СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» 3 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на 2021/22 учебный год для обучающихся 3 классов МАОУ «Гимназия №14" г. Улан-Удэ разработана в соответствии с требованиями следующих документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года).
3. Приказ Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» в редакции приказа Минобрнауки России от 11.12.2020 № 712.
4. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28.
5. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2.
6. Приказ Минпросвещения от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность».
7. Концепция преподавания учебного предмета «Окружающий мир».
8. Учебный план основного общего образования МАОУ "Гимназия №14" г. Улан-Удэ на 2021/22 учебный год.
9. Положение о рабочей программе МАОУ "Гимназия №14" Улан-Удэ.

Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы А.А.Плешакова, М.Ю. Новицкой «Окружающий мир» предметной линии учебников системы «Перспектива».

В работе используется УМК «Перспектива»:

-Плешаков А.А.  Окружающий мир. Учебник для 3 класса начальной школы. 2 части / А.А.Плешаков. – М.: Просвещение, 2019г.

Основные задачи: формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Цели изучения предмета «Окружающий мир»:

• формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально- научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

• духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребёнка:

  • уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;

  • понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;

  • модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Предмет «Окружающий мир» вводит ценностную шкалу, необходимую для формирования у подрастающего поколения позитивных целевых установок, углублённого личностного восприятия и эмоционального, доброжелательного отношения к миру природы и культуры в их единстве. Тем самым закладываются основы воспитания нравственно и духовно зрелых, активных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и мира вокруг.

Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе начального общего образования, так как в процессе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуру родного края. Предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения за природными явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы природо- и культуросообразного поведения. Поэтому предмет «Окружающий мир» играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности. Существенная особенность предмета состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым закрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, формируя у детей способность рационально-научного и эмоционально- ценностного постижения мира вокруг. Знакомство с основами естественных и социально-гуманитарных наук и их единстве, и взаимосвязи помогает ученику осмыслить личный опыт, делая явления окружающего мира понятными и предсказуемыми, гармонично соотносить свои личные интересы с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как личное, так и социальное благополучие.

«Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно: на уроках физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. Благодаря интеграции естественно-научных и социально- гуманитарных знаний в рамках данного предмета успешно в полном соответствии с возрастными особенностями младших школьников решаются задачи экологического образования и воспитания, формирования у детей системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, предмет «Окружающий мир» создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Общая характеристика курса

Рабочая программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно-научные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно-культурное целое. Рабочую программу определяют важнейшие компоненты культуры — норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно- должного в жизни человека. Таким образом, дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно- смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.

В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками окружающего мира:

• природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия;

• природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;

• мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.

Многие темы предполагают специальное развитие в сочетании с работой по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» на основе отдельной тетради ОБЖ Используемый в программе подход к структурированию учебного материала позволяет год от года выявлять отдельные стороны (аспекты) в тех обобщённых формулировках, которые представлены в разделе «Содержание курса». Так постепенно, шаг за шагом, с позиции культурологического подхода и с учётом увеличения возрастных возможностей учащихся, углубляется рассмотрение ценностно-смыслового потенциала, заложенного в содержании курса «Окружающий мир». Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимной связи.

Описание ценностных ориентиров предмета окружающий мир

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества. Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

  • Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.

  • Человечество как многообразие народов, культур, религий.

  • Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

  • Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и другим людям.

  • Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.

  • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно- ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

  • Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.

  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально- нравственное.

  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом гимназии рабочая программа по «Окружающему миру» в 3 классе составлена из расчета 2 часа в неделю, 68 часов в год (34 учебные недели).

В связи с праздничными днями, выпадающими на учебные дни, возможно сокращение количества часов за счёт уплотнения программного материала, резервных уроков.



Планируемые результаты изучения курса "Окружающий мир"

3 класс

Личностные результаты

1. Гражданское воспитание - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2. Патриотическое воспитание - формирование ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения литературы в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной литературы ;

3. Духовно-нравственное воспитание - формирование представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, создание учебных проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности;готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;

4. Эстетическое воспитание - приобщение к уникальному российскому культурному наследию, в том числе литературному, музыкальному, художественному, театральному и кинематографическому; создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; приобщение к классическим и современным высокохудожественные отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей; сохранение, поддержки и развитие этнических культурных традиций и народного творчества.

5.Физического воспитания, формирования культуры здоровья эмоционального благополучия - осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания; посредством подобранных текстов, проведения динамических пауз, разминок, бесед.


6.Трудового воспитания коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, воспитания уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; формирования умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей посредством: развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;


7.Экологического воспитания экологически целесообразного отношения к природе как источнику Жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью, повышения уровня экологической культуры





8. Ценности научного познания - формирование мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; представления об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли предмета литературное чтение в познании этих закономерностей; формирование познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету литературное чтение , необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений; формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; формирование интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;


Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

  • понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;

  • сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);

  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

  • планировать свои действия в течение урока;

  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;

  • соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;

  • контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

  • Познавательные: Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;

  • выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);

  • использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;

  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;

  • анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки, пословицы и поговорки с выделением отличительных признаков;

  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

  • сравнивать объекты по различным признакам;

  • осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, загадок и пр.; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;

  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов, сочинении загадок;

  • моделировать различные ситуации и явления природы.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

  • включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;

  • формулировать ответы на вопросы;

  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока; проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнера в общении;

  • признавать свои ошибки, озвучивать их;

  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.; понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм);

  • готовить сообщения, фото-рассказы, проекты с помощью взрослых;

  • составлять рассказ на заданную тему;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов всех его участников. Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • характеризовать методы исследования (наблюдение, опыт, определение природных объектов, измерение, моделирование);

  • определять тип справочной и научно-познавательной литературы;

  • работать с планом местности и его видами, с масштабом;

  • ориентироваться относительно сторон света;

  • показывать на глобусе и карте материки и океаны, узнавать материки и части света по силуэтам;

  • перечислять отличительные особенности политической карты мира по сравнению с физической картой;

  • перечислять правила ответственного туризма;

  • перечислять правила пользования личным и общественным транспортом; определять номера телефонов для вызова «скорой помощи», милиции, пожарной части;

  • приводить примеры веществ, узнавать вещества по описанию, устно описывать знакомые вещества;

  • характеризовать строение Солнечной системы и названия планет;

  • характеризовать свойства воздуха, понимать природу его движения в атмосфере; показывать на карте водные объекты;

  • характеризовать свойства воды и круговорот воды в природе;

  • характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для человека;

  • характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы, находить в атласе-определителе животных, живущих в почве; приводить примеры растений каждой группы: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лиственные и цветковые растения;

  • перечислять группы животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, земноводные и пресмыкающиеся животные и их виды, условия, необходимые для их жизни, способы размножения животных разных групп, роль животных в жизни человека;

  • различать группы животных по особенностям питания (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные), цепям питания, способам защиты животных; характеризовать природные сообщества на примере леса;

  • характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого и неживого;

  • характеризовать водоём как единство живой и неживой природы, как природное сообщество, природное сообщество водорослей, береговых растений, червей, моллюсков, ракообразных, земноводных, насекомых, птиц и зверей;

  • определять взаимосвязи живого и неживого в природных сообществах;

  • перечислять правила совместной жизни в общем доме, в общении с соседями, земляками, незнакомыми людьми;

  • определять роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов, красного угла в старинном доме (с учетом разных культурных традиций);

  • перечислять традиции гостеприимства и стремиться соблюдать их в соответствующих ситуациях;

  • определять терминологию родства в применении к членам своей семьи;

  • определять значение своего имени;

  • характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов; характеризовать основные правила гигиены;

  • характеризовать функции органов чувств как источников информации об окружающем мире;

  • оказывать себе и другим людям первую помощь;

  • перечислять народные правила и традиции здорового образа жизни, народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье;

  • определять потребности развития своего внутреннего мира и составлять приблизительную смету расходов на эти потребности;

  • толковать смысл эмблемы Всемирного наследия;

  • узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца, определять местонахождение озера Байкал, показывать его на карте России; определять местоположение Египта, Греции, Иерусалима, Китая на одном из материков, показывать на карте названные город и страны, так же как и их столицы; характеризовать природные особенности и культурные достопримечательности перечисленных зарубежных города и стран, узнавать их на фотографиях;

  • составлять список Всемирных духовных сокровищ как общечеловеческих ценностей, свободно разделяемых людьми разных национальностей и конфессий






Содержание начального общего образования по учебному предмету

3 класс (68 ч)

Радость познания (11 ч). 

Свет знания. Как изучают окружающий мир. Книга – источник знаний. Отправимся на экскурсию. О чём рассказывает план. Планета на листе бумаги. Страны и народы на политической карте мира. Путешествуя, познаём мир. Транспорт. Средства информации и связи. Проверочная работа по теме «Радость познания».

Мир как дом (21 ч).

Мир природы в народном творчестве. Из чего состоит всё. Мир небесных тел. Невидимое сокровище. Самое главное вещество. Природные стихии в народном творчестве. Кладовые земли. Чудо под ногами. Как уберечь землю – нашу кормилицу. Мир растений. Плодородная земля и растения в народном творчестве. Мир животных. Образы животных в народном творчестве. Невидимые нити в живой природе. Лес – волшебный дворец. Луг – царство цветов и насекомых. Водоём – дом из воды. Как сохранить богатства природы. Охрана природы в культуре народов России и мира. Изображение природы в картинах великих художников. Рисование пейзажа. Проверочная работа Тест: «Мир как дом». Чудесное путешествие.

Дом как мир (20 ч). 

Родной дом – уголок Отчизны. Свой дом – свой простор. В красном углу сесть – великая честь. Побываем в гостях. На свет появился – с людьми породнился. Родословное древо. Муж и жена – одна душа. Святость отцовства и материнства. Добрые дети – дому венец. Детские игры – школа здоровья. Моё имя – моя честь. Строение тела человека. Как работает наш организм. Что такое гигиена. За страницами учебника. Путешествие по городу Здоровейску. Наши органы чувств. Школа первой помощи. Здоровью цены нет. Дом не велик, а стоять не велит. Семейный бюджет. Мудрость старости. Путешествие к А.С. Пушкину. За страницами учебника. Моя семья – моя гордость. Комплексная проверочная работа.

В поисках Всемирного наследия (11 ч).

Всемирное наследие. Московский Кремль. Озеро Байкал. Путешествие в Египет. Итоговая промежуточная аттестация. Контрольный итоговый разноуровневый тест. Работа над ошибками. Путешествие в Грецию. Путешествие в Иерусалим. Путешествие в Китай. Всемирные духовные сокровища. За страницами учебника. Заочное путешествие к объектам Всемирного наследия. Закрепление изученного. КВН.













ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Класс:3.

Раздел

Количествчасов

Темы

Количество часов

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий)

Основные направления воспитательной деятельности

«Радость познания».

11

Свет знания.

1

Формирование представления о том, что стремление к творческому познанию окружающего мира является прекрасной человеческой чертой. Определение сферы познания: природа и культура. Поиск необходимой информации в словаре, справочнике, путеводителе. Работаем в парах, изучаем условные знаки плана местности, используем их для чтения плана. Сравнение политической карты мира с физической картой, определение ее отличительных особенностей. Разница между средствами коммуникации, используемыми в личной и общественной жизни, средствами коммуникации и средствами массовой информации.


1, 2, 4, 7,8

Как изучают окружающий мир.

1

1, 2, 4, 7,8

Книга – источник знаний.

1

1, 2, 4, 7,8

Отправимся на экскурсию.

1

1, 2, 4, 5,7,8

О чём расскажет план

1

1, 2, 4, 7,8

Планета на листе бумаги

1

1, 2, 4, 7,8

Страны и народы на политической карте мира.

1

1, 2, 4, 7,8

Путешествуя, познаём мир.

1

1, 2, 4, 7,8

Транспорт.

1

1, 2, 4, 7,8

Средства информации и связи.

1

1, 2, 4, 7,8

Праздник «Книга – источник знаний».

1

1, 2, 4, 7,8

«Мир как дом».

21

Мир природы в народном творчестве.

1

Характеристика изображения окружающего мира как дома в произведениях народного творчества своего края. Различие природных объектов живой и неживой природы, твердых тел, жидкостей и газов (на иллюстрациях учебника и в окружающей действительности). Знакомство с группами растений; классифицирование растений, представленные на иллюстрациях учебника. Сравнение схем дыхания и питания растений, на этой основе раскрывать особую роль растений в природе и жизни людей, вывод о необходимости бережного отношения к растениям. Знакомство с группами животных, классифицирование животных, представленных на иллюстрации учебника.

Знакомство с разнообразием организмов в лесу. Взаимосвязи в лесном сообществе. Составление цепи питания, характерные для лесного сообщества, моделирование их освоенными способами. Прослеживание по схеме в учебнике круговорот веществ в лесу.

1, 2, 4, 7,8

Из чего состоит всё.

1

1, 2, 4, 7,8

Мир небесных тел.

1

1, 2, 4, 7,8

Невидимое сокровище.

1

1, 2, 4, 7,8

Самое главное вещество.

1

1, 2, 4, 7,8

Свойства воды, круговорот воды в природе.

1

1, 2, 3, 4, 7,8

Природные стихии в народном творчестве.

1

1, 2, 3, 4, 7,8

Кладовые земли.

1

1, 2, 3, 4, 7,8

1, 2, 3, 4, 7,8

Чудо под ногами.

1

Мир растений.

1

1, 2, 3, 4, 7,8

Плодородная земля и растения в народном творчестве.

1

1, 2, 4, 7,8

Мир животных.

1

1, 2, 3, 4, 7,8

Образы животных в народном творчестве.

1

1, 2, 4, 7,8

Невидимые нити в живой природе.

1

1, 2, 4, 7,8

Лес – волшебный дворец.

1

1, 2, 4, 7,8

Луг – царство цветов и насекомых.

1

1, 2, 4, 7,8

Водоём – дом из воды.

1

1, 2, 4, 7,8

Природные сообщества нашего края в научном и художественном творчестве наших земляков.

1

1, 2, 4, 6, 7,8

Как сохранить богатства природы.

1

1, 2, 3, 4, 7,8

Охрана природы в культуре народов России и мира.

1

1, 2, 4, 7,8

Чудесное путешествие. Экскурсия

1

1, 2, 3, 4, 7,8

«Дом как мир».

20

Родной дом – уголок Отчизны.

1

Сравнение устройств старинных и современных домов.

Рассказ о внешнем и внутреннем строении тела человека. Дать определения органа и системы органов. Обозначение внутренних органов на схеме.

Различие социально-нравственных ситуаций, в которых понятие «здоровье» выступает как триединство.

Характеризовать составные части семейных доходов и расходов. Определять свои потребности и составление приблизительной сметы расходов на эти потребности.

1, 2, 4, 5, 7, 8

Свой дом – свой простор.

1

1, 2, 3, 4, 7,8

Тепло родного дома.

1

1, 2, 4, 7,8

В красном углу сесть – великая честь.

1

1, 2, 4, 7,8

Побываем в гостях.

1

1, 2, 3, 4, 7,8

На свет появился – с людьми породнился.

1

1, 2, 4, 7,8

Родословное древо.

1

1, 2, 4, 6, 7,8

Родословное древо моей семьи.

1

1, 2, 4, 6, 7,8

Муж и жена – одна душа.

1

1, 2, 4, 7,8

Святость отцовства и материнства.

1

1, 2, 3, 4, 7,8

Моё имя – моя честь.

1

1, 2, 4, 7,8

Добрые дети – дому венец.

1

1, 2, 4, 7,8

1, 2, 4, 5, 7,8

Детские игры – школа здоровья.

1

Строение тела человека.

1

1, 2, 4, 5, 7,8

Как работает наш организм.

1

1, 2, 4, 7,8

Что такое гигиена.

1

1, 2, 4, 5, 7,8

Урок игра. Путешествие по городу Здоровейску.

1

1, 2, 4, 7,8

Наши органы чувств.

1

1, 2, 4, 7,8

Школа первой помощи.

1

1, 2, 4, 7,8

Здоровью цены нет.

1

1, 2, 4, 7,8

Дом не велик, а стоять не велит.

1

1, 2, 4, 7,8

Семейный бюджет.

1

1, 2, 4, 7,8

Мудрость старости.

1

1, 2, 4, 7,8

Путешествие к А.С. Пушкину.

1

1, 2, 4, 7,8

Моя семья –моя гордость.

1

1, 2, 4, 7,8

«В поисках Всемирного наследия».

11

Всемирное наследие.

1

Объяснение смысла эмблемы Всемирного наследия, различие объектов природного и культурного Всемирного наследия; Показ местонахождения озера Байкал на карте. Рассказывание о его уникальных особенностях, флоре, фауне и особых экологических проблемах (по выбору); оформлять наглядный материал для презентации рассказа. Показ на карте местоположение Египта и его столицы, Греции и Афин, Иерусалима в Израиле, Китая и Пекина, Узнавать на фотографии облик египетских пирамид, рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях (по выбору), оформлять наглядный материал для презентации рассказа.


1, 2, 4, 7,8

Московский Кремль.

1

1, 2, 4, 7,8

Озеро Байкал.

1

1, 2, 4, 7,8

Путешествие в Египет.

1

1, 2, 4, 7,8

Путешествие в Грецию.

1

1, 2, 4, 7,8

Путешествие в Иерусалим.

1

1, 2, 4, 7,8

Путешествие в Китай.

1

1, 2, 4, 7,8

Всемирные духовные сокровища.

1

1, 2, 4, 7,8

За страницами учебника. Заочное путешествие к объектам Всемирного наследия.

1

1, 2, 4, 7,8

Что мы узнали. Чему научились. Проверочная работа.

1

1, 2, 4, 7,8

Закрепление изученного. КВН

1

1, 2, 4, 7,8