СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Русский язык"(4 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая прграмма по предмету "Русский язык"(УМК "Школа России", 4 класс). В программе: "Пояснительная записка" и календарно - тематическое планирование уроков.(136 часов, 4 раза в неделю)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Русский язык"(4 класс)»



МКОУ «СОШ п. Волжский»

Рассмотрено Согласовано: Утверждаю:

на заседании МО учителей Зам. директора Директор МКОУ

начальных классов по УВР «СОШ п. Волжский»

Протокол №1 _________Сидагалиева К.С. _________Страшко О.М.

от 28.08.2020г. ______________________ _____________________





Рабочая программа по предмету

«Русский язык »



4 класс

УМК «Школа России»

Учитель: Лебедева А.А



2020 – 2021 учебный год


Пояснительная записка

I.Место учебного предмета в учебном плане.

  1. Об учебной программе.

Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), утверждённому приказом Минобрнауки России  от 06 октября 2009г.№373 планируемых результатов начального общего образования, авторской программы Канакиной В.П., Горецкого. Ориентирована на работу по УМК «Школа России» и соответствует обязательному минимуму содержания образования.

Программа соответствует учебному плану МКОУ "СОШ п. Волжский" на 2020-2021 учебный год.

Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.

  1. О количестве учебных часов.

Рабочая программа рассчитана на 136 часов в год (4 часа в неделю, 34 учебных недели).


Количество часов в год – 136.

Количество часов в неделю – 4.

Количество часов в I четверти – 36

Количество часов во II четверти – 28

Количество часов в III четверти – 40.

Количество часов в IV четверти – 32.

За год:

Контрольные диктанты - 6

Контрольное списывание – 2

Контрольное изложение – 1

Контрольное сочинение -1

Обучающее изложение -7

Обучающее сочинение -7

Словарные диктанты – 16

Проекты – 4

Проверочные работы - 5


II. Используемый учебно-методический комплект.

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:

1.Учебник «Русский язык» , 4 класс, Канакина В. П., Горецкий В. Г. М.: Просвещение,2020г.

2.Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык», 4 класс, Канакина В. П ,М.: Просвещение,2020г.

Поурочные разработки к учебнику Канакиной В. П.,Русский язык 4 класс, Ситниккова Т.Н. ,М. ВАКО, 2019г.

III. Планируемые результаты освоения учебного предмета.


1.Цели и задачи, основные принципы.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

  • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

  • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности

чистоты;

  • пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

2.Планируемые результаты.

Личностные результаты

  • Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  • Развитие самостоятельности личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные результаты

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  • Использование знаково-символических средств представления информации.

  • Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

  • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

  • Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

  • Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

  • Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты

  • Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

  • Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общении.

  • Позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании.

  • Понимание значимости правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека, проявления собственного уровня культуры.

  • Овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объеме материала изучаемого курса; использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля над ней.

  • Приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах и средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач.

  • Освоение первоначальных научных преставлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объеме материала изучаемого курса); понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка.

  • Овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объеме материала изучаемого курса).

  • Овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объеме материала изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умение проверять написанное.

К концу 4 класса учащиеся должны знать:

Изученные части речи, их признаки и определения; одно­родные члены предложения, их признаки.

Учащиеся должны уметь:

  • орфографически и каллиграфически правильно списы­вать и писать под диктовку текст (70—85 слов), включаю­щий все изученные орфограммы по программе начальной школы; проверять написанное;

  • производить звуко-буквенный разбор слов типа школьный, сливки, народ, ружьё, ель, морковь;

  • производить разбор по составу (находить в слове окон­чание, выделять корень, приставку, суффикс) слов типа по­звонить, смелость, лимонный, подсказка, заморский, пообедали;

  • производить разбор слова как части речи: начальная фор­ма, род, склонение, падеж, число имен существительных; начальная форма, род, падеж, число имен прилагательных; начальная (неопределенная) форма, спряжение, число, время, лицо (в настоящем и будущем времени), род (в прошедшем времени) глаголов; начальная форма, падеж, лицо, число, род (в 3-м лице единственного числа) местоимений;

  • производить синтаксический разбор простого предложе­ния, предложения с однородными членами;

  • определять тему текста, его основную мысль, автором прямо не сформулированную, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, составлять план текста;

  • определять тип текста (повествование, описание, рассуж­дение); использовать эти типы текстов в речи;

  • писать изложение и сочинение (60—75 слов) повествова­тельного текста с элементами описания и рассуждения по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя;

  • в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • для адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);

  • работы со словарем (алфавит);

  • соблюдения орфоэпических норм;

  • создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;

  • овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).

3.Система контроля оценивания.

В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по русскому языку должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребёнка.

Оценивать диагностические и стандартизированные работы следует в соответствии с уровнем освоения четвероклассником программы по русскому языку. 70% сделанных верно заданий означает, что «стандарт выполнен».

Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения русскому языку в четвёртом классе. Объектом оценки предметных результатов служит способность четвероклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.

В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по русскому языку. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

Текущий контроль по русскому языку осуществляется в письменной и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или словарного диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.

Тематический контроль по русскому языку проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: проверка безударных гласных в корне слова, парных согласных, определение частей речи и др. Проверочные работы позволяют проверить, например, знания правил проверки безударных гласных, главных членов предложений и др. В этом случае для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, на выполнение которой отводится 5-6 минут урока.

Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых стандартизированных контрольных работ.

Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т.д.), обучающие изложения и сочинения. В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Одной из ее целей является оценка предметных и метапредметных результатов освоения программы по русскому языку в четвёртом классе: способность решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, сформированность обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений.

При оценивании письменных работ учитель принимает во внимание сформированность каллиграфических и графических навыков.

Оценивая письменные работы по русскому языку и учитывая допущенные ошибки, учитель должен иметь в виду следующее:

повторные ошибки в одном и том же слове считаются как одна ошибка (например,
если ученик дважды написал в слове «песок» вместо «е» букву «и»);

две негрубые ошибки считаются за одну ошибку;

если в тексте несколько раз повторяется слово и в нём допущена одна и та же ошибка, она считается как одна;

ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как разные;
ошибки (например, написание буквы «т» вместо «д» в слове «лошадка» и буквы «с» вместо «з» в слове «повозка»);

при трёх поправках оценка снижается на 1 балл.

Негрубыми считаются следующие ошибки:

повторение одной и той же буквы в слове (например, «каартофель»);

перенос, при котором часть слова написана на одной строке, а на другой опущена;

дважды написанное одно и то же слово.

Ошибками в диктанте (изложении) не считаются:

ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном, ни в предшествующих классах не изучались;

отсутствие точки в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;

единичный случай замены слова другим без искажения смысла;

отрыв корневой согласной при переносе, если при этом не нарушен слогораздел.

Ошибкой считается:

нарушение орфографических правил при написании слов;

неправильное написание слов с непроверяемыми написаниями, круг которых очерчен программой каждого класса;

отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в соответствии с программой;

дисграфические ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах.


ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Диктант

«5» - ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 4-ом классе возможно одно исправление графического характера).

«4» - ставится, если допущено не более двух орфографических и двух пунктуационных ошибок или одной орфографической и трёх пунктуационных ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.

«3» - ставится, если допущено 3-5 орфографических ошибок или 3-4 орфографических и 3 пунктуационных ошибки, работа написана небрежно.

«2» - ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

Грамматическое задание

«5» - ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;

«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;

«3» - ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;

«2» - ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий;



Контрольное списывание

Словарный диктант

Тест


«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы

«5» - без ошибок.

«5» - верно выполнено более 5/6 заданий

«4» - ставится, если в работе 1 орфографическая ошибка и 1 исправление

«3» - ставится, если в работе допущены 2 орфографические ошибки и 1 исправление

«4» - 1 ошибка и 1 исправление.

«4» - верно выполнено 3/4 заданий


«3» - 2 ошибки и 1 исправление

«3» - верно выполнено 1/2 заданий


«2» - ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки

«2» - 3-5 ошибок.

«2» - верно выполнено менее 1/2 заданий

Изложение

«5» - правильно и последовательно воспроизведён авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.

«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления.

«3» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трёх предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.

«2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.

Сочинение

«5» - логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.

«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления.

«3» - имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.

«2» - имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.

Примечание:

Учитывая, что изложения и сочинения в начальной школе носят обучающий характер, не удовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения и сочинения.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются её содержательность, анализ работы школьника, чёткая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик обучающегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

Примерное количество слов:

для словарных диктантов: 12 – 15;

для контрольных диктантов: первое полугодие – 65-70, конец года – 75-80;

для изложений: первое полугодие - примерно 75-85 слов, конец года – 85-95 слов.

IV.Содержание учебного предмета.

Повторение (9ч).

Текст. Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование,описание, рассуждение, смешанный текст).

Предложение. Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление).

Составление предложений с обращением.

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.

Разбор предложения по членам предложения.

Предложение (11ч)

Однородные члены предложения. Однородные члены предложения (общее представление).Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.

Простые и сложные предложения. Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.

Слово в языке и речи (16 ч)

Слово и его лексическое значение.Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.

Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связной речи.

Состав слова.Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость, маленький. Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале. Упражнение в правописании приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Совершенствование звуко-буквенного анализа с привлечением слов более сложного слого-звукового состава типа сильный, водичка, ёлка, вьюга, съел.

Части речи. Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог). Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы. Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами -о, -а (близко, быстро, интересно, влево, направо, заново, справа, слева,издалека). Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения)

Имя существительное (34 ч)

Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.

Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-госклонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).

Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа(инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.

Имя прилагательное (27 ч)

Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам.в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.

Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).

Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.

Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.

Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.

Местоимение ( 7ч)

Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.

Глагол (24ч)

Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.

Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.

Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает?умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тсяв возвратных глаголах в 3-м лице и -тьсяв возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).

Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)

Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).

Повторение изученного (8ч)

Связная речь

Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста. План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно). Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.

Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учетом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).

Изложение. Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.

Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др.

Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.

Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе.

Чистописание

Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений букв в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнение в развитии ритмичности, плавности письма, способствующих формированию скорости.

Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.

Слова с непроверяемыми написаниями

Автомобиль, агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, беседа, библиотека, билет, богатство, ботинки, вагон, везде, вокзал, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, ещё, железо, завтра, здесь, издалека, инженер, календарь, каникулы, кастрюля, километр, командир, комбайн, корабль, космонавт, костёр, костюм, лучше, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, одиннадцать, пассажир, пейзаж, победа, портрет, правительство, председатель,. прекрасный, путешествие, расстояние, салют, самолёт. сверкатъ, сверху, свитер, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка. слева, снизу, справа, тарелка, телефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяин, хозяйство, человек, шестнадцать, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.

V.Тематическое планирование


Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Повторение

9

2

Предложение.

11

3

Слово в языке и речи.

16

4

Имя существительное

34

5

Имя прилагательное

27

6

Местоимение

7

7

Глагол

24

8

Повторение

8


Итого:

136 часов





























Календарно-тематическое планирование по русскому языку (136 ч)




Дата




Тема

Планируемые результаты

«Выпускник научится»


1.



Знакомство с учебником. Наша речь и наш язык.

Различать язык и речь. Различать диалогическую и монологическую речь. Называть «волшебные» слова русской речи: слова-приветствия, слова-прощания, слова-просьбы, слова-извинения и др.

Развивать мотивы к созданию дневника с записью мудрых мыслей о русском языке. Составлять текст по рисунку с включением в него диалога.

2.



Язык и речь. Формулы вежливости

3



Текст и его план

Называть признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль, план текста. Подбирать заголовок к тексту.

Составлять планы к данным текстам. Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.).

4.



Развитие речи.

Обучающее изложение. Подробное изложение текста «Первая вахта».

Излагать содержание повествовательного текста и оценивать правильность написанного. Определять тему и главную мысль текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению».


5.



Анализ изложений. Типы текстов. Словарный диктант №1

Называть типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Сопоставлять тексты разного стиля. Создавать собственные тексты по предложенным темам с использованием разных типов речи

6.



Предложение как единица речи. Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

Составлять из слов предложения, различные по цели высказывания и по интонации. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения

7.



Виды предложений по цели высказывания и по интонации.

Находить в тексте предложения, различные по цели высказывания и по интонации.

Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации.

8.



Входной контрольный диктант №1 по теме «Повторение»

Писать раздельно слова в предложении, оформлять предложения, записывать слова без пропуска, искажения и замены букв

9.



Анализ диктанта. Диалог. Обращение.

Находить обращение в предложении.

Составлять предложения с обращением.

Ставить знаки препинания в предложениях с обращениями. Обосновывать использование знаков препинания в конце предложений и знака тире в диалогической речи. Выделять обращения на письме

10.



Основа предложения. Однородные члены предложения.

Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении. Находить однородные, главные и второстепенные члены предложения, объяснять способы нахождения однородных и главных членов предложения. Различать второстепенные члены предложения

Анализировать схемы предложений, составлять по ним предложение. Работать с памяткой «Разбор предложения по членам».

11.



Словосочетание. Словарный диктант №2

Сравнивать предложение, словосочетание и слово, объяснять их сходство и различие.

Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании. Выделять в предложении словосочетания. Определять в словосочетании главное и зависимое слово при помощи вопроса.

12.



Однородные члены предложения (общее понятие)

Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте.

Находить в предложении однородные члены предложения.

13.



Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами. Определять, каким членом предложения являются однородные члены, соблюдать изученные орфографические и пунктуационные правила;

14.



Предложения с однородными членами предложения без союзов и с союзами и, а, но.

Находить в предложении однородные члены предложения, которые связаны с помощью союзов.

Объяснять постановку запятой в предложениях с однородными членами

Составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами (а, и, но)

Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами

15.



Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень»

Составлять рассказ по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень» и данному плану. Оценивать текст с точки зрения содержания и соответствия типу, плану. Объяснять постановку запятой в предложениях с однородными членами

16.



Анализ сочинений. Наши проекты. «Похвальное слово знакам препинания»

Проводить исследование, делать выводы, представлять работу. Оценивать результаты выполненного задания

17.



Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного.

Различать простое и сложное предложения

Составлять сложные предложения. Выделять в сложном предложении его основы.

18.



Обучающее изложение.

Излагать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки.


19.



Работа над ошибками. Знаки препинания в сложных предложениях и предложениях с однородными членами

Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного


20.



Проверочная работа. «Знаки препинания в сложных предложениях и предложениях с однородными членами»

Различать сложное предложение и простое предложение с однородными членами.

Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного.

21.



Слово и его лексическое значение.

Словарный диктант № 3

Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Работать с толковым словарём учебника, находить в нём нужную информацию о слове.

22.



Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова

Углублять представления об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях.

23.



Фразеологизмы. Синонимы, антонимы, омонимы.

Контрольное списывание

Распознавать фразеологизмы, устаревшие слова, синонимы, антонимы, омонимы. Контролировать уместность использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова, корректировать обнаруженные ошибки, подбирая наиболее точный синоним. Работать с лингвистическими словарями учебника.

24.



Состав слова. Роль окончаний в слове. Разбор слова по составу.

Объяснять алгоритм разбора слова по составу, использовать его при разборе слова по составу

25.



Проверочная работа. Состав слова. Распознавание значимых частей слова

Анализировать заданную схему слова и подбирать слова заданного состава.

Анализировать текст с целью нахождения в нём однокоренных слов, слов с определёнными суффиксами и приставками.

Находить в словах изученные орфограммы и выполнять проверку.

Образовывать однокоренные слова с помощью суффиксов и приставок.

26.



Работа над ошибками. Правописание гласных и согласных в корнях слов

Использовать алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слова. Анализировать разные способы проверки орфограмм.

Выполнять звуко-буквенный анализ слова.

27.



Правописание приставок и суффиксов. Правописание слов с суффиксами -ик, -ек, -ок, -онок

Образовывать однокоренные слова с помощью суффиксов и приставок. Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы

28.



Разделительные твердый и мягкий знаки

Объяснять, когда в словах пишется мягкий знак, а когда твёрдый разделительный знак

29.



Обучающее изложение. Подробное изложение на основе зрительного восприятия текста.

Излагать содержание повествовательного текста Восстанавливать нарушенную последовательность частей текста и письменно подробно воспроизводить содержание текста.

30



Анализ изложений. Части речи. Морфологические признаки частей речи

Называть изученные части речи, делить части речи на самостоятельные и служебные. Классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков.

31.



Склонение имен существительных и имен прилагательных. Словарный диктант №4.

Находить изученные части речи в тексте.

Объяснять, по каким признакам определяют части речи

32



Имя числительное. Глагол как часть речи.

Различать части речи по грамматическим признакам Подбирать примеры изученных частей речи. Образовывать наречия от имён прилагательных

33



Наречие как часть речи.

Находить в тексте наречия.

Анализировать грамматические признаки наречия. Определять роль наречий в предложении и тексте.

34.



Сочинение-отзыв по картине В.М.Васнецова «Иван Царевич на Сером волке».

Обсуждать представленный отзыв С.И.Мамонтова о картине В.М.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке», высказывать своё суждение и сочинять собственный текст-отзыв о картине художника

35.



Работа над ошибками. Правописание наречий.

Находить в тексте наречия. Классифицировать наречия по значению и вопросам. Образовывать наречия от прилагательных.

36.



Контрольный диктант с грамматическим заданием за 1 четверть

Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами


37.



Анализ диктантов. Упражнение в склонении имён существительных и распознавании падежей.

Выделять существительные по лексико-грамматическим признакам.

Различать собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные существительные в форме единственного и множественного числа. Различать и находить существительные мужского, женского и среднего рода.

Изменять имена существительные по падежам

38.



Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевлённых имён существительных

Выделять из предложений словосочетания с существительными.

Находить управляющее слово и определять падеж существительного в словосочетании. Наблюдать за ролью предлогов при определении падежа имен

39.



Упражнение в распознавании одушевлённых имён существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже

Склонять существительные. Определять падеж, в котором употреблено имя существительное. Выделять окончания имён существительных.

40.



Упражнение в распознавании имен существительных в творительном и предложном падежах

Определять падеж, в котором употреблено имя существительное. Составлять и записывать предложения с существительными в нужной падежной форме.

Определять падеж существительного в предложении (в тексте).

41.



Несклоняемые имена существительные. Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Словарный диктант № 5.

Называть имена существительные, которые употребляются в одной форме.


42.



Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных

Определять, относится ли имя существительное к 1-му склонению.

Устанавливать основные признаки существительных 1-го склонения.

Сравнивать ударные и безударные окончания этих существительных (работать по таблице).

43.



Упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения

Определять, относится ли имя существительное к 1-му склонению.

Называть падежные окончания имён существительных 1-го склонения

44.



Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег»

Составлять текст-описание. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме

45.



Работа над ошибками. 2‑е склонение имён существительных

Сравнивать имена существительные 1-го и 2-го склонения: находить сходство и различие. Устанавливать основные признаки существительных 2-го склонения.

46



3-е склонение имен существительных

Устанавливать основные признаки существительных 3-го склонения.

Сравнивать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различие

47.



Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного

Определять, относится имя существительное к 1-му, 2-му или 3-му склонению. определять тип склонения и падеж существительных; выделять в предложениях существительные, в которых окончание является орфограммой; производить орфографический разбор существительных с безударными падежными окончаниями; выбирать проверочные слова для правописания безударных падежных окончаний существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения;

48.



Обучающее изложение. Подробное изложение повествовательного текста.

Подробно излагать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме.

Оценивать результаты выполненного задания

49.



Анализ изложения. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

Сравнивать падежные окончания имён существительных трёх склонений. Выделять безударные окончания существительных как орфограмму.

Определять тип склонения и падеж существительных.

Называть способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных.

Писать правильно слово «портрет»

50.



Именительный и винительный падежи имён существительных.

Определять именительный и винительный падежи имени существительного.

Различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи имён существительных единственного числа)

51.



Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже.

Определять родительный падеж имени существительного.


52.



Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных

Словарный диктант № 6.

Находить в предложении одушевлённые имена существительные в родительном и винительном падежах.


53.



Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже

Определять дательный падеж имени существительного.

Составлять словосочетания, состоящие из глагола и имени существительного с предлогом или без предлога в форме дательного падежа

54.



Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах

Доказывать правильность написания падежного окончания.


55.



Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже

Определять творительный падеж имени существительного.


56.



Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже

Определять предложный падеж имени существительного


57.



Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах


Определять падеж имён существительных в единственном числе.


58.



Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных Наши проекты «Говорите правильно!»

Определять падеж имён существительных в единственном числе

59.



Сочинение по картине В.А. Тропинина «Кружевница»

Составлять текст-отзыв. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме

60.



Работа над ошибками. Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных

Определять падеж имён существительных в единственном числе

61.





Склонение имён существительных во множественном числе. Именительный падеж имён существительных множественного числа. Словарный диктант № 7.

Находить в тексте имена существительные во множественном числе. Ставить имя существительное во множественном числе в начальную форму с целью определения начальной формы. Сравнивать правописание окончаний одушевленных и неодушевленных существительных 1-го, 2-го, и 3-го склонения с твердой и мягкой основами в форме множественного числа (работать по таблице).

Употреблять правильно в устной и письменной речи имена существительные во множественном числе (директора, шофёры и др.) в именительном падеже

62.



Родительный падеж имён существительных множественного числа

Употреблять правильно в устной и письменной речи имена существительные во множественном числе (нет яблок, но апельсинов и др.) в родительном падеже.

63.



Контрольный диктант с грамматическим заданием за 2 четверть

Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами

64.



Анализ контрольного диктанта. Повторение. Морфологический разбор имени существительного как части речи

Определять падеж имени существительного в единственном числе использовать правило правописания безударных падежных окончаний существительных при написании диктантов, изложений и т.д.

65.



Правописание окончаний имён существительных множественного числа в родительном и винительном падеже.

Определять падеж имён существительных во множественном числе с одинаковыми окончаниями

66.



Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа

Определять падеж имени существительного во множественном числе

67.



Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе.

Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами

68.



Проверочная работа по разделу «Имя существительное. Правописание безударных окончаний».

Выполнять морфологический разбор имени существительного.

Формирование мотивации к проведению исследовательской работы

69.



Обучающее изложение. Подробное изложение повествовательного текста.

Излагать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.

Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме.

Оценивать результаты выполненного задания

70.



Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе.

Определять падеж имени существительного во множественном числе

71.





Имя прилагательное как часть речи. Род и число имён прилагательных. Словарный диктант № 8.

Характеризовать лексическое значение имен прилагательных.

Образовывать от имён существительных и от имён прилагательных однокоренные имена прилагательные при помощи суффиксов. Характеризовать особенности грамматических признаков имени прилагательного (изменение по родам, числам, падежам). Наблюдать и устанавливать значение прилагательных в речи

Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе). Выделять из предложения словосочетания прилагательного с существительным, устанавливать связь слов в этих словосочетаниях

72.



Упражнение в определении рода и в правописании родовых окончаний имён прилагательных в именительном падеже. Описание игрушки

Определять тему и главную мысль текста.

Составлять рассказ по заданной теме.

Распространять предложения, дополняя их подходящими по смыслу прилагательными для усиления выразительности текста.

Употреблять прилагательные, используемые в прямом и переносном значениях, в разных контекстах.

73.



Склонение имён прилагательных

Изменять по падежам имена прилагательные в единственном числе.

Понимать зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного

74.



Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В.А. Серова «Мика Морозов»

Понимать зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного

75.



Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе

Сравнивать падежные окончания прилагательных мужского и среднего рода с твердой и мягкой основой (работать по таблице).

Писать безударное падежное окончание имени прилагательного путём подбора имени прилагательного с ударным окончанием или по окончанию вопроса в том же падеже

76.



Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже

Называть падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже.


77.



Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже

Называть падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже

78.



Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже

Называть падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже


79.



Именительный, винительный, родительный падежи имён прилагательных единственного числа

Называть падеж имён прилагательных, выделять окончания имён прилагательных. Называть падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном, винительном, родительном падежах.

80.



Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах

Называть падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах


81.



Упражнение в правописании окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода Словарный диктант № 9.

Ставить имена прилагательные в нужном падеже

82.



Наши проекты «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина»

Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме.

Оценивать результаты выполненного задания

83.



Склонение имён прилагательных женского рода.

Склонять имена прилагательные женского рода.

Называть окончания имён прилагательных в каждом из падежей.


84.



Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода

Выделять окончания имён прилагательных в именительном и винительном падежах


85.



Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных женского рода.

Определять падеж и выделять окончания имён прилагательных

86.



Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода.

Определять падеж и выделять окончания имён прилагательных

87.



Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных.

Приводить примеры словосочетаний с именами прилагательными в родительном, дательном и предложном падежах.


88.



Осложнённое списывание

Писать по памяти сравнительно-описательный текст.

Составлять сообщение о достопримечательностях своего города (посёлка). Объяснять, к какому типу относится текст (текст-повествование, текст-описание).

89.



Работа над ошибками. Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Словарный диктант № 10.

Называть пропущенные окончания имён прилагательных женского рода

90.



Сочинение-отзыв по картине Н.К. Рериха «Заморские гости»

Составлять текст по репродукции картины.

91.



Склонение имён прилагательных во множественном числе.

Называть вопросы и окончания имён прилагательных множественного числа в каждом из падежей.

Склонять имена прилагательные, пользуясь таблицей. Устанавливать способ проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных в форме множественного числа.

92.



Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа

Различать имена прилагательные в именительном и винительном падежах.

Определять падеж имён прилагательных множественного числа.


93.



Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа

Сравнивать окончания родительного и предложного падежей имён прилагательных.

Определять падеж имён прилагательных множественного числа

94.



Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа


Определять падеж имён прилагательных множественного числа.

Называть окончания имён прилагательных множественного числа.

95.



Проверочная работа по теме «Имя прилагательное»

Называть грамматические признаки имён прилагательных.

Выполнять морфологический разбор имени прилагательного

96.



Обобщение знаний о склонении имени существительного и имени прилагательного. Словарный диктант № 11.

Называть грамматические признаки имён прилагательных.

97.



Сочинение - отзыв по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Составлять текст.

Оценивать результаты выполненного задания.

98.



Работа над ошибками. Местоимение как часть речи. Личные местоимения

Понимать, что такое местоимение.

Распознавать местоимения среди других частей речи

Указывать грамматические признаки местоимений.

Определять лицо, число, род у личных местоимений 3-го лица


99.



Изменение личных местоимений 1-го, 2-го, 3 -го лица по падежам.

Определять лицо, число и падеж местоимений. изменять личные местоимения по падежам.

Составлять тексты с включением в них диалога.


100.



Изменение личных местоимений по падежам. Упражнение в правописании предлогов с местоимениями.

Определять лицо, число и падеж местоимений. Раздельно писать предлоги с местоимениями.


101.



Изложение повествовательного текста с элементами описания

Подробно излагать текст. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивать уместность употребления местоимений в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями. Оценивать результаты выполненного задания

102.



Работа над ошибками.

Словарный диктант № 12. Обобщение по теме «Местоимение»

103.



Контрольный диктант с грамматическими заданиями.

Находить и отмечать в словах орфограммы. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами

104.



Работа над ошибками. Повторение. Упражнение в правописании местоимений и правильном употреблении их в речи

Подробно излагать текст. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Работать с памяткой «Разбор местоимения как части речи». Оценивать результаты выполненного задания. Сочинять поздравительную открытку к 8 марта.

105.



Глагол как часть речи. Роль глаголов в языке


Различать глаголы среди других слов в тексте. Объяснять роль глаголов в нашем языке. Называть, что обозначают глаголы.

Называть вопросы, на которые отвечают глаголы.

106.



Изменение глаголов по временам

Называть время, число глагола.

Объяснять роль глагола в предложении Трансформировать текст, изменяя время глагола. Выделять личные окончания глаголов.

107.



Неопределённая форма глагола

Объяснять, что такое неопределённая форма глагола. Называть глаголы в неопределённой форме. Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении). Ставить вопросы к глаголам в неопределенной форме и классифицировать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать?

108.



Изменение глаголов по временам. Словарный диктант № 13.

Образовывать временные формы от глагола в неопределенной форме. Изменять глаголы по временам.

Объяснять, как изменяются глаголы прошедшего времени в единственном числе

109.



Изложение повествовательного текста по цитатному плану

Подробно излагать текст по самостоятельно составленному плану. Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме.

Оценивать результаты выполненного задания (правильность содержания, структуры написанного текста и использования в нём языковых средств)

110.



Анализ изложения. Спряжение глаголов

Определять лицо и число глаголов.

Изменять глаголы по лицам и числам, формировать умение спрягать глаголы в настоящем и будущем времени

111.



Спряжение глаголов. Распознавание числа и лица глаголов

Изменять глаголы по лицам и числам, формировать умение спрягать глаголы в настоящем и будущем времени. Работать с таблицами спряжений глаголов в настоящем времени;

112.



2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе

Спрягать глаголы, распознавать лицо и число глагола по местоимению, по личному окончанию, по вопросу Использовать правило при написании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени.

113.



Сочинение по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода»

Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. Оценивать результаты выполненного задания.

114.



I и II спряжение глаголов настоящего времени

Понимать, что глаголы одного и тоже спряжения в форме настоящего времени имеют одинаковые ударные и безударные окончания в одном и том же лице и числе Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы «I и II спряжение глаголов».

115.



I и II спряжение глаголов будущего времени

Понимать, что глаголы в форме будущего времени спрягаются так же, как и глаголы в форме настоящего времени.

116.



Наши проекты «Пословицы и поговорки»

Знать словари и сборники пословиц и поговорок. Подготовить к выполнению проектной работы

117.



Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания.

Называть алгоритм определения спряжения глагола с безударным личным окончанием.

определять спряжение глаголов с безударными личными окончаниями.

Называть глаголы-исключения

118.



Контрольный диктант с грамматическим заданием

119.





Работа над ошибками. Правописание не с глаголами. Возвратные глаголы

Понимать, что при образовании форм глагола надо правильно поставить вопрос к неопределённой форме глагола и к формам настоящего и будущего времени

Узнавать возвратные глаголы среди других форм глагола. Правильно произносить и писать возвратные глаголы.

Распознавать форму 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени и неопределенную форму возвратных глаголов.

Писать правильно -тся и -ться в возвратных глаголах

120.





Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах. Словарный диктант № 14.

Распознавать форму 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени и неопределенную форму возвратных глаголов.

Писать правильно -тся и -ться в возвратных глаголах

121.



Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок

Излагать текст. Составлять текст на спортивную тему (на основе наблюдений за спортивной информацией или личного интереса к какой-либо спортивной деятельности).

Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме.

Оценивать результаты выполненного задания

122.



Работа над ошибками. Правописание глаголов в прошедшем времени.

Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени.

Объяснять, почему окончания глаголов единственного числа в форме прошедшего времени называют родовыми

123.



Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени

Объяснять, почему окончания глаголов единственного числа в форме прошедшего времени называют родовыми

124.



Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени

Называть суффикс, с помощью которого образованы формы прошедшего времени.


125.



Изложение повествовательного текста по вопросам

Составлять рассказ.

Находить нужную орфограмму на допущенную ошибку при письме. письменно излагать содержание текста с опорой на выписанные опорные слова (глаголы).

Оценивать результаты выполненного задания

126.



Работа над ошибками. Упражнение в правописании глагольных форм и распознавании морфологических признаков глагола Словарный диктант № 15.

Выполнять морфологический разбор глагола Работать с памяткой «Разбор глагола как части речи». Определять последовательность действий при разборе глагола как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков глагола.

127.



Проверочная работа по теме «Глагол»

Находить и отмечать в словах орфограммы.

Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами

128.



Работа над ошибками.Повторение изученного о глаголе.

Выполнять морфологический разбор глагола


129.



Язык. Речь. Текст


Различать язык и речь.

Называть виды речи.

Объяснять назначение речи. Называть признаки текста: Называть типы текстов: повествование, описание, рассуждение

130.



Контрольное списывание

Предложение и словосочетание

Объяснять, что такое предложение.

Находить границы предложений.

Определять тип предложения

Выделять в тексте и записывать словосочетания, в которые входят наречия.

Выделять главные и второстепенные члены предложения.

Выделять грамматическую основу предложения.

Сравнивать и различать распространенные предложения и нераспространенные предложения с однородными подлежащими и однородными сказуемыми.

Разбирать по членам предложения

131.



Предложение и словосочетание. Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения

132.



Итоговый контрольный диктант.

133.



Работа над ошибками. Лексическое значение слова

Закреплять представление о лексическом значении слова, об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слов, об антонимах и синонимах, о тематических группах слов.

134.


Части речи. Словарный диктант № 16.

Выделять существительные, прилагательные по лексико-грамматическим признакам.

Разбирать существительное как часть речи (морфологический разбор).

Разбирать прилагательное как часть речи (морфологический разбор).

Разбирать наречия по составу

135.


Части речи. Состав слова.

136.


Звуки и буквы.