СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету «Родной (русский) язык » для 11 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету «Родной (русский) язык »  для 11 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету «Родной (русский) язык » для 11 класса»

Аннотация к рабочей программе по предмету «Родной (русский) язык » для 11 класса



Название курса

«Родной (русский) язык »

Класс

11

Количество часов

34

Составитель


Реализуемый УМК

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10—11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений, базовый уровень. М.: Дрофа, 2016.


Цель курса

Цель данного курса - рассмотрение  художественного произведения как феномена словесного искусства в единстве его формы и содержания. Курс направлен на то, чтобы искусственно разведенные стороны- и план содержания, и план выражения, неделимые в эстетически организованном пространстве художественного текста, при его изучении объединить ,привить учащимся навыки комплексного анализа.


Срок реализации

программы

1 год

Место учебного предмета

в учебном плане

базовый уровень: 34часа (1 часа в неделю)

Результаты освоения

учебного предмета

(требования к

выпускнику)

 Личностные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с группой личностных результатов и раскрывают и детализируют основные направленности этих результатов. Оценка достижения этой группы планируемых результатов ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации.


Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с подгруппами универсальных учебных действий, раскрывают и детализируют основные направленности метапредметных результатов.

Предметные результаты обучения изучения предметной области «Родной язык» (русский):

1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;

3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;

4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязей его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;

5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;

6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

9) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно- эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры.

Выпускник научится:
  • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

  • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

  • участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

  • создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

  • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

  • использовать знание алфавита при поиске информации;

  • различать значимые и незначимые единицы языка;

  • проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;

  • классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;

  • членить слова на слоги и правильно их переносить;

  • определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;

  • опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;

  • проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;

  • проводить лексический анализ слова;

  • опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);

  • опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;

  • проводить морфологический анализ слова;

  • применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;

  • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

  • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;

  • находить грамматическую основу предложения;

  • распознавать главные и второстепенные члены предложения;

  • опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;

  • проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;

  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

  • опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ;

  • опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;

  • использовать орфографические словари.

Выпускник получит возможность научиться:
  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

  • опознавать различные выразительные средства языка;

  • писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;

  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

  • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;

  • использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;

  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

               



Структура курса

Русский язык и разновидности его употребления с исторической точки зрения- 2ч.

Текст и его строение -10ч.

Структура словесного произведения -3ч.

Художественный текст и его признаки -3ч.

Жанровая характеристика художественного текста- 4ч..

Выразительное чтение художественного текста как этап его интерпретации- 2ч.

Методы и приемы анализа художественного текста 3ч.

Формы художественной речи -2ч.

Идейно-художественный уровень текста и его анализ - 5ч.


































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Рабочая программа «Родной русский язык» для 11класса составлена на основе учебно-методического комплекса Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М. Русский язык. 10—11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений базового уровня, М.: Дрофа, 2016.

     Рабочая программа «Родной русский язык» представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; тематический план; основное содержание  учебного предмета. Содержание программы состоит из 9  блоков, обеспечивающих в совокупности углубленное изучение русского языка как родного в аспекте формирования лингвистической, языковой, коммуникативной и культурологической компетенции учащихся.

         Рабочая программа «Родной русский язык» для 11 класса рассчитана на 34 часа (из расчёта 1 учебного часа в неделю).

    Словесность как школьный предмет вводится на этапе обучения в 11 классе, т.к. этот курс имеет обобщающий и систематизирующий характер, объединяя знания о функциональной  стороне языка с усвоением теории литературы.

В 11-ом классе необходимо изучать конкретные произведения словесности как художественные тексты в их родовой, видовой, композиционно-стилистической и идейно- образной специфике.

Планируемые результаты

1. Личностные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с группой личностных результатов и раскрывают и детализируют основные направленности этих результатов. Оценка достижения этой группы планируемых результатов ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации.

2.Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с подгруппами универсальных учебных действий, раскрывают и детализируют основные направленности метапредметных результатов.


3.Предметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с группами результатов учебных предметов, раскрывают и детализируют их.


Выпускник научится:
  • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;

  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;

  • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;

  • участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

  • создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;

  • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;

  • использовать знание алфавита при поиске информации;

  • различать значимые и незначимые единицы языка;

  • проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;

  • классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;

  • членить слова на слоги и правильно их переносить;

  • определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;

  • опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;

  • проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;

  • проводить лексический анализ слова;

  • опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);

  • опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;

  • проводить морфологический анализ слова;

  • применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;

  • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);

  • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;

  • находить грамматическую основу предложения;

  • распознавать главные и второстепенные члены предложения;

  • опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;

  • проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;

  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

  • опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ;

  • опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;

  • использовать орфографические словари.

Выпускник получит возможность научиться:
  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;

  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

  • опознавать различные выразительные средства языка;

  • писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;

  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

  • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;

  • использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;

  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

               


                         СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Русский язык  и разновидности его употребления с исторической точки зрения.

Стили речи. Научный стиль. Основные признаки научного стиля.

Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля.

Публицистический стиль. Основные признаки. Лексические, синтаксические особенности.

Эмоциональные средства выразительности в публицистическом стиле.

Жанры публицистического стиля речи. Путевой очерк.

Портретный очерк.

Проблемный очерк. Устные выступления.

Дискуссия.

Дискуссия на тему «Почему нужно быть ответственным и трудолюбивым человеком».

Официально- деловой стиль.

Заявление, автобиография, доверенность.

Разговорный стиль речи.

Составление микротекста  (в основе лексика, характерная для разговорного стиля).

Художественный стиль.

Анализ художественного текста.

Текст и его строение.

Тема и идея. Структура словесного произведения. Понятие сюжета.

Композиция произведения.

Работа над определением темы и идеи.

Структура словесного произведения. Понятие сюжета.

Композиция произведения.

Фабула.

Словесный ряд, детали.

Художественный текст и его признаки. Индивидуальность, интертекстуальность.

Образность, диалогичность,  риторичность. Антропоцентризм художественного текста.

Смысловая структура художественного текста.

Драматические жанры.

Лирические жанры.

Обобщение по теме «Жанровая характеристика художественного текста».

Выразительное чтение. Конкурс чтецов.

Методы и приемы анализа художественного текста.

Герменевтический комментарий.

Стилистический эксперимент.

Семантический, сопоставительно- стилистический метод описания.

Родожанровые особенности художественной речи в эпических, драматических и лирических произведениях.

Формы художественной речи. Прозаическая, стихотворная речь, промежуточные формы.

Идейно– художественный уровень текста и его анализ.

Основное содержание литературного произведения. Основной, эмоциональный тон. Проблематика. Авторская позиция.

Урок- практикум по теме «Аспекты анализа художественного текста».

Структурно-композиционный уровень текста и его анализ.

Урок-практикум по теме «Комплексный анализ художественного текста».



Тематическое планирование

Русский язык и разновидности его употребления с исторической точки зрения- 2ч.

Текст и его строение -10ч.

Структура словесного произведения -3ч.

Художественный текст и его признаки -3ч.

Жанровая характеристика художественного текста- 4ч..

Выразительное чтение художественного текста как этап его интерпретации- 2ч.

Методы и приемы анализа художественного текста 3ч.

Формы художественной речи -2ч.

Идейно-художественный уровень текста и его анализ - 5ч.

Итого: 34 часа



















                               ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование  разделов и тем

              Количество часов



Всего

1

Русский язык  и разновидности его употребления с исторической точки зрения.

1

2

Стили речи. Научный стиль. Основные признаки научного стиля.

Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля.

1







3

Публицистический стиль. Основные признаки. Лексические, синтаксические особенности.

Эмоциональные средства выразительности в публицистическом стиле.

1

4

Жанры публицистического стиля речи. Путевой очерк.

1

5

Портретный очерк.

1

6

Проблемный очерк. Устные выступления.

1

7

Дискуссия.

Дискуссия на тему «Почему нужно быть ответственным и трудолюбивым человеком.»

1

8

Официально- деловой стиль.

Заявление, автобиография, доверенность.

1

9

Разговорный стиль речи.

Составление микротекста  (в основе лексика, характерная для разговорного стиля.)

1

10

Художественный стиль.

Анализ художественного текста.


11

Анализ художественного текста.

1


ТЕКСТ И ЕГО СТРОЕНИЕ.


12

Текст и его строение.

Тема и идея.

Работа над определением темы и идеи.

1

 

СТРУКТУРА СЛОВЕСНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.


13

Структура словесного произведения. Понятие сюжета.

Композиция произведения.

1

14

Фабула.

Словесный ряд, детали.

1

15

Проверочная работа по теме  « Текст и его строение».

1


ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ И ЕГО ПРИЗНАКИ


16

Художественный текст и его признаки. Индивидуальность, интертекстуальность.

1

17

Образность, диалогичность,  риторичность. Антропоцентризм художественного текста.

1

18

Смысловая структура художественного текста.

1


ЖАНРОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА


19

Жанровая характеристика художественного текста.

Эпические жанры

1

20

Драматические жанры

1

21

Лирические жанры

1

22

Обобщение по теме «Жанровая характеристика художественного текста»

1


ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА


23

Выразительное чтение художественного текста, как этап его интерпретации

Выразительное произношение художественного текста

1

24

Выразительное чтение. Конкурс чтецов.

1


МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА


25

Методы и приемы анализа художественного текста.

Герменевтический комментарий

1

26

Стилистический эксперимент  

1

27

Семантический, сопоставительно- стилистический метод описания.

1


ФОРМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ


28

Родожанровые особенности художественной речи в эпических, драматических и лирических произведениях

1

29

Формы художественной речи. Прозаическая, стихотворная речь, промежуточные формы

1


АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА


30

Идейно– художественный уровень текста и его анализ.

Основное содержание литературного произведения. Основной, эмоциональный тон. Проблематика. Авторская позиция.

1

31

Урок- практикум по теме «Аспекты анализа художественного текста.»

1

32

Структурно-композиционный уровень текста и его анализ.

1

33

Урок-практикум по теме «Комплексный анализ художественного текста».

1

34

Урок-практикум по теме «Комплексный анализ художественного текста».

1



 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!