ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы.
Актуальность предмета «Речь и альтернативная коммуникация» заключается в необходимости формирования коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Целью программы является подготовка к овладению коммуникативными и речевыми навыками с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации. Специфические нарушения развития обучающегося значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У обучающихся, имеющих нарушение интеллекта, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У обучающихся с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих обучающихся с ТМНР устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено либо невозможно.
В связи с этим, обучение обучающихся речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Рабочая программа разработана в соответствии с:
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016);
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа – интернат № 1»;
Учебным планом КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1» на 2024-2025 учебный год;
Годовым календарным учебным планом – графиком КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1» на 2024-2025 учебный год.
Цель образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для обучающегося пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.
Задачи:
1. Развивать речь как средство общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
2. Формировать овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.
3. Вырабатывать умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
4. Учить глобальному чтению в доступных обучающимся пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
5. Развивать предпосылки к осмысленному чтению и письму.
6. Обучать навыкам чтения и письма.
Задачи предмета:
— понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов;
— овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения;
— умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;
— умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом;
— понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;
— умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях (вербально или невербально);
— обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах;
— формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв.
Кроме основных, можно выделить и дополнительные задачи:
— развитие зрительного восприятия;
— развитие зрительного и слухового внимания;
— формирование и развитие реципрокной координации (проба на реципрокную координацию рук (проба Озерецкого) – нейропсихологическая методика, направленная на исследование межполушарного взаимодействия в двигательной сфере, а также кинетического и регуляторного праксиса);
— развитие пространственных представлений;
— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Общая характеристика учебного предмета.
Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения речевого развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. Часто у детей, имеющих особые потребности в обучении в сочетании с нарушением интеллекта, отсутствует потребность в общении, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей отмечается грубое недоразвитие речи и всех ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей устная речь вообще отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими сильно затруднено, либо невозможно.
В связи с этим, обучение детей общению должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств общения.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Речь и альтернативная коммуникация» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ.
На его изучение во 2 классе отведено 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебные недели.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ценность предмета «Речь и альтернативная коммуникация» состоит в подготовке ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
принимать цели и включаться в деятельность по инструкции;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Предметные результаты.
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта обучающегося: понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека; умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.
2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными: качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями; понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков; умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами).
3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач: мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности; умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации; умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;
общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).
4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова. Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.
Узнавание и различение образов графем (букв). Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов. Начальные навыки чтения и письма.
Базовые учебные действия.
Личностные учебные действия | испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться успехами и достижениями как собственными, так и своих других обучающихся; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны |
Коммуникативные учебные действия | вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых), слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач, использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач |
Регулятивные учебные действия | принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. |
Познавательные учебные действия | дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию, использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. |
Планируемые личностные результаты:
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
формирование социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
формирование уважительного отношения к окружающим;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
освоение доступных социальных ролей, развитие мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Содержание предмета «Речь и альтернативная коммуникация» состоит из следующих разделов:
- «Коммуникация»:
формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта;
- «Развитие речи средствами вербальной и альтернативной коммуникации»;
- «Импрессивная речь»:
формирование умения понимать произнесенные слова, словосочетания, различать напечатанные и написанные слова;
- «Экспрессивная речь»:
формирование умения употреблять в общении слова, строить словосочетания.
Темы тесно переплетаются с предметами «Окружающий природный мир», «Человек», «Окружающий социальный мир», на которых обучающиеся получают представления о себе и предметах окружающей действительности, учатся различать их. А на уроках «Речь и альтернативная коммуникация» закрепляют полученные сведения с помощью стихов, потешек, игр, сценок из сказок, активно работают с пиктограммами.
Коммуникация
Привлечение внимания ребенка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью. Установление зрительного контакта с взрослым. Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции, в ходе беседы). Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника. Обозначение желаний с использованием взгляда, указательного жеста, изображения, слова, фразы. Обращение с просьбой о помощи. Выражение согласия и несогласия. Выражение благодарности. Соблюдение очередности в разговоре. Ответы на вопросы. Вопросы к собеседнику. Ситуационное содержание речи и общение с собеседником. Прощание с собеседником.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь. Понимание слов, обозначающих разнообразные объекты и явления: предметы, материалы, люди, животные, действия, события и т.д. Понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Понимание слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Понимание слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Понимание слов, обозначающих количественное выражение. Понимание слов, обозначающих пространственное расположение: «на», «над», «внизу - вверху», «рядом», «справа – слева» и др. Понимание местоимений: я, ты, свой, мой, это и т.д. Понимание содержания словосочетаний, простых и сложных предложений. Понимание обобщающих понятий.
Экспрессивная речь. Формирование мотивации к речи в виде отдельных звуков, звуковых комплексов, звукоподражания. Употребление слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Употребление слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Употребление слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Использование обобщающих понятий. Узнавание и различение букв. Написание буквы (по контуру, по точкам, по образцу, без образца). Написание слов (по образцу, по памяти). Различение напечатанных слов (имя, предмет, действие).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата | Виды деятельности обучающихся |
| Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Слова — приветствия. Слова — прощания. Реагирование на собственное имя. | 1 | | Установление контакта с собеседником. Приветствие собеседника звуком, словом, предложением, реагирование на собственное имя, узнавание себя на фото. Умение использовать символы и жесты приветствия. Действие по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. |
| Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением). | 1 | | Установление контакта с собеседником. Приветствие собеседника звуком, словом, предложением. |
| Ответы на вопросы словом (предложением). | 1 | | Беседа, работа по предметным и сюжетным картинкам по теме «Осень» |
| Задавание вопросов предложением. Обведение по трафарету фигур (огурец, помидор, яблоко, груша) штриховка и раскрашивание их. | 1 | | Обведение по трафарету фигур (огурец, помидор, яблоко, груша). Штриховка и раскрашивание их. |
| Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре. | 1 | | Беседа, дидактические игры |
| Различение распространенных цветов: черный, синий, зеленый, белый, красный. | 1 | | Обводка по контуру, шаблону кругов различной величины с последующим раскрашиванием. |
| Рисование бордюра из вертикальных линий по заданным точкам (в альбоме, в строке цветными карандашами). | 1 | | Рисование бордюра из вертикальных линий по заданным точкам (в альбоме, в строке цветными карандашами). |
| Рабочая строка. Письмо палочек: по контуру, по ориентировочным точкам. | 1 | | Письмо палочек: по контуру, по ориентировочным точкам |
| Письмо палочек: по начальной точке, самостоятельно. Зарисовка бордюра. | 1 | | Письмо палочек: по начальной точке, самостоятельно |
| Написание палочек: длинных палочек, палочек с петлёй внизу. Рисование бордюра и его штриховка. | 1 | | Написание палочек: длинных палочек, палочек с петлёй внизу. Рисование бордюра и его штриховка. |
| Узнавание буквы А, а. Конструирование буквы А, а. | 1 | | Умение узнавать букву, находить ее среди других, конструировать ее из мелких предметов и полосок |
| Письмо буквы А, а | 1 | | Умение узнавать и писать букву А, а. |
| Узнавание буквы О, о. Умение узнавать букву О, о. Конструирование буквы О, о | 1 | | Умение узнавать букву О, о. Конструирование буквы о из мелких предметов |
| Письмо буквы О, о | 1 | | Письмо буквы О, о |
| Письмо соединений ао, оа | 1 | | Письмо отдельных букв, слогов |
| Закрепление знаний по теме «Конструирование букв «А», «О», написание палочек и штриховки». | 1 | | Конструирование изученных букв, написание изученных букв самостоятельно |
| Формирование умения обводить фигуры пальцем в воздухе, на доске, на парте. Шаблоны. Умение пользоваться шаблонами. | 1 | | Беседа, дидактические игры, работа с шаблонами |
| Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия) благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. | 1 | | Дидактические игры с использованием звучащих игрушек |
| Узнавание буквы У, у. Формирование умения узнавать букву У, у в словах | 1 | | Прослушивание слов, начинающихся на звук У (утка, улитка) выделение звука У, соотнесение с печатным и строчным изображением. Формирование умения дифференцировать предметные изображения, в названии которых имеется или не имеется звук у |
| Конструирование буквы У, у. Практический контроль | 1 | | Простое конструирование буквы из мелких предметов, нахождение буквы в словах (в начале слова, в середине, в конце) |
| Письмо буквы У, у | 1 | | Письмо буквы по обводке, по опорным точкам, по образцу |
| Чтение слов и слогов с изученными буквами. | 1 | | Чтение слогов и слов с изученными буквами, дидактические игры |
| Ознакомление со словами «мыть руки» жестом, символом. Развитие движений кисти и пальцев рук. | 1 | | Работа с пиктограммами |
| Узнавание буквы М, м. Конструирование буквы М, м | 1 | | Прослушивание слов, начинающихся на звук м (МЯЧ, Машина, малина) выделение звука м, соотнесение с печатным и строчным изображением. Формирование умения дифференцировать предметные изображения, в названии которых имеется или не имеется звук м. Простое конструирование буквы из мелких предметов, нахождение буквы в словах (в начале слова, в середине, в конце) |
| Письмо буквы М, м | 1 | | Письмо буквы по обводке, по опорным точкам, по образцу |
| Чтение слов и слогов с изученными буквами. | 1 | | Чтение слогов и слов с изученными буквами, дидактические игры |
| Письмо слогов ма, мо, му. | 1 | | Письмо слогов по обводке, по опорным точкам, по образцу |
| Письмо слогов ам, ом,ум | 1 | | Письмо слогов по обводке, по опорным точкам, по образцу |
| Чтение слогов и слов с изученными буквами. Понимание простых по звуковому составу слов. Глобальное чтение этих слов. | 1 | | Чтение слогов и слов с изученными буквами, дидактические игры. Глобальное чтение слов. |
| Реагирование на собственное имя. Называние собственного имени. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Называние имён членов семьи (учащихся класса ,педагогов). | 1 | | Называние собственного имени. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Называние имён членов семьи (учащихся класса ,педагогов). |
| Предметы. Соотнесение предметов и их названий. Понимание слов, обозначающих предмет. Называние (употребление) слов, обозначающих предмет. | 1 | | Соотнесение предметов и их названий. Понимание слов, обозначающих предмет. Называние (употребление) слов, обозначающих предмет. |
| Понимание обобщающих понятий. Называние (употребление) обобщающих понятий . | 1 | | Понимание обобщающих понятий. |
| Понимание слов, обозначающих действия предмета. Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета. | 1 | | Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета, дидактические игры, |
| Понимание слов, обозначающих признак предмета Использование графического изображения для обозначения признака предмета. | 1 | | Использование графического изображения для обозначения признака предмета, дидактические игры |
| Понимание слов, указывающих на предмет, его признак | 1 | | Дидактические игры |
| Понимание простых предложений (нераспространённых и распространённых). | 1 | | Дидактические игры, опорные схемы |
| Называние (употребление) простых по звуковому составу слов Глобальное чтение. | 1 | | Предметные картинки , дидактические игры |
| Умение отличать и имитировать речевые и неречевые звуки. Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. Практический контроль. | 1 | | Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. Практический контроль . |
| Формирование умения узнавать букву С, с. | 1 | | Прослушивание слов, начинающихся на звук с (слон, слива.) выделение звука с, соотнесение с печатным и строчным изображением. Формирование умения дифференцировать предметные изображения, в названии которых имеется или не имеется звук с |
| Конструирование буквы С, с. | 1 | | Простое конструирование буквы из мелких предметов, нахождение буквы в словах (в начале слова, в середине, в конце) |
| Чтение слогов и слов с буквой С, с. Письмо буквы с | 1 | | Чтение слогов и слов с изученными буквами, дидактические игры |
| Письмо слогов са, со, су по следам анализа. | 1 | | Письмо слогов по обводке, по опорным точкам, по образцу |
| Узнавание буквы Х х. Формирование умения узнавать и писать букву Х х. Конструирование буквы Х х. | 1 | | Прослушивание слов, начинающихся на звук х (хлеб.) выделение звука х, соотнесение с печатным и строчным изображением. Формирование умения дифференцировать предметные изображения, в названии которых имеется или не имеется звук х |
| Чтение слогов и слов с буквой Х х. | 1 | | Чтение слогов и слов с изученными буквами, дидактические игры |
| Письмо букв Х х | 1 | | Чтение слогов и слов с изученными буквами, письмо слогов, слов, дидактические игры |
| Чтение слогов и слов с буквой Х х. | 1 | | Чтение слогов и слов с изученными буквами, письмо слогов, слов, дидактические игры |
| Письмо слогов ха, хо, ху по следам анализа. | 1 | | Чтение слогов и слов с изученными буквами, письмо слогов, слов, дидактические игры |
| Активизация и обогащение словаря по теме: «Фрукты», «Овощи». Шаблоны. Умение работать с шаблонами. | 1 | | Дидактические игры, использование опорных схем |
| Узнавание буквы Ш, ш. Конструирование буквы Ш, ш. | 1 | | Прослушивание слов, начинающихся на звук ш (шар, ерш, шалаш.) выделение звука ш, соотнесение с печатным и строчным изображением. Формирование умения дифференцировать предметные изображения, в названии которых имеется или не имеется звук ш Простое конструирование буквы из мелких предметов, нахождение буквы в словах (в начале слова, в середине, в конце) |
| Чтение слогов и слов с буквой ш. Письмо буквы ш | 1 | | Чтение слогов и слов с изученными буквами, дидактические игры |
| Чтение слогов и слов с буквой Ш ш. | 1 | | Чтение слогов и слов с изученными буквами, дидактические игры |
| Письмо слогов ша, шо, шу | 1 | | |
| Ознакомление со словом «хорошо», «плохо», жестом и символом. | 1 | | Работа с пиктограммами |
| Деление предложений на слова. | 1 | | Ознакомление с делением предложения, состоящего из двух слов, на слова с опорой на тактильно-двигательные ощущения (хлопок, отстукивание и т. п.) и условно-графическое изображение предложения. |
| Упражнение в делении предложения, состоящего из двух слов. | 1 | | Составление предложения по схеме — Кто? Что делает? — по сюжетным картинкам. |
| Упражнение в составлении предложения из двух слов на заданную тему: «Обязанности в семье». Обобщающее повторение. | 1 | | Составление предложения по схеме — Кто? Что делает? — по сюжетным картинкам. |
| Узнавание буквы Л, л. Формирование умения узнавать и писать букву Л, л. Конструирование буквы Л, л. | 1 | | Узнавание буквы Л, л. Формирование умения узнавать букву среди других букв |
| Конструирование буквы Л, л. | 1 | | Простое конструирование буквы из мелких предметов, нахождение буквы в словах (в начале слова, в середине, в конце) |
| Чтение слогов и слов с буквой Л, л. | 1 | | Чтение слогов и слов с изученными буквами, дидактические игры. Письмо по образцу |
| Письмо буквы Л, л | 1 | | Чтение слогов и слов с изученными буквами, письмо по образцу |
| Чтение слогов и слов с буквой л. Письмо слогов ал, ол, ул по следам анализа. | 1 | | Чтение слогов и слов с изученными буквами, дидактические игры. Письмо по образцу |
| Чтение и письмо слогов с буквой л. Письмо слогов ла, ло, лу по следам анализа. | 1 | | Чтение слогов и слов с изученными буквами, дидактические игры. Письмо по образцу |
| Письмо строчной буквы у и отдельных её элементов. Письмо слов ау, ау по следам анализа. | 1 | | Чтение слогов и слов с изученными буквами, дидактические игры. Письмо по образцу |
| Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. | 1 | | Работа с карточками, предметными картинками |
| Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. | 1 | | Работа с карточками, предметными картинками |
| Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации. | 1 | | Работа с карточками, предметными картинками |
| Чтение слогов и слов с изученными буквами. Письмо слогов и слов. | 1 | | Чтение слогов и слов с изученными буквами |
| Закрепление знаний по изученным темам | 1 | | Чтение слогов и слов с изученными буквами, письмо слогов, слов, дидактические игры |
8. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Речь и альтернативная коммуникация» включает:
- графические средства для альтернативной коммуникации:
таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами,
- наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки различной тематики для развития речи;
. технические средства для альтернативной коммуникации: записывающие устройства
- компьютерные устройства, синтезирующие речь
- информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм.
- компьютерные программы символов.
- компьютерные программы для общения, синтезирующие речь
- обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи;
- аудио и видеоматериалы.
Оборудование класса, ТСО
№ | Наименование | Кол-во |
1 | Доска школьная | 1 |
3 | Стол однотумбовый | 1 |
4 | Стул мягкий | 4 |
5 | Стол ученический | 10 |
6 | Стул ученический | 9 |
7 | Тумбы | 4 |
8 | Монитор | 1 |
9 | Системный блок | 1 |
10 | Клавиатура | 1 |
11 | Мышь проводная | 2 |
12 | Принтер цветной | 1 |
13 | Интерактивная доска | 1 |
14 | Проектор | 1 |
15 | Диван | 1 |
16 | Набор мебели (стенка) | 1 |
17 | Ноутбук | 1 |
Список литературы
А.Р. Маллер, Г. В. Цикото, Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. Москва.
Е.А. Екжанова, Е. А Стрелебева Коррекционно-развивающее обучение и воспитание.- Москва «Просвещение» 2003.
Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения. С.Д. Забрамная, Т.Н.Исаева. https://vk.com/wall384780695_887. В Контакте © 2006-2023.
Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под. ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.
Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов./Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Художники Г.В.Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога – дефектолога. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
Учебник: Букварь. 1 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. В 2ч./ А.К.Аксёнова, С.В Комарова-М.: Просвещение, 2017.
Янушко Елена. Помоги малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет./Елена Янушко. – Изд.7-е.-М.: Теревинф, 2010.