СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса составлена в соответствии с ФГОС НОО второго поколения; примерной основной образовательной программой начального общего образования, внесенной в реестр основных общеобразовательных программ от 08.04.2015 года №1-15;
авторской программой по «Русскому языку» 1-4 класс, авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий и др.- М.:Просвещение, 2014год; учебным планом МКОУ «Свердликовская средняя общеобразовательная школа» для учащихся 1 – 4 классов, обучающихся по ФГОС на 2021 – 2022 учебный год согласно которому рабочая программа для 4 класса предусматривает обучение русскому языку в объеме 4 часа в неделю, 136 часов в год.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Свердликовская средняя общеобразовательная школа» Суджанского района Курской области
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов Протокол №____ От ____________2021г. Руководитель МО ____________ /Березовская Т.П./ | Согласована Заместитель директора по УВР __________ /Стоянова О.Ф./ От _________________2021г.
| Принята на педагогическом совете Протокол № ___ От ______________2021г.
| Утверждена Приказ № _____
От ______________2021г. Директор школы ___________ / Шуличенко А.Н. /
|
Рабочая программа по предмету
«Русский язык»
ФГОС НОО
4 класс
2021-2022 учебный год
Разработала учитель Лузанова Любовь Яковлевна
с. Свердликово
2021 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса составлена в соответствии
с ФГОС НОО второго поколения;
примерной основной образовательной программой начального общего образования, внесенной в реестр основных общеобразовательных программ от 08.04.2015 года №1-15;
авторской программой по «Русскому языку» 1-4 класс, авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий и др.- М.:Просвещение, 2014год;
учебным планом МКОУ «Свердликовская средняя общеобразовательная школа» для учащихся 1 – 4 классов, обучающихся по ФГОС на 2021 – 2022 учебный год согласно которому рабочая программа для 4 класса предусматривает обучение русскому языку в объеме 4 часа в неделю, 136 часов в год;
учебником «Русский язык» для 4 класса: в 2 частях/ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. - М.:Просвещение, 2017 год
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего обучающийсяа»;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, языковой деятельности, чтению и читательской деятельности;
осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
восприятие русского языка как одной и основных национально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
этические чувства – стыда, вины, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе материалов курса русского языка;
навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.), к работе на результат;
установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника – в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Познавательные УУД
Выпускник научится:
использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и сети Интернет); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных, практических и лингвистических задач;
владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя аудио-, видео- и графическое сопровождение;
осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.
Комуникативные УУД
Выпускник научится:
слушать и слышать собеседника, вести диалог;
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
строить понятные для партнёра высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы
первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;
овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме изучаемого курса), понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;
овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме изучаемого курса);
овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умением проверять написанное.
Предметные результаты освоения содержательных линий программы
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
владеть формой диалогической речи; умением вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);
выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
владеть монологической формой речи; под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);
работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;
пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения обучающийсяом;
письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;
составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, творческому воображению и др.);
письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);
проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;
пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;
различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);
создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;
анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);
оформлять результаты исследовательской работы;
редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
характеризовать звуки русского языка: гласные ударные – безударные; согласные твёрдые – мягкие, парные – непарные, твёрдые – мягкие; согласные глухие – звонкие, парные – непарные, звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);
различать звуки и буквы;
классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;
пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в пределах изученного).
Обучающийся получит возможность научиться:
выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме изучаемого курса).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
осознавать, что понимание значения слова – одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;
распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);
подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
понимать этимологию мотивированных слов-названий;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;
пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;
работать с разными словарями;
приобретать опыт редактирования предложения (текста).
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);
находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, использовать алгоритм опознавания изучаемых морфем;
находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
сравнивать, классифицировать слова по их составу;
соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
самостоятельно подбирать слова к заданной модели;
понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса или с помощью и приставки и суффикса).
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;
понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
узнавать образование слов с помощью суффиксов или приставок;
разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).
Морфология
Обучающийся научится:
определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;
распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;
выявлять роль и значение слов частей речи в речи;
определять грамматические признаки имён существительных – род, склонение, число, падеж;
определять грамматические признаки имён прилагательных – род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме – лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;
распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов – время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;
определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме – лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;
распознавать наречия как часть речи; понимать их роль и значение в речи;
различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;
понимать роль союзов и частицы не в речи;
подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
разграничивать самостоятельные и служебные части речи;
сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;
различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;
склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;
различать родовые и личные окончания глагола;
наблюдать над словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
различать предложение, словосочетание и слово;
устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);
выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;
находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;
распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;
составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.
Обучающийся получит возможность научиться:
различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;
находить в предложении обращение;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять ранее изученные правила правописания:
раздельное написание слов;
сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением;
сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
разделительные мягкий и твёрдый знаки (ь, ъ);
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
е и и в суффиксах имён существительных (ключик – ключика, замочек – замочка);
безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
безударные падежные окончания имён прилагательных;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями; раздельное написание частицы не с глаголами;
мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (читаешь, пишешь);
мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;
безударные личные окончания глаголов;
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
б) подбирать примеры с определённой орфограммой;
в) оосознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
г) ообнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
д) определять разновидности орфограмм и соотносить их c изученными правилами;
е) пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;
ж) безошибочно списывать текст объёмом 80 – 90 слов;
з) писать под диктовку тексты объёмом 75 – 80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
и) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
а)применять правила правописания:
соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
е и и в суффиксах -ек, -ик;
запятая при обращении;
запятая между частями в сложном предложении;
б) объяснять правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
в) объяснять правописание безударных падежных имён прилагательных;
г) объяснять правописание личных окончаний глагола;
д) объяснять написание сочетаний -ться и -тся в глаголах;
е) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря;
ж) при составлении собственных текстов во избежание орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы.
Содержание учебного предмета
Название раздела, темы. Основное содержание по темам | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
Повторение. Наша речь и наш язык. Наша речь и наш язык. Формулы вежливости. Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).
| 10 | Знать о значении «волшебных слов» в речевом общении, использовать их в речи. Анализировать высказывания о русском языке. Составлять текст по выбранной пословице. Составлять текст по рисунку с включением в него диалога. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к тексту. Соотносить заголовок и текст. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Составлять план текста. Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению». Работать со страничкой для любознательных: знакомство с происхождением слова каникулы. Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения. Различать и выделять виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Находить в предложении обращения в начале, середине, конце. Научиться выделять обращение знаками препинания. Работать с памяткой «Как разобрать предложение по членам». Планировать свои действия при разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма. Обсуждать алгоритм разбора предложения по членам и разбирать предложение по членам. Различать предложения распространённые и нераспространённые. Сравнивать предложение, словосочетание и слово, объяснять их сходство и различие. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании. Выделять в предложении словосочетания. Разбирать предложение по членам предложения. Составлять предложения в соответствии с поставленной учебной задачей и оценивать правильность выполнения учебного задания. Восстанавливать содержание текста с нарушенным порядком предложений. Выборочно письменно передавать содержание исходного текста повествовательного характера. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. |
Предложение. Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление). Составление предложений с обращением. Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний. Разбор предложения по членам предложения. Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов. Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами. | 6 | Знать и распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте. Определять, каким членом предложения являются однородные члены. Распознавать однородные второстепенные члены, имеющие при себе пояснительные слова. Соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами. Анализировать таблицу «Однородные члены предложения» и составлять по ней сообщение. Составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами (и, а, но). Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами. Продолжать ряд однородных членов. Обосновывать постановку запятых в предложениях с однородными членами. Оценивать текст с точки зрения пунктуационной правильности. Сравнивать простые и сложные предложения. Различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение. Наблюдать над союзами, соединяющими части сложного предложения. Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного. Выделять в сложном предложении его основы. Составлять сложные предложения. |
Словов языке и речи. Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие н новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника. Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связной речи. Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость, маленький. Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале. Упражнение в правописании приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Совершенствование звуко-буквенного анализа с привлечением слов более сложного слого-звукового состава типа сильный, водичка, ёлка, вьюга, съел.
| 17 | Знать что такое лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы. Подбирать к слову синонимы, антонимы. Контролировать уместность использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова, корректировать обнаруженные ошибки, подбирая наиболее точный синоним. Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения коммуникативной задачи. Работать с лингвистическими словарями учебника (толковым, синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов и др.), находить в них нужную информацию о слове. Работать со страничкой для любознательных: знакомство с этимологией слов, одной из частей которых является часть библио. Работать с таблицей слов, пришедших к нам из других языков. Работать со словарём иностранных слов. Наблюдать над изобразительно-выразительными средствами языка (словами, употреблёнными в переносном значении, значениями фразеологизмов), составлять текст по рисунку и фразеологизму. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, синонимы и однокоренные слова, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Контролировать правильность объединения слов в группу: обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных. Объяснять значение слова, роль и значение суффиксов и приставок. Работать с памяткой «Разбор слова по составу». Объяснять алгоритм разбора слова по составу, использовать его при разборе слова по составу. Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм. Анализировать заданную схему слова и подбирать слова заданного состава. Анализировать текст с целью нахождения в нём однокоренных слов, слов с определёнными суффиксами и приставками. Обосновывать их написание. Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове. Различать изученные части речи. Классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков. Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи. Анализировать таблицы «Самостоятельные части речи», «Грамматические признаки частей речи» и составлять по ним сообщения. Подбирать примеры изученных частей речи. Находить наречия среди данных слов и в тексте. Анализировать грамматические признаки наречия. Определять роль наречий в предложении и тексте. Классифицировать наречия по значению и вопросам. Образовывать наречия от имён прилагательных. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Высказывать своё суждение по картине и сочинять собственный текст-отзыв о картине художника. |
Имя существительное. Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные. Основные типы склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке). Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.
| 30 | Знать и различать имена существительные, определять признаки, присущие имени существительному. Знать склонение имен существительных, правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе. Изменять имена существительные по падежам. Работать с таблицей «Признаки падежных форм имён существительных». Различать падежные и смысловые вопросы. Определять падеж, в котором употреблено имя существительное. Различать имена существительные в начальной и косвенных формах. Соблюдать нормы употребления в речи неизменяемых имён существительных. Определять принадлежность имён существительных к 1-му склонению и обосновывать правильность определения. Подбирать примеры существительных 1-го склонения. Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 1-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 1-го склонения. Составлять описательный текст по репродукции картины художника А. А. Пластова «Первый снег». Составлять текст-отзыв по репродукции картины художника Тропинина «Кружевница». Определять принадлежность имён существительных к 3-мусклонению. Сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 3-го склонения. Устанавливать наличие в именах существительных безударного окончания и определять способ его проверки. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки. Обосновывать написание безударного падежного окончания. Контролировать правильность записи в тексте имен существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. Подробно излагать содержание повествовательного текста. Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных в формах множественного числа. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. Правильно употреблять в устной и письменной речи имена существительные во множественном числе (директора, шофёры и др.) в именительном и в родительном падеже (нет яблок, но апельсинов и др.). Работать с памяткой «Разбор имени существительного как части речи». Определять последовательность действий при разборе имени существительного как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени существительного. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Подробно письменно передавать содержание повествовательно готового текста. Сочинять текст-сказку на основе творческого воображения по данному началу. Исследовать речь взрослых (сверстников) относительно употребления некоторых форм имён существительных множественного числа в родительном падеже. |
Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам, в единственном числе но родам, в правописании родовых окончаний. Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление). Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания надежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе. Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе. Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.
| 25 | Знать и различать имена прилагательные, определять признаки, присущие имени прилагательному. Знать склонение имен прилагательных. Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте. Подбирать к данному имени существительному максимальное количество прилагательных. Образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов. Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе). Различать начальную форму имени прилагательного. Согласовывать форму имени прилагательного с формой имени существительного. Правильно писать родовые окончания имён прилагательных. Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению описательного текста». Сочинять текст о любимой игрушке. Находить в сказке имена прилагательные и определять их роль. Работать с таблицей в учебнике «Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе». Изменять имена прилагательные по падежам (кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин). Работать с памяткой «Как определить падеж имён прилагательных». Определять падеж имён прилагательных и обосновывать правильность его определения. Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению текста-рассуждения». Составлять текст-рассуждение о своём впечатлении от картины. Сравнивать падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода по таблице. Работать с памяткой «Как правильно написать безударное падежное окончание имени прилагательного в единственном числе». Определять способ проверки и написания безударного падежного окончания имени прилагательного. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания имени прилагательного и выбирать наиболее рациональный способ проверки для имени прилагательного. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода, проверять правильность написанного. Анализировать и излагать письменно содержание описательной части текста-образца. Сравнивать падежные окончания имён прилагательных женского рода по таблице. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода, проверять правильность написанного. Записывать текст по памяти. Находить информацию о достопримечательностях своего города (посёлка), обобщать её и составлять сообщение. Сравнивать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе. Изменять имена прилагательные множественного числа по падежам. Самостоятельно подготовиться к изложению повествовательного текста и записать его. Проверять написанное. Составлять под руководством учителя текст по репродукции картины Н. К. Рериха «Заморские гости». Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа, оценивать правильность написанного. Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями, находить имена прилагательные с неправильно записанными окончаниями и исправлять в словах ошибки. Работать с памяткой «Разбор имени прилагательного». Определять последовательность действий при разборе имени прилагательного как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени прилагательного. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Высказывать своё мнение о картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь». |
Личные местоимения. Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.
| 7 | Знать и распознавать местоимения среди других частей речи, Знать склонение личных местоимений. Определять наличие в тексте местоимений. Определять лицо, число, род у личных местоимений 3-го лица. Работать с таблицами склонений личных местоимений; изменять личные местоимения по падежам. Различать начальную и косвенную формы личных местоимений. Определять падеж личных местоимений, употреблённых в косвенной форме. Оценивать уместность употребления местоимений в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями. Редактировать текст, в котором неправильно употреблены формы местоимений. Соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях местоимений и их форм. Устанавливать наличие в словах-местоимениях орфограмм и обосновывать написание местоимений, употреблённых в формах косвенных падежей. Раздельно писать предлоги с местоимениями. Работать с памяткой «Разбор местоимения как части речи». Выполнять разбор личного местоимения как части речи, пользуясь алгоритмом, данным в учебнике. Составлять небольшие тексты-диалоги, оценивать правильность употребления в них местоимений. Письменно подробно излагать содержание повествовательного текста. Сочинять поздравительную открытку к 8 Марта. |
Глагол Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе. Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих. Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -тьсяв возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление). Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал). Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).
| 27 | Знать и различать глаголы среди других слов и в тексте. Знать о неопределенной форме глагола, об изменении глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени, глаголы – исключения, о правописании глаголов в прошедшем времени. Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении). Трансформировать текст, изменяя время глагола. Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь). Образовывать от глаголов в неопределённой форме временные формы глагола. Ставить вопросы к глаголам в неопределённой форме и классифицировать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать? Образовывать глаголы при помощи приставок и суффиксов. Подробно излагать повествовательный текст по самостоятельно составленному плану. Оценивать правильность содержания, структуры написанного текста и использования в нём языковых средств. Работать с таблицами изменения глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Определять лицо и число глаголов. Выделять личные окончания глаголов. Работать со страничкой для любознательных: знакомство с глаголами, которые не употребляются в 1-м лице единственного числа (победить, убедить и др.). Определять роль мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени (-ешь, -ишь). Использовать правило при написании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени. Писать сочинение на основе анализа искусствоведческого текста и репродукции картины. Работать с таблицами спряжения глаголов в настоящем и будущем (простом и сложном) времени; наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжения. Определять спряжение глаголов. Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы «I и II спряжение глаголов». Работать с памяткой определения безударного личного окончания глагола по неопределённой форме. Моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола. Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола. Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания. Узнавать возвратные глаголы среди других форм глагола. Правильно произносить и писать возвратные глаголы. Отличать возвратные глаголы, употреблённые в неопределённой форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени. Работать с текстом: составлять текст, определять тип текста, тему, главную мысль, части текста; составлять план, выписывать из каждой части глаголы; письменно излагать содержание текста с опорой на выписанные опорные слова (глаголы) Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени. Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов. Соблюдать орфоэпические нормы произношения глаголов прошедшего времени с частицей не и без частицы. Составлять текст на спортивную тему (на основе наблюдений за спортивной информацией или личного интереса к какой-либо спортивной деятельности).Работать с памяткой «Разбор глагола как части речи». Определять последовательность действий при разборе глагола как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков глагола. |
Повторение пройденного за год. Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе. Склонение имен существительных во множественном числе. Склонение имен прилагательных. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями. Неопределенная форма. Возвратные глаголы. Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих. Глаголы I и II спряжения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Правописание глаголов в прошедшем времени. | 14 | Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, синонимы и однокоренные слова, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Обосновывать написание безударного падежного окончания имени существительного. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных, оценивать правильность написанного. Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Определять лицо и число глаголов. Выделять личные окончания глаголов. Оценивать уместность употребления местоимений в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Сочинения | Изложения | Диктанты | ||||||
План | Факт | |||||||||||
|
|
| Повторение (10 часов) | |||||||||
|
|
| Наша речь и наш язык | |||||||||
1 |
|
| Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык. | 1 |
|
|
| |||||
2 |
|
| Наша речь и наш язык. | 1 |
|
|
| |||||
|
|
| Текст |
|
|
|
| |||||
3 |
|
| Текст и его план | 1 |
|
|
| |||||
4 |
|
| Обучающее изложение | 1 |
| 1 |
| |||||
5 |
|
| Анализ изложения. Типы текстов. | 1 |
|
|
| |||||
|
|
| Предложение |
|
|
|
| |||||
6 |
|
| Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и по интонации | 1 |
|
|
| |||||
7 |
|
| Обращение | 1 |
|
|
| |||||
8 |
|
| Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. | 1 |
|
|
| |||||
9 |
|
| Входная диагностическая работа (диктант) | 1 |
|
| 1 | |||||
|
|
| Словосочетание |
|
|
|
| |||||
10 |
|
| Работа над ошибками. Что такое словосочетание? | 1 |
|
|
| |||||
|
|
| Предложение (6ч) | |||||||||
|
|
| Однородные члены предложения | |||||||||
11 |
|
| Что такое однородные члены предложения? | 1 |
|
|
| |||||
12 |
|
| Запятая междуоднородными членами, соединенными союзами |
|
|
|
| |||||
13 |
|
| Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Золотая осень» | 1 | 1 |
|
| |||||
14 |
|
| Наши проекты | 1 |
|
|
| |||||
|
|
| Простые и сложные предложения |
|
|
|
| |||||
15 |
|
| Как отличить простое и сложное предложение? Как отличить сложное предложение и предложение с однородными членами? | 1 |
|
|
| |||||
16 |
|
| Контрольный диктант по теме «Предложение»
| 1 |
|
| 1 | |||||
|
|
| Слово в языке и речи (17 час) | |||||||||
|
|
| Лексическое значение слова | |||||||||
17 |
|
| Работа над ошибками. Слово и его лексическое значение | 1 |
|
|
| |||||
18 |
|
| Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова | 1 |
|
|
| |||||
19 |
|
| Синонимы, антонимы, омонимы | 1 |
|
|
| |||||
20 |
|
| Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов. | 1 |
|
|
| |||||
|
|
| Состав слова |
|
|
|
| |||||
21 |
|
| Значимые части слова | 1 |
|
|
| |||||
22 |
|
| Значимые части слова | 1 |
|
|
| |||||
23 |
|
| Правописание гласных и согласных в значимых частях слова | 1 |
|
|
| |||||
24 |
|
| Правописание гласных и согласных в значимых частях слова | 1 |
|
|
| |||||
25 |
|
| Правописание слов с буквами Ь и Ъ | 1 |
|
|
| |||||
26 |
|
| Обучающее изложение | 1 |
| 1 |
| |||||
|
|
| Части речи |
|
|
|
| |||||
27 |
|
| Анализ изложения. Что такое части речи? Морфологические признаки частей речи | 1 |
|
|
| |||||
28 |
|
| Грамматические признаки частей речи | 1 |
|
|
| |||||
29 |
|
| Грамматические признаки частей речи | 1 |
|
|
| |||||
30 |
|
| Наречие | 1 |
|
|
| |||||
31 |
|
| Правописание наречий | 1 |
|
|
| |||||
32 |
|
| Сочинение-отзыв по картине В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке» | 1 | 1 |
|
| |||||
33 |
|
| Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи» | 1 |
|
| 1 | |||||
|
|
| Имя существительное (30 часа) | |||||||||
|
|
| Изменение по падежам имен существительных | |||||||||
34 |
|
| Работа над ошибками. Как определить падеж имени существительного? | 1 |
|
|
| |||||
35 |
|
| Как определить падеж имени существительного? |
|
|
|
| |||||
36 |
|
| Как определить падеж имени существительного? |
|
|
|
| |||||
37 |
|
| Как определить падеж имени существительного? |
|
|
|
| |||||
|
|
| Три склонения имён существительных |
|
|
|
| |||||
38 |
|
| Как определить склонение имени существительного?1‑е склонение имён существительных | 1 |
|
|
| |||||
39 |
|
| Сочинение по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег» | 1 | 1 |
|
| |||||
40 |
|
| 2‑е склонение имён существительных | 1 |
|
|
| |||||
41 |
|
| 2‑е склонение имён существительных |
|
|
|
| |||||
42 |
|
| 3‑е склонение имён существительных | 1 |
|
|
| |||||
43 |
|
| Алгоритм определения склонения имени существительного | 1 |
|
|
| |||||
44 |
|
| Обучающее изложение | 1 |
| 1 |
| |||||
|
|
| Правописание безударных падежных окончаний |
|
|
|
| |||||
45 |
|
| Анализ изложения. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе. | 1 |
|
|
| |||||
46 |
|
| Именительный и винительный падежи | 1 |
|
|
| |||||
47 |
|
| Родительный падеж | 1 |
|
|
| |||||
48 |
|
| Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных | 1 |
|
|
| |||||
49 |
|
| Дательный падеж | 1 |
|
|
| |||||
50 |
|
| Творительный падеж | 1 |
|
|
| |||||
51 |
|
| Предложный падеж | 1 |
|
|
| |||||
52 |
|
| Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах | 1 |
|
|
| |||||
53 |
|
| Сочинение отзыв по репродукции картины В.А. Тропинина «Кружевница»» | 1 | 1 |
|
| |||||
54 |
|
| Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе» | 1 |
|
| 1 | |||||
55 |
|
| Анализ контрольного диктанта. Повторение | 1 |
|
|
| |||||
56 |
|
| Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе. | 1 |
|
|
| |||||
57 |
|
| Именительный падеж. Родительный падеж | 1 |
|
|
| |||||
58 |
|
| Винительный падеж одушевленных имён существительных | 1 |
|
|
| |||||
59 |
|
| Дательный, творительный, предложный падежи | 1 |
|
|
| |||||
60 |
|
| Обучающее изложение | 1 |
| 1 |
| |||||
61 |
|
| Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном и множественном числе | 1 |
|
|
| |||||
62 |
|
| Административная контрольная работа (диктант) | 1 |
|
| 1 | |||||
63 |
|
| Анализ контрольной работы. Наши проекты | 1 |
|
|
| |||||
|
|
| Имя прилагательное (25 ч) | |||||||||
|
|
| Повторение | |||||||||
64 |
|
| Роль имен прилагательных в языке. Что обозначают и как образуются имена прилагательные? | 1 |
|
|
| |||||
65 |
|
| Род и число имён прилагательных | 1 |
|
|
| |||||
66 |
|
| Сочинение описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка» | 1 |
|
|
| |||||
|
|
| Изменение по падежам имен прилагательных |
|
|
|
| |||||
67 |
|
| Падеж имени прилагательного. | 1 |
|
|
| |||||
68 |
|
| Составление текста-рассуждения по репродукции картины В.Серова «Мика Морозов» | 1 |
|
|
| |||||
|
|
| Правописание падежных окончаний |
|
|
|
| |||||
69 |
|
| Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе | 1 |
|
|
| |||||
70 |
|
| Именительный падеж, родительный падежи | 1 |
|
|
| |||||
71 |
|
| Дательный падеж | 1 |
|
|
| |||||
72 |
|
| Именительный, винительный, родительный падежи |
|
|
|
| |||||
73 |
|
| Творительный и предложный падежи | 1 |
|
|
| |||||
74 |
|
| Выборочное изложение описательного текста. Наши проекты. | 1 |
| 1 |
| |||||
75 |
|
| Анализ изложения. Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе | 1 |
|
|
| |||||
76 |
|
| Именительный и винительный падежи | 1 |
|
|
| |||||
77 |
|
| Родительный, дательный, творительный и предложный падежи | 1 |
|
|
| |||||
78 |
|
| Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе | 1 |
|
|
| |||||
79 |
|
| Изложение описательного текста | 1 |
| 1 |
| |||||
80 |
|
| Анализ изложения. Склонение имён прилагательных во множественном числе | 1 |
|
|
| |||||
81 |
|
| Сочинение-отзыв по репродукции картины Н.К.Рериха «Заморские гости» | 1 | 1 |
|
| |||||
82 |
|
| Именительный и винительный падежи | 1 |
|
|
| |||||
83 |
|
| Родительный и предложный падежи | 1 |
|
|
| |||||
84 |
|
| Дательный и творительный падежи | 1 |
|
|
| |||||
|
|
| Обобщение |
|
|
|
| |||||
85 |
|
| Обобщение по теме «Имя прилагательное» | 1 |
|
|
| |||||
86 |
|
| Сочинение-отзыв по картине И.Э .Грабаря «Февральская лазурь» | 1 | 1 |
|
| |||||
87 |
|
| Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 |
|
| 1 | |||||
88 |
|
| Анализ контрольного диктанта. Повторение. | 1 |
|
|
| |||||
|
|
| Местоимение (7 ч) | |||||||||
89 |
|
| Роль местоимений в речи |
|
|
|
| |||||
90 |
|
| Изменение личных местоимений по падежам. Правописание местоимений | 1 |
|
|
| |||||
91 |
|
| Изменение личных местоимений по падежам. Правописание местоимений | 1 |
|
|
| |||||
92 |
|
| Изменение личных местоимений по падежам. Правописание местоимений | 1 |
|
|
| |||||
93 |
|
| Изложение повествовательного текста с элементами описания | 1 |
| 1 |
| |||||
94 |
|
| Контрольный диктант по теме «Местоимение» | 1 |
|
|
| |||||
95 |
|
| Анализ изложения, диктанта. Повторение. |
|
|
|
| |||||
|
|
| Глагол (27 ч) | |||||||||
|
|
| Повторение | |||||||||
96 |
|
| Роль глаголов в языке. | 1 |
|
|
| |||||
97 |
|
| Время глаголов. | 1 |
|
|
| |||||
98 |
|
| Неопределённая форма глагола | 1 |
|
|
| |||||
99 |
|
| Изменение глаголов по временам | 1 |
|
|
| |||||
100 |
|
| Изложение повествовательного текста по цитатному плану | 1 |
| 1 |
| |||||
|
|
| Спряжение глагола |
|
|
|
| |||||
101 |
|
| Анализ изложения. Что такое спряжение глагола? | 1 |
|
|
| |||||
102 |
|
| Какие глаголы спрягаются? Как определить лицо и число спрягаемых глаголов? | 1 |
|
|
| |||||
103 |
|
| 2‑е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе | 1 |
|
|
| |||||
104 |
|
| Комплексная контрольная работа | 1 |
|
|
| |||||
105 |
|
| I и II спряжение глаголов | 1 |
|
|
| |||||
106 |
|
| I и II спряжение глаголов | 1 |
|
|
| |||||
107 |
|
| Наши проекты | 1 |
|
|
| |||||
|
|
| Правописание глаголов |
|
|
|
| |||||
108 |
|
| Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени | 1 |
|
|
| |||||
109 |
|
| Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени | 1 |
|
|
| |||||
110 |
|
| Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени | 1 |
|
|
| |||||
111 |
|
| Спряжение возвратных глаголов. Что такое возвратные глаголы? | 1 |
|
|
| |||||
112 |
|
| Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах | 1 |
|
|
| |||||
113 |
|
| Закрепление изученного. |
|
|
|
| |||||
114 |
|
| Правописание глаголов в прошедшем времени | 1 |
|
|
| |||||
115 |
|
| Изложение повествовательного текста вопросам | 1 |
|
|
| |||||
116 |
|
| Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 |
|
| 1 | |||||
|
|
| Обобщение |
|
|
|
| |||||
117 |
|
| Анализ контрольного диктанта. Повторение | 1 |
|
|
| |||||
118 |
|
| Обобщение по теме «Глагол» | 1 |
|
|
| |||||
119 |
|
| Обобщение по теме «Глагол» | 1 |
|
|
| |||||
120 |
|
| Изложение повествовательного текста | 1 |
| 1 |
| |||||
121 |
|
| Анализ изложения. Повторение по теме «Глагол» | 1 |
|
|
| |||||
122 |
|
| Итоговая комплексная работа | 1 |
|
|
| |||||
|
|
| Повторение (14 ч) | |||||||||
123 |
|
| Язык. Речь. Текст | 1 |
|
|
| |||||
124 |
|
| Предложение и словосочетание. | 1 |
|
|
| |||||
125 |
|
| Предложение и словосочетание. | 1 |
|
|
| |||||
126 |
|
| Лексическое значение слова | 1 |
|
|
| |||||
127 |
|
| Сочинение по репродукции картины И.И.Шишкина «Рожь» | 1 | 1 |
|
| |||||
128 |
|
| Состав слова | 1 |
|
|
| |||||
129 |
|
| Состав слова | 1 |
|
|
| |||||
130 |
|
| Итоговый контрольный диктант. | 1 |
|
| 1 | |||||
131 |
|
| Анализ контрольного диктанта. Части речи |
|
|
|
| |||||
132 |
|
| Части речи | 1 |
|
|
| |||||
133 |
|
| Звуки и буквы |
|
|
|
| |||||
134 |
|
| Закрепление пройденного материала. | 1 |
|
|
| |||||
135 |
|
| Игра «По галактике Частей Речи» | 1 |
|
|
| |||||
136 |
|
| Резерв |
|
|
|
|