СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету «Родной русский язык» 10 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету «Родной русский язык» 10 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету «Родной русский язык» 10 класс»

16



Рабочая программа по родному (русскому) языку для 10 классов составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1897 от 17.12.2010г

  2. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (статья 47 п.5).

  3. Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2021-2022 учебный год.

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы.

Место предмета «Родной язык» в базисном учебном плане. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение родного (русского) языка в 10 классе – 34 часа, что соответствует учебному плану школы.

Главная цель данного курса — воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как духовной ценности, средству общения; развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса; формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, расширение лингвистического кругозора учащихся за счёт изучения художественных произведений; постижение языковых способов создания художественного мира произведений; овладение языком как средством выражения собственных мыслей и чувств, совершенствование практических, коммуникативных навыков и умений.















Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Родной (русский) язык»


Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях — личностном, метапредметном и предметном.

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.





Требования к уровню подготовки (к знаниям, умениям, навыкам) обучающихся за курс 10 класса

В результате изучения родного (русского языка) на базовом уровне ученик должен знать/понимать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства меж­национального общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистиче­ского, официально-делового стилей, языка художественной лите­ратуры;

  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуацион­ные); нормы речевого этикета;

уметь:

• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

  • различать разговорную речь и язык художественной литературы;

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога;

  • совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста в соответствии с изученным языковым материалом;

  • извлекать информацию из различных источников;

  • находить в словах изученные орфограммы, орфографические ошибки и исправлять их; правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами; пользоваться орфографическими словарями;

  • находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами;

  • производить фонетический, морфемный, морфологический разбор слов, синтаксический разбор предложений (с двумя главными членами);

аудирование и чтение

• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистиче­скими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пе­ресказ, изложение, конспект);

  • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответст­вии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнения­ми, установление и регулирование межличностных отношений);

• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности к прочитанному, услышанному, увиденному;

• соблюдать в практике речевого общения основные произноси­тельные, лексические, грамматические нормы современного рус­ского литературного языка; соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  • соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использо­вать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактиро­вать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической дея­тельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отноше­ния к родному языку, сохранения чистоты русского языка как яв­ления культуры;

• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

• использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных («Проверяю себя») работ, диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов.

В программе реализована коммуникативная и функциональная направленность обучения русскому языку, намечены пути развития речевой способности обучающихся.









































Содержание учебного предмета

10 класс

Язык и его функции. Речь. Культура речи. (3)

Язык и его функции. Писатели о языке и речи.

Речь. Культура речи. Стихотворение С.Острового «Первородство».

Орфография. Стихотворение В.Шефнера «Это так, а не иначе».

Лексика и лексическая стилистика (4)

Слово – единица лексики. Писатели о богатстве русского языка.

Синонимы и их употребление в творчестве писателей и поэтов, в фольклоре

Словари. «Собиратели слов» (По В.Одинцову).

Фразеологизмы и их употребление в фольклоре и литературе.

Состав слова и словообразование. (1)

Словообразование и стилистика.

Этимология. Этимологические словари.

Грамматика и грамматическая стилистика (2)

Назначение грамматики. Тексты Л.К.Граудиной и В.Белова.

Морфология и стили речи.

Выдающиеся лингвисты: В.В. Виноградов и Н.К.Дмитриев.

Части речи и их происхождение.

Имя существительное. (5)

Имя существительное и его роль в художественных текстах.

Собственные имена существительные в литературе.

«Журавли» Н.Рубцова и Р.Гамзатова.

Употребление падежных форм имен существительных.

Употребление несклоняемых имен существительных.

Имя прилагательное (2)

Трудности в употреблении имен прилагательных.

Употребление имен прилагательных в художественной литературе.

Имя числительное. (1)

Употребление числительных в речи и художественной литературе.

Местоимение. (1)

Употребление местоимений в речи.

Разряды местоимений. Местоимения в художественной литературе.

Глагол.(4)

Употребление глаголов в связной речи. Глаголы речи.

Лексико-семантические группы глаголов. (Глаголы – синонимы, антонимы, омонимы). Текст «Сила русского глагола». Формы глагола в художественной литературе. Олицетворения.

Причастие.(2)

Употребление причастий в речи и в художественной литературе.

Деепричастия. (3)

Деепричастие как часть речи.

Употребление деепричастий в фольклоре и литературе.

Образ коня в фольклоре и литературе. (Отрывки из сказки П.Ершова «Конек-горбунок»)

Наречие. (2)

Правила написания наречий.

Употребление наречий. В.Короленко «Все-таки впереди – огни!»

Служебные части речи. (2)

Предлог. Употребление предлогов в речи. Текст «Какой продукт едят все народы?»

Употребление частиц и междометий в художественной литературе.

Язык и культура.(2)

Языковая картина мира. К.Д.Ушинский. «О родном языке».

Слово как концепт культуры. Концепты «Родина», «Мой родной край », «Добро».

.






























Учебно – тематический план

10 класс


Тема

Кол-во

часов

Язык и его функции. Речь. Культура речи.

3

Лексика и лексическая стилистика.

4

Состав слова и словообразование.

1

Грамматика и грамматическая стилистика.

2

Имя существительное.

5

Имя прилагательное.

2

Имя числительное.

1

Местоимение.

1

Глагол.

4

Причастие.

2

Деепричастие.

3

Наречие.

2

Служебные части речи.

2

Язык и культура.

2

Итого

34

























Календарно-тематический план


Дата проведения

Тема урока

План

Факт

Язык и речь

(3)

.


Язык и его функции. Писатели о языке и речи.



Речь. Культура речи. Стихотворение С.Острового «Первородство».



Орфография. Стихотворение В.Шефнера «Это так, а не иначе».

Лексика и лексическая стилистика.

(4)



Слово – единица лексики. Писатели о богатстве русского языка.



Синонимы и их употребление в творчестве писателей и поэтов, в фольклоре.



Словари. «Собиратели слов» (По В.Одинцову). Фразеологизмы и их употребление в фольклоре и литературе.



Р.р. Лингвистическое сочинение о значении какого-либо фразеологизма или крылатой фразы.

Состав слова и словообразование.

(1)



Словообразование и стилистика. Этимология. Этимологические словари

Грамматика и грамматическая стилистика.

(2)



Назначение грамматики. Тексты Л.К.Граудиной и В.Белова. Морфология и стили речи.



Выдающиеся лингвисты: В.В. Виноградов и Н.К.Дмитриев. Части речи и их происхождение.

Имя существительное.

(5)



Имя существительное и его роль в художественных текстах.

Собственные имена существительные в литературе.




Р.р. «Журавли» Н.Рубцова и Р.Гамзатова. Обучение лингвистическому анализу.



Употребление падежных форм имен существительных. Употребление несклоняемых имен существительных.



Р.р. Сочинение-описание портрета девушки (юноши), который нравится.



Тестирование по теме «Имя существительное»

Имя прилагательное

(2)



Трудности в употреблении имен прилагательных.



Р.р. Лингвистический анализ стихотворения И.Бунина.

Имя числительное.

(1)



Употребление числительных в речи и художественной литературе.

Местоимение.

(1)



Разряды местоимений. Местоимения в художественной литературе.

Глагол.

(4)



Употребление глаголов в связной речи. Глаголы речи.



Лексико-семантические группы глаголов. (Глаголы – синонимы, антонимы, омонимы). Текст «Сила русского глагола».



Формы глагола в художественной литературе. Олицетворения.



Р.р. Сочинение-рассказ на самостоятельно выбранную тему.

Причастие.

(2)



Употребление причастий в речи и в художественной литературе..



Р.р. Сочинение-описание картины с использованием причастий. (В.Перов. «Дети, бегущие от грозы».)

Деепричастия.

(3)



Деепричастие как часть речи.



Употребление деепричастий в фольклоре и литературе.



Образ коня в фольклоре и литературе. (Отрывки из сказки П.Ершова «Конек-горбунок»)

Наречие.

(2)



Правила написания наречий.



Употребление наречий. В.Короленко «Все-таки впереди – огни!»

Служебные части речи.

(2)



Предлог. Употребление предлогов в речи. Текст «Какой продукт едят все народы?»



Употребление частиц и междометий в литературе.

Язык и культура.

(2)



Языковая картина мира. К.Д.Ушинский. «О родном языке».



Р.р. Слово как концепт культуры. Концепты «Родина», «Мой родной край », «Добро»



















Учебно-методический комплекс. Список литературы



  1. Виноградов В. В. О теории художественной речи. — М . 1971.

  2. Виноградов В. В. Проблемы русской стилистики. — М . 1981.

  3. Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. — М., 1963.

  4. Винокур Г. О. О задачах истории языка. Понятие поэтического языка // Избранные работы по русскому языку. —М., 1959.

  5. Головин Б. Н. Основы культуры речи. — М., 1980..

  6. Ларин Б. А. Эстетика слова и язык писателя. — Л.,1974.

  7. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. — Л., 1972.

  8. Лотман Ю. М. Структура художественного текста. — М., 1970.

  9. Одинцов В. В. Стилистика текста.— М., 1980.

  10. Шмелев Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. — М., 1977.

  11. Щерба Л. В. Современный русский литературный язык: Литературный язык и пути его развития (применительно к русскому языку) // Избранные работы по русскому языку. — М., 1957.

  12. Горшков А. И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка: А. С. Пушкин в истории русского языка. — М., 1993.

  13. Одинцов В. В. Лингвистические парадоксы. — М., 1976.

  14. Одинцов В. В. О языке художественной прозы. — М., 1973.

  15. Шмелев Д. Н. Слово и образ. — М., 1964.






















Лист коррекции рабочей программы на 2021–2022 учебный год


Учитель русского языка и литературы _________________________________

Рабочая программа по предмету « Родной русский язык», 10 класс


№ п/п

Причины коррекции

Даты в планировании

Способы коррекции рабочей программы