Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 502
Кировского района Санкт-Петербурга
СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР ___________Ю.И. Долмантова ___________________________ | ПРИНЯТА педагогическим советом ГБОУ школы № 502 Протокол № 1 от 30.08.2019 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ школы № 502 Приказ № 145 от 30.08.2019 г. ___________ Л.А. Свердлова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету: Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
для 8 а класса
на 2019 / 2020 учебный год
учитель: Пушкарь Сергей Михайлович
Санкт-Петербург
2019 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) – это предмет, на котором осуществляется практическая подготовка учащихся к самостоятельной жизни, формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышению общего уровня интеллектуального развития.
Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) для 8 а класса составлена на основе пособия для учителей общеобразовательных учреждений, предметная линия учебников «Основы безопасности жизнедеятельности» под редакцией А. Т. Смирнова, рабочие программы 5-9 классы.
Для реализации Рабочей программы используется Учебно-методический комплект учебников «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией А. Т. Смирнова.
Данный комплект включает учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класса для общеобразовательных учреждений, под редакцией А. Т. Смирнова издательство «Просвещение», 2013 года издания (Академический школьный учебник).
1. Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) представлен в учебном плане адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью как Региональный компонент.
Реализация курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) как отдельного предмета осуществляется с 5 по 9 классы.
На изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в 8 а классе отводится 34 часа в год и составляет 1 час в неделю.
В случае совпадения дат проведения уроков с перенесенными выходными и праздничными днями (количества учебных дней, менее 34), выполнение программы реализуется за счет уплотнения тем и объединения часов.
Таким образом учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), обеспечивает учащимся школы потенциально возможный уровень образованности, без чего не может быть достигнута основная цель: социальная реабилитация и интеграция детей с проблемами в развитии в современное общество.
2. Содержание учебного предмета
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ):
содержит важнейшие правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях (техногенного, природного и социального происхождения), которые могут возникнуть в повседневной жизни;
знакомит с основными понятиями о здоровье и здоровом образе жизни, с правилами оказания первой помощи при различных несчастных случаях, безопасностью в быту, в транспорте, в природе.
В учебный план 8 а класса ВКЛЮЧЕНО:
по распоряжению Комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга от 28.05.2008г. № 04-2247/08 введен учебный модуль «Дорожная безопасность» в количестве 5 часов.
Из учебного плана 8 а класса ИСКЛЮЧЕНО:
Раздел 1, главы 2, темы № 2.1, 2.2, 2.3.
Раздел III, главы 7, темы № 7.3, 7.4.
5 часов
Программа учебного модуля «Дорожная безопасность» (8 класс)
№ | Наименование темы | Часы |
1 | Пути повышения безопасности дорожного движения | 1 |
2 | Опасность на дороге видимая и скрытая | 1 |
3 | Безопасность движения на велосипедах и мопедах | 3 |
4 | Зачет | |
| ИТОГО | 5 |
Содержание учебного модуля «Дорожная безопасность» 8 а класс – 5 часов
1. Пути повышения безопасности дорожного движения (1 час)
Анализ состояния детского дорожно-транспортного травматизма. Разделение транспортных и пешеходных потоков. Технические средства и методы защиты пешеходов. Пешеходные и жилые зоны.
2. Опасность на дороге видимая и скрытая (1 час)
Дорожные ситуации с участием пешеходов, а также двигающихся на роликах, скейтбордах. Как оценить дорожную ситуацию. Остановка и стоянка транспортных средств. Проезд перекрестков. Начало движения и маневрирование. Расположение транспортных средств на проезжей части.
3. Безопасность движения на велосипедах и мопедах (3 час)
Велосипед – транспортное средство. Управление велосипедом: требования к водителю. Требования ПДД к движению велосипедов. Требования к техническому состоянию велосипеда, его оборудованию и к экипировке водителя.
3. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ)
Рабочая программа рассчитана на учащихся 8 а класса.
Изучение учебной программы направлено на решение следующих задач:
формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;
выработку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Изучение учебной программы направлено на достижение следующих целей:
1. усвоение знаний:
об опасных и чрезвычайных ситуациях,
о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства,
о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций,
об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций,
о здоровом образе жизни,
об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях,
о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;
2. развитие умений:
предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников,
принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.
(Из учебного издания Смирнов А.Т. Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности комплексная программа Программы общеобразовательных учреждений 5—11 классы Издательство «Просвещение», 2011г.)
Реализация указанных целей программы достигается в результате освоения тематики программы.
4. Виды контроля
Учебный период Вид контроля | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Учебный год |
Самостоятельные работы | 1(С.р. № 1) | | 1(С.р. № 2) | | 2 |
Практические занятия | | | | 2(П/з №1,2) | 2 |
Тестирование | 1 (Тест № 1) | | | | 1 |
Количество | 2 | | 1 | 2 | 5 |
Основные формы контроля:
работа на уроке (Ур.);
самостоятельная работа (С.р.);
тестирование (Тест);
практическая работа (П.р).
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся
по Основам безопасности жизнедеятельности
При оценке устных ответов учащихся принимается во внимание:
правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
полнота ответа;
умение практически применять свои знания;
последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценочные показатели
Оценка «5» ставится ученику, если он: понимает материал, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности и исправляет их с помощью учителя; допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала, допускает ошибки, не использует помощь учителя.
5. Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения
Класс | Учебники (автор, название, год издания, кем рекомендован или допущен, издательство) | Методические материалы | Интернет-ресурсы |
8 а | Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности 8 класс под общей редакцией А.Т. Смирнова, Просвещение, 2013г. | 1. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений «Рабочие программы по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов под редакцией А.Т. Смирнова 2-е издание Москва «Просвещение» 2011г. 2. Учебное пособие по Правилам и безопасности дорожного движения для учащихся 5 классов. ОАО «Печатный двор», СПб 2008 г. 3. «Проверь себя». Учебное пособие по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Комитет по образованию СПб, АППО. СПб 2011г. | http://www.it-n.ru/communities – Сообщество учителей безопасности жизнедеятельности; http://www.shkolazhizni.ru/tag - Школа жизни. Материалы по безопасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям; http://www.school.holm.ru/predmet/obg - Ссылки по учебным предметам: ОБЖ; http://www.uroki.net/dokobgd/htm – Для учителя ОБЖД материалы к урокам, сценарии внеклассных мероприятий, документы; http://www.uroki.net/ http://www.obzh.ru/ http://www.school-obz.org/ http://www.metodichka.net/ |
Календарно-тематическое планирование
8 а класс (пятница)
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ)
Модуль раздел, тема | I четверть кол-во часов | II четверть кол-во часов | III четверть кол-во часов | IV четверть кол-во часов | Год кол-во часов |
Раздел 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни (13 ч.) |
Глава 1. Пожарная безопасность (3 ч.). | 3 | | | | 3 |
Глава 2. Безопасность на дорогах. Учебный модуль «Дорожная безопасность» (5 ч.). (Тест № 1) | 5 | | | | 5 |
Глава 3. Безопасность на водоёмах (3ч.). (С.р. № 1) | | 3 | | | 3 |
Глава 4. Экология и безопасность. (2 ч.) | | 2 | | | 2 |
Раздел II. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения(12 ч.) |
Глава 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия (9 ч.). | | 3 | 6 | | 9 |
Глава 6. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера (3 ч.) (С.р. № 2) | | | 3 | | 3 |
Раздел III . Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (9 ч.) |
Глава 7. Основы здорового образа жизни (6 ч.) | | | 1 | 5 | 6 |
Глава 8. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (3 ч.) | | | | 3 | 3 |
Итого: | 8 | 8 | 10 | 8 | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 а класс (пятница)
I четверть – 8 часов
№ п.п. | Наименование раздела | Тема урока | Кол-во часов | Дата план | Дата провед. | Планируемый результат |
Раздел 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни (13 ч.) |
| Глава 1. Пожарная безопасность. (3 ч.) | Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия. | 1 | 04.09.2020 | | Знать причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. |
| Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения. | 1 | 11.09.2020 | | Знать правильный алгоритм безопасного поведения при пожаре, в том числе наиболее эффективные способы предотвращения возгорания. |
| Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах. (С.р. № 1) | 1 | 18.09.2020 | | Знать права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. |
| Глава 2. Безопасность на дорогах. Учебный модуль «Дорожная безопасность». (5 ч.) | Пути повышения безопасности дорожного движения. | 1 | 25.09.2020 | | Знать пути повышения безопасности дорожного движения. |
| Опасность на дороге видимая и скрытая. | 1 | 02.10.2020 | | Знать видимые и скрытые опасности дорожного движения. |
| Велосипед – транспортное средство. | 1 | 09.10.2020 | | Знать велосипед – транспортное средство. |
| Управление велосипедом: требования к водителю. | 1 | 16.10.2020 | | Уметь управлять велосипедом. Знать требования к водителю. |
| Требования ПДД к движению велосипедов. Требования к техническому состоянию велосипеда, его оборудованию и к экипировке водителя. (Тест № 1) | 1 | 23.10.2020 | | Знать требования ПДД к движению велосипедов. Знать требования к техническому состоянию велосипеда, его оборудованию и к экипировке водителя. |
II четверть – 8 часов
№ п.п. | Наименование раздела | Тема урока | Кол-во часов | Дата план. | Дата провед. | Планируемый результат |
| Глава 3. Безопасность на водоёмах. (3 ч.) | Безопасное поведение на водоёмах в различных условиях. | 1 | 06.11.2020 | | Знать безопасное поведение на водоёмах в различных условиях. |
| Безопасный отдых на водоёмах. | 1 | 13.11.2020 | | Знать правила безопасного поведения на водоёмах. |
| Оказание помощи терпящим бедствие на воде. (Тест № 2) | 1 | 20.11.2020 | | Знать правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие. |
| Глава 4. Экология и безопасность. (2 ч.) | Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. | 1 | 27.11.2020 | | Знать воздействие окружающей среды на здоровье человека. |
| Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке. | 1 | 04.12.2020 | | Знать правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке. |
Раздел II. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения (12ч.) | | | | 13.12.2019 | 13.12.2019 |
| Глава 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия. (3 ч.) | Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. | 1 | 11.12.2020 | | Уметь различать чрезвычайные ситуации техногенного характера в соответствии с их классификацией. |
| Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия. | 1 | 18.12.2020 | | Знать возможные последствия аварии на радиационно-опасных объектах и их. |
| Обеспечение радиационной безопасности населения. | 1 | 25.12.2020 | | Знать способы обеспечения радиационной безопасности населения. |
III четверть – 10 часов
№ п.п | Наименование раздела | Тема урока | Кол-во часов | Дата план | Дата провед. | Планируемый результат |
| Глава 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия. (6 ч.) | Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия. | 1 | 15.01.2021 | | Знать возможные последствия аварии на химически опасных объектах. |
| Обеспечение химической защиты населения. | 1 | 22.01.2021 | | Знать способы обеспечение химической защиты населения. |
| Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия. | 1 | 29.02.2021 | | Знать возможные последствия пожаров и взрывов на взрывопожароопасных объектах экономики. |
| Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах. | 1 | 05.02.2021 | | Знать способы защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах. |
| Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия. | 1 | 12.02.2021 | | Знать последствия аварии на гидротехнических сооружениях. |
| Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях (С.р. № 2) | 1 | 19.02.2021 | | Знать способы защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях. |
| Глава 6. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. (3 ч.) | Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. | 1 | 26.02.2021 | | Знать способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. |
| Эвакуация населения. | 1 | 05.03.2021 | | Знать порядок эвакуации в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера. |
| Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. | 1 | 12.03.2021 | | Знать мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. |
Раздел III Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (9 ч.) | | | | 20.03.2020 | 20.03.2020 |
| Глава 7. Основы здорового образа жизни. (1 ч.) | Общие понятия о здоровье как основной ценности человека. | 1 | 19.03.2021 | | Знать общие понятия о здоровье как основной ценности человека. |
IV четверть – 8 часов
№ п.п. | Наименование раздела | Тема урока | Кол-во часов | Дата план. | Дата провед. | Планируемый результат |
| Глава 7. Основы здорового образа жизни. (5 ч.) | Тема:7.2 Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность. | 1 | 02.04.2021 | | Знать индивидуальное здоровье человека, его физическую, духовную и социальную сущность. |
| Тема:7.4 Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний. | 1 | 09.04.2021 | | Знать способы профилактики основных неинфекционных заболеваний. |
| Тема:7.6: Вредные привычки и их влияние на здоровье. | 1 | 16.04.2021 | | Знать правила соблюдения норм здорового образа жизни и профилактики вредных привычек. |
| Тема:7.7: Профилактика вредных привычек. | 1 | 23.04.2021 | | Знать способы профилактика вредных привычек. |
| Тема:7.8: Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности. | 1 | 30.04.2021 | | Знать формы здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности. |
| Глава 8. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи. (3 ч.) | Тема:8.1: Первая помощь пострадавшим и её значение. | 1 | 07.05.2021 | | Знать способы первой помощи пострадавшим. |
| Тема:8.2: Первая помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами (П/з №1) | 1 | 14.05.2021 | | Уметь оказать первую помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами. |
| Тема:8.3: Первая помощь при травмах. (П/з №2) | 1 | 21.05.2021 | | Уметь оказать первую помощь при травмах |