СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету РОДНОЙ ЯЗЫК 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету РОДНОЙ ЯЗЫК 6 класс»

Пояснительная записка

        Рабочая программа по русской родной литературе для 6 класса разработана на основе

требований кпланируемым результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Могоеновская СОШ. При разработке  используются программа Аристова М.А., Беляева Н.В., Критарова Ж.Н. Примерная основная образовательная программа основного общего образования по учебному предмету «Родная литература (русская)», (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию(протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20)

   На изучение предмета «Родная литература (русская)»  в 6 классе отводится 35 часов (1 час в неделю)

      Учебный предмет «Родная литература (русская)» опирается на содержание программы по предмету «Литература» предметной области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его. Поэтому основные содержательные линии настоящей программы (проблемнотематические блоки) не дублируют программу основного курса литературы, но соотносятся с включённым в неё содержанием. 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Родная литература (русская)»

 Предметные результаты:

•              развитие умения выделять проблематику русских былин и былинных сюжетов в фольклоре и русской литературе для развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте героического эпоса разных народов, устанавливать связи между ними на уровне тематики, проблематики, образов; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о русском севере и русской зиме;

•              развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские национальные традиции в произведениях о русской масленице, о родном крае и русском доме;

•              развитие представлений о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите Родины в Крымской войне, об оптимизме и взаимопомощи как основных чертах русского человека, реальности и мечтах в книгах о подростках и о богатстве русского языка и родной речи;

•              развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов или по предложенному плану; создавать краткие историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос, анализа поэтического текста, характеристики героя; под руководством учителя сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие начальных умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, работы с разными источниками информации и овладения простейшими способами её обработки и презентации.

Метапредметные результаты:

•              умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 

•              умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 

•              владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

•              умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 

•               навыки смыслового чтения.умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;  

•              умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 

•              умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 

•              формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами. 

Личностные результаты:

осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей этнической принадлежности; проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед Родиной; понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей

многонационального российского общества;

•              способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

уважительное отношение к труду; 

•              формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 

•              осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; 

•              развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира творческой деятельности эстетического характера; осознание значимости художественной культуры народов России и стран мира;

•              способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; готовность к совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах; 

•              неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и правовых) норм; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; оценочное отношение к своему поведению и поступкам, а также к поведению и поступкам других.

Содержание учебного предмета«Родная литература (русская)»

РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (9 ч)

Преданья старины глубокой (3 ч)

Русские былины: богатыри и богатырство

Былина «Илья Муромец и Святогор».

Былинные сюжеты и герои в русской литературе

И. А. Бунин. «Святогор и Илья».

М. М. Пришвин. «Певец былин».

Города земли русской (3 ч)

Русский Север: Архангельск в русской литературе

С. Г. Писахов. «Морожены песни» (из книги «Ледяна колокольня).

Б. В. Шергин. «Детство в Архангельске», «Миша Ласкин» (главы из книги «Поморские были и сказания»).

Родные просторы (3 ч)

Стихи русских поэтов о зиме

И. С. Никитин. «Встреча Зимы».

А. А. Блок. «Снег да снег. Всю избу занесло…»

Н. М. Рубцов. «Первый снег».

По мотивам русских сказок о зиме

Е. Л. Шварц. «Два брата».

Резерв на вариативную часть программы – 3 ч.

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (9 ч)

Праздники русского мира (4 ч)

Масленица

М. Ю. Лермонтов. «Посреди небесных тел…»

А. Д. Дементьев. «Прощёное воскресенье».

А. П. Чехов. «Блины».

Тэффи. «Блины».

Тепло родного дома (5 ч)

Всюду родимую Русь узнаю

В. А. Рождественский. «Русская природа».

К. Г. Паустовский. «Заботливый цветок».

Ю. В. Бондарев. «Поздним вечером».

Резерв на вариативную часть программы – 2 ч.

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (9 ч)

Не до ордена – была бы Родина (2 ч)

Оборона Севастополя

А. Н. Апухтин. «Солдатская песня о Севастополе».

А. А. Фет. «Севастопольское братское кладбище».

Рюрик Ивнев. «Севастополь».

Загадки русской души (3 ч)

Чудеса нужно делать своими руками

Ф. И. Тютчев. «Чему бы жизнь нас ни учила…»

Н. С. Лесков. «Неразменный рубль».

В. П. Астафьев. «Бабушка с малиной».

О ваших ровесниках (3 ч)

Реальность и мечты

Р. П. Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы «Как я с ним

познакомился», «Кирпичные острова»).

Е. С. Велтистов. «Миллион и один день каникул» (фрагмент).

Лишь слову жизнь дана (1 ч)

На русском дышим языке

К. Д. Бальмонт. «Русский язык».

Ю. П. Мориц. «Язык обид – язык не русский…»

Резерв на вариативную часть программы – 2 ч.

Тематический план


тема

Количество часов

Раздел 1  РОССИЯ – РОДИНА МОЯ

 1

Преданья старины глубокой

4

2

Города земли русской

3

3

Родные просторы

4

4

Проверочная работа

1

Раздел 2 РУССКИЕ ТРАДИЦИИ

5

Праздники русского мира

5

6

Тепло родного дома

5

7

Проверочная работа

1


Раздел 3 РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША

8

Не до ордена – была бы Родина

2

9

Загадки русской души

3

10

О ваших ровесниках

3

11

Лишь слову жизнь дана

1

12

Проверочная работа

1

13

Итоговый урок

1

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

1. Русские писатели. 1800-1917: Биографический словарь. Т.1–6. Гл. ред. П. А. Николаев. М.: Советская энциклопедия; Нестор-История, 1989-2019.

2.История русской литературы: В 4 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Редкол.: Н. И. Пруцков (гл. ред.), А. С. Бушмин, Е. Н.

3. Куприянова, Д. С. Лихачев, Г. П. Макогоненко, К. Д. Муратова. — Л.: Наука.Ленингр. отделение, 1980—1983.Литературная энциклопедия терминов и понятий / ИНИОН РАН; Гл.ред. и сост. А. Н. Николюкин. М.: Интелвак, 2001.

4. Аристова М. А., Беляева Н.В., Критарова Ж.Н. Учебный предмет «Родная литература (русская)»: цели, задачи, содержание // Вестник образования России. 2020. №14. С. 55-63.

5 Аристова М. А., Беляева Н. В. Ценностный потенциал родной литературы как хранительницы 6.культурного наследия народа // Надькинские чтения. Родной язык как средство сохранения и трансляции культуры, истории и преемственности поколений в условиях многонационального государства. Сборник научных трудов по материалам Международной научной конференции. Саранск, 2019. С. 260-265.

6. .Беляева Н. В., Добротина И.Н., Критарова Ж.Н. Предметы школьного филологического образования как важный фактор национального самоопределения // Образовательное пространство в информационную эпоху – 2019. Сборник научных трудов. Материалы международной научнопрактической конференции / Под ред. С. В. Ивановой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», С. 890-902.

Рекомендуемые информационные ресурсы:

http://feb-web.ru/ Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».

https://gufo.me/dict/literary_encyclopedia Литературная энциклопедия. https://www.krugosvet.ru/ Универсальная энциклопедия «Кругосвет». http://www.rulex.ru/ Русский биографический словарь. https://www.slovari.ru/ Электронная библиотека словарей русского языка. http://gramota.ru/ Справочно-информационный портал «Грамота.ру».

http://www.nasledie-rus.ru/ «Наше наследие» - сайт журнала, посвященный русской истории и культуре.

http://pushkinskijdom.ru/ сайт Института русской литературы (Пушкинский

Дом) РАН – раздел «Электронные ресурсы». http://biblio.imli.ru/ Электронная библиотека ИМЛИ РАН – раздел «Русская литература».

https://rvb.ru/ Русская виртуальная библиотека.

https://ilibrary.ru/ интернет-библиотека Алексея Комарова: представлены тексты академических изданий русской классики XIX – начала XX вв. https://arch.rgdb.ru/ Национальная электронная детская библиотека: включает классику и современную литературу для детей и подростков, а также коллекцию диафильмов.

 

календарно-тематический план

дата

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности

Возможные формы контроля

Фактическая дата проведения урока

1

09/03/21

Русские былины: богатыри и богатырство

Былина «Илья Муромец и Святогор».

Анализируют,

выразительно читают

произведения:

Составляют характеристики героев фольклорных

произведений.Определяют

роль былинных

сюжетов и героев в русской литературе

Выразительное чтение


2

09/10/21

Былинные сюжеты и герои

И. А. Бунин. «Святогор и Илья».

Сравнительная характеристика


3

09/17/21

Былинные сюжеты и герои в русской литературеМ. М. Пришвин. «Певец былин»

беседа


4

09/24/21

Былины в произведениях художников и композиторов




5

10/01/21

Русский Север:

Архангельск в произведении

С. Г. Писахова «Морожены песни»

Читают произведение

С.Г.Писахова.

«Морожены песни»

(из книги «Ледяна

колокольня),проводят

словарную работу.

Определяют тему и идею произведения, создают образ города

Беседа, анализ эпизода


6-7

8.10

16.10

Города земли русской. Образ

Архангельска в творчестве Б. В.

Шергина

Читают произведение Б. В. Шергина «Детство в

Архангельске», «Миша Ласкин» (главы из книги

«Поморские были и сказания»). Участвуют в коллективном диалоге. Определяют проблемы произведения.

Устный опрос


8

10/22/21

Стихи русских поэтов о зиме

И. С. Никитин«Встреча Зимы».

Выразительно читают произведения,

анализируют текстыИ. С. Никитина«Встреча

Зимы»,А. А. Блока «Снег да снег. Всю избу

занесло…», Н. М. Рубцова «Первый снег».

Определяют авторское отношение к родной

природе, приводят примеры различных приёмов

и выразительных средств, используемых

авторами

Анализ поэтического текста


9

10/29/21

Стихи русских поэтов о зиме А. А. Блок. «Снег да снег. Всю избу занесло…»

Анализ поэтического текста


10


Стихи русских поэтов о зиме Н. М. Рубцов. «Первый снег».

Анализ поэтического текста


11


По мотивам русских сказок о зиме

Е. Л. Шварц. «Два брата».



12


Проверочная работа




13-14


Масленица в произведении М. Ю.

Лермонтова «Посреди небесных тел…»А.

Д. Дементьева«Прощёное

воскресенье»

Выразительно читают произведения М. Ю.

Лермонтова «Посреди небесных тел…» иА. Д.

Дементьева

анализируют тексты, создают монологические

высказывания. Составляют словесное описание

праздника.

Беседа, анализ поэтического текста


15-16


Праздник Масленицы в рассказах А. П.

Чехова «Блины» иТэффи «Блины»

Выразительно читают произведения,

анализируют тексты, создают монологические

высказывания, составляют сравнительные

характеристики. Выразительно читают текст. Определяют ключевые черты характера,

особенности поведения, формулируют

авторскую позицию.

Беседа, сравнительная харктеристика


17


Масленица в приизведениях русских композитров и художников


проект


18-19


 Образ Родины

в произведении В.А.

Рождественского «Русская природа»

Определяют позицию автора, его отношение к

родине и родному краю в строках лирических

стихотворений.

Выразительное чтение


20-21


Бережное

отношение к природе

произведении К.Г.

Паустовского

«Заботливый цветок»

Развивают речь, высказывают свое мнение,

Паустовского соотносят с другими мнениями. Определяют

глубину человеческих чувств и способы их

выражения в литературе

беседа


22-23


Рассказ для детей о детях послевоенного времени Ю.В.

Бондарева «Поздним вечером»

Воспитывают чувства милосердия, сострадания, заботы, работают с выразительными средствами

создания образов.

беседа


24


Проверочная работа




25


Героическая оборона Севастополя в

произведении А. Н.

Апухтина «Солдатская песня о Севастополе».

Определяют тему, идею

произведения, составляют

характеристики героев,

воспитывают чувство гордости и патриотизма.

Устный опрос


26


Память о великом подвиге народном в

стихотворении А.А.Фета

«Севастопольское братское кладбище»

Выразительно читают, работают с лексическим

составом стихотворения. Определяют позицию

автора, соотносят со своей. Высказывают свое

мнение, аргументируют.

Выразительное чтение


27


Чудеса нужно

делать своими руками.

Ф. И. Тютчев. «Чему бы жизнь нас ни

учила…»

Исследуют способы описания внутреннего мира

героя художественного произведения, приводят

примеры различных приёмов и выразительных

средств, используемых автором.

Анализ поэтического текста


28


Чистота души, помыслов и поступков. Лесков «Неразменный рубль»

Определяют круг нравственных вопросов,

поднимаемых в произведениях, отвечают на

вопросы по тексту, анализируя авторскую

позицию.

беседа


29


Уроки отзывчивости

и доброты в

рассказе В. П. Астафьева «Бабушка с

малиной»

беседа


30-31


 Реальность и

мечты в призведенииР. П. Погодина

«Кирпичные острова»

Выразительно читают

произведение

Погодина «Кирпичные острова» (рассказы «Как я с ним познакомился», «Кирпичные острова»).

Определяют ключевые

характера героев,

особенности поведения,

формулируют авторскую позицию.

беседа


32


Реальность и мечты

Е. С. Велтистов. «Миллион и один день каникул» (фрагмент).

Определяют ключевые

характера героев,

особенности поведения,

формулируют авторскую позицию

беседа


33


Любовь к Родине и родному языку в

стихотворениях

К.Д.

Бальмонта «Русский язык» и Ю. П. Мориц «Язык обид – язык не русский…»

Коллективно читают текст, анализируют эпизоды.

Определяют ключевые черты характера героев,

особенности поведения,

формулируют авторскую позицию.

беседа


34


Проверочная работа




35


Итоговый урок




О ваших ровесниках (3 ч)

Реальность и мечты

Р. П. Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы «Как я с ним

познакомился», «Кирпичные острова»).

Е. С. Велтистов. «Миллион и один день каникул» (фрагмент).

Лишь слову жизнь дана (1 ч)

На русском дышим языке

К. Д. Бальмонт. «Русский язык».

Ю. П. Мориц. «Язык обид – язык не русский…»

Резерв на вариативную часть программы – 2 ч.