СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету «Развитие речи» для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2) 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Рабочая программа по предмету "Развитие речи" ориентирована на реализацию специальных условий обучения, с учетом состава обучающихся с ТНР, особенностей проявления речевого дефекта, его структуры и степени выраженности. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету «Развитие речи» для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2) 5 класс»

Рассмотрено

Руководитель МО _______/________________/

Протокол №__от « »____2022г.


Утверждаю

Директор

МОУ « ТШИ СОО»

________/Саруханян М. Б. /

Приказ №_245 от «31» августа 2022г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Акимовой Татьяны Николаевны

(первая категория)

по предмету «Развитие речи»

для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2)

5 класс

















2022-2023 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ


Пояснительная записка………………………………………………………………

3

Общая характеристика учебного предмета «Развитие речи»……………………..

4

Цели изучения учебного предмета «Развитие речи»……………………………..

9

Место учебного предмета «Развитие речи» в чебном плане………………………

10

Принципы и подходы к реализации программы учебного предмета «Развитие речи»………………………………………………………………………………….


10

Содержание учебного предмета «Развитие речи»…………………………………

12

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Развитие речи» на уровне основного общего образования……………………………………………


18

Личностные и метапредметные результаты……………………………………….

18

Предметные результаты…………………………………………………………….

19

Тематическое планирование………………………………………………………..

22

Контрольно-оценочные материалы и критерии оценки планируемых результатов обучения по учебному предмету «Развитие речи»…………………...


29





























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по развитию речи на уровне основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2) разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части «создания условий, способствующих получению качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья», обучающимся по основной образовательной программе начального общего образования;

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05 2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05 07 2021 г , рег номер — 64101) (далее — ФГОС ООО);

  • Примерной программы воспитания;

  • Примерной адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22) с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения Основной образовательной программы основного общего образования.

  • Адаптированной основной образовательной программы 5.2 (для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи) МОУ «ТШИ СОО».

Рабочая программа ориентирована на реализацию специальных условий обучения, с учетом состава обучающихся с ТНР, особенностей проявления речевого дефекта, его структуры и степени выраженности.

Программа направлена на обеспечение системно – деятельного подхода, положенного в основу ФГОС, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего образования, развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем как развития у обучающихся правильной, четкой, выразительной связной речи, освоения ими конкретных знаний и навыков в рамках фонематических представлений, произносительных норм, устной и письменной речи и чтения, так и сознательного, активного присвоения ими нового социального опыта.

Личностные и предметные результаты представлены с учетом особенностей реализации коррекционной направленности обучения данного контингента обучающихся и методических традиций его построения.

Психолого-педагогическая характеристика обучающегося с ТНР

Обучающийся 5 класса имеет диагноз IIIур. общего недоразвития речи обусловленного дизартрией. Смешанную форму дисграфии и дислексии. Так как специфическими чертами нарушения звукопроизношения при дизартрии являются стойкость дефектов и трудность их преодоления, поэтому работа по автоматизации и дифференциации поставленных звуков ведется на протяжении длительного периода.

Также у обучающегося отмечаются задержки и нарушения формирования фонематических процессов, языкового анализа и синтеза, несформированность когнитивных процессов, опосредованных речью (трудности запоминания лингвистического материала, недостаточная сформированность словесно-логического мышления, нарушения концентрации и переключаемости внимания к вербальному материалу), низкая языковая способность. Моторно неловок, недостаточная сформированность движений общей и мелкой моторики, задержки усвоения пространственных и временных ощущений и понятий.

Помимо указанных проявлений нарушения речи, отмечаются нарушения высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления).


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»


Данный учебный предмет был включен в учебный план в связи с необходимостью восполнения пробелов в речеязыковом развитии обучающихся с ТНР. Недостаточный уровень сформированности языковых средств (фонологии, лексики, грамматика, связной речи) у ряда обучающихся в заметной степени препятствует успешному освоению не только предметных компетенций в области «Русский язык и литература», но и в рамках других предметных областей.

В то же время, другая группа обучающихся испытывает парциальные трудности в виде нарушений чтения и/или письма, что также откладывает определенный отпечаток на процесс формирования текстовой компетенции, что обуславливает необходимость организации целенаправленной коррекционной работы по ее формированию.

Кроме того, одним направлением реализации специальных образовательных условий является развитие и формирование коммуникативных компетенций, на что указывается в основополагающих документах: ФГОС ООО, ПООП ООО, ПАООП ООО и других. Это направление коррекционной работы также реализуется в рамках данного учебного предмета.

Обучение по предмету «Развитие речи» имеет практическую направленность, не предполагает изучения большого массива теоретических знаний и ориентировано на развитие функциональной грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов, оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

В содержании программы выделено четыре направления работы: Работа над словом, Работа над словосочетанием и предложением, Работа над текстом, Виды речевой деятельности и культура речи.

Работа над словом. В рамках данного направления предполагается организация работы по расширению и уточнению словарного запаса. В отличие обучения на уровне начального общего образования, когда основное внимание уделялось количественным параметрам, на уровне основного общего образования расширение словарного запаса происходит, прежде всего, за счет лексической системности, освоения сложных морфологических категорий, присущих литературному письменному языку, развития образности на базе освоения коннотативного значения лексических единиц, использования их в рамках образных выражений. Данный раздел тесно связан, с одной стороны, с тематикой курса «Русского языка», поскольку предполагает опережающее практическое знакомство с языковым материалом, который позже будет изучаться теоретически. С другой – с курсом литературы, выступающий в качестве базового для освоения лексических средств выразительности, обеспечивающих понимание текстов различных жанров и их продуцирование.

Содержание данного направления определяется рядом условий:

  • Обеспечение успешности освоения предметных результатов раздела «Русский язык и литература», а также других разделов программы. В связи с этим в содержание работы включается лексика, фразеологизмы, используемые в текстах, предлагаемых для литературного чтения, по другим предметам. Данная работа должна носить опережающий характер, для того чтобы сформировать у детей с тяжелыми нарушениями речи предварительные знания о семантике изучаемой лексики, способах ее употребления.

Кроме того, для успешного освоения программного материала по учебному предмету «Русский язык» обучающимся необходимо освоить те грамматические категории, которые будут изучаться с теоретической точки зрения. На уроках развития речи в опережающем режиме обучающихся учат опознавать части речи, понимать их обобщенное значение, изменять их, кроме того обучающиеся тренируются использовать данные части речи в ходе практических упражнений, учатся их понимать в процессе чтения или аудирования, использовать в собственной речи.

  • Расширение словарного запаса за счет разнообразных форм словообразования. Формирование внимательного отношения к морфемной и словообразовательной структуре слова. Практическое использование словообразования для формулирования и выражения коммуникативных интенций.

Такое опережающее обучение учитывает специфические потребности обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и формируют опыт их практического словоупотребления.

  • Восполнение пробелов лексической индивидуальной системы. Как известно, у детей с тяжелыми нарушениями речи существуют проблемы в формировании лексической системы, образующей многокомпонентные парадигматические и синтагматические отношения. Поэтому на всех этапах обучения необходимо отрабатывать навыки подбора синонимов, антонимов, омонимов и проч. Недостаток речевой практики диктует также необходимость отработки в рецептивном и продуктивном планах употребление лексики в связанных словосочетаниях различного типа, словосочетаниях с многовалентными и маловалентными связями.

  • Формирование лексики для реализации коммуникативных социальных контактов, включающее взаимодействие в различных социальных ситуациях, а также в интернет-сообществах, при использовании IT технологий.

Обучающиеся учатся различать и использовать основные способы толкования лексического значения слова (использование толкового словаря и других словарей как в печатном виде, так и в онлайн форме; подбирать однокоренные слова; синонимы и антонимы; определять значения слова по контексту, на основе словообразовательного или морфемного анализа). В связи с этим широко используются разные виды лексических словарей. Использование словарей позволяет формировать внимательное отношение к языковому материалу, навыки языкового анализа.

Поскольку у обучающихся с ТНР и на уровне основного общего образования сохраняются трудности распознавать однозначные и многозначные слова, различать прямое и переносное значение слова, распознавать синонимы, антонимы, омонимы; различать многозначные слова и омонимы; характеризовать тематические группы слов: родовые и видовые понятия работа над этими видами парадигматических отношений продолжается и в пятом классе. Основой является программная лексика из различных разделов программы.

Кроме того, для того чтобы речь обучающихся была выразительной, эмоционально окрашенной необходимо продолжать учить их уместно использовать слова с суффиксами оценки в собственной речи.

Направление Работа над словосочетанием и предложением предполагает продолжение работы, проводимой на уровне начального общего образования, по развитию и совершенствованию навыков установления связей между словами в словосочетаниях и предложениях, освоения различных типов предложения с учетом программного материала по предмету «Русский язык».

Предлагаемый для анализа и синтеза лингвистический материал постепенно по мере обучения усложняется. Однако, на протяжении всего времени обучения широко используются наглядные опоры, визуальные модели. Практическое освоение данного материала предполагает реализацию прагматического аспекта обучения языку. Это означает необходимость изучения синтаксических моделей в структуре текста. Важно добиться от обучающихся умения видеть данные конструкции в тексте, понимать их семантику, а также использовать их в собственной устной и письменной речи.

Работа над предложением проводится с опорой на методы моделирования и конструирования, способствующие формированию и развитию процессов языкового анализа и синтеза. В работе над предложением уделяется большое внимание семантическим связям между словами в предложении с постепенным переходом к анализу синтаксических ролей (с использованием вопросов, схем, верификации предложений, подбору синтаксических синонимов и проч.). Одним из хорошо зарекомендовавших в работе с детьми с ТНР методов является метод символизации (опоры на материализованные основы), позволяющие целенаправленно формировать умственные действия обучающихся и интериоризацию предлагаемых моделей и действий.

В ходе практических упражнений у обучающихся закрепляют умение распознавать единицы синтаксиса (словосочетание и предложение), в том числе, в дистантных конструкциях; выделять словосочетания, распознавать их виды по характеру главного слова. Данное направление работы является актуальным на всех уровнях обучения, особенно при усложнении структуры предложения и освоении структуры сложных предложений. Наблюдение, лингвистический эксперимент являются одними из ведущих форм обучения.

В рамках направления Работа над текстом предполагается организация работы по развитию навыков понимания и продуцирования текстов различных жанров, т.е. текстовой компетенции. В продолжение работы на уровне начального общего образования предлагается уточнить признаки текста, понятие «тема текста», «сюжет текста». Обучающиеся знакомятся с жанровым разнообразием текстов, учатся определять их дифференциальные характеристики.

Большое внимание необходимо уделять развитию механизмов понимания текста: компрессии и развертыванию, которые формируются в процессе практических упражнений.

Направление Виды речевой деятельности и культура речи.

В рамках данного направления большое внимание уделяется формированию практических навыков общения в условиях реального иди удаленного взаимодействия (с использование социальных сетей и мессенджеров). Учитывая современную реальность, необходимо обучать детей с ТНР правильному поведению в условиях дискурса, учитывать традиции общения, а также уметь реагировать на его составляющие, например, на личность и манеру общения оппонента по общению. Содержание данного раздела предполагает формирование метапредметных навыков и обеспечивает успешную социализацию выпускников.

Для реализации данных задач большое значение имеет формирование навыка аудирования как метапредметного навыка. С этой точки зрения важно, чтобы обучающиеся владели различными видами аудирования: выборочным, детальным – как научно-учебных, так и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи. Умение аудирования обеспечивает не только усвоение программного материала, но является необходимым условием успешной коммуникации. Одним из упражнений, в рамках данного направления является составление диалогов на бытовые и учебные темы. Моделирование различных бытовых и учебных ситуаций позволяет создавать шаблоны коммуникативных формулировок, соблюдать в устной речи и на письме правила речевого этикета; уметь употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы в речевых формулах приветствия, прощания, просьбы, благодарности.

Обучающиеся тренируются в умении начинать диалог, поддерживать его и завершать. Важно обучать детей с ТНР прерывать диалог, если он угрожает их здоровью и жизни. Необходимо учитывать, что современные дети активно общаются не только в реальности, но и в виртуальном пространстве. В программе предусматривается необходимость обсуждения с обучающимися правил общения в этих условиях, формирования способов и характера безопасного общения. В связи с достижением пубертата, у обучающихся меняются приоритеты в общении, преобладают эмотивные формы коммуникации. Поэтому включена работа по формированию сценариев решения конфликтов как со сверстниками, так и со взрослыми.

Успешность и эффективность коммуникативного взаимодействия во многом определяется точностью формулировок, возможностью взаимопонимания. Поэтому на основе развития словарного запаса, грамматических средств обучающихся учат осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с коммуникативным замыслом. Таким образом изученная лексика и освоенные синтаксические структура должны включаться в самостоятельные связные высказывания диалогического и монологического характера и широко использоваться в целях обучения и реальной коммуникации.

Все направления связаны между собой и могут реализовываться параллельно.


ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»

Предметный курс «Развитие речи» тесно связан с учебными предметами области «Русский язык и литература» и ставит своей целью практическую подготовку к освоению предметных результатов в данной области, а также развитие и совершенствование способности обучающихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации; овладение умением моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения.

Реализация данной цели осуществляется в процессе решения ряда задач:

  1. Воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.

  2. Освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете.

  3. Расширение номенклатуры языковых средств и формирование умения их активного использования в процессе учебной деятельности и социальной коммуникации.

  4. Совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию.

  5. Формирование и развитие текстовой компетенции: умений работать с текстом в ходе его восприятия и продуцирования.

  6. Развитие умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Предмет «Развитие речи» имеет практическую направленность и обеспечивает практическое владение теми языковыми единицами, которые с точки зрения теории русского языка будут изучаться в области «Русский язык и литература». Пропедевтическая направленность курса реализуется в ходе развития и совершенствования навыков устной и письменной речи за счет коррекции механизмов аудирования, говорения, чтения и письма. Взаимосвязь с программой развития речи в рамках предметной области «Русский язык и литература» и использование специфических методов и приемов позволяет обучающимся с тяжелыми нарушениями речи достигнуть предметных, метапредметных и личностных результатов, соответствующих требованиям уровня основного общего образования. Кроме того, в рамках данного курса на основе тренировочных упражнений восполняются пробелы в коммуникативном развитии обучающихся с ТНР, что обеспечивает их дальнейшую успешную социализацию.

Учебным планом на изучение развития речи в 5 классе отводиться 68 часов- по 2 часа в неделю.

В связи с невозможностью проведения уроков по развитию речи, в первой четверти, из-за отсутствия преподавателя, учебный план не выполнен в полном объёме.

Часы, предусмотренные в первой четверти, будут проведены во второй, за счет объединения тем. Количество часов за год составит -49ч.

ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»

Программа дисциплины построена с учетом как общедидактических принципов (научности, доступности, наглядности и проч.), так и специальных коррекционных: принципов системности, научности и доступности, преемственности и перспективности между различными разделами курса, коммуникативный, онтогенетический, деятельностный, взаимосвязи речи с другими сторонами психической деятельности.

Принцип системности предполагает одновременную работу по развитию умений понимать и использовать лингвистические единицы различных уровней (слово, словосочетание, предложение, текст). Например, новая лексика отрабатывается не только изолированно, но обязательно включается в словосочетания, предложения и тексты.

Принцип коммуникативности диктует необходимость формирования речи как средства общения и орудия познавательной деятельности. В обучении детей с ТНР остро стоит проблема формирования и развития положительной коммуникативной мотивации, потребности в активном взаимодействии с участниками коммуникативного акта, активизации мыслительной деятельности. В свете этого ведущая роль отводится речевой практике, активизации самостоятельной речи обучающихся, созданию таких ситуаций, которые бы побуждали их к общению. Реализация данного принципа достигается путем отбора языкового материала, значимого для обеспечения различных сфер деятельности обучающихся данного возраста, использование метода моделирования коммуникативных ситуаций.

Онтогенетический принцип определяет необходимость учета основных закономерностей развития речевой деятельности в норме и следование им в ходе обучения. Это касается как отбора языкового и речевого материала, так и объемов работы, последовательность освоения речеязыковых навыков, особенностей формирования речемыслительной деятельности учащихся.

Не менее важен в обучении принцип взаимосвязи речи с другими психическими функциями, который обеспечивает достижение личностных результатов в ходе развития речи. Такие компоненты деятельности как умение планировать и контролировать свою деятельность необходимо формировать в рамках речевого высказывания. Данный принцип предполагает работу над анализом собственной речевой продукции, формирования критериев ее оценивания и умения редактировать. На занятиях по развитию речи обучающиеся осваивают базовые понятия лингвистики, развивают аналитические умения в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов, и стилей речи

Метод моделирования – предполагает представление некоторого лингвистического объекта в виде наглядной схемы или другой наглядной модели, в которой ярко представлены свойства изучаемого объекта. Данный метод позволяет избежать избыточной вербализации при знакомстве с объектом, наглядно представить его существенные и дифференциальные признаки.

Метод конструирования предполагает синтезирование относительно более сложных языковых единиц на основе более мелких, например, составление предложений из данных слов, составление текста из предложений и проч. Конструирование осуществляется на основе различных моделей, схем, другого наглядного материала. Часто в процессе конструирования используются алгоритмы действий, позволяющие структурировать деятельность обучающихся.

В зависимости от состава класса программа предмета «Развитие речи» может быть скорректирована в соответствии со специальными потребностями обучающихся.

Исходя из особенностей проявления нарушения у обучающихся данного возраста, к особым образовательным потребностям необходимо отнести:

  • обязательность непрерывности коррекционного процесса, тесная взаимосвязь реализации целей и задач предмета «Развитие речи» и других предметных областей, а также индивидуальных (групповых) логопедических занятий;

  • создание условий, нормализующих/компенсирующих состояние речевой деятельности, других психических функций, аналитико-синтетической и регуляторной деятельности на основе комплексного подхода при изучении обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и коррекции этих нарушений;

  • индивидуальный темп обучения в соответствии со степенью выраженности и структурой нарушения;

  • постоянный мониторинг успешности освоения программы по предмету «Развитие речи», а также по предметной области «Русский язык и литература» с целью определения динамики формирования личностных, метапредметных и предметных результатов с целью оптимизации процесса развития речемыслительной деятельности;

  • применение специальных методов и приемов, средств обучения, в том числе, компьютерных технологий, дидактических пособий, обеспечивающих реализацию принципа «обходного пути», повышающих контроль за устной и письменной речью;

  • профилактика и коррекция социокультурной дезадаптации путем максимального расширения социальных контактов, обучения умению применять эффективные коммуникативные стратегии и тактики.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» 5 КЛАСС

Содержание дисциплины связано с решением тех задач, которые определены в программах по предметам «Русский язык» и «Литература» на уровне основного образования.

В V классе работа реализуется в следующих направлениях: «Работа над словом», «Работа над словосочетанием и предложением» «Работа над текстом», «Виды речевой деятельности и культура речи».

Работа над всеми разделами проводится параллельно, но при необходимости учитель может выделить специальные уроки для работы над одним из направлений.

Работа над словом. Задачами данного направления являются:

  1. Обогащение словарного запаса обучающихся за счет новой лексики, а также за счет морфологического разнообразия. Практическое освоение способов употребления частей речи, которые будут изучаться на уроках русского языка в теоретическом аспекте.

  2. Формирование представлений об обобщенном лексико-грамматическом значении слова.

  3. Развитие лексической системности (формирование парадигматических и синтагматических связей в индивидуальном лексиконе обучающихся)

  4. Формирование внимательного отношения к форме и значению лексических единиц, умения адекватного использования лексики в структуре текста.

На уроках развития речи в пятом классе обучающиеся тренируются образовывать причастия и деепричастия в ходе практических упражнений, учатся их понимать в процессе чтения или аудирования, использовать в собственной речи.

Важное место занимает работа со словарями. Обучающихся учат использовать различные виды лексических словарей, как в печатном варианте, так и on-line. Словари могут использоваться с различными целями, например, использование толкового словаря; подбор однокоренных слов; подбор синонимов и антонимов; определение значения слова по контексту, на основе словообразовательного или морфемного анализа. На данном этапе обучения работа со словарями проводится коллективно, под руководством учителя. Обучающимся необходимо продемонстрировать значимость работы со словарями для учебной деятельности и повседневного общения. Поэтому проводится работа по поиску незнакомых слов в текстах, а также отбор лексики в процессе работы над изложениями и сочинениями с целью наиболее точного выражения замысла.

Программой предусматривается продолжение работы над умением распознавать однозначные и многозначные слова, различать прямое и переносное значение слова, распознавать синонимы, антонимы, омонимы; различать многозначные слова и омонимы; характеризовать тематические группы слов: родовые и видовые понятия. Таким образом продолжается развитие и совершенствование индивидуального лексикона обучающихся. Эффективность данного направления работы обеспечивается за счет включения изучаемой лексики в структуру речевой деятельности обучающихся.

Наряду с расширением лексической системности в ментальном лексиконе обучающихся в пятом классе продолжается работа по формированию словообразовательного анализа и синтеза, в том числе, за счет использования оценочных средств словообразования, что обеспечивает выразительность и эмоциональную окрашенность речи обучающихся.

Лексика:

Лексическое значение слова.

Понятие о однозначных и многозначных словах, прямом и переносном значении слова, синонимы, антонимы, омонимы.

Обобщающие понятия; родовидовые отношения.

Слова с суффиксами оценки.

Части речи

Существительное

Работа над словосочетанием и предложением предполагает продолжение проводимой на уровне начального общего образования работы по формированию умения устанавливать связи между словами в словосочетаниях и предложениях, освоения различных типов предложения с учетом программного материала по предмету «Русский язык».

Таким образом, задачи данного направления могут быть сформулированы следующим образом:

  1. Расширение опыта владения различными типами простого и сложного предложений с учетом программного материала по разделу «Русский язык и литература»».

  2. Развитие навыка установления связей между словами в словосочетаниях и предложениях.

В ходе практических упражнений обучающихся учат распознавать единицы синтаксиса (словосочетание и предложение); выделять словосочетания, распознавать их виды по характеру главного слова. Прежде чем обучающиеся на уроках русского языка познакомятся со средствами связи слов в словосочетании, на уроках развития речи они наблюдают, каким образом осуществляется эта связь, какое из слов является главным, какую форму оно требует от зависимого слова. Наблюдение, лингвистический эксперимент являются одними из ведущих форм обучения.

Очень важно продолжать тренировать обучающихся различать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске с опорой на интонацию предложения.

Учитывая усложнение уровня лингвистического материала, с которым работают обучающиеся на уровне основного общего образования, для анализа, составления и преобразований предлагаются следующие виды предложений: простые неосложненные предложения; предложения, осложненные однородными членами, обращением; сложные предложения; предложения с прямой речью. Обучающиеся на практическом материале учатся различать распространенные и нераспространенные предложения, простые и сложные, дифференцировать сложные предложения и предложения с однородными членами предложения, находить предложения с обращением, с прямой речью.

Словосочетание

Главное слово в словосочетании.

Особенности связи слов в словосочетании (согласование, управление предложное и беспредложное, примыкание);

Виды словосочетаний по характеру главного слова (классификация, составление по аналогии и др.);

понятие о средствах связи слов в словосочетании.

Предложение

Предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, интонационное оформление предложений.

Простые предложения и сложные предложения, предложения с однородными членами.

Предложения, осложненные обращением.

Предложения с прямой речью, предложения с косвенной речью.

Работа над текстом.

В рамках данного направления предполагается организация работы по развитию навыков понимания и продуцирования текстов различных жанров. В продолжение работы на уровне начального общего образования предлагается уточнить признаки текста, понятие «тема текста».

Большое внимание необходимо уделять развитию механизмов понимания текста: компрессии и развертыванию, которые формируются в процессе практических упражнений.

Задачами данного направления являются:

  1. Развитие умения понимать и анализировать связные тексты различных типов и различной протяженности.

  2. Совершенствование навыков планировать собственные высказывания в устной и письменной форме.

  3. Развитие навыка формулирования собственного замысла в письменной и устной форме и отбирать адекватно замыслу языковые средства.

  4. Формирование умения анализировать готовые тексты и редактировать их.

Работа над текстами предполагает системную поэтапную работу с усложняющимися по жанру и протяженности текстов (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование), диалог (бытовой, учебный). В V классе предусматривается продуцирование текстов (повествование) с опорой на жизненный и читательский опыт; текстов с опорой на картину (в том числе сочинения-миниатюры объемом 3 и более предложений или объемом не менее 1–2 предложений сложной структуры, если этот объем позволяет раскрыть тему (выразить главную мысль). Классные сочинения (объемом 0,5–1,0 страницы) формируются и формулируются после предварительного обсуждения.

Используются различные виды как наглядных, так и вербальных опор, в частности, различные виды планов (вопросный, картинный, в виде повествовательных предложений, опорных слов, денотатный и проч.).

Обучающиеся учатся находить в текстах и практически использовать средства связи предложений и частей текста (формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова).На практическом материале распознавать основные признаки текста (наличие темы, главной мысли, смысловой и грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности); использовать знание основных признаков текста в практике его создания и восприятия; использовать абзац как средство членения текста на композиционно-смысловые части.

С этой целью обучающимся предлагается на практическом материале распознавать основные признаки текста (наличие темы, главной мысли, смысловой и грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности); использовать знание основных признаков текста в практике его создания и восприятия, и редактирования.

На основе составления планов и выделения смысловых частей обучающиеся учатся использовать абзац как средство членения текста на композиционно-смысловые части.

Способность понимать предметное содержание прослушанных и / или прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи объемом не менее 150 слов: устно и письменно (с помощью учителя) формулировать тему и главную мысль текста; формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них позволяет осваивать подробный и сжатый пересказ (в устной и\или в письменной форме). В качестве основы служат первичные тексты (для пересказа объем текста не менее 100 слов) для подробного изложения объем исходного текста не менее 100 слов; для сжатого изложения – не менее 110 слов). При этом предусматривается предварительный коллективный разбор текста под руководством учителя.

Владение навыками информационной переработки прослушанного и прочитанного текста на данном этапе обучения ограничивается умением составлять простой план прочитанного текста с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме.

В ходе уроков развития речи эффективно использовать форму дискуссий, проектов, обсуждений прочитанного, педагогических тренингов. В ходе обсуждений обучающихся учат создавать устные монологические высказывания объемом не менее 50 слов на основе жизненных наблюдений, чтения учебно-популярной, научно-учебных и художественной литературы (монолог-описание; монолог-рассуждение; монолог-повествование).

Эффективны при работе с текстом и такие виды работы, как работа с деформированным текстом (после предварительного анализа), осуществление корректировки восстановленного текста с опорой на образец в устной или письменной форме с учетом структуры нарушения.

Виды монологической речи.

Основные признаки видов монологической речи - монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование.

Основные признаки текста.

Тема и микротема текста; главная мысль текста.

Последовательность изложения текста.

Средства связи предложений и частей текста (формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова);

План текста

Разные виды планов (вопросный, в виде повествовательных предложений, с использование опорных картинок, денотатные и др.).

Абзац как средство членения текста на композиционно-смысловые части.

Пересказ / изложение текста

Подробное и сжатое письменное изложение текста после предварительного анализа.

Способы компрессии текста (по плану, по опорным словам, выделение главной мысли каждого абзаца и др.).

Выборочный пересказ.

Творческий пересказ.

Сочинения

Повествовательные тексты с опорой на жизненный и читательский опыт, на сюжетную картину.

Виды речевой деятельности и культура речи

Задачи:

  1. Формирование умений устанавливать коммуникативные контакты и поддерживать их.

  2. Развитие навыков социально положительных форм вербального взаимодействия в различных социальных ситуациях.

  3. Развитие навыков эффективной коммуникации.

Данный этап возрастного развития обучающихся характеризуется повышенной эмоциональностью, осознанием собственного «Я», повышением социальной активности. Поэтому важно учить их не только приемам реальной социально принятой коммуникации, но и решению конфликтных ситуаций.

Современные подростки достаточно активны в социальных сетях. Уровень их речевого развития уже позволяет им общаться со сверстниками в виртуальном пространстве. Однако недостаточный уровень владения приемами социального общения делает их уязвимыми для отрицательных реакций на их продукцию. Отсюда появляется необходимость изучения и практического освоения основных правил общения в данных условиях, а также в мессенджерах.

Тематика и виды деятельности:

Язык и речь

Устная и письменная речь. Понятие о монологической речи и диалоге. Особенности общения в интернете и социальных сетях.

Зачем люди общаются в социальных сетях?

Речевой этикет в социальных сетях.

Правила общения со сверстниками и взрослыми.

Речевой этикет в устной коммуникации.

Как начать разговор, продолжить, как закончить общение.

Решение спорных ситуаций.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Соответствуют ПООП ОО по учебному предмету «Русский язык», поскольку основной задачей курса «Развитие речи» является практическая подготовка к освоению личностных и метапредметных компетенций курсов «Русский язык» и «Литература».


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты аналогичны предметным результатам курса «Русский язык», но предполагают наличие меньшего объема речевого материала, а также наличие вспомогательных опор при выполнении заданий, что обусловлено необходимостью практического освоения предлагаемого речеязыкового материала и видов речевой деятельности.


5 КЛАСС

Работа со словом

  • различать и использовать основные способы толкования лексического значения слова (использование толкового словаря; подбирать однокоренные слова; подбирать синонимы и антонимы; определять значения слова по контексту), на основе словообразовательного или морфемного анализа;

  • распознавать однозначные и многозначные слова, различать прямое и переносное значение слова, распознавать синонимы, антонимы, омонимы; различать многозначные слова и омонимы; характеризовать тематические группы слов: родовые и видовые понятия;

  • использовать разные виды лексических словарей и понимать их роль в овладении словарным богатством родного языка;

  • уместно использовать слова с суффиксами оценки в собственной речи; использовать словообразовательные нормы русского языка;

  • под руководством учителя в ходе практических упражнений уметь образовывать причастия и деепричастия, понимать их в процессе чтения или аудирования, использовать в собственной речи;

  • образовывать и использовать слова с суффиксами оценки в собственной речи.

Работа над словосочетанием и предложением

  • распознавать единицы синтаксиса (словосочетание и предложение); выделять словосочетания, распознавать их виды по характеру главного слова, назвать средства связи слов в словосочетании; различать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. простые неосложненные предложения; предложения, осложненные однородными членами, обращением; сложные предложения; предложения с прямой речью; характеризовать интонацию предложения; определять главные (грамматическую основу) и второстепенные члены предложения; различать распространенные и нераспространенные предложения, простые и сложные; находить однородные члены предложения и обобщающие слова при них; находить предложения с обращением, с прямой речью.

Работа над текстом

  • практически владеть видами речи и формами речи: монолог (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование), диалог (бытовой, учебный);

  • на практическом материале распознавать основные признаки текста (наличие темы, главной мысли, смысловой и грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности); использовать знание основных признаков текста в практике его создания и восприятия;

  • использовать абзац как средство членения текста на композиционно-смысловые части;

  • практически использовать средства связи предложений и частей текста (формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова) при создании собственного текста (устного и письменного);

  • владеть различными видами аудирования: выборочным, детальным – научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи;

  • понимать предметное содержание прослушанных и /или прочитанных текстов различных функционально-смысловых типов речи объемом не менее 150 слов: устно и письменно (с помощью учителя) формулировать тему и главную мысль текста; формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них; подробно и сжато передавать в письменной форме содержание исходного текста после предварительного анализа (для подробного изложения объем исходного текста не менее 100 слов; для сжатого изложения – не менее 110 слов);

  • владеть навыками информационной переработки прослушанного и прочитанного текста: составлять простой план прочитанного текста с целью дальнейшего воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме;

  • устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не менее 100 слов;

  • создавать устные монологические высказывания объемом не менее 50 слов на основе жизненных наблюдений, чтения учебно-популярной, научно-учебных и художественной литературы (монолог-описание; монолог-рассуждение; монолог-повествование);

  • участвовать в диалоге на темы на основе жизненных наблюдений объемом не менее 2 реплик;

  • представлять сообщение на заданную тему после предварительного анализа;

  • осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с коммуникативным замыслом после предварительного анализа;

  • после предварительного анализа создавать тексты функционально-смыслового типа речи (повествование) с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на картину (в том числе сочинения-миниатюры объемом 3 и более предложений или объемом не менее 1–2 предложений сложной структуры, если этот объем позволяет раскрыть тему (выразить главную мысль); классного сочинения объемом 0,5–1,0 страницы);

  • владеть навыком самооценки, в частности оценки речевой продукции в процессе речевого общения на основе наблюдения за собственной речью;

  • после предварительного анализа восстанавливать деформированный текст; осуществлять корректировку восстановленного текста с опорой на образец в устной или письменной форме в зависимости от структуры нарушения.

Виды речевой деятельности и культура речи

  • соблюдать в устной речи и на письме правила речевого этикета; уметь употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы в речевых формулах приветствия, прощания, просьбы, благодарности;

  • адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных коммуникативных ситуациях, уметь не создавать конфликты, находить компромисс в спорных ситуациях;

  • владеть навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием социальных сетей.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


5 КЛАСС (49 часов)


Дата проведения

Кол-во часов

Тема урока




Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся

По плану

По факту

1

08.11


1

Язык и речь.

Устная и письменная речь.

Понятие о монологической речи и диалоге.

Устная и письменная речь. Понятие о монологической речи и диалоге. Язык как национальное достояние.

Беседа.

Активизация энциклопедических знаний обучающихся

2

14.11


1

Особенности общения в интернете и социальных сетях.

Составление текста по рисунку с включением в него диалога.

Зачем люди общаются в социальных сетях?

Речевой этикет в социальных сетях.

Правила размещения информации.

Буллинг в социальных сетях и как с ним бороться.


Практическая работа в сетях, моделирование ситуации.

3

4

15.11

21.11


2

Текст и его план.

Признаки текста:
смысловое единство предложений в
тексте, заглавие текста, тема, основная мысль


Тема и микротема текста, главная мысль текста.

Последовательность изложения текста.

Средства связи предложений и частей текста (формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова)


Составление планов текста, коллективно с помощью педагога. Сопоставление планов и текстов.

Работа с деформированными текстами. Соотношение темы текста и его содержания. Восстановление недостающих частей текста с опорой на тему, поиск частей текста, несоответствующих теме. Объем текстов для анализа не более 50 слов.

5

22.11


1

Текст.

Сочинение по иллюстрации на тему «Осенний лес»

Тема и микротема текста, главная мысль текста.

Последовательность изложения текста.

Средства связи предложений и частей текста (формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова)

Практическое использование изученных средств связи при создании собственного текста (устного и письменного).

6

7

8

28.11

29.11

05.12


3

Предложение как единица речи.
Виды предложений по цели высказывания и по интонации.

Предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, интонационное оформление предложений. Предложения с прямой речью, предложения с косвенной речью.


Различать предложения в

тексте; составлять предложения из данных слов и определять тему составленных предложений; составлять продолжение текста, придумывая предложения

соответственно теме других предложений. Находить в тексте и составлять собственные предложения, различные по

цели высказывания.

Классификация предложений по цели высказывания.

9

10

11

06.12

12.12

13.12


3

Обращение.

Сочинение по иллюстрации, используя в тексте предложения с обращением.

Предложения с обращением. Знаки препинания в предложениях с обращением.

Поиск обращений в начале, середине и конце предложений. Составление предложений с обращением.

Практическое использование изученных средств связи при создании собственного текста (устного и письменного).

1213

19.12

20.12


2

Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения.

Связи между словами в предложении.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого.


Различение главных и второстепенных членов предложения. Объяснение способов нахождения главных членов предложения.

Моделирование предложений. Разбор предложений по членам предложения.

14

09.01


1

Словосочетание.

Словосочетание и предложение. Главное и зависимое слова в словосочетании.


Выделение словосочетаний из

предложений.

15

16

10.0116.01



2

Однородные члены предложения.

Представление о предложениях с однородными членами. Однородные члены в предложении (подлежащее, сказуемое, второстепенные члены).

Распознавать предложения

с однородными членами, находить их в предложении.

1718


17.01

23.01



2

Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень».

Тема и главная мысль текста.

Последовательность изложения текста.

Средства связи предложений и частей текста (формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова)


Практическое использование изученных средств связи при создании собственного текста (устного и письменного).

19

20

24.01

30.01



2

Простые и сложные предложения.

Различение простых и сложных предложений. Союзы в сложном предложении. Запятая между частями сложного предложения.

Сравнение простых и

сложных предложений.

Составление сложных предложений.

2122

31.01

06.02



2

Сочинение по картине, используя в тексте сложные предложения.

Тема и главная мысль текста.

Последовательность изложения текста.

Средства связи предложений и частей текста (формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова)

Практическое использование изученных средств связи при создании собственного текста (устного и письменного).

23

24

07.0213.02



2

Лексическое значение слова.

Составление рассказа по рисунку, отвечая на заданные вопросы.

Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового

словаря. Работа с толковым словарём русского языка.

Практическое использование изученных средств связи при создании собственного текста (устного и письменного).

2526


14.0220.02



2

Состав слова. Значимые части слова.

Корень, приставка, суффикс, окончание, основа. Значение суффиксов и приставок. Различение однокоренных

слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов.

Выделение в слове значимых частей.


27

28

21.02

27.02


2

Повторение и углубление представлений о частях речи.

Различение частей речи на

основе изученных признаков. Классификация слов по частям речи на основе изученных признаков. Определение изученных признаки частей. Понятия: части речи (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол).

Подбор примеров изученных частей речи. Признаки частей речи. Работа с графической наглядностью.



29

30

28.02

06.03


2

Наречие.

Сочинение-отзыв по репродукции
картины В. М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке».

Значение и употребление в речи.

Тема и главная мысль текста.

Последовательность изложения текста.

Средства связи предложений и частей текста (формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова)

Практическое использование изученных средств связи при создании собственного текста (устного и письменного).

31

32

07.03

13.03



2

Имя существительное. Признаки падежных форм имён существительных.

Различать имена существительные, определять их признаки. Изменять имена существительные

по падежам. Определение падежа, в котором употреблено

имя существительное.

Определение падежа имён существительных.

33

3435


14.03

03.04

04.04



3

Три склонения имен существительных. Составление описательного текста по картине А. А. Пластова «Первый снег».


Наблюдение за различием в системе

падежных окончаний имён существительных разных склонений.

Наблюдать за различием в системе падежных окончаний

имён существительных разных склонений.

Практическое использование изученных средств связи при создании собственного текста (устного и письменного).

36

37

10.04

11.04



2

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе.

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе.

Работать с таблицей «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном

числе». Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания -е и -и.

Анализировать разные способы проверки

безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова.

38

39


17.04

18.04


2

Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных.

Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных.

Определять падеж имён

существительных и обосновывать написание безударного падежного окончания.

Контролировать правильность записи в предложении и в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки.


4041


24.04

25.04



2

Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имён существительных.

Определять падеж имён

существительных и обосновывать написание падежного окончания.


Различать имена существительные в именительном, родительном и

винительном падежах, сопоставлять их падежные окончания. Обосновывать правильность определения падежа. Использовать при распознавании родительного и винительного падежей одушевлённых имён существительных 2-го склонения приём замены этих имён существительных именами существительными 1-го склонения.

4243


02.05

08.05



2

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во множественном числе.

Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

Определять падеж имён существительных и обосновывать написание падежного окончания.

Работать с текстом: определять тему, главную мысль, подбирать

заголовок.

Распознавать имена

существительные множественного числа

в разных падежах. Наблюдать за правописанием окончаний имён существительных в дательном, творительном, предложном падежах и писать имена существительные в данных падежах. Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных в формах множественного числа. Составлять предложения из деформированных слов с изменением форм имён существительных.

Подробно письменно передавать содержание повествовательного

текста.

44

45

46

47


15.05

16.05

22.05

23.05



4

Обобщение знаний об имени существительном. Составление небольшого рассказа по рисунку.

Обобщение знаний об имени существительном.

Практическое использование изученных средств связи при создании собственного текста (устного и письменного).

4849


29.05

30.05


2

Сочинение-описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка».

Тема и главная мысль текста.

Последовательность изложения текста.

Средства связи предложений и частей текста (формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова)


Практическое использование изученных средств связи при создании собственного текста (устного и письменного).



КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»

Подходы к оцениванию планируемых результатов обучения по учебному предмету «Развитие речи»

Под оценкой уровня учебных достижений по предмету «Развитие речи» следует понимать констатацию уровня развития языковых и речевых средств, а также качества навыков коммуникации посредством оценочного суждения или в баллах.

Оценка успеваемости является важным компонентом управления коррекционным процессом и выполняет роль «обратной связи» в качестве информации учителю-логопеду и обучающемуся о степени усвоения материала и продвижении к запланированному результату, что позволяет целенаправленно вносить коррективы в процессы обучения и коррекции. Учет достигаемых результатов может быть предварительным, текущим и итоговым.

Предварительный учет проводится в начале каждого года во время обследования речи обучающегося. Он направлен на выявление сведений о исходном уровне состояния сформированности лексико-грамматической стороны речи обучающихся, связной монологической и диалогической форм речи, коммуникативных навыков и особенностей коммуникативного поведения. На основе полученных в ходе обследования данных строится прогноз о потенциальных возможностях обучающихся, что позволяет планировать стратегию и тактику коррекционного воздействия в процессе обучения, а также уровень необходимой индивидуальной помощи. Результаты обследования заносятся в Речевые карты.

Текущий учет осуществляется учителем постоянно и является доминирующим на протяжении всего обучения в каждом его звене: при восприятии учебного материала, формировании и его закреплении, а также в процессе коммуникативного взаимодействия обучающихся в урочное и внеурочное время.

Итоговый учет констатирует усвоение материала в целом по предмету «Развитие речи» на каждом этапе обучения.

Способы проверки знаний, умений и навыков, а также компетенций по данному предмету могут быть устными и основанными на выполнении практических заданий.

Устная проверка может быть фронтальной или индивидуальной. Устная фронтальная проверка представляет собой опрос обучающихся класса, которые отвечают на вопросы, обращенные ко всем. Ответы обучающихся при такой проверке могут носить как краткий, лаконичный, так и развернутый характер. Данный вид проверки позволяет проконтролировать знания, умения и навыки значительной части обучающихся и активизирует класс в целом. Однако при этой форме контроля достаточно трудно оценить индивидуальные достижения в области предметных и метапредметных результатов.

Проверка, основанная на выполнении практических заданий, может сводиться к наблюдению за правильностью выполняемых действий.

На основании результатов проверки учитель-логопед оценивает обучающихся. Оценка одновременно выполняет три функции:

  • фиксирует «зону актуального развития» обучающегося и степень приближения к требуемому образцу;

  • оказывает управляющее воздействие на его последующую учебную деятельность;

  • воспитывает свойства личности.

Характер оценки должен быть стимулирующим: словесное краткое суждение или одно слово («Умница!» или «Ошибка!»), балл или поощрительный жест. Оценка должна учитывать исходный уровень состояния речи обучающегося, тяжесть его речевого нарушения на данный момент и стимулировать обучающегося к дальнейшей продуктивной работе.

Учет языковых и речевых навыков и компетенций имеет ряд специфических особенностей. Так, итоговую отметку можно выставлять по последним лучшим показателям, а не выводить на основании среднеарифметической за учебную четверть или год, как это практикуется по большинству других предметов.

Текущий учет успеваемости также отличается от ее учета по большинству других учебных предметов, что вызвано особенностями структуры речевого нарушения, тяжестью его проявления, динамикой компенсационных процессов в рамках всей системы коррекционной работы, и уроков «Развития речи», в частности.

Так, проверку следует проводить достаточно часто, что необходимо для своевременного выявления проблем в освоении программного материала и внесения корректив с методику формирования речевых и коммуникативных навыков у контингента данного класса.

Для развития самоконтроля обучающихся необходимо использовать прием регулярного информирования его о том, каковы его достижения и над какими недостатками предстоит работать в ближайшем будущем. Оценочное суждение учителя должно содержать эти оценки и быть предельно точным, лаконичным и понятным обучающемуся.

Итоговый (административный) учет проводится, как правило, в конце учебного года и может быть проведен в виде праздника, викторины, в ходе которой обучающиеся демонстрируют свои знания об окружающем мире, а также достижения в области развития речи: отвечают на вопросы, сами их формулируют, разыгрывают различные сценки. Такое публичное представление результатов стимулирует обучающихся к использованию правильной речи.

Критериями оценки качества достижений в ходе административной проверки является:

А) Владение обучающимися изученной лексикой (понимание, адекватное употребление в самостоятельной речи;

Б) Практическое владение изученными грамматическими формами слов и конструкциями словосочетаний и предложений.

В) Умение вести бытовой и учебный диалог.

Г) Логичность построения и речевое оформление монологических высказываний, полнота и адекватность понимания текстов (глубина понимания текстов определяется программой года обучения).

При этом учитывается качество использования только пройденного материала. Косвенную оценку результатов коррекционной работы можно дать по результатам обучения предметной области «Русский язык и литература».

НОРМАТИВЫ ОЦЕНОК:

Отметка «5» ставится, если обучающийся:

  • правильно употребляет в речи изученную лексику. Допускается 1 – 2 ошибки на смысловую замену слов с обобщенным, переносным значением;

  • правильно образовывает и изменяет слова, а также строит словосочетания и предложения в соответствии с требованиями грамматики. Допустимы 1 – 2 ошибки при построении распространенного предложения (с 6 – 7 и более членами предложения) или сложного;

  • умеет поставить вопрос, дать краткие и распространенные ответы, самостоятельно развернуть беседу о бытовых событиях, школьной жизни и на изучаемую тему, активно высказываться в ходе беседы;

  • умеет строить развернутые высказывания при составлении монологических текстов (описательных, повествовательных, с элементами рассуждения) по картинам или серии картин, по наблюдениям, описанию объектов, явлений природы с опорой на вопросы, план, ключевые слова или самостоятельно излагать материал логично и последовательно. Может быть допущено не более 1 ошибки по содержанию и 1 – 2 лексико-грамматических или фонетических ошибок.

Отметка «4» ставится, если ответ в основном соответствует требованиям, установленным для отметки «5», но при этом обучающийся:

  • новый словарь использует не всегда точно и правильно, может допустить 2 – 3 ошибки на смысловую замену слов;

  • при употреблении сложных предложений нуждается в помощи учителя, может допустить 2 – 3 ошибки при словоизменении, словообразовании или построении словосочетания/предложения;

  • строит недостаточно развернутые высказывания, допускает 2-3 ошибки по содержанию и 3 – 4 лексико-грамматические ошибки.

Отметка «3» ставится обучающемуся, если он:

  • допускает 4 – 5 ошибок на смысловую замену слов;

  • употребляет предложения более простой грамматической структуры, чем предусмотрено программными требованиями, допускает 4 – 5 грамматических ошибок при построении предложений;

  • при составлении текстов и предложений нуждается в систематической помощи учителя; допускает 4 – 5 ошибок по содержанию и 4 – 5 лексико-грамматических ошибок.

Отметка «2» ставится, если обучающийся:

  • недостаточно усвоил новый словарь, неверно употребляет лексику, допуская более 5 ошибок на смысловые замены слов, использует простые нераспространенные предложения, допуская более 5 грамматических ошибок при попытке их распространить;

  • не умеет последовательно и связно строить высказывание, выделять существенные свойства описываемого явления, предмета, отбирать факты, необходимые для раскрытия содержания высказывания, допускает более 5 ошибок по содержанию при использовании помощи учителя и 5 – 7 и более лексико-грамматических ошибок.

Исключение составляют обучающиеся, зачисленные в 5 или более старший класс из общеобразовательных школ или имеющие афазию, приобретенную незадолго до зачисления на обучение.

Оценка изложений и сочинений.

С помощью изложений и сочинений проверяется умение правильно излагать содержание текста, правильно строить предложения и ставить соответствующие знаки препинания. В изложениях и сочинениях оцениваются содержание, стиль и грамотность.

В течение учебного года должно быть написано от 10 до 15 изложений и сочинений.

Примерный объем текстов для изложений и сочинений определяется программой по каждому году обучения.

Отметка «5» ставится, если изложение или сочинение полностью соответствует теме (тексту); вместе с тем может быть допущено не более 1 ошибки по содержанию, 1 стилистической, 1 орфографической, 1 - 2 специфических (лексико-грамматических) ошибок.

Отметка «4» ставится, если изложение или сочинение в основном соответствует теме (тексту); может быть допущено не более 2 ошибок по содержанию, 2 стилистических, 2-3 орфографических, 2-3 специфических ошибок.

Отметка «3» ставится, если изложение или сочинение недостаточно полно и точно отражает тему; может быть допущено не более 3-4 ошибок по содержанию, 3-4 стилистических, 4-6 орфографических, 3-4 специфических ошибок.

Отметка «2» ставится, если изложение или сочинение не соответствует теме (пропущены или искажены важные события, главные части), допущено более 4 ошибок по содержанию, 7-9 орфографических, 5-7 специфических ошибок.

Оценкой личностных результатов также является оценка личностного прогресса обучающегося, которая реализуется в рамках накопительной системы оценивания. Накопительная система представлена в виде портфолио. Материалы портфолио характеризуют достижения обучающихся в рамках учебной, внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности, результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах и др. Материалы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих и портфеля достижений в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов с учётом основных результатов уровня начального общего образования, закрепленных в Стандарте. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. В технологической карте педагога отмечается на каком уровне сформированы предметные УУД (оптимальный, допустимый и недопустимый уровень) у обучающихся класса. Портфель достижений обучающегося – папка, в которую помещаются оригиналы или копии (бумажные, цифровые) выполненных обучающимся заданий, работ, содержащих оценку (словесную характеристику его успехов и советов по улучшению, устранению возможных недостатков).

29