СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 1 класс(2 вариант) обучение на дому

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 1 класс(2 вариант) обучение на дому»

Пояснительная записка


Рабочая программа по учебному предмету "речь и альтернативная коммуникация" для обучающегося 1 класса ( 2 вариант), составлена на основе следующих документов:


  1. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

  2. Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ СО «Первоуральская школа»;

  3. Положения о рабочей программе по учебным предметам ГБОУ СО «Первоуральская школа».


Цель: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.

Задачи:

- развивать речь как средство общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

- формировать умение пользоваться доступными вербальными и невербальными средствами коммуникации.

- вырабатывать умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике

экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских

задач.

- учить глобальному чтению в доступных обучающимся пределах, понимание смысла

узнаваемого слова.

- развивать предпосылки к осмысленному чтению и письму.

- обучать навыкам чтения и письма.

2. Планируемые результаты

Личностные планируемые результаты

Планируемые результаты

Мониторинг


1 полугодие

2 полугодие

осознает себя в роли обучающегося



проявляет интерес к игрушкам, играм



проявляет интерес в целом к занятиям



принимает помощь со стороны педагога



адекватно ведет себя на занятии





Предметные планируемые результаты

Планируемые результаты

Мониторинг


1 полугодие

2 полугодие

- Показывает указательным жестом себя и свое отражение в зеркале


- Подражает выражению лица учителя (перед зеркалом и без него) и его действиям (жалеет — обнимает, гладит по голове; радуется —хлопает в ладоши и т. п.).


- Выполняет движение по различным сенсорным дорожкам (учитель держит ученика за руку и указательным жестом показывает направление движения, движение по подражанию

действиям учителя и по образцу).


- Показывает части тела на фотографии и на себе.


- Показывает игрушки на картинке


- Находит игрушки по картинкам (цветная картинка-иллюстрация).


- Показывает(выбирает) школьные принадлежности


- Показывает(выбирает) одежду


- Показывает(выбирает) игрушки


- Участвует в играх-имитациях, сопровождаемые текстом песенок и потешек.


- Выполняет аудиальные и двигательные упражнения типа «Слушай и делай вместе со мной» (под чтение потешек, стихотворений-

четверостиший)»


- Подражает движениям мимической мускулатуры ( зажмуривание глаз, надувание щек).


- Участвует в игровых ситуациях на узнавание игрушки по описанию учителя (один-два наиболее характерных признака).


- Находит игрушки по картинкам (цветная картинка-иллюстрация, контурная картинка, картинка, нарисованная учителем для ученика,).


- "Пишет" прямые линии в разных направлениях с помощью учителя.





Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий


Мониторинг

1 полугодие

2 полугодие

Личностные базовые учебные действия

- приветствует педагога при встрече



- прощается с педагогом после окончания занятий



- использует по назначению учебные материалы



Коммуникативные базовые учебные действия

- может привлечь внимание педагога



- умеет выразить свои потребности



- направляет взгляд на говорящего взрослого


- умеет отвечать на вопросы с помощью жеста "да"- "нет"


-умеет использовать указательный жест по инструкции учителя «Покажи…»;


- умеет отвечать на вопросы педагога, указывая на нужный предмет, картинку, используя указательный жест



Регулятивные базовые учебные действия

- умеет соблюдать ритуалы учебного занятия


-понимает инструкцию педагога



- умеет выполнять действия по образцу и по подражанию


- умеет выполнять инструкции педагога



Познавательные базовые учебные действия

- умеет делать простейшие обобщения



- умеет наблюдать под руководством взрослого за предметами окружающей действительности



3. Содержание учебного предмета

Название раздела

Основные содержательные линии

1

«Коммуникация»,


Коммуникация с использованием вербальных средств.

Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком . Привлечение к себе внимания звуком. Выражение своих желаний звуком Выражение согласия (несогласия) звуком

Коммуникация с использованием невербальных средств.

. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; Выражение своих желаний,, ответы на вопросы с предъявлением предметного символа.

2

«Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации»,

Импрессивная речь.

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи Понимание слов, обозначающих предмет (игрушки, одежда, школьные принадлежности,.). Понимание обобщающих понятий (игрушки, одежда, школьные принадлежности. Понимание слов, обозначающих действия предмета (, сидеть, стоять, бегать, спать. Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).

Экспрессивная речь.

Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.

Сообщение собственного имени, имён членов семьи посредством напечатанного слова Использование графического изображения для обозначения предметов и объектов (игрушки, одежда, школьные принадлежности).

3

«Чтение и письмо».

Графические действия с использованием трафарета (прямые линии в разных направлениях)



4. Тематическое планирование

Название раздела учебной программы, тема урока

Кол-во часов

Основные виды деятельности с обучающимися


1

Раздел 1. Коммуникация

Установление контакта с собеседником, приветствие.

1

Участие в игровых ситуациях на установление, поддержание и завершение контакта.

2-3

Дай мне ответ - да или нет.


2

Участие в игровых ситуациях требующих простого ответа – да или нет.

4

Я. Мое имя. (жест и пиктограмма "я")

1

реагировать на свое имя, фамилию, понимать значение слов «моё», «не моё».

5

Урок-игра: «Покажи кто?»


1

Выбор учащимися соответствующего предмета названого учителем

с использованием указательного и соотносящего жестов,

с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации.

6-7

Импрессивная речь

Члены семьи (мама, папа, бабушка , дедушка, сестра, брат)


2

Участие в игровых ситуациях, требующих узнавания членов семьи на фото с использованием указательного и соотносящего жестов.

8

Узнавание (различение) имён членов семьи.

1

Подражает выражению лица учителя (перед зеркалом и без него) и его действиям

9-10

Узнавание и называние» слов категории «Семья».

2

Участие в игровых ситуациях, требующих узнавания членов семьи на фото, самостоятельно или с помощью учителя показывают

с использованием указательного и соотносящего жестов.

11-12

Части тела

2

Показывает части тела на фотографии и на себе.

13-14

Узнавание (различение) школьных принадлежностей.


2

Самостоятельно или с помощью учителя узнавание и показ школьных принадлежностей с использованием указательного жеста Чудесный мешочек"Упражнения с пиктограммами: "Найди такой предмет", Где (карандаш)...?

15-16

Экспрессивная речь

Игра «Повторяй за мной»


2

подражание и повторение действий за учителем (потешки)


17

«Называние» своего имени.

1

Использование графического изображения для обозначения предметов и объектов

18-19

Чтение и письмо

Развитие зрительного восприятия (конструирование).


2

Конструировать по образцу или методом наложения на образец из счетных палочек и полосок бумаги.

Рассматривать сюжетные картинки, , соотносить с соответствующей предметной картинкой.

20-21

Подготовка руки к письму (трафареты)прямые линии (красками, карандашом)

2

Совместно с учителем проводить прямые линии в разном направлении по трафарету

22-23

Коммуникация

Выражение своих желаний, привлечение внимания


2

Коммуникация с использованием невербальных средств,

Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия),

- использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподра- жательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;

24-25

Узнавание игрушек.


2

Самостоятельно или с помощью учителя узнавание и показ, указательным жестом знакомых

26-27

Узнавание одежды

2

Самостоятельно или с помощью учителя узнавание и показ, указательным жестом предметов одежды. узнавание одежды по описанию учителя (один-два наиболее характерных признака).


28-29

Рассматривание сюжетных картинок «Зима», «Зимние забавы».

2

Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), ответы на вопросы с использованием жеста

30

Игра: «Общение» ( игрушки)

1

Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), ответы на вопросы с использованием жеста узнавание игрушки по описанию учителя (один-два наиболее характерных признака).

игрушек

31-32

Импрессивная речь

Сказка. Колобок.

2

Различать неречевые звуки, определять источник звука, соотносить предмет, продуцирующий звук с картинкой.

33-34

Экспрессивная речь

Игра: «Послушай и повтори»

2

Подражает выражению лица учителя (перед зеркалом и без него) и его действиям (жалеет — обнимает, гладит по голове; радуется — хлопает в ладоши и т. п.

ВСЕГО ЗА ГОД 34 НЕДЕЛИ, 34 ЧАСА



5. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов

- игрушки (кукла, мячик, медвежонок, кубики, барабан,машина, ведерко)., школьные принадлежности(карандаш, ручка, учебник, альбом, цв. карандаши), одежда(футболка, брюки, носки, шапка, курточка)

- картинки с изображением игрушек, школьных принадлежностей, одежды

- фотографии членов семьи, ребенка

- карточки с именами членов семьи, ребенка



6. Средства мониторинга и оценки динамики обучения


Уровни самостоятельности при выполнении заданий

- не выполняет задание

-

- выполняет задание со значительной помощью

зп

- выполняет задание с частичной помощью

чп

- выполняет задание по подражанию

п

- выполняет задание по образцу

о

- выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки

сш

-выполняет задание самостоятельно (без ошибок)

+




Сформированность представлений

1. Представление отсутствует

-

2. Не выявить наличие представлений

?

3. Представление на уровне:


- использования по прямой подсказке

пп

- использование с косвенной подсказкой (изображение)

п

- самостоятельное использование

+












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!