СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Русский (родной) язык" 6 класс в объеме 34 часа (1 час в неделю)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа содержит три обязательных раздела: "Планируемые результаты", "Содержание курса", "Тематическое планирование". Дополнительно добавлено календарно - тематическое планирование на 34 часа ( 1 час в неделю)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Русский (родной) язык" 6 класс в объеме 34 часа (1 час в неделю)»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ № 4»


Принята на заседании

педагогического совета



Утверждена

приказом директора школы



Рабочая программа

по русскому (родному) языку

на 2020 – 2021 учебный год

6 класс

(34 ч. в нед.)

Программа:

1. Примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык» для ОО, реализующих программу ООО (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 31 января 2018 года № 2/18)


2. Методические рекомендации к учебным предметам

«Русский родной язык» и «Русская родная литература» (Автор –

Шутан М. И., заведующий кафедрой словесности и культурологии

Нижегородского института развития образования,

утверждено на заседании кафедры от 18.01.2019 (протокол №1).


Учебник: «Русский родной язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций». Авторы: О.М. Александрова и др., М., «Просвещение», 2020.



Автор-составитель: учителя русского языка

и литературы

Зуйкова Т.А.






2020 г.


Планируемые результаты

Изучение предметной области «Родной русский язык» должно обеспечивать:

- воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа;

- осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

- получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:

1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;

3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;

4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;

5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;

6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.


Содержание учебного курса

Раздел I. Язык и культура .

Краткая история русского литературного языка. Роль церковнославянского (старославянского) языка в развитии русского языка. Национально-культурное своеобразие диалектизмов. Диалекты как часть народной культуры. Диалектизмы. Сведения о диалектных названиях предметов быта, значениях слов, понятиях, не свойственных литературному языку и несущих информацию о способах ведения хозяйства, особенностях семейного уклада, обрядах, обычаях, народном календаре и др. Использование диалектной лексики в произведениях художественной литературы.

Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Заимствования из славянских и неславянских языков. Причины заимствований. Особенности освоения иноязычной лексики (общее представление). Роль заимствованной лексики в современном русском языке.

Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой. Современные неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической окраске.

Национально-культурная специфика русской фразеологии. Исторические прототипы фразеологизмов. Отражение во фразеологии обычаев, традиций, быта, исторических событий, культуры и т.п. (начать с азов, от доски до доски, приложить руку и т.п. – информация о традиционной русской грамотности и др.).

Раздел II. Культура речи .

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

Произносительные различия в русском языке, обусловленные темпом речи. Стилистические особенности произношения и ударения (литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные). Нормы произношения отдельных грамматических форм; заимствованных слов: ударение в форме род.п. мн.ч. существительных; ударение в кратких формах прилагательных; подвижное ударение в глаголах; ударение в формах глагола прошедшего времени; ударение в возвратных глаголах в формах прошедшего времени м.р.; ударение в формах глаголов II спр. на –ить; глаголы звонить, включить и др. Варианты ударения внутри нормы: баловать – баловать, обеспечение – обеспечение.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов.

Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления антонимов.

Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления лексических омонимов.

Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория склонения: склонение русских и иностранных имён и фамилий; названий географических объектов; им.п. мн.ч. существительных на -а/-я и -ы/-и (директора, договоры); род.п. мн.ч. существительных м. и ср.р. с нулевым окончанием и окончанием –ов (баклажанов, яблок, гектаров, носков, чулок); род.п. мн.ч. существительных ж.р. на –ня (басен, вишен, богинь, тихонь, кухонь); тв.п. мн.ч. существительных III склонения; род.п. ед.ч. существительных м.р. (стакан чая – стакан чаю);склонение местоимений‚ порядковых и количественных числительных. Нормативные и ненормативные формы имён существительных. Типичные грамматические ошибки в речи.

Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом склонения (в санаторий – не «санаторию», стукнуть туфлей – не «туфлем»), родом существительного (красного платья – не «платьи»), принадлежностью к разряду – одушевленности – неодушевленности (смотреть на спутника – смотреть на спутник), особенностями окончаний форм множественного числа (чулок, носков, апельсинов, мандаринов, профессора, паспорта и т. д.).

Нормы употребления имен прилагательных в формах сравнительной степени (ближайший – не «самый ближайший»), в краткой форме (медлен – медленен, торжествен – торжественен).

Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы имен существительных. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках.

Речевой этикет

Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета: сдержанность, вежливость, использование стандартных речевых формул в стандартных ситуациях общения, позитивное отношение к собеседнику. Этика и речевой этикет. Соотношение понятий этика – этикет – мораль; этические нормы – этикетные нормы – этикетные формы. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Этикетные формулы начала и конца общения. Этикетные формулы похвалы и комплимента. Этикетные формулы благодарности. Этикетные формулы сочувствия‚ утешения.

Раздел III. Речь. Речевая деятельность. Текст.

Язык и речь. Виды речевой деятельности

Эффективные приёмы чтения. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.

Текст как единица языка и речи

Текст, тематическое единство текста. Тексты описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение.

Функциональные разновидности языка

Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины».

Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение (устный ответ). Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). Структура устного ответа. Различные виды ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка. Языковые средства, которые используются в разных частях учебного сообщения (устного ответа). Компьютерная презентация. Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям.

Публицистический стиль. Устное выступление.

Язык художественной литературы. Описание внешности человека.




Тематический план



№ п/п

Тема раздела

Кол-во часов

1

Раздел I. Язык и культура

9 ч.

2

Раздел II. Культура речи.

17 ч.

3

1.Основные орфоэпические нормы современного русского языка.

5

4

2.Основные лексические нормы современного русского языка.

4

5

3.Основные грамматические нормы современного русского языка.

6

6

3.Речевой этикет.

2

7

Раздел III. Речь. Речевая деятельность. Текст.

8 ч.

8

1.Язык и речь. Виды речевой деятельности.

1

9

2.Текст как единица языка и речи.

2

10

3.Функциональные разновидности языка.

5


Итого

34 часа





Календарно – тематическое планирование


№ п/п


Тема урока 6 класс

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту


Раздел I. Язык и культура




1

Краткая история русского литературного языка. Роль церковнославянского (старославянского) языка в развитии русского языка.

1



2

Диалекты как часть народной культуры. Диалектизмы. Национально-культурное своеобразие диалектизмов.

1



3

Использование диалектной лексики в произведениях художественной литературы.

1



4

Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. Причины заимствований.

1



5

Заимствования из славянских и неславянских языков.

1



6

Особенности освоения иноязычной лексики. Роль заимствованной лексики в современном русском языке.

1



7

Современные неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической окраске.

1



8

Национально-культурная специфика русской фразеологии. Исторические прототипы фразеологизмов.

1



9

Отражение в русской фразеологии обычаев, традиций и культуры русского народа.

1




Раздел II. Культура речи.





1.Основные орфоэпические нормы современного русского языка.




10

Стилистические особенности русского произношения и ударения.

1



11

Нормы произношения отдельных грамматических форм существительных.

1



12

Нормы произношения отдельных грамматических форм прилагательных

1



13

Нормы произношения отдельных грамматических форм глаголов.

1



14

Варианты ударения внутри нормы.

1




2.Основные лексические нормы современного русского языка.




15

Синонимы и точность речи. Особенности употребления синонимов.

1



16

Антонимы и точность речи. Особенности употребления синонимов.

1



17

Лексические омонимы и точность речи. Особенности употребления лексических омонимов.

1



18

Типичные речевые ошибки, связанные с употреблением синонимов, антонимов и лексических омонимов.

1




3.Основные грамматические нормы современного русского языка.




19

Категория склонения существительных. Нормы употребления имён существительных в соответствии с типом склонения.

1



20

Склонение местоимений.

1



21

Склонение порядковых и количественных числительных.

1



22

Нормы употребления отдельных грамматических форм имён прилагательных.

1



23

Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные.

1



24

Типичные грамматические ошибки в речи.

1




3.Речевой этикет.




25

Национальные особенности речевого этикета. Соотношение понятий этика-этикет-мораль; этические нормы - этикетные нормы –этикетные формы.

1



26

Устойчивые формулы речевого этикета в общении.

1




Раздел III. Речь. Речевая деятельность. Текст.





1.Язык и речь. Виды речевой деятельности.




27

Эффективные приёмы чтения . Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы.

1




2.Текст как единица языка и речи.




28

Текст, тематическое единство текста.

1



29

Тексты описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение.

1




3.Функциональные разновидности языка.




30

Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины».

1



31

Учебно-научный стиль. Словарная статья, учебное сообщение, устный ответ.

1



32

Компьютерная презентация. Основные средства и правила создания. Предъявление слушателям.

1



33

Публицистический стиль. Устное выступление.

1



34

Язык художественной литературы. Описание внешности человека.

1