Рабочая программа по предмету «Основы светской этики» 4 класс
Рабочая программа по предмету «Основы светской этики» составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта, 2009.
Примерной программы начального общего образования по ОРКСЭ для образовательных учреждений М.: «Просвещение», 2013.
Рабочей программы предметной линии «Основы религиозных культур и светской этики». А. И. Шемшурина. М.: «Просвещение», 2013.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 28 января 2012 г. № 84-р; Письма Департамента Образования и науки Брянской области от 26. 11. 2014 г. № 9151-04-О.
Для реализации программного обеспечения используются:
А. И. Шемшурина. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. Учебник для 4 класса. – М.: Просвещение, 2013.
Рабочая тетрадь. Основы светской этики. 4 класс. / Шемшурина А. И. – М.: Просвещение, 2018.
На изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики», Модуля «Основы светской этики» в 4 классе начальной школы отводится 34 часа, 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
Знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
Формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Содержание учебного предмета
(34 часа)
Раздел 1. Этика общения (4 часа)
Добрым жить на белом свете веселей.
Правила общения для всех.
От добрых правил - добрые слова и поступки.
Каждый интересен.
Раздел 2. Этикет (4 часа)
Премудрости этикета.
Красота этикета.
Простые школьные и домашние правила этикета.
Чистый ручеёк нашей речи.
Раздел 3. Этика человеческих отношений (4 часа)
В развитии добрых чувств - творение души.
Природа - волшебные двери к добру и доверию.
Чувство Родины.
Жизнь протекает среди людей.
Раздел 4. Этика отношений в коллективе (4 часа)
Чтобы быть коллективом.
Коллектив начинается с меня.
Мой класс - мои друзья.
Второе полугодие
Ежели душевны вы и к этике не глухи.
Раздел 1. Простые нравственные истины (4 часа)
Жизнь священна.
Человек рожден для добра.
Милосердие - закон жизни.
Жить во благо себе и другим.
Раздел 2. Душа обязана трудиться (4 часа)
Следовать нравственной установке.
Достойно жить среди людей.
Уметь понять и простить.
Простая этика поступков.
Раздел 3. Посеешь поступок - пожнешь характер (4 часа)
Общение и источники преодоления обид.
Ростки нравственного опыта проведения.
Доброте сопутствует терпение.
Действия с приставкой "со".
Раздел 4. Судьба и родина едины (5 часов)
С чего начинается Родина.
В тебе рождается патриот и гражданин.
Человек - это века.
Слово, обращенное к себе.
Обобщающий урок по разделу «Судьба и родина едины».
Тематическое планирование по основам светской этики 4 класс (34 часа)
№ п/п | Раздел, тема урока | Дата | Примечание |
план | факт |
1. | Введение. Этика – наука о нравственной жизни человека. | | | |
Этика общения (4 часа) |
2. | Добрым жить на белом свете веселей. | | | |
3. | Правила общения для всех. | | | |
4. | От добрых правил – добрые слова и поступки. | | | |
5. | Каждый интересен. Обобщение знаний по разделу «Этика общения». | | | |
Этикет (4 часа) |
6. | Премудрости этикета. | | | |
7. | Красота этикета. | | | |
8. | Простые школьные и домашние правила. | | | |
9. | Чистый ручеёк нашей речи. Обобщение знаний по разделу «Этикет». | | | |
Этика человеческих отношений (4 часа) |
10. | В развитии добрых чувств – творение души. | | | |
11. | Природа – волшебные двери к добру и доверию. | | | |
12. | Чувство Родины. | | | |
13. | Жизнь протекает среди людей. Обобщение знаний по разделу «Этика человеческих отношений». | | | |
Этика отношений в коллективе (4 часа) |
14. | Чтобы быть коллективом. | | | |
15. | Коллектив начинается с меня. | | | |
16. | Мой класс – мои друзья. | | | |
17. | Ежели душевны вы и к этике не глухи. Обобщение знаний по разделу «Этика отношений в коллективе». | | | |
Простые нравственные истины (4 часа) |
18. | Жизнь священна. | | | |
19. | Человек рожден для добра. | | | |
20. | Милосердие – закон жизни. | | | |
21. | Жить во благо себе и другим. Обобщение знаний по разделу «Простые нравственные истины». | | | |
Душа обязана трудиться (4 часа) |
22. | Следовать нравственной установке. | | | |
23. | Достойно жить среди людей. | | | |
24. | Умение понять и простить. | | | |
25. | Простая этика поступков. Обобщение знаний по разделу «Душа обязана трудиться». | | | |
Посеешь поступок – пожнешь (4 часа) |
26. | Общение и источники преодоления обид. | | | |
27. | Ростки нравственного опыта поведения. | | | |
28. | Доброте сопутствует терпение. | | | |
29. | Действуй с приставкой «СО». Обобщение знаний по разделу. | | | |
Судьба и родина едины (5 часов) |
30. | С чего начинается Родина… | | | |
31. | В тебе рождается патриот и гражданин. | | | |
32. | Человек – чело века. | | | |
33. | Слово, обращенное к себе. Обобщение знаний по разделу «Судьба и родина едины». | | | |
34. | Обобщение. Итоговый урок. | | | |