СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 1 класс 2 вариант

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" ФГОС 1 класс 2 вариант.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 1 класс 2 вариант»

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»



УТВЕРЖДАЮ:

Приказ № 100

от «30» августа 2024 г.

И.о. директора Центра:

________________

О.В. Панасенкова

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

_____________

Е.А. Мальцева


ПРИНЯТА:

на педагогическом совете

Протокол №1

от «28» августа 2024 г.

РАССМОТРЕНО:

на МО начальных классов

Протокол № 1

от «28» августа 2024 г.

руководитель МО:

__________ Е.В. Николаева







Рабочая программа по учебному предмету

«Речь и альтернативная коммуникация»

предметная область «Язык и речевая практика»

для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),

тяжелыми и множественными нарушениями развития (II вариант)

1 «Б» класса

на 2024 – 2025 учебный год






Программу составила:

Мартыненкова Лариса Викторовна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории












Смоленск 2024



Пояснительная записка

Учебный предмет, охватывающий область развития импрессивной и экспрессивной речи и альтернативной коммуникации, является содержательной частью системных знаний детей о процессе общения и взаимодействия в социуме.

Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевают основными средствами социального взаимодействия только с помощью взрослого при использовании специальных методов и приемов обучения, дидактических средств в практически значимых для ребенка практических ситуациях. Результатом продуктивного взаимодействия является способность ребенка проявлять и удерживать интерес к собеседнику, находить способы продолжения общения в разных ситуациях. Детский коллектив для умственно отсталого ребенка является важным условием усвоения норм социального поведения, в котором он усваивает и присваивает доступные средства общения.

Содержание учебного предмета для обучающихся 1 класса дифференцированно, с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика в практике общения с взрослым (учителем) и сверстником.

Реализация содержания учебного предмета в первом классе позволит закрепить у обучающихся умения выражать свои желания и потребности в процессе продуктивного взаимодействия со сверстником, обогатить опыт разрешения значимых для детей жизненных ситуаций с помощью альтернативных средств коммуникации (графических  изображений,  пиктограмм,  напечатанных  слов,  электронных  устройств).

Цель обучения: - совершенствование умений пользоваться средствами коммуникации (невербальными и вербальными) в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Задачи:

В разделе "Коммуникация":

- закрепление средств общения обучающегося с учителем и со сверстниками в ситуации делового взаимодействия, умений продуктивного установления, поддержания и завершения контакта,

- овладение в доступной форме альтернативными средствами коммуникации,

- создавать практику диалогической речи в разных ситуациях игрового и учебного взаимодействия обучающихся.

В разделе "Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации":

- совершенствование коммуникативных возможностей для выражения ответа на обращенную речь взрослого и сверстника в разных ситуациях социального взаимодействия,

- расширение возможностей использования речевых средств коммуникации (включая альтернативные) во взаимодействии с новыми взрослыми и сверстниками.

В разделе "Чтение и письмо":

- совершенствование ручной и мелкой моторики,

- закрепление умения выполнять целенаправленное действие с пишущим предметом по словесной инструкции и по образцу в конкретной ситуации,

- расширение возможностей элементарных графо моторных умений,

- совершенствование слухового внимания и слухового восприятия,

- закрепление интереса и формирование потребности к прослушиванию коротких текстов, читаемых взрослым.

Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» является основной частью предметной области «Язык и речевая практика». В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» в 1 классе рассчитана на 33 учебные недели и составляет 99 часов в год (3 часа в неделю).


Содержание учебного предмета.

Основное содержание учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» включает четыре направления, в каждом из которых представлены тематические блоки.

Структурный компонент блоков направлен на развитие у обучающихся понимания и речевой активности, интереса к чтению взрослым коротких произведений и соотнесение смысла содержания текста с иллюстрациями, потребности к использованию пишущих предметов в соответствии с функциональным назначением. Сформированные умения обеспечивают коммуникативную активность обучающихся в учебном процессе.

Обучение может проходить в разных формах: на уроках, на индивидуальных занятиях.

Структура каждого занятия состоит из 3 основных разделов: коммуникация, развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации, чтение и письмо. При этом их последовательность на каждом уроке может варьироваться.

Реализация программы осуществляется путем сочетания практических, наглядных и словесных методов обучения, использования игровых приемов для формирования мотивации обучающихся к коммуникативным проявлениям в ситуациях коллективного взаимодействия.

Направление «Наш класс».

Блок: Знакомство детей с учителем в классе. Знакомство детей друг с другом. Урок знаний.

Запоминание имени отчества учителя, просмотр и обсуждение презентаций «Школьные принадлежности», «Наша школа».

Побуждение к запоминанию имен детей класса: выполнение игровых действий с мячом, называние имен одноклассников, называние школьных принадлежностей. Приветствие друг друга жестом, пиктограммой, словом.

Знакомство с фотографиями детей класса. Соотнесение фотографий с графическим изображением имени каждого ученика.

Ознакомление со средствами выражения приветствия друг друга, выражения прощания.

Блок: Воспоминания о лете.

Уточнение и расширение словаря на тему «Лето», активизация представлений детей о жизненном опыте при использовании иллюстраций, фотографий и презентаций. Умение отвечать на вопросы учителя, используя доступные средства коммуникации, в том числе альтернативные.

Ознакомление со средствами коммуникации для выражения своих желаний, обращение за помощью, ответами на вопросы, задавание вопросов с    использованием  карточек  с  напечатанными  словами.

Рассмотрение и обсуждение фотографий, рисунков, иллюстраций о летних явлениях природы (дождя, грозы, радуги, солнца), побуждение детей к вербальным высказываниям. Закрепление речевых высказываний в процессе выполнения плавных движений рук с цветными ленточками.

Обведение цветными карандашами по штрих-пунктиру изображений цветов радуги, их называние.

Блок: Мои одноклассники.

Активизация слов-описаний, характеризующих знакомых сверстников по внешнему виду и гендерной принадлежности. Узнавание одноклассников по фотографиям, по описанию их внешнего вида учителем, называние имен и соотнесение их с графическим изображением на карточке.

Формирование партнерских отношений: выбор сверстника по голосу, по тактильному восприятию в процессе пальчиковых игр и упражнений с ладошками (считалки). Использование речевых шаблонов для закрепления положительного взаимодействия с одноклассниками.

Закрепление средств выражения приветствия друг друга, выражения прощания.

Вызывание интереса детей к прослушиванию текстов с подбором иллюстраций главного персонажа («Лунтик на Земле»), учить отвечать на вопросы учителя, используя различные средства коммуникации (взгляды, мимику, жесты, показ игрушек и др.).

Блок: Сказочная страна.

Расширение словаря детей на основе знакомых сказок, узнавание сказки по описанию главных персонажей и важнейших событий. Осуществление выбора иллюстрации в соответствии с содержанием сказки, формирование умения обосновывать свой выбор.

Совершенствование умений в использовании доступных средств коммуникации: для выражения своих желаний, обращения за помощью, формулирование ответов на вопросы постановки вопросов при    использовании  карточек  с  напечатанными  словами.

Обыгрывание знакомой сказки, умение играть роль в соответствии с ее содержанием. Поддерживать партнерские отношения между детьми в процессе выполнения конкретной роли (сказка «Теремок»).

Совершенствование ручной моторики при обыгрывании сказки с использованием пальчикового театра. Совершенствование ориентировки на тетрадном листе бумаги: раскладывание трафаретов персонажей знакомых сказок и мультфильмов (зайка, колобок, лиса, Лунтик и т.д.) по инструкции учителя в разных частях листа бумаги (центр, слева, справа).

Направление «Совместные дела».

Блок: Интересные истории.

Обогащение словарного запаса в процессе ознакомления с серией сюжетных иллюстраций. Выбор иллюстраций для составления интересной истории. Формирование связной речи с опорой на серию выбранных иллюстраций и узнавание персонажа истории по трафарету.

Совершенствование умений в использовании доступных средств коммуникации: для выражения желаний, обращения за помощью, формулирования ответов на вопросы и постановки вопросов при    использовании  карточек  с  напечатанными  словами.

Закрепление партнерских отношений между учениками в процессе игр с правилами (игра «Колечко-колечко..») с использованием различных средств коммуникации (вербальных, невербальных).

Соотнесение цветных сюжетных иллюстраций с черно-белым графическим изображением сюжета сказки. Расположение трафаретов персонажей знакомых сказок и мультфильмов по инструкции учителя в разных частях листа бумаги (центр, вверху, внизу).

Блок: Красивые узоры.

Формирование планирующей функции речи и обогащение словарного запаса в процессе составления орнамента из природного материала (например, из сухих листьев разных деревьев - клена, дуба, березы, рябины и др.).

Совершенствование умений в использовании доступных средств коммуникации: для выражения желаний, обращения за помощью с использованием карточек с напечатанными словами.

Активизация коммуникативных умений в ходе настольно-печатных игр (например, Детское лото: «Что растет в лесу, что в саду?, детское домино).

Формирование умений пользоваться правильно пишущим предметом: узнавание предмета по контурному изображению, обведение контура, штрихование.

Блок: Играем вместе (Что? Где? Когда?). Любимая игрушка.

Формирование связной речи и умения задавать и отвечать на вопросы сверстника. Обогащение активного словаря в процессе дидактической игры.

Представление-презентация любимой игрушки: показ и называние, выполнение действий с игрушкой, демонстрация знаков -внимания к партнеру с другой игрушкой. Использование любимых игрушек в дидактической игре «Угадай, чья игрушка?»

Вызывание интереса детей к прослушиванию текстов с подбором иллюстраций главного персонажа («Лунтик на Земле») учить отвечать на вопросы учителя.

Прослушивание аудиозаписей шумов и звуков бытовых предметов (звук телефона, дверного звонка, шум пылесоса, стиральной машины, звук льющейся воды), их узнавание и соотнесение с предметным изображением на картинке.

Блок: Любимые мультфильмы.

Просмотр фрагментов мультфильмов, формирование связного высказывания по вопросам учителя. Уточнение и расширение словарного запаса по сюжету знакомого мультфильма. Побуждать детей к эмоционально-коммуникативным проявлениям в процессе беседы о любимом мультфильме. Формирование умения соблюдать очередность в процессе разговора.

Активизация речевых высказываний в играх с мягким тканевым мячом. Совершенствование партнерских игровых отношений при соблюдении очередности и правил игры (Сьедобное – несьедобное, Летает - не летает, Растет-не растет).

Прослушивание аудиозаписей знакомых текстов и узнавание персонажей сюжета, умение отвечать на вопросы учителя, используя доступные средства коммуникации (взгляды, мимику, жесты, карточки, символы, игрушки, иллюстрации).

Блок: Подарок для друга.

Обогащение словарного запаса, побуждение к связному высказыванию в процессе обмена «подарками» между учениками. Закрепление умения использовать речевые шаблоны в ситуации общения со сверстником, умения соблюдать вежливость и очередность в процессе разговора.

Совершенствование умений в использовании доступных средств коммуникации: для выражения желаний, обращения за помощью с использованием карточек с напечатанными словами.

Активизация коммуникативных средств общения в процессе обыгрывания знакомой сказки «Репка». Учить задавать вопросы партнеру по игре.

Обведение пишущим предметом в тетради различных линий (прямых, волнистых, прерывистых), ориентируясь на образец.

Блок: Любимые считалочки.

Совершенствование артикуляционных и речевых возможностей в процессе повторения и заучивания считалок («На дубу сидит скворец, вот считалочке конец», «Раз, два, три, четыре пять, вышел зайчик погулять» и др.).

Активизация коммуникативных умений в процессе парных игр с использованием знакомых считалок. Учить соблюдать очередность действий и слов в процессе игр с партнером.

Обведение пишущим предметом по контуру геометрических форм в тетради, ориентируясь на образец.

Блок: День рождения (угощение, хоровод, каравай). Любимая песня.

Развитие связной речи, уточнение словарного запаса в процессе обыгрывания праздничных ситуаций, близких к жизненному опыту ребенка. Знакомство и заучивание речевых шаблонов для выражения эмоционального отношения к празднику, формирование подражательных умений в соответствии с сюжетом игры.

Совершенствование умений в использовании доступных средств коммуникации: для выражения желаний, обращения за помощью с использованием карточек с напечатанными словами.

Активизация коммуникативных средств в процессе совместных игровых действий со сверстником. Побуждение к исполнению любимой песни в кругу одноклассников под аудиозапись.

Прослушивание аудиозаписей шумов и звуков явлений природы (дождь, гроза, шум ветра, шторм), их узнавание и соотнесение с предметным изображением на картинке. Графическое изображение элементов природного явления (дождь, гроза, шум ветра, шторм), обозначение словом.

Направление «Диалоги».

Блок: Любимые сказки «Кто сказал мяу?», «Под грибом» (автор С. Сутеев).

Прослушивание сказок в устном изложении. Расширение словарного запаса в процессе обыгрывания знакомых сказок. Умение отвечать на вопросы учителя и партнера по игре, умение задавать вопросы однокласснику.

Знакомство со средствами коммуникации для выражения своего согласия (несогласия),  удовольствия  (неудовольствия).

Побуждение к диалогической речи в совместном обыгрывании знакомого сюжета: умение совместно с учителем выполнять игровое действие и задавать вопросы, при этом применять невербальные средства коммуникации (заглядывать в лицо партнеру, обращаться к нему с вопросом, уметь отвечать жестом и словом); подражать действиям и словам взрослого, проявлять самостоятельность использования жестов и речевых высказываний.

Обведение трафарета персонажа знакомой сказки, штриховка изображения.

Блок: Дидактическая игра «Найди клад на острове».

Развитие речевых возможностей в процессе игр с правилами, знакомство с символами пиктограммы. Соотнесение символа с действием или предметом.

Закрепление использования средств для выражения своего согласия (несогласия), удовольствия (не удовольствия).

Знакомство с правилами игры, активизация диалогической речи в процессе дидактической игры (куда пойдешь? Что найдешь? Что нашел? Что встретил на пути? И т.д. Учить соблюдать очередность в диалоге с партнером.

Прослушивание аудиозаписей голосов животных (корова, лошадь, коза, собака, кошка, свинья), их узнавание и соотнесение с предметным изображением на картинке, обозначение словом.

Блок: Загадки - отгадай и нарисуй.

Развитие связной речи и расширение словарного запаса в процессе прослушивания описания (загадок) знакомых предметов, выбор предметной картинки в соответствии с отгадкой, заучивание загадки.

Поддержание интереса к партнерским играм в процессе проведения дидактической игры «Волшебный мешочек».

Использование пишущего предмета: «Нарисуй, что в мешочке?», узнавание и называние изображенных предметов.

Блок: Ярмарка игрушек. Магазин игрушек.

Совершенствование планирующей функции речи, расширение словарного запаса в процессе выбора поделки, ее изготовления и презентации (использовать оригами, конструктор 2-3 части, природный материал 2-3 элемента). Уметь отвечать на вопросы учителя: Что ты хочешь изготовить? Назови, какой материал тебе нужен? Как ты будешь делать? Что получилось?

Активизация коммуникативных умений в процессе организации «ярмарки игрушек». Формирование умения задавать и отвечать на вопросы сверстников (Спроси у Маши, какую игрушку она подготовила для ярмарки?).

Прослушивание аудиозаписей голосов птиц (петух, утка, гусь, ворона), их узнавание и соотнесение с предметным изображением на картинке. Обведение контура изображения знакомых птиц, обозначение словом.

Блок: Веселые рисунки: книжка для малышей «Колобок» («Кто сказал мяу», «Под грибом»).

Прослушивание сказки в устном изложении. Формирование связной речи в процессе ответов на вопросы учителя (Кто главный герой сказки? Кто испек колобка? Где лежал колобок? Куда он покатился? Кого первого в лесу встретил колобок? и т.д.). Формирование умений выбрать эпизод сказки для своего рисунка (Что ты будешь рисовать для книжки? Выбери заготовку). Формирование умений рассказать о том, что сделал (Я нарисовал колобка, он встретил лису).

Активизация связного высказывания в процессе изготовления общей книжки. Обсуждение совместно с учителем подбора последовательности страниц книжки, проявление коммуникативной самостоятельности в презентации своих рисунков для изготовления книжки.

Обведение трафарета персонажа сказки, штриховка изображения. Совершенствование ориентировки на тетрадном листе бумаги: проведений различных линий (от точки до точки) в разных направлениях.

Блок: Театр кукол: Лунтик пришел в гости. (Би-ба-бо, штоковые игрушки).

Прослушивание и просмотр эпизода сказки о Лунтике. Расширение словаря и формирование связной речи в процессе ответов на вопросы учителя (Кто такой Лунтик? Откуда он появился на Земле? Что он увидел на земле? Что хотел узнать? и т.д.). Формирование умений отвечать на вопросы учителя, используя невербальные средства общения для ответов на вопросы и речевые штампы.

Поддержание интереса к диалогу с партнером в процессе обыгрывания знакомого персонажа, действуя с куклами Би-ба-бо. Активизация связного высказывания в процессе театрализации эпизода сказки.

Совершенствование ориентировки на тетрадном листе бумаги: проведений линий (от точки до точки) в разных направлениях, обводка трафаретов двух геометрических фигур (треугольника и круга) в заданной последовательности.

Блок: Готовимся к празднику.

Прослушивание сценария праздника в устном изложении. Закрепление словарного запаса речевых высказываний в процессе подготовки к празднику: активизация умений воспроизводить речевые шаблоны, потешки, считалки, рифмовки в соответствии с сюжетом истории.

Формирование самостоятельности в выборе персонажа для участия в празднике, активизация диалогической речи в процессе взаимодействия со сверстниками.

Использование пишущего предмета: обводка трафаретов двух геометрических фигур (треугольника и круга) в заданной последовательности.

Направление «Школьные друзья».

Блок: Путешествие по Москве. Звук А.

Презентация о достопримечательностях Москвы, знакомство с символами столицы РФ (Кремль, Красная площадь и т.д.), обогащение словарного запаса в процессе ознакомления с символами. Знакомство со схемой города, символами и с названиями достопримечательностей. Соотнесение символов со схемой и иллюстрациями.

Активизация коммуникативных средств в процессе настольно-печатной игры «Путешествие по Москве». Совершенствование партнерских умений в дидактической игре.

Прослушивание аудиозаписей слов, начинающихся на звук А (аквариум, абрикос, автобус, Андрей и т.д.), выделение звука А, соотнесение с печатным и строчным изображением. Формирование умения дифференцировать предметные изображения, в названии которых имеется или не имеется звук А.

Блок: Путешествие в зоопарк. Звук У.

Презентация о животных зоопарке, обогащение словарного запаса в процессе уточнения представлений о животных и их детенышей. Знакомство со схемой зоопарка, символами и с названиями животных. Соотнесение символов со схемой и иллюстрациями.

Активизация коммуникативных средств в процессе настольно-печатной игры «Путешествие по зоопарку». Совершенствование партнерских умений в дидактической игре, активизация самостоятельности речевых высказываний.

Прослушивание аудиозаписей слов, начинающихся на звук У (утка, ухо, Ульяна и т.д.), выделение звука У, соотнесение с печатным и строчным изображением. Формирование умения дифференцировать предметные изображения, в названии которых имеется или не имеется звук У.

Блок: Путешествие на дачу. Звук М.

Презентация о даче, обогащение и расширение словарного запаса в процессе уточнения представлений о природе. Формирование связной речи в процессе ответов на вопросы учителя (У кого есть дача? Где находится дача? С кем ты ездишь на дачу? На чем ты едешь на дачу? Какие деревья растут на твоей даче? Какие кустарники на твоей даче? Какие цветы растут на даче? и т.д.). Формирование умений отвечать на вопросы учителя, используя простую фразу и речевые штампы (У нас на даче растут ….).

Активизация коммуникативных средств в процессе настольно-печатных игр «В саду и в огороде», «В лесу и в саду», «Съедобное-несъедобное» и др. Совершенствование партнерских умений в играх с правилами, активизация самостоятельности речевых высказываний.

Прослушивание слов, начинающихся на звук М (мама, машина, магазин, мышка и т.д.), выделение звука М, соотнесение с печатным и строчным изображением. Формирование умения дифференцировать предметные изображения, в названии которых имеется или не имеется звук М.

Блок: Мечтаем вместе (о летних каникулах). Звук О.

Прослушивание истории учителя в устном изложении. Расширение словарного запаса в процессе знакомства с речевыми высказываниями в будущей форме (я мечтаю поехать в деревню, я мечтаю провести лето с бабушкой на даче, я мечтаю научиться плавать, я мечтаю летом собирать грибы, я мечтаю о велосипеде и т.д.). Формирование умения зафиксировать свои желания в конкретных высказываниях.

Активизация диалогической речи в процессе настольно-печатной игры «Путешествие по России». Совершенствование партнерских умений в играх с правилами, активизация самостоятельности речевых высказываний.

Прослушивание аудиозаписей слов, начинающихся на звук О (окно, обезьяна, очки, Оля и т.д.), выделение звука О, соотнесение с печатным и строчным изображением. Формирование умения дифференцировать предметные изображения, в названии которых имеется или не имеется звук О.

Блок: Путешествие по стране. Звуки А, У, М,О.

Презентация о городах России (Санкт-Петербург, Тула, Ярославль и т.п.) обогащение словарного запаса в процессе ознакомления с символами и достопримечательностями городов, маршрутом и средствами транспорта. Соотнесение символов с иллюстрациями конкретного города. Формирование умения выражать свое пожелание различными средствами коммуникации (вербально и невербально) - «Я хочу посетить город Тулу» и т.д.

Активизация коммуникативных средств в процессе настольно-печатной игры «Путешествие по России». Совершенствование партнерских умений в играх с правилами.

Закрепление знакомых звуков в графическом изображении, обведение трафаретов букв. Закрепление умений дифференцировать знакомые звуки и соотносить их с графическим изображением.

Блок: Мой город (Мой край). Звуки А, У, М, О.

Презентация о местности, в которой живут дети; обогащение словарного запаса в процессе ознакомления с символами и достопримечательностями своей местности, словами-выражениями гордости и патриотизма. Знакомство с иллюстрациями достопримечательностей и их названиями.

Закрепление использования различных коммуникативных средств в игровых диалогах (игра «Путешествие по России»). Закрепление партнерских умений в играх с правилами.

Закрепление знакомых звуков с графическим изображением букв, обведение трафаретов букв. Закрепление умений дифференцировать знакомые звуки и соотносить их с графическим изображением.


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

- основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";

- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

- формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

- формирование уважительного отношения к окружающим;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Базовые учебные действия.

Умение обучающегося контактировать с взрослыми и сверстниками в знакомой ситуации взаимодействия доступными средствами коммуникации (включая альтернативные):

- использовать невербальные и вербальные средства коммуникации в соответствии с общепринятыми нормами коммуникативного поведения;

- готовность к положительным формам взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- выражение собственных потребностей и желаний доступными средствами коммуникации в разных ситуациях взаимодействия со знакомыми взрослыми,

- проявление коммуникативной активности в знакомых ситуациях.

Предметные результаты:

1) развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка;

- понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;

- умение самостоятельного использования усвоенного лексико-грамматического материала в учебных и коммуникативных целях.

2) овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными.

- качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями;

- понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков;

- умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядами, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и другими).

3) умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач:

-мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности;

- умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации;

-умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей; пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом; общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатора, компьютерного устройства).

4) глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова:

-узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий;

-использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

5) развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму:

- узнавание и различение образов графем (букв);

- графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв, слов.

6) чтение и письмо:

- начальные навыки чтения и письма.





Тематическое планирование.


п/п

Наименование разделов/тем программы

Цель/ направление деятельности/основные виды деятельности/

Кол-во часов

1.

Наш класс

Блоки:

-«Знакомство детей с учителем в классе. Знакомство детей друг с другом. Урок знаний»;

-«Воспоминания о лете»;

-«Мои одноклассники»;

- «Сказочная страна».

Уточнение и расширение словаря, активизация представлений детей о жизненном опыте при использовании иллюстраций, фотографий и презентаций. Умение отвечать на вопросы учителя, используя доступные средства коммуникации, в том числе альтернативные.

15

2.

Совместные дела

Блоки:

-«Интересные истории»;

-«Красивые узоры»;

-«Играем вместе (Что? Где? Когда?). Любимая игрушка»;

-«Любимые мультфильмы»;

-«Подарок для друга»;

-«Любимые считалочки»;

-«День рождения (угощение, хоровод, каравай). Любимая песня».

Уточнение и расширение словаря, активизация представлений детей о жизненном опыте при использовании иллюстраций, фотографий и презентаций. Умение отвечать на вопросы учителя, используя доступные средства коммуникации, в том числе альтернативные.

25

3.

Диалоги

Блоки:

-«Любимые сказки «Кто сказал мяу?», «Под грибом» (автор С. Сутеев)»;

-«Дидактическая игра «Найди клад на острове»»;

-«Загадки - отгадай и нарисуй»;

-«Ярмарка игрушек. Магазин игрушек»;

-«Веселые рисунки: книжка для малышей «Колобок» («Кто сказал мяу», «Под грибом»)»;

-«Театр кукол: Лунтик пришел в гости. (Би-ба-бо, штоковые игрушки)»;

-«Готовимся к празднику».

Уточнение и расширение словаря, активизация представлений детей о жизненном опыте при использовании иллюстраций, фотографий и презентаций. Умение отвечать на вопросы учителя, используя доступные средства коммуникации, в том числе альтернативные.

26

4.

Школьные друзья

Блоки:

- «Путешествие по Москве. Звук А»;

- «Путешествие в зоопарк. Звук У»;

- «Путешествие на дачу. Звук М»;

-«Мечтаем вместе (о летних каникулах). Звук О»;

- «Путешествие по стране. Звуки А, У, М,О»;

-«Мой город. Звуки А, У, М, О».

Уточнение и расширение словаря, активизация представлений детей о жизненном опыте при использовании иллюстраций, фотографий и презентаций. Умение отвечать на вопросы учителя, используя доступные средства коммуникации, в том числе альтернативные.

33





































Календарно - тематическое планирование

по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» на 2024 - 2025 учебный год

1 «Б» класс


Количество часов: 99

на первое полугодие всего: 48 ч., в неделю 3 ч

на второе полугодие всего:

51 ч., в неделю 3 ч.


Административных контрольных работ -

Плановых контрольных (самостоятельных) работ -

Планирование составлено по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Бгажноковой И.М. Москва, «Просвещение» 2014 год Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации

Учебник: В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина. Букварь. М., Просвещение, 2012 г.

Т.А.Лещинская. Букварик. Подготовительный класс специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2012г.

Дополнительная литература_________________________________________


п/п


Тема урока

Кол - во часов

Дата проведения

по плану

по факту

I четверть-27 часов

Направление «Наш класс».

Блок

«Знакомство детей с учителем в классе. Знакомство детей друг с другом. Урок знаний».

1.

Знакомство детей с учителем. Знакомство детей друг с другом. Урок знаний.

1

03.09


2.

Запоминание имен детей класса. Игра с мячом «Называем имена». Приветствие друг друга жестом и словом.

1

04.09


3.

Запоминание и называние школьных принадлежностей. Игра «Найди школьные принадлежности».

1

05.09


Блок «Воспоминания о лете».

4.

Запоминание времён года. Просмотр иллюстраций и фотографий по теме «Лето». Ответы на вопросы, используя доступные средства коммуникации.

1

10.09


5.

Запоминание времён года. Рассмотрение и обсуждение фотографий, рисунков, иллюстраций о летних явлениях природы (дождя, грозы, радуги, солнца).

1

11.09


6.

Запоминание времён года. Рассмотрение и обсуждение фотографий, рисунков, иллюстраций о летних явлениях природы (дождя, грозы, радуги, солнца).

1

12.09


Блок «Мои одноклассники».

7.

Узнавание одноклассников по фотографиям, по описанию их внешнего вида учителем, называние имен и соотнесение их с графическим изображением на карточке.

1

17.09


8.

Выбор сверстника по голосу, по тактильному восприятию в процессе пальчиковых игр и упражнений с ладошками (считалки).

1

18.09


9.

Закрепление средств выражения приветствия друг друга, выражения прощания.

1

19.09


Блок «Сказочная страна».

10.

Узнавание знакомой сказки по описанию главных персонажей и важнейших событий.

1

24.09


11.

Выбор иллюстрации в соответствии с содержанием знакомой сказки.

1

25.09


12.

Обыгрывание знакомой сказки «Репка», умение играть роль в соответствии с ее содержанием.

1

26.09


13.

Обыгрывание знакомой сказки «Теремок», умение играть роль в соответствии с ее содержанием.

1

01.10


14.

Обыгрывание знакомой сказки «Маша и медведь» с использованием пальчикового театра.

1

02.10


15.

Ориентировка на тетрадном листе бумаги: раскладывание трафаретов персонажей знакомых сказок и мультфильмов (зайка, колобок, лиса, Лунтик и т.д.) по инструкции в разных частях листа бумаги (верх, низ, центр, слева, справа).

1

03.10


Направление «Совместные дела».

Блок «Интересные истории».

16.

Выбор серии иллюстраций для составления интересной истории, узнавание персонажа истории по трафарету.

1

08.10


17.

Соотнесение цветных сюжетных иллюстраций с черно-белым графическим изображением сюжета сказки.

1

09.10


18.

Расположение трафаретов персонажей знакомых сказок и мультфильмов по инструкции в разных частях листа бумаги (центр, вверху, внизу).

1

10.10


Блок «Красивые узоры».

19.

Составления орнамента из природного материала (например, из сухих листьев разных деревьев - клена, дуба, березы, рябины и др.).

1

15.10


20.

Настольно-печатные игры (например, Детское лото: «Что растет в лесу?», «Что растёт в саду?», детское домино и др.).

1

16.10


21.

Узнавание предмета по контурному изображению, обведение контура ручкой и штрихование.

1

17.10


Блок «Играем вместе (Что? Где? Когда?). Любимая игрушка».

22.

Показ, называние и выполнение действий с игрушкой. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

1

22.10


23.

Прослушивание аудиозаписей шумов и звуков бытовых предметов (звук телефона, дверного звонка, шум пылесоса, стиральной машины, звук льющейся воды), их узнавание и соотнесение с предметным изображением на картинке.

1

23.10


Блок «Любимые мультфильмы».

24.

Просмотр фрагментов знакомых мультфильмов, формирование связного высказывания по вопросам учителя.

1

24.10


25.

Игры с мягким тканевым мячом («Съедобное – несъедобное», «Летает - не летает», «Растет - не растет»). Соблюдение очередности и правил игры.

1

29.10


26.

Прослушивание чтения вслух знакомых текстов, узнавание персонажей сюжетов, ответы на вопросы.

1

30.10


Блок «Подарок для друга».

27.

Обмен «подарками» между учениками. Речевые шаблоны в ситуации общения со сверстником, соблюдение вежливости и очередности в процессе разговора.

1

31.10


II четверть-21 час

28.

29.

30.

Обведение пишущим предметом в тетради различных линий (прямых, волнистых, прерывистых), ориентируясь на образец.

3

12.11

13.11

14.11


Блок «Любимые считалочки».

31.

32.

Повторение и заучивание считалок («На дубу сидит скворец, вот считалочке конец», «Раз, два, три, четыре пять, вышел зайчик погулять» и др.).

2

19.11

20.11


33.

34.

Подвижные игры с использованием знакомых считалок. Соблюдение очередности действий и слов в процессе игры.

2

21.11

26.11


35.

36.

Обведение пишущим предметом по контуру геометрических форм в тетради, ориентируясь на образец.

2

27.11

28.11


Блок «День рождения (угощение, хоровод, каравай). Любимая песня».

37.

Праздник «День рождения» (угощение, хоровод, каравай). Любимая песня.

1

03.12


38.

Прослушивание аудиозаписей шумов и звуков явлений природы (дождь, гроза, шум ветра, шторм), их узнавание и соотнесение с предметным изображением на картинке.

1

04.12


39.

40.

Графическое изображение элементов природного явления (дождь, гроза, шум ветра, шторм), обозначение словом.

2

05.12

10.12


Направление «Диалоги».

Блок «Любимые сказки «Кто сказал мяу?», «Под грибом» (автор С. Сутеев)».

41.

Прослушивание чтения сказки «Кто сказал мяу?», ответы на вопросы.

1

11.12


42.

Прослушивание чтения сказки «Под грибом», ответы на вопросы.

1

12.12


43.

44.

Обведение трафарета персонажа знакомой сказки, штриховка изображения.

2

17.12

18.12


Блок «Дидактическая игра «Найди клад на острове»».

45.

Игры с правилами, знакомство с символами пиктограммы. Соотнесение символа с действием или предметом.

1

19.12


46.

Средства для выражения своего согласия (несогласия), удовольствия (не удовольствия). Дидактическая игра «Да – нет».

1

24.12


47.

48.

Прослушивание аудиозаписей голосов животных (корова, лошадь, коза, собака, кошка, свинья), их узнавание и соотнесение с предметным изображением на картинке, обозначение словом.

2

25.12

26.12


III четверть-31 час

Блок «Загадки - отгадай и нарисуй».

49.

Дидактическая игра «Найди картинку домашнего (дикого) животного», выбор предметной картинки в соответствии с отгадкой, заучивание загадки.

1

09.01


50.

Дидактическая игра «Волшебный мешочек» по теме загадок «Овощи – фрукты».

1

14.01


51.

Дидактическая игра «Волшебный мешочек» по теме загадок «Школьные вещи – игрушки».

1

15.01


52.

53.

Обведение трафарета некоторых предметов из «Волшебного мешочка», штриховка изображения самостоятельно выбранным пишущим предметом.

2

16.01

21.01


Блок «Ярмарка игрушек. Магазин игрушек».

54.

Простые поделки-игрушки из бумаги и картона.

1

22.01


55.

Простые поделки-игрушки из природного материала.

1

23.01


56.

Прослушивание аудиозаписей голосов птиц (петух, утка, гусь, ворона), их узнавание и соотнесение с предметным изображением на картинке. Обведение контура изображения знакомых птиц, обозначение словом.

1

28.01


Блок «Веселые рисунки: книжка для малышей «Колобок».

57.

Прослушивание сказки «Колобок» в устном изложении, ответы на вопросы, картинный план сказки.

1

29.01


58.

Обведение трафарета персонажа сказки, штриховка изображения в разных направлениях.

1

30.01


Блок «Театр кукол: Лунтик пришел в гости. (Би-ба-бо, штоковые игрушки)».

59.

60.

Просмотр эпизодов мультфильма о Лунтике. Ответы на вопросы, используя доступные средства коммуникации.

2

04.02

05.02


61.

Действуя с куклами Би-ба-бо. Активизация связного высказывания в процессе театрализации эпизода сказки.

1

06.02


62.

63.

Ориентировка на тетрадном листе бумаги: проведений линий (от точки до точки) в разных направлениях, обводка трафаретов двух геометрических фигур (треугольника и круга) в заданной последовательности.

2

11.02

12.02


Блок «Готовимся к празднику».

64.

Праздники, подготовка к ним и проведение. Речевые шаблоны, потешки, считалки, рифмовки в соответствии с сюжетом праздника.

1

13.02


65.

66.

Использование пишущего предмета: обводка трафаретов двух геометрических фигур (треугольника и круга) в заданной последовательности.

2

25.02

26.02


Направление «Школьные друзья».

Блок «Путешествие по Москве. Звук А».

67.

Презентация «Москва – столица России». Ответы на вопросы, используя доступные средства коммуникации.

1

27.02


68.

69.

Рассматривание картинок с изображением предметов, начинающихся на звук А, выделение звука А, соотнесение с печатным и строчным изображением. Обводка буквы по шаблону.

2

04.03

05.03


70.

71

Прослушивание аудиозаписей слов, начинающихся на звук А, выделение звука А, соотнесение с печатным и строчным изображением. Письмо элементов буквы.

2

06.03

11.03


72.

Узнавание звука в слоге (слове). Письмо буквы А.

1

12.03


Блок «Путешествие в зоопарк. Звук У».

73.

Презентация «Зоопарк». Ответы на вопросы, используя доступные средства коммуникации.

1

13.03


74.

75.

Рассматривание картинок с изображением предметов, начинающихся на звук У, выделение звука У, соотнесение с печатным и строчным изображением. Обводка буквы по шаблону.

2

18.03

19.03


76.

77.

Прослушивание аудиозаписей слов, начинающихся на звук У, выделение звука У, соотнесение с печатным и строчным изображением. Письмо элементов буквы.

2

20.03

25.03


78.

79.

Узнавание звука в слоге (слове). Письмо буквы У.

2

26.03

27.03


IV четверть- 19 часов

Блок «Путешествие на дачу. Звук М».

80.

Презентация «Наша дача». Ответы на вопросы, используя доступные средства коммуникации.

1

08.04


81.

82.

Рассматривание картинок с изображением предметов, начинающихся на звук М, выделение звука М, соотнесение с печатным и строчным изображением. Обводка буквы по шаблону.

2

09.04

10.04


83.

84.

Прослушивание аудиозаписей слов, начинающихся на звук М, выделение звука М, соотнесение с печатным и строчным изображением. Письмо элементов буквы.

2

15.04

16.04


85.

Узнавание звука в слоге (слове). Письмо буквы М.

1

17.04


Блок «Мечтаем вместе (о летних каникулах). Звук О».

86.

Презентация «Лето. 1 июня – международный день защиты детей». Ответы на вопросы, используя доступные средства коммуникации.

1

22.04


87.

88.

Рассматривание картинок с изображением предметов, начинающихся на звук О, выделение звука о, соотнесение с печатным и строчным изображением. Обводка буквы по шаблону.

2

23.04

24.04


89.

90.

Прослушивание аудиозаписей слов, начинающихся на звук О, выделение звука О, соотнесение с печатным и строчным изображением. Письмо буквы.

2

29.04

30.04


91.

Узнавание звука в слоге (слове). Письмо буквы О.

1

06.05


Блок «Путешествие по стране. Звуки А, У, М,О».

92.

Презентация «Россия – наша Родина». Ответы на вопросы, используя доступные средства коммуникации.

1

07.05


93.

94.

Закрепление умений дифференцировать знакомые звуки и соотносить их с графическим изображением. Обведение трафаретов букв.

2

13.05

14.05


95.

Закрепление умений дифференцировать знакомые звуки и соотносить их с графическим изображением. Написание знакомых букв.

1

15.05


Блок «Мой город. Звуки А, У, М, О».

96.

Презентация «Смоленск – город-герой». Ответы на вопросы, используя доступные средства коммуникации.

1

20.05


97.

Закрепление умений дифференцировать знакомые звуки и соотносить их с графическим изображением. Обведение трафаретов букв.

1

21.05


98.

Закрепление умений дифференцировать знакомые звуки и соотносить их с графическим изображением. Написание знакомых букв.

1

22.05