МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ГБОУ «Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат» №2
Рабочая программа
Предмет: Речь и альтернативная коммуникация
Учитель: Эрдынеева Д.С.
Улан-Удэ
2021-2022уч.год
Пояснительная записка
Обучающийся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой
степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР),
интеллектуальное развитие, которого не позволяет освоить АООП (вариант 1), либо он
испытывает существенные трудности в ее освоении, получает образование по варианту
2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования.
Целью образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными
нарушениями развития по данному варианту АООП является развитие личности,
формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и
социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни
в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь
обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в
повседневной жизни.
Настоящая рабочая программа составлена для обучающихся 6 класса с умеренной умственной отсталостью в соответствии следующих документов:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ (с изменениями и дополнениями)
Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) ГБОУ СКОШИ №2 на 2021-2022 учебный год.
Краткая характеристика класса
В классе 7 обучающихся: из них 5 мальчиков и 2 девочки.
Состав класса неоднороден по уровню освоения материала, обучающиеся условно разделены на группы.
К I группе относятся 4 обучающихся, которые относительно способны работать по инструкции. 2 из них имеют множественные речевые нарушения, звукопроизношение неотчетливое. Познавательные интересы в учебной сфере сформированы недостаточно. Не имеют достаточный объем знаний и представлений об окружающем мире. Память слабая, внимание неустойчивое.
II группа – обучающиеся, осваивающие учебный материал на низком уровне. 1- неречевой ребенок. У остальных словарный запас крайне скудный. Слабо понимают учебную инструкцию. Внимание кратковременное. Общий уровень развития не соответствует возрасту. Учебную инструкцию почти не понимают.
Все дети плохо владеют письмом и чтением.
Речь и альтернативная коммуникация
Пояснительная записка
Коммуникация и общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. В связи с этим, обучение детей общению должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств общения.
Цель: формирование речевых и коммуникативных навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Задачи:
Образовательные:
- формирование умения слушать и понимать собеседника;
- формирование умения отвечать на вопросы;
- формирование умения употреблять слова и выражения:
«здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет», «мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты», «пить»,«стоять», «стол», «стул» жестом, символом в различных коммуникативных ситуациях;
- обучение письму;
- обучение написанию вертикальных, горизонтальных, наклонных линий;
- обучение умению обводить фигуры по шаблону и трафарету, контуру.
Коррекционно – развивающие:
- развитие речи;
- развитие слухового и зрительного восприятия;
- развитие памяти;
- развитие внимания;
- развитие зрительно-двигательной координации;
- развитие мелкой моторики пальцев, кисти рук;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к процессу обучения;
- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;
Общая характеристика учебного предмета
Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У них затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи, также характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. По уровню сформированности речи выделяются дети с отсутствием речи, со звукокомплексами, с высказыванием на уровне отдельных слов, с наличием фраз. При этом речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с аграмматизмами. Ввиду этого при обучении большей части данной категории детей используют разнообразные средства невербальной коммуникации.
В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.
Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.
В процессе урока учитель может использовать различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению коммуникативных навыков.
Индивидуальные формы работы на занятиях органически сочетаются с фронтальными и групповыми.
Место предмета в учебном плане
Рабочая программа адресована учащимся 6 «г» класса (вариант 2) и предмет представлен с расчетом 2 часа в неделю, 69 часов в год.
Предполагаемые (ожидаемые) результаты освоения программы
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
минимальный уровень | достаточный уровень |
Понимание слов, обозначающих деятельность человека | Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях. |
Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков. Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации | Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации. |
Узнавание и различение букв, слогов,слов Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов Навыки чтения и письма | Читать отдельные слоги, слова простой слоговой структуры Называть по просьбе свое имя и фамилию, подписывать свои работы печатными или письменными буквами; составлять слова из букв разрезной азбуки, определять первый и последний звуки в слове; Списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста |
Содержание программы
№ | Разделы | Кол-во часов |
1 | Коммуникация | 12 |
2 | Развитие речи (средствами вербальной и невербальной коммуникации) | 20 |
3 | Чтение и письмо | 37 |
| Итого | 69 |
Коммуникация
Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником,
учет эмоционального состояния собеседника.
Реагирование на собственное имя.
Приветствие собеседника звуком (словом, предложением).
Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом,
предложением).
Выражение благодарности звуком (словом, предложением).
Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).
Называние собственного имени.
Узнавание (различение) имён членов семьи
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь
Узнавание (различение) учащихся класса, педагогов.
Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать,
рисовать, играть, гулять и др.).
Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина,форма идр.).
Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).
Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).
Экспрессивная речь
Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).
Называние собственного имени.
Называние имён учащихся класса, педагогов класса.
Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).
Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и
др.).
Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).
Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я,он, мой, твой и др.).
Чтение и письмо
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия
предметов, действий.
Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
Узнавание (различение) букв.
Графические действия с использованием элементов графем:
Письмо слогов и букв (слов).
Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой.
Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы.
Чтение слога (слова).
Написание буквы (слога, слова, предложения).
Календарно-тематический план
«Речь и альтернативная коммуникация»
I четверть (18 часов)
№ п/п | Тема урока | Вид деятельности | Кол-во часов | Планир. дата |
Коммуникация |
1 | Культура общения: приветствие, прощание | Приветствие, прощание с собеседником | 2 | 1.09 3.09 |
2 | Просьба о помощи. Выражение благодарности. | Обращение с просьбой о помощи, слова благодарности. Игра «Спасибо». | 4 | 8.09 10.09 15.09 17.09 |
3 | Мое имя | Упражнение - откликаться на свое имя, игра « Угадай кто это?» | 1 | 22.09 |
4 | Люди и имена | Рассматривание сюжетных картинок (девочка, мальчик). Игра «Кого как зовут» на умение различать женские и мужские имена | 3 | 24.09 29.09 1.10 |
5 | Моя семья | Рассматривание сюжетных картинок «Семья». | 2 | 6.10 8.10 |
| Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации |
6 | Школа, в которой я учусь | Узнавать своих одноклассников и учителей, работающих с классом, различать по имени. | 2 | 13.10 15.10 |
7 | Радуга цветов | Называние цвета. Нахождение нужного цвета по заданию учителя. | 4 | 20.10 22.10 27.10 29.10 |
II четверть (14 часов)
№ п/п | Тема урока | Вид деятельности | Кол-во часов | Планир. дата |
1 | Слова, обозначающие действие предмета | Работа по карточкам, фотографиям. (пить, ходить, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять) | 4 | 10.11 12.11 17.11 19.11 |
2 | Слова, указывающие на предмет, его признак | Работа по карточкам, фотографиям. (мой, твой, чужой и тд.) | 2 | 24.11 26.11 |
3 | Слова, обозначающие признак предмета | Работа по карточкам, фотографиям. (цвет, величина, форма и др.) | 4 | 1.12 3.12 8.12 10.12 |
4 | Слова, обозначающие признак действия, состояние | Работа по карточкам, фотографиям. (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно) | 4 | 15.12 17.12 22.12 24.12 |
III четверть (20 часов)
№ п/п | Тема урока | Вид деятельности | Кол-во часов | Планир. дата |
Чтение и письмо |
1 | Алфавит. Повторение. | Работа с алфавитом | 2 | 12.01 14.01 |
2 | Гласные буквы. | Работа с алфавитом, прослушиваем аудиозапись. Произношение, запись. | 3 | 19.01 21.01 26.01 |
3 | Согласные буквы. | Работа с алфавитом, прослушиваем аудиозапись. Произношение, запись. | 6 | 28.01 2.02 04.02 9.02 11.02 16.02 |
4 | Составление из букв открытых слогов. Чтение и запись. | Работа с кассой букв и запись в тетрадях (прописях) | 6 | 18.02 23.02 25.02 2.03 4.03 9.03 |
5 | Составление из букв закрытых слогов. Чтение и запись. | Работа с кассой букв и запись в тетрадях (прописях) | 3 | 11.03 16.03 18.03 |
IV четверть (17 часов)
№ п/п | Тема урока | Вид деятельности | Кол-во часов | Планир. дата |
1 | Составление из букв закрытых слогов. Чтение и запись. | Работа с кассой букв и запись в тетрадях (прописях) | 3 | 30.03 1.04 6.04 |
2 | Составление простых слов из слогов. Чтение и запись. | Работа с кассой букв и запись в тетрадях (прописях) | 6 | 8.04 13.04 15.04 20.04 22.04 27.04 |
3 | Чтение слов по слогам. | Работа в букварях | 4 | 29.04 4.05 6.05 11.05 |
4 | Выделение первой и последней буквы в словах. | Работа в букварях | 4 | 13.05 18.05 20.05 25.05 |
Учебно- методическое и материально-техническое обеспечение
Баряева Л.В., Бойков Д.И., Липакова В.И. «Программа обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью».
В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина. Букварь. – 6-е изд., Москва, «Просвещение» 2014.
Т.С. Резниченко. Занимательный букварь. М. «Гном и Д», 2009.
Т.С. Резниченко. Комплект рабочих тетрадей к «Занимательному букварю» в 4 частях. М. «Гном и Д», 2009.
Э.В. Якубовская, Н.В. Павлова. Русский язык 2 класс. – 2-е изд., Москва, «Просвещение» 2014.
Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь по русскому для учащихся 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 2-х частях. «Читай, думай, пиши». – 2-е издание; Москва, «Просвещение» 2014.
Материально-техническое оснащение:
Графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с
напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения;
сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи;
Карандаши ,Ручки
Карточки с сюжетными картинками.
Прописи. Раскраски. Тетради.
Обучающие компьютерные программы, аудио и видеоматериалы.