Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»
УТВЕРЖДАЮ: Приказ № 100 от «30» августа 2024 г. И.о. директора Центра: ________________ О.В. Панасенкова | СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УВР _____________ Е.А. Мальцева | ПРИНЯТА: на педагогическом совете Протокол №1 от «28» августа 2024 г. | РАССМОТРЕНО: на МО начальных классов Протокол № 1 от «28» августа 2024 г. руководитель МО: __________ Е.В. Николаева |
Рабочая программа по учебному предмету
«Речь и альтернативная коммуникация»
предметная область «Язык и речевая практика»
для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
тяжелыми и множественными нарушениями развития (II вариант)
1 «Б» класса
на 2024 – 2025 учебный год
Программу составила: Мартыненкова Лариса Викторовна учитель начальных классов высшей квалификационной категории |
Смоленск 2024
Пояснительная записка
Учебный предмет, охватывающий область развития импрессивной и экспрессивной речи и альтернативной коммуникации, является содержательной частью системных знаний детей о процессе общения и взаимодействия в социуме.
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевают основными средствами социального взаимодействия только с помощью взрослого при использовании специальных методов и приемов обучения, дидактических средств в практически значимых для ребенка практических ситуациях. Результатом продуктивного взаимодействия является способность ребенка проявлять и удерживать интерес к собеседнику, находить способы продолжения общения в разных ситуациях. Детский коллектив для умственно отсталого ребенка является важным условием усвоения норм социального поведения, в котором он усваивает и присваивает доступные средства общения.
Содержание учебного предмета для обучающихся 1 класса дифференцированно, с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика в практике общения с взрослым (учителем) и сверстником.
Реализация содержания учебного предмета в первом классе позволит закрепить у обучающихся умения выражать свои желания и потребности в процессе продуктивного взаимодействия со сверстником, обогатить опыт разрешения значимых для детей жизненных ситуаций с помощью альтернативных средств коммуникации (графических изображений, пиктограмм, напечатанных слов, электронных устройств).
Цель обучения: - совершенствование умений пользоваться средствами коммуникации (невербальными и вербальными) в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Задачи:
В разделе "Коммуникация":
- закрепление средств общения обучающегося с учителем и со сверстниками в ситуации делового взаимодействия, умений продуктивного установления, поддержания и завершения контакта,
- овладение в доступной форме альтернативными средствами коммуникации,
- создавать практику диалогической речи в разных ситуациях игрового и учебного взаимодействия обучающихся.
В разделе "Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации":
- совершенствование коммуникативных возможностей для выражения ответа на обращенную речь взрослого и сверстника в разных ситуациях социального взаимодействия,
- расширение возможностей использования речевых средств коммуникации (включая альтернативные) во взаимодействии с новыми взрослыми и сверстниками.
В разделе "Чтение и письмо":
- совершенствование ручной и мелкой моторики,
- закрепление умения выполнять целенаправленное действие с пишущим предметом по словесной инструкции и по образцу в конкретной ситуации,
- расширение возможностей элементарных графо моторных умений,
- совершенствование слухового внимания и слухового восприятия,
- закрепление интереса и формирование потребности к прослушиванию коротких текстов, читаемых взрослым.
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» является основной частью предметной области «Язык и речевая практика». В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» в 1 классе рассчитана на 33 учебные недели и составляет 99 часов в год (3 часа в неделю).
Содержание учебного предмета.
Основное содержание учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» включает четыре направления, в каждом из которых представлены тематические блоки.
Структурный компонент блоков направлен на развитие у обучающихся понимания и речевой активности, интереса к чтению взрослым коротких произведений и соотнесение смысла содержания текста с иллюстрациями, потребности к использованию пишущих предметов в соответствии с функциональным назначением. Сформированные умения обеспечивают коммуникативную активность обучающихся в учебном процессе.
Обучение может проходить в разных формах: на уроках, на индивидуальных занятиях.
Структура каждого занятия состоит из 3 основных разделов: коммуникация, развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации, чтение и письмо. При этом их последовательность на каждом уроке может варьироваться.
Реализация программы осуществляется путем сочетания практических, наглядных и словесных методов обучения, использования игровых приемов для формирования мотивации обучающихся к коммуникативным проявлениям в ситуациях коллективного взаимодействия.
Направление «Наш класс».
Блок: Знакомство детей с учителем в классе. Знакомство детей друг с другом. Урок знаний.
Запоминание имени отчества учителя, просмотр и обсуждение презентаций «Школьные принадлежности», «Наша школа».
Побуждение к запоминанию имен детей класса: выполнение игровых действий с мячом, называние имен одноклассников, называние школьных принадлежностей. Приветствие друг друга жестом, пиктограммой, словом.
Знакомство с фотографиями детей класса. Соотнесение фотографий с графическим изображением имени каждого ученика.
Ознакомление со средствами выражения приветствия друг друга, выражения прощания.
Блок: Воспоминания о лете.
Уточнение и расширение словаря на тему «Лето», активизация представлений детей о жизненном опыте при использовании иллюстраций, фотографий и презентаций. Умение отвечать на вопросы учителя, используя доступные средства коммуникации, в том числе альтернативные.
Ознакомление со средствами коммуникации для выражения своих желаний, обращение за помощью, ответами на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами.
Рассмотрение и обсуждение фотографий, рисунков, иллюстраций о летних явлениях природы (дождя, грозы, радуги, солнца), побуждение детей к вербальным высказываниям. Закрепление речевых высказываний в процессе выполнения плавных движений рук с цветными ленточками.
Обведение цветными карандашами по штрих-пунктиру изображений цветов радуги, их называние.
Блок: Мои одноклассники.
Активизация слов-описаний, характеризующих знакомых сверстников по внешнему виду и гендерной принадлежности. Узнавание одноклассников по фотографиям, по описанию их внешнего вида учителем, называние имен и соотнесение их с графическим изображением на карточке.
Формирование партнерских отношений: выбор сверстника по голосу, по тактильному восприятию в процессе пальчиковых игр и упражнений с ладошками (считалки). Использование речевых шаблонов для закрепления положительного взаимодействия с одноклассниками.
Закрепление средств выражения приветствия друг друга, выражения прощания.
Вызывание интереса детей к прослушиванию текстов с подбором иллюстраций главного персонажа («Лунтик на Земле»), учить отвечать на вопросы учителя, используя различные средства коммуникации (взгляды, мимику, жесты, показ игрушек и др.).
Блок: Сказочная страна.
Расширение словаря детей на основе знакомых сказок, узнавание сказки по описанию главных персонажей и важнейших событий. Осуществление выбора иллюстрации в соответствии с содержанием сказки, формирование умения обосновывать свой выбор.
Совершенствование умений в использовании доступных средств коммуникации: для выражения своих желаний, обращения за помощью, формулирование ответов на вопросы постановки вопросов при использовании карточек с напечатанными словами.
Обыгрывание знакомой сказки, умение играть роль в соответствии с ее содержанием. Поддерживать партнерские отношения между детьми в процессе выполнения конкретной роли (сказка «Теремок»).
Совершенствование ручной моторики при обыгрывании сказки с использованием пальчикового театра. Совершенствование ориентировки на тетрадном листе бумаги: раскладывание трафаретов персонажей знакомых сказок и мультфильмов (зайка, колобок, лиса, Лунтик и т.д.) по инструкции учителя в разных частях листа бумаги (центр, слева, справа).
Направление «Совместные дела».
Блок: Интересные истории.
Обогащение словарного запаса в процессе ознакомления с серией сюжетных иллюстраций. Выбор иллюстраций для составления интересной истории. Формирование связной речи с опорой на серию выбранных иллюстраций и узнавание персонажа истории по трафарету.
Совершенствование умений в использовании доступных средств коммуникации: для выражения желаний, обращения за помощью, формулирования ответов на вопросы и постановки вопросов при использовании карточек с напечатанными словами.
Закрепление партнерских отношений между учениками в процессе игр с правилами (игра «Колечко-колечко..») с использованием различных средств коммуникации (вербальных, невербальных).
Соотнесение цветных сюжетных иллюстраций с черно-белым графическим изображением сюжета сказки. Расположение трафаретов персонажей знакомых сказок и мультфильмов по инструкции учителя в разных частях листа бумаги (центр, вверху, внизу).
Блок: Красивые узоры.
Формирование планирующей функции речи и обогащение словарного запаса в процессе составления орнамента из природного материала (например, из сухих листьев разных деревьев - клена, дуба, березы, рябины и др.).
Совершенствование умений в использовании доступных средств коммуникации: для выражения желаний, обращения за помощью с использованием карточек с напечатанными словами.
Активизация коммуникативных умений в ходе настольно-печатных игр (например, Детское лото: «Что растет в лесу, что в саду?, детское домино).
Формирование умений пользоваться правильно пишущим предметом: узнавание предмета по контурному изображению, обведение контура, штрихование.
Блок: Играем вместе (Что? Где? Когда?). Любимая игрушка.
Формирование связной речи и умения задавать и отвечать на вопросы сверстника. Обогащение активного словаря в процессе дидактической игры.
Представление-презентация любимой игрушки: показ и называние, выполнение действий с игрушкой, демонстрация знаков -внимания к партнеру с другой игрушкой. Использование любимых игрушек в дидактической игре «Угадай, чья игрушка?»
Вызывание интереса детей к прослушиванию текстов с подбором иллюстраций главного персонажа («Лунтик на Земле») учить отвечать на вопросы учителя.
Прослушивание аудиозаписей шумов и звуков бытовых предметов (звук телефона, дверного звонка, шум пылесоса, стиральной машины, звук льющейся воды), их узнавание и соотнесение с предметным изображением на картинке.
Блок: Любимые мультфильмы.
Просмотр фрагментов мультфильмов, формирование связного высказывания по вопросам учителя. Уточнение и расширение словарного запаса по сюжету знакомого мультфильма. Побуждать детей к эмоционально-коммуникативным проявлениям в процессе беседы о любимом мультфильме. Формирование умения соблюдать очередность в процессе разговора.
Активизация речевых высказываний в играх с мягким тканевым мячом. Совершенствование партнерских игровых отношений при соблюдении очередности и правил игры (Сьедобное – несьедобное, Летает - не летает, Растет-не растет).
Прослушивание аудиозаписей знакомых текстов и узнавание персонажей сюжета, умение отвечать на вопросы учителя, используя доступные средства коммуникации (взгляды, мимику, жесты, карточки, символы, игрушки, иллюстрации).
Блок: Подарок для друга.
Обогащение словарного запаса, побуждение к связному высказыванию в процессе обмена «подарками» между учениками. Закрепление умения использовать речевые шаблоны в ситуации общения со сверстником, умения соблюдать вежливость и очередность в процессе разговора.
Совершенствование умений в использовании доступных средств коммуникации: для выражения желаний, обращения за помощью с использованием карточек с напечатанными словами.
Активизация коммуникативных средств общения в процессе обыгрывания знакомой сказки «Репка». Учить задавать вопросы партнеру по игре.
Обведение пишущим предметом в тетради различных линий (прямых, волнистых, прерывистых), ориентируясь на образец.
Блок: Любимые считалочки.
Совершенствование артикуляционных и речевых возможностей в процессе повторения и заучивания считалок («На дубу сидит скворец, вот считалочке конец», «Раз, два, три, четыре пять, вышел зайчик погулять» и др.).
Активизация коммуникативных умений в процессе парных игр с использованием знакомых считалок. Учить соблюдать очередность действий и слов в процессе игр с партнером.
Обведение пишущим предметом по контуру геометрических форм в тетради, ориентируясь на образец.
Блок: День рождения (угощение, хоровод, каравай). Любимая песня.
Развитие связной речи, уточнение словарного запаса в процессе обыгрывания праздничных ситуаций, близких к жизненному опыту ребенка. Знакомство и заучивание речевых шаблонов для выражения эмоционального отношения к празднику, формирование подражательных умений в соответствии с сюжетом игры.
Совершенствование умений в использовании доступных средств коммуникации: для выражения желаний, обращения за помощью с использованием карточек с напечатанными словами.
Активизация коммуникативных средств в процессе совместных игровых действий со сверстником. Побуждение к исполнению любимой песни в кругу одноклассников под аудиозапись.
Прослушивание аудиозаписей шумов и звуков явлений природы (дождь, гроза, шум ветра, шторм), их узнавание и соотнесение с предметным изображением на картинке. Графическое изображение элементов природного явления (дождь, гроза, шум ветра, шторм), обозначение словом.
Направление «Диалоги».
Блок: Любимые сказки «Кто сказал мяу?», «Под грибом» (автор С. Сутеев).
Прослушивание сказок в устном изложении. Расширение словарного запаса в процессе обыгрывания знакомых сказок. Умение отвечать на вопросы учителя и партнера по игре, умение задавать вопросы однокласснику.
Знакомство со средствами коммуникации для выражения своего согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия).
Побуждение к диалогической речи в совместном обыгрывании знакомого сюжета: умение совместно с учителем выполнять игровое действие и задавать вопросы, при этом применять невербальные средства коммуникации (заглядывать в лицо партнеру, обращаться к нему с вопросом, уметь отвечать жестом и словом); подражать действиям и словам взрослого, проявлять самостоятельность использования жестов и речевых высказываний.
Обведение трафарета персонажа знакомой сказки, штриховка изображения.
Блок: Дидактическая игра «Найди клад на острове».
Развитие речевых возможностей в процессе игр с правилами, знакомство с символами пиктограммы. Соотнесение символа с действием или предметом.
Закрепление использования средств для выражения своего согласия (несогласия), удовольствия (не удовольствия).
Знакомство с правилами игры, активизация диалогической речи в процессе дидактической игры (куда пойдешь? Что найдешь? Что нашел? Что встретил на пути? И т.д. Учить соблюдать очередность в диалоге с партнером.
Прослушивание аудиозаписей голосов животных (корова, лошадь, коза, собака, кошка, свинья), их узнавание и соотнесение с предметным изображением на картинке, обозначение словом.
Блок: Загадки - отгадай и нарисуй.
Развитие связной речи и расширение словарного запаса в процессе прослушивания описания (загадок) знакомых предметов, выбор предметной картинки в соответствии с отгадкой, заучивание загадки.
Поддержание интереса к партнерским играм в процессе проведения дидактической игры «Волшебный мешочек».
Использование пишущего предмета: «Нарисуй, что в мешочке?», узнавание и называние изображенных предметов.
Блок: Ярмарка игрушек. Магазин игрушек.
Совершенствование планирующей функции речи, расширение словарного запаса в процессе выбора поделки, ее изготовления и презентации (использовать оригами, конструктор 2-3 части, природный материал 2-3 элемента). Уметь отвечать на вопросы учителя: Что ты хочешь изготовить? Назови, какой материал тебе нужен? Как ты будешь делать? Что получилось?
Активизация коммуникативных умений в процессе организации «ярмарки игрушек». Формирование умения задавать и отвечать на вопросы сверстников (Спроси у Маши, какую игрушку она подготовила для ярмарки?).
Прослушивание аудиозаписей голосов птиц (петух, утка, гусь, ворона), их узнавание и соотнесение с предметным изображением на картинке. Обведение контура изображения знакомых птиц, обозначение словом.
Блок: Веселые рисунки: книжка для малышей «Колобок» («Кто сказал мяу», «Под грибом»).
Прослушивание сказки в устном изложении. Формирование связной речи в процессе ответов на вопросы учителя (Кто главный герой сказки? Кто испек колобка? Где лежал колобок? Куда он покатился? Кого первого в лесу встретил колобок? и т.д.). Формирование умений выбрать эпизод сказки для своего рисунка (Что ты будешь рисовать для книжки? Выбери заготовку). Формирование умений рассказать о том, что сделал (Я нарисовал колобка, он встретил лису).
Активизация связного высказывания в процессе изготовления общей книжки. Обсуждение совместно с учителем подбора последовательности страниц книжки, проявление коммуникативной самостоятельности в презентации своих рисунков для изготовления книжки.
Обведение трафарета персонажа сказки, штриховка изображения. Совершенствование ориентировки на тетрадном листе бумаги: проведений различных линий (от точки до точки) в разных направлениях.
Блок: Театр кукол: Лунтик пришел в гости. (Би-ба-бо, штоковые игрушки).
Прослушивание и просмотр эпизода сказки о Лунтике. Расширение словаря и формирование связной речи в процессе ответов на вопросы учителя (Кто такой Лунтик? Откуда он появился на Земле? Что он увидел на земле? Что хотел узнать? и т.д.). Формирование умений отвечать на вопросы учителя, используя невербальные средства общения для ответов на вопросы и речевые штампы.
Поддержание интереса к диалогу с партнером в процессе обыгрывания знакомого персонажа, действуя с куклами Би-ба-бо. Активизация связного высказывания в процессе театрализации эпизода сказки.
Совершенствование ориентировки на тетрадном листе бумаги: проведений линий (от точки до точки) в разных направлениях, обводка трафаретов двух геометрических фигур (треугольника и круга) в заданной последовательности.
Блок: Готовимся к празднику.
Прослушивание сценария праздника в устном изложении. Закрепление словарного запаса речевых высказываний в процессе подготовки к празднику: активизация умений воспроизводить речевые шаблоны, потешки, считалки, рифмовки в соответствии с сюжетом истории.
Формирование самостоятельности в выборе персонажа для участия в празднике, активизация диалогической речи в процессе взаимодействия со сверстниками.
Использование пишущего предмета: обводка трафаретов двух геометрических фигур (треугольника и круга) в заданной последовательности.
Направление «Школьные друзья».
Блок: Путешествие по Москве. Звук А.
Презентация о достопримечательностях Москвы, знакомство с символами столицы РФ (Кремль, Красная площадь и т.д.), обогащение словарного запаса в процессе ознакомления с символами. Знакомство со схемой города, символами и с названиями достопримечательностей. Соотнесение символов со схемой и иллюстрациями.
Активизация коммуникативных средств в процессе настольно-печатной игры «Путешествие по Москве». Совершенствование партнерских умений в дидактической игре.
Прослушивание аудиозаписей слов, начинающихся на звук А (аквариум, абрикос, автобус, Андрей и т.д.), выделение звука А, соотнесение с печатным и строчным изображением. Формирование умения дифференцировать предметные изображения, в названии которых имеется или не имеется звук А.
Блок: Путешествие в зоопарк. Звук У.
Презентация о животных зоопарке, обогащение словарного запаса в процессе уточнения представлений о животных и их детенышей. Знакомство со схемой зоопарка, символами и с названиями животных. Соотнесение символов со схемой и иллюстрациями.
Активизация коммуникативных средств в процессе настольно-печатной игры «Путешествие по зоопарку». Совершенствование партнерских умений в дидактической игре, активизация самостоятельности речевых высказываний.
Прослушивание аудиозаписей слов, начинающихся на звук У (утка, ухо, Ульяна и т.д.), выделение звука У, соотнесение с печатным и строчным изображением. Формирование умения дифференцировать предметные изображения, в названии которых имеется или не имеется звук У.
Блок: Путешествие на дачу. Звук М.
Презентация о даче, обогащение и расширение словарного запаса в процессе уточнения представлений о природе. Формирование связной речи в процессе ответов на вопросы учителя (У кого есть дача? Где находится дача? С кем ты ездишь на дачу? На чем ты едешь на дачу? Какие деревья растут на твоей даче? Какие кустарники на твоей даче? Какие цветы растут на даче? и т.д.). Формирование умений отвечать на вопросы учителя, используя простую фразу и речевые штампы (У нас на даче растут ….).
Активизация коммуникативных средств в процессе настольно-печатных игр «В саду и в огороде», «В лесу и в саду», «Съедобное-несъедобное» и др. Совершенствование партнерских умений в играх с правилами, активизация самостоятельности речевых высказываний.
Прослушивание слов, начинающихся на звук М (мама, машина, магазин, мышка и т.д.), выделение звука М, соотнесение с печатным и строчным изображением. Формирование умения дифференцировать предметные изображения, в названии которых имеется или не имеется звук М.
Блок: Мечтаем вместе (о летних каникулах). Звук О.
Прослушивание истории учителя в устном изложении. Расширение словарного запаса в процессе знакомства с речевыми высказываниями в будущей форме (я мечтаю поехать в деревню, я мечтаю провести лето с бабушкой на даче, я мечтаю научиться плавать, я мечтаю летом собирать грибы, я мечтаю о велосипеде и т.д.). Формирование умения зафиксировать свои желания в конкретных высказываниях.
Активизация диалогической речи в процессе настольно-печатной игры «Путешествие по России». Совершенствование партнерских умений в играх с правилами, активизация самостоятельности речевых высказываний.
Прослушивание аудиозаписей слов, начинающихся на звук О (окно, обезьяна, очки, Оля и т.д.), выделение звука О, соотнесение с печатным и строчным изображением. Формирование умения дифференцировать предметные изображения, в названии которых имеется или не имеется звук О.
Блок: Путешествие по стране. Звуки А, У, М,О.
Презентация о городах России (Санкт-Петербург, Тула, Ярославль и т.п.) обогащение словарного запаса в процессе ознакомления с символами и достопримечательностями городов, маршрутом и средствами транспорта. Соотнесение символов с иллюстрациями конкретного города. Формирование умения выражать свое пожелание различными средствами коммуникации (вербально и невербально) - «Я хочу посетить город Тулу» и т.д.
Активизация коммуникативных средств в процессе настольно-печатной игры «Путешествие по России». Совершенствование партнерских умений в играх с правилами.
Закрепление знакомых звуков в графическом изображении, обведение трафаретов букв. Закрепление умений дифференцировать знакомые звуки и соотносить их с графическим изображением.
Блок: Мой город (Мой край). Звуки А, У, М, О.
Презентация о местности, в которой живут дети; обогащение словарного запаса в процессе ознакомления с символами и достопримечательностями своей местности, словами-выражениями гордости и патриотизма. Знакомство с иллюстрациями достопримечательностей и их названиями.
Закрепление использования различных коммуникативных средств в игровых диалогах (игра «Путешествие по России»). Закрепление партнерских умений в играх с правилами.
Закрепление знакомых звуков с графическим изображением букв, обведение трафаретов букв. Закрепление умений дифференцировать знакомые звуки и соотносить их с графическим изображением.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
- формирование уважительного отношения к окружающим;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Базовые учебные действия.
Умение обучающегося контактировать с взрослыми и сверстниками в знакомой ситуации взаимодействия доступными средствами коммуникации (включая альтернативные):
- использовать невербальные и вербальные средства коммуникации в соответствии с общепринятыми нормами коммуникативного поведения;
- готовность к положительным формам взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- выражение собственных потребностей и желаний доступными средствами коммуникации в разных ситуациях взаимодействия со знакомыми взрослыми,
- проявление коммуникативной активности в знакомых ситуациях.
Предметные результаты:
1) развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка;
- понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;
- умение самостоятельного использования усвоенного лексико-грамматического материала в учебных и коммуникативных целях.
2) овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными.
- качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями;
- понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков;
- умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядами, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и другими).
3) умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач:
-мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности;
- умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации;
-умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей; пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом; общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатора, компьютерного устройства).
4) глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова:
-узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий;
-использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
5) развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму:
- узнавание и различение образов графем (букв);
- графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв, слов.
6) чтение и письмо:
- начальные навыки чтения и письма.
Тематическое планирование.
№ п/п | Наименование разделов/тем программы | Цель/ направление деятельности/основные виды деятельности/ | Кол-во часов |
1. | Наш класс | Блоки: -«Знакомство детей с учителем в классе. Знакомство детей друг с другом. Урок знаний»; -«Воспоминания о лете»; -«Мои одноклассники»; - «Сказочная страна». Уточнение и расширение словаря, активизация представлений детей о жизненном опыте при использовании иллюстраций, фотографий и презентаций. Умение отвечать на вопросы учителя, используя доступные средства коммуникации, в том числе альтернативные. | 15 |
2. | Совместные дела | Блоки: -«Интересные истории»; -«Красивые узоры»; -«Играем вместе (Что? Где? Когда?). Любимая игрушка»; -«Любимые мультфильмы»; -«Подарок для друга»; -«Любимые считалочки»; -«День рождения (угощение, хоровод, каравай). Любимая песня». Уточнение и расширение словаря, активизация представлений детей о жизненном опыте при использовании иллюстраций, фотографий и презентаций. Умение отвечать на вопросы учителя, используя доступные средства коммуникации, в том числе альтернативные. | 25 |
3. | Диалоги | Блоки: -«Любимые сказки «Кто сказал мяу?», «Под грибом» (автор С. Сутеев)»; -«Дидактическая игра «Найди клад на острове»»; -«Загадки - отгадай и нарисуй»; -«Ярмарка игрушек. Магазин игрушек»; -«Веселые рисунки: книжка для малышей «Колобок» («Кто сказал мяу», «Под грибом»)»; -«Театр кукол: Лунтик пришел в гости. (Би-ба-бо, штоковые игрушки)»; -«Готовимся к празднику». Уточнение и расширение словаря, активизация представлений детей о жизненном опыте при использовании иллюстраций, фотографий и презентаций. Умение отвечать на вопросы учителя, используя доступные средства коммуникации, в том числе альтернативные. | 26 |
4. | Школьные друзья | Блоки: - «Путешествие по Москве. Звук А»; - «Путешествие в зоопарк. Звук У»; - «Путешествие на дачу. Звук М»; -«Мечтаем вместе (о летних каникулах). Звук О»; - «Путешествие по стране. Звуки А, У, М,О»; -«Мой город. Звуки А, У, М, О». Уточнение и расширение словаря, активизация представлений детей о жизненном опыте при использовании иллюстраций, фотографий и презентаций. Умение отвечать на вопросы учителя, используя доступные средства коммуникации, в том числе альтернативные. | 33 |
Календарно - тематическое планирование
по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» на 2024 - 2025 учебный год
1 «Б» класс
Количество часов: 99 | на первое полугодие всего: 48 ч., в неделю 3 ч | на второе полугодие всего: 51 ч., в неделю 3 ч. |
Административных контрольных работ -
Плановых контрольных (самостоятельных) работ -
Планирование составлено по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Бгажноковой И.М. Москва, «Просвещение» 2014 год Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации
Учебник: В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина. Букварь. М., Просвещение, 2012 г.
Т.А.Лещинская. Букварик. Подготовительный класс специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2012г.
Дополнительная литература_________________________________________
№ п/п | Тема урока | Кол - во часов | Дата проведения |
по плану | по факту |
I четверть-27 часов |
Направление «Наш класс». |
Блок «Знакомство детей с учителем в классе. Знакомство детей друг с другом. Урок знаний». |
1. | Знакомство детей с учителем. Знакомство детей друг с другом. Урок знаний. | 1 | 03.09 | |
2. | Запоминание имен детей класса. Игра с мячом «Называем имена». Приветствие друг друга жестом и словом. | 1 | 04.09 | |
3. | Запоминание и называние школьных принадлежностей. Игра «Найди школьные принадлежности». | 1 | 05.09 | |
Блок «Воспоминания о лете». |
4. | Запоминание времён года. Просмотр иллюстраций и фотографий по теме «Лето». Ответы на вопросы, используя доступные средства коммуникации. | 1 | 10.09 | |
5. | Запоминание времён года. Рассмотрение и обсуждение фотографий, рисунков, иллюстраций о летних явлениях природы (дождя, грозы, радуги, солнца). | 1 | 11.09 | |
6. | Запоминание времён года. Рассмотрение и обсуждение фотографий, рисунков, иллюстраций о летних явлениях природы (дождя, грозы, радуги, солнца). | 1 | 12.09 | |
Блок «Мои одноклассники». |
7. | Узнавание одноклассников по фотографиям, по описанию их внешнего вида учителем, называние имен и соотнесение их с графическим изображением на карточке. | 1 | 17.09 | |
8. | Выбор сверстника по голосу, по тактильному восприятию в процессе пальчиковых игр и упражнений с ладошками (считалки). | 1 | 18.09 | |
9. | Закрепление средств выражения приветствия друг друга, выражения прощания. | 1 | 19.09 | |
Блок «Сказочная страна». |
10. | Узнавание знакомой сказки по описанию главных персонажей и важнейших событий. | 1 | 24.09 | |
11. | Выбор иллюстрации в соответствии с содержанием знакомой сказки. | 1 | 25.09 | |
12. | Обыгрывание знакомой сказки «Репка», умение играть роль в соответствии с ее содержанием. | 1 | 26.09 | |
13. | Обыгрывание знакомой сказки «Теремок», умение играть роль в соответствии с ее содержанием. | 1 | 01.10 | |
14. | Обыгрывание знакомой сказки «Маша и медведь» с использованием пальчикового театра. | 1 | 02.10 | |
15. | Ориентировка на тетрадном листе бумаги: раскладывание трафаретов персонажей знакомых сказок и мультфильмов (зайка, колобок, лиса, Лунтик и т.д.) по инструкции в разных частях листа бумаги (верх, низ, центр, слева, справа). | 1 | 03.10 | |
Направление «Совместные дела». |
Блок «Интересные истории». |
16. | Выбор серии иллюстраций для составления интересной истории, узнавание персонажа истории по трафарету. | 1 | 08.10 | |
17. | Соотнесение цветных сюжетных иллюстраций с черно-белым графическим изображением сюжета сказки. | 1 | 09.10 | |
18. | Расположение трафаретов персонажей знакомых сказок и мультфильмов по инструкции в разных частях листа бумаги (центр, вверху, внизу). | 1 | 10.10 | |
Блок «Красивые узоры». |
19. | Составления орнамента из природного материала (например, из сухих листьев разных деревьев - клена, дуба, березы, рябины и др.). | 1 | 15.10 | |
20. | Настольно-печатные игры (например, Детское лото: «Что растет в лесу?», «Что растёт в саду?», детское домино и др.). | 1 | 16.10 | |
21. | Узнавание предмета по контурному изображению, обведение контура ручкой и штрихование. | 1 | 17.10 | |
Блок «Играем вместе (Что? Где? Когда?). Любимая игрушка». |
22. | Показ, называние и выполнение действий с игрушкой. Дидактическая игра «Чудесный мешочек». | 1 | 22.10 | |
23. | Прослушивание аудиозаписей шумов и звуков бытовых предметов (звук телефона, дверного звонка, шум пылесоса, стиральной машины, звук льющейся воды), их узнавание и соотнесение с предметным изображением на картинке. | 1 | 23.10 | |
Блок «Любимые мультфильмы». |
24. | Просмотр фрагментов знакомых мультфильмов, формирование связного высказывания по вопросам учителя. | 1 | 24.10 | |
25. | Игры с мягким тканевым мячом («Съедобное – несъедобное», «Летает - не летает», «Растет - не растет»). Соблюдение очередности и правил игры. | 1 | 29.10 | |
26. | Прослушивание чтения вслух знакомых текстов, узнавание персонажей сюжетов, ответы на вопросы. | 1 | 30.10 | |
Блок «Подарок для друга». |
27. | Обмен «подарками» между учениками. Речевые шаблоны в ситуации общения со сверстником, соблюдение вежливости и очередности в процессе разговора. | 1 | 31.10 | |
II четверть-21 час |
28. 29. 30. | Обведение пишущим предметом в тетради различных линий (прямых, волнистых, прерывистых), ориентируясь на образец. | 3 | 12.11 13.11 14.11 | |
Блок «Любимые считалочки». |
31. 32. | Повторение и заучивание считалок («На дубу сидит скворец, вот считалочке конец», «Раз, два, три, четыре пять, вышел зайчик погулять» и др.). | 2 | 19.11 20.11 | |
33. 34. | Подвижные игры с использованием знакомых считалок. Соблюдение очередности действий и слов в процессе игры. | 2 | 21.11 26.11 | |
35. 36. | Обведение пишущим предметом по контуру геометрических форм в тетради, ориентируясь на образец. | 2 | 27.11 28.11 | |
Блок «День рождения (угощение, хоровод, каравай). Любимая песня». |
37. | Праздник «День рождения» (угощение, хоровод, каравай). Любимая песня. | 1 | 03.12 | |
38. | Прослушивание аудиозаписей шумов и звуков явлений природы (дождь, гроза, шум ветра, шторм), их узнавание и соотнесение с предметным изображением на картинке. | 1 | 04.12 | |
39. 40. | Графическое изображение элементов природного явления (дождь, гроза, шум ветра, шторм), обозначение словом. | 2 | 05.12 10.12 | |
Направление «Диалоги». |
Блок «Любимые сказки «Кто сказал мяу?», «Под грибом» (автор С. Сутеев)». |
41. | Прослушивание чтения сказки «Кто сказал мяу?», ответы на вопросы. | 1 | 11.12 | |
42. | Прослушивание чтения сказки «Под грибом», ответы на вопросы. | 1 | 12.12 | |
43. 44. | Обведение трафарета персонажа знакомой сказки, штриховка изображения. | 2 | 17.12 18.12 | |
Блок «Дидактическая игра «Найди клад на острове»». |
45. | Игры с правилами, знакомство с символами пиктограммы. Соотнесение символа с действием или предметом. | 1 | 19.12 | |
46. | Средства для выражения своего согласия (несогласия), удовольствия (не удовольствия). Дидактическая игра «Да – нет». | 1 | 24.12 | |
47. 48. | Прослушивание аудиозаписей голосов животных (корова, лошадь, коза, собака, кошка, свинья), их узнавание и соотнесение с предметным изображением на картинке, обозначение словом. | 2 | 25.12 26.12 | |
III четверть-31 час |
Блок «Загадки - отгадай и нарисуй». |
49. | Дидактическая игра «Найди картинку домашнего (дикого) животного», выбор предметной картинки в соответствии с отгадкой, заучивание загадки. | 1 | 09.01 | |
50. | Дидактическая игра «Волшебный мешочек» по теме загадок «Овощи – фрукты». | 1 | 14.01 | |
51. | Дидактическая игра «Волшебный мешочек» по теме загадок «Школьные вещи – игрушки». | 1 | 15.01 | |
52. 53. | Обведение трафарета некоторых предметов из «Волшебного мешочка», штриховка изображения самостоятельно выбранным пишущим предметом. | 2 | 16.01 21.01 | |
Блок «Ярмарка игрушек. Магазин игрушек». |
54. | Простые поделки-игрушки из бумаги и картона. | 1 | 22.01 | |
55. | Простые поделки-игрушки из природного материала. | 1 | 23.01 | |
56. | Прослушивание аудиозаписей голосов птиц (петух, утка, гусь, ворона), их узнавание и соотнесение с предметным изображением на картинке. Обведение контура изображения знакомых птиц, обозначение словом. | 1 | 28.01 | |
Блок «Веселые рисунки: книжка для малышей «Колобок». |
57. | Прослушивание сказки «Колобок» в устном изложении, ответы на вопросы, картинный план сказки. | 1 | 29.01 | |
58. | Обведение трафарета персонажа сказки, штриховка изображения в разных направлениях. | 1 | 30.01 | |
Блок «Театр кукол: Лунтик пришел в гости. (Би-ба-бо, штоковые игрушки)». |
59. 60. | Просмотр эпизодов мультфильма о Лунтике. Ответы на вопросы, используя доступные средства коммуникации. | 2 | 04.02 05.02 | |
61. | Действуя с куклами Би-ба-бо. Активизация связного высказывания в процессе театрализации эпизода сказки. | 1 | 06.02 | |
62. 63. | Ориентировка на тетрадном листе бумаги: проведений линий (от точки до точки) в разных направлениях, обводка трафаретов двух геометрических фигур (треугольника и круга) в заданной последовательности. | 2 | 11.02 12.02 | |
Блок «Готовимся к празднику». |
64. | Праздники, подготовка к ним и проведение. Речевые шаблоны, потешки, считалки, рифмовки в соответствии с сюжетом праздника. | 1 | 13.02 | |
65. 66. | Использование пишущего предмета: обводка трафаретов двух геометрических фигур (треугольника и круга) в заданной последовательности. | 2 | 25.02 26.02 | |
Направление «Школьные друзья». |
Блок «Путешествие по Москве. Звук А». |
67. | Презентация «Москва – столица России». Ответы на вопросы, используя доступные средства коммуникации. | 1 | 27.02 | |
68. 69. | Рассматривание картинок с изображением предметов, начинающихся на звук А, выделение звука А, соотнесение с печатным и строчным изображением. Обводка буквы по шаблону. | 2 | 04.03 05.03 | |
70. 71 | Прослушивание аудиозаписей слов, начинающихся на звук А, выделение звука А, соотнесение с печатным и строчным изображением. Письмо элементов буквы. | 2 | 06.03 11.03 | |
72. | Узнавание звука в слоге (слове). Письмо буквы А. | 1 | 12.03 | |
Блок «Путешествие в зоопарк. Звук У». |
73. | Презентация «Зоопарк». Ответы на вопросы, используя доступные средства коммуникации. | 1 | 13.03 | |
74. 75. | Рассматривание картинок с изображением предметов, начинающихся на звук У, выделение звука У, соотнесение с печатным и строчным изображением. Обводка буквы по шаблону. | 2 | 18.03 19.03 | |
76. 77. | Прослушивание аудиозаписей слов, начинающихся на звук У, выделение звука У, соотнесение с печатным и строчным изображением. Письмо элементов буквы. | 2 | 20.03 25.03 | |
78. 79. | Узнавание звука в слоге (слове). Письмо буквы У. | 2 | 26.03 27.03 | |
IV четверть- 19 часов |
Блок «Путешествие на дачу. Звук М». |
80. | Презентация «Наша дача». Ответы на вопросы, используя доступные средства коммуникации. | 1 | 08.04 | |
81. 82. | Рассматривание картинок с изображением предметов, начинающихся на звук М, выделение звука М, соотнесение с печатным и строчным изображением. Обводка буквы по шаблону. | 2 | 09.04 10.04 | |
83. 84. | Прослушивание аудиозаписей слов, начинающихся на звук М, выделение звука М, соотнесение с печатным и строчным изображением. Письмо элементов буквы. | 2 | 15.04 16.04 | |
85. | Узнавание звука в слоге (слове). Письмо буквы М. | 1 | 17.04 | |
Блок «Мечтаем вместе (о летних каникулах). Звук О». |
86. | Презентация «Лето. 1 июня – международный день защиты детей». Ответы на вопросы, используя доступные средства коммуникации. | 1 | 22.04 | |
87. 88. | Рассматривание картинок с изображением предметов, начинающихся на звук О, выделение звука о, соотнесение с печатным и строчным изображением. Обводка буквы по шаблону. | 2 | 23.04 24.04 | |
89. 90. | Прослушивание аудиозаписей слов, начинающихся на звук О, выделение звука О, соотнесение с печатным и строчным изображением. Письмо буквы. | 2 | 29.04 30.04 | |
91. | Узнавание звука в слоге (слове). Письмо буквы О. | 1 | 06.05 | |
Блок «Путешествие по стране. Звуки А, У, М,О». |
92. | Презентация «Россия – наша Родина». Ответы на вопросы, используя доступные средства коммуникации. | 1 | 07.05 | |
93. 94. | Закрепление умений дифференцировать знакомые звуки и соотносить их с графическим изображением. Обведение трафаретов букв. | 2 | 13.05 14.05 | |
95. | Закрепление умений дифференцировать знакомые звуки и соотносить их с графическим изображением. Написание знакомых букв. | 1 | 15.05 | |
Блок «Мой город. Звуки А, У, М, О». |
96. | Презентация «Смоленск – город-герой». Ответы на вопросы, используя доступные средства коммуникации. | 1 | 20.05 | |
97. | Закрепление умений дифференцировать знакомые звуки и соотносить их с графическим изображением. Обведение трафаретов букв. | 1 | 21.05 | |
98. | Закрепление умений дифференцировать знакомые звуки и соотносить их с графическим изображением. Написание знакомых букв. | 1 | 22.05 | |