Рабочая программа ремеслу для 5 класса составлена на основе адаптированной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью.
Программа рассчитана на 204 час,6 час в неделю.
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. С учётом состава класса и возможностей усвоения ими учебного материала по труду (у большинства учащихся нарушен процесс формирования программы деятельности, что вызывает затруднение при ориентировки в задании и планировании, проявляются сложности в осуществлении общетрудовых умений при выполнении нового изделия, в усвоении технических и технологических знаний) были отобраны наиболее доступные для выполнения работы.
Подготовка учащихся к профессионально-трудовому обучению.
- выявление актуальных и потенциальных способностей учащихся в трудовом обучении;
- обучение простейшим технико-технологическим знаниям и практическим умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой подготовке;
- коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся с учётом их возрастных особенностей;
- формирование знаний о различных материалах и умения выбирать способы обработки, в зависимости от свойств материалов;
- воспитание у детей любви и привычки к разнообразным видам труда.
- предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приёмы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
- контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
Повторение действий с бумагой. Сгибание листа бумаги пополам, вчетверо, по диагонали с проглаживанием рукой.
Разрывание листа бумаги по прямым линиям сгиба на 2, 3, 4, 6, 8 частей. Отгиб кромки с одной, двух, трех, четырех сторон листа бумаги. Сгибание листа гармошкой.
Инструменты: ножницы, гладилка, шаблон, мерочка.
Разметка листа бумаги по ширине линейки. Резание листа бумаги ножницами по намеченным линиям (по следу сгиба) на полоски широкие, узкие, долевые, поперечные. Резание белой и цветной полос бумаги на квадраты, треугольники, прямоугольники. Вырезывание картинок из журналов и газет. Составление коллективных тематических работ из этих картинок.
Упражнения в резании по прямым и кривым линиям, округление углов прямоугольников, квадратов на глаз. Симметричное вырезывание из кругов и овалов, сложенных пополам, изображений овощей и фруктов по нарисованному контуру. Обводка по шаблону, разметка бумаги с помощью мерок.
Изготовление дидактического материала по предмету элементарная математика.
Выполнение вертушки. Ознакомление с образцами вертушек. Рассматривание материалов, необходимых для изготовления вертушки. Повторение порядка предварительного планирования трудовых действий по образцу. Выполнение изделия.
Выполнение елочной гирлянды из полос цветной бумаги (цепочка). Ознакомление с образцами изделий. Разметка бумаги по шаблону. Работа с ножницами. Сборка гирлянды.
Выполнение гирлянды «змейка». Ознакомление с образцами изделий. Резание полосы бумаги по длине попеременно с обеих сторон, не дорезая до края.
Выполнение флажков из цветной бумаги. Выполнение закладки для книг. Выполнение веера из бумаги. Выполнение гармошки. Выполнение конвертов для писем. Последовательность работы при выполнении изделий будет следующая: ознакомление с образцами изделий; заготовка листов бумаги по заданному размеру; разметка по шаблону; вырезывание ножницами, фальцовка.
Выполнение часового циферблата. Ознакомление с образцами изделий. Заготовка листов бумаги по шаблону (круг). Вырезывание ножницами.
Выполнение коврика из цветных полосок бумаги. Ознакомление в образцами изделий. Заготовка листов и цветных полосок бумаги. Плетение коврика.
Экскурсия в картонажную мастерскую.
Выполнение итоговой работы.
Выполнение аппликаций.
Свойства пластилина. Инструменты и приспособления при работе с пластилином.
Работа с конструктором. Техника безопасности при работе с мелкими деталями конструктора.
Работа с природным материалом. Техника безопасности при работе с природным материалом.
Что такое ткань. Из чего она состоит. Разные виды ткани.
Аппликация из ткани.
№ | Содержательные линии. Тема. | Кол-во часов | Дата | Обязательный минимум | Сниженный уровень | Практическая работа |
1 | Свойства бумаги. Виды бумаги. | 1 | 2.09 | Знать, что такое бумага, для чего она применяется. | Сминание бумаги в комок | Сминание, сгибание, сворачивание бумаги |
2 | Практическое экспериментирование с бумагой разного качества | 1 | 2.09 | Умение работать с бумагой разного качества | Сминание, сгибание бумаги | Сминание, сгибание, сворачивание бумаги |
3 | Сгибание листа бумаги пополам, вчетверо, по диагонали с проглаживанием рукой. | 1 | 3.09 | Уметь проверять свойства (сгибание, сминание, сворачивание) | Сгибание бумаги | Сминание, сгибание, сворачивание бумаги |
4-5 | Разрывание листа бумаги по прямым линиям сгиба на 2, 3, 4, 6, 8 частей. | 2 | 4.09 4.09 | Уметь разрывать бумагу | Разрыв бумаги | Разрыв бумаги |
6 | Отгиб кромки с одной, двух, трех, четырех сторон листа бумаги. Сгибание листа гармошкой. | 1 | 5.09 | Уметь отгибать, сгибать бумагу | Отгибание, сгибание | Отгибание, сгибание |
7 | Инструменты для работы с бумагой | 1 | 9.09 | Техника безопасности при работе с ножницами, клеем | Умение правильно держать в руках инструмент | Разрезание по разметке, склеивание |
8 | Разметка листа бумаги по ширине линейки. | 1 | 9.09 | Уметь делать разметку по ширине линейки | Умение правильно делать разметку | Разметка бумаги |
9-12 | Резание листа бумаги ножницами по намеченным линиям (по следу сгиба) на полоски широкие, узкие, долевые, поперечные. | 4 | 10.09 11.09 11.09 12.09 | Техника безопасности при работе с ножницами | Умение резать ножницами по намеченным линиям | Резание на полоски |
13-15 | Резание белой и цветной полос бумаги на квадраты, треугольники, прямоугольники. | 3 | 16.09 16.09 17.09 | Техника безопасности при работе с ножницами | Умение разрезать полосы | Резание полос на квадраты, треугольники, прямоугольники. |
16-20 | Вырезывание картинок из журналов и газет. | 5 | 18.09 18.09 19.09 23.09 23.09 | Техника безопасности при работе с ножницами | Умение вырезать картинки из журнала | Вырезание |
21-22 | Составление коллективных тематических работ из этих картинок. | 2 | 24.09 25.09 | Уметь сопоставлять картинки | Умение составлять коллективную работу | Коллективная работа |
23-27 | Упражнения в резании по прямым и кривым линиям, округление углов прямоугольников, квадратов на глаз. | 5 | 25.09 26.09 30.09 30.09 1.10 | Техника безопасности при работе с ножницами | Умение резать по прямым и кривым линиям | Резание по линиям |
28-31 | Симметричное вырезывание из кругов и овалов, сложенных пополам, изображений овощей и фруктов по нарисованному контуру. | 4 | 2.10 2.10 3.10 7.10 | Техника безопасности при работе с ножницами | Умение симметрично вырезать | Симметричное резание фигур |
32-34 | Обводка по шаблону, разметка бумаги с помощью мерок. | 3 | 7.10 8.10 9.10 | Уметь обводить по шаблону | Умение делать разметку | Обводка и разметка бумаги |
35-38 | Изготовление дидактического материала по предмету элементарная математика. | 4 | 9.10 10.10 14.10 14.10 | Умение изготовлять дидактический материал по математике | Уметь выполнять полученные задания | Изготовление пособий по математике |
39-41 | Выполнение вертушки. Ознакомление с образцами вертушек. Рассматривание материалов, необходимых для изготовления вертушки. | 3 | 15.10 16.10 16.10 | Знать что такое вертушка | Умение изготовлять вертушку | Изготовление вертушки |
42-45 | Повторение порядка предварительного планирования трудовых действий по образцу. Выполнение изделия: «Вертушка» | 4 | 17.10 21.10 21.10 22.10 | Знать порядок выполнения вертушки | Повторение последовательности | Изготовление вертушки |
46-49 | Выполнение коврика из цветных полосок бумаги. Ознакомление в образцами изделий. Заготовка листов и цветных полосок бумаги. Плетение коврика. | 4 | 23.10 23.10 24.10 5.11 | Техника безопасности при работе с ножницами | Умение заготавливать полосы для коврика | Изготовление коврика |
50-51 | Обрывная аппликация: «Осень за окном» | 2 | 6.11 6.11 | Знать порядок выполнения обрывной аппликации | Повторение последовательности | Изготовление аппликации |
52-57 | Выполнение гирлянды «змейка». Ознакомление с образцами изделий. Резание полосы бумаги по длине попеременно с обеих сторон, не дорезая до края. | 6 | 7.11 11.11 11.11 12.11 13.11 13.11 | Техника безопасности при работе с ножницами | Резание полосы бумаги по длине попеременно с обеих сторон, не дорезая до края. | Выполнение гирлянды «змейка» |
58-59 | Выполнение флажков из цветной бумаги. | 2 | 14.11 18.11 | Повторение последовательности | Резание флажков | Изготовление флажков |
60-61 | Поздравительная открытка ко дню Матери | 2 | 18.11 19.11 | Техника безопасности при работе с ножницами. | Повторение последовательности | Изготовление открытки |
62-63 | Выполнение закладки для книг. | 2 | 20.11 20.11 | Знать назначение закладок | Повторение последовательности выполнения | Изготовление закладок для книг |
64-65 | Выполнение веера из бумаги. | 2 | 21.11 25.11 | Знать назначение веера | Повторение последовательности выполнения | Изготовление веера |
66-67 | Выполнение гармошки. | 2 | 25.11 26.11 | Техника безопасности при работе с ножницами | Умение последовательно выполнять | Изготовление гармошки |
68-69 | Выполнение конвертов для писем. | 2 | 27.11 27.11 | Повторение последовательности выполнения | Назначение конверта | Изготовление конверта для писем |
70-75 | Выполнение часового циферблата. Ознакомление с образцами изделий. Заготовка листов бумаги по шаблону (круг). Вырезывание ножницами. | 6 | 28.11 2.12 2.12 3.12 4.12 4.12 | Знакомство с циферблатом, его назначение | Заготовка листов бумаги по шаблону (круг). Вырезывание ножницами. | Изготовление часового циферблата |
76-79 | Выполнение елочной гирлянды из полос цветной бумаги (цепочка). Ознакомление с образцами изделий. | 4 | 5.12 9.12 9.12 10.12 | Техника безопасности при работе с ножницами | Вырезание полос из бумаги | Выполнение гирлянды |
80-82 | Разметка бумаги по шаблону. Работа с ножницами. Сборка гирлянды. | 3 | 11.12 11.12 12.12 | Техника безопасности при работе с ножницами | Разметка бумаги | Выполнение гирлянды |
83-84 85-86 87-88 | Аппликация «Скоро Новый год» «Новогодняя ёлочка» «Поздравительная открытка: «С Новым годом» | 2 2 2 | 16.12 16.12 17.12 18.12 18.12 19.12 | Знать из чего делается аппликация, умение последовательно выполнять весь алгоритм действий | Обведение деталей по шаблонам, наклеивание по образцу, с помощью учителя | Разметка бумаги по шаблонам, резание бумаги по разметке, наклеивание на основу |
89-90 | Пластилин. Свойства пластилина. Инструменты и приспособления при работе с пластилином. | 2 | 25.12 25.12 | Знать технику безопасности при работе с пластилином. Уметь последовательно и аккуратно выполнять весь алгоритм действий. | Скатывать шарик из пластилина между ладошками. | Разогреваем пластилин между ладонями, последовательно выполняем детали, затем всю поделку. |
91-92 93-94 95-97 98-99 100-103 | Работа с пластилином Лепка из пластилина предметов цилиндрической формы : кружки, стакана для карандашей по образцу. Лепка из пластилина предметов конической формы : ведерка, цветочного горшка. Лепка с натуры и по представлению чайной посуды в форме шара, цилиндра, конуса и круга: «чайника для заварки» «чашки с блюдцем» «десертной тарелки» Лепка по образцу фигур птиц: « цыпленка и утенка» «Утки и гуся» Лепка по образцу фигур животных: «кошки» «зайца» « лисы» «собака» | 2 2 3 2 4 | 23.12 23.12 24.12 25.12 25.12 26.12 9.01 13.01 13.01 14.01 15.01 15.01 16.01 | Знать технику безопасности при работе с пластилином. Уметь последовательно и аккуратно выполнять весь алгоритм действий. Знать, что такое цилиндр. Знать, что глина – материал для изготовления посуды. Закрепление приёмов: «раскатывание пластилина в ладонях до овальной формы», «вдавливание пластилина пальцем». | Скатывать шарик из пластилина между ладошками Уметь лепить из пластилина предметы цилиндрической формы. Уметь раскатывать пластилин в ладонях до овальной формы. Уметь работать с опорой на предметно-операционный план. | Разогреваем пластилин между ладонями, последовательно выполняем детали, затем всю поделку |
104-105 106-107 108-109 110-111 112 113-114 115-117 118-120 121-122 123-124 125-126 127-128 129-130 | Работа с тканью Что такое ткань. Из чего она состоит. Разные виды ткани. Работа с текстильным материалом. Изготовление ягод из связанных пучков нитей; плетение косичек. Знакомство с приемом пришивания пуговиц «игла вверх – вниз». Пришивание пуговиц с двумя отверстиями. Завязывание узелка. Экскурсия в швейную мастерскую. Познавательные сведения о тканях. «Коллекция тканей». Упражнения в раскрое ткани по готовой выкройке в форме квадрата или прямоугольника. Составление коллекции тканей. Аппликация из ткани. «Лист» «Цветы» «Солнышко» «Дерево» «Грибы» | 2 2 2 2 1 2 3 3 2 2 2 2 2 | 20.01 20.01 21.01 22.01 22.01 23.01 27.01 27.01 28.01 29.01 29.01 30.01 3.02 3.02 4.02 5.02 5.02 6.02 10.02 10.02 11.02 12.02 12.02 13.02 17.02 17.02 18.02 | Знать, что такое ткань и ее назначение. Знать технику безопасности при работе с ножницами, клеем. Уметь последовательно выполнять работу. Знать свойство ниток, умение наматывать их. Умет вдевать нитку в иголку. Уметь завязывать узелок Формирование представления о ткани, применение и назначение ткани в жизни людей. Составление коллекции тканей. Закрепление знаний о нитках. Раскрой из ткани заготовки изделия. Составление коллекции тканей. Изготовление элементов аппликации при помощи учителя. | Изготовление элементов аппликации при помощи учителя. Формирование умения различать ткани по окраске и другим свойствам Техника безопасности | Разметка ткани по шаблонам, вырезание деталей, приклеивание на основу. Выполнение аппликаций из ткани |
131-132 | «Поздравительная открытка 23 февраля» | 2 | 19.02 19.02 | Техника безопасности при работе с ножницами. | Повторение последовательности | Изготовление открытки |
133-134 135-136 137-138 139-140 | Объемные поделки из бумаги «Гармошка» «Самолет» «Лодочка» «Карнавальная маска» | 2 2 2 2 | 20.02 25.02 26.02 26.02 27.02 2.03 2.03 3.03 | Уметь изготовлять поделку последовательно Знать технику безопасности при работе с ножницами и клеем, уметь изготавливать поделку последовательно | Обведение деталей по шаблонам, наклеивание по образцу, с помощью учителя | Разметка бумаги по шаблонам, резание бумаги по разметке, наклеивание на основу |
141-142 | «Поздравительная открытка 8 марта» | 2 | 4.03 4.03 | Техника безопасности при работе с ножницами. | Повторение последовательности | Изготовление открытки |
143-144 | Объемные поделки из бумаги «Фонарик» | 2 | 5.03 10.03 | Уметь изготовлять поделку последовательно Знать технику безопасности при работе с ножницами и клеем, уметь изготавливать поделку последовательно | Обведение деталей по шаблонам, наклеивание по образцу, с помощью учителя | Разметка бумаги по шаблонам, резание бумаги по разметке, наклеивание на основу |
145 146-147 148-149 150-151 152-153 154-155 156-157 158-159 | Работа с конструктором Техника безопасности при работе с мелкими деталями конструктора. «Дом» «Моя школа» «Машина» «Мебель» «Магазин» «Мост через реку» «Гараж для машин» | 1 2 2 2 2 2 2 2 | 11.03 11.03 12.03 16.03 16.03 17.03 18.03 18.03 19.03 30.03 30.03 31.03 1.04 1.04 2.04 | Знать технику безопасности при работе с мелкими деталями конструктора. Уметь собирать целое из частей. Знать технику безопасности при работе с мелкими деталями конструктора. Уметь собирать целое из частей. | Выполнение несложных элементов при помощи учителя. Выполнение несложных элементов при помощи учителя. | Сборка из деталей конструктора готового изделия. Сборка из деталей конструктора готового изделия. |
160-161 162-163 164-165 166-167 168-169 170-171 172-173 174-175 | аппликации «Построим забор для нашего сада» «Коврик из цветных полосок» «Подарок для друга» «Ваза с цветами» «Дерево» «Поздравительные открытки» «Яблоневый сад» «Цыплята гуляют на зеленом лугу» | 2 2 2 2 2 2 2 2 | 6.04 6.04 7.04 8.04 8.04 9.04 13.04 13.04 14.04 15.04 15.04 16.04 20.04 20.04 21.04 22.04 | Знать из чего делается аппликация, умение последовательно выполнять весь алгоритм действий | Обведение деталей по шаблонам, наклеивание по образцу, с помощью учителя | Разметка бумаги по шаблонам, резание бумаги по разметке, наклеивание на основу |
176-178 179-181 182-183 184-185 186-187 188-189 190-191 | лепка с натуры игрушек: « медвежонка» « зайца» « лисы» Композиция «Натюрморт» Композиция «Цветы» «Грибы» «Овощи» «Фрукты» «Посуда» | 3 2 2 2 2 2 2 | 22.04 23.04 27.04 27.04 28.04 29.04 29.04 30.04 6.05 6.05 7.05 12.05 13.05 13.05 14.05 | Иметь представления о глине и пластилине, как о поделочных материалах. Знать, что такое «скульптура». Знать правила работы с пластилином. Закрепление знаний о животных, птицах. Закрепление приемов лепки «скатывание овальной и конической форм», «вытягивание», «прощипывание», «вдавливание». | Формирование умения анализировать образец, выделяя в нем основные геометрические формы. Уметь лепить фигурки животных, ориентируясь на образец. Уметь составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционный план с помощью учителя. | Разогреваем пластилин между ладонями, последовательно выполняем детали, затем всю поделку |
192 193-194 195-196 197-198 199-200 | Работа с природным материалом. Техника безопасности при работе с природным материалом. Коллективное изготовление макета к сказке «Теремок». «Мишка» (поделка из шишек) «Котик» (поделка из каштанов) «Зайка» (поделка из ваты) | 1 2 2 2 1 | 18.05 18.05 19.05 20.05 20.05 21.05 25.05 25.05 | Знать технику безопасности при работе с природным материалом, происхождение природного материала. Уметь находить материал в природе, последовательно выполнять весь алгоритм действий. Иметь представления о растительном мире (хвойные деревья). Знать содержание сказок, персонажей. | Подготовка материала к работе, выполнение несложных элементов. Уметь сравнивать деревья находить сходства и различия между ними. Уметь анализировать изделие, ориентируясь на образец. Уметь составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционный план с помощью учителя. Уметь из шишки делать фигурку человечка, птиц | Поэтапное изготовление поделки. |
201-204 | Обобщающий урок. Повторение | 4 | 26.05 27.05 27.05 28.05 | Закрепление знаний за год | | |