Муниципальное казенное образовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Одинцовская общеобразовательная школа «Надежда»
УТВЕРЖДАЮ Директор_______ К.С. Махнач |
Приказ № от_______2022 г. |
Рабочая программа
по предмету: «Прикладной профильный труд»
8 класс (надомное обучение)
Составитель: Малынова Э.С., учитель 1 КК
2022-2023 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету: ««Прикладной профильный труд» для обучающихся 8 классов с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» на основе:
письма МО РФ от 03.04.2003г. номер 27/27 22-6;
программно-методического материала «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И. М. Бгажноковой.
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа составлена на 34 часа (по 1 часу в неделю при 34 учебных неделях).
Описание методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса
Учебное оборудование:
технические средства (мультимедийный проектор, компьютер)
учебные (стол, доска)
Учебные средства:
Программно-методические материалы под ред. И.М. Бгажноковой./ «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта», Москва, ВЛАДОС, 2016;
Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по курсу «Технология» / А.Г. Галле, Е.Ю. Головинская. – Самара: Современные образовательные технологии, 2013.
Результаты изучения учебного предмета
Учащиеся (базовый уровень) должны знать/уметь:
знать названия инструментов для садоводства (грабли, ведра, лейки, лопаты и др.);
определять необходимость полива растения, определять количество воды для полива;
изготовлять бороздки (лунки) на грядке, выкапывать ямки под руководством и с помощью учителя;
соблюдать ТБ при работе с ножницами, правила безопасной работы с иглой;
различать инструменты и материалы для ручного шитья;
вдевать нити в иголку самостоятельно или с помощью учителя;
пришивать самостоятельно или с помощью учителя пуговицы с двумя отверстиями (с четырьмя отверстиями, на ножке);
выполнять шов «вперед иголкой»;
вытирать поверхности;
подметать мусор;
соблюдать правила санитарии и гигиены в убираемом помещении.
обсуждать полученный результат в соответствии с своими представлениями;
сопоставлять свою работу с образцом самостоятельно или с помощью учителя.
Учащиеся (сниженный уровень) должны знать/уметь:
ухаживать за растениями (полив, рыхление) с помощью учителя;
убирать с поверхности стола остатки еды и мусора, вытирать поверхности;
подбирать цветные нити по цвету, связывать их, наматывать нитки в клубок, на картонку.
выполнять работу с помощью учителя;
сопоставлять свою работу с образцом.
Основное содержание учебного предмета
Сохранение и поддержка здоровья. Личная гигиена – 3 ч
Вводное занятие. Содержание обучения в предстоящем учебном году. Организация учебной трудовой группы. Личная гигиена. Правила здорового образа жизни.
Гигиена рук в течение дня. Предметы и средства личной гигиены.
Уход за одеждой и обувью - 7 ч
Специальная одежда: виды, назначение. Профессии обслуживающего труда. Защита рук и головы во время работы. Правила ухода за одеждой и обувью. Уход за одеждой: ручная стирка. Средства для ручной стирки. Уход за одеждой: подготовка к стирке носков. Ежедневный уход за обувью. Средства ухода за обувью из разных материалов. Сушка мокрой обуви. Правила ухода за обувью. Хранение: одежды, спецодежды, обуви.
Растениеводство. Комнатные растения - 9 ч.
Комнатные растения, названия. Значение комнатных растений в жизни человека.
Условия для жизни растений. Особенности листьев комнатных растений. Емкости и инвентарь для комнатных растений. Уход за комнатными растениями: полив. Требования к температуре и качеству воды, периодичность полива, приёмы.
Определение необходимости полива растения. Определение количества воды для полива. Ручной инвентарь для посева семян в ящики. Понятие «перевалка» и «пересадка растения. Значение и приемы перевалки комнатного растения. Растения, подлежащие перевалке. Подбор цветочных горшков для переваливаемых растений.
Ручное шитье - 6 ч.
Свойства ткани (мнется, гладится, режется, сшивается, сматывается, складывается, толстая, тонкая, шероховатая, гладкая, лицевая сторона, изнаночная сторона). Сорта ткани (шерстяные, хлопковые) и их применение в одежде. Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Правила техник безопасности при работе с колющими инструментами. Цвета тканей и ниток. Швейная игла, её назначение и устройство. Пуговицы: виды, способы пришивания, выбор ниток. Знакомство со стежками: выполнение шва «вперед иголкой». Приёмы работы с напёрстком. Обмёточный косой стежок.
Уход за жилищем - 9 ч.
Помещения школы. Дежурство по столовой. Виды уборок: ежедневная, периодическая, генеральная; влажная, сухая. Назначение. Уборочный инвентарь для мытья полов. Моющие средства. Техника безопасности при их использовании. Назначение подоконника. Правила безопасности при протирке подоконника.
Уборка мебели. Виды полов. Уборка пола. Влажная уборка пола. Средства защиты при мытье полов. Порядок уборки пола. Загрязнение жилых помещений. Виды работ по уборке помещения.
Тематическое планирование
| Тема | Количество часов |
1 | Сохранение и поддержка здоровья. Личная гигиена. | 3 |
2 | Уход за одеждой и обувью. | 7 |
3 | Растениеводство. Комнатные растения. | 9 |
4 | Ручное шитье. | 6 |
5 | Уход за жилищем. | 9 |
| Итого: | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Название раздела, темы | Плановая дата | Фактическая дата | Примечания |
| Сохранение и поддержка здоровья. Личная гигиена. 3 ч. | | | |
| Личная гигиена. Правила здорового образа жизни. | 7.09 | | |
| Гигиена рук в течение дня. | 14.09 | | |
| Предметы и средства личной гигиены. | 21.09 | | |
| Уход за одеждой и обувью. 7 ч. | | | |
| Специальная одежда: виды, назначение. | 28.09 | | |
| Профессии обслуживающего труда. | 5.10 | | |
| Защита рук и головы во время работы. | 19.10 | | |
| Дидактическая игра «Рабочая одежда». | 26.10 | | |
| Правила ухода за одеждой и обувью. | 2.11 | | |
| Правила ухода за обувью. | 9.11 | | |
| Хранение одежды. Хранение обуви. | 16.11 | | |
| Растениеводство. Комнатные растения. 9 ч. | | | |
| Комнатные растения, названия. Значение комнатных растений в жизни человека. | 30.11 | | |
| Особенности листьев комнатных растений. | 7.12 | | |
| Уход за комнатными растениями: полив. Требования к температуре и качеству воды, периодичность полива, приёмы. | 14.12 | | |
| Опрыскивание растений. Удаление сухих листьев с растений. | 21.12 | | |
| Рыхление почвы. Внесение органических удобрений в почву. | 28.12 | | |
| Насыпка земляной смеси на дно сухого горшка. Выемка растения вместе с комом земли из прежнего горшка и пересадка в новый. | 11.01 | | |
| Приемы выращивания культурных растений. | | | |
| Выкапывание ямы. Посадка лука, полив луковиц. Чистка и мытье садового инвентаря. | 18.01 | | |
| Посадка гороха, полив и уход. | 25.01 | | |
| Наблюдение за всходами. Систематический полив. | 1.02 | | |
| Ручное шитье. 6 ч. | | | |
| Свойства ткани (мнется, гладится, режется, сшивается, сматывается, складывается, толстая, тонкая, шероховатая, гладкая, лицевая сторона, изнаночная сторона). | 8.02 | | |
| Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Правила техники безопасности при работе с колющими инструментами. | 15.02 | | |
| Пуговицы: виды, способы пришивания, выбор ниток. | 1.03 | | |
| Виды ремонта одежды. Определение места оторванной пуговицы. Пришивание пуговицы со сквозными отверстиями (2 отверстия). | 8.03 | | |
| Пришивание пуговицы с четырьмя отверстиями. | 15.03 | | |
| Знакомство со стежками: выполнение шва «вперед иголкой». Приёмы работы с напёрстком. | 22.03 | | |
| Уход за жилищем. 9 ч. | | | |
| Виды работ по уборке помещения. | 29.03 | | |
| Виды уборок: ежедневная, периодическая, генеральная; влажная, сухая. Назначение. | 12.04 | | |
| Уборочный инвентарь для мытья полов. | 19.04 | | |
| Моющие средства. Техника безопасности при их использовании. | 26.04 | | |
| Назначение подоконника. Протирка подоконника. Правила безопасности при протирке подоконника. | 3.05 | | |
| Уборка мебели. Вытирание поверхности мебели. Соблюдение последовательности действий при мытье поверхностей мебели. | 10.05 | | |
| Виды полов. Сухая уборка пола. | 17.05 | | |
| Уборка пола. Сметание мусора на полу в определенное место. Заметание мусора на совок. | 24.05 | | |
| Влажная уборка пола. Средства защиты при мытье полов. | 24.05 | | |
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
От ______2022г. №________
__________________ Д.Н. Трубецкая
СОГЛАСОВАНО
Протокол методического объединения
От _________2022. №_______
Председатель ШМО____________А.Л. Денисова