СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация"

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Данная рабочая программа составлена для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью и с тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 2).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация"»


областное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»










Рабочая программа по учебному предмету

«Речь и альтернативная коммуникация»

предметная область «Язык и речевая практика»


для 7ж класса

на 2024-2025 учебный год



Разработана и реализуется в соответствии с ФГОС

образования обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) и ФАООП УО (вариант 2)











Составитель программы:

Арасланова А.М.







Ульяновск, 2024г.


Содержание




1. Паспорт рабочей программы



2. Пояснительная записка



3. Планируемые предметные и личностные результаты

4. Базовые учебные действия

5. Содержание рабочей программы

6. Учебно-тематическое планирование

7.Перечень материально-технического обеспечения

8.Форма оценивания, средства мониторинга и оценки результатов

9. Лист внесения изменений





































1.Паспорт рабочей программы

Тип программы

Рабочая программа

Статус программы

Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012;

- ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599);

- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- Приказом №495 от 17.07.2024г. «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ»;


- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 24 ноября 2022 г. N1026;


- Адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) 5-9 класс на 2024-2025 учебный год, ОГКОУШ №39;


- СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №28 от 28 сентября 2020 года).

Назначение программы

Программа предназначена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по АООП вариант 2

Категория обучающихся

Учащиеся 7 класса с тяжёлой умственной отсталостью и ТМНР

Сроки освоения программы

1 учебный год (сентябрь 2024 года – май 2025 года)

Объём учебного времени

Рабочая программа рассчитана на 96 часов в соответствии с учебным планом филиала ОГКОУШ №39

Форма обучения

Очная

Режим уроков

3 часа в неделю

Форма контроля

текущий контроль, промежуточное тестирование



2.Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью и с тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 2).

Обучающиеся с тяжелой умственной отсталостью отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Дети одного возраста характеризуются разной степенью выраженности интеллектуального снижения и психофизического развития, уровень сформированности той или иной психической функции, практического навыка может быть существенно различен. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико - фонематического, лексического и грамматического. У детей с тяжелой степенью умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. По уровню сформированности речи выделяются дети с отсутствием речи, со звукокомплексами, с высказыванием на уровне отдельных слов, с наличием фраз. При этом речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с аграмматизмами. Ввиду этого при обучении большей части данной категории детей используют разнообразные средства невербальной коммуникации. Внимание обучающихся с тяжелой умственной отсталостью крайне неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий. Процесс запоминания является механическим, зрительно-моторная координация грубо нарушена. Детям трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное и установить причинно- следственные связи, перенести знакомое сформированное действие в новые условия. При продолжительном и направленном использовании методов и приемов коррекционной работы становится заметной положительная динамика общего психического развития детей. Психофизическое недоразвитие характеризуется также нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий: бег, прыжки и др., а также навыков несложных трудовых действий. У большинства детей с интеллектуальными нарушениями наблюдаются трудности, связанные со статикой и динамикой тела. Наиболее типичными для данной категории обучающихся являются трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек, шнурков и др. Степень сформированности навыков самообслуживания может быть различна. Обучающиеся полностью зависят от помощи окружающих при одевании, раздевании, при приеме пищи, совершении гигиенических процедур и др. Запас знаний и представлений о внешнем мире мал и часто ограничен лишь знанием предметов окружающего быта.

Рабочая программа разработана с учетом образовательных потребностей обучающихся с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

К особым образовательным потребностям обучающихся с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития относятся:

- раннее получение специальной помощи средствами образования;

- обязательность и непрерывность коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных областей, так и коррекционных курсов;

- научно-обоснованный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования, направленный на социализацию обучающихся;

- доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;

- пролонгация сроков получения образования;

- систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений;

- специальное обучение применению сформированных знаний и умений в процессе урочной и внеурочной деятельности при изменении учебно-познавательных, социокультурных, трудовых и других ситуаций трудовых и других ситуаций;

- обеспечение особой пространственной и временной организации коррекционно-образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов, состояния слуха, зрения и других психофизических особенностей обучающихся;

- развитие мотивации и интереса обучающихся к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных способностей к обучению и социальному взаимодействию со средой;

- стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру средствами образования, основанными на доброжелательном и уважительном отношении к обучающимся и членам их семей.

Цель обучения - формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для обучающегося пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.





































3. Планируемые предметные и личностные результаты


Предметные результаты

1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта обучающегося: понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека; умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.

2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и невербальными:

- качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями;

- понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков;

-умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями.

3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач:

- мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности;

- умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.

4) Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:

- использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей.
















Личностные результаты:

1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";

2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

4) формирование уважительного отношения к окружающим;

5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.



4. Базовые учебные действия

1. Подготовка обучающегося к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

2. Формирование учебного поведения:

- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

- умение выполнять инструкции педагогического работника;

- использование по назначению учебных материалов;

- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

3. Формирование умения выполнять задание:

- в течение определенного периода времени;

- от начала до конца;

- с заданными качественными параметрами.

4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия.


5. Содержание рабочей программы

Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» предметной области «Язык и речевая практика» включает следующие разделы:

«Коммуникация» Коммуникация с использованием вербальных средств. Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением). Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом (предложением). Задавание вопросов предложением. Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением). Коммуникация с использованием невербальных средств. Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» Импрессивная речь. Узнавание (различение) имён обучающихся класса, педагогических работников. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, бытовые приборы). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста. Экспрессивная речь. Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя). Называние собственного имени. Называние имён обучающихся класса, педагогических работников класса. Называние (употребление) слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Называние (употребление) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Составление рассказа по одной сюжетной картинке. «Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации» Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, бытовые приборы). Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения (электронного устройства).

«Чтение и письмо»

Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка.

Проводит прямые линии слева направо (сверху вниз) по пунктирным линиям.

Проводит диагонали по пунктирным линиям.

Проводит ломанные линии по пунктирным линиям.

Проводит дуги по пунктирным линиям.

Проводит волнистые линии по пунктирным линиям.

Проводит зигзаги по пунктирным линиям.

Проводит петли по пунктирным линиям.


















6. Учебно-тематическое планирование

Рабочая программа рассчитана на учебный год, общая трудоемкость

96 часов, количество занятий в неделю – 3 часа.

Учебный предмет: «Речь и альтернативная коммуникация»

п/п

Наименование темы

Количество часов

Вводный урок. Правильная посадка за партой.

3


Упражнения на приветствия, прощания.

Графомоторные навыки: черканье на не линованной бумаге.

3


Упражнения на фиксацию взгляда на лице, предмете, передвижении предмета. Прямые линии слева направо (тетради).

3


Упражнения на выполнение подражательных действий.

Прямые линии сверху – вниз (тетради).

3

Осень. Работа с предметными картинками.

Диагонали (тетради).

4

Осень. Работа с сюжетной картиной.

Диагонали (тетради).

4

Слушание стихотворения М. Ходякова «Осень». Диагонали (тетради).

4

Упражнения на выполнение инструкций в одно действие. Прямые линии сверху – вниз (тетради).

3

Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением). Прямые линии сверху – вниз (тетради).

3

Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением). Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом (предложением). Диагонали (тетради).

3

Звуки окружающей действительности (не речевые).

Пальчиковые игры «Сорока-белобока», «Кулачок».

Волнистые (тетради).

3

Зима. Работа с предметными картинками.

Зигзаги (тетради).

4

Зима. Работа с сюжетной картиной.

Дуги (тетради).

4

Игрушки (рассматривание, называние: мяч, кукла, машина, кубик). Слушание стихов, серия «Игрушки» А.Барто. Прямые горизонтальные и вертикальные линии (тетради).

3

Слушание русской народной сказки. «Колобок». Прямые горизонтальные и вертикальные линии (тетради).

4

Понимание слов, обозначающих действия: пить, есть, играть, гулять, сидеть, спать, смотреть. Зигзаги (тетради).

3

Слушание и драматизация русской народной сказки. «Теремок». Подготовка руки к письму (обводка).

4

Слушание потешек. Выполнение действий по тексту.

Подготовка руки к письму (обводка).

3

Весна. Работа с предметными картинками.

Подготовка руки к письму (штриховка).

4

Весна. Работа с сюжетной картиной. Подготовка руки к письму (штриховка).

4

Предметы посуды (рассматривание, называние: ложка, чашка, тарелка. Подготовка руки к письму (штриховка).

4

Предметы одежды (рассматривание, называние: рубашка, штаны, куртка, шапка, сапоги).

Подготовка руки к письму (обводка).

4

Предметы обуви (рассматривание, называние).

Подготовка руки к письму (обводка).

4

Предметы мебели (рассматривание, называние: стул, стол, кровать, шкаф). Подготовка руки к письму (обводка).

4

Бытовые приборы (рассматривание, называние: утюг, телевизор, чайник). Подготовка руки к письму (обводка).

4

Лето. Работа с сюжетной картиной. Подготовка руки к письму (обводка).

4

Повторение пройденного материала.

3


Итого:

96




















7. Перечень материально-технического обеспечения


Материально-техническое обеспечение предмета включает:

- Крупенчук О. И. Ладушки. Пальчиковые игры для малышей. ФГОС ДО. – Спб.: Литера, 2017. – 32 с.;

- Железнова Е. Паучок ходил по ветке… Пальчиковые игры. – М.: Карапуз, 2008. – 16 с.;

- Денисова Д. Прописи для малышей. Для занятий с детьми от 3 до 4 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 16 с.;

- Демонстрационные картинки «Времена года. Осень», ООО «ТЦ Сфера»;

- Демонстрационные картинки «Времена года. Зима», ООО «ТЦ Сфера»;

- Демонстрационные картинки «Времена года. Весна», ООО «ТЦ Сфера»;

- карточки с изображениями объектов, игрушек, людей, действий;

- игровые наборы: посуда, одежда, мебель;

-кукольный театр «Колобок», «Теремок»;

- цветные карандаши;

- простой карандаш;

- ручка;

- тетрадь не линованная;

- тетрадь в косую линейку;

- карточки с изображениями действий (сидеть, стоять, лежать, пить, есть, играть;

- аудио и видеоматериалы;

- презентации.



8. Формы оценивания, средства мониторинга и оценка результатов


Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Цель:

1.Определить уровень знаний учащихся за учебный год.

2.Проводить контроль работ учащихся за усвоением программного материала.

Личностные результаты:

Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

Результаты:

0 баллов - нет продвижения;

1 балл – минимальное продвижение;

2 балла – среднее продвижение;

3 балла – значительное продвижение.

Предметные результаты:

Бальная система оценки:

0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;

1 балл - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;

2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;

5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.

Средства мониторинга и оценки динамики обучения

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.

Например:

«выполняет действие самостоятельно»,

«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),

«выполняет действие по образцу»,

«выполняет действие с частичной физической помощью»,

«выполняет действие со значительной физической помощью»,

«действие не выполняет»;

представление:

«узнает объект»,

«не всегда узнает объект» (ситуативно),

«не узнает объект».











9. Лист внесения изменений в рабочую программу учебной дисциплины


Дата

Основание для

внесения изменений


листа

Содержание

Утверждено























































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!