СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Родной (русский) язык" для 11 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В материале представлена рабочая программа по учебному предмету "Родной (русский) язык" для 11 класса, который в 2021-2022 учебном году перешёл на обучение по ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Родной (русский) язык" для 11 класса»

Пояснительная записка к рабочей программе по предмету «Родной (русский) язык», 11 класс


Рабочая программа по родному (русскому) языку для 10-11 классов составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1897 от 17.12.2010г

  2. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (статья 47 п.5).

  3. Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2018-2019 учебный год.

Согласно учебному плану программа рассчитана на 17 часов в год (0,5 часа в неделю) в 10 классе и 17 часов в 11 классе (0,5 часа в неделю).

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы.

Место предмета «Родной язык» в базисном учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение родного (русского) языка в 10 классе – 17 часов, 11 класс-17 часов, что соответствует учебному плану школы.

Главная цель данного курса — воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как духовной ценности, средству общения; развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса; формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, расширение лингвистического кругозора учащихся за счёт изучения художественных произведений; постижение языковых способов создания художественного мира произведений; овладение языком как средством выражения собственных мыслей и чувств, совершенствование практических, коммуникативных навыков и умений.


Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Родной (русский) язык»


Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях — личностном, метапредметном и предметном.

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.


Содержание учебного предмета «Русский родной язык»

11 класс (в 2021-2022 учебном году - 33 ч.)

Раздел 1. Язык и культура (1 ч.)

Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа. Функции языка.

Раздел 2. Культура речи (8 ч.)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Паронимы. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.

Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежа.

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.

Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (12 ч.)

Язык и речь. Виды речевой деятельности.

Текст как единица языка и речи.

Признаки текста. Абзац. Строение текста. Виды и средства связи предложений в тексте.

Типы речи и их особенности. Повествование. Описание. Рассуждение.

Виды преобразования текстов: план, тезисы, выписки, конспект, реферат, аннотация.

Части речи и особенности их употребления в различных текстах.

Раздел 4. Функциональные разновидности языка (12 ч.)

Разговорная речь и её особенности.

Официально-деловой стиль и его разновидности. Заявление. Доверенность. Расписка. Объяснительная. Деловое письмо.

Научный и учебно-научный стиль. Признаки научного стиля речи.

Публицистический стиль и его жанры. Очерк и его разновидности (путевой, портретный, проблемный). Доклад. Дискуссия. Устное выступление.

Язык художественной литературы. Тропы и фигуры речи. Средства художественной выразительности и их роль в тексте.


Тематическое планирование учебного предмета «Родной русский язык», 11 класс на 2021-2022 учебный год

В связи с тем, что на изучение предметов «Родной русский язык» и «Родная русская литература» на уровне среднего общего образования (10-11 класс) учебным планом МБОУ СОШ № 24 выделено по 34 часа, методическим советом ОО (протокол № 1 от 30.08.2020 г.) принято решение в 10 классе вести учебный предмет «Родная русская литература» (1 раз в неделю), а в 11 классе 1 раз в неделю - учебный предмет «Родной русский язык».

Таким образом, в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 24 на 2021-2022 учебный год, календарным учебным графиком и с учётом праздничных дней на изучение предмета «Родной русский язык» в 11 классе отводится 33 часа.


п/п

Раздел программы

Кол-во часов

1.

Язык и культура.

1 ч.

2.

Культура речи.

8 ч.

3.

Речь. Речевая деятельность. Текст.

12 ч.

4.

Функциональные разновидности языка

12 ч.

Итого


33 ч.











Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Родной русский язык», 11 класс, 2021-2022 учебный год

п/п

Дата

Тема

Кол-во часов



1 четверть


1.

01.09.

Язык и культура. Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа. Функции языка.

1

2.

08.09

Культура речи. Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения.

1

3.

15.09

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Паронимы. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.

1

4.

22.09

Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.

1

5.

29.09

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки.

1

6.

06.10

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.

1

7.

13.10

Типичные ошибки в построении сложных предложений.

1

8.

20.10

Обобщение изученного по теме «Культура речи». Контрольная работа № 1.

1

9.

27.10

Практикум «Культура речи»

1



2 четверть


10.

10.11

Речь. Речевая деятельность. Текст. Виды речевой деятельности.

1

11.

17.11

Текст как единица языка и речи. Признаки текста. Абзац.

1

12.

24.11

Строение текста. Виды и средства связи предложений в тексте.


1

13.

01.12

Практикум по теме «Виды и средства связи предложений в тексте».

1

14.

08.12

Типы речи и их особенности. Повествование как тип речи.

1

15.

15.12

Описание как тип речи.

1

16.

22.12

Рассуждение как тип речи.

1



3 четверть


17.

12.01

Виды преобразования текстов: план, тезисы, выписки, конспект.


1

18.

19.01

Виды преобразования текстов: реферат, аннотация.


1

19.

26.01

Части речи и особенности их употребления в различных текстах.

1

20.

02.02

Части речи и особенности их употребления в различных текстах.

Практикум «Комплексный анализ текста».

1

21.

09.02

Контрольная работа № 2 по теме «Текст и его строение».

1

22.

16.02

Функциональные разновидности языка. Разговорная речь и её особенности.

1

23.

02.03

Официально-деловой стиль и его разновидности. Заявление. Доверенность. Расписка.


1

24.

09.03

Официально-деловой стиль и его разновидности. Объяснительная. Деловое письмо.

1

25.

16.03

Научный и учебно-научный стиль. Признаки научного стиля речи.


1



4 четверть


26.

30.03.

Публицистический стиль и его жанры. Очерк и его разновидности (путевой, портретный, проблемный).

1

27.

06.04

Публицистический стиль и его жанры. Доклад. Дискуссия. Устное выступление.

1

28.

13.04

Язык художественной литературы. Тропы.

1

29.

20.04

Язык художественной литературы. Фигуры речи.

1

30.

27.04

Практикум по теме «Средства художественной выразительности и их роль в тексте».

1

31.

04.05

Обобщение изученного по теме «Функциональные разновидности языка».

Практикум «Комплексный анализ текста».

1

32.

11.05

Контрольная работа № 3 по теме «Функциональные разновидности языка».


1

33.

18.05

Учебная дискуссия на тему «Зачем изучать родной язык?» Подведение итогов курса.

1



НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО РУССКОМУ РОДНОМУ ЯЗЫКУ

1. Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом

Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.



2. Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.


3. Оценка тестовых работ

«5» - 85% - 100 % верных ответов

«4» - 70% - 84% верных ответов

«3» - 50% - 69% верных ответов

«2» - менее 50% верных ответов




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!