СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Родной русский язык" для обучающихся 2-4 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Родной русский язык" для обучающихся 2-4 классов»


Пояснительная записка


Рабочая программа курса «Родной язык (русский язык)», разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и является частью основной общеобразовательной программы начального общего образования МКОУ Витинская ОШ (далее ООП НОО МКОУ Витинская ОШ). Содержание рабочей программы разработано так же с учетом примерной основной общеобразовательной программы начального общего образования (fgosreestr.ru). Рабочая программа составлена на основе оригинального авторского курса «Путь к грамотности» авторы О.В. Олейник, Л.П. Кабанюк, Проектная деятельность: методика обучения. Проекты по русскому языку. 2-4 классы. М.: ВАКО, 2015.

В соответствии с учебным планом ООП НОО МКОУ Витинская ОШ учебный курс «Родной язык (русский язык)» входит в обязательную часть учебного плана и реализуется по 0,5 часа в неделю в 2-4 классах, за счет часов части, формируемой участниками образовательных отношений. Общий объём учебного времени во 2-4 классах по 17 ч. Всего на изучение учебного курса «Родной язык (русский язык)» отводится 51 ч.

Курс «Родной язык (русский язык)» в начальном общем образовании изучается с целью:

  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:

• развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формировать у младших школьников первоначальные представления о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формировать навыки культуры речи во всех её проявлениях, умения правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Важнейшей особенностью курса, представленной в данной программе, является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.

Вторую особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного (начиная со 2-го) класса формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников.

Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения: с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей реализуется деятельностный подход к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им.

Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля.

Данный материал можно использовать во внеклассной работе и как дополнительный материал при проведении уроков русского языка, при подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является не усвоение каких-то конкретных знаний и умений, а развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков.

Данный курс разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО, программами по русскому языку. Он позволяет закрепить и дополнить знания по следующим основным разделам:

  • во 2 классе - лексика, фонетика;

  • в 3 классе - графика, морфология, морфемика, орфография;

  • в 4 классе - синтаксис и пунктуация, морфология, орфография.

В числе прочих предусмотрены следующие формы работы: занимательные упражнения, дидактические игры, конкурсы, творческие задания, исследование (исследовательская работа), проект, аукцион, мозговой штурм, интеллектуальный тренинг, лингвистические посиделки. В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. Особенностью курса является использование фонетических языковых задачек:

Во 2 классе - фонетические (на основе русских народных сказок «Колобок», «Маша и Медведь» и др.);

В 3 классе - морфологические («Приключения Буратино» и др.);

В 4 классе - морфологические («Аленький цветочек», «Веселая ярмарка» ), орфографические («Мышка-норушка», «Заяц Хваста»), синтаксические («Русская изба», «Незнайка в Солнечном городе», «Новый год в Простоквашино».

Планируемые результаты освоения учебного предмета

2 класс

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • понимание значимости речи для процесса общения;

  • чувство гордости за родной язык;

  • потребность в освоении лексического богатства родного языка;

  • уважительное отношение к языку и его традициям;

  • осознание необходимости свободного владения языком для успешного общения;

  • навыки культурного поведения при общении.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • личностных качеств в процессе общения (внимание к собеседнику, терпение, использование вежливых слов и т. п.);

  • понимания культурной значимости орфографически верной письменной речи;

  • стремления к совершенствованию своей произносительной культуры;

  • интереса к топонимике родного края (к истории географических названий), к истории слов (в том числе и личных имён);

  • понимания изобразительных возможностей гласных и согласных звуков в речи, использовать эти возможности при создании собственных речевых произведений;

  • потребности обращения к справочной лингвистической литературе (орфографическому словарю) как непременное условие общей культуры;

  • уважительного отношения к семейным ценностям;

  • уважения к обычаям других народов и стран;

  • расширения своего кругозора путём знакомства с новыми географическими объектами, старинными городами, выдающимися людьми;

  • правил поведения при проведении дидактических игр в классе.


Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • овладевать всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане);

  • контролировать и оценивать свои действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • вносить соответствующие коррективы в выполнение своих действий.

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

  • использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

  • выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий исследовательского характера, используя справочные материалы;

  • строить рассуждения.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • пользоваться словарями, справочниками.


Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • слушать собеседника и понимать речь других;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной, групповой и проектной работы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.


Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • осознавать слово как главное средство языка;

  • различать и характеризовать звуки русского языка;

  • использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочения слов и поиска нужной информации (в словарях и др.)

  • производить звукобуквенный анализ слов простой слоговой структуры;

  • соблюдать произносительные нормы в собственной речи;

  • применять правила правописания (в объеме содержания курса 2 класса);

  • определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;

  • осознавать признаки текста как более объёмного высказывания (несколько предложений, объединённых одной темой и связанных друг с другом).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением;

  • оценивать уместность использования слов в тексте;

  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки.


3 класс

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ;

  • осознание своей этнической и национальной принадлежности;

  • понимание практической значимости получаемых знаний по русскому языку;

  • навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми в ходе проектной работы;

  • умение конструктивно разрешать проблемные ситуации;

  • способность оценивать свои успехи в освоении языка.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • эффективного общения с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации в коллективе и обществе;

  • своих коммуникативных и литературно-творческих способностей;

  • совершенствования своей речи и общей культуры.


Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать цели и задачи учебной деятельности;

  • высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;

  • находить ответы на проблемные вопросы;

  • оценивать самостоятельно свои достижения или промахи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • определять цель и дидактическую значимость предлагаемых учебных заданий;

  • делать самостоятельные выводы;

  • находить выход из проблемных ситуаций.

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • пользоваться знаково-символическими средствами в учебных целях (схема речевого общения, рисунок — схема состава слова, рисунок — схема частей речи);

  • пользоваться справочной литературой (словарями).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • развивать логическое мышление при сравнении различных языковых единиц (слово, словосочетание, предложение; корневые и аффиксальные морфемы; главные и второстепенные члены предложения и др.) и при классификации языковых единиц по различным критериям.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

  • признавать существование различных точек зрения, высказывать собственное мнение;

  • оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.

  • сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной и групповой работы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выступать в разных ролевых функциях (учитель — ученик), предусмотренных заданиями;

  • развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов.


Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • определять с помощью словаря значения многозначного слова и объяснять связь между ними;

  • устанавливать связь между словами в предложении, вычленять из предложения словосочетания;

  • различать типы орфограмм (по отношению к фонеме, по позиции, по положению в составе слова и по отношению к закону письма);

  • проверять орфограммы слабых и сильных позиций.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • подбирать к слову синонимы и антонимы;

  • выбирать наиболее подходящее слово из предложенных для решения коммуникативной задачи;

  • соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);

  • замечать случаи возможного возникновения орфоэпической ошибки;

  • составлять собственные задания на изученные орфограммы, работая в позиции учителя;

  • применять алгоритм проведения грамматической игры;

  • овладевать целостным представлением о проекте на языковом материале;

  • выявлять с помощью умственных и практических действий сходства и отличия различных частей речи, определять их роль;

  • производить морфемный разбор слов.

4 класс

Личностные результаты

У выпускника будут сформированы:

  • уважительное отношение к своей стране, её людям, родному языку;

  • интерес к изучению родного языка;

  • стремление применять полученные знания в практике речевого общения;

  • духовно-нравственные ценности, заложенные в языке и выражаемые с помощью языка; зависимость культурного уровня человека от степени его владения языком;

  • доброжелательное отношение к собеседникам;

  • уважение чужого мнения.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • стремления к совершенствованию своих знаний в области родного языка.


Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

Выпускник научится:

  • систематизировать и обобщать полученные знания;

  • оценивать свои успехи в учебной деятельности;

  • контролировать и корректировать свои действия;

  • ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность своих действий.

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать результаты, сравнивать их с поставленной целью;

  • определять цель и дидактическую значимость предлагаемых учебных заданий в ходе исследовательской работы;

  • находить выход из проблемных ситуаций.

Познавательные УУД:

Выпускник научится:

  • развивать логическое мышление при сравнении различных языковых единиц (слово, словосочетание, предложение; корневые и аффиксальные морфемы; главные и второстепенные члены предложения и др.) и при классификации языковых единиц по различным критериям.

Выпускник получит возможность научиться:

  • работать со справочной лингвистической литературой;

  • работать со знаково-символической формой представления учебного материала.

Коммуникативные УУД:

Выпускник научится:

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

  • признавать существование различных точек зрения, высказывать собственное мнение;

  • оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.

  • сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной и групповой работы;

  • работать в паре, в группе, соблюдая определённые правила совместной работы.

Выпускник получит возможность научиться:

  • понимать значение правильно организованного общения для достижения поставленных целей.


Предметные результаты

Выпускник научится:

  • произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

  • пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;

  • воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;

  • создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.

  • понимать то, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

  • формировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека

  • владеть представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

  • владеть учебными действиями с языковыми единицами и уметь использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выявлять с помощью умственных и практических действий сходство и отличие различных видов предложений;

  • анализировать состав и структуру предложения;

  • производить синтаксический разбор предложения;

  • выделять в речи и на письме обращения, следовать нормам написания письма;

  • объяснять назначение и роль падежей;

  • находить и анализировать информацию в справочной литературе;

  • характеризовать качества человека с помощью различных признаков имени прилагательного;

  • писать резюме по шаблон;

  • обобщать информацию и применять на практике знания.


Содержание учебного предмета.

2 класс

Чудо из чудес

Язык и речь – одно и то же? Как возник язык? Игровой приём «Незабудка». Язык как средство общения. Пословицы о речи. Представление о языке и речи. Какие языки есть на свете? Эксперимент «Необычное чтение». Вавилонская башня. Три языковые ветви. Защита проекта «Чудо из чудес». Наши первые слова. Школа в Древней Руси. Первый русский букварь.

Вначале было слово

Для чего придуманы словари? В.И.Даль. Архаизмы, неологизмы, омонимы. Синонимы и антонимы.

В мире звуков

Поиграем со звуками. Транскрипция. Слабые и сильные позиции звуков. Тайна фонемы. Фонемные и нефонемные правила. На сцене гласные! «Опасные» согласные

Кто повелевает буквами?

Как человек научился писать? Пиктография. Древнерусский алфавит. Самая молодая буква современного русского языка. Каллиграфия. Конкурс «Грамотеи».

3 класс

В гостях у частей речи

В гостях у частей речи. Все, что существует. Прилагательное. Глагол. Вместо имени. Служба частям речи. Для чего нужна морфология?

Из чего состоят слова

Зрим в корень! Окончание и основа. Слово о префиксах. Приставки-труженицы. Говорящие суффиксы. Интерфикс и постфикс. Слова замаскировались.

Где прячутся ошибки?

Орфограммы в стихах. Что нельзя проверить? Этимология. Школа эйдетики. Стоп! Перенос! Образ слова. Цепочка ассоциаций. Предлоги и приставки. Пишем раздельно. Конкурс «Что написано пером, не вырубишь топором»

4 класс

Предложение

Королевство предложений. Виды предложений. Дружба слов. Кто здесь главный? Дополнение. Определение. Обстоятельство. Родня в предложении.

Пунктуация

Знаки препинания. Обращение. Как пишут письма? Эксперты предложений. Грамматическое исследование.

Путь к грамотности

Неутомимые глаголы. Спряжение глаголов. Всезнающие существительные. Склонение существительных. Великолепная шестерка падежей. Алгоритм правописания. Чувствительные прилагательные. Доброта мягкого знака. Суровость твердого знака.



Тематическое планирование


2 класс

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Чудо из чудес (3 ч)

1

Язык и речь – одно и то же? Как возник язык?

1

2

Какие языки есть на свете?

1

3

Защита проекта «Чудо из чудес»

1

Вначале было слово (3 ч)

4

Для чего придуманы словари? В.И.Даль.

1

5

Архаизмы, неологизмы, омонимы.

1

6

Синонимы и антонимы.

1

В мире звуков (6 ч)

7

Поиграем со звуками.

1

8

Транскрипция.

1

9

Слабые и сильные позиции звуков.

1

10

Тайна фонемы. Фонемные и нефонемные правила.

1

11

На сцене гласные!

1

12

«Опасные» согласные

1

Кто повелевает буквами? (5 ч)

13

Как человек научился писать? Пиктография.

1

14

Древнерусский алфавит.

1

15

Самая молодая буква современного русского языка.

1

16

Каллиграфия.

1

17

Конкурс «Грамотеи».

1


3 класс


п/п

Тема занятия

Кол-во часов

В гостях у частей речи (6 ч)

1

В гостях у частей речи. Все, что существует.

1

2

Прилагательное.

1

3

Глагол.

1

4

Вместо имени.

1

5

Служба частям речи.

1

6

Для чего нужна морфология?

1

Из чего состоят слова (6 ч)

7

Зрим в корень!

1

8

Окончание и основа.

1

9

Слово о префиксах.

1

10

Приставки-труженицы.

1

11

Говорящие суффиксы.

1

12

Интерфикс и постфикс. Слова замаскировались.

1

Где прячутся ошибки? ( 5 ч)

13

Орфограммы в стихах. Что нельзя проверить?

1

14

Этимология. Школа эйдетики.

1

15

Стоп! Перенос! Образ слова. Цепочка ассоциаций.

1

16

Предлоги и приставки. Пишем раздельно.

1

17

Конкурс «Что написано пером, не вырубишь топором»

1


4 класс


п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Предложение (6 ч )

1

Королевство предложений. Виды предложений.

1

2

Дружба слов. Кто здесь главный?

1

3

Дополнение.

1

4

Определение.

1

5

Обстоятельство.

1

6

Родня в предложении.

1

Пунктуация (5 ч)

7

Знаки препинания.

1

8

Обращение.

1

9

Как пишут письма?

1

10

Эксперты предложений.

1

11

Грамматическое исследование.

1

Путь к грамотности ( 6 ч)

12

Неутомимые глаголы. Спряжение глаголов.

1

13

Всезнающие существительные. Склонение существительных.

1

14

Великолепная шестерка падежей.

1

15

Алгоритм правописания. Чувствительные прилагательные.

1

16

Доброта мягкого знака.

1

17

Суровость твердого знака.

1





15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!