Областное казенное общеобразовательное учреждение «Тёткинская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
«Рассмотрена и принята» на заседании педагогического совета Протокол № 6 от 07.06.2024 г | «Согласована» Зам. директора по УР __________Сергиенко Н.И. | «Утверждаю» Директор ОКОУ «Тёткинская школа-интернат » _____________Бабкина Н.Н. Приказ №12/1 от «05» 07.2024г | |
Рабочая программа учебного предмета
«Профильный труд»
Учитель: Тарасова Е.А.
Класс: 6 А
Всего часов в год: 67
Всего часов в неделю: 2
Срок реализации: 1 год
пгт. Тёткино, 2024г.
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Профильный труд» для 6 А класса
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
на основе следующих документов:
1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г № 273-ФЗ.
2. Приказ МО РФ №1599 от 19.12.14г. «Об утверждении ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями»;
3. Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1026 Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к исполнению при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями на 26 января 2016 года.
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минобрнауки России от июня 2015 года № 576; приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 года № 1529;
приказом Минобрнауки России от 26 января 2016 года № 38, от 05.07.2017г.; приказом Минобрнауки России от 23 декабря 2020 года № 766.
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28. 09. 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
6. АООП ОКОУ «Тёткинская школа-интернат».
7. Положение о рабочей программе учебного предмета ОКОУ «Тёткинская школа интернат».
8. Учебный план ОКОУ «Тёткинская школа-интернат» на 2024-2025 учебный год.
В учебном плане предмет представлен с расчетом 2 часа в неделю, 34 учебные недели, 67 часов.
Цель уроков - подготовка учащихся к доступной трудовой деятельности.
Основные задачи:
формирование представлений о свойствах материалов;
формирование умений выполнять практические задания по предмету;
формирование и обогащение сенсорного опыта;
формирование потребности учащегося использовать вербальные и невербальные средства общения для обогащения чувственного опыта и умения фиксировать полученные впечатления в речи;
формирование умения переносить знания, умения и навыки в практическую деятельность вне урока;
развитие мышц рук, глазомера;
развитие умений использовать эталоны для обозначения свойств и качеств предметов (цвет, форма, размер);
развитие умений подбирать предметы по одному-двум качествам (цвет, размер, материал);
коррекция недостатков мыслительной деятельности (развитие анализа, синтеза, сравнения, обобщения);
развитие интереса к трудовой деятельности;
формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием;
обучение доступным приёмам работы с различными материалами;
освоение отдельных операций и технологий по изготовлению различных изделий;
воспитание бережного отношения к результату своего труда и труда других.
2. 2Возможные личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
РаВ структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Возможные личностные результаты освоения программы по профильному труду в 6 классе II вариант включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки:
Помочь ребенку преодолеть социально-педагогические трудности.
Коррекция отклонений, имеющихся в развитии и поведении.
Укреплять положительные нравственные начала личности ребёнка.
Адаптироваться в коллективе сверстников, включаться в социальные и внутри - коллективные отношения.
Социальная реабилитация: восстановить отношения со средой.
Привлечь ребёнка к социально значимой и трудовой деятельности.
Создание ярких эмоциональных представлений об окружающем мире.
Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
фиксировать взгляд на объекте;
сортировать и подготавливать к работе природный материал;
воспроизводить (совместно с учителем и по подражанию) комбинации из деревянных (пластмассовых, металлических) деталей строительного набора, представляющих собой простую конструкцию;
усвоение правил техники безопасности;
развитие понимания словесных инструкций (выполнять по инструкции трудовые операции), характеризовать материалы и инструменты, устанавливать последовательность работы;
уметь кратко отчитаться и оценить качество проделанной работы (аккуратно, неаккуратно);
формирование умений работать с разными видами материалов и инструментами, выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств;
формирование навыков самообслуживания, организационных трудовых умений (правильно располагать материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования и т.д.);
умение использовать в трудовой деятельности различные инструменты, материалы; соблюдать необходимые правила техники безопасности;
умение соблюдать технологические процессы, например: выращивание и уход за растениями, изготовление изделий из бумаги, ткани, пластилина и другие, с учетом особенностей региона;
получение первоначальных представлений о сознательном и нравственном значении труда в жизни человека, о мире профессий;
умение выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых операций, несложные виды работ, применяемые в сферах производства и обслуживания.
− овладение умением адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для3. Содержание учебного предмета
Вводное занятие (1ч)
Беседа о труде и профессии. Знакомство учащихся с особенностями уроков трудового обучения. Многообразие профессий. Профессии родителей обучающихся. Необходимость рабочих профессий. Профессии в школе. Профессии обслуживающего труда.
Кабинет обслуживающего труда: оборудование, правила работы и поведение. Ознакомление с рабочим местом и правила ухода за ним. Обязанности дежурных.
Соблюдение техники безопасности и правил безопасной работы с инструментами. Распределение рабочих мест учащихся.
Работа с природными материалами (10ч)10
Аппликации с использованием листьев.
Технические сведения. Свойства материалов, используемые при работе. Инструменты, применяемые при работе. Материалы, используемые для скрепления деталей. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований.
Приемы работы. Соединение деталей с помощью клея, пластилина. Соблюдение пропорций.
Аппликация «Цветок» (нанесение рисунка из крупы на пластилиновую основу), объёмные фигуры «Заяц», «Сова» (из еловых шишек, круп, семян, макаронных изделий), составление по образцу сюжетной картинки из природного материала, изготовление аппликации с применением макаронных изделий, украшение одноразовой тарелки композицией из природного материала.
Технические сведения. Свойства материалов, используемые при работе. Инструменты, применяемые при работе. Материалы, используемые для скрепления деталей. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований.
Приемы работы. Соединение деталей с помощью клея, пластилина. Соблюдение пропорций.
Уборка территории (15ч)
Объекты работы. Дорожки. Территория школы и вокруг неё.
Теоретические сведения. Хозяйственный инвентарь (метла, совковая лопата, носилки) назначение и устройство. Порядок хранения инвентаря. Правила техники безопасности при использовании.
Территория вокруг школы, расположение, назначение. Инвентарь для выполнения уборочных работ. Правила техники безопасности. Порядок уборки для хранения инвентаря.
Умение. Подбор инвентаря. Обращение с метлой, совковой лопатой, носилками.
Практические работы. Подметание дорожек с твердым покрытием. Сбор и переноска мусора. Очистка хозяйственного инвентаря и установка на место хранения.
Подметание территории вокруг школы. Сбор и переноска мусора. Утилизация мусора. Очитка инвентаря.
Работа с пластилином (8ч)
Лепка по представлению предметов шаровидной формы, овощей и ягоды, посуда.
Технические сведения. Назначение пластилина. Назначение инструментов. Организация рабочего места при выполнении лепки. Уборка рабочего места.
Приемы работы. Заготовка материала (кусочков пластилина заданного размера) с применением резака. Раскатывание шариков круговыми движениями, палочек. Деление шарика на 2 равные части резаком. Соединение деталей способом «примазывания».
Лепка деревьев способом «примазывания». Лепка диких животных (лиса). Лепка домашних птиц (утка, цыплёнок).
Технические сведения. Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований при лепке. Пространственное положение деталей относительно друг друга. Пропорциональное соотношение элементов поделки. Самостоятельный подбор цвета.
Приемы работы. Лепка изделий путем раскатывания шариков, вытягивания из шарика конуса. Обработка изделия стекой. Отделка изделия цветным пластилином.
Работа с бумагой и картоном (12ч)
Виды бумаги (писчая, цветная). Виды бумаги и назначение. Измерительная линейка. Устройство и правила пользования. Практическая работа. Разметка деталей по длине. Выполнение заготовок для аппликации. Клей: назначение, свойства. Ножницы канцелярские, устройство, безопасное использование. Практическая работа. Вырезание деталей для аппликации «Школа». Практическая работа. Наклеивание деталей аппликации. Аппликация «Жилая комната». Вырезание. Аппликация «Жилая комната». Наклеивание подготовленных деталей.
Технические сведения. Применение и назначение бумаги. Свойства и особенности бумаги. Инструменты, применяемые для работы с картоном, их назначение. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Разметка по шаблону. Смазывание клеем детали. Резание бумаги ножницами по линиям разметки. Синхронность работы обеих рук при резании по прямым и кривым линиям. Складывание бумаги (по показу, по подробной схеме). Разрывание салфеток по линии сгиба, раскатывание шариков круговыми движениями.
Изготовление аппликации и заготовка деталей аппликаций с помощью шаблона, наклеивание их на картон с опорой на образец.
Изготовление елочных игрушек и их украшение.
Технические сведения.
Различение бумаги и картона. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Разметка бумаги и картона по трафарету и шаблону, рациональная разметка. Склеивание игрушки из согнутых под прямым углом частей изделий. Закрепление нитки-петли.
Вырезание геометрических фигур из цветной бумаги, самостоятельное составление узора. Складывание бумаги (оригами).
Технические сведения. Организация рабочего места. Правила безопасной работы.
Приемы работы. Разметка деталей по шаблону. Складывание бумаги по показу и по подробной схеме.
Уборка помещений
(9ч)
Пол: виды (дощатый крашеный). Пол: виды (покрытый линолеумом). Средства для мытья пола. Рабочая одежда (халат, косынка). Рабочая одежда (халат, косынка): хранение, уход. Уборочный инвентарь (ведро, таз, совок, половая щетка, тряпка, швабра) назначение. Уборочный инвентарь: использование, бережное обращение. Подготовка к хранению. Порядок хранения. Правила безопасности при уборке полов. Практическая работа. Подготовка к сухой уборке пола. Практическая работа. Подготовка к влажной уборке пола. Подметание пола. Практическая работа. Протирка пола шваброй.
Объект работы. Мастерская. Полы в мастерской. Практическая работа. Обработка уборочного инвентаря после работы и укладывание в отведенное место для хранения.
Теоретические сведения. Значение уборки и ее необходимость. Требования к уборке мастерской. Подготовка необходимого инвентаря. Мытье столов и стульев.
Умение. Влажная уборка. Определение качества работы.
Практические работы. Уборка рабочего места. Подбор уборочного инвентаря. Мытье полов. Мытье столов и стульев. Влажная уборка мастерской. Определение качества уборки.
Работа с текстильными материалами (9ч)
Ткань: применение. Ткань: виды. Ткань: названия распространенных видов.и, ре Лицевая и изнаночная сторона ткани. Пуговица: виды, нитки для пришивания.в Пуговица: способы пришивания. Образование «ножки» из нитки. Закрепление нитки узелком и несколькими стежками. Практическая работа. Определение места крепления пуговицы. Практическая работа. Образование «ножки». Практическая работа. Закрепление нитки узелком и несколькими стежками. Практическая работа. Пришивание пуговицы с двумя отверстиями. Практическая работа. Пришивание пуговицы с четырьмя отверстиями.заплаты.
Технические сведения: Нитки. Свойства ниток. Материал для вышивания: нитки швейные, мулине, ирис. Особенности ниток, используемых для вышивания. Понятия «стежок». Контроль размера стежков и расстояний между ними. Закрепление нитки в начале и конце работы. Организация рабочего места при работе. Правила безопасной работы с колющими и режущими инструментами.
Приёмы работы: Прокалывание иглой отверстий на равном расстоянии друг от друга (длина стежка). Выбор цвета нитки для вышивания изделия. Отмеривание нитки, вдевание нитки в иголку. Закрепление нитки в начале работы узелком. Определение длины стежка по проколам, линейке. Закрепление нитки в конце работы. Отрезание нитки ножницами. Соблюдение правил безопасной работы колющими и режущими инструментами.
Уход за комнатными растениями.
Комнатные растения. Названия. Требования к размещению комнатных растений. Теневыносливые комнатные растения. Светолюбивые комнатные растения
Практические работы: полив, рыхление, протирание листьев.
Приемы работы: Работа по инструкции учителя. Умение пользоваться лейкой. Соблюдение правил безопасной работы.
4. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата |
По плану | фактически |
1 | Вводное занятие. Беседа о подготовке школьников к труду. | 02.09 | |
2 | Беседа о подготовке школьников к рабочим профессиям. | 02.09 | |
3 | Многообразие профессий. | 09.09 | |
4 | Профессии родителей обучающихся. | 09.09 | |
5 | Необходимость рабочих профессий. | 16.09 | |
6 | Профессии в школе. | 16.09 | |
7 | Простейшие профессии обслуживающего труда. | 23.09 | |
8 | Кабинет обслуживающего труда: оборудование, правила работы и поведение. | 23.09 | |
9 | Ознакомление с рабочим местом и правила ухода за ним. | 30.09 | |
10 | Обязанности дежурных. | 30.09 | |
11 | Знакомство с основными видами практических работ. | 07.10 | |
12 | Техника безопасности на уроках обслуживающего труда. | 07.10 | |
13 | Работа с пластилином. Правила т/б при работе с пластилином. | 14.10 | |
14 | Лепка деревьев способом «примазывания». | 14.10 | |
15 | Лепка диких животных (лиса). | 21.10 | |
16 | Лепка домашних птиц (утка, цыплёнок). | 21.10 | |
17 | Работа с бумагой. Виды бумаги (писчая, цветная). | 11.11 | |
18 | Виды бумаги и назначение. | 11.11 | |
19 | Измерительная линейка. Устройство и правила пользования. | 18.11 | |
20 | Практическая работа. Разметка деталей по длине. Выполнение заготовок для аппликации. | 18.11 | |
21 | Клей: назначение, свойства. | 25.11 | |
22 | Ножницы канцелярские, устройство, безопасное использование. | 25.11 | |
23 | Практическая работа. Вырезание деталей для аппликации «Школа». | 02.12 | |
24 | Практическая работа. Наклеивание деталей аппликации. | 02.12 | |
25 | Аппликация «Жилая комната». Вырезание. | 09.12 | |
26 | Аппликация «Жилая комната». Наклеивание подготовленных деталей. | 09.12 | |
27 | Работа с тканью. Ткань: применение. | 16.12 | |
28 | Ткань: виды. | 16.12 | |
29 | Ткань: названия распространенных видов. | 23.12 | |
30 | Лицевая и изнаночная сторона ткани. | 23.12 | |
31 | Работа с картоном и бумагой. Картон: применение. | 13.01 | |
32 | Картон: свойства. | 13.01 | |
33 | Нож для торцевания картона: приемы работы, безопасное пользование. | 20.01 | |
34 | Практическая работа. Разметка деталей из бумаги по линейке. | 20.01 | |
35 | Практическая работа. Разметка деталей из бумаги по шаблонам. | 27.01 | |
36 | Нанесение клея на большие поверхности. | 27.01 | |
37 | Практическая работа. Изготовление шаблонов заданной ширины. | 03.02 | |
38 | Ежедневная уборка в школе. Пол: виды (дощатый крашеный). | 03.02 | |
39 | Пол: виды (покрытый линолеумом). | 10.02 | |
40 | Средства для мытья пола. | 10.02 | |
41 | Рабочая одежда (халат, косынка). | 17.02 | |
42 | Рабочая одежда (халат, косынка): хранение, уход. | 17.02 | |
43 | Уборочный инвентарь (ведро, таз, совок, половая щетка, тряпка, швабра) назначение. | 24.02 | |
44 | Уборочный инвентарь: использование, бережное обращение. | 24.02 | |
45 | Подготовка к хранению. | 03.03 | |
46 | Порядок хранения. | 03.03 | |
47 | Правила безопасности при уборке полов. | 10.03 | |
48 | Практическая работа. Подготовка к сухой уборке пола. | 10.03 | |
49 | Практическая работа. Подготовка к влажной уборке пола. | 17.03 | |
50 | Подметание пола. | 17.03 | |
51 | Практическая работа. Протирка пола шваброй. | 24.03 | |
52 | Практическая работа. Обработка уборочного инвентаря после работы и укладывание в отведенное место для хранения. | 24.03 | |
53 | Работа с тканью. Пуговица: виды, нитки для пришивания. | 07.04 | |
54 | Пуговица: способы пришивания. | 07.04 | |
55 | Пришивание пуговицы способом «параллельные линии». | 14.04 | |
56 | Пришивание пуговицы способом «крестик». | 14.04 | |
57 | Образование «ножки» из нитки. | 21.04 | |
58 | Закрепление нитки узелком и несколькими стежками. | 21.04 | |
59 | Практическая работа. Определение места крепления пуговицы. | 28.04 | |
60 | Практическая работа. Образование «ножки». | 28.04 | |
61 | Практическая работа. Закрепление нитки узелком и несколькими стежками. | 05.05 | |
62 | Практическая работа. Пришивание пуговицы с двумя отверстиями. | 05.05 | |
63 | Практическая работа. Пришивание пуговицы с четырьмя отверстиями. | 12.05 | |
64 | Уход за комнатными растениями. Комнатные растения. Названия. | 12.05 | |
65 | Требования к размещению комнатных растений. | 19.05 | |
66 | Теневыносливые комнатные растения. | 19.05 | |
67 | Светолюбивые комнатные растения. | 26.05 | |
68 | Обобщающий урок по теме. | 26.05 | |
5. Методические материалы
Разработки мультимедийных презентаций.
Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся.
Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия.