СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету «Русский язык» 3класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету «Русский язык» 3класс»









ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Класс: 3

УМК: « Перспектива»

Образовательная область: «Филология»

Предмет: русский язык

Рабочая программа по предмету «Русский язык» на 2021/22 учебный год для обучающихся 3 классов МАОУ «Гимназия №14" г. Улан-Удэ разработана в соответствии с требованиями следующих документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года).
3. Приказ Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» в редакции приказа Минобрнауки России от 11.12.2020 № 712.
4. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28.
5. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2.
6. Приказ Минпросвещения от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность».
7. Концепция преподавания учебного предмета «Русский язык».
8. Учебный план основного общего образования МАОУ "Гимназия №14" г. Улан-Удэ на 2021/22 учебный год.
9. Положение о рабочей программе МАОУ "Гимназия №14" Улан-Удэ .

10Авторской программы Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной.

В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели:

познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);

социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объёма;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Содержание обучения в программе представлено разделами: «Речевое общение. Повторяем – узнаём новое», «Язык – главный помощник в общении», «Состав слова», «Части речи», «Повторение изученного за год».

Рабочая программа предусматривает реализацию национально-регионального компонента через введение на уроках работы с фольклорными текстами, текстами произведений широко известных бурятских писателей; формирование у обучающихся чувства уважения к традициям, обычаям, культурным ценностям народов Бурятии.

Программа обеспечена учебно-методическим комплектом:

- Л.Ф.Климанова; С.Г.Макеева. Русский язык. 3класс (1-4). М.: «Просвещение», 2019.

В соответствии с учебным планом МАОУ «Гимназия №14» на 2021-2022 уч. год рабочая программа по русскому языку в 3 классе составлена из расчета 5 часов в неделю, 170 часов в год (34 недели).

Цель и задачи изучения курса учебного предмета

В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет «Русский язык» реализует две основные цели:

  • познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся);

  • социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека).

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объёма;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.


Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом гимназии рабочая программа по «Русскому языку» в 3 классе составлена из расчета 5 часов в неделю, 170 часов в год (34 недели).

В связи с праздничными днями, выпадающими на учебные дни, возможно сокращение количества часов за счёт уплотнения программного материала, резервных уроков


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 3 КЛАССЕ


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

отражают сформированность, в том числе в части:

1.Гражданского воспитания формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;

развитие культуры межнационального общения, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;

развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;


2. Патриотического воспитания ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения ценности русского языка в жизни современного общества, формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину,

посредством использования воспитательных возможностей содержания учебного предмета, демонстрация детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия, добросердечности, патриотизма через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе в урочной форме через содержание учебного предмета в виде диалога, дискуссий;

3.Духовно-нравственного воспитания представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении экспериментов, создании учебных проектов,

стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;

посредством установления доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждению на уроке информации через активизацию познавательной деятельности через нестандартные уроки соревнования и игр (конкурсы, викторины, турниры, деловые игры);

−побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), через учебную дисциплину и самоорганизацию .


4.Эстетического воспитания приобщение к уникальному российскому культурному наследию,

Эстетическое воспитание на уроках русского языка – это формирование у школьников эстетического чувства, то есть представления о прекрасном в языке и речи на основе составленных текстов

воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;

5.Физического воспитания, формирования культуры здоровья эмоционального благополучия

осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания; посредством подобранных текстов, проведения динамических пауз, разминок, бесед.

6.Трудового воспитания коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, воспитания уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; формирования умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей посредством:

развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;

7.Экологического воспитания экологически целесообразного отношения к природе как источнику Жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью,

повышения уровня экологической культуры

8.Ценностей научного познания

Мировоззренческих представлений соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли предмета в познании этих закономерностей;

познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений;

познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;


Метапредметные результаты

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

•Принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

•овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно- логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;

•планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;

•учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

•выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);

•выполнять учебные действия в материализованной, громко- речевой и умственной форме;

•контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;

•оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей; •адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

•осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

•самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;

•понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;

•использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;

•воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;

•анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

•осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);

•использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;

•пользоваться словарями и справочным материалом учебника;

•анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;

•осуществлять синтез как составление целого из частей;

•овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;

•ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;

•находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

•осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;

•осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;

•осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;

•составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;

•строить несложные рассуждения, устанавливать причинно- следственные связи, делать выводы, формулировать их.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

•выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

•ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

•адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;

•участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;

•задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

•контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

•учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;

•оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

•строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;

•применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


РАЗВИТИЕ РЕЧИ. РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ

Обучающийся научится:

  • понимать, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить мысли и чувства;

  • относиться к русскому языку как к великой ценности и культурному достоянию народа;

  • анализировать речевую модель общения: речь партнёра (собеседника) по общению, цель и тему общения, его результат;

  • понимать речевые задачи общения: что-то сообщить (проинформировать, известить), одобрить (поддержать, похвалить, согласиться, подтвердить), возразить (оспорить, покритиковать, убедить), объяснить (уточнить, побудить, доказать, посоветовать, воодушевить);

  • выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения;

  • контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения;

  • правильно использовать в общении вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логические ударения, паузы в соответствии с культурными нормами;

  • различать диалогическую и монологическую речь;

  • составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения;

  • составлять устные тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение;

  • пересказывать текст с помощью опорных слов, с ориентировкой на главную мысль высказывания; писать изложения по составленному плану;

  • составлять рассказы по серии картинок, на предложенную тему, по личным впечатлениям.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • совершенствовать свою устную речь на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях;

  • говорить выразительно, понятно, логично, чётко формулируя мысль в словесной форме; говорить связно в нормальном темпе, соблюдая необходимые нормы орфоэпии;

  • делать полный и краткий пересказ текста;

  • устранять в текстах шаблонные фразы и выражения, передавать своё отношение к высказанному; исключать из речи слова со значением неодобрения («кривляка», «худосочный», «здоровенный» и др.);

  • совершенствовать культуру речевого общения: соблюдать нормы речевого этикета, уметь выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение; уметь поздравить или пригласить друзей, вести разговор по телефону, правильно обратиться к собеседнику; соблюдать культуру письменного общения: писать буквы, предложения в соответствии с правилами русской графики и орфографии, соблюдать аккуратность в ведении записей, чёткость и аккуратность выполнения письменных работ.


ГЛАВНЫЙ ПОМОЩНИК В ОБЩЕНИИ — РОДНОЙ ЯЗЫК

Фонетика, графика, орфография

Обучающийся научится:

  • проводить звуко-буквенный анализ слов;

  • определять ударение в словах;

  • делить слова на слоги и на части для переноса;

  • находить в тексте слова с девятью изученными ранее основными орфограммами (употребление прописной буквы, безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов, буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, щн; непроверяемые написания; разделительные мягкий и твёрдый знаки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, перенос слов), применять нужный алгоритм для написания этих орфограмм;

  • верно употреблять мягкий знак на конце имён существительных после шипящих с учётом рода имён существительных;

  • правильно писать не с глаголами;

  • использовать нужный алгоритм проверки всех изученных орфограмм;

  • писать под диктовку тексты (55—65 слов), включающие слова с изученными орфограммами.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • верно произносить слова с «проблемным» ударением, с особенностями произношения, определяемыми по орфоэпическому словарю;

  • формировать представление о единообразии написания слова, морфем;

  • писать мягкий знак на конце глаголов неопределённой формы после буквы ч.

Лексика

Обучающийся научится:

  • различать лексическое значение и звуко-буквенную форму слова;

  • сравнивать слова по значению и по форме (синонимы, антонимы, омонимы);

  • распознавать в тексте синонимы и антонимы;

  • находить необходимую информацию о значении слова в лингвистических словарях;

  • сопоставлять значения слов на основе их двусторонних моделей;

  • объяснять прямое и переносное значение слова, понимать причины появления многозначности.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать различие основной функции имён и личных местоимений;

  • различать мотивированные и немотивированные названия.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

  • разбирать слова по составу, выделяя в них приставку, корень, суффикс, окончание;

  • выделять в слове основу и окончание;

  • составлять с помощью условных обозначений схему состава слова;

  • различать однокоренные слова и разные формы одного слова;

  • объяснять значение, которое привносят в слово приставка и суффикс;

  • образовывать новые слова с предложенными приставками и суффиксами;

  • правильно писать приставки, формировать представление о единообразии их написания; понимать роль окончания для связи слов в предложении и словосочетании.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • находить в корнях слов исторические фонетические чередования согласных звуков (река — реченька, снег — снежок, бег — бежать);

  • образовывать сложные слова на базе предложенных сочетаний слов, разбирать сложные слова по составу.

Морфология

Обучающийся научится:

  • определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам;

  • правильно употреблять слова разных частей речи в собственных высказываниях.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Обучающийся научится:

  • различать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные;

  • определять число имён существительных;

  • определять род имён существительных, согласовывать с ними слова других частей речи;

  • определять падеж имени существительного по предложенному алгоритму;

  • изменять имена существительные по падежам.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • верно употреблять в речи имена существительные с «проблемным» определением рода;

  • сопоставлять написание имён существительных женского и мужского рода с шипящими согласными на конце;

  • образовывать формы множественного числа имён существительных при наличии вариантных окончаний;

  • разбирать имя существительное как часть речи (начальная форма, собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, число, падеж).

МЕСТОИМЕНИЕ

Обучающийся научится:

  • сравнивать по значению и по функции имена существительные и личные местоимения;

  • употреблять личные местоимения в речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • устранять повторы слов в предложении, используя личные местоимения.

ГЛАГОЛ

Обучающийся научится:

  • распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков;

  • определять времена глаголов;

  • образовывать глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времени;

  • определять число глаголов;

  • верно писать частицу не с глаголами;

  • писать мягкий знак в глаголах неопределённой формы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • обоснованно применять нужные формы глаголов в собственных устных высказываниях и в письменной речи.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Обучающийся научится:

  • находить имена прилагательные в тексте на основе их значения и грамматических признаков;

  • определять связь имени прилагательного с именем существительным;

  • верно писать безударные окончания имён прилагательных, используя предложенный алгоритм.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • делать разбор имени прилагательного как части речи: определять род, число и падеж имени прилагательного;

  • объяснять роль имён прилагательных в речи;

  • использовать имена прилагательные в собственных речевых произведениях.

СИНТАКСИС

Словосочетание

Обучающийся научится:

  • объяснять различия слова, предложения и словосочетания на основе их главной функции — быть средством номинации или средством выражения законченной мысли;

  • составлять словосочетания по заданным моделям;

  • находить словосочетания в предложении.

Предложение

Обучающийся научится:

  • определять тип предложения по цели высказывания и по интонации;

  • находить главные члены предложения — подлежащее и сказуемое;

  • находить второстепенные члены предложения (без их разграничения);

  • устанавливать связь между членами предложения по вопросам;

  • находить в предложении однородные члены.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • верно ставить знаки препинания при однородных членах предложения.

Текст

Обучающийся научится:

  • отличать текст от простого набора предложений;

  • устанавливать связь между предложениями в тексте;

  • определять тему и основную мысль текста;

  • озаглавливать текст;

  • выделять в тексте вступление, основную часть и заключение;

  • составлять план текста;

  • распознавать типы текстов (описание, повествование, рассуждение).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать художественные и научные тексты;

  • составлять тексты разных типов.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

«Речевое общение. Повторяем – узнаём новое»

Смысловая сторона речи и словесная форма ее выражения. Воображаемые коммуникативно-речевые ситуации речи на примере «общения» литературных героев. Осмысление условий реального общения учащихся в группе и в парах общение с партнером на основе взаимопонимания, доброжелательности и уважения. Наблюдение за стилем общения собеседников. Совершенствование устной речи на фонетическом, лексическом, синтаксическом уровнях.

Культура письма: написание букв, слов, предложений в соответствии с правилами русской орфографии и графики. Аккуратность ведения записей, четкость и изящество выполнения письменных работ. Общее представление о тексте и его особенностях. Заглавие, тема, главная мысль, связь предложений в тексте, опорные слов, основные части - вступление (начало), основная часть (середина), заключительная часть (конец). План текста.

Виды текстов (текст-описание, текст-рассуждение, текст-повествование).

Художественный и научный тексты (сравнение с помощью учителя).

Определение типов текстов. Составление текстов разного типа. Сочинение небольших текстов повествовательного и описательного характера. Списывание текстов различных типов.

«Язык – главный помощник в общении»

Язык как средство (инструмент) общения и познавательной деятельности. Язык – культурная ценность народов России. Высказывание писателей о русском языке

Звуки и буквы. Слог, ударение Девять правил орфографии

Развивать умение распознавать имена, отчества и фамилии людей, клички животных, названия населенных пунктов и писать их с заглавной буквы.

Отработка умения обозначать на письме безударные гласные звуки в корне слова, проверяемые ударением.

Отработка умения проверять парные согласные.

Написание непроизносимых согласных

Написание разделительного твердого и мягкого знаков.

Орфограмма «Удвоенные согласные».

Написание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу, чн, чк.

Сопоставление значений слов на основе их двухсторонних моделей. Мотивированные названия слов (подснежник, подберезовик и т.д.).

Словари (толковый, орфографический, синонимов и антонимов)

Местоимения в речи. Редактирование текста: замена имен существительных местоимениями.

Словосочетание, составление и выделение словосочетаний из предложений, постановка вопроса от слова к слову

Вид предложения по цели их высказывания и интонации, ставить знаки препинания в конце слова.

Главные и второстепенные члены предложения, связь между ними по вопросам

однородные членов предложения и их обозначения.

Умение обозначать на письме интонацию перечисления в предложениях с однородными членами

Нахождение в тексте однородных членов предложения и их обозначения.

Интонация перечисления в предложениях с однородными членами.

«Состав слова»

Основа и окончание. Роль окончания в слове. Корень слов. Однокоренные слова. Сравнение однокоренных слов, форм одного и того же слов. Обобщение и систематизация изученных правил орфографии: прописная буква в именах собственных; проверяемые безударные гласные в корне слова; проверяемы парные по звонкости-глухости согласные в корне слова; непроверяемые гласные и согласные в корне слова; правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн; непроизносимые согласные; разделительный твердый и мягкий знаки; правила переноса слов. Закрепление навыков нахождения изученных орфограмм в словах и алгоритма их проверки. Наблюдение за чередованием букв согласных звуков в корне слова. Приставки. Отличие приставки от предлога. Разделительный твердый (ъ) в словах с приставками. Суффикс как значимая часть слова, его роль в слово- образовании.

Приставка как части слова. Значения приставок в словах. Приставки в однокоренных словах. Приставки и предлоги.

Особенности словообразования и правописания сложных слов.

Способы образования слов.

«Части речи»

Систематизация знаний по разделу «Части речи»

Имя существительное как часть речи. Род имен существительных. Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих Этимология названий падежей. Алгоритм определения падежа имени существительного. Ударные и безударные падежные окончания.

Личные местоимения (общее представление). Наблюдение за ролью местоимений в речи.

Глагол как часть речи. Изменение глаголов по временам. Суффикс глаголов прошедшего времени. Родовые окончания глаголов в прошедшем времени. Неопределенная форма глагола, суффиксы глаголов в неопределенной форме, мягкий знак после шипящих согласных в конце глаголов в неопределенной форме. Изменение глаголов по числам. Окончание глаголов в прошедшем времени. Не с глаголами. Разбор глагола как части речи.

Имя прилагательное как часть речи. Общее значение прилагательных, вопросы. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Алгоритм определения рода, числа и падежа имени прилагательного. Правописание окончаний имен прилагательных. Суффиксы имен прилагательных (наблюдение). Роль имен прилагательных в речи. Разбор имени прилагательного как части речи.














ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема

Кол-во часов

Основные направления воспитательной деятельности

Основные виды деятельности учащихся

I-е полугодие



Речевое общение. Повторяем — узнаём новое (10 ч)



1-3

Собеседники. Диалог

3

1,2,3,4,5,6,,7,8

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

•Принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

•овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно- логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;

•планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;

•выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);

•выполнять учебные действия в материализованной, громко- речевой и умственной форме;

•контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;

•оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей; •адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

•осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

•самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;

•использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;

•анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;

•осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;

•осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;

задачи;

•строить несложные рассуждения, устанавливать причинно- следственные связи, делать выводы, формулировать их.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

•выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

•ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

•участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;

•задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

•контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

•учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;


4

Входная контрольная работа

1

6

5

Работа над ошибками

1

5,6,8

6

Культура устной и письменной речи

1

1,2,3,4,5,6,8

7-8

Текст

2

1,2,3,4,5,6,8

9

Контрольная работа по теме «Речевое общение»

1

6

10

Работа над ошибками

1

5,6,8

Язык — главный помощник в общении (34ч)


11

Язык — главный помощник в общении

1

1,2,3,4,8

12-13

Звуки и буквы

2

3,5,6,7,8

14

Слог, ударение

1

3,5,6,7,8

15-24

Девять правил орфографии

10

3,5,6,7,8

25

Контрольный диктант за I четверть

1

6

26

Работа над ошибками

1

5,6,8

27-35

Слово и его значение

9

1,2,3,4,5,6,7,8

36-37

Словосочетание

2

1,2,3,4,5,6,7,8

38

Предложение

1

1,2,3,4,5,6,7,8

39-41

Главные члены предложения

3

3,5,6,8

42-43

Предложения с однородными членами

2

3,5,6,8,

44

Контрольная работа по теме «Язык — главный помощник в общении»

1

6

45

Работа над ошибками

1

5,6,8

Состав слова (15 ч)


46

Повторение значимых частей слова

1

2,3,5,6,8

47-50

Корень

4

3,5,6,8

50-51

Приставка

2

1,3,5,6,8

52-53

Суффикс

2

3,5,6,8

54-55

Окончание

2

3,5,6,8

56-57

Как образуются слова

2

1,2,3,5,6,8

58

Контрольная работа по теме «Состав слова»

1

6

59

Работа над ошибками

1

5,6,8

Части речи (66 ч)


60-61

Систематизация знаний по разделу «Части речи

2

2,3,5,6,7,8

63

Контрольный диктант за II четверть

1

6

64

Работа над ошибками

1

5,6,8





II-е полугодие


65-66

Имя существительное как часть речи. Повторяем, что знаем

2

1,2,3,4,5,6,8

67-68

Число имён существительных

2

3,5,6,8

69-71

Род имён существительных

3

3,5,6,8

72-74

Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих

3

3,5,6,8

75-84

Изменение имён существительных по падежам (склонение)

10

3,5,6,8

85-86

Как разобрать имя существительное

2

3,5,6,8

87

Контрольная работа по теме «Имя существительное»

1

6

88

Работа над ошибками

1

5,6,8

89-90

Местоимение

2

3,5,6,8

91-92

Глагол как часть речи

2

2,3,5,6,7,8

93-98

Изменение глаголов по временам

6

3,5,6,8

99-100

Неопределённая форма глагола

2

3,5,6,8

101

Контрольный диктант за III четверть

1

6

102

Работа над ошибками. Изменение глаголов по числам

1

5,6,8

103-104

Изменение глаголов по числам

2

3,5,6,8

105-106

Изменение по родам глаголов прошедшего времени

2

3,5,6,8

107-108

Не с глаголами

2

3,5,6,8

109-110

Разбор глагола как части речи

2

3,5,6,8

111

Контрольная работа по теме «Глагол»

1

6

112

Работа над ошибками

1

5,6,8

113-115

Имя прилагательное как часть речи

3

3,5,6,8

116-123

Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам

8

3,5,6,8

124

Разбор имени прилагательного как части речи

1

3,5,6,8

125

Контрольная работа по теме «Имя прилагательное»

1

6

126

Работа над ошибками

1

5,6,8

Повторение изученного за год (6 ч)


127

Повторение и обобщение изученного материала

1

1,2,3,4,5,6,7,8

128

Годовая контрольная работа

1

6

129

Работа над ошибками.

1

5,6,8

130-132

Резервные уроки

3

1,2,3,4,5,6,8



17