СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету Речь и альтернативная коммуникация

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету Речь и альтернативная коммуникация»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГБОУ «Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат» №2

















Рабочая программа

Предмет: Речь и альтернативная коммуникация











Учитель: Эрдынеева Д.С.
















Улан-Удэ

2021-2022уч.год

Пояснительная записка


Обучающийся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой

степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР),

интеллектуальное развитие, которого не позволяет освоить АООП (вариант 1), либо он

испытывает существенные трудности в ее освоении, получает образование по варианту

2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования.

Целью образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными

нарушениями развития по данному варианту АООП является развитие личности,

формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и

социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни

в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь

обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в

повседневной жизни.

Настоящая рабочая программа составлена для обучающихся 6 класса с умеренной умственной отсталостью в соответствии следующих документов:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ (с изменениями и дополнениями)

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

  • Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) ГБОУ СКОШИ №2 на 2021-2022 учебный год.


Краткая характеристика класса


В классе 7 обучающихся: из них 5 мальчиков и 2 девочки.

Состав класса неоднороден по уровню освоения материала, обучающиеся условно разделены на группы.

К I группе относятся 4 обучающихся, которые относительно способны работать по инструкции. 2 из них имеют множественные речевые нарушения, звукопроизношение неотчетливое. Познавательные интересы в учебной сфере сформированы недостаточно. Не имеют достаточный объем знаний и представлений об окружающем мире. Память слабая, внимание неустойчивое.

II группа – обучающиеся, осваивающие учебный материал на низком уровне. 1- неречевой ребенок. У остальных словарный запас крайне скудный. Слабо понимают учебную инструкцию. Внимание кратковременное. Общий уровень развития не соответствует возрасту. Учебную инструкцию почти не понимают.

Все дети плохо владеют письмом и чтением.






Речь и альтернативная коммуникация


Пояснительная записка

Коммуникация и общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. В связи с этим, обучение детей общению должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств общения.

Цель: формирование речевых и коммуникативных навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Задачи:

Образовательные:

- формирование умения слушать и понимать собеседника;

- формирование умения отвечать на вопросы;

- формирование умения употреблять слова и выражения:

«здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет», «мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты», «пить»,«стоять», «стол», «стул» жестом, символом в различных коммуникативных ситуациях;

- обучение письму;

- обучение написанию вертикальных, горизонтальных, наклонных линий;

- обучение умению обводить фигуры по шаблону и трафарету, контуру.

Коррекционно – развивающие:

- развитие речи;

- развитие слухового и зрительного восприятия;

- развитие памяти;

- развитие внимания;

- развитие зрительно-двигательной координации;

- развитие мелкой моторики пальцев, кисти рук;

Воспитательные:

- воспитывать интерес к процессу обучения;

- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;


Общая характеристика учебного предмета


    Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У них затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи, также характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. По уровню сформированности речи выделяются дети с отсутствием речи, со звукокомплексами, с высказыванием на уровне отдельных слов, с наличием фраз. При этом речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с аграмматизмами. Ввиду этого при обучении большей части данной категории детей используют разнообразные средства невербальной коммуникации.

       В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.

Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.

В процессе урока учитель может использовать различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению коммуникативных навыков.

Индивидуальные формы работы на занятиях органически сочетаются с фронтальными и групповыми.

Место предмета в учебном плане

Рабочая программа адресована учащимся 6 «г» класса (вариант 2) и предмет представлен с расчетом 2 часа в неделю, 69 часов в год.



Предполагаемые (ожидаемые) результаты освоения программы

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с уме­ре­н­ной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.


минимальный уровень

достаточный уровень

Понимание слов, обозначающих деятельность человека

Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.

Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации

Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.

Узнавание и различение букв, слогов,слов

Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов

Навыки чтения и письма

Читать отдельные слоги, слова простой слоговой структуры

Называть по просьбе свое имя и фамилию, подписывать свои работы печатными или письменными буквами;

составлять слова из букв разрезной азбуки, определять первый и последний звуки в слове;

Списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста





Содержание программы



Разделы

Кол-во часов

1

Коммуникация

12

2

Развитие речи (средствами вербальной и невербальной коммуникации)

20

3

Чтение и письмо

37


Итого

69


Коммуникация

Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником,

учет эмоционального состояния собеседника.

Реагирование на собственное имя.

Приветствие собеседника звуком (словом, предложением).

Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом,

предложением).

Выражение благодарности звуком (словом, предложением).

Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).

Называние собственного имени.

Узнавание (различение) имён членов семьи

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).


Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

Импрессивная речь

Узнавание (различение) учащихся класса, педагогов.

Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать,

рисовать, играть, гулять и др.).

Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина,форма идр.).

Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).

Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).

Экспрессивная речь

Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).

Называние собственного имени.

Называние имён учащихся класса, педагогов класса.

Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).

Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и

др.).

Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).

Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я,он, мой, твой и др.).

Чтение и письмо

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия

предметов, действий.

Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

Узнавание (различение) букв.

Графические действия с использованием элементов графем:

Письмо слогов и букв (слов).

Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой.

Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы.

Чтение слога (слова).

Написание буквы (слога, слова, предложения).


Календарно-тематический план

«Речь и альтернативная коммуникация»

I четверть (18 часов)

п/п

Тема урока

Вид деятельности

Кол-во часов

Планир.

дата

Коммуникация

1

Культура общения:

приветствие, прощание

Приветствие, прощание с собеседником

2

1.09

3.09

2

Просьба о помощи. Выражение благодарности.

Обращение с просьбой о помощи, слова благодарности.

Игра «Спасибо».

4

8.09

10.09

15.09

17.09

3

Мое имя

Упражнение - откликаться на свое имя, игра « Угадай кто это?»

1

22.09

4

Люди и имена

Рассматривание сюжетных картинок (девочка, мальчик). Игра «Кого как зовут» на умение различать женские и мужские имена

3

24.09

29.09

1.10

5

Моя семья

Рассматривание сюжетных картинок «Семья».

2

6.10

8.10


Развитие  речи  средствами  вербальной  и  невербальной коммуникации

6

Школа, в которой я учусь

Узнавать своих одноклассников и учителей, работающих с классом, различать по имени.

2

13.10

15.10

7

Радуга цветов

Называние цвета. Нахождение нужного цвета по заданию учителя.

4

20.10

22.10

27.10

29.10


II четверть (14 часов)


п/п

Тема урока

Вид деятельности

Кол-во часов

Планир.

дата

1

Слова, обозначающие действие предмета

Работа по карточкам, фотографиям. (пить, ходить, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять)

4

10.11

12.11

17.11

19.11

2

Слова, указывающие на предмет, его признак

Работа по карточкам, фотографиям. (мой, твой, чужой и тд.)

2

24.11

26.11

3

Слова, обозначающие признак предмета

Работа по карточкам, фотографиям. (цвет, величина, форма и др.)

4

1.12

3.12

8.12

10.12

4

Слова, обозначающие признак действия, состояние

Работа по карточкам, фотографиям. (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно)

4

15.12

17.12

22.12

24.12




III четверть (20 часов)


п/п

Тема урока

Вид деятельности

Кол-во часов

Планир.

дата

Чтение и письмо

1

Алфавит. Повторение.

Работа с алфавитом

2

12.01

14.01

2

Гласные буквы.

Работа с алфавитом, прослушиваем аудиозапись. Произношение, запись.

3

19.01

21.01

26.01

3

Согласные буквы.

Работа с алфавитом, прослушиваем аудиозапись. Произношение, запись.

6

28.01

2.02

04.02

9.02

11.02

16.02

4

Составление из букв открытых слогов. Чтение и запись.

Работа с кассой букв и запись в тетрадях (прописях)

6

18.02

23.02

25.02

2.03

4.03

9.03

5

Составление из букв закрытых слогов. Чтение и запись.

Работа с кассой букв и запись в тетрадях (прописях)

3

11.03

16.03

18.03


IV четверть (17 часов)

п/п

Тема урока

Вид деятельности

Кол-во часов

Планир.

дата

1

Составление из букв закрытых слогов. Чтение и запись.

Работа с кассой букв и запись в тетрадях (прописях)

3

30.03

1.04

6.04

2

Составление простых слов из слогов. Чтение и запись.

Работа с кассой букв и запись в тетрадях (прописях)

6

8.04

13.04

15.04

20.04

22.04

27.04

3

Чтение слов по слогам.

Работа в букварях

4

29.04

4.05

6.05

11.05

4

Выделение первой и последней буквы в словах.

Работа в букварях

4

13.05

18.05

20.05

25.05














Учебно- методическое и материально-техническое обеспечение


  1. Баряева Л.В., Бойков Д.И., Липакова В.И. «Программа обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью».

  2. В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина. Букварь. – 6-е изд., Москва, «Просвещение» 2014.

  3. Т.С. Резниченко. Занимательный букварь. М. «Гном и Д», 2009.

  4. Т.С. Резниченко. Комплект рабочих тетрадей к «Занимательному букварю» в 4 частях. М. «Гном и Д», 2009.

  5. Э.В. Якубовская, Н.В. Павлова. Русский язык 2 класс. – 2-е изд., Москва, «Просвещение» 2014.

  6. Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь по русскому для учащихся 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 2-х частях. «Читай, думай, пиши». – 2-е издание; Москва, «Просвещение» 2014.


Материально-техническое оснащение:

Графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с

напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения;

сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи;

Карандаши ,Ручки

Карточки с сюжетными картинками.

Прописи. Раскраски. Тетради.

Обучающие компьютерные программы, аудио и видеоматериалы.