. Представление о выдающихся людях России. Представление о странах мира. Представление о выдающихся людях мира.


Основные содержательные линии

Основные содержательные линии курса «Окружающий социальный мир» представлены разделами:

  • «Квартира, дом, двор»

  • «Школа»

  • «Предметы и материалы, изготовленные человеком»

  • «Город»

  • «Транспорт»

  • «Страна»

  • «Традиции и обычаи»

Цель обучения

Формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.

Место предмета в базисном учебном плане

Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по курсу: «Окружающий социальный мир». В базисном учебном плане на изучение предмета отводится 1 час в неделю, всего на изучение программного материала отводится 34 часа.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Возможные результаты образования данной категории обучающихся

1) Представления о мире, созданном руками человека

  • Иметь представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.

  • Уметь соблюдать элементарные правила безопасности в повседневной

жизнедеятельности.

2) Расширение представлений об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.

  • Иметь представления о профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.).

  • Иметь представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальной роли.

  • Уметь определять круг своих социальных ролей, уметь вести себя в конкретной ситуации соответственно роли.

3) Освоение навыков учебной деятельности и накопление опыта продуктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

  • Уметь соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной

деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка.

4) Стремление находить друзей, участвовать в коллективных играх, мероприятиях, занятиях, организовывать личное пространство и время (учебное и свободное).

  • Уметь находить друзей на основе личностных симпатий.

  • Уметь строить дружеские отношения, оказывать поддержку и взаимопомощь, сопереживать, сочувствовать.

  • Уметь взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой и доступной трудовой деятельности.

  • Уметь организовывать свободное время с учетом своих интересов.

5) Накопление положительного опыта сотрудничества, участия в общественной жизни.

  • Принимать участие в праздничных мероприятиях, получать положительные впечатления от взаимодействия в процессе совместной деятельности.

  • Использовать простейшие эстетические ориентиры/эталоны в быту, дома и в школе.

  • Уметь соблюдать традиции государственных, семейных, школьных

праздников.

6) Представления об обязанностях и правах ребенка.

  • Иметь представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на

неприкосновенность личности и достоинства и др.

  • Иметь представления об обязанностях обучающегося, сына/дочери, гражданина.

7) Формирование представления о России.

  • Иметь представления о государственной символике.

  • Иметь представления о значимых исторических событиях и выдающихся людях России.

Календарно - тематический план по предмету: «Окружающий социальный мир»

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

Квартира, дом, двор

10

2

Школа

6

3

Предметы и материалы, изготовленные человеком

4

4

Город

4

5

Транспорт

4

6

Страна

3

7

Традиции и обычаи

3


Итого

34





Учебно-тематическое планирование по предмету: «Окружающий социальный мир» 1 класс компенсирующего обучения

№ темы

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Вид

контроля


1 четверть

Школа

9

6



1

Моя классная комната

1

Комбинированный

Текущий

2

Распорядок школьного дня

1

Комбинированный

Текущий

3

Профессии людей, работающих в школе,

1

Комбинированный

Текущий

4

Школьные принадлежности

1

Комбинированный

Текущий

5

Правила учебного поведения

1

Комбинированный

Текущий

6

Общение со взрослыми

1

Комбинированный

Текущий

7

Квартира, дом, двор.

Мой дом

6

1



Комбинированный

Текущий

8

Места общего пользования в доме

1

Комбинированный

Текущий

9

Помещения квартиры (комната, прихожая, кухня, ванная комната, туалет, балкон)

1

Комбинированный

Текущий


Итого:

9




2 четверть

Квартира, дом, двор.

7

7

10

Предметы мебели

1

Комбинированный

Текущий

11

Предметы посуды, предназначенные для приготовления пищи

1

Комбинированный

Текущий

12

Электроприборы

1

Комбинированный

Текущий

13

Часы


1

Комбинированный

Текущий

14

Электронные устройствах (телефон, компьютер, планшет).

1

Комбинированный

Текущий

15

Предметы домашнего обихода и их использование в повседневной жизни

1

Комбинированный

Текущий

16

Поведение в случаях чрезвычайной ситуации (отсутствие света, воды и т.д.)

1

Комбинированный



Итого:

7




3 четверть.

Предметы и материалы, изготовленные человеком.

10

4

1

Свойства бумаги, ее применение

1

Комбинированный

Текущий

2

Свойства стекла, его применение

1

Комбинированный

Текущий


3

Свойства металла, его применение

1

Комбинированный

Текущий

4

Свойства ткани, ее применение

1

Комбинированный

Текущий

5

Транспорт

Виды транспорта

4

1

Комбинированный

Текущий

6

Правила дорожного движения

1

Комбинированный

Текущий

7

Профессии людей, работающих на транспорте

1

Комбинированный


8

Общественный транспорт. Правила поведения

1

Комбинированный


9

Город

Районы, улицы, площади, здания родного города

4

1

Комбинированный


10

Ориентация в городе: остановки транспорта, магазины и др. места

1

Комбинированный



Итого:

10




4 четверть.

8



1

Профессии людей, работающих в городских учреждениях

1

Комбинированный


2

Правила поведения в общественных местах, на улице

1

Комбинированный



Традиции, обычаи.

3

3

Праздники

1

Комбинированный

Текущий

4

Школьные традиции

1

Комбинированный

Текущий

5

Национальные атрибуты, традиции, праздники

1

Комбинированный

Текущий

6-8

Страна

Государство Россия, государственная символика

3

3



Комбинированный

Текущий


Итого:

За год:

8

34





Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  • Проектор

  • Ноутбук, мышь, колонки

  • Диск «Большая детская энциклопедия»

  • Диск «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»

  • Презентации по темам, видеоматериалы, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах

  • натуральные объекты, муляжи, макеты, предметные и сюжетные картинки, пиктограммы с изображением объектов (в школе, во дворе, в городе), действий, правил поведения и т.д.

  • рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал;

  • Плакаты: «Профессии людей»

  • «Транспорт»

  • «Город»

  • «Правила дорожного движения


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!