Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Родной язык (русский язык)», разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и является частью основной общеобразовательной программы начального общего образования МКОУ Витинская ОШ (далее ООП НОО МКОУ Витинская ОШ). Содержание рабочей программы разработано так же с учетом примерной основной общеобразовательной программы начального общего образования (fgosreestr.ru). Рабочая программа составлена на основе оригинального авторского курса «Путь к грамотности» авторы О.В. Олейник, Л.П. Кабанюк, Проектная деятельность: методика обучения. Проекты по русскому языку. 2-4 классы. М.: ВАКО, 2015.
В соответствии с учебным планом ООП НОО МКОУ Витинская ОШ учебный курс «Родной язык (русский язык)» входит в обязательную часть учебного плана и реализуется по 0,5 часа в неделю в 2-4 классах, за счет часов части, формируемой участниками образовательных отношений. Общий объём учебного времени во 2-4 классах по 17 ч. Всего на изучение учебного курса «Родной язык (русский язык)» отводится 51 ч.
Курс «Родной язык (русский язык)» в начальном общем образовании изучается с целью:
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
• развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формировать у младших школьников первоначальные представления о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формировать навыки культуры речи во всех её проявлениях, умения правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Важнейшей особенностью курса, представленной в данной программе, является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.
Вторую особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного (начиная со 2-го) класса формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников.
Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения: с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей реализуется деятельностный подход к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им.
Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля.
Данный материал можно использовать во внеклассной работе и как дополнительный материал при проведении уроков русского языка, при подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является не усвоение каких-то конкретных знаний и умений, а развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков.
Данный курс разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО, программами по русскому языку. Он позволяет закрепить и дополнить знания по следующим основным разделам:
во 2 классе - лексика, фонетика;
в 3 классе - графика, морфология, морфемика, орфография;
в 4 классе - синтаксис и пунктуация, морфология, орфография.
В числе прочих предусмотрены следующие формы работы: занимательные упражнения, дидактические игры, конкурсы, творческие задания, исследование (исследовательская работа), проект, аукцион, мозговой штурм, интеллектуальный тренинг, лингвистические посиделки. В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. Особенностью курса является использование фонетических языковых задачек:
Во 2 классе - фонетические (на основе русских народных сказок «Колобок», «Маша и Медведь» и др.);
В 3 классе - морфологические («Приключения Буратино» и др.);
В 4 классе - морфологические («Аленький цветочек», «Веселая ярмарка» ), орфографические («Мышка-норушка», «Заяц Хваста»), синтаксические («Русская изба», «Незнайка в Солнечном городе», «Новый год в Простоквашино».
Планируемые результаты освоения учебного предмета
2 класс
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
понимание значимости речи для процесса общения;
чувство гордости за родной язык;
потребность в освоении лексического богатства родного языка;
уважительное отношение к языку и его традициям;
осознание необходимости свободного владения языком для успешного общения;
навыки культурного поведения при общении.
Обучающийся получит возможность для формирования:
личностных качеств в процессе общения (внимание к собеседнику, терпение, использование вежливых слов и т. п.);
понимания культурной значимости орфографически верной письменной речи;
стремления к совершенствованию своей произносительной культуры;
интереса к топонимике родного края (к истории географических названий), к истории слов (в том числе и личных имён);
понимания изобразительных возможностей гласных и согласных звуков в речи, использовать эти возможности при создании собственных речевых произведений;
потребности обращения к справочной лингвистической литературе (орфографическому словарю) как непременное условие общей культуры;
уважительного отношения к семейным ценностям;
уважения к обычаям других народов и стран;
расширения своего кругозора путём знакомства с новыми географическими объектами, старинными городами, выдающимися людьми;
правил поведения при проведении дидактических игр в классе.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
овладевать всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане);
контролировать и оценивать свои действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий исследовательского характера, используя справочные материалы;
строить рассуждения.
Обучающийся получит возможность научиться:
пользоваться словарями, справочниками.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
слушать собеседника и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной, групповой и проектной работы.
Обучающийся получит возможность научиться:
Предметные результаты
Обучающийся научится:
осознавать слово как главное средство языка;
различать и характеризовать звуки русского языка;
использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочения слов и поиска нужной информации (в словарях и др.)
производить звукобуквенный анализ слов простой слоговой структуры;
соблюдать произносительные нормы в собственной речи;
применять правила правописания (в объеме содержания курса 2 класса);
определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;
осознавать признаки текста как более объёмного высказывания (несколько предложений, объединённых одной темой и связанных друг с другом).
Обучающийся получит возможность научиться:
осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением;
оценивать уместность использования слов в тексте;
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки.
3 класс
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
чувство гордости за свою Родину, российский народ;
осознание своей этнической и национальной принадлежности;
понимание практической значимости получаемых знаний по русскому языку;
навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми в ходе проектной работы;
умение конструктивно разрешать проблемные ситуации;
способность оценивать свои успехи в освоении языка.
Обучающийся получит возможность для формирования:
эффективного общения с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации в коллективе и обществе;
своих коммуникативных и литературно-творческих способностей;
совершенствования своей речи и общей культуры.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
понимать цели и задачи учебной деятельности;
высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
находить ответы на проблемные вопросы;
оценивать самостоятельно свои достижения или промахи.
Обучающийся получит возможность научиться:
определять цель и дидактическую значимость предлагаемых учебных заданий;
делать самостоятельные выводы;
находить выход из проблемных ситуаций.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
пользоваться знаково-символическими средствами в учебных целях (схема речевого общения, рисунок — схема состава слова, рисунок — схема частей речи);
пользоваться справочной литературой (словарями).
Обучающийся получит возможность научиться:
развивать логическое мышление при сравнении различных языковых единиц (слово, словосочетание, предложение; корневые и аффиксальные морфемы; главные и второстепенные члены предложения и др.) и при классификации языковых единиц по различным критериям.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
признавать существование различных точек зрения, высказывать собственное мнение;
оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной и групповой работы.
Обучающийся получит возможность научиться:
выступать в разных ролевых функциях (учитель — ученик), предусмотренных заданиями;
развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
определять с помощью словаря значения многозначного слова и объяснять связь между ними;
устанавливать связь между словами в предложении, вычленять из предложения словосочетания;
различать типы орфограмм (по отношению к фонеме, по позиции, по положению в составе слова и по отношению к закону письма);
проверять орфограммы слабых и сильных позиций.
Обучающийся получит возможность научиться:
подбирать к слову синонимы и антонимы;
выбирать наиболее подходящее слово из предложенных для решения коммуникативной задачи;
соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
замечать случаи возможного возникновения орфоэпической ошибки;
составлять собственные задания на изученные орфограммы, работая в позиции учителя;
применять алгоритм проведения грамматической игры;
овладевать целостным представлением о проекте на языковом материале;
выявлять с помощью умственных и практических действий сходства и отличия различных частей речи, определять их роль;
производить морфемный разбор слов.
4 класс
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
уважительное отношение к своей стране, её людям, родному языку;
интерес к изучению родного языка;
стремление применять полученные знания в практике речевого общения;
духовно-нравственные ценности, заложенные в языке и выражаемые с помощью языка; зависимость культурного уровня человека от степени его владения языком;
доброжелательное отношение к собеседникам;
уважение чужого мнения.
Выпускник получит возможность для формирования:
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Выпускник научится:
систематизировать и обобщать полученные знания;
оценивать свои успехи в учебной деятельности;
контролировать и корректировать свои действия;
ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность своих действий.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать результаты, сравнивать их с поставленной целью;
определять цель и дидактическую значимость предлагаемых учебных заданий в ходе исследовательской работы;
находить выход из проблемных ситуаций.
Познавательные УУД:
Выпускник научится:
развивать логическое мышление при сравнении различных языковых единиц (слово, словосочетание, предложение; корневые и аффиксальные морфемы; главные и второстепенные члены предложения и др.) и при классификации языковых единиц по различным критериям.
Выпускник получит возможность научиться:
работать со справочной лингвистической литературой;
работать со знаково-символической формой представления учебного материала.
Коммуникативные УУД:
Выпускник научится:
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
признавать существование различных точек зрения, высказывать собственное мнение;
оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной и групповой работы;
работать в паре, в группе, соблюдая определённые правила совместной работы.
Выпускник получит возможность научиться:
Предметные результаты
Выпускник научится:
произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;
создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.
понимать то, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
формировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека
владеть представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
владеть учебными действиями с языковыми единицами и уметь использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
выявлять с помощью умственных и практических действий сходство и отличие различных видов предложений;
анализировать состав и структуру предложения;
производить синтаксический разбор предложения;
выделять в речи и на письме обращения, следовать нормам написания письма;
объяснять назначение и роль падежей;
находить и анализировать информацию в справочной литературе;
характеризовать качества человека с помощью различных признаков имени прилагательного;
писать резюме по шаблон;
обобщать информацию и применять на практике знания.
Содержание учебного предмета.
2 класс
Чудо из чудес
Язык и речь – одно и то же? Как возник язык? Игровой приём «Незабудка». Язык как средство общения. Пословицы о речи. Представление о языке и речи. Какие языки есть на свете? Эксперимент «Необычное чтение». Вавилонская башня. Три языковые ветви. Защита проекта «Чудо из чудес». Наши первые слова. Школа в Древней Руси. Первый русский букварь.
Вначале было слово
Для чего придуманы словари? В.И.Даль. Архаизмы, неологизмы, омонимы. Синонимы и антонимы.
В мире звуков
Поиграем со звуками. Транскрипция. Слабые и сильные позиции звуков. Тайна фонемы. Фонемные и нефонемные правила. На сцене гласные! «Опасные» согласные
Кто повелевает буквами?
Как человек научился писать? Пиктография. Древнерусский алфавит. Самая молодая буква современного русского языка. Каллиграфия. Конкурс «Грамотеи».
3 класс
В гостях у частей речи
В гостях у частей речи. Все, что существует. Прилагательное. Глагол. Вместо имени. Служба частям речи. Для чего нужна морфология?
Из чего состоят слова
Зрим в корень! Окончание и основа. Слово о префиксах. Приставки-труженицы. Говорящие суффиксы. Интерфикс и постфикс. Слова замаскировались.
Где прячутся ошибки?
Орфограммы в стихах. Что нельзя проверить? Этимология. Школа эйдетики. Стоп! Перенос! Образ слова. Цепочка ассоциаций. Предлоги и приставки. Пишем раздельно. Конкурс «Что написано пером, не вырубишь топором»
4 класс
Предложение
Королевство предложений. Виды предложений. Дружба слов. Кто здесь главный? Дополнение. Определение. Обстоятельство. Родня в предложении.
Пунктуация
Знаки препинания. Обращение. Как пишут письма? Эксперты предложений. Грамматическое исследование.
Путь к грамотности
Неутомимые глаголы. Спряжение глаголов. Всезнающие существительные. Склонение существительных. Великолепная шестерка падежей. Алгоритм правописания. Чувствительные прилагательные. Доброта мягкого знака. Суровость твердого знака.
Тематическое планирование
2 класс
№п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
Чудо из чудес (3 ч) |
1 | Язык и речь – одно и то же? Как возник язык? | 1 |
2 | Какие языки есть на свете? | 1 |
3 | Защита проекта «Чудо из чудес» | 1 |
Вначале было слово (3 ч) |
4 | Для чего придуманы словари? В.И.Даль. | 1 |
5 | Архаизмы, неологизмы, омонимы. | 1 |
6 | Синонимы и антонимы. | 1 |
В мире звуков (6 ч) |
7 | Поиграем со звуками. | 1 |
8 | Транскрипция. | 1 |
9 | Слабые и сильные позиции звуков. | 1 |
10 | Тайна фонемы. Фонемные и нефонемные правила. | 1 |
11 | На сцене гласные! | 1 |
12 | «Опасные» согласные | 1 |
Кто повелевает буквами? (5 ч) |
13 | Как человек научился писать? Пиктография. | 1 |
14 | Древнерусский алфавит. | 1 |
15 | Самая молодая буква современного русского языка. | 1 |
16 | Каллиграфия. | 1 |
17 | Конкурс «Грамотеи». | 1 |
3 класс
№п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
В гостях у частей речи (6 ч) |
1 | В гостях у частей речи. Все, что существует. | 1 |
2 | Прилагательное. | 1 |
3 | Глагол. | 1 |
4 | Вместо имени. | 1 |
5 | Служба частям речи. | 1 |
6 | Для чего нужна морфология? | 1 |
Из чего состоят слова (6 ч) |
7 | Зрим в корень! | 1 |
8 | Окончание и основа. | 1 |
9 | Слово о префиксах. | 1 |
10 | Приставки-труженицы. | 1 |
11 | Говорящие суффиксы. | 1 |
12 | Интерфикс и постфикс. Слова замаскировались. | 1 |
Где прячутся ошибки? ( 5 ч) |
13 | Орфограммы в стихах. Что нельзя проверить? | 1 |
14 | Этимология. Школа эйдетики. | 1 |
15 | Стоп! Перенос! Образ слова. Цепочка ассоциаций. | 1 |
16 | Предлоги и приставки. Пишем раздельно. | 1 |
17 | Конкурс «Что написано пером, не вырубишь топором» | 1 |
4 класс
№п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
Предложение (6 ч ) |
1 | Королевство предложений. Виды предложений. | 1 |
2 | Дружба слов. Кто здесь главный? | 1 |
3 | Дополнение. | 1 |
4 | Определение. | 1 |
5 | Обстоятельство. | 1 |
6 | Родня в предложении. | 1 |
Пунктуация (5 ч) |
7 | Знаки препинания. | 1 |
8 | Обращение. | 1 |
9 | Как пишут письма? | 1 |
10 | Эксперты предложений. | 1 |
11 | Грамматическое исследование. | 1 |
Путь к грамотности ( 6 ч) |
12 | Неутомимые глаголы. Спряжение глаголов. | 1 |
13 | Всезнающие существительные. Склонение существительных. | 1 |
14 | Великолепная шестерка падежей. | 1 |
15 | Алгоритм правописания. Чувствительные прилагательные. | 1 |
16 | Доброта мягкого знака. | 1 |
17 | Суровость твердого знака. | 1 |
15