СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету " Родная (русская) литература. 9 класс"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету " Родная (русская) литература. 9 класс"»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«РОДНАЯ (РУССКАЯ) ЛИТЕРАТУРА» за курс 9 класса

на 2019-2020 учебный год

составлена учителем русского языка и литературы

высшей категории

МБОУ «СШ№9» г.Иванова

Комяковой Н.С.


Рабочая программа по учебному предмету «Родная (русская) литература» содержит следующие разделы:

- планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная (русская) литература»;

- содержание учебного предмета «Родная (русская) литература»;

- тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.


Цель изучения родной (русской) литературы в образовательных учреждениях с русским языком обучения на уровне основного общего образования направлена на достижение следующих задач:

- воспитание духовно развитой личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, не изучаемых в курсе “Литература”, личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

- воспитание уважения к русской литературе и культуре, к литературам и культурам других народов;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств; потребности в самостоятельном чтении произведений художественной литературы; эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

- развитие устной и письменной речи учащихся, для которых русский язык является родным;

- расширение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении, о выдающихся произведениях русских писателей и их жизни;

- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории

литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание;

- обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы.


Родная (русская) литература, как и словесное творчество других народов и этносов, является гуманитарным учебным предметом в российской школе, который содействует формированию разносторонне развитой личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к нравственным ценностям, изучение литературно-культурных достижений народа – необходимое условие становления человека, эмоционально богатого, интеллектуально развитого, креативно мыслящего и конкурентоспособного.

Знакомство с произведениями словесного искусства народов нашей страны расширяет представление учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Изучая художественную картину жизни, изображенную в литературном произведении, учащиеся осваивают философию, историю и культурологические ценности народов России.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ (РУССКАЯ) ЛИТЕРАТУРА»


В результате изучения родной (русской) литературы на уровне основного общего образования у выпускников будут сформированы личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты:

- воспитание российской гражданской идентичности: любовь и уважение Отечеству, чувство гордости за свою Родину, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства долга и ответственности перед Родиной;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего культурное, социальное, духовное многообразие явлений;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; культурным, языковым, религиозным ценностям народов России и всего мира;

- формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом познавательных интересов;

- самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего эмоционального состояния; соблюдение норм поведения в социуме; оценка своей деятельности с точки зрения нравственных норм и эстетических ценностей;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом религиозных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного отношения к окружающей среде;

- осознание значения семьи и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического осознания через освоение художественного и культурного наследия народов России и всего мира.


Метапредметные результаты изучения родной (русской) литературы:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижений целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- умение читать и понять суть художественного произведения, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей, потребностей;

- умение строить связанное речевое высказывание в зависимости от типа коммуникации и ситуации;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.


Предметные результаты выпускников на уровне основного общего образования по родной (русской) литературе выражается в следующем:

- понимание ключевых проблем изученных произведений родной (русской) классической и современной литературы, литературных взаимосвязей и взаимовлияний;

- осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров; проведение смыслового анализа текста; использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- владение элементарной литературоведческой терминологией при обсуждении художественного произведения;

- умение пересказать содержание прозаического произведения или отрывка, используя цитаты из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;

- владение навыками сопоставления произведений родной (русской) литературы с произведениями литератур других народов и этносов самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для самостоятельного анализа;

- владение монологической и диалогической речью; умение вступать в речевое общение; участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение); создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию;

- использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

- использование приобретенных знаний и умений за рамками учебного процесса, то есть в практической деятельности и повседневной жизни.


В результате освоения предмета «Родная (русская) литература» выпускник научится:

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

- выбирать произведения для самостоятельного чтения;

- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

- работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.


Выпускник получит возможность научиться:

- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

(34 часа)

Введение

Книги, которые помогают жить. «Литература — это всё же жизнь души человеческой, никак не идея. Рассказ должен разбередить душу, войти прямо в сердце, утешить, успокоить» (В. Шукшин).

Литература 19 века

Жанр летописи «Повесть временных лет»

Поучение Владимира Мономаха

Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»

Карамзин «Наталья, боярская дочь»

Бестужев –Марлинский «Вечер на бивуаке».

Историческая личность на страницах произведений русской литературы

Сочинение – рассуждение на тему «Нравственные уроки русской литературы 19 века»

«Поэты пушкинской поры»: К.Н. Батюшков, А.А. Дельвиг Н.М. Языков, Е.А. Баратынский

А.Н. Островский «Женитьба Бальзаминова»

Саша Черный «Рождественский ангел». Слагаемые «чуда» доброта, милосердие, любовь

И.С. Тургенев «Живые мощи».

В.В. Вересаев. «Загадка». Образ города как антитеза природному миру.

Возвращенная литература

Проза русской эмиграции. Духовные уроки И.С. Шмелева.

Разочарованные странники (главы из повести Сергея Довлатова «Наши»)

А.И. Солженицын Цикл «Крохотки» -многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России.


Человек и война

К.Д. Воробьев «Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Смысл названия рассказа. В. Астафьев «Шинель без хлястика». Женщина и война. Шинель как память о юности, о любви, о войне, о рождении сына. Красота материнского подвига. Мать как символ любви и высокой жертвенности. Доверительные отношения матери и сына. Думы сына о долге перед матерью: «чтобы сполна оплатить ту солдатскую шинель, без хлястика».

А. Платонов «Семен». Голодное детство. Забота старшего брата о младших. Умение понимать и прощать близких .

Война и дети в рассказе А. Приставкина «Фотографии» Б.П. Екимов. «Ночь исцеления». Особенности прозы писателя. Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны.

Сочинение-рассуждение на тему: «Что такое красота?» Сохранение высоких нравственных идеалов отцов и дедов. Мотив ненависти к войне








Нравственность

Ю.П. Казаков «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная жизнь героев. Поэтика психологического параллелизма

К.Г. Паустовский. Рассказ «Телеграмма». История создания. Композиция рассказа. Авторская позиция. Смысл названия.

Т.Н. Толстая. «Соня». Мотив времени –один из основных мотивов рассказа. Тема нравственного выбора.

Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы памяти, долга, ответственности, не преходящей человеческой жизни в изображении писателя

Человек и его выбор

В. Солоухин «Моченые яблоки». Тема расплаты. Можно ли за добро расплатиться деньгами? Нравственная позиция героев. Провозглашение прохожим корысти как жизненного принципа. Серега, который не может бросить попавшего на дороге в беду человека. Дорога в рассказе — символ жизненного пути, и каждый в этой жизни выбирает свою дорогу.

Человек и природа

С. Георгиев «Собаки не ошибаются». «Скучный человек» Валерка Снегирев и «интересный человек» Юрка Хлопотов. Равнодушие, которое маскируется фразой: «К чужим недостаткам надо терпеливо относиться» (отец Юрки), или попытка все превратить в игру, фарс (Юрка). Истинная гуманность «обыкновенного» Валеры Снегирева.

В. Крупин «Сбрось мешок». Слово писателя о красоте. Мешок как символ суетных забот, заполняющих нашу жизнь. «Сбросить мешок» - значит подняться выше обыденности и по-новому взглянуть на окружающий мир. Нерукотворная красота природы, которая меняет людей к лучшему. Лейтмотив эстафеты, передачи, связи людей любовью к прекрасному.


Литературное наследие Ивановской области

А.Н. Островский и наш край.

Час Бальмонта.

Роман Д.А. Фурманова «Чапаев».

Возвращение Анны Барковой.

Неопалимая память .Ивановские поэты-фронтовики

















Календарно-тематическое планирование курса родная литература 9 класса 34 часа (1 час в неделю)








Тема урока


Кол-во часов


Дата проведения


По плану

По факту

1

Введение

Книги, которые помогают жить




2

Жанр летописи «Повесть временных лет»




3

Поучение Владимира Мономаха




4

Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»




5

Карамзин «Наталья, боярская дочь»




6

Бестужев –Марлинский «Вечер на бивуаке»




7

Историческая личность на страницах произведений русской литературы




8

Сочинение – рассуждени е на тему «Нравственные уроки русской литературы 19 века»




9

«Поэ «Поэты пушкинской поры»:К.Н. Батюшков, Дельвиг А.А.







10

«Поэты пушкинской поры»:Н.М. Языков, Е.А. Баратынский




11

А.Н. Островский «Женитьба Бальзаминова»




12

Саша Черный «Рождественский ангел». Слагаемые «чуда» доброта, милосердие, любовь




13

И.С. Тургенев «Живые мощи».




14

В.В. Вересаев. «Загадка». Образ города как антитеза природному миру. Красота искусства




15

Защита проекта




16

Проза русской эмиграции. Духовные уроки И.С. Шмелева.





17

Разочарованные странники (главы из повести Сергея Довлатова «Наши»)





18

А.И. Солженицын Цикл «Крохотки» -многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России.





19

Ю.П. Казаков «Двое в декабре». К.Г. Паустовский. Рассказ «Телеграмма




20

К.Д. Воробьев «Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Смысл названия рассказа.





21

В. Астафьев «Шинель без хлястика». Женщина и война.




22

А. Платонов «Семен». Голодное детство. Забота старшего брата о младших. Умение понимать и прощать близких




23

Война и дети в рассказе А. Приставкина «Фотографии»





24

Б.П. Екимов.«Ночь исцеления». Особенности прозы писателя. Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны




25

Сочинение-рассуждение на тему: «Что такое красота?»





26

С. Георгиев «Собаки не ошибаются».



27

В. Солоухин «Моченые яблоки».




28

Т.Н. Толстая. «Соня». Мотив времени –один из основных мотивов рассказа. Тема нравственного выбора.




29

В.Н. Крупин. Сборник миниатюр «Босиком по небу» (Крупинки).

Традиции русской классической прозы в рассказах. Сюжет, композиция. (Анализ миниатюр по выбору). «Сбрось мешок»




30

Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы памяти, долга, ответственности, не преходящей человеческой жизни в изображении писателя




31

Защита проекта




32

Литературное наследие Ивановской Ивановской области




33

Литературное наследие Ивановской Ивановской области




34

Нравственные уроки русской литературы 19-20 века








Учебно-тематический план


№ п.п.

Наименование разделов

Всего часов

В том числе



Уроки

Проектная деятельность

Развитие речи

1

Введение

1

1

-

-

2

Литература 19 века

14

11

1

1

3

Возвращенная литература

3

3

-


4

Человек и война

6

5


1

5

Нравственность

4

3

1


6

Человек и его выбор

1

1


-

7

Человек и природа

2

2


8

Литературное наследие Ивановской области

2

2



9

Повторение в конце  учебного года


1

1

-

-


ВСЕГО:

34

30

2

2