МКОУ «Возовская средняя общеобразовательная школа»
Поныровского района Курской области
Рассмотрено МО учителей начальных классов Протокол № __ от ________2020 г Руководитель МО ____________/ Кудинова И.И. | Согласовано Зам. директора по УВР ____________/Болотина Т.Г., «____» ____________ 2020 г. | Утверждаю Директор школы ___________/Золотухин Д.А. Приказ № _________ от «___» ________ 2020 г. |
Рабочая программа по предмету
«Родной (русский) язык»
3 класс
Разработала:
Кудинова Ирина Ивановна,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
Возы
- 2020 -
Нормативно-правовая база
Рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» составлена на основе нормативных документов:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
Федеральный закон от 03августа.2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576);
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю) 34 учебные недели в 3 классе.
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования авторского коллектива: О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая, С.И. Богданов, Е.И. Казакова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова, Рябинина Л. А., О.В. Соколова
УМК авторского коллектива: О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая, С.И. Богданов, Е.И. Казакова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова, Рябинина Л. А., О.В. Соколова
Учебник: Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И. Русский родной язык. 3 класс. Учебное пособие.- М.: Просвещение. 2019.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Русский язык: прошлое и настоящее
Ученик научится
- распознавать слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим);
- распознавать слова, называющие природные явления и растения (образные названия ветра, дождя, снега; названия растений);
- распознавать слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (ямщик, извозчик, коробейник, лавочник);
- распознавать слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (балалайка, гусли, гармонь);
- понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
- различать эпитеты, сравнения;
- использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения слова;
- понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами
Ученик получит возможность научиться:
- употреблять фразеологические обороты, отражающие русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта в современных ситуациях речевого общения;
- употреблять в современных ситуациях речевого общения пословицы, поговорки, крылатые выражения
Язык в действии
Ученик научится
- произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного)
- осознавать смыслоразличительную роль ударения;
- различать по суффиксам различные оттенки значения слов;
-владеть нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных (родительный падеж множественного числа слов);
- владеть нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением);
- различать существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа
Ученик получит возможность научиться:
- выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже;
- редактировать письменный текст с целью исправления грамматических и орфографических ошибок
Секреты речи и текста
Ученик научится
- строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;
- использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
- соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста;
- создавать тексты-рассуждения с использованием различных способов аргументации;
-создавать тексты-повествования (заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами);
Ученик получит возможность научиться:
- оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
-давать оценку невежливому речевому поведению.
-использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
-знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка);
-пользоваться основными способами правки текста.
- редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы;
-анализировать типичную структуру рассказа.
Содержание курса
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (13 часов)
Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).
Слова, называющие природные явления и растения (образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).
Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (балалайка, гусли, гармонь).
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.
Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).
Раздел 2. Язык в действии (10 часов)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).
Специфика грамматических категорий русского языка (категории рода, падежа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных. Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных (родительный падеж множественного числа слов) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).
Совершенствование навыков орфографического оформления текста.
Раздел 3. Секреты речи и текста (11 часов)
Особенности устного выступления.
Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.
Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).
Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).
Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.п.).
Тематическое планирование
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ | Тема | По рабочей программе |
Кол-во часов | Кол-во к.р. | Проекты |
I | Русский язык: прошлое и настоящее | 21 ч | 1 | 2 |
II | Язык в действии | 8 ч | 1 | |
III | Секреты речи и текста | 5 ч | 1 | |
| Итого: | 34 ч | 3 | 2 |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Дата план | Дата факт | Тема | Учебно-методическое обеспечение | д/з | Примечание |
| | | Русский язык: прошлое и настоящее (21 ч) | | | |
1 | 3.09 | | Пословицы, поговорки в современной ситуации речевого общения. | У.с.4-8 | c.5 №3 | |
2 | 10.09 | | Где путь прямой, там не езди по кривой. | У.с.8-11 | с.11 №7 | |
3 | 17.09 | | Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми. | У.с.11-13 | с.13 №2 | |
4 | 24.09 | | Кто друг прямой, тот брат родной. | У.с.14-17 | с.14 №5 | |
5 | 1.10 | | Слова, называющие природные явления. Образные названия солнышка, дождя. | У.с.17-20 | с.20 №4 | |
6 | 8.10 | | Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. | У.с.20-26 | с.25 №10 | |
7 | 15.10 | | Образные названия мороза, вьюги. | У.с.26-29 | с.28 №4 | |
8 | 22.10 | | Сошлись два друга - мороз да вьюга. | У.с. 29-34 | с.30 №7 | |
9 | 5.11 | | Образные названия ветра. | У.с.34-37 | с.37 №4 | |
10 | 12.11 | | Ветер без крыльев летает. | У.с.37-40 | с.40 №7 | |
11 | 19.11 | | Образные названия растений. | У.с.40-43 | с.43 №4 | |
12 | 26.11 | | Какой лес без чудес. | У.с.43-49 | с.46 №9 | |
13 | 3.12 | | Слова, называющие занятия людей (ямщик, извозчик, коробейник, лавочник). | У.с.50-53 | с.53 №3 | |
14 | 10.12 | | Дело мастера боится. | У.с.53-58 | с.57 №8 | |
15 | 17.12 | | Слова, называющие музыкальные инструменты (балалайка, гусли, гармонь). | У.с.59-62 | с.60 №3 | |
16 | 24.12 | | Заиграйте, мои гусли… | У.с.62-67 | с.66 №8 | |
17 | 14.01 | | Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий. | У.с.67-72 | с.71 №4 | |
18 | 21.01 | | Что ни город, то норов. | У.с.72-77 | с.77 №9 | |
19 | 28.01 | | Эпитеты и сравнения. Списывание отрывка фольклорного текста с творческим заданием. | У.с.78-82 | с.78 №2 | |
20 | 4.02 | | У земли ясно солнце, у человека - слово. | У.с.82-87 | с.82 №8 | |
21 | 11.02 | | Контрольная работа по разделу «Русский язык: прошлое и настоящее» | | | |
| | | Язык в действии (10 ч) | | | |
22 | 18.02 | | Как правильно произносить слова. | У.с.88-93 | с.91 №4 | |
23 | 25.02 | | Для чего нужны суффиксы. Многообразие суффиксов как специфика русского языка | У.с.93-96 | с.96 №9 | |
24 | 4.03 | | Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке. | У.с.96-99 | с.98 №3 | |
25 | 11.03 | | Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам. | У.с.99-104 | с.103 №8 | |
26 | 18.03 | | Как изменяются имена существительные во множественном числе? | У.с.104-108 | с.107 №6 | |
27 | 1.04 | | Как изменяются имена существительные во множественном числе? | У.с.108-110 | с.109 №12 | |
28 | 8.04 | | Нормы правильного и точного употребления предлогов | У.с.111-117 | с.115 №6 | |
29 | 15.04 | | Контрольная работа по разделу "Язык в действии" | | | |
| | | Секреты речи и текста (11 ч) | | | |
30 | 22.04 | | Типы текста. Текст - рассуждение | У.с.118-124 | с.123 №7 | |
31 | 29.04 | | Учимся редактировать тексты. | У.с.124-133 | с.127 №3 | |
32 | 6.05 | | Текст – повествование. Структура текста. | У.с.134-142 | с.140 №3 | |
33 | 13.05 | | Контрольная работа по разделу "Секреты речи и текста" | | | |
34 | 20.05 | | Итоговый урок | | | |