СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету: Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 5 а класса на 2020 / 2021 учебный год учитель: Пушкарь Сергей Михайлович

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) для 5 а класса составлена на основе пособия для учителей общеобразовательных учреждений, предметная линия учебников «Основы  безопасности жизнедеятельности» под редакцией А. Т. Смирнова, рабочие программы 5-9 классы.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету: Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 5 а класса на 2020 / 2021 учебный год учитель: Пушкарь Сергей Михайлович»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 502
Кировского района Санкт-Петербурга



СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР


___________Ю.И. Долмантова

___________________________

ПРИНЯТА

педагогическим советом

ГБОУ школы № 502

Протокол № 1

от 30.08.2020 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ школы № 502

Приказ № 145 от 30.08.2020 г.


___________ Л.А. Свердлова






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету: Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)

для 5 а класса

на 2020 / 2021 учебный год

учитель: Пушкарь Сергей Михайлович

















Санкт-Петербург

2020 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) – это предмет, на котором осуществляется практическая подготовка учащихся к самостоятельной жизни, формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышению общего уровня интеллектуального развития.

Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) для 5 а класса составлена на основе пособия для учителей общеобразовательных учреждений, предметная линия учебников «Основы безопасности жизнедеятельности» под редакцией А. Т. Смирнова, рабочие программы 5-9 классы.

Для реализации Рабочей программы используется Учебно-методический комплект учебников «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией А. Т. Смирнова.

Данный комплект включает учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» 5 класса для общеобразовательных учреждений, под редакцией А. Т. Смирнова издательство «Просвещение», 2013 года издания (Ака­демический школьный учебник).

1. Место учебного предмета в учебном плане

В случае совпадения дат проведения уроков с перенесенными выходными и праздничными днями (количества учебных дней, менее 34), выполнение программы реализуется за счет уплотнения тем и объединения часов.
Таким образом учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), обеспечивает учащимся школы потенциально возможный уровень образованности, без чего не может быть достигнута основная цель: социальная реабилитация и интеграция детей с проблемами в развитии в современное общество.

2. Содержание учебного предмета

Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ):

  • содержит важнейшие правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях (техногенного, природного и социального происхождения), которые могут возникнуть в повсе­дневной жизни;

  • знакомит с основными понятиями о здоровье и здо­ровом образе жизни, с правилами оказания первой помощи при различных несчастных случаях, безопасностью в быту, в транспорте, в природе.

В учебный план 5 а класса ВКЛЮЧЕНО:

по распоряжению Комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга от 28.05.2008г. № 04-2247/08 введен учебный модуль «Дорожная безопасность» 8 часов,

В том числе: - 4 часа имеются в существующем курсе ОБЖ для 5 класса;

- 4 часа Модуль 3 «Дорожная безопасность»

Из учебного плана 5 а класса ИСКЛЮЧЕНО:

Модуль 1, раздел 1. Основы комплексной безопасности, Модуль 2, разделу 5 «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи» 8 часов, по теме 9 «Первая помощь и правила её оказания» » составляет 4 часа.

Программа учебного модуля «Дорожная безопасность»

Наименование темы

Часы

1

Дорожно-транспортные происшествия

1

2

Современные транспортные средства – источник повышенной опасности

1

3

Дорога – зона повышенной опасности

1

4

Чрезвычайные ситуации на транспорте*

4

5

Государственные службы безопасности и спасения Глава

1

6

Зачет



ИТОГО

8

* - темы, уже имеющиеся в существующем курсе ОБЖ для 5 класса.

Содержание учебного модуля «Дорожная безопасность» 5 а класс – 8 часов


1. Дорожно-транспортные происшествия (1 час)

Виды дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Виды ДТП. Причины и последствия ДТП. ДТП, связанные с велосипедистами, катанием на роликах и др. Зависимость ДТП от поведения на дороге человека, от конструкции автомобиля, от состояния дороги Понятие дорожной «ловушки». Из истории ДТП.

2. Современные транспортные средства – источник повышенной опасности (1 час)

Краткие сведения и технические характеристики транспортных средств. Понятие остановочного и тормозного пути автомобиля. Активная и пассивная безопасность автомобиля. Из истории конструкции автомобиля.

3. Дорога – зона повышенной опасности (1 час)

Что такое дорога. Элементы дороги. Наиболее опасные места на дороге. Опасности по дороге в школу. Движение к маршрутному транспорту, на посадку, посадка в транспорт, поездка и высадка из транспорта, движение после высадки. Из истории дорог.

4. Чрезвычайные ситуации на транспорте (4 часа)

Понятие чрезвычайной ситуации (ЧС). Отличие ЧС от аварии, дорожно-транспортного происшествия (ДТП). Поведение при столкновении автомобилей, при пожаре в автомобиле. Средства пожаротушения в автомобиле. Падение автомобиля в воду, попадание молнии в автомобиль.

Виды наземного общественного транспорта. Метро и опасности при пользовании им (на эскалаторе, на платформе в вагоне метро). Железнодорожный транспорт и опасности при пользовании им. Поведение при пожаре в поезде. Водный транспорт. Средства спасения. Действия при пожаре, эвакуация. Нахождение в море. Воздушный транспорт. Предварительные меры безопасности. Поведение во время аварии, при пожаре в самолете. Из истории развития видов транспорта.

5. Государственные службы безопасности и спасения (1 час)

Государственная противопожарная служба Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (МЧС). ГИБДД. Скорая медицинская помощь. Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

3. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

«Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ)

Рабочая программа рассчитана на учащихся 5 а класса.

Изучение учебной программы направлено на решение следующих задач:

  • формирование у учащихся научных представлений о прин­ципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;

  • выработку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;

  • формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвы­чайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.

Изучение учебной программы направлено на достижение следующих целей:

1. усвоение знаний:

  • об опасных и чрезвычайных ситуациях,

  • о влиянии их последствий на безопасность личности, об­щества и государства,

  • о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций,

  • об организации подготовки населения к действиям в усло­виях опасных и чрезвычайных ситуаций,

  • о здоровом образе жизни,

  • об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях,

  • о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

  • развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечи­вающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычай­ных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

  • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;

  • воспитание ответственного отношения к сохранению окру­жающей природной среды, к личному здоровью как индивиду­альной и общественной ценности;

2. развитие умений:

  • предвидеть возникновение опасных ситуаций по характер­ным признакам их появления, а также на основе анализа специ­альной информации, получаемой из различных источников,

  • принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально скла­дывающейся обстановки и своих возможностей.

(Учебное издание Смирнов А.Т. Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности комплексная программа Программы общеобразовательных учреждений 5—11 классы Издательство «Просвещение», 2011г.)

Реализация указанных целей программы достигается в результате освоения тематики программы.


4. Виды контроля


Учебный период

Вид контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Учебный год

Самостоятельные работы


(С.р. № 1)

(С.р. № 2)

2

Практические занятия




(П/з.

№ 1,2,3)

3

Тестирование

(Тест № 1)


(Тест № 2)

2

Количество

1

1

1

4

7


Основные формы контроля:

  • работа на уроке (Ур.);

  • самостоятельная работа (С.р.);

  • тестирование (Тест);

  • практическая работа (П.р).



Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся

по Основам безопасности жизнедеятельности

При оценке устных ответов учащихся принимается во внимание:

  • правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;

  • полнота ответа;

  • умение практически применять свои знания;

  • последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Оценочные показатели

Оценка «5» ставится ученику, если он: понимает материал, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя; допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала, допускает ошибки, не использует помощь учителя.































5. Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения

Класс

Учебники (автор, название, год издания, кем рекомендован или допущен, издательство)

Методические материалы

Интернет-ресурсы

5 а

Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности 5 класс под общей редакцией А.Т. Смирнова, Просвещение, 2013г.


1. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений «Рабочие программы по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов под редакцией А.Т. Смирнова 2-е издание Москва «Просвещение» 2011г.

2. Учебное пособие по Правилам и безопасности дорожного движения для учащихся 5 классов. ОАО «Печатный двор», СПб 2008 г.

3. «Проверь себя». Учебное пособие по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Комитет по образованию СПб, АППО. СПб 2011 г.

  1. http://www.it-n.ru/communities – Сообщество учителей безопасности жизнедеятельности;

  2. http://www.shkolazhizni.ru/tag - Школа жизни. Материалы по безопасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям;

  3. http://www.school.holm.ru/predmet/obg - Ссылки по учебным предметам: ОБЖ;

  4. http://www.uroki.net/dokobgd/htm – Для учителя ОБЖД материалы к урокам, сценарии внеклассных мероприятий, документы;

  5. http://www.uroki.net/

  6. http://www.obzh.ru/

  7. http://www.school-obz.org/

  8. http://www.metodichka.net/















Учебно-тематический план

5 а класс (пятница)

Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ)

Модуль,

раздел,

тема


I четверть кол-во часов

II четверть кол-во часов

III четверть кол-во часов

IV четверть кол-во часов

Год

кол-во часов

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (22 ч.)

Раздел 1. Основы комплексной безопасности (15 ч.)

Глава 1.Человек, среда его обитания, безопасность человека (5 ч.).

5




5

Глава 2. Опасные ситуации техногенного характера (2 ч).

Модуль «Дорожная безопасность»

(4 часа).

3

3



6

Глава 3. Опасные ситуации природного характера (2 ч.).


2


2

Глава 4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (2 ч.).

2



2

Раздел 3. Основы противодействия экстремизму и терроризму в РФ (7 ч.)

Глава 5.Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение (3 ч.).


1

2


3

Глава 6.Экстремизм и терроризм — чрезвычайные опасности для общества и государства (4 ч.).



4


4

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни 8 ч.) Раздел 4. Основы здорового образа жизни (5 ч)

Глава 7.Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни (3 ч.).



3


3

Глава 8.Факторы, разрушающие здоровье (2 ч.).



1

1

2

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (3 ч.)

Глава 9. Первая помощь и правила её оказания (3 ч.).




3

3

Модуль 3. Дорожная безопасность (4 ч.)

Глава 10. «Дорожная безопасность»

(4 ч.).




4

4

Итого:

8

8

10

8

34









Календарно-тематическое планирование

5 а класс (пятница)

I четверть – 8 часов

п.п

Наименование раздела

Тема урока

Кол-во часов

Дата план.

Дата проведения

Планируемый результат

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (21 ч.)

Раздел 1. Основы комплексной безопасности (15 ч.)

Тема 1.

Человек, среда его обитания, безопасность человека

(5 ч.).

Город как среда обитания.

1

06.09.2020

06.09.2020

Уметь сравнивать особенности жизнеобеспечения городского и сельского жилища и возможные опасные ситуации.

Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища.

1

13.09.2020

13.09.2020

Уметь анализировать особенности жизнеобеспечения жилища.

Особенности природных условий в городе.

1

20.09.2020

20.09.2020

Уметь анализировать особенности природных условий в городе.

Взаимоотношения людей, проживающих в городе, их безопасность.

1

27.09.2020

27.09.2020

Уметь характеризовать взаимоотношения людей, проживающих в городе.

Безопасность в повседневной жизни.


1

04.10.2020

04.10.2020

Уметь оценивать безопасность в повседневной жизни.

Тема 2.

Опасные ситуации техногенного характера,

(3 ч.).

Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения.

1

11.10.2020

11.10.2020

Уметь характеризовать причины дорожно-транспортных происшествий..

Пешеход. Безопасность пешехода.

1

18.10.2020

18.10.2020

Знать правила безопасного поведения пешехода.

Пассажир. Безопасность пассажира.

1

25.10.2020

25.10.2020

Знать правила безопасного поведения пассажира.


II четверть –8 часов

п.п

Наименование раздела

Тема урока

Кол-во часов

Дата план.

Дата провед.

Планируемый результат

Тема 2.

Опасные ситуации техногенного характера,

(1 ч.).

Водитель.

Безопасность водителя.

(Тест № 1)

1

08.11.2020

08.11.2020

Знать правила безопасного поведения водителя на дорогах.

Тема 2.

Опасные ситуации техногенного характера

(2 ч.).

Пожарная безопасность.

1

15.11.2020

15.11.2020

Знать правила безопасного поведения при пожаре.

Безопасное поведение в бытовых ситуациях.


1

22.11.2020

22.11.2020

Знать правила безопасного поведения в быту.

Тема 3.

Опасные ситуации природного характера (2 ч.).

Погодные условия и безопасность человека

1

29.11.2020

29.11.2020

Знать правила безопасного поведения в различных погодных условиях

(ветер, дождь, гололёд).

Безопасность на водоёмах.


1

06.12.2020

06.12.2020

Уметь различать состояние водоёмов в различное время года,

применяют правила само- и взаимопомощи на воде.

Тема 4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

(2 ч.).

Чрезвычайные ситуации природного характера.

1

13.12.2020

13.12.2020

Уметь различать чрезвычайные ситуации по причинам их возникновения.

Анализировать правила своего возможного поведения в случае возникновения той или иной чрезвычайной ситуации.



Чрезвычайные ситуации техногенного характера. (С.р. № 1)

1

20.12.2020

20.12.2020

Уметь различать чрезвычайные ситуации по причинам их возникновения.

Анализировать правила своего возможного поведения в чрезвычайной ситуации.

Раздел 2 Основы противодействия экстремизму и терроризму

в Российской Федерации (6 ч.)

Тема 5.

Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение

(3 ч.).

Антиобщественное поведение и его опасность.


1

27.12.2020

27.12.2020

Уметь характеризовать виды анти общественного поведения. Вырабатывать отрицательное отношение к нему.






























III четверть – 10 часов

п.п.

Наименование раздела

Тема урока

Кол-во часов

Дата план.

Дата провед.

Планируемый результат

Тема 5.

Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение

(3 ч.).

Обеспечение личной безопасности дома.

1

17.01.2021

17.01.2021

Уметь распознать признаки возникновения опасной ситуации дома.


Обеспечение личной безопасности на улице.

1

24.01.2021

24.01.2021

Уметь распознать признаки возникновения опасной ситуации на улице.


Тема 6. Экстремизм и терроризм — чрезвычайные опасности

для общества и государства

(4 ч.).

Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения.

1

31.02.2021

31.02.2021

Уметь объяснить общие понятия об экстремизме и о терроризме и причины их возникновения.

Виды экстремистской и террористической деятель­ности

1

07.02.2021

07.02.2021

Уметь анализировать виды террористических актов и их характерные особенности.

Виды террористических актов и их последствия

1

14.02.2021

14.02.2021

Знать виды террористических актов и их последствия

Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности.








1

21.02.2021

21.02.2021

Уметь характеризовать ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение.

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (8 ч.)

Раздел 4. Основы здорового образа жизни (5 ч.)

Тема 7. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни

(3 ч.).

О здоровом образе жизни.

1

28.02.2021

28.02.2021

Уметь объяснить основные положения о здоровом образе жизни.



Двигательная активность и закаливание организма необходимые условия укрепления здоровья.

1

06.03.2021

06.03.2021

Уметь объяснить виды двигательной активности и закаливания.

Рациональное питание. Гигиена питания.

1

13.03.2021

13.03.2021

Уметь характеризовать сущность рационального питания.


Тема 8.

Факторы, разрушающие здоровье

(2 ч.).

Вредные привычки и их влияние на здоровье. (С.р. № 2)

1

20.03.2021

20.03.2021

Уметь объяснить пагубность влияния вредных привычек на здоровье школьника.


























IV четверть – 8 часов

п.п

Наименование раздела

Тема урока

Кол-во часов

Дата план.

Дата провед.

Планируемый результат

27

Тема 8.

Факторы, разрушающие здоровье

(2 ч.).

Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек.

1

03.04.2021

03.04.2021

Уметь вырабатывать отрицательное отношение к вредным привычкам.

28

Тема 9.

Первая помощь и правила её оказания

(3 ч.).

Первая помощь при различных видах повреждений.

(П/з.№ 1)

1

10.04.2021

10.04.2021

Уметь оказать первую помощь.

29

Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах (П/з. № 2)

1

17.04.2021

17.04.2021

Уметь оказать первую помощь.

30

Первая помощь при отравлениях (П/з. № 3)

1

24.04.2021

24.04.2021

Уметь оказать первую помощь.

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства

Раздел 1. Основы комплексной безопасности

31

Тема 2.

Опасные ситуации техногенного характера.

Модуль «Дорожная безопасность»

(4 ч.).

Дорожно-транспортные происшествия.

1

08.05.2021

08.05.2021

Уметь характеризовать виды дорожно-транспортных происшествий

32

Современные транспортные средства – источник повышенной опасности.

1

01.05.2021

15.05.2021


Уметь характеризовать технические характеристики транспортных средств.

33

Дорога – зона повышенной опасности. (Тест № 2)

1

15.05.2021

Уметь характеризовать ситуацию на дороге.

34

Государственные службы безопасности спасения.

1

22.05.2021

22.05.2021

Знать Государственные службы безопасности и спасения.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!