СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Русский язык"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана на основе авторской программы "Русский язык: 1-4 классы: программа, планирование, контроль" С. В. Иванова, М. И, Кузнецовой, М. И. Кузнецовой

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Русский язык"»

Пояснительная записка


Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Русский язык: 1-4

классы: программа, планирование, контроль» С.В.Иванова, М.И.Кузнецовой, А.О.Евдокимовой 2014г.

Учитывая направление работы школы «Гражданское воспитание. Социализация учебно-воспитательного процесса» и главную идею курса «Русский язык», определяются цели и задачи.

Цель обучения: сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.

Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения предметных целей изучения русского языка – социокультурной и научно-исследовательской (познавательной).

Социокультурная цель изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочно­го письма.

Научно-исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления учащих­ся с основными положениями науки о языке.

Рабочая программа разработана в полном соответствии с авторской программой и учебно-методическим комплектом.

Содержание учебно-методического комплекта:

1.Русский язык: 1-4 классы: программа, планирование, контроль / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, А.О. Евдокимова. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 384 с.

2. Русский язык: 3класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. Ч. 1,2 /С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и др. -5 -е изд., перер.-М.:Вентана-Граф, 2019- 176с.: ил.- (Начальная школа ХХI века).

3. Пишем грамотно: 3 класс: рабочая тетрадь№1 для учащихся общеобразовательных организаций / М.И.Кузнецова. - 4-е изд., испр. и доп. - М.:Вентана-Граф, 2019.

4. Русский язык: 3 класс: тетрадь для контрольных работ: для учащихся общеобразовательных организаций. / В.Ю. Романова, Л.В. Петленко. – М.: Вентана-Граф, 2019. – 64 с.

5.Русский язык: 3класс: комментарии к урокам / С.В. Иванов, М.И Кузнецова. – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2016. – 512 с.

6. Русский язык: оценка достижения планируемых результатов обучения: контрольные работы, тесты, диктанты, изложения: 2-4 классы / В.Ю. Романова, Л.В. Петленко; под ред. С.В. Иванова. – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 272 с.

Авторская программа «Русский язык» предусматривает 136 часов (126 ч. + 10ч. резерва). Рабочая программа, учитывая особенности календаря 2021 -2022 учебного года и расписания уроков текущего года, составлена на 137 часов (5 часов коррекции)

В авторской программе предусмотрены контрольные работы: итоговая контрольная работа – 3 (урок №28, 53,98), комплексная итоговая работа – 1 (урок №125), итоговый диктант – 4 (урок № 25, 57, 100, 127), тестовая контрольная работа – 1 (урок №131), итоговое списывание – 1 (урок №115), итоговый словарный диктант (урок № 118) на основе методических пособий: Русский язык: 1-4 классы: программа, планирование, контроль / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, А.О. Евдокимова. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 161 - 169 с.; Русский язык: оценка достижения планируемых результатов обучения: контрольные работы, тесты, диктанты, изложения: 2-4 классы / В.Ю. Романова, Л.В. Петленко; под ред. С.В. Иванова. – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 76 - 173 с.

Формы организации учебного процесса: урок, конкурс, ролевая игра, презентация, путешествие, викторина, праздник.

Формы текущего контроля знаний и умений обучающихся: устный ответ, сообщение, самостоятельная работа, тренировочные упражнения, опрос.


Содержание программы.

3 класс (4 ч в неделю; 136 ч)

«Как устроен наш язык»

(основы лингвистических знаний) (62 ч)

Фонетика и графика (3ч)

Повторение изученного в 1-2 классах на основе введения фонетического разбора слова .

Орфоэпия.Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Состав слова(морфемика) (4 ч).

Повторение изученного во 2 классе на основе разбора слова по составу.

Синтаксис (18 ч)

Предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Установление с помощью смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. Различение главных и второстепенных членов предложения (дополне­ние, определение, обстоятельство).

Наблюдение за однородными членами предложения. Использование интонации перечисления в предложении с однородными членами. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.

Морфология (37 ч)

Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное: общее значение и употребление в речи. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода.Род неизменяемых существительных (на примере наиболее употребительных слов). Изменение имен существительных по числам. Изменение имен существительных по падежам. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1,2,3-му склонению. Различение собственных и нарицательных имен существительных.Наблюдение за одушевленными и неодушевленными именами существительными. Словообразование имён существительных.

Имя прилагательное: общее значение и употребление в речи. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных. Словообразование имён прилагательных.

Местоимение: общее значение и употребление в речи. Личные местоимения. Употребление лич­ных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.

«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) 53 ч

Повторение правил правописания, изученных в 1, 2 классах.

Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

- приставки, оканчивающиеся на з, с;

- соединительные гласные о, е в сложных словах;

- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);

- буквы о,ёпосле шипящих в корнях слов;

- буквы и, ы после цв различных частях слов;

- суффиксы имен существительных -ок-, -ец-, -иц-, сочетаний -ичк-, -ечк-, -инк-, -енк-;

- мягкий знак после шипящих на конце имен существительных;

- безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных;

- безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных на –ий, -ия, -ие;

-буквы –о, -е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц;

-безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных;

- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

-знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, нои без союзов;

Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.

«Развитие речи» (30 ч)

Устная речь.

Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение контролировать (устно координировать) действия партнера при проведении парной и групповой работы. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении ( sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).

Письменная речь.

Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2 классе: озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям, корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текста (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.

Знакомство с изложением (подробный и выборочный пересказ текста) и сочинением как видами письменной работы.

Знакомство с жанрами письма.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом правильности, богатства и выразительности письменной речи (с опорой на материал раздела «Лексика», изученного во 2 классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных слов, устаревших слов и фразеологизмов.

Резервные уроки (10ч)


Планируемые результаты освоения программы по русскому языку в 3 классе.


Ученик научится:

различать, сравнивать, кратко характеризовать:

-имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;

-виды предложений по цели высказывания и интонации;

-главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;

выделять, находить

-собственные имена существительные;

-личные местоимения 1, 2, 3-го лица;

-грамматическую основу простого двусоставного предложения;

-в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);

решать учебные и практические задачи

-определять род изменяемых имён существительных;

-устанавливать форму числа (единственное или множественное) имени существительного;

-задавать падежные вопросы и определять падеж имени существительного;

-определять принадлежность имен существительных к 1, 2, 3-ему склонению;

-устанавливать при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в предложении;

-находить предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;

-использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;

-подбирать примеры слов с определенной орфограммой;

-определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

-безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 65–80 слов;

-проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

-составлять план собственного и предложенного текста;

-определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;

-корректировать тексты с нарушенным порядком предложений и абзацев;

-составлять собственные тексты в жанре письма;

применять правила правописания:

-приставки, оканчивающиеся на з, с;

-непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой);

-буквы о, ё после шипящих в корнях слов;

-буквы и, ы после ц в различных частях слов;

-мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;

-безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных;

-буквы о, е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц;

-безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных;

-раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

-знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов.

Ученик получит возможность научиться:

  • проводить по предложенному в учебнике алгоритму фонетический разбор слова и разбор слова по составу (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);

  • устанавливать род неизменяемых имен существительных (наиболее употребительные слова);

  • склонять личные местоимения;

  • различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы;

  • находить второстепенные члены предложения: определение, обстоятельство, дополнение;

  • самостоятельно составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;

  • разбирать по членам простое двусоставное предложение;

  • применять правило правописания соединительных гласных о, е в сложных словах;

  • применять правило правописания суффиксов имен существительных–ок, -ец, -иц, сочетаний ичк, ечк, инк, енк;

  • применять правило правописания безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных на-ий, -ия, -ие;

  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;

  • писать подробные изложения;

  • создавать собственные тексты (писать сочинения) с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи;

  • соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала)

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык»

Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

Личностные результаты.

У третьеклассника продолжат формироваться:.

- осознание языка как основного средства человеческого общения;

- восприятие русского языка как явления национальной культуры;

- понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели инди­видуальной культуры человека;

- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты.

У третьеклассника продолжат формироваться:

- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

- способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

- умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

- понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия вдиалоге;

- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;

- умение задавать вопросы.

Предметные результаты.

У третиклассника продолжат формироваться:

- овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

- умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;

- умение проверять написанное;

- умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;

- способность контролировать свои действия, проверять написанное.




Календарно-тематическое планирование

учебного предмета «Русский язык»

(4ч в неделю; 34 учебных недели)

3 класс


урока

Тема урока

По плану

По факту

Примечание

1

Повторяем фонетику

01.09



2

Вспоминаем правило написания прописной буквы

02.09



3

Фонетический разбор слова

06.09



4

Вспоминаем правила переноса слов

07.09



5

Повторяем текст, его признаки и типы

08.09



6

Фонетический разбор слова

09.09



7

Повторяем правила обозначения гласных после шипящих. Повторяем состав слова

13.09



8

Повторяем правописание безударных гласных в корне слова

14.09



9

Повторяем признаки и типы текста. Разбор слова по составу

15.09



10

Повторяем правописание согласных в корне слова

16.09



11

Повторяем состав слова. Повторяем словообразование

20.09



12

Повторяем правописание непроизносимых согласных в корне слова

21.09



13

Текст и его заголовок

22.09



14

Разбор слова по составу и словообразование

23.09



15

Вспоминаем правописание суффиксов. Повторяем правописание приставок

27.09



16

Заголовок и начало текста

28.09



17

Предложение и его смысл. Слова в предложении. Виды предложений по цели высказывания и интонации

29.09



18

Последовательность предложений в тексте

30.09



19

Деление текста на абзацы

04.10



20

Главные члены предложения

05.10



21

Повторяем написание разделительного твёрдого и разделительного мягкого знаков

06.10



22

Главные члены предложения

07.10



23

Учимся писать приставки. Учимся писать приставки, оканчивающиеся на з/с

11.10



24

Подлежащее. Сказуемое

12.10


25

Итоговый диктант

13.10


к.д. (резерв1)

26

Учимся писать письма. Подлежащее и сказуемое

14.10



27

Учимся писать письма

18.10


28

Итоговая контрольная работа. Простое предложение; виды предложений по цели высказывания и по интонации; главные члены предложения

19.10


к.р. (резерв2)

29

Второстепенные члены предложения

20.10



30

Обстоятельство

21.10



31

Учимся писать приставку с-

25.10



32

Учимся писать письма

26.10



33

Определение

27.10



34

Учимся писать слова с двумя корнями. Запоминаем соединительные гласные о, е

28.10



35

Учимся писать письма

08.11



36

Дополнение

09.11



37

Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова

10.11



38

Учимся писать письма

11.11



39

Однородные члены предложения

15.11



40

Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]

16.11



41

Однородные члены предложения

17.11



42

Знаки препинания при однородных членах предложения. Учимся писать письма

18.11



43

Однородные члены предложения

22.11



44

Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами

23.11



45

Однородные члены предложения

24.11



46

Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами

25.11



47

Учимся писать письма

29.11



48

Повторяем фонетику и состав слова

30.11



49

Повторение

01.12


50

Части речи

02.12



51

Самостоятельные и служебные части речи

06.12



52

Повторение

07.12



53

Итоговая контрольная работа за I полугодие. Фонетика; состав слова; синтаксис простого предложения

08.12


к.р. (резерв3)

54

Имя существительное

09.12



55

Повторение

13.12



56

Учимся писать изложение

14.12



57

Итоговый диктант за I полугодие. Орфограммы, изученные в первом полугодии

15.12


к.д. (резерв4)

58

Учимся писать изложение

16.12



59

Род имён существительных

20.12



60

Род имён существительных

21.12



61

Учимся писать изложение

22.12



62

Число имён существительных

23.12



63

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных

27.12



64

Правописание ь после шипящих на конце имён существительных

28.12



65

Число имён существительных

10.01



66

Изменение имён существительных по числам

11.01



67

Изменение имён существительных по числам

12.01



68

Учимся писать изложение

13.01



69

Изменение имён существительных по падежам

17.01



70

Падеж имён существительных

18.01



71

Падеж имён существительных

19.01



72

Учим слова с удвоенными согласными в корне слова

20.01



73

Учимся писать письма

24.01



74

Падеж имён существительных

25.01



75

Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных

26.01


76

Падеж имён существительных

27.01



77

Учимся писать суффиксы -ец- и -иц- и сочетания ичк и ечк.

31.01



78

Работаем с текстом

01.02



79

Склонение имён существительных

02.02



80

Учимся писать сочетания инк и енк

03.02



81

Склонение имён существительных

07.02



82

Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения

08.02



83

Работаем с текстом

09.02



84

Склонение имён существительных

10.02


85

Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения

14.02



86

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

15.02



87

Учимся писать безударные окончания имён существительных 2-го склонения

16.02



88

Учимся писать изложение

17.02



89

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

21.02



90

Учимся писать безударные окончания имён существительных 2-го склонения

22.02



91

Имена существительные собственные и нарицательные. Гласные о и е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц

24.02



92

Учимся писать изложение

28.02



93

Способы образования имён существительных

01.03



94

Правописание безударных окончаний имён существительных 3-го склонения

02.03



95

Учимся писать безударные окончания имён существительных 3-го склонения

03.03



96

Учимся писать изложение

05.03



97

Повторяем фонетику и состав слова

09.03



98

Итоговая контрольная работа. Грамматические признаки имени существительного

10.03


к.р. (резерв5)

99

Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных 1, 2, 3-го склонения

14.03



100

Итоговый диктант. Орфограммы, изученные в III четверти

15.03


к.д. (резерв6)

101

Имя прилагательное

16.03



102

Правописание окончаний имён существительных множественного числа

17.03



103

Повторение

21.03



104

Имя прилагательное

22.03



105

Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных

23.03



106

Имя прилагательное

24.03



107

Правописание окончаний имён существительных на -ий,-ия-ие

04.04



108

Повторение правописания безударных окончаний имён существительных

05.04



109

Качественные имена прилагательные

06.04



110

Изложение с элементами сочинения

07.04



111

Правописание окончаний имён прилагательных

11.04



112

Учимся писать изложение

12.04



113

Правописание окончаний имён прилагательных.

13.04



114

Краткая форма качественных прилагательных

14.04



115

Правописание окончаний имён прилагательных. Итоговое списывание

18.04


к.сп.

116

Учимся писать сочинение

19.04



117

Относительные имена прилагательные. Правописание относительных прилагательных

20.04



118

Правописание относительных прилагательных. Итоговый словарный диктант

21.04


К.сл.д.(резерв 7)

119

Как образуются относительные прилагательные. Правописание относительных прилагательных

25.04



120

Учимся писать сочинение

26.04



121

Правописание относительных прилагательных.

27.04



122

Притяжательные прилагательные

28.04



123

Правописание притяжательных прилагательных

03.05



124

Повторение

04.05



125

Комплексная итоговая контрольная работа

05.05


к.р. (резерв8)

126

Повторяем фонетику и состав слова

11.05



127

Итоговый диктант

12.05


к.р (резерв9)

128

Правописание краткой формы имён прилагательных

16.05



129

Местоимение

17.05



130

Работаем с текстом

18.05



131

Работа 2. Тестовая контрольная работа

19.05


к.р. (резерв10)

132

Личные местоимения

23.05



133

Личные местоимения

24.05



134

Правописание местоимений с предлогами

25.05



135

Как изменяются местоимения

26.05



136

Правописание местоимений

30.05



137

Как изменяются местоимения

31.05







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!