СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для 3 класса, по АООП, вариант 9,2

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для 3 класса, по АООП, вариант 9,2 (по ФГОС)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для 3 класса, по АООП, вариант 9,2»

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

«Колледж градостроительства, транспорта и технологий № 41»

(ГБПОУ КГТиТ № 41)

Подразделение «Давыдково»

Юридический адрес: Бобруйская ул., д. 7, Москва, 121351

Фактический адрес: ул. Ватутина, вл. 8, Москва, 121357
тел/фак: (499) 449-36-98,e-mail: [email protected]

ОКПО 76401776, ОГРН 1057731005672,ИНН/КПП 7731281039/773101001


РАССМОТРЕНО:


Методическим советом

Подразделения «Давыдково»

ГБПОУ КГТиТ №41


Председатель МС ___________

Степанова-Молодова Г.М.

Протокол №18 от 30.08.2018

УТВЕРЖДЕНО:


Директор ГБПОУ КГТиТ №41


___________ /Ю.В. Щенникова/


30.08.2018




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


адаптированная для учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, (вариант 2)

по предмету:

«Речь и альтернативная коммуникация»




Начальное общее образование, 3ж класс

Учитель – составитель Хайдаршина А.Ф.












2018 / 2019 учебный год


Речь и альтернативная коммуникация.

Пояснительная записка

Рабочая программа по «Речь и альтернативная коммуникация» составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), реализующей ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года № 1599. Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  3 класса   детализирует и раскрывает содержание ФГОС начального общего образования в образовательной области «Язык и речевая практика», ФГОС для ОВЗ (вариант 2) в образовательной области «Язык и речевая практика», определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета, в соответствии с целями изучения предмета «Речь и альтернативная коммуникация».

УМК: 1. Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. Составитель-НИИ дефектологии АПН СССР, 1983г

. 2. Программно-методические материалы «Обучение детей с выраженным недоразвитие интеллекта» Под редакцией кандидата психологический наук, профессора - Бгажнокова И. М. Москва, 2012г.

Цель: Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.

Задачи: - Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной (звучащей) речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (планшетные компьютеры, компьютеры). 
Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. 
Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной (звучащей) речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно. 


Место и роль предмета:

В учебном плане предмет представлен с 1 по 13 год обучения. В начальном обучении предмет «Речь и альтернативная коммуникация» занимает важное место. Содержание предмета «речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».

Количество учебных часов:

В Федеральном базисном образовательном плане для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отводится на изучение предмета «Речь и альтернативная коммуникация» в 3 классе отводится 68 часов в год (34 недели по 2 часа в неделю),

Формы организации учебного процесса: Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.

Технологии обучения: Материально-техническое оснащение учебного предмета включает:

  • графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи;

  • информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм (например, “Boardmaker”, “Alladin” и др.), системы символов (например, “Bliss”); компьютерные программы для общения (например, «Общение» и др.), обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи;

  • аудио и видеоматериалы.

Методы обучения:

а) общепедагогические методы:

  • словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;

  • наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;

  • практические – упражнения.

б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения:

  • задания по степени нарастающей трудности;

  • метод самостоятельной обработки информации;

  • специальные коррекционные упражнения;

  • задания с опорой на несколько анализаторов;

  • включение в уроки современных реалий;

  • развёрнутая словесная оценка;

  • призы, поощрения.

Виды и формы контроля:

контрольные работы, самостоятельные работы, текущий контроль, коллективная проверка, практический контроль.

Межпредметная интеграция предмета «Речь и альтернативная коммуникация» осуществляется с:

  • «Окружающий социальный мир», «Окружающий природный мир», «Человек», «Домоводство»: развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Полные ответы на вопросы. Умение дополнить ответ товарища. Использование в речи вновь усвоенных слов и предложений.

  • Изобразительным искусством: работа над художественными произведениями.

  • «Адаптированная физкультура»: использование считалок, стихов на уроках.

  • «Математические представления»: использование порядковых числительных в работе.


Содержание учебного предмета


Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации: импрессивная и экспрессивная речь. Непреднамеренное обучение в естественных ситуациях. Наблюдение за действиями учителя. Называние предметов и явлений. Побуждение к действию, игры-имитации по русским сказкам, игры на повторение и подражание. Соотнесение объектов с изображением и словом, обозначающим объект. Обучение в специально организованных - провоцирующих ситуациях. Понимание простых по звуковому составу слов.

Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты и др.). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание и употребление слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание и употребление в речи слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).Понимание и использование слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело,

грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).

Понимание простых предложений.

Содержание предмета.

1 четверть – работа с русскими сказками(18 часов) Выделение персонажей, ответы на вопросы по сказке, определение последовательности событий в сказке.

2 четверть - работа по разделу слово и предложение.(14 часов) приветствие собеседника предложением, выражение благодарности словом «Спасибо», ответы на вопросы: словом, предложением. Прощание с собеседником предложением «До свидания,…»

3 четверть (20 часов) – работа над развитием импрессивной и экспрессивной речи, понимание обобщающих понятий, понимание и употребление слов, обозначающих действие предмета, признак предмета.

В 4 четверти(16 часов) продолжается работа над развитием импрессивной и экспрессивной речи, проводится дальнейшая работа над пониманием и употреблением слов, обозначающих действие предмета. Продолжается работа над пониманием и внедрением в повседневный оборот простых и простых распространенных предложений, ведется работа над введение в речь слов указывающих на предмет и его признак.


Планируемые результаты

Личностные результаты:

Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности;

Владение правилами поведения в учебной ситуации;

Уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям;

Умение реагировать на имя, просьбу, запрет.

Умение понимать похвалу и простые формы вежливости.

Коммуникативные учебные действия

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик– ученик, ученик–класс, учитель−класс);

  • обращаться за помощью и принимать помощь;

  • доброжелательно относиться, сопереживать, взаимодействовать с людьми;

  • договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия

  • адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность

  • соотносить свои действия и результаты одноклассников с заданными образцами, принимать оценку деятельности,

корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия

  • устанавливать видо-родовые отношения предметов;

  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

  • пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

Предметные результаты:

1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

  • Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.

  • Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.

2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными1.

  • Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.

  • Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

  • Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).

3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.

  • Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.

  • Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.

  • Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:

  • использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;

  • пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;

  • общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).

4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.

  • Узнавание и различение напечатанных слов, обознача­ющих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.

  • Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму,обучение чтению и письму.

  • Узнавание и различение образов графем (букв).

  • Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.

  • Начальные навыки чтения и письма.


Критерии оценки.

Система оценки результатов отражает степень выполнения обучающимся СИПР, взаимодействие следующих компонентов:
- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;
- что из полученных знаний и умений он применяет на практике; 
- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет. 
При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Выявление результативности обучения должно происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения персептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям др. 
При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка. 
Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: 

Уровни освоения (выполнения) действий / операций 
1. Пассивное участие / соучастие. 
- действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним) 

2. Активное участие. Действие выполняется ребёнком: 
- со значительной помощью взрослого 
- с частичной помощью взрослого 
- по последовательной инструкции (изображения или вербально) 
- по подражанию или по образцу 
- полностью самостоятельно 

Сформированность представлений: 
1. Представление отсутствует 
2. Не выявить наличие представлений 
3. Представление на уровне: 
- использования по прямой подсказке 
- использование с косвенной подсказкой (изображение) 
- самостоятельное использование 

Выявление представлений, умений и навыков, обучающихся в каждой образовательной области должно создавать основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке сформированности действий представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.


Система оценивания.

Знания и умения обучающихся оцениваются по пятибалльной системе. При оценке знаний учитывается диагноз ученика, его индивидуальные психофизические особенности. Удовлетворительная оценка знаний может быть выставлена по результатам индивидуальных достижений. Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с физическими и психическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение социальных контактов и жизненного опыта. Критерием успешности при оценке работ к общему количеству предложенных знаний считать:

«3» -«удовлетворительно» – верно выполнено от 35% до 50% заданий;

«4» -«хорошо» - верно выполнено от 50% до 65% заданий;

«5» -«отлично»- верно выполнено свыше 65% заданий


V. Материально - техническое обеспечение образовательного процесса.

1. Наглядные пособия

  1. Натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители).

  2. Раздаточный материал: разрезные карточки, лото, счетные палочки, раздаточный геометрический материал, карточки с моделями чисел.

  3. Демонстрационные пособия:

- наборное полотно, набор цифр, образцы письменных цифр;

- таблицы к основным разделам предметного материала;

- наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе по математике, счетный материал;

- набор геометрических фигур в соответствии с программой по математике;

- изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы);

- измерительные приборы.

2. Оборудование для мультимедийных демонстраций: компьютер, медиапроектор, интерактивная доска.





1Навыки пользования средствами альтернативной коммуникации формируются в рамках коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!