Аннотация к рабочей программе по предмету «Родной (русский) язык » для 11 класса
Название курса | «Родной (русский) язык » |
Класс | 11 |
Количество часов | 34 |
Составитель | |
Реализуемый УМК | Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10—11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений, базовый уровень. М.: Дрофа, 2016. |
Цель курса | Цель данного курса - рассмотрение художественного произведения как феномена словесного искусства в единстве его формы и содержания. Курс направлен на то, чтобы искусственно разведенные стороны- и план содержания, и план выражения, неделимые в эстетически организованном пространстве художественного текста, при его изучении объединить ,привить учащимся навыки комплексного анализа. |
Срок реализации программы | 1 год |
Место учебного предмета в учебном плане | базовый уровень: 34часа (1 часа в неделю) |
Результаты освоения учебного предмета (требования к выпускнику) | Личностные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с группой личностных результатов и раскрывают и детализируют основные направленности этих результатов. Оценка достижения этой группы планируемых результатов ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с подгруппами универсальных учебных действий, раскрывают и детализируют основные направленности метапредметных результатов. Предметные результаты обучения изучения предметной области «Родной язык» (русский): 1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; 2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования; 3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка; 4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязей его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка; 5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста; 6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения; 7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию; 8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность. 9) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно- эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры. Выпускник научится: владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала; владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка; адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка; участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка; использовать знание алфавита при поиске информации; различать значимые и незначимые единицы языка; проводить фонетический и орфоэпический анализ слова; классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава; членить слова на слоги и правильно их переносить; определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами; опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав; проводить морфемный и словообразовательный анализ слов; проводить лексический анализ слова; опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение); опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия; проводить морфологический анализ слова; применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов; опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст); анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей; находить грамматическую основу предложения; распознавать главные и второстепенные члены предложения; опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры; проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения; соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи; опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ; опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении; использовать орфографические словари. Выпускник получит возможность научиться: анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; опознавать различные выразительные средства языка; писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта; характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда; использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова; самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. |
Структура курса | Русский язык и разновидности его употребления с исторической точки зрения- 2ч. Текст и его строение -10ч. Структура словесного произведения -3ч. Художественный текст и его признаки -3ч. Жанровая характеристика художественного текста- 4ч.. Выразительное чтение художественного текста как этап его интерпретации- 2ч. Методы и приемы анализа художественного текста 3ч. Формы художественной речи -2ч. Идейно-художественный уровень текста и его анализ - 5ч. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Родной русский язык» для 11класса составлена на основе учебно-методического комплекса Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М. Русский язык. 10—11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений базового уровня, М.: Дрофа, 2016.
Рабочая программа «Родной русский язык» представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; тематический план; основное содержание учебного предмета. Содержание программы состоит из 9 блоков, обеспечивающих в совокупности углубленное изучение русского языка как родного в аспекте формирования лингвистической, языковой, коммуникативной и культурологической компетенции учащихся.
Рабочая программа «Родной русский язык» для 11 класса рассчитана на 34 часа (из расчёта 1 учебного часа в неделю).
Словесность как школьный предмет вводится на этапе обучения в 11 классе, т.к. этот курс имеет обобщающий и систематизирующий характер, объединяя знания о функциональной стороне языка с усвоением теории литературы.
В 11-ом классе необходимо изучать конкретные произведения словесности как художественные тексты в их родовой, видовой, композиционно-стилистической и идейно- образной специфике.
Планируемые результаты
1. Личностные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с группой личностных результатов и раскрывают и детализируют основные направленности этих результатов. Оценка достижения этой группы планируемых результатов ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации.
2.Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с подгруппами универсальных учебных действий, раскрывают и детализируют основные направленности метапредметных результатов.
3.Предметные результаты освоения основной образовательной программы представлены в соответствии с группами результатов учебных предметов, раскрывают и детализируют их.
Выпускник научится:
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
использовать знание алфавита при поиске информации;
различать значимые и незначимые единицы языка;
проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
членить слова на слоги и правильно их переносить;
определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
проводить лексический анализ слова;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
проводить морфологический анализ слова;
применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
находить грамматическую основу предложения;
распознавать главные и второстепенные члены предложения;
опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания ;
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
использовать орфографические словари.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Русский язык и разновидности его употребления с исторической точки зрения.
Стили речи. Научный стиль. Основные признаки научного стиля.
Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля.
Публицистический стиль. Основные признаки. Лексические, синтаксические особенности.
Эмоциональные средства выразительности в публицистическом стиле.
Жанры публицистического стиля речи. Путевой очерк.
Портретный очерк.
Проблемный очерк. Устные выступления.
Дискуссия.
Дискуссия на тему «Почему нужно быть ответственным и трудолюбивым человеком».
Официально- деловой стиль.
Заявление, автобиография, доверенность.
Разговорный стиль речи.
Составление микротекста (в основе лексика, характерная для разговорного стиля).
Художественный стиль.
Анализ художественного текста.
Текст и его строение.
Тема и идея. Структура словесного произведения. Понятие сюжета.
Композиция произведения.
Работа над определением темы и идеи.
Структура словесного произведения. Понятие сюжета.
Композиция произведения.
Фабула.
Словесный ряд, детали.
Художественный текст и его признаки. Индивидуальность, интертекстуальность.
Образность, диалогичность, риторичность. Антропоцентризм художественного текста.
Смысловая структура художественного текста.
Драматические жанры.
Лирические жанры.
Обобщение по теме «Жанровая характеристика художественного текста».
Выразительное чтение. Конкурс чтецов.
Методы и приемы анализа художественного текста.
Герменевтический комментарий.
Стилистический эксперимент.
Семантический, сопоставительно- стилистический метод описания.
Родожанровые особенности художественной речи в эпических, драматических и лирических произведениях.
Формы художественной речи. Прозаическая, стихотворная речь, промежуточные формы.
Идейно– художественный уровень текста и его анализ.
Основное содержание литературного произведения. Основной, эмоциональный тон. Проблематика. Авторская позиция.
Урок- практикум по теме «Аспекты анализа художественного текста».
Структурно-композиционный уровень текста и его анализ.
Урок-практикум по теме «Комплексный анализ художественного текста».
Тематическое планирование
Русский язык и разновидности его употребления с исторической точки зрения- 2ч.
Текст и его строение -10ч.
Структура словесного произведения -3ч.
Художественный текст и его признаки -3ч.
Жанровая характеристика художественного текста- 4ч..
Выразительное чтение художественного текста как этап его интерпретации- 2ч.
Методы и приемы анализа художественного текста 3ч.
Формы художественной речи -2ч.
Идейно-художественный уровень текста и его анализ - 5ч.
Итого: 34 часа
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов |
| | Всего |
1 | Русский язык и разновидности его употребления с исторической точки зрения. | 1 |
2 | Стили речи. Научный стиль. Основные признаки научного стиля. Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. | 1 |
| | |
| | |
3 | Публицистический стиль. Основные признаки. Лексические, синтаксические особенности. Эмоциональные средства выразительности в публицистическом стиле. | 1 |
4 | Жанры публицистического стиля речи. Путевой очерк. | 1 |
5 | Портретный очерк. | 1 |
6 | Проблемный очерк. Устные выступления. | 1 |
7 | Дискуссия. Дискуссия на тему «Почему нужно быть ответственным и трудолюбивым человеком.» | 1 |
8 | Официально- деловой стиль. Заявление, автобиография, доверенность. | 1 |
9 | Разговорный стиль речи. Составление микротекста (в основе лексика, характерная для разговорного стиля.) | 1 |
10 | Художественный стиль. Анализ художественного текста. | |
11 | Анализ художественного текста. | 1 |
| ТЕКСТ И ЕГО СТРОЕНИЕ. | |
12 | Текст и его строение. Тема и идея. Работа над определением темы и идеи. | 1 |
| СТРУКТУРА СЛОВЕСНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. | |
13 | Структура словесного произведения. Понятие сюжета. Композиция произведения. | 1 |
14 | Фабула. Словесный ряд, детали. | 1 |
15 | Проверочная работа по теме « Текст и его строение». | 1 |
| ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ И ЕГО ПРИЗНАКИ | |
16 | Художественный текст и его признаки. Индивидуальность, интертекстуальность. | 1 |
17 | Образность, диалогичность, риторичность. Антропоцентризм художественного текста. | 1 |
18 | Смысловая структура художественного текста. | 1 |
| ЖАНРОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА | |
19 | Жанровая характеристика художественного текста. Эпические жанры | 1 |
20 | Драматические жанры | 1 |
21 | Лирические жанры | 1 |
22 | Обобщение по теме «Жанровая характеристика художественного текста» | 1 |
| ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА | |
23 | Выразительное чтение художественного текста, как этап его интерпретации Выразительное произношение художественного текста | 1 |
24 | Выразительное чтение. Конкурс чтецов. | 1 |
| МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА | |
25 | Методы и приемы анализа художественного текста. Герменевтический комментарий | 1 |
26 | Стилистический эксперимент | 1 |
27 | Семантический, сопоставительно- стилистический метод описания. | 1 |
| ФОРМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ | |
28 | Родожанровые особенности художественной речи в эпических, драматических и лирических произведениях | 1 |
29 | Формы художественной речи. Прозаическая, стихотворная речь, промежуточные формы | 1 |
| АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА | |
30 | Идейно– художественный уровень текста и его анализ. Основное содержание литературного произведения. Основной, эмоциональный тон. Проблематика. Авторская позиция. | 1 |
31 | Урок- практикум по теме «Аспекты анализа художественного текста.» | 1 |
32 | Структурно-композиционный уровень текста и его анализ. | 1 |
33 | Урок-практикум по теме «Комплексный анализ художественного текста». | 1 |
34 | Урок-практикум по теме «Комплексный анализ художественного текста». | 1 |