Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Русский язык: 1-4
классы: программа, планирование, контроль» С.В.Иванова, М.И.Кузнецовой, А.О.Евдокимовой 2014г.
Учитывая направление работы школы «Гражданское воспитание. Социализация учебно-воспитательного процесса» и главную идею курса «Русский язык», определяются цели и задачи.
Цель обучения: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.
Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения предметных целей изучения русского языка – социокультурной и научно-исследовательской (познавательной).
Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма.
Научно-исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки о языке.
Рабочая программа разработана в полном соответствии с авторской программой и учебно-методическим комплектом.
Содержание учебно-методического комплекта:
1.Русский язык: 1-4 классы: программа, планирование, контроль / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, А.О. Евдокимова. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 384 с.
2. Русский язык: 3класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. Ч. 1,2 /С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др. -5 -е изд., перер.-М.:Вентана-Граф, 2019- 176с.: ил.- (Начальная школа ХХI века).
3. Пишем грамотно: 3 класс: рабочая тетрадь№1 для учащихся общеобразовательных организаций / М.И.Кузнецова. - 4-е изд., испр. и доп. - М.:Вентана-Граф, 2019.
4. Русский язык: 3 класс: тетрадь для контрольных работ: для учащихся общеобразовательных организаций. / В.Ю. Романова, Л.В. Петленко. – М.: Вентана-Граф, 2019. – 64 с.
5.Русский язык: 3класс: комментарии к урокам / С.В. Иванов, М.И Кузнецова. – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2016. – 512 с.
6. Русский язык: оценка достижения планируемых результатов обучения: контрольные работы, тесты, диктанты, изложения: 2-4 классы / В.Ю. Романова, Л.В. Петленко; под ред. С.В. Иванова. – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 272 с.
Авторская программа «Русский язык» предусматривает 136 часов (126 ч. + 10ч. резерва). Рабочая программа, учитывая особенности календаря 2021 -2022 учебного года и расписания уроков текущего года, составлена на 137 часов (5 часов коррекции)
В авторской программе предусмотрены контрольные работы: итоговая контрольная работа – 3 (урок №28, 53,98), комплексная итоговая работа – 1 (урок №125), итоговый диктант – 4 (урок № 25, 57, 100, 127), тестовая контрольная работа – 1 (урок №131), итоговое списывание – 1 (урок №115), итоговый словарный диктант (урок № 118) на основе методических пособий: Русский язык: 1-4 классы: программа, планирование, контроль / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, А.О. Евдокимова. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 161 - 169 с.; Русский язык: оценка достижения планируемых результатов обучения: контрольные работы, тесты, диктанты, изложения: 2-4 классы / В.Ю. Романова, Л.В. Петленко; под ред. С.В. Иванова. – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 76 - 173 с.
Формы организации учебного процесса: урок, конкурс, ролевая игра, презентация, путешествие, викторина, праздник.
Формы текущего контроля знаний и умений обучающихся: устный ответ, сообщение, самостоятельная работа, тренировочные упражнения, опрос.
Содержание программы.
3 класс (4 ч в неделю; 136 ч)
«Как устроен наш язык»
(основы лингвистических знаний) (62 ч)
Фонетика и графика (3ч)
Повторение изученного в 1-2 классах на основе введения фонетического разбора слова .
Орфоэпия.Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Состав слова(морфемика) (4 ч).
Повторение изученного во 2 классе на основе разбора слова по составу.
Синтаксис (18 ч)
Предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Установление с помощью смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. Различение главных и второстепенных членов предложения (дополнение, определение, обстоятельство).
Наблюдение за однородными членами предложения. Использование интонации перечисления в предложении с однородными членами. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.
Морфология (37 ч)
Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное: общее значение и употребление в речи. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода.Род неизменяемых существительных (на примере наиболее употребительных слов). Изменение имен существительных по числам. Изменение имен существительных по падежам. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1,2,3-му склонению. Различение собственных и нарицательных имен существительных.Наблюдение за одушевленными и неодушевленными именами существительными. Словообразование имён существительных.
Имя прилагательное: общее значение и употребление в речи. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных. Словообразование имён прилагательных.
Местоимение: общее значение и употребление в речи. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.
«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) 53 ч
Повторение правил правописания, изученных в 1, 2 классах.
Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
- приставки, оканчивающиеся на з, с;
- соединительные гласные о, е в сложных словах;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);
- буквы о,ёпосле шипящих в корнях слов;
- буквы и, ы после цв различных частях слов;
- суффиксы имен существительных -ок-, -ец-, -иц-, сочетаний -ичк-, -ечк-, -инк-, -енк-;
- мягкий знак после шипящих на конце имен существительных;
- безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных;
- безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных на –ий, -ия, -ие;
-буквы –о, -е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц;
-безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных;
- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
-знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, нои без союзов;
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.
«Развитие речи» (30 ч)
Устная речь.
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение контролировать (устно координировать) действия партнера при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении ( sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Письменная речь.
Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2 классе: озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям, корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текста (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Знакомство с изложением (подробный и выборочный пересказ текста) и сочинением как видами письменной работы.
Знакомство с жанрами письма.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом правильности, богатства и выразительности письменной речи (с опорой на материал раздела «Лексика», изученного во 2 классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных слов, устаревших слов и фразеологизмов.
Резервные уроки (10ч)
Планируемые результаты освоения программы по русскому языку в 3 классе.
Ученик научится:
различать, сравнивать, кратко характеризовать:
-имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;
-виды предложений по цели высказывания и интонации;
-главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;
выделять, находить
-собственные имена существительные;
-личные местоимения 1, 2, 3-го лица;
-грамматическую основу простого двусоставного предложения;
-в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);
решать учебные и практические задачи
-определять род изменяемых имён существительных;
-устанавливать форму числа (единственное или множественное) имени существительного;
-задавать падежные вопросы и определять падеж имени существительного;
-определять принадлежность имен существительных к 1, 2, 3-ему склонению;
-устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в предложении;
-находить предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;
-использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
-подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
-определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
-безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 65–80 слов;
-проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
-составлять план собственного и предложенного текста;
-определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
-корректировать тексты с нарушенным порядком предложений и абзацев;
-составлять собственные тексты в жанре письма;
применять правила правописания:
-приставки, оканчивающиеся на з, с;
-непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);
-буквы о, ё после шипящих в корнях слов;
-буквы и, ы после ц в различных частях слов;
-мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
-безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных;
-буквы о, е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц;
-безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных;
-раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
-знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Ученик получит возможность научиться:
проводить по предложенному в учебнике алгоритму фонетический разбор слова и разбор слова по составу (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);
устанавливать род неизменяемых имен существительных (наиболее употребительные слова);
склонять личные местоимения;
различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы;
находить второстепенные члены предложения: определение, обстоятельство, дополнение;
самостоятельно составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;
разбирать по членам простое двусоставное предложение;
применять правило правописания соединительных гласных о, е в сложных словах;
применять правило правописания суффиксов имен существительных–ок, -ец, -иц, сочетаний ичк, ечк, инк, енк;
применять правило правописания безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных на-ий, -ия, -ие;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
писать подробные изложения;
создавать собственные тексты (писать сочинения) с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи;
соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала)
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык»
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты.
У третьеклассника продолжат формироваться:.
- осознание языка как основного средства человеческого общения;
- восприятие русского языка как явления национальной культуры;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты.
У третьеклассника продолжат формироваться:
- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
- способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
- умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
- понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия вдиалоге;
- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
- умение задавать вопросы.
Предметные результаты.
У третиклассника продолжат формироваться:
- овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
- умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
- умение проверять написанное;
- умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
- способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Календарно-тематическое планирование
учебного предмета «Русский язык»
(4ч в неделю; 34 учебных недели)
3 класс
№ урока | Тема урока | По плану | По факту | Примечание |
1 | Повторяем фонетику | 01.09 | | |
2 | Вспоминаем правило написания прописной буквы | 02.09 | | |
3 | Фонетический разбор слова | 06.09 | | |
4 | Вспоминаем правила переноса слов | 07.09 | | |
5 | Повторяем текст, его признаки и типы | 08.09 | | |
6 | Фонетический разбор слова | 09.09 | | |
7 | Повторяем правила обозначения гласных после шипящих. Повторяем состав слова | 13.09 | | |
8 | Повторяем правописание безударных гласных в корне слова | 14.09 | | |
9 | Повторяем признаки и типы текста. Разбор слова по составу | 15.09 | | |
10 | Повторяем правописание согласных в корне слова | 16.09 | | |
11 | Повторяем состав слова. Повторяем словообразование | 20.09 | | |
12 | Повторяем правописание непроизносимых согласных в корне слова | 21.09 | | |
13 | Текст и его заголовок | 22.09 | | |
14 | Разбор слова по составу и словообразование | 23.09 | | |
15 | Вспоминаем правописание суффиксов. Повторяем правописание приставок | 27.09 | | |
16 | Заголовок и начало текста | 28.09 | | |
17 | Предложение и его смысл. Слова в предложении. Виды предложений по цели высказывания и интонации | 29.09 | | |
18 | Последовательность предложений в тексте | 30.09 | | |
19 | Деление текста на абзацы | 04.10 | | |
20 | Главные члены предложения | 05.10 | | |
21 | Повторяем написание разделительного твёрдого и разделительного мягкого знаков | 06.10 | | |
22 | Главные члены предложения | 07.10 | | |
23 | Учимся писать приставки. Учимся писать приставки, оканчивающиеся на з/с | 11.10 | | |
24 | Подлежащее. Сказуемое | 12.10 | | |
25 | Итоговый диктант | 13.10 | | к.д. (резерв1) |
26 | Учимся писать письма. Подлежащее и сказуемое | 14.10 | | |
27 | Учимся писать письма | 18.10 | | |
28 | Итоговая контрольная работа. Простое предложение; виды предложений по цели высказывания и по интонации; главные члены предложения | 19.10 | | к.р. (резерв2) |
29 | Второстепенные члены предложения | 20.10 | | |
30 | Обстоятельство | 21.10 | | |
31 | Учимся писать приставку с- | 25.10 | | |
32 | Учимся писать письма | 26.10 | | |
33 | Определение | 27.10 | | |
34 | Учимся писать слова с двумя корнями. Запоминаем соединительные гласные о, е | 28.10 | | |
35 | Учимся писать письма | 08.11 | | |
36 | Дополнение | 09.11 | | |
37 | Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова | 10.11 | | |
38 | Учимся писать письма | 11.11 | | |
39 | Однородные члены предложения | 15.11 | | |
40 | Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц] | 16.11 | | |
41 | Однородные члены предложения | 17.11 | | |
42 | Знаки препинания при однородных членах предложения. Учимся писать письма | 18.11 | | |
43 | Однородные члены предложения | 22.11 | | |
44 | Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами | 23.11 | | |
45 | Однородные члены предложения | 24.11 | | |
46 | Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами | 25.11 | | |
47 | Учимся писать письма | 29.11 | | |
48 | Повторяем фонетику и состав слова | 30.11 | | |
49 | Повторение | 01.12 | | |
50 | Части речи | 02.12 | | |
51 | Самостоятельные и служебные части речи | 06.12 | | |
52 | Повторение | 07.12 | | |
53 | Итоговая контрольная работа за I полугодие. Фонетика; состав слова; синтаксис простого предложения | 08.12 | | к.р. (резерв3) |
54 | Имя существительное | 09.12 | | |
55 | Повторение | 13.12 | | |
56 | Учимся писать изложение | 14.12 | | |
57 | Итоговый диктант за I полугодие. Орфограммы, изученные в первом полугодии | 15.12 | | к.д. (резерв4) |
58 | Учимся писать изложение | 16.12 | | |
59 | Род имён существительных | 20.12 | | |
60 | Род имён существительных | 21.12 | | |
61 | Учимся писать изложение | 22.12 | | |
62 | Число имён существительных | 23.12 | | |
63 | Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных | 27.12 | | |
64 | Правописание ь после шипящих на конце имён существительных | 28.12 | | |
65 | Число имён существительных | 10.01 | | |
66 | Изменение имён существительных по числам | 11.01 | | |
67 | Изменение имён существительных по числам | 12.01 | | |
68 | Учимся писать изложение | 13.01 | | |
69 | Изменение имён существительных по падежам | 17.01 | | |
70 | Падеж имён существительных | 18.01 | | |
71 | Падеж имён существительных | 19.01 | | |
72 | Учим слова с удвоенными согласными в корне слова | 20.01 | | |
73 | Учимся писать письма | 24.01 | | |
74 | Падеж имён существительных | 25.01 | | |
75 | Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных | 26.01 | | |
76 | Падеж имён существительных | 27.01 | | |
77 | Учимся писать суффиксы -ец- и -иц- и сочетания ичк и ечк. | 31.01 | | |
78 | Работаем с текстом | 01.02 | | |
79 | Склонение имён существительных | 02.02 | | |
80 | Учимся писать сочетания инк и енк | 03.02 | | |
81 | Склонение имён существительных | 07.02 | | |
82 | Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения | 08.02 | | |
83 | Работаем с текстом | 09.02 | | |
84 | Склонение имён существительных | 10.02 | | |
85 | Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения | 14.02 | | |
86 | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые | 15.02 | | |
87 | Учимся писать безударные окончания имён существительных 2-го склонения | 16.02 | | |
88 | Учимся писать изложение | 17.02 | | |
89 | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые | 21.02 | | |
90 | Учимся писать безударные окончания имён существительных 2-го склонения | 22.02 | | |
91 | Имена существительные собственные и нарицательные. Гласные о и е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц | 24.02 | | |
92 | Учимся писать изложение | 28.02 | | |
93 | Способы образования имён существительных | 01.03 | | |
94 | Правописание безударных окончаний имён существительных 3-го склонения | 02.03 | | |
95 | Учимся писать безударные окончания имён существительных 3-го склонения | 03.03 | | |
96 | Учимся писать изложение | 05.03 | | |
97 | Повторяем фонетику и состав слова | 09.03 | | |
98 | Итоговая контрольная работа. Грамматические признаки имени существительного | 10.03 | | к.р. (резерв5) |
99 | Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных 1, 2, 3-го склонения | 14.03 | | |
100 | Итоговый диктант. Орфограммы, изученные в III четверти | 15.03 | | к.д. (резерв6) |
101 | Имя прилагательное | 16.03 | | |
102 | Правописание окончаний имён существительных множественного числа | 17.03 | | |
103 | Повторение | 21.03 | | |
104 | Имя прилагательное | 22.03 | | |
105 | Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных | 23.03 | | |
106 | Имя прилагательное | 24.03 | | |
107 | Правописание окончаний имён существительных на -ий,-ия, -ие | 04.04 | | |
108 | Повторение правописания безударных окончаний имён существительных | 05.04 | | |
109 | Качественные имена прилагательные | 06.04 | | |
110 | Изложение с элементами сочинения | 07.04 | | |
111 | Правописание окончаний имён прилагательных | 11.04 | | |
112 | Учимся писать изложение | 12.04 | | |
113 | Правописание окончаний имён прилагательных. | 13.04 | | |
114 | Краткая форма качественных прилагательных | 14.04 | | |
115 | Правописание окончаний имён прилагательных. Итоговое списывание | 18.04 | | к.сп. |
116 | Учимся писать сочинение | 19.04 | | |
117 | Относительные имена прилагательные. Правописание относительных прилагательных | 20.04 | | |
118 | Правописание относительных прилагательных. Итоговый словарный диктант | 21.04 | | К.сл.д.(резерв 7) |
119 | Как образуются относительные прилагательные. Правописание относительных прилагательных | 25.04 | | |
120 | Учимся писать сочинение | 26.04 | | |
121 | Правописание относительных прилагательных. | 27.04 | | |
122 | Притяжательные прилагательные | 28.04 | | |
123 | Правописание притяжательных прилагательных | 03.05 | | |
124 | Повторение | 04.05 | | |
125 | Комплексная итоговая контрольная работа | 05.05 | | к.р. (резерв8) |
126 | Повторяем фонетику и состав слова | 11.05 | | |
127 | Итоговый диктант | 12.05 | | к.р (резерв9) |
128 | Правописание краткой формы имён прилагательных | 16.05 | | |
129 | Местоимение | 17.05 | | |
130 | Работаем с текстом | 18.05 | | |
131 | Работа 2. Тестовая контрольная работа | 19.05 | | к.р. (резерв10) |
132 | Личные местоимения | 23.05 | | |
133 | Личные местоимения | 24.05 | | |
134 | Правописание местоимений с предлогами | 25.05 | | |
135 | Как изменяются местоимения | 26.05 | | |
136 | Правописание местоимений | 30.05 | | |
137 | Как изменяются местоимения | 31.05 | | |