Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Государственное АВТОНОМНОЕ профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Верхнепышминский механико-технологический техникум «Юность»
| УтверждАю Директор ГАПОУ СО ВП МТТ «Юность» ___________________/В. Г. Лобастов/ «31» августа 2021 года | | УтверждАю Директор ГБОУ СПО СО ВП МТТ «Юность» ___________________/В.Г.Лобастов/ (подпись) «___»_______________20____г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету: Основы военной подготовки
класс: 5
Верхняя Пышма
2021
Программа по учебному предмету разработана в соответствии
с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования утверждённого приказом Министерством образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897.
Организация-разработчик: государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Верхнепышминский механико-технологический техникум «Юность», кадетская школа-интернат.
Разработчик:
Шалых Б. С., учитель
Программа по учебному предмету рассмотрена и одобрена на заседании предметно-цикловой комиссии (протокол № 1от 27.08.2021г.)
Председатель ________________ Н.С. Нуриахметова
подпись ФИО
Программа по учебному предмету рассмотрена и одобрена на заседании методического совета (протокол № 1 от 28.08.2021г.)
Председатель _______________ Е.А. Ярославцева
подпись ФИО
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса основ военной подготовки
Изучение основ военной подготовки по данной рабочей программе способствует формированию у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
• повысить интерес к воинской, гражданской государственной службе;
• создаст условия для повышения интереса к изучению истории, духовной культуры народов России;
• сформировать ценностную и правильную мировоззренческую позицию значимости исполнения гражданского долга, отвечающую национально-государственным интересам России;
• воспитать всесторонне развитую, одухотворенную личность гражданина и патриота способного решать задачи строительства великой и обновленной России.
Личностные результаты:
• готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию,
• социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
• гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
• готовность к служению Отечеству, его защите;
• формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
• нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
• эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
• принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
• бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
• осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение ориентироваться в прикладных науках;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии в области военной службы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
• формирование компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
• понимание ими важности защиты Отечества, ответственности за оборону рубежей Родины;
• уяснение и принятие учащимися достижений в военно-патриотическом воспитании.
Предметные результаты:
• формирование современной культуры в области военной безопасности;
• формирование убеждения в необходимости знать и понимать важность военной службы;
• понимание личной и общественной значимости современного прохождения военной службы;
• понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности в военном отношении;
• формирование установки на проведение военно-патриотической работы;
• знание основной нормативно-правовой базы в области обороны государства;
• знание и умение применять полученные знания;
• умение анализировать информацию, проводить параллели, выдвигать гипотезы.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел Ι. Вооруженные Силы Российской Федерации. Служба Отечеству (21 ч)
Тема 1. История кадетских корпусов (5 ч)
1.1. Первые кадетские корпуса в России
Основные предпосылки создания кадетских корпусов. Военное воспитание юношей. «Рыцарская академия». Организация первых кадетских корпусов в России. Шляхетский корпус кадетов. Морской кадетский корпус.
1.2. Кадетские корпуса в России в XVIII- начале XX века
Роль императора Александра III в развитии военного образования. Формирование новых кадетских корпусов при Александре III (1882-1887 гг.). Открытие новых кадетских корпусов при императоре Николае II (1896 – 1913 гг.). Казачьи кадетские корпуса. Военные гимназии. Иркутский кадетский корпус – последний кадетский корпус, открытый в Российской империи.
1.3. Суворовские и нахимовские училища
Создание суворовских военных училищ в СССР. Создание нахимовских военно-морских училищ в СССР. Суворовские и нахимовские училища в настоящее время.
1.4. Учебные заведения кадетского типа в современной России
Открытие новых корпусов. Современные кадетские корпуса. Организация корпусов и обучение кадет. Обмундирование кадет кадетских корпусов. Нагрудные знаки кадетских корпусов.
1.5. Великие кадеты
Исторические судьбы выпускников кадетских образовательных учреждений: Фельдмаршалы Румянцев и Кутузов, флотоводцы Беллинсгаузен и Ушаков, Крузенштерн, Нахимов, Лазарев, поэт Сумароков, дипломат и поэт Тютчев, композиторы Римский-Корсаков, Рахманинов, врач Сеченов, художник Верещагин, писатели Радищев, Достоевский, Куприн, Лесков, Даль, основатель российского театра Волков.
Тема 2. Вооруженные Силы Российской Федерации (9 ч)
2.1. Память поколений — дни воинской славы России
Дни воинской славы России — дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства. Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России. Города-герои и города воинской славы России.
2.2. Состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации
Виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, специальные войска, военные округа и флоты. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации.
2. 3. Виды Вооруженных Сил Российской Федерации и рода войск
Сухопутные войска, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника сухопутных войск. Военно-воздушные Силы (ВВС), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВВС. Военно-морской флот (ВМФ), его состав и предназначение. Вооружение и военная техника.
Тема 3. Символы воинской чести (6 ч)
3.1. Боевое Знамя воинской части
Боевое Знамя воинской части — символ воинской чести, доблести и славы. Боевое Знамя воинской части — особо почетный знак, отличающий особенности боевого предназначения, истории и заслуг воинской части.
3.2. Ордена — почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе
Ордена Российской империи. Ордена СССР. Ордена и медали РФ. История государственных наград России за военные заслуги перед Отечеством.
3.3. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации
Ритуал приведения военнослужащих к Военной присяге. Военная присяга и ее роль и значение для каждого военнослужащего. Порядок приведения к Военной присяге солдат и матросов, прибывших на пополнение в воинскую часть. Текст Военной присяги.
3.4. Военная форма одежды, воинские звания и знаки различия.
Предназначение военной формы одежды и знаков различия военнослужащих, их воспитательное значение. Составы военнослужащих и воинские звания.
Тема 4. Особенности военной службы (1 ч)
4.1. Правовые основы военной службы
Положения Конституции Российской Федерации
Практическая работа. Работа с нормативно-правовыми документами.
Раздел ΙΙ. Общевоинские Уставы Вооруженных Сил РФ (14 ч)
Тема 5. Устав внутренней службы (7 ч)
5.1. Общевоинские уставы— это нормативно-правовые акты, регламентирующие жизнь и быт военнослужащих
История развития общевоинских уставов. Устав внутренней службы Вооруженных Сил РФ. Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации. Устав гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил Российской Федерации Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации.
5.2. Права, обязанности и ответственность военнослужащих (кадетов)
Общие положения. Права военнослужащих. Общие обязанности военнослужащих. Должностные и специальные обязанности. Ответственность военнослужащих.
5.3. Взаимоотношения между военнослужащими
Единоначалие. Командиры и подчиненные. Старшие и младшие. Приказ (приказание), порядок его отдачи и выполнения. Инициатива военнослужащих. Воинское приветствие. Правила воинской вежливости и поведения военнослужащих.
5.4. Обязанности должностных лиц взвода
Обязанности солдата
5.5. Размещение военнослужащих (кадетов)
Общие положения. Помещения, предусмотренные в казарме. Размещение кадетов. Постели военнослужащих. Хранение стрелкового оружия и боеприпасов. Умывальники и душевые. Комната бытового обслуживания. Отопление, проветривание, освещение помещений. Противопожарная защита.
5.6. Распределение времени и повседневный порядок
Общие положения. Подъем, утренний осмотр и вечерняя поверка. Учебные занятия. Завтрак, обед и ужин. Увольнение из расположения полка. Посещение военнослужащих
5.7. Суточный наряд
Общие положения. Обязанности дневального.
Тема 6. Дисциплинарный Устав Вооруженных Сил РФ (4 ч)
6.1. Общие положения дисциплинарного Устава
Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Обязанности военнослужащих по соблюдению воинской дисциплины. Приказ командира - закон для подчиненных.
6.2. Поощрения и права командиров по их применению
Общие положения. Виды поощрений. Поощрения, применяемые к солдатам и сержантам. Права командиров по применению поощрений к подчиненным. Порядок применения поощрений.
6.3. Дисциплинарные взыскания за нарушение воинской дисциплины
Общие положения. Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и сержантов. Права командиров налагать дисциплинарные взыскания на подчиненных им солдат и сержантов. Наложение дисциплинарных взысканий в особых случаях. Порядок наложения дисциплинарных взысканий.
6.4. О предложениях, заявлениях и жалобах
Права и обязанности военнослужащих при подаче предложений, жалоб и заявлений. Порядок подачи предложений, жалоб и заявлений.
Тема 7. Строевой Устав Вооруженных Сил РФ (2 ч)
7.1. Общие положения строевого устава Вооруженных Сил РФ
Структура и основные положения строевого устава Вооруженных Сил РФ. Обязанности военнослужащих (кадетов) перед построением и в строю. Выполнение воинского приветствия.
Тематическое планирование |
№ урока | Содержание учебного материала | Тип урока | Характеристика УУД: | Домашнее задание | Сроки проведения |
1 | История создания и традиции КШИ г. Верхняя Пышма | Открытие новых знаний | Умение работать с учебником; умение работать с электронным приложением к учебнику. Навыки безопасного и целесообразного поведения. Работа с дополнительной литературой. Представление о роли кадета в жизни общества. Права и ответственность военнослужащих. Права и обязанности кадета. Понимание важности кодекса. основные понятия устава. понимание сущности торжественного обещания. Понимание значения присягательства на долг и честь. Использование знаний по мере необходимости. Применять полученные знания. Умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме. Чувство личной ответственности за качество обучения. Умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме. Чувство личной ответственности за качество обучения. Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. | Изучить историю КШИ | 09.21 |
2 | Этикет взаимоотношений в кадетском коллективе | Открытие новых знаний | Изучить правила поведения | 09.21 |
3 | Кодекс кадетской чести | Открытие новых знаний | Изучить Кодекс кадетской чести | 09.21 |
4 | Кодекс кадетской чести | Закрепление знаний | Изучить Кодекс кадетской чести | 09.21 |
5 | Кодекс кадетской чести | Закрепление знаний | Изучить Кодекс кадетской чести | 10.21 |
6 | Торжественное обещание кадета | Открытие новых знаний | Выучить Клятву кадета | 10.21 |
7 | Воинские звания | Открытие новых знаний | Изучить воинские звания | 10.21 |
8 | Воинские звания | Закрепление знаний | Изучить воинские звания | 10.21 |
9 | Воинские звания | Комплексное применение знаний | Изучить воинские звания | 11.21 |
10 | Звания воспитанников КШИ. Поощрения и дисциплинарные взыскания, налагаемые на кадет КШИ | Открытие новых знаний | Изучить устав КШИ | 11.21 |
11 | Суточный наряд роты. Обязанности дневального | Открытие новых знаний | Выучить обязанности дневального | 11.21 |
12 | Суточный наряд роты. Обязанности дневального | Комплексное применение знаний | Выучить обязанности дневального | 11.21 |
13 | Суточный наряд роты. Обязанности дневального | Закрепление знаний | Выучить обязанности дневального | 12.21 |
14 | Распределение времени и повседневный распорядок | Открытие новых знаний | Изучить распорядок дня КШИ | 12.21 |
15 | Кадетские корпуса в России в 18-19 веках | Открытие новых знаний | Изучить историю кадетского движения | 12.21 |
16 | Восстановление в России кадетского движения | Открытие новых знаний | Изучить историю кадетского движения | 12.21 |
17 | История развития тактики | Открытие новых знаний | Изучить историю развития тактики | 01.22 |
18 | Организация и боевые возможности танкового взвода | Открытие новых знаний | Изучить организацию танкового взвода | 01.22 |
19 | Организация и боевые возможности танкового взвода | Обобщение и систематизация | Изучить организацию танкового взвода | 01.22 |
20 | История развития оружия | Открытие новых знаний | Выучить конспект | 02.22 |
21 | Устройство патрона | Открытие новых знаний | Изучить устройство патрона | 02.22 |
22 | Устройство патрона | Закрепление знаний | Изучить устройство патрона | 02.22 |
23 | Снаряжение магазина патронами | Открытие новых знаний | Отработка нормативов | 02.22 |
24 | Снаряжение магазина патронами | Комплексное применение знаний | Отработка нормативов | 03.22 |
25 | Снаряжение магазина патронами | Закрепление знаний | Отработка нормативов | 03.22 |
26 | История создания и развития ВС РФ | Открытие новых знаний | Знать историю ВС РФ | 03.22 |
27 | История создания и развития ВС РФ | Закрепление знаний | Знать историю ВС РФ | 03.22 |
28 | История создания и развития ВС РФ | Комплексное применение знаний | Знать историю ВС РФ | 04.22 |
29 | История танковых войск | Открытие новых знаний | Выучить историю танковых войск | 04.22 |
30 | Знамя КШИ - символ чести кадетского корпуса | Открытие новых знаний | Изучить положение о Знамени | 04.22 |
31 | Как стать офицером ВС РФ. Выпускники-курсанты ВУ | Закрепление знаний | Знать историю КШИ | 04.22 |
32 | Общие обязанности военнослужащих. Обязанности кадета | Комплексное применение знаний | Изучить обязанности кадета | 05.22 |
33 | Контрольное занятие | Комплексное применение знаний | Повторить основные понятия курса ОВС (по ключевым словам в учебнике) | 05.22 |
34 | Повторение пройденного материала | Контроль знаний | | 05.22 |
Темы для индивидуальных итоговых проектов:
Авиация. История зарождения;
Гражданская авиация в годы Великой Отечественной войны;
Гражданская авиация в период 1956-60гг. Начало внедрения реактивной техники;
Забытые истребители Второй Мировой войны;
История развития парашюта;
История самолетостроения;
Основатели русской воздухоплавательной школы;
Самолеты с изменяемой геометрией и стреловидностью крыльев;
Военно-воздушные силы России;
Военно-учебные заведения России;
Военные награды России;
Вооруженные силы РФ на современном этапе;
Воспитание военнослужащих на боевых традициях вооруженных сил России;
Кто будет защищать тебя, Родина?
Материальная ответственность военнослужащих;
Минирование и подрывные работы;
НАТО - военно-политическое объединение;
Организация и несение караульной службы;
Патриотизм;
Планирование повседневной деятельности воинской части;
Подготовка войск специального назначения в России;
Применение лазеров в военном деле;
Профилактическая работа по предупреждению распространения наркотических веществ среди военнослужащих;
Тактика ведения наступления;
Тактика действий танковых подразделений иностранных армий в локальных конфликтах;
Тактическая авиация США, ее организация, основные задачи, основы боевого применения;
Теория военного искусства;
Традиции русского военного этикета. Воинские ритуалы;
Физическая подготовка иностранной армии;
Активно-реактивная схема и ее применение в противотанковых гранатометах.