СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Русский ( родной ) язык" 9 класс в объеме 34 часа ( 1 час в неделю )

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа содержит три обязательных раздела: "Планируемые результаты", "Содержание курса", "Тематическое планирование". Дополнительно добавлено календарно - тематическое планирование на 34 часа ( 1 час в неделю )

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Русский ( родной ) язык" 9 класс в объеме 34 часа ( 1 час в неделю )»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ № 4»

Принята на заседании

педагогического совета

31.08.2020 протокол № 1


Утверждена

приказом директора школы

от 31.08.2020 № 142

Рабочая программа

по русскому( родному ) языку для 9 класса

на 2020 – 2021 учебный год

(34 часа)



Рабочая программа по русскому (родному) языку для 9 класса составлена на основе:


1. Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общегообразования;

2. Методических рекомендаций к учебным предметам «Русский родной язык» и «Русская родная литература». Автор: Шутан М. И., заведующий кафедрой словесности и культурологии Нижегородского института развития образования, утверждено на заседании кафедры от 18.01.2019 (протокол №1).

3. Учебник «Русский родной язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций.» Авторы: О.М.Александрова и др., М., «Просвещение», 2020.







Разработчик программы: Зуйкова Т.А.,

учитель русского языка

и литературы







2020 г.



Планируемые результаты

Изучение предметной области «Родной русский язык» должно обеспечивать:

- воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа;

- осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

- получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:

1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;

3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;

4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;

5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;

6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.


Содержание учебного курса

(34 ч.)

Раздел I. Язык и культура.

Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.

Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.

Раздел II. Культура речи.

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.

Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.

Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.

Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежа.


Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.

Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений.

Речевой этикет

Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.

Раздел III. Речь. Речевая деятельность. Текст.

Язык и речь. Виды речевой деятельности

Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.

Текст как единица языка и речи

Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.

Функциональные разновидности языка

Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.

Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.

Публицистический стиль. Проблемный очерк.

Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.

Примерные темы проектных и исследовательских работ.

Простор как одна из главных ценностей в русской языковой картине мира.

Образ человека в языке: слова-концепты дух и душа.

Из этимологии фразеологизмов.

Из истории русских имён.

Русские пословицы и поговорки о гостеприимстве и хлебосольстве.

О происхождении фразеологизмов. Источники фразеологизмов.

Словарик пословиц о характере человека, его качествах, словарь одного слова; словарь юного болельщика, дизайнера, музыканта и др.

Календарь пословиц о временах года; карта «Интересные названия городов моего края/России».

Лексическая группа существительных, обозначающих понятие время в русском языке.

Мы живем в мире знаков.

Роль и уместность заимствований в современном русском языке.

Понимаем ли мы язык Пушкина?

Этимология обозначений имен числительных в русском языке.

Футбольный сленг в русском языке.

Компьютерный сленг в русском языке.

Названия денежных единиц в русском языке.

Интернет-сленг.

Этикетные формы обращения.

Как быть вежливым?

Являются ли жесты универсальным языком человечества?

Как назвать новорождённого?

Межнациональные различия невербального общения.

Искусство комплимента в русском и иностранных языках.

Формы выражения вежливости (на примере иностранного и русского языков).

Этикет приветствия в русском и иностранном языках.

Анализ типов заголовков в современных СМИ, видов интервью в современных СМИ.

Сетевой знак @ в разных языках.

Слоганы в языке современной рекламы.

Девизы и слоганы любимых спортивных команд.

Синонимический ряд: врач – доктор – лекарь – эскулап – целитель – врачеватель. Что общего и в чём различие.

Язык и юмор.

Анализ примеров языковой игры в шутках и анекдотах.

Подготовка сборника «бывальщин», альманаха рассказов, сборника стилизаций, разработка личной странички для школьного портала и др.

Разработка рекомендаций «Вредные советы оратору», «Как быть убедительным в споре» «Успешное резюме», «Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях» и др.



Тематический план



№ п/п

Тема раздела

Кол-во часов

1

Раздел I. Язык и культура

6 ч.

2

Раздел II. Культура речи.

16 ч.

3

1.Основные орфоэпические нормы современного русского языка.

3

4

2.Основные лексические нормы современного русского языка.

4

5

3.Основные грамматические нормы современного русского языка.

2

6

4.Основные синтаксические нормы современного русского языка.

5

7

3.Речевой этикет.

2

8

Раздел III. Речь. Речевая деятельность. Текст.

12 ч.

9

1.Язык и речь. Виды речевой деятельности.

1

10

2.Текст как единица языка и речи.

2

11

3.Функциональные разновидности языка.

9


Итого

34 часа



Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Тема урока 9 класс

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту


Раздел I. Язык и культура




1

Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа.

1



2

Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость.

1



3

Крылатые слова и выражения.

1



4

Развитие языка как объективный процесс. Внешние и внутренние факторы языковых изменений.

1



5

Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум».

1



6

Активизация процесса заимствования иноязычных слов.

1




Раздел II. Культура речи.





1.Основные орфоэпические нормы современного русского языка.




7

Активные процессы в области произношения и ударения.

1



8

Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём.

1



9

Практикум. Акцентология. Орфоэпия.

1




2.Основные лексические нормы современного русского языка.




10

Лексическая сочетаемость слова и точность речи. Типичные речевые ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.

1



11

Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм.

1



12

Практикум. Типичные речевые ошибки, связанные с речевой избыточностью.

1



13

Современные толковые словари. Словарные пометы.

1




3.Основные грамматические нормы современного русского языка.




14

Управление. Правильное построение словосочетаний по типу управления.

1



15

Правильное употребление предлогов О, ПО, С, ИЗ в составе словосочетания. Типичные грамматические ошибки.

1




4. Синтаксические ошибки как разновидность грамматических.




16

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов.

1



17

Ошибки в употреблении предложений с косвенной речью.

1



18

Типичные ошибки в построении сложных предложений.

1



19

Синонимия простых и сложных предложений.

1



20

Синонимия разных видов сложных предложений.

1




3.Речевой этикет.




21

Этика и этикет в электронной среде общения. Этикет Интернет- переписки.

1



22

Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.

1




Раздел III. Речь. Речевая деятельность. Текст.





1.Язык и речь. Виды речевой деятельности.




23

Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях.

1




2.Текст как единица языка и речи.




24

Виды преобразования текстов: аннотация, конспект.

1



25

Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.

1




3.Функциональные разновидности языка.




26

Официально-деловой стиль. Особенности и основные черты.

1



27

Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.

1



28

Учебно-научный стиль. Жанровое разнообразие учебно-научного стиля.

1



29

Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.

1



30

Публицистический стиль. Многообразие жанров публицистического стиля.

1



31

Проблемный очерк. Особенности написания.

1



32

Язык художественной литературы, его отличительные особенности и основные черты.

1



33

Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст.

1



34

Афоризмы. Прецедентные тексты.

1