Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
«Московский индустриальный колледж»
(МИК № 41)
Подразделение «Давыдково»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(адаптированная, для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью)
ПО ПРЕДМЕТУ
«Письмо»
Основное общее образование, 9 класс
Учитель – составитель Кыкова-Чехвадзе А.М.
2020 / 2021 уч. год
Письмо
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Письмо» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 9 класса детализирует и раскрывает содержание общего образования в образовательной области «Язык и речевая практика», для ОВЗ (вариант 2) в образовательной области «Язык и речевая практика», определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета, в соответствии с целями изучения предмета «Письмо».
УМК: Особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),тяжелыми и множественными нарушениями развития вызывают необходимость специального подбора, изготовления и размножения учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения по всем предметным областям.
Цель: формирование и совершенствование знаний, умений, навыков, владение письмом,
формирование и совершенствование графо-моторных, умений, навыков.
Задачи:
- уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
- формирование первоначальных грамматических понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;
- овладение различными доступными средствами письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач;
- коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
- формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
- развитие навыков письма.
Место и роль предмета:
В обучении предмет «Письмо»занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции школьников, при этом значение и функции предмета «Письмо» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют успешность всего школьного обучения.
Количество учебных часов:
В Федеральном базисном образовательном плане для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)отводится на изучение предмета «Письмо» в 9 классе отводится 68 часов в год (34 недели по 2 часа в неделю).
Количество учебных часов:
В Федеральном базисном образовательном плане для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)отводится на изучение предмета «Письмо» в 9 классе отводится 68 часов в год (34 недели по 2 часа в неделю).
Формы организации учебного процесса:
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Технологии обучения:
Игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного подхода; приемы рефлексивных технологий.
Методы обучения:
а) общепедагогические методы:
словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;
наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;
практические – упражнения.
б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения:
задания по степени нарастающей трудности;
метод самостоятельной обработки информации;
специальные коррекционные упражнения;
задания с опорой на несколько анализаторов;
включение в уроки современных реалий;
развёрнутая словесная оценка.
Виды и формы контроля:
Знания и умения учащихся оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, самостоятельных работ, выборочных или словарных диктантов, текущих и итоговых контрольных письменных работ.
Основными видами классных письменных работ обучающихся являются: словарная работа, списывание с различными заданиями (вставить буквы в словах, выполнить звуковой анализ слов и составить схемы предложений, поставить ударение, разделить слова на слоги и для переноса, подчеркнуть слова с определенной орфограммой), запись составленных предложений, дополнение предложений, восстановление нарушенного порядка слов в предложении, разнообразные виды диктантов: зрительный, слуховой, объяснительный, предупредительный, письмо по памяти. Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, теста, грамматического задании с помощью педагога или без него.
При оценке устных ответов принимаются во внимание:
правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала,
полнота ответа,
умение практически применять свои знания,
последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Межпредметная интеграция письма осуществляется :
Чтением: формирование навыка правильного чтения слов, пересказа, составление рассказа по картине или ряду сюжетных картинок.
Изобразительным искусством: работа над художественными произведениями.
Физкультура: использование физкультурных минуток на уроках.
Математика: использование порядковых числительных в работе.
Критерии оценки:
Отметка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
«4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
«3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.
«2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большой или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом допускает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
Оценка «1» за устные ответы не ставится.
Оценка письменных работ учащихся
Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам повседневных письменных работ учащихся.
Материально - техническое обеспечение образовательного процесса
1. Наглядные пособия
Натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители).
Раздаточный материал: разрезные карточки.
Демонстрационные пособия:
- наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе по математике, счетный материал;
- изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).
2. Оборудование для мультимедийных демонстраций: компьютер, медиапроектор.
Содержание учебного предмета
Совершенствование техники письма. Письмо строчных и прописных букв, соединение их в слова. Выполнение с помощью учителя письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием. Списывание рукописного и печатного текстов по слогам. Проверка слов путем орфографического проговаривания. Письмо под диктовку простых по структуре предложений, состоящих из слов, написание которых не расходится с произношением; списывание слов со вставкой пропущенных букв. Списывание предложений с дополнением пропущенных слов по картинкам. Выписывание слов, начинающихся с определенной буквы, определенного слога и т. д.Составление под руководством учителя из букв разрезной азбуки слов — подписей под предметными рисунками и их запись; составление и запись предложений из трех-четырех данных вразбивку слов. Запись коротких предложений, составленных с помощью учителя в связи с чтением, работой по картинкам и с календарем природы.
Планируемый результат: Итоговые достижения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) принципиально отличаются от требований к итоговым достижениям детей с легкой умственной отсталостью (вариант 1). Они определяются индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции. Овладение знаниями, умениями и навыками в различных образовательных областях («академический» компонент) регламентируется рамками полезных и необходимых инструментов для решения задач повседневной жизни. Накопление доступных навыков коммуникации, самообслуживания, бытовой и доступной трудовой деятельности, а также перенос сформированных представлений и умений в собственную деятельность (компонент «жизненной компетенции») готовят обучающегося к использованию приобретенных в процессе образования умений для активной жизни в семье и обществе.